Содержание

1. Сущность и сожержание экономического анализа……………………………..3

1.1. Предмет, содержание и задачи экономического анализа……………….……3

1.2 Субъекты и пользователи экономического анализа…………………………..7

1.3. Роль экономического анализа в управлении организацией…………….……8

Задача 28……………………………………………………………………….……10

Задача 46…………………………………………………………………………….11

Список литературы…………………………………………………………………13

1. Сущность и сожержание экономического анализа

1.1. Предмет, содержание и задачи экономического анализа

Экономический анализ предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решения на микроэкономическом уровне, то есть на уровне субъектов хозяйствования.  С помощью аналитических процедур выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятия и делаются прогнозы его будущего состояния, после чего на основе этих прогнозов строятся планы производственной и рыночной активности и разрабатываются процедуры контроля  за их исполнением.[4,19]

     Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. Содержанием АФХД является глубокое и всесторонне изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Анализ должен представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования. [2,84]

Основное направление анализа:  от сложного комплекса – к составляющим его элементам, от результата – к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем.

Успешность анализа определяется различными факторами. С известной доле условности можно выделить несколько основных принципов, которые целесообразно иметь в виду, приступая к анализу. Во-первых, прежде чем начать выполнение каких-либо аналитических процедур, необходимо составить достаточно четкую программу анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения. [5,97]

Во-вторых, при проведении аналитических процедур показатели деятельности предприятия всегда с чем-то сравниваются. Сравнения могут проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей должны тщательно анализироваться, чтобы, с одной стороны,  выявить основные факторы, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров, а, с другой стороны, еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо, внести в нее изменения.

В-третьих, завершенность и целостность любого анализа, имеющего экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (пределы, нормативы, тенденции).

В-четвертых, выполняя анализ, не нужно без необходимости гнаться за точностью оценок; как правило, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей. [4,46]

Основная цель проведения анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в ее финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности; разработка обоснованных планов и нормативов.

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:

·        определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период;

·         повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов;

·         объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдение нормативов по количеству, структуре и качеству продукции, работ и услуг;

·         определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

·         прогнозирование результатов хозяйствования;

подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.

Содержательная сторона анализа включает следующие элементы (процедуры):

·         постановка и уяснение конкретных задач анализа;

·         установление причинно-следственных связей;

·         определение показателей и методов их оценки;

·         выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;

·         выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирование положительных.

Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности следует проводить, руководствуясь определенными принципами (табл. 1).


Таблица 1

 Основные принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности

Принципы

Содержание принципа

Конкретность

Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение

Комплексность

Всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки

Системность

Изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно

Регулярность

Анализ следует производить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от –случая к случаю

Объективность

Критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов

Действенность

Пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности

Экономичность

Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения

Сопоставимость

Данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов

Научность

При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами

Финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно представить как непрерывный процесс привлечения разного рода ресурсов, объединения их в процессе производства для получения некоторого финансового результата. Исходя из этого можно выделить три  укрупненные сферы применения анализа: ресурсы, производственный процесс, финансовые результаты. Любой из этих объектов может быть, во-первых, детализирован и, во-вторых, подвергнут различным видам аналитической обработки.

 

1.2 Субъекты и пользователи экономического анализа

Результаты экономического анализа интересуют, прежде всего его пользователей.

Таблица 2

Пользователи аналитической информации

Внешние пользователи

Внутренние пользователи

Кредиторы

Контрагенты

Государственные контролирующие органы

Специалисты по слияниям и поглощениям

Мелкие собственники и потенциальные инвесторы

Независимые аналитики

Внешние аудиторы

Управленческий персонал

Владельцы контрольных пакетов акций

Бухгалтеры

Внутренние аудиторы

Внутренние пользователи, проводя анализ или контролируя его проведение, могут получать любую информацию, касающуюся текущей деятельности и перспектив предприятия. Внешним пользователям приходится довольствоваться лишь сведениями из официальных источников и строить своих выводы на информации, которую сочли возможным опубликовать внутренние пользователи. [4,46]

Первыми среди внутренних пользователей аналитической информации следует назвать руководство хозяйствующего субъекта. Для них анализ является необходимой основой для принятия управленческих решений. К внутренним пользователям можно отнести и владельцев контрольных пакетов прав собственности на предприятиях (акций, паев, долей и т.п. в зависимости от формы собственности). На мелких предприятиях зачастую сами владельцы осуществляют и оперативное управление, являясь, таким образом, не только собственниками, но и руководителями своих предприятий. В крупных же акционерных обществах владельцы больших пакетов контролируют состав совета директоров и, следовательно, через управляющих тоже могут иметь доступ к максимальному объему информации, касающейся существующего положения и перспектив предприятия.

Специалисты по слияниям и поглощениям  анализируют главным образом перспективы предприятий с точки зрения возможности и целесообразности осуществить их реорганизацию, то есть преследуют  свои собственные интересы, иногда (в случае враждебных поглощений) противоположные интересам владельцев, руководства и персонала поглощаемой компании. Полный доступ к важной информации специалисты по слияниям и поглощениям имеют в случае дружественных поглощений, но в любом случае эта группа аналитиков изучает перспективы предприятия весьма тщательно.

1.3. Роль экономического анализа в управлении организацией

Управление предприятием требует точного знания, как этот объект существовал и развивался в предыдущем периоде и каково сегодняшнее состояние хозяйственно-финансовой деятельности. Наличие полной и достоверной информации о деятельности предприятия в прошлом, о сложившихся тенденциях его функционирования и развития позволяет принять обоснованное решение об улучшении показателей хозяйственно-финансовой деятельности, обосновать прогнозируемые и плановые показатели, программы развития и бизнес-планы. Изучение состояния (анализ) предприятия является механизмом управления внутренней средой предприятия. Собственники, руководители и специалисты предприятия должны знать эту среду, уметь реагировать на её изменения и учитывать в процессе управления предприятием.

Рассмотрим методику анализа финансового состояния, которая предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики. [3,57]

Методика включает следующие блоки анализа:

-         общая оценка финансового состояния и его изменение за отчетный период;

-         анализ финансовой устойчивости предприятия;

-         анализ ликвидности баланса,

-         анализ деловой активности и платежеспособности.

Оценка финансового состояния и его изменение за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен логически развиваться заключительный блок анализа финансового состояния. Сравнительный аналитический баланс и показатели финансовой устойчивости отражают сущность финансового состояния. Ликвидность баланса характеризует внешние проявления финансового состояния, которые обусловлены его сущностью. Оценка ликвидности баланса производится с помощью внутреннего анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступают платежеспособность предприятия, под которой подразумевается его способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков, возвращать кредиты, производить оплату труда персоналу, вносить платежи в бюджет.

Общий показатель ликвидности баланса показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств, позволяет сравнивать балансы предприятий, относящимся к разным отчетным периодам, а также балансы различных предприятий и выяснить, какой баланс более ликвиден.

Задача 28

Приведены данные, характеризующие товарные ре­сурсы и их использование по торговому предприятию:

тыс. руб.

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Изменения

Остатки товаров на начало года

3524

3804

280

Поступление товаров

17124

15588

-1536

Прочее выбытие

164

128

-36

Остатки товаров на конец года

3024

3728

704

Оборот розничной торговли

17460

15536

-1924

На основании приведенных данных необходимо: определить влияние на изменение оборота розничной торговли каждого элемента товарных ресурсов;

рассчитать средние товарные запасы и оборачиваемость запасов товаров (в числе оборотов);

Т/об. одн. = Т/об.за год / 360 - товарооборот за один день 

Т/об.одн. прошлый = 17460/360 = 48,5

Т/об.одн. отчетный = 15536/360  = 43,15

З одн.  = З / Т/об.одн. - средние товарные запасы в днях

З.одн прошлый = (3524+3024)/2/48,5 = 67,50

З.одн.отчетный = (3804+3728)/2/43,15 = 87,28

Т/об.за год / З - оборачиваемость тов. запасов в числе оборотов

Оборачиваемость прошлый = 17460/67,5 = 258,67

Оборачиваемость отчетный = 15536/87,28 = 178,00

Исходя из рассчитанных показателей можно сделать вывод, о том что в отчетном году наблюдается заметное ускорение оборачиваемости на 80,67 дней, или на 31%., это положительный фактор, так как ускорению оборачиваемости приводит к повышению оборота розничной торговли, а значит и к повышению прибыли.

Исходя из вышеприведенных данных и из того, что между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость, а также учитывая средние товарные запасы за год и число работающих, можно сделать вывод, что предприятие эффективно использует свои оборотные средства.

ОРТскорр. = Оборачива Прош..*Запасы отчет. = 258,67*87,28 = 22576,71

ОРТ Прош. = 22576,71-17460 = 5116,71

ОРТ отч = 15536-22576,71 = -7040,71

Общее изменение = 5116,71+(-7040,71) = -1924

По проведенному анализу можно сделать вывод, о том что оборот розничной торговли за анализируемый период снизился на 1924 руб., на данное изменение в положительную сторону оказало влияние оборачиваемость на 5116,71 руб., но имеющиеся запасы слишком велики поэтому они оказывают очень отрицательное влияние на оборот розничной торговли , а конкретно на 7040,71 руб. Таким образом, можно сделать обобщающий вывод, что уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, расходов по хранения товаров и т.д., т.е. позволяет наиболее эффективнее использовать свои оборотные средства.

Задача 46

По рабочим производственного предприятия имеются следующие данные о стаже работы и выработке одного рабочего за смену:

Стаж работы (X), лет

1

2

3

4

5

6

7

8

Выработка   одно­го    рабочего    за смену (У), шт.

80

90

90

120

110

130

140

160

На основании приведенных данных необходимо:

•   найти уравнение корреляционной связи между стажем работы и выработкой;

•   проанализировать параметры уравнения, изобразить графически данную зависимость.

По группе предприятий имеются следующие данные о производительности труда и рентабельности.

Обозначим стаж работы переменной X, а выработку одного рабочего за смену – переменной Y.

Уравнение регрессии имеет вид:  Y(x)=b0+b1·x.

Параметры этого уравнения определяются через решение системы уравнений.

b0=115–b1·4,5

517,5–b1·20,25+b1·20,25 = 517,50

b1=25,56

b0=0

Таким образом, уравнение регрессии имеет вид:  Y(x)=25,56 х.

Проанализируем параметры уравнения регрессии. Как известно, b0 – усредненное значение, т.е. должно быть близким к среднему арифметическому Yx. Но в данном случае 25,56 – меньше усредненного значения, что говорит о низкой точности прогноза, даваемого уравнением регрессии. Параметр b1 в данном случае показывает, что при изменении х (т.е.производительности труда) на единицу, величина Yx  (т.е. рентабельность) меняется с тем же знаком . Более распространенным методом стохастического анализа является метод корреляционный зависимости. Этот метод широко используется для определения тесноты связи между показателями, не находящимися в функциональной зависимости. Корреляция предоставляет вероятностную зависимость между явлениями, не имеющими строго функционального характера.

Непременным условием корреляционного анализа является обеспечение репрезентативности статистических данных.

Теснота связи между изучаемыми явлениями измеряется коэффициентом корреляции.

Формула исчисления коэффициента корреляции (тесноты связи) (Kk)

;

Обоснование управленческих решений в базисе базируется на изучении соотношении между группами важнейших экономических показателей: затрат, объем производства и прибыли.

В основу методики такого анализа  положено деление всех затрат предприятия (организации) на постоянные и переменные и определение критической точки объема производства.

Используя эту методику анализа возможны допущения, которые могут отсутствовать полностью или частично в конкретной ситуации.

Список литературы

1. Берко И.А. Учет и отчетность по МСФО в 1С:Предприятии 8.0 в вопросах и ответах. – М.; Фирма 1С, 2005. – 218с.

2. Чистов Д.В., Харитонов С.А. Хозяйственные операции в компьютерной бухгалтерии 8.0. Практикум. – М.; Фирма 1С, 2005.

3. Харитонов С.А. Бухгалтерский и налоговый учет в программе 1С:Бухгалтерия. - М.; Фирма 1С, 2002. – 218 с.

4. Габец А., Гончаров Д. 1С:Предприятие. Простые примеры разработки. -М.; Фирма 1С, 2005.

5. Шуремов Е.Л. Информационные технологии управления взаимоотношениями с клиентами. - М.; Фирма 1С, 2004.