СОДЕРЖАНИЕ

ВОПРОС № 9. 3

ВОПРОС № 19. 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 16

ВОПРОС № 9

Принципы и способы замещения должностей в государственном и муниципальном аппарате

Законодательство о государственной службе, федеральный закон «О государственной гражданской службе», нормативные правовые акты в его развитие фактически определяют те кадровые технологии, применение которых необходимо на государственной службе. Среди них: открытый кадровый конкурс; формирование и использование кадрового резерва; аттестация; квалификационный экзамен; образовательные технологии; мотивация и стимулирование на основе оценки результатов деятельности; регламентация деятельности (использование должностных регламентов).

Назначение государственного и муниципального служащего на вакантную должность государственной службы в порядке должностного (служебного) роста производится, если он состоит в кадровом резерве для замещения этой должности или по результатам конкурса на замещение указанной должности.

В соответствии с действующим законодательством для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации.

Формирование кадрового резерва является способом оперативного реагирования государственного аппарата на потребности в формировании и функционировании органов государственной власти.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 № 58-ФЗ подчеркивает роль формирования кадрового резерва для подбора кандидатур для замещения должностей государственной службы. В соответствии со статьей 17 кадровый резерв предусматривается создавать как на уровне федеральной госслужбы (федеральный кадровый резерв) и госслужбы субъектов Федерации (кадровый резерв субъекта Федерации), так и на уровне отдельных государственных органов.

Согласно Федеральному закону № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:

- созданием  федерального  кадрового  резерва,  кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей  государственной  службы,  а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

-  развитием профессиональных качеств государственных служащих;

- оценкой результатов профессиональной служебной деятельности;

- государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;

- созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;

- использованием современных кадровых технологий;

- применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.[1]

Система работы с кадровым резервом определяет порядок формирования, подготовки и реализации кадрового резерва на руководящие должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти.[2]

Основными задачами формирования кадрового резерва являются:

- стимулирование профессионального роста и служебной активности гражданских и муниципальных служащих (далее - служащие);

- выявление служащих (граждан), обладающих потенциальными способностями к работе на руководящей должности;

- организация целевой подготовки служащих (граждан), включенных в кадровый резерв;

- обеспечение своевременного замещения вакантных должностей, в том числе в других органах, квалифицированными кадрами.

В кадровый резерв включаются лица, соответствующие квалификационным требованиям к должности, на замещение которой они претендуют, в том числе к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Включение служащего (гражданина) в кадровый резерв и исключение из него оформляется соответствующим правовым актом. Списки кадрового резерва составляются по конкретным должностям. Руководитель органа, в компетенцию которого входит назначение на должность, на которую формируется кадровый резерв, осуществляет общее руководство и несет ответственность за организацию работы с кадровым резервом, а также за реализацию кадрового резерва. Непосредственную работу с лицами, включенными в кадровый резерв, осуществляют их непосредственные руководители с участием кадровой службы органа. Срок нахождения служащего (гражданина) в кадровом резерве определяется планом индивидуальной подготовки и, как правило, составляет 2-3 года.

Работа с кадровым резервом проводится на трех уровнях: федеральный округ – субъект Российской Федерации – муниципальный район (городской округ), с соответствующим разделением уровня должностей, на которые готовится кадровый резерв, и направлений работы с кадровым резервом.[3]

Принципы формирования и источники кадрового резерва включают:

1. Принцип актуальности резерва – потребность в замещении должностей должна быть реальной.

2. Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва – требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.

3. Принцип перспективности кандидата – ориентация на профессиональный рост, уровень образования, возраст, стаж и опыт работы, предшествующий карьерный рост, здоровье (хоть законодательство и запрещает сортировать кандидатов по признаку здоровья). Также следует учитывать и профессиональные требования, особенности личности кандидата.

4. Источники кадрового резерва на руководящие должности могут стать:

- руководящие работники аппарата, дочерних предприятий;

- главные и ведущие специалисты;

- специалисты, имеющие соответствующее образование и положительную профессиональную репутацию;

- молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.[4]

Первым уровнем резерва кадров являются все специалисты предприятия, следующий уровень – заместители руководителей различного ранга. Основной резерв – руководители различных рангов.[5]

При возникновении вакансии государственной должности для ее замещения проводится конкурс. Кадровый конкурс позволяет реализовать принцип комплектования государственной службы высокопрофессиональными кадрами на конкурентной основе – один из основных принципов открытой кадровой политики. Конкурсы на государственные должности проводятся в различных государственных структурах уже более 10 лет. Однако, только в последнее время удалось подойти к созданию экономичной, гибкой, простой в применении технологии.

Коротко технологию конкурса можно охарактеризовать следующим образом: конкурс организован по принципу «воронки» и согласно действующему законодательству проводится в два этапа – дистанционный (заочный) и очный. Кандидаты помимо сбора необходимых документов выполняют определенные задания, например, готовят реферат на профессиональную тему. В ходе конкурса могут проводиться обсуждения, деловые игры по направлениям профессиональной деятельности, интервью с наиболее успешными кандидатами – задания, моделирующие ключевые аспекты будущей профессиональной деятельности чиновника: умение работать в команде, владение необходимыми знаниями и навыками.

В оценке участвуют руководители подразделений, на должности в которых проводится конкурс, сотрудники кадровых служб и независимые эксперты. Кандидаты оцениваются по критериям, разработанным на основе анализа деятельности государственного служащего и описывающим модель успешного специалиста на вакантной должности. Указанная модель допускает адаптацию практически к любой специализации государственной гражданской службы.

Технология конкурса, разработанная в Минэкономразвития России, позволяет провести конкурс на несколько государственных должностей силами небольшой рабочей группы из 2-3 человек, при минимальных временных и финансовых затратах, с высоким качеством и хорошей прогностичностью.

ВОПРОС № 19

Методы убеждения и принуждения

Метод убеждения

Метод убеждения - это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения.

Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины[6].

Убеждение - это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: - овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д.

Существуют различные формы убеждения, среди них можно выделить следующие: - обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование и т.д.

В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Нередко само по себе знание прав и обязанностей оказыва­ется достаточным для того, чтобы тот или иной гражданин был законопослушным, строго и неукоснительно следовал предписа­ниям юридических норм.

Часть граждан исполняют правовые предписания потому, что знают об отрицательных последствиях, которые могут наступить для них в случае неподчинения. Устрашение тоже является од­ной из форм воспитания, хотя и самой низкой. Угроза принужде­ния, устрашение могут способствовать воспитанию привычки со­блюдать закон.

В демократическом обществе убеждение — главный метод воз­действия.

Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно в отношении всех граждан.

Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает убежденность, привычку законопослушания.

Демократический режим открывает значительные возможнос­ти для широкого привлечения граждан к обсуждению и приня­тию правовых актов, к участию в делах государства, которые, в свою очередь, раскрывают перед ними сложность и трудность этого процесса, заставляют брать на себя ответственность за це­лесообразность принимаемых решений. Сознательная дисципли­на, высокая организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе непосредственной общественно-политической практики, являются действенными средствами формирова­ния убежденности, в основе которой лежит собственный опыт людей.

В-третьих, научно-техническая революция, цели демократичес­кого общественного устройства требуют, чтобы внешнее регули­рование поведения людей постепенно уступало место саморегу­лированию. Чем выше уровень техники, чем выше насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний контроль за людьми. Главными факторами успешной трудовой деятельности личности все более становятся психическое состоя­ние, акты сознания, недоступные внешнему контролю. И решаю­щее значение в успешной трудовой и иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею социального значения их целей и пос­ледствий. В деле воспитания саморегулирования, самоконтроля, чувства долга решающая роль принадлежит разнообразным фор­мам убеждения.

В-четвертых, созданная за последние десятилетия система средств массовой информации позволяет государственному и му­ниципальному аппарату быстро оповещать граждан о проводи­мых мероприятиях, разъяснять их смысл, инструктировать, убеж­дать. Пресса, радио, кино, телевидение значительно увеличили возможность воздействия на граждан, и их использование спо­собствует повышению роли убеждения в управлении делами об­щества.

В-пятых, убеждение обходится государству, стране намного дешевле, чем принуждение.

Формы убеждения разнообразны. Среди них: обучение, пропа­ганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Воспитывают примеры из личной жизни руководи­телей, яркие художественные образы. Во второй половине XIX в. многих вдохновлял образ Базарова, а в первой половине XX — Корчагина. Убеждает организационная практика исполнительных органов, пресс-конференции, встречи руководителей с народом, информирование о достигнутых успехах и т. д.

Метод принуждения

Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.

Метод принуждения - это психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению, путем применения специальных мер.

В обществе существуют различные виды принуждения: уголовное, административное, экономическое, гражданско-правовое, дисциплинарное, медицинское, педагогическое и т.д.

Из всех видов принуждения нам предстоит рассмотреть лишь одно - административное принуждение, потому что именно административное принуждение в большинстве случаев применяется органами государственного управления. Именно административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга объектов административного права.

Административное принуждение является вспомогательным методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом.

Цель административного принуждения - заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т.е. применяются не только в качестве наказания, но и для их предупреждения, а также пресечения.

Основные черты административного принуждения.

1. Как правило, применяются во внесудебном порядке, на основании соответствующего Закона или подзаконного акта (при совершении гражданином административного правонарушения, к нему может быть применена мера административного принуждения - задержание на основании Закона о милиции и на основании ст. 27.3 КоАП РФ).

2. Применяются к третьим лицам, т.е. к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (как к физическим, так и к юридическим лицам).

3. Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила дорожного движения).

4. Применяются, как правило, специальными органами, уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (ОВД, прокуратура, налоговая полиция и т.д.). По своему виду меры административного принуждения разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку их применения.

Все меры административные принуждения подразделяются на 3 группы: - административно-предупредительные меры;

-                    меры административного пресечения (пресекательные меры);

-                    меры административного взыскания (ответственности);

Рассмотрим их более подробнее:

Административно - предупредительные меры

Административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения возможных правонарушений или предотвращения наступления опасных последствий, (например, при стихийных бедствиях). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений, запретов, и применяются как к виновным, так и к невиновным лицам. В них отсутствует элемент кары. Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. против воли гражданина. Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов. Они не связаны с совершением правонарушений. Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни. Исчерпывающего перечня административно-предупредительных мер нет.

К ним можно отнести следующие меры:

- личный досмотр и досмотр вещей;

- проверка документов;

- административный надзор;

- введение карантина;

- использование специально-оборудованных машин;

- реквизиция имущества;

- административное задержание (в первую очередь это мера административного пресечения, но она имеет и профилактическое значение.) и т.д.       Применение этих и других мер строго регламентировано. Например, законом “О милиции” предусмотрено, что работники милиции вправе осуществлять следующие административно-предупредительные меры:

-                     административный надзор за ранее судимыми лицами;

-                     освидетельствовать граждан на состояние опьянения;

-                     оцеплять (блокировать) участки местности;

-                      временно ограничивать или запрещать движение транспорта и т.д.

Меры административного пресечения

Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые органами государственного управления и представителями общественности в целях прекращения административного правонарушения и предотвращения его вредных последствий, а также создания условий для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Эти меры многочисленны и разнообразны. Они так же не являются мерами административной ответственности, однако здесь связь с правонарушениями очень близкая. Применяются они только к правонарушителям и подразделяются на: - общие и специальные.

К общим мерам пресечения относятся:

1. Меры пресечения, применяемые непосредственно к правонарушителю:      - требование прекратить противоправное поведение;

 - доставление, административное задержание и др.

2. Меры пресечения имущественного характера:

-                    изъятие имущества;

-                    запрещение строительства;

-                    снос самовольно возведенных строений и др.

3. Меры пресечения технического характера:

-                    запрещение эксплуатации неисправного транспорта;

-                    приостановление работы предприятия и др.

4. Меры пресечения финансового характера:

-                    прекращение кредитования;

-                    сокращение бюджетного финансирования и др.

5. Меры пресечения медико-санитарного характера:

-                    отстранение от работы инфекционных больных;

-                    запрещение торговли из-за антисанитарного состояния и др.

Административное задержание - это временное ограничение личной свободы лица (как правило правонарушителя), применяемое в интересах обеспечения ООП или самого задержанного. Оно осуществляется на основании ст. ст. 27.3-27.6 КоАП РФ и п. 5 ст. 11 Закона о милиции и используется в целях:

-                    пресечения административных правонарушений;

-                     установления личности;

-                     составления протокола об административном правонарушении (если нет возможности составить его на месте).

-                    обеспечения своевременного рассмотрения дел и исполнения вынесенных решений.

Меры административного взыскания

Административное взыскание - это мера ответственности за административное правонарушение. Она применяется в целях наказания правонарушителя и предупреждения новых правонарушений. Эти меры содержат элемент кары.

Применение мер административного принуждения во всех его вариантах усиливается в условиях чрезвычайного положения. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями, необходимыми для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Так возможно: - временное выселение граждан из районов, опасных для проживания;

-                    введение особого режима въезда и выезда граждан;

-                    запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций;

-    запрещение проведения забастовок;

-                     ограничение движения транспортных средств;

-                     введение комендантского часа;

-                    приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно – правовые акты:

1.                  Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997.1 №51. Ст. 5712.

2.                  Трудовой кодекс Российской Федерации от 21 декабря 2001. отдельное издание М. 2005.

3.                  Федеральный закон от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

4.                  Федеральный закон от 27.07.04 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5.                  Об основах  муниципальной службы в Российской Федерации: Федеральный закон в ред. Федеральных законов от 13.04.1999 N 75-ФЗ, от 19.04.2002 N 38-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 5.

6.                  Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)». - Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336.

7.                  Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ред. Федерального Закона от 02.02.2006 № 19-Ф3.

8.                  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.  N 195-ФЗ.

9.                  Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Учебно – методические пособия:

1.                Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федарации: Учебник. - М.: Зерцало, Теис, 2002.

2.                Баженов В.О. Административное право. Учебно-методические материалы. М.: Юридическая литература, 2003.

3.                Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: БЕК, 2003.

4.                Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации. – М.: Дело и сервис, 2001.

5.                Князев С.Н., Ильин М.В., Разумовский A.M. Системная актуализация вопросов государственной кадровой политики // Проблемы управления,  2004. - №3.

6.                Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

7.                Колибаба Г.Н. Современное административное право России: пути его познания. Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2002.

8.                Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багищев З.А. Российское административное право. – М.: БЕК, 2002.

9.                Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М. 2002.

10.           Травин В,В., Дятлов В.А. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. М.: Дело ЛТД, 2005.


[1] Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»

[2] Травин В,В., Дятлов В.А. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. М.: Дело ЛТД, 2005. – с. 44.

[3] Князев С.Н., Ильин М.В., Разумовский A.M. Системная актуализация вопросов государственной кадровой политики // Проблемы управления,  2004. - №3. С.3.

[4] Князев С.Н., Ильин М.В., Разумовский A.M. Системная актуализация вопросов государственной кадровой политики // Проблемы управления,  2004. - №3. С.4.

[5] Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М. 2002. – с. 45.

[6] Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: БЕК, 2003. – с. 117