Содержание

Введение.. 3

1. Молодежь как особая группа.. 4

2. Принципы государственной молодежной политики.. 8

3. Социальные службы в решении молодежных проблем... 11

Заключение.. 14

Список литературы... 15

Введение

Известно, что в структуре населения любого государства одно из важных мест занимают молодые люди, дети, подростки, юноши и девушки, то есть та его часть, которую в обобщенном виде называют «молодежь». Исследованию ее состава, структуры, динамики развития, ценностных ориентации и жизненных целей, сравнительных характеристики с предыдущими ее генерациями посвящено значительное количество публицистических статей, научных публикаций, диссертаций. Такое внимание к проблемам молодежи, безусловно, вызвано особым ее положением в общей структуре населения страны.

Социальная педагогика выстраивает свое воздействие во всех сферах: от социальной молодежной политики до социальной работы с конкретным молодым человеком, реализуя систему социально-педагогических отношений во всех социальных институтах государства и общества[1].

Цель работы: проанализировать социальную работу с молодежью.

Задачи работы:

1.           Рассмотреть молодежь как особую группу.

2.           Изучить принципы государственной молодежной политики.

3.           Проанализировать работу социальных служб в решении молодежных проблем.

4.           Изучить опыт общественных организаций по осуществлению социальной работы с молодежью в Новосибирской области.

1. Молодежь как особая группа

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Для того, чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу.

Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения[2].

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.

Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К началу 1996 г. безработица в России достигла (по официальным данным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38% всех безработных - молодые люди до 30 лет.

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относятся[3]:

1.           отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами;

2.           ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования;

3.           увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение;

4.           ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей;

5.           неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях;

6.           усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований;

7.           снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Негативные проявления заключаются прежде всего в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи.

Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 1999г. было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.

Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

2. Принципы государственной молодежной политики

Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.

Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой[4]:

1.           Специальное законодательство о государственной молодежной политике.

2.           Государственное регулирование молодежной политики.

3.           Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях:

а)           общереспубликанском;

б)          региональном[5].

И основывается она, прежде всего, на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала.

Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам молодежи при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации. В поле их деятельности находятся проблемы:

а)           занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;

б)          включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство;

в)           формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;

г)           профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;

д)          поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций;

е)           участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.

Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение «вечно молодого», полностью зависящего от родителей и «дающего» государства.

Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как «учащийся», «пациент», «военнообязанный», «нуждающийся в пособии», «правонарушитель» и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.

Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики.

 

3. Социальные службы в решении молодежных проблем

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества[6].

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Так, открыты Центра социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются «телефоны доверия», консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России.

Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

В системе психологического консультирования различают[7]:

1.           возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);

2.           семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

3.           психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;

4.           консультационная работа социального работника, в функции которого входит, прежде всего, задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.

Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял 6 принципов:

1.      Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).

2.      Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).

3.      Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).

4.      Принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое).

5.      Принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента).

6.      Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.).

Заключение

Молодежь - одна из самых незащищенных в экономическом отношении частей населения. Широко распространившийся в обществе идейно-нравственный вакуум, падение культуры, своеобразная "дебилизация" части населения убивают у молодежи веру в свои силы и возможности. Исправить сложившееся положение средствами идеологии и воспитания невозможно. Требуется радикальная перестройка общества.

Возрастает политизация молодежных движений, идет поиск "врага", на которого можно было бы свалить причины всех бед. Молодых обманывают как левые радикалы, так и правые консерваторы, руководители новоявленных партий и неформальных объединений. Борьба идет не только за голоса молодежи, но и за ее взрывоопасную энергию.

Переход к рыночным отношениям ведет к еще большей дифференциации среди молодежи, к появлению значительных групп обездоленных, к резкому падению жизненного уровня подрастающего поколения, к массовой безработице, в том числе и среди специалистов с высшим образованием. Отказ от распределения молодых специалистов (выпускников вузов и техникумов) особенно резко сказывается на трудоустройстве выпускников. Возник вопрос о физическом выживании научной интеллигенции. "Утечка мозгов" принимает катастрофический характер.

Очень остро стоят проблемы социальных гарантий, обеспеченности трудом, защиты прав молодежи, создания системы стимулирования выпуска дешевых товаров для детей, подростков, юношей и девушек.

Список литературы

1.     Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Консусян Л.В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи// СоцИс. – 2003. - № 6. – С. 113.

2.     Липский И.А. Молодежь в системе социально-педагогических отношений / Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции 11-12 июля 2000 г. – Тамбов: Принт, 2000. 453 с.

3.     Лисовский В. Молодежная политика: проблемы и перспективы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М.: – Тула: Явь, 1993. Ч. 2. 248 с.

4.     Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие. – СПб.: НОРМА, 2001. – 167 с.

5.     Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ПРОГРЕСС, 1999. 384 с.

6.     Социология молодежи. Учебник / Под ред. В.Т.Лисовский. -  СПб.: НОРМА, 2002. – 293 с.

7.     Тарантей В.П. Лицом к молодежи. – Минск: Глобус, 1990. – 291 с.

8.   Энциклопедия социальной работы / Пер. с. англ. - М.: Проспект, 1993-1994. В 3 тт. Т. 2. – 361 с.


[1] Липский И.А. Молодежь в системе социально-педагогических отношений / Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции 11-12 июля 2000 г. – Тамбов, 2000. С.175-179.

[2] Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ПРОГРЕСС, 1999. С. 214.

[3] Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ПРОГРЕСС, 1999. С. 216.

[4] Лисовский В. Молодежная политика: проблемы и перспективы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М.: – Тула, 1993. Ч. 2. С. 115.

[5] Та же. С. 116.

[6] Тарантей В.П. Лицом к молодежи. – Минск, 1990. С. 135.

[7] Энциклопедия социальной работы / Пер. с. англ. - М.: Проспект, 1993-1994. В 3 тт. Т. 2. С. 185.