Содержание

Вопрос № 9. Региональные таможенные управления (рту), их функции, расположение на таможенной территории рф, структурные   подразделения  3

Вопрос № 28. Таможенный режим международного таможенного транзита. Особенности помещения товаров под данный режим, начисления таможенных платежей и применение мер экономической политики. 8

Вопрос № 46. Таможенный валютный контроль экспортно-импортных операций. 10

Список литературы.. 15

Вопрос № 9. Региональные таможенные управления (РТУ), их функции, расположение на таможенной территории РФ, структурные подразделения

Региональное таможенное управление Российской Федерации (РТУ РФ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все расположенные на территории подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных ГТК России.[1] Кроме того, РТУ осуществляет оперативное руководство расположенными на территории подведомственного ему региона организациями таможенной службы (таможенными лабораториями, учебными заведениями и др.)

Необходимость создания РТУ как промежуточного звена в системе управления таможенным делом в стране обусловлена, в первую очередь, огромными размерами таможенной территории России. Руководить таможнями и таможенными постами из одного центра при такой огромной таможенной территории невозможно. В связи с этим вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные таможенные управления осуществляют деятельность по руководству и координации работы нижестоящих звеньев таможенной системы. При этом следует отметить, что границы таможенных регионов могут как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов Российской Федерации административно-территориальных единиц.

Правовой статус РТУ закреплен в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 12 января 2005г. № 7. Данное Положение определяет задачи управления и основные его функции.[2]

Основными задачами РТУ являются: реализация таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона; разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации; разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономической безопасности страны; обеспечение в подведомственном регионе защиты экономических интересов России в пределах компетенции таможенных органов; организация таможенного дела в подведомственном регионе; обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществление контроля за исполнением в подведомственном регионе законодательства о таможенном деле и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы; организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил; руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью подведомственных таможенных органов; обеспечение своевременности и полноты поступления таможенных платежей; содействие развитию внешнеэкономических связей на территории подведомственного региона и ряд других.

Функции РТУ сложны и многообразны, и приводить их все (101 функцию) представляется нецелесообразным. Важно подчеркнуть, что функции РТУ по аналогии с приведенными выше функциями ГТК условно можно разделить на девять основных направлений:

1) функции по реализации таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;

2) функции по организации и осуществлению таможенного дела в подведомственном регионе;

3) функции по организации, координации и осуществлению контроля за взиманием таможенных платежей на территории подведомственного региона;

4) функции по организации, координации и контролю за осуществлением таможенного контроля нижестоящими таможенными органами;

5) функции по организации, координации и контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела;

6) функции по осуществлению валютного контроля в подведомственном регионе в качестве агента валютного контроля;

7) функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о таможенном деле в подведомственном регионе;

8) функции по обеспечению развития таможенной инфраструктуры в подведомственном регионе;

9) функции по организации и осуществлению кадровой работы в таможенных органах подведомственного региона.

Данная группа функций РТУ по своей направленности, казалось бы, совпадает с наименованием аналогичных функций ГТК России. Однако по содержанию они различны. Структура управления (в том числе и таможенным делом) такова, что по мере движения сверху вниз по системе Управления объект управления масштабно изменяется, изменяется и субъект управления, а управленческие функции конкретизируются с учетом изменения объекта и субъекта управления.

Для реализации возложенных на них функций и решения поставленных задач РТУ обладают рядом прав, закрепленных Общим положением о РТУ РФ: по изданию в пределах своей компетенции правовых актов по таможенному делу; по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и гражданами; по контролю за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности в подведомственном РТУ регионе; по внесению в ГТК России предложений по совершенствованию таможенного законодательства и практики его применения; по организации борьбы с нарушениями таможенного законодательства; по контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов и др. Создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет ГТК России. В настоящее время созданы и функционируют 13 региональных таможенных управлений: Московское, Западное, Северо-Западное, Калининградское, Северо-Кавказское, Дагестанское, Поволжское, Татарское, Уральское, Башкирское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное.

Типовая организационная структура и предельная штатная численность региональных таможенных управлений утверждаются ГТК России. Возглавляет РТУ начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Председателем ГТК России. Заместители начальника, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля (главный бухгалтер) и начальник юридического отдела РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами ГТК России по представлению начальника РТУ. Начальники иных самостоятельных структурных подразделений РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами начальника РТУ по согласованию с соответствующими структурными подразделениями ГТК России. Также как и в ГТК России, в РТУ РФ создается коллегия, которая состоит из начальника управления (председатель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководящих работников управления и нижестоящих таможенных органов. При этом члены коллегии РТУ, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются ГТК России по представлению начальника РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утверждается ГТК России.

На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью управления и находящихся в его непосредственном и оперативном подчинении таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ГТК России, проводятся в жизнь приказами ее председателя — начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглавляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России.

         РТУ РФ является органом федеральной исполнительной власти, обладает статусом юридического лица и финансируется как из средств федерального бюджета, так и из иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации, источников.[3]

Вопрос № 28. Таможенный режим международного таможенного транзита. Особенности помещения товаров под данный режим, начисления таможенных платежей и применение мер экономической политики

Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Под таможенный режим международного таможенного транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита.

При международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации осуществляются по правилам, установленным статьями 80 - 86 Таможенного Кодекса в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту.

Международный таможенный транзит завершается вывозом транзитных товаров с таможенной территории Российской Федерации. Перевозчик обязан предъявить транзитные товары, представить транзитную декларацию и иные документы на транзитные товары, используемые для целей международного таможенного транзита, таможенному органу назначения (пункт 1 статьи 92). Таможенный орган назначения обязан совершить необходимые таможенные операции для завершения международного таможенного транзита и выдать разрешение на убытие товаров и транспортных средств (статья 120) в день предъявления транзитных товаров и представления документов.

При вывозе транзитных товаров отдельными партиями международный таможенный транзит считается завершенным после убытия последней партии товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Международный таможенный транзит может быть также завершен помещением товаров под иные таможенные режимы при соблюдении требований и условий, установленных Таможенным кодексом.

Товары, помещенные под рассматриваемый таможенный режим, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов. Это объясняется тем, что содержание таможенного режима исключает нахождение таких товаров в свободном обращении на таможенной территории РФ.

Не попадая на внутренний рынок РФ, эти товары не могут составить конкуренцию российским товарам. Аналогичное положение содержится в Киотской конвенции, предусматривающей, что товары, перевозимые в режиме таможенного транзита, не облагаются пошлинами и налогами при соблюдении установленных таможенной службой условий и представления любых необходимых гарантий.

Вопрос № 46. Таможенный валютный контроль экспортно-импортных операций

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства  Российской  Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы  Российской   Федерации (п. 16 ст. 18 ТК РФ).

Так же таможенный контроль можно охарактеризовать как: совершение таможенными  органами необходимых действий, направленных на соблюдение юридическими и физическими лицами установленных законов и правил,  которые регулируют порядок ввоза, вывоза или транзита   грузов,  транспортных средств,  валюты и валютных ценностей.

Цель таможенного контроля - обеспечение соблюдения законодательства  Российской  Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

При рассмотрении общих принципов перемещения то­варов и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, согласно ст. 26 ТК они подлежат таможенному контролю[4].

В соответствии со ст. 180 ТК таможенный контроль про­водится должностными лицами таможенных органов Россий­ской Федерации "путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмот­ра как исключительной формы таможенного контроля); уче­та товаров и транспортных средств; устного опроса физичес­ких лиц и должностных лиц; проверки системы учета и от­четности; осмотра территорий и помещений складов времен­ного хранения, таможенных складов, свободных складов, сво­бодных таможенных зон и магазинов беспошлинной торгов­ли и других мест, где могут находиться товары и транспорт­ные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осу­ществляется деятельность, контроль за которой возло­жен на таможенные органы Российской Федерации".

Валютный контроль представляет собой деятельность, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Он позволяет проверить операции, которые выполняют участники внешнеэкономической деятельности с точки зрения валютного законодательства, а также предпринять действия, необходимые для восстановления нарушенного порядка, т.е. привлечь нарушителя к ответственности и осуществить репатриацию необоснованно непоступившей валютной выручки при заявлении таких таможенных режимов, как экспорт и реэкспорт.

Компетенция таможенных органов в области валютно­го контроля заключается в осуществлении валютного кон­троля за перемещением лицами через таможенную грани­цу России (за исключением периметров свободных тамо­женных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федера­ции, валютных ценностей, а также контроля за валютны­ми операциями, связанными с перемещением через ука­занную границу товаров и транспортных средств.

Практика показала, что организация действенного валютного контроля за операциями, связанными с внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов, без участия таможенных органов невозможна. Таможенным Кодексом был расширен перечень органов и агентов валютного контроля. К органам валютного контроля отнесен Государственный Таможенный Комитет России, а агентам – иные таможенные органы, подотчетные ГТК России (рис.1).

 

Рис.1  Органы валютного контроля Российской Федерации

Конкретные полномочия таможенных органов как аген­тов валютного контроля определяются ГТК России в пре­делах компетенции таможенных органов в области валют­ного контроля, а полномочия самого ГТК России как орга­на валютного контроля определены в положении о нем.

Валютный контроль таможенных органов можно раз­делить на валютный контроль в торговом обороте и ва­лютный контроль в неторговом обороте.

Валютный контроль в торговом обороте носит многоце­левой характер, но основная его цель — борьба с нелегаль­ным вывозом капиталов за границу и предотвращение сокрытия средств от налогообложения.

Валютный контроль в торговом обороте, осуществляе­мый таможенными органами, подразделяется, в свою оче­редь, на:

1. Таможенно-банковский валютный контроль за по­ступлением в Россию валютной выручки от экспорта то­варов.

2. Таможенно-банковский валютный контроль за обо­снованностью платежей в иностранной валюте за импор­тируемые товары в соответствии с таможенными режима­ми выпуска для свободного обращения и реимпорта.

3. Таможенный контроль за исполнением внешнетор­говых бартерных сделок.

4. Таможенный контроль за исполнением внешнетор­говых договоров, предусматривающих расчеты в валюте Российской Федерации.

5. Таможенный контроль в отношении целевых прове­рок участников внешнеэкономической деятельности по вопросам соблюдения валютного законодательства и вза­имодействие с другими контролирующими органами и агентами валютного контроля.

Таможенно-банковский валютный контроль как еди­ная система, имеющая определенную структуру, техноло­гию, информационные связи, существует с 1994 г., когда началось формирование системы организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Позже в этой системе также была предусмотрена и функ­ция контроля обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. С ноября 1996 г. на уже существующей технологической основе начат конт­роль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.

Важнейшей особенностью действующей системы валют­ного контроля во внешнеторговом обороте являются мно­гоступенчатость и параллельный характер контроля. Мно­гоступенчатость контроля позволяет охватить все этапы исполнения внешнеторгового контракта вплоть до реаль­ного поступления валютной выручки, включая контроль за обоснованностью платежей в иносттейигой валюте, кон­троль исполнения бартерных сделок. Параллельность кон­троля проявляется в его одновременном осуществлении банками. Министерством внешнеэкономических связей и таможенными органами, позволяя объединить всех учас­тников сделок в единую цепь.

Основным документом, регулирующим процедуру валютного  контроля при экспортных операциях является Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (с изменениями и дополнениями от 22 декабря 1999 г.).

Инструкция  определяет три основных стадии контроля при экспортных операциях:

-         оформление паспорта сделки - документа валютного контроля, содержащего необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации, оформляемого в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен Контракт;

-         таможенное оформление экспортируемых товаров – собственно получение разрешения на вывоз товаров;

-         банковский контроль за поступлением выручки от экспорта товаров.

Валютный контроль за операциями неторгового харак­тера проводится таможенными органами с целью обеспе­чения исполнения требований правовых норм, регулирующих перемещение через таможенную границу иностран­ной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, валю­ты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Рос­сийской Федерации, драгоценных металлов и камней[5].

При осуществлении валютного контроля должностные лица таможенных органов наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, по­лучать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать доку­менты, свидетельствующие о нарушениях в сфере валют­ного законодательства, не производить выпуск товаров в случае выявления нарушений установленных требований по его оформлению, а также другими правами, предус­мотренными российским законодательством.

Список литературы

Нормативно – правовые акты:

1.     Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003г. №61-ФЗ.

2.     Указ Прези­дента РФ от 14 августа 1996г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции от 29 ноября 2004г.);

3.     Общее положение о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утверждено Приказом ГТК России от 12 января 2005г. № 7.

Учебно – методическая литература:

1.     Азаров Ю.Ф. Комментарий к таможенному кодексу РФ (постатейный). Москва, издательство «Проспект», 2004г. – 694стр.

2.     Комментарий  к Таможенному кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. В. М. Орлов. – М.: Юрист, 2004. – 736 с.

3.     Косаренко Н.Н. Кочергина Т.Е. Таможенное право России. Учебник. Москва, издательство «Феникс», 2005г. – 320стр.

4.     Основы таможенного дела. Учебник. / Под ред. В.Г. Драганова –М.: Экономика, 2001.

5.     Тимошенко И.В. Девяткина Е.М. Таможенное право России. Курс лекций. Общая часть. Москва, издательство «Приор», 2004г. – 208стр.

6.     Трошкина Т. Н., Шахматьев А. А.  Правовое регулирование таможенных  платежей. - М.: Новая правовая культура, 2003. – 214 с.

7.     Чернявский А.Г., Габричидзе Б.Н. Курс таможенного права Российской федерации. Учебник. Москва, издательство «Дело и Сервис», 2003г. – 528стр.


[1] Тимошенко И.В. Девяткина Е.М. Таможенное право России. Курс лекций. Общая часть. Москва, издательство «Приор», 2004г – стр.81

[2] Тимошенко И.В. Девяткина Е.М. Таможенное право России. Курс лекций. Общая часть. Москва, издательство «Приор», 2004г – стр.82

[3] Косаренко Н.Н. Кочергина Т.Е. Таможенное право России. Учебник. Москва, издательство «Феникс», 2005г. – стр.61

[4] Основы таможенного дела. Учебник. / Под ред. В.Г. Драганова –М.: Экономика, 2001. стр. 135-137.

[5] Косаренко Н.Н. Кочергина Т.Е. Таможенное право России. Учебник. Москва, издательство «Феникс», 2005г. – с. 127