СОДЕРЖАНИЕ

ВОПРОС № 9. 3

ВОПРОС № 19. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 15

ВОПРОС № 9

Социально – экономические права личности в РФ

Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выде­лением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это под­разделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные[1].

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование. Преобразования, происходящие в экономической жизни,  потребовали внесения корректив в соответствующие статьи Основного Закона.

Социально-экономические права и свободы — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно свя­занных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, пра­во на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, пра­во наследования и другие. Например, право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, обще­ственных или частных организациях гарантируются ограниченная за­коном продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в пол­ноценном отдыхе[2].

   Право на экономическую деятельность

Данное право предусматривает свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности - ст.34 Конституции РФ. К этому праву относится также положения ст. 8 Конституции, где гарантируются: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности выступающие как гарантия этого  права. В то же время оно подлежит некоторым ограничениям: запрещаются определенные виды экономической деятельности (производство оружия, наркотиков, изготовление орденов и т.д.), а также предполагает наличие лицензии на  право ею заниматься. Конституцией РФ запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Право частной собственности

Оно принадлежит каждому и является одной из основ конституционного строя, как это установлено в ст.8 и 9.Закрепление в Конституции этого права означало не только признание основного права демократического режима, но и основания перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу. Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иными законодательствами, в том числе и земельным, т.к. земля является объектом частной собственности. Статья 35 устанавливает две юридические гарантии:

-никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда;

-принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Однако та же Конституция устанавливает и ограничение - владение, пользование и распоряжение частной собственностью осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит вреда окружающей среде, а также не нарушает прав и свобод иных лиц.

Конституция РФ гарантирует защиту права собственности. В частности в п.3 статьи 35 подразумевается, что государственные органы не вправе, ссылаясь на любую целесообразность и даже на  закон, лишать человека имущества против его воли. Соглашение между государством и собственником может быть достигнуто при условии равноценного и предварительного возмещения. Гарантией права частной собственности является также право наследования собственности. Положения, регулирующие право наследования закрепляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где определяются  все тонкости перехода собственности по завещанию собственника к наследнику.

Трудовые права и свободы

Эта группа прав и свобод включает в себя: свободу труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых. Указанное разграничение произведено на основе статьи 37 Конституции РФ, которая гласит:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Защита материнства, детства и семьи

В соответствии со статьей 38 Конституции РФ:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями права. Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняет дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Семейный кодекс, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Право на социальное обеспечение

В каждом государстве есть люди, которые в силу болезни или старости, а также по причине других обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование сами. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы и поэтому создает государственную систему по их обеспечению материальными благами за счет общества. В России тоже существует такая система, также и право на социальное обеспечение, зафиксированное в ст.39 Конституции[3].

Право на жилище

Закрепление права на жилье - одно из самых необходимых жизненных благ, основа нормальной жизнедеятельности гражданина. На сегодняшний день данное право является декларативным, потому что не имеет доступного механизма реализации.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Действующая Конституция предоставляет право на медицинскую помощь государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. В России также финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию (ст.41 Конституции РФ).

Право на благоприятную окружающую среду

 Статья 42 Конституции РФ:

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на образование

Данное право имеет большое значение в жизни людей. Конституция РФ гарантирует  общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основной Закон РФ содержит положения о высшем образовании: каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении (ст.43 Конституции РФ).

Основные принципы образовательной системы определены Законом об образовании от 13 января 1996 года. Отношение в области высшего и послевузовского профессионального образования регулируются Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 года.

ВОПРОС № 19

Конституционные основы местного самоуправления в РФ

Конституция РФ, определяя российское государство как демо­кратическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, на­ходящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеоло­гическом и политическом многообразии, а также местном самоуп­равлении.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ  конституционного строя предполагает установление децентрали­зованной системы управления, иных (нежели в условиях централи­зации и концентрации власти) основ взаимоотношений федераль­ных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Конституция РФ, закрепляя местное самоуправление в качест­ве одного из элементов конституционного строя, гарантирует орга­низационную обособленность местного самоуправления, его орга­нов в системе управления обществом и государством. В соответст­вии со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.1 Следовательно, они не могут рас­сматриваться как структурное подразделение государственной системы управления.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конститу­ция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществле­ния управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением.

В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное  самоуправление  осуществляется  гражданами  путем референдума, выборов,  других форм  прямого волеизъявления,  через выборные и другие органы местного самоуправления.

При всем многообразии конституционного подхода к муниципальному управлению, все же прослеживается главное в его сущности – публичность власти этого социально-политического института. Действительно, муниципалитеты – это относительно децентрализованный элемент организации государства, являющийся в то же время частью конституционного механизма государства, которые учреждаются в интересах местного населения, обладая при этом финансовой и организационной независимостью и правом местного нормотворчества в пределах своей компетенции. Другим важнейшим принципом организации и деятельности органов местного самоуправления является их подчиненность и подконтрольность местному населению, которое их формирует.

Право граждан на осуществление местного самоуправления детализировано в федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”[4]. В нем четко просматривается недопустимость ограничения этого права гражданина путем исключения территорий, в которых отсутствовало муниципальное управление. Причем реализация этого права возможна как путем непосредственного  волеизъявления граждан (референдумы, выборы), так же через активное и пассивное избирательное право, через равный доступ к муниципальной службе, через право граждан обращаться в органы  и к должностным лицам местного самоуправления.

Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничи­вает полномочия органов государственной власти Российской Фе­дерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного самоуправления.1

Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселе­ний. Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов мест­ного значения, владение, пользование и распоряжение муници­пальной собственностью.2

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения. Это означает, что управление муниципальной собственностью и местными финансовыми ресурсами должно осу­ществляться в интересах населения муниципального образования, которое вправе осуществлять контроль за этой деятельностью, по­лучать необходимую информацию о ней.

Данная особенность муниципальной деятельности предполагает также, что органы и должностные лица местного самоуправ­ления обязаны представлять и защищать интересы населения муниципального образования, взаимодействуя с государственными, общественными и иными органами, учреждениями и организа­циями.

Муници­пальная деятельность должна осуществляться с учетом  интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением.

Формы контроля, а также порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуп­равления перед населением определяются уставами муниципаль­ных образований. Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Закон предусматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

 Перечень полномочий органов самоуправле­ния (правовое выражение их деятельно­сти) позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления: обеспечение участия населения в решении местных дел; управление муниципальной собственностью; обеспечение развития соответствующей территории; охрана общественного порядка; защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Кон­ституцией РФ (ст. 4, 5 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).

К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы[5]:

-                   самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;

-                   организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;

-                   многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

-                   соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

К структуре органов местного самоуправления относятся[6]:

-                   Представительные органы самоуправления

-                   Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);

-                   Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.);

-                   Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.

В системе органов, формируемых в муниципальном управлении ведущая роль принадлежит представительным  органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. К исключительному ведению представительного органа местного самоуправления относятся вопросы: утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов, контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципальных образований (ст.15, ч.3 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”).

Вопрос об исполнительной власти федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” решает путем введения в закон нормы, разрешающей  предусмотренное уставом  муниципального образования введение должности главы этого образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 16, п.1 Закона).Это должностное лицо избирается гражданами на основе демократических принципов избирательного права, или представительным органом местного самоуправления из числа депутатов.

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ.

Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов. Это весьма важное конституционное положение в сущности подтверждает единое социально-политическое содержание публичной власти в государственной и муниципальной форме, то есть они являются двумя различными, но тесно взаимосвязанными формами народовластия в России.

Государственная власть решает все вопросы социально-экономического и политического характера прежде всего в стратегических масштабах, в правовых актах  законодательного характера и обеспечивает их исполнение средствами и методами, присущими верховной власти, в том числе посредством системы местного самоуправления. А уже имеющийся опыт формирования системы местного самоуправления показывает, что наделение его органов государственными полномочиями позволяет решать в принципе те же проблемы, но такими средствами и методами, которые центральная власть не может применить на местах.  Однако это в свою очередь требует  уточнения компетенции различных уровней власти, степени децентрализации и деконкретизации  государственно-властных полномочий в управлении экономикой, сферой социально-культурного и бытового обслуживания населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно – правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 //  "Российская  газета" от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Федеральный Закон Российской  Федерации "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154 - ФЗ. (действующая редакция).
  3. Федеральный Закон Российской  Федерации "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" от        6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. – Справочная система Гарант.

Учебно – методические пособия:

1.     Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - РЮИД, "Сашко", 2000.

2.     Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт //"Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1999, N 1.

3.     Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд. М.: "Норма", 2001.

4.     Коваленко А. И. Конституционное право России. – М.: Право и закон, 2002.

5.     Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И. И. Овчинникова. М., 2000.

6.     Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под. ред. В.В.Лазарева. М.: 2003.

7.     Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.


[1] Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М.: Просвещение, 1991. С. 216.

[2] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.- РЮИД, "Сашко", 2000.–с.151

[3] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.

1 ст. 12 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // там же

[4] Мирошниченко Е.В. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 1999, № 6, с. 147.

1 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Федеральный закон от 28 августа 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378.

2 ст. 130 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // там же

[5] Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт,2002. – с. 341.

[6] Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт,2002. – с. 345.