Содержание

Задание № 1. 3

Задание №2. 3

Тестовое задание. 6

Список используемой литературы.. 12

Задание № 1

Определите отпускную цену на новый продукт балловым методом при условии:

Продукт

Параметры

Комфортабельность

Надежность

Проходимость

Баллы

Коэффициент весомости

Баллы

Коэффициент весомости

Баллы

Коэффициент весомости

Базовый

45

0,2

70

0,4

80

0,4

Новый

50

0,2

83

0,4

80

0,4

Цена базовой модели – 13800 ден.ед.

Решение:

Определим цену одного балла по следующей формуле:

Цена базового изделия / Сумма баллов базового изделий = 13800 / 195 = 70,77 ден.ед.

Отсюда, цена нового изделия: Сумма баллов нового изделия * Цена одного балла = 213 * 70,77 = 15074 ден.ед.

 

Задание №2

Имеются следующие данные фирмы по производству товара А:

себестоимость единицы товара, рут;. - 3000;

- прибыль от продажи единицы товара, руб. - 400;

 -    доля переменных затрат - 0,6;

- объем производства   тыс. шт. - 100.

Фирма решает снизить цену на 100 руб. При каком значении коэффици­ента эластичности возможно сохранение прибыли фирмы на прежнем уровне.

Общий коэффициент эластичности является средним для товара на всей кривой спроса. Он позволяет сравнить различные товары между собой.

,

где KЭ – коэффициент эластичности спроса по цене;

ΔQ – процентное изменение спроса;

ΔP – процентное изменение цены.

Уравнение показывает, что эластичность спроса от цены равна изменению количества, вызванному единичным изменением цены, помноженному на отношение цены к количеству. Но по мере движения вниз по кривой спроса оба составляющих меняются, следовательно, эластичность спроса одного и того же товара будет различна при разных начальных уровнях цены. Поэтому более точную оценку дают дуговые и точечные коэффициенты эластичности.

Дуговой коэффициент эластичности (средний на интервале) позволяет оценить как изменяется спрос при изменении цены товара на определенном участке кривой спроса. По технике расчетов он называется дуговой коэффициент эластичности, рассчитанный по приращениям.

,

где Р1 – начальный уровень цены;

Р2 – конечный уровень цены;

Q1 – начальный уровень объема спроса;

Q2 – конечный уровень объема спроса.

Точечный коэффициент эластичности рассчитывается как предельная форма выражения дугового коэффициента эластичности.[1]

.

Таблица 1

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

Факторы, понижающие эластичность спроса по цене

Факторы, повышающие эластичность спроса по цене

Уникальность товара, отсутствие аналогов

Существование множества товаров субститутов

Потребителю не известны товары субституты

Потребителю хорошо известны товары субституты

Потребителю сложно сравнить качество различных субститутов, цена выступает символом качества товара

Потребитель может легко сравнить качество различных субститутов

Затраты потребителя на приобретение товара значительно меньше его дохода или совокупных расходов

Затраты потребителя на приобретение товара занимают значительную долю в его совокупных расходах

Потребитель может разделить затраты на приобретение товара с кем-либо, товар приобретается для коллективного использования

Потребитель приобретает товар для индивидуального использования

Товар поддерживает спрос на продукцию фирмы

Товар инициирует спрос на продукцию фирмы

Предметы необходимости (настоятельность потребности в товаре)

Предметы роскоши

Краткосрочная реакция (невозможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос)

Долгосрочная реакция (возможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос)

Потребитель не имеет возможности долго хранить товар

Товар может храниться длительное время, не требует значительных дополнительных затрат на хранение

Цена ед. товара = (3000*100)+(0,6*100)+(400*100)/100 = 3400,60

Новая цена товара = 3400,60-100 = 3300,60

% роста  = 3300,6/3400,6 *100 = 97% , произошло снижение на 3%

Кэл = 3400,6/100/3/100 = 0,11 %

Тестовое задание

1.  Как называются товары, если величина перекрестной эластичности больше нуля:

а) взаимозаменяемые;

б) взаимодополняемые;

 в) независимые.

Перекрестная эластичность позволяет выяснить степень влияния на спрос изменения цены любого другого товара. Она показывает процентное изменение спроса на данный товар, вызванное изменением цены другого товара на 1 %.

еху = процентное изменение спроса на товар Х/ процентное изменение цены товара Y. или

еху = ∆Qx/Qx + ∆Py/Py

Если показатель перекрестной эластичности больше нуля, то товар Y является заменителем товара Х. Если же он меньше нуля, то это – взаимодополняющие товары.

Таким образом правильный ответ: а) взаимозаменяемые;

2.  Какое условие необходимо учитывать при разработке ценовой линии:

а) существенное  разграничение цен в верхнем диапазоне шкалы;

б) существенное разграничение цен в нижнем диапазоне шкалы.

При разработке ценовой линии следует учитывать следующие правила:

•цены должны быть достаточно отдалены друг от друга, чтобы потребите­ли осознавали качественные различия между моделями, в противном случае нижнее значения цены они будут воспринимать как самое подхо­дящее для себя и исходить из того, что между моделями нет различий;

•в верхнем диапазоне цен должна быть большая дифференциация, по­скольку потребительский спрос при высокой цене менее эластичен;

•соотношение цен между разновидностями товара должно сохраняться при изменении издержек для того, чтобы сохранялись установленные различия.

Таким образом правильный ответ: а) существенное  разграничение цен в верхнем диапазоне шкалы;

3. Какие товары имеют эластичность спроса по доходу меньше единицы:

а)  предметы первой необходимости;

б)  предметы роскоши;

а) предметы второй необходимости.

При помощи показателя эластичности спроса по доходу можно провести различие между товарами первой необходимости и предметами роскоши. И те, и другие являются нормальными товарами, поэтому эластичность спроса по доходу – положительная величина. Однако для товаров первой необходимости она больше 1, а для предметов роскоши – меньше 1, оно больше 0. Это означает, что при небольших изменениях дохода  спрос на товары первой необходимости будет неэластичным по доходу, т.е. изменяться медленнее, чем доход. Спрос на предметы роскоши является эластичным по доходу, т.е. небольшой прирост дохода вызывает значительный прирост спроса.

Правильный ответ : а)  предметы первой необходимости;

4.  Цена франко-склад потребителя означает, что расходы по доставке товара несет:

А) покупатель;

б) до станции отправления  -  покупатель;

в) до станции назначения - поставщик;

г) поставщик.

По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен:

цена-нетто — цена на месте купли-продажи; цена-брутто (фактурная цена) — определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франке» и условия страховки).  Дифференциация цен в зависимости от того, кто — продавец или покупатель — берет на себя транспортные расходы, различается по виду "франко". Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы. Например, франко-склад продавца означает, что все расходы по доставке несет покупатель, а франко-склад потребителя — все расходы оплачиваются продавцом.

Правильный ответ : г) поставщик.

5.  Какими методами рассчитывается сумма покрытия:

а) простой метод;

б) сложный метод;

в) ступенчатый метод;

г) метод основанный на полных затратах;

д) метод, основанный на прямых затратах;

е) метод, основанный на косвенных затратах.

Величина валовой маржи (суммы покрытия) необходима для определения того, хватит ли доходов для покрытия постоянных затрат. В случае, если валовая маржа больше постоянных затрат образуется прибыль, меньше – Предприятие работает в убыток. Понятие валовой маржи необходимая часть системы «direct-costing». В настоящее время «direct-costing» предусматривает вклю­чение в себестоимость не только прямых переменных, но и части переменных косвенных затрат.

Правильный ответ : г) метод основанный на полных затратах

6.  При каком подходе продавец берет на себя расходы по доставке товара на станцию отправления:

а) установление цены в месте происхождения товара;

б) установление единой цены;

в) установление зональных цен;

г) установление цен применительно к базисному пункту.

Правильный ответ: а) установление цены в месте происхождения товара;

7.  У каких субъектов степень свободы действий при разработке ценовой политики выше:

а) фирмы-продавцы;

б) фирмы-производители;

Свобода действия ценовой политики выше у тех фирм, которые выпускают потребительские товары, чем те, товары которых производственного назначения. Большей свободой в ценовой политике обладают крупные фирмы. Малые предприятия ввиду ограниченных финансовых возможностей часто связаны в своих решениях. Свобода действия ценовой политики выше у фирм-продавцов, чем у фирм-производителей.

Правильный ответ: а) фирмы-продавцы;

8. При каких условиях целесообразно использовать стратегию "снятий сливок"

а) отсутствие информации и новом товаре;

б) рынок ограничен по своим размерам;

в)  большинство покупателей чувствительны к цене нового товара;

г) издержки производства на единицу нового товара характеризуются тенденцией падения в зависимости от объемов производства;

д) отсутствие конкурентов.

 

         Стратегия быстрого “снятия сливок с рынка”.

Компания устанавливает высокие цены на новый товар и усиленно рекламирует его во всех средствах массовой информации. Высокая цена даёт возможность получить соответствующую прибыль на единицу товара. Усиленное продвижение необходимо, чтобы убедить рынок в достоинствах товара, даже при высоких ценах. Данный подход целесообразно использовать в случаях когда:

-     большая часть потенциального рынка ещё не знакома с товаром

-     потребители, которые знакомы с товаром, намерены приобрести его, и могут заплатить запрашиваемую цену

-     фирма сталкивается с потенциальными конкурентами и намерена завоевать лидирующие позиции на рынке;   

Правильный ответ: а) отсутствие информации и новом товаре;

 

9. Совмещение каких целей не представляется возможным при разработке ценовой политики:

а)  получение большей прибыли:

б) завоевание более высокой доли рынка;

в)  продвижение на рынок связанных товаров;

г) вытеснение конкурентов.

Правильный ответ: в)  продвижение на рынок связанных товаров;

10. Какая из стратегий не может быть использована для фазы введения нового товара на рынок:

А)стратегия глубокого проникновения;

Б)стратегия повышенной ценности

В) стратегия доброкачественности;

Г) стратегия низкой ценности.

Правильный ответ: Б)стратегия повышенной ценности

Список используемой литературы

1.     Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты. - 2-е изд., доп. и исправ. - М.: Издательство БЕК, 2001.

2.     Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2000.- 189с.

3.     Цены и ценообразование / под ред. Есипова В.Е. : Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2003.

4.     Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие.- 2-е изд.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.- 152с.


[1] Е.В.Савицкая, О.В.Евсеев "Экономический словарь для юных бизнесменов". М.: Микро-М, 2003.