СОДЕРЖАНИЕ
ВОПРОС № 9. 3
ВОПРОС № 19. 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 16
ВОПРОС № 9
Принципы и способы замещения должностей в государственном и муниципальном аппарате
Законодательство о государственной службе, федеральный закон «О государственной гражданской службе», нормативные правовые акты в его развитие фактически определяют те кадровые технологии, применение которых необходимо на государственной службе. Среди них: открытый кадровый конкурс; формирование и использование кадрового резерва; аттестация; квалификационный экзамен; образовательные технологии; мотивация и стимулирование на основе оценки результатов деятельности; регламентация деятельности (использование должностных регламентов).
Назначение государственного и муниципального служащего на вакантную должность государственной службы в порядке должностного (служебного) роста производится, если он состоит в кадровом резерве для замещения этой должности или по результатам конкурса на замещение указанной должности.
В соответствии с действующим законодательством для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации.
Формирование кадрового резерва является способом оперативного реагирования государственного аппарата на потребности в формировании и функционировании органов государственной власти.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 № 58-ФЗ подчеркивает роль формирования кадрового резерва для подбора кандидатур для замещения должностей государственной службы. В соответствии со статьей 17 кадровый резерв предусматривается создавать как на уровне федеральной госслужбы (федеральный кадровый резерв) и госслужбы субъектов Федерации (кадровый резерв субъекта Федерации), так и на уровне отдельных государственных органов.
Согласно Федеральному закону № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:
- созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;
- развитием профессиональных качеств государственных служащих;
- оценкой результатов профессиональной служебной деятельности;
- государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;
- созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;
- использованием современных кадровых технологий;
- применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.[1]
Система работы с кадровым резервом определяет порядок формирования, подготовки и реализации кадрового резерва на руководящие должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти.[2]
Основными задачами формирования кадрового резерва являются:
- стимулирование профессионального роста и служебной активности гражданских и муниципальных служащих (далее - служащие);
- выявление служащих (граждан), обладающих потенциальными способностями к работе на руководящей должности;
- организация целевой подготовки служащих (граждан), включенных в кадровый резерв;
- обеспечение своевременного замещения вакантных должностей, в том числе в других органах, квалифицированными кадрами.
В кадровый резерв включаются лица, соответствующие квалификационным требованиям к должности, на замещение которой они претендуют, в том числе к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Включение служащего (гражданина) в кадровый резерв и исключение из него оформляется соответствующим правовым актом. Списки кадрового резерва составляются по конкретным должностям. Руководитель органа, в компетенцию которого входит назначение на должность, на которую формируется кадровый резерв, осуществляет общее руководство и несет ответственность за организацию работы с кадровым резервом, а также за реализацию кадрового резерва. Непосредственную работу с лицами, включенными в кадровый резерв, осуществляют их непосредственные руководители с участием кадровой службы органа. Срок нахождения служащего (гражданина) в кадровом резерве определяется планом индивидуальной подготовки и, как правило, составляет 2-3 года.
Работа с кадровым резервом проводится на трех уровнях: федеральный округ – субъект Российской Федерации – муниципальный район (городской округ), с соответствующим разделением уровня должностей, на которые готовится кадровый резерв, и направлений работы с кадровым резервом.[3]
Принципы формирования и источники кадрового резерва включают:
1. Принцип актуальности резерва – потребность в замещении должностей должна быть реальной.
2. Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва – требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.
3. Принцип перспективности кандидата – ориентация на профессиональный рост, уровень образования, возраст, стаж и опыт работы, предшествующий карьерный рост, здоровье (хоть законодательство и запрещает сортировать кандидатов по признаку здоровья). Также следует учитывать и профессиональные требования, особенности личности кандидата.
4. Источники кадрового резерва на руководящие должности могут стать:
- руководящие работники аппарата, дочерних предприятий;
- главные и ведущие специалисты;
- специалисты, имеющие соответствующее образование и положительную профессиональную репутацию;
- молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.[4]
Первым уровнем резерва кадров являются все специалисты предприятия, следующий уровень – заместители руководителей различного ранга. Основной резерв – руководители различных рангов.[5]
При возникновении вакансии государственной должности для ее замещения проводится конкурс. Кадровый конкурс позволяет реализовать принцип комплектования государственной службы высокопрофессиональными кадрами на конкурентной основе – один из основных принципов открытой кадровой политики. Конкурсы на государственные должности проводятся в различных государственных структурах уже более 10 лет. Однако, только в последнее время удалось подойти к созданию экономичной, гибкой, простой в применении технологии.
Коротко технологию конкурса можно охарактеризовать следующим образом: конкурс организован по принципу «воронки» и согласно действующему законодательству проводится в два этапа – дистанционный (заочный) и очный. Кандидаты помимо сбора необходимых документов выполняют определенные задания, например, готовят реферат на профессиональную тему. В ходе конкурса могут проводиться обсуждения, деловые игры по направлениям профессиональной деятельности, интервью с наиболее успешными кандидатами – задания, моделирующие ключевые аспекты будущей профессиональной деятельности чиновника: умение работать в команде, владение необходимыми знаниями и навыками.
В оценке участвуют руководители подразделений, на должности в которых проводится конкурс, сотрудники кадровых служб и независимые эксперты. Кандидаты оцениваются по критериям, разработанным на основе анализа деятельности государственного служащего и описывающим модель успешного специалиста на вакантной должности. Указанная модель допускает адаптацию практически к любой специализации государственной гражданской службы.
Технология конкурса, разработанная в Минэкономразвития России, позволяет провести конкурс на несколько государственных должностей силами небольшой рабочей группы из 2-3 человек, при минимальных временных и финансовых затратах, с высоким качеством и хорошей прогностичностью.
ВОПРОС № 19
Методы убеждения и принуждения
Метод убеждения
Метод убеждения - это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения.
Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины[6].
Убеждение - это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: - овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д.
Существуют различные формы убеждения, среди них можно выделить следующие: - обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование и т.д.
В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Нередко само по себе знание прав и обязанностей оказывается достаточным для того, чтобы тот или иной гражданин был законопослушным, строго и неукоснительно следовал предписаниям юридических норм.
Часть граждан исполняют правовые предписания потому, что знают об отрицательных последствиях, которые могут наступить для них в случае неподчинения. Устрашение тоже является одной из форм воспитания, хотя и самой низкой. Угроза принуждения, устрашение могут способствовать воспитанию привычки соблюдать закон.
В демократическом обществе убеждение — главный метод воздействия.
Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно в отношении всех граждан.
Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает убежденность, привычку законопослушания.
Демократический режим открывает значительные возможности для широкого привлечения граждан к обсуждению и принятию правовых актов, к участию в делах государства, которые, в свою очередь, раскрывают перед ними сложность и трудность этого процесса, заставляют брать на себя ответственность за целесообразность принимаемых решений. Сознательная дисциплина, высокая организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе непосредственной общественно-политической практики, являются действенными средствами формирования убежденности, в основе которой лежит собственный опыт людей.
В-третьих, научно-техническая революция, цели демократического общественного устройства требуют, чтобы внешнее регулирование поведения людей постепенно уступало место саморегулированию. Чем выше уровень техники, чем выше насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний контроль за людьми. Главными факторами успешной трудовой деятельности личности все более становятся психическое состояние, акты сознания, недоступные внешнему контролю. И решающее значение в успешной трудовой и иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею социального значения их целей и последствий. В деле воспитания саморегулирования, самоконтроля, чувства долга решающая роль принадлежит разнообразным формам убеждения.
В-четвертых, созданная за последние десятилетия система средств массовой информации позволяет государственному и муниципальному аппарату быстро оповещать граждан о проводимых мероприятиях, разъяснять их смысл, инструктировать, убеждать. Пресса, радио, кино, телевидение значительно увеличили возможность воздействия на граждан, и их использование способствует повышению роли убеждения в управлении делами общества.
В-пятых, убеждение обходится государству, стране намного дешевле, чем принуждение.
Формы убеждения разнообразны. Среди них: обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Воспитывают примеры из личной жизни руководителей, яркие художественные образы. Во второй половине XIX в. многих вдохновлял образ Базарова, а в первой половине XX — Корчагина. Убеждает организационная практика исполнительных органов, пресс-конференции, встречи руководителей с народом, информирование о достигнутых успехах и т. д.
Метод принуждения
Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.
Метод принуждения - это психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению, путем применения специальных мер.
В обществе существуют различные виды принуждения: уголовное, административное, экономическое, гражданско-правовое, дисциплинарное, медицинское, педагогическое и т.д.
Из всех видов принуждения нам предстоит рассмотреть лишь одно - административное принуждение, потому что именно административное принуждение в большинстве случаев применяется органами государственного управления. Именно административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга объектов административного права.
Административное принуждение является вспомогательным методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом.
Цель административного принуждения - заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.
Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т.е. применяются не только в качестве наказания, но и для их предупреждения, а также пресечения.
Основные черты административного принуждения.
1. Как правило, применяются во внесудебном порядке, на основании соответствующего Закона или подзаконного акта (при совершении гражданином административного правонарушения, к нему может быть применена мера административного принуждения - задержание на основании Закона о милиции и на основании ст. 27.3 КоАП РФ).
2. Применяются к третьим лицам, т.е. к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (как к физическим, так и к юридическим лицам).
3. Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила дорожного движения).
4. Применяются, как правило, специальными органами, уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (ОВД, прокуратура, налоговая полиция и т.д.). По своему виду меры административного принуждения разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку их применения.
Все меры административные принуждения подразделяются на 3 группы: - административно-предупредительные меры;
- меры административного пресечения (пресекательные меры);
- меры административного взыскания (ответственности);
Рассмотрим их более подробнее:
Административно - предупредительные меры
Административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения возможных правонарушений или предотвращения наступления опасных последствий, (например, при стихийных бедствиях). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений, запретов, и применяются как к виновным, так и к невиновным лицам. В них отсутствует элемент кары. Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. против воли гражданина. Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов. Они не связаны с совершением правонарушений. Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни. Исчерпывающего перечня административно-предупредительных мер нет.
К ним можно отнести следующие меры:
- личный досмотр и досмотр вещей;
- проверка документов;
- административный надзор;
- введение карантина;
- использование специально-оборудованных машин;
- реквизиция имущества;
- административное задержание (в первую очередь это мера административного пресечения, но она имеет и профилактическое значение.) и т.д. Применение этих и других мер строго регламентировано. Например, законом “О милиции” предусмотрено, что работники милиции вправе осуществлять следующие административно-предупредительные меры:
- административный надзор за ранее судимыми лицами;
- освидетельствовать граждан на состояние опьянения;
- оцеплять (блокировать) участки местности;
- временно ограничивать или запрещать движение транспорта и т.д.
Меры административного пресечения
Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые органами государственного управления и представителями общественности в целях прекращения административного правонарушения и предотвращения его вредных последствий, а также создания условий для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.
Эти меры многочисленны и разнообразны. Они так же не являются мерами административной ответственности, однако здесь связь с правонарушениями очень близкая. Применяются они только к правонарушителям и подразделяются на: - общие и специальные.
К общим мерам пресечения относятся:
1. Меры пресечения, применяемые непосредственно к правонарушителю: - требование прекратить противоправное поведение;
- доставление, административное задержание и др.
2. Меры пресечения имущественного характера:
- изъятие имущества;
- запрещение строительства;
- снос самовольно возведенных строений и др.
3. Меры пресечения технического характера:
- запрещение эксплуатации неисправного транспорта;
- приостановление работы предприятия и др.
4. Меры пресечения финансового характера:
- прекращение кредитования;
- сокращение бюджетного финансирования и др.
5. Меры пресечения медико-санитарного характера:
- отстранение от работы инфекционных больных;
- запрещение торговли из-за антисанитарного состояния и др.
Административное задержание - это временное ограничение личной свободы лица (как правило правонарушителя), применяемое в интересах обеспечения ООП или самого задержанного. Оно осуществляется на основании ст. ст. 27.3-27.6 КоАП РФ и п. 5 ст. 11 Закона о милиции и используется в целях:
- пресечения административных правонарушений;
- установления личности;
- составления протокола об административном правонарушении (если нет возможности составить его на месте).
- обеспечения своевременного рассмотрения дел и исполнения вынесенных решений.
Меры административного взыскания
Административное взыскание - это мера ответственности за административное правонарушение. Она применяется в целях наказания правонарушителя и предупреждения новых правонарушений. Эти меры содержат элемент кары.
Применение мер административного принуждения во всех его вариантах усиливается в условиях чрезвычайного положения. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями, необходимыми для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Так возможно: - временное выселение граждан из районов, опасных для проживания;
- введение особого режима въезда и выезда граждан;
- запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций;
- запрещение проведения забастовок;
- ограничение движения транспортных средств;
- введение комендантского часа;
- приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений и т.п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые акты:
1. Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997.1 №51. Ст. 5712.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21 декабря 2001. отдельное издание М. 2005.
3. Федеральный закон от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 27.07.04 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
5. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: Федеральный закон в ред. Федеральных законов от 13.04.1999 N 75-ФЗ, от 19.04.2002 N 38-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 5.
6. Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)». - Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336.
7. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ред. Федерального Закона от 02.02.2006 № 19-Ф3.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
9. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
Учебно – методические пособия:
1. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федарации: Учебник. - М.: Зерцало, Теис, 2002.
2. Баженов В.О. Административное право. Учебно-методические материалы. М.: Юридическая литература, 2003.
3. Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: БЕК, 2003.
4. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации. – М.: Дело и сервис, 2001.
5. Князев С.Н., Ильин М.В., Разумовский A.M. Системная актуализация вопросов государственной кадровой политики // Проблемы управления, 2004. - №3.
6. Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
7. Колибаба Г.Н. Современное административное право России: пути его познания. Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2002.
8. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багищев З.А. Российское административное право. – М.: БЕК, 2002.
9. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М. 2002.
10. Травин В,В., Дятлов В.А. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. М.: Дело ЛТД, 2005.
[1] Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»
[2] Травин В,В., Дятлов В.А. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. М.: Дело ЛТД, 2005. – с. 44.
[3] Князев С.Н., Ильин М.В., Разумовский A.M. Системная актуализация вопросов государственной кадровой политики // Проблемы управления, 2004. - №3. С.3.
[4] Князев С.Н., Ильин М.В., Разумовский A.M. Системная актуализация вопросов государственной кадровой политики // Проблемы управления, 2004. - №3. С.4.
[5] Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М. 2002. – с. 45.
[6] Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: БЕК, 2003. – с. 117