Содержание

1. Понятие о хозяйственных операциях. Приведите примеры.. 3

2. Классификация бухгалтерских документов. 9

Задача. 13

Список литературы.. 17

1. Понятие о хозяйственных операциях. Приведите примеры

Кроме имущества организации и ее обязательств объектами бухгалтер­ского учета являются хозяйственные операции организации и их результа­ты. Хозяйственная операция — это действие, которое отражает хозяйствен­ные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т. д., состав и размещение имущества, а также источники образования средств (собственные и заемные). Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям.[3,84]

Сфера снабжения представляет собой совокупность операций, в резуль­тате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства.

В ходе этих операций организация приобретает у поставщиков про­изводственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являющиеся предметами труда и обеспечивающие вместе со средствами труда и ра­бочей силой производственный процесс организации. При покупке про­изводственных запасов организация уплачивает поставщику их стои­мость по ценам приобретения, а также несет дополнительные расходы, связанные со снабжением (расходы по погрузке, перевозке и выгрузке, по доставке со станции железной дороги, аэропорта или пристани на склад организации и др.). Все перечисленные затраты носят название «расходы по заготовке и доставке производственных запасов». Таким образом, фактическая себестоимость приобретения (заготовления) про­изводственных запасов складывается из стоимости товара по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке его в организацию.

Учет в сфере снабжения (заготовления) ведется на счетах 10 «Материа­лы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «От­клонение в стоимости материальных ценностей», 50 «Касса», 51 «Расчет­ные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. и выполня­ет две основные задачи:

обеспечивает контроль за ходом выполнения договоров с поставщика­ми по снабжению производственными запасами в соответствии с установ­ленными сроками;

определяет фактическую себестоимость приобретенных производствен­ных запасов.

Рассмотрим процедуру учета заготовления материалов по счетам бух­галтерского учета. При этом следует иметь в виду: заготовление материа­лов учитывается на счете 10 «Материалы» по учетной цене; на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражаются сами от­клонения и транспортные заготовительные расходы. [3,86]

Пример. Откройте счета для учета процесса заготовления материа­лов; отразите на них операции по их приобретению; исчислите фактиче­скую заготовительную себестоимость материалов.

Остатки по счетам АО «Пегас» на 1 октября 200 г. составили:

10 «Материалы» {по учетной цене)

20 000 руб.

16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» (перерасход)

+ 1000 руб.

И т о г о фактическая себестоимость материалов

21 000 руб.

50 «Касса»

100 руб.

51 «Расчетные счета»

60 500 руб.

60 «Расчеты с поставщиками»

25 000 руб.

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

1120 руб.

В течение октября были проведены следующие операции по приобре­тению материалов:

1. Поступили на склад материалы по акцептованным счетам-фактурам поставщиков:

 

а) по учетным ценам

40 000 руб.

 

б) отклонения от учетных цен

1500 руб.

 

2. В акцептованные поставщиками счета-фактуры включены расходы по транспортировке материалов

2000 руб.

 

3. Оплачены подотчетным лицом расходы по разгрузке материалов

850 руб.

 

4. Начислены суммы по оплате труда работникам, связанным с заго­товкой и доставкой материалов

4000 руб.

 

5. Перечислена с расчетного счета задолженность поставщикам

55 000 руб.

 

Отразим

всю имеющуюся информацию соответствующим образом:

Д

10 «Материалы»

К

CI

20 000

la)

40 000

Об.

40 000

Об.

С2

60 000

д

50 «Касса»

К

С1

100

Об.

Об.

С2

100

Д

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

к

С1

1120

3)

850

Об.

Об.

850

С2

270

Д

16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»

к

С1

1000

16)

1500

2)

2000

3)

S50

4)

4000

Об.

8350

Об.

С2

9350

Д

51 «Расчетные счета»

к

С1

60 500

5)

55 000

Об.

Об.

55 000

С2

5500

Д

60 «Расчеты с поставщиками»

К

 

5)

55 000

С1

25 000

 

1а)

40 000

 

16)

1500

 

2)

2000

 

Об.

55 000

Об.

43 500

 

С2

13 500

 

д

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

If

 

41

4000

 

Таким образом, фактическая себестоимость заготовленных материалов на конец месяца составила:

69 350 руб. = 60 000 + 9350.

Сфера производства — основа деятельности организации. Здесь предме­ты труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, ко­торые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства, т. е. создают готовую продукцию. [5,114]

Готовая продукция — это изделия или продукты, полностью произве­денные в данной организации, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям и сданные на склад готовой продукции.

В сфере производства используются труд человека, предметы и средст­ва труда, отражающие соответствующие затраты организации (заработная плата работникам, участвовавшим в процессе производства; стоимость предметов труда, израсходованных на изготовление продукции; амортиза­ция средств труда, при помощи которых продукция изготавливалась). Кро­ме того, организации осуществляют общепроизводственные расходы (по содержанию и эксплуатации машин и оборудования: суммы износа и за­траты на ремонт основных средств производственного назначения; оплата труда производственного персонала, занятого обслуживанием производст­ва, и др.) и общехозяйственные расходы (административно-управленческие расходы; расходы по оплате информационных, аудиторских и консульта­ционных услуг и др.).

Учет в сфере производства ведется на счетах 20 «Основное производст­во», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйствен­ные расходы» и др. и выполняет три основные задачи:

•   определяет объем производства выпускаемой  продукции в целом  и по ее отдельным видам, выраженным в денежном и натуральном измере­нии;

•   исчисляет фактическую себестоимость отдельных видов и всей реа­лизованной продукции;

•   контролирует экономное и рациональное  использование материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов.

Сфера продажи и финансовые результаты организации представляют собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и про­дажей продукции (оказанием услуг), основных средств и прочих активов,

Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

Согласно принципу непрерывности, бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организации предприятия и все факты хозяйственной деятельности находят отражение на счетах бухгалтерского учета на основании.

В ходе работы бухгалтер для отражения хозяйственных операций использует большое количество разнообразных документов. [2,111]

а также определением финансовых результатов (прибыль или убыток) дея­тельности.

В условиях переходной экономики огромное значение уделяется во­просам продажи готовой продукции, в объем которой включается отгру­женная и отпущенная продукция по договорным ценам. При продаже продукции возникают также расходы по сбыту продукции (упаковка, транспортировка, комиссионные сборы, содержание помещений для хранения продукции, оплата труда продавцам, рекламные расходы и др.). Для организации огромное значение имеет определение полной фактической себестоимости проданной продукции, которая состоит из производственной себестоимости и расходов по сбыту продукции. Раз­ница между выручкой (продажной стоимостью) и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат (прибыль или убыток).

Кроме того, финансовые результаты также определяются по продаже основных средств и прочих активов. В частности, по основным средст­вам — из суммы выручки вычитается остаточная стоимость основных средств и расходы, связанные с их продажей. По прочим активам — как разница между продажной ценой (выручкой) и балансовой стоимостью выбывших ценностей, а также понесенных расходов, связанных с их про­дажей.

Учет продажи и финансовых результатов ведется на счетах 90 «Прода­жи», 91 «Прочие доходи расходы», 40 «Выпуск продукции (работ и услуг)», 43 «Готовая продукция», 99 «Прибыли и убытки» и др. и обеспечивает:

•  контроль за ходом выполнения договоров поставок по объему и ас­сортименту реализованной продукции;

•   своевременное и полное исчисление сумм,  полученных за реализо­ванную продукцию;

•   выявление конечных финансовых результатов деятельности организа­ции (прибыль или убыток).

В предпринимательской торговой деятельности такими хозяйственными операциями являются покупка товаров и их продажа. Здесь возникают многочисленные операции, связанные между собой, а именно: расчетные, транспортные, складские, денежные и товарные.

Таким образом, сфера продажи и финансовые результаты завершают кругооборот имущества и обязательств организации.

 

2. Классификация бухгалтерских документов

Документация — способ оформления имущества, обязательств и хозяйст­венных операций бухгалтерскими документами. Ни одна операция не может быть отражена в учете без подтверждения ее соответствующими документа­ми. Правильное и своевременное оформление всех хозяйственных опера­ций документами — начальная стадия бухгалтерского учета. Документация представляет собой поток информации о финансово-хозяйственной дея­тельности организации и поэтому широко используется в управлении ор­ганизацией для предварительного, текущего и последующего контроля[5,523].

Все многообразие документов, оформляемых организацией, принято группировать, т. е. составлять сводные учетные документы, которые классифицируются по однородным признакам: назначению, порядку со­ставления, содержанию хозяйственных операций, способу отражения операций, месту составления и порядку заполнения. [3,111]

Распорядительными считаются документы, которые содержат приказ, распоряжение на совершение хозяйственной операции. Они разрешают произвести операцию, но не удостоверяют ее совершение. Например, при­казы, доверенности, накладные, наряды на работу, чек на получение на­личных денег с расчетного или валютного счета, платежное поручение банку на перечисление денежных сумм поставщику и т. д. Распорядитель­ные документы подписывают работники организации, имеющие право да­вать указание на совершение отраженных в документах операций.

Исполнительные (оправдательные) документы только подтверждают факт совершения операции, служат оправданием бухгалтерских записей и сви­детельствуют о получении, выдаче, расходовании материальных и денеж­ных средств. Например, акты приемки-передачи основных средств, кви­танции, счета, подтверждающие производственные расходы, отчеты материально ответственных лиц, счета-фактуры на проданную продукцию, приходные и расходные кассовые ордера и т. д. Документы бухгалтерского оформления составляются работниками бух­галтерии в тех случаях, когда для записи хозяйственной операции других документов нет или с целью подготовки распорядительных и оправдатель­ных документов для отражения в бухгалтерском учете. Например, ведомо­сти распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, ведомости начисления и распределения амортизационных отчислений, на­копительные ведомости, калькуляции фактической себестоимости продук­ции, расчеты отклонений от нормативной себестоимости, разные виды справок и расчетов, составляемых бухгалтерией, и т. п.

Комбинированные документы одновременно выполняют функции распо­рядительных, оправдательных и бухгалтерского оформления. Например, расходный кассовый ордер в первой части содержит распоряжение о вы­даче денег, а во второй оформляется выдача денег, подтвержденная под­писями получателя и кассира; накладная на отпуск материальных ценно­стей содержит в себе распоряжение отпустить материалы со склада в цех, а также оформление фактической выдачи и т. д. [2,57]

По порядку составления документы бывают первичными и сводными.

Первичные документы составляются на каждую отдельную операцию в момент ее совершения. Например, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, требования на отпуск материалов, счета, платежные тре­бования, акты приемки-передачи основных средств, акты на списание ос­новных средств и т. п.

Сводные документы оформляются на основе ранее составленных пер­вичных документов. Их применение облегчает контроль однородных опе­раций. Они могут быть исполнительными, бухгалтерского оформления и комбинированными. Например, авансовые отчеты, кассовые отчеты, бан­ковские выписки из счетов, группировочные и накопительные ведомости. В частности, авансовый отчет, являясь комбинированным, выполняет функции документа оправдательного и бухгалтерского оформления. В нем дается полная характеристика расчетов с подотчетным лицом: остаток или перерасход предыдущего аванса, размер данного аванса, израсходованная сумма, остаток и дата его внесения в кассу или перерасход и дата его возмещения предприятием. Кроме того, в авансовом отчете предусмотрено отнесение производственных расходов по счетам после проверки и утвер­ждения отчета. На оборотной стороне отчета дается перечень отдельных расходов и их оправдательных документов.

По содержанию хозяйственных операций документы подразделяют на ма­териальные, денежные и расчетные.

Материальные документы отражают наличие и движение средств и предметов труда. К ним относятся основные средства, нематериальные ак­тивы и другие долгосрочные вложения, производственные запасы и затра­ты. Например, акты приемки-передачи и списания основных средств, до­кументы на оприходование и списание материальных ценностей, перечень таблиц, справок-расчетов и ведомостей, необходимых для заполнения учетных регистров по счетам производственных затрат, счета-фактуры, на­кладные и др.

Денежные документы показывают движение денежных средств; с их помощью учитываются кассовые и банковские операции. К денежным до­кументам относятся чеки, выписки банка, кассовые приходные и расходные ордера, квитанции о приеме денег, почтовые и вексельные марки, займы, облигации, сберегательные сертификаты и др.

Расчетные документы отражают расчеты предприятия с юридическими и физическими лицами: платежные поручения, расчетные чеки, платеж­ные требования, расчетно-платежные ведомости, авансовый отчет и др.

По способу отражения операций документы подразделяются на разовые и накопительные.

Разовые документы применяются один раз для отражения отдельной операции или нескольких одновременно совершаемых операций. После оформления разовый документ поступает в бухгалтерию и служит основой для отражения в бухгалтерском учете. Например, приходные и расходные кассовые ордера, счета-фактуры, расчетно-платежные ведомости и т. д.

Накопительные документы составляются за определяемый период (не­деля, декада, месяц) для отражения однородных повторяющихся операций, которые записываются в них по мере совершения. В конце периода подсчитываются итоги по показателям, используемым для учетных записей. Накопительные документы от сводных отличаются тем, что сводный доку­мент составляется постепенно путем накапливания операций. К накопи­тельным документам относятся лимитно-заборные карты, двухнедельные или месячные наряды и т. д.

По месту составления документы бывают внутренними и внешними.

Внутренние документы составляются в организации для отражения те­кущих операций. Например, кассовые приходные и расходные ордера, на­кладные, акты, наряды, расчетно-платежные ведомости и т. д.

Внешние документы заполняются вне пределов данной организации и поступают в оформленном виде. Например, счета-фактуры, выписки бан­ка, товарно-транспортные накладные и др.

По порядку заполнения документы можно классифицировать на состав­ляемые вручную и при помощи вычислительной техники. Документы, со­ставляемые вручную, заполняются от руки либо на пишущей машинке. Документы, заполняемые при помощи вычислительной техники, автомати­чески регистрируют информацию о производственных операциях в момент их совершения.

Задача

На 1 декабря 2005 г. автотранспортное предприятие имело следующие остатки хозяйственных средств и источников их образования

Шифр счета

Наименование счета

Сумма

80

Уставный капитал

1477000

10-3

Топливо

24600

50

Касса

300

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

13640

01

Основные средства

1704700

10-1

Материалы

10300

51

Расчетный счет

98760

68

Расчеты по налогам и сборам

2840

99

Прибыль

10300

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

34380

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

7160

10-5.4

Автомобильные шины в запасе

8720

71

Расчеты с подотчетными лицами

780

02

Амортизация основных средств

53640

10-5.1

Запасные части

53080

10-9

Инвентарь и хозяйственные принадлежности

22360

96

Резервы предстоящих расходов

15820

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

17580

82

Резервный капитал

26400

Журнал хозяйственных операций за декабрь 2005 года.

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

По счетам от поставщиков поступили и оприходованы на склад материалы

5560

10

60

2

По заправочным ведомостям выдано водителям горючее для заправки автомобилей

18000

20

10/3

3

По путевым листам фактически израсходовано  горючего на работу грузовых автомобилей

160

20

10/3

4

По требованиям выдано и израсходовано смазочных материалов на работу грузовых автомобилей

2040

20

10/3

5

Согласно отчету по кассе:

А) по приходу:

- по чеку №874932 получено с расчетного счета для выплаты зарплаты

- возврат подотчетных сумм от Синицина С.н.

Б) по расходу:

- по платежной ведомости выдана зарплата работникам

- по расходным ордерам выдано в подотчет: Боброву Б.В.

Новикову Н.В.

54400

90

54400

100

140

50

50

70

71

71

51

71

50

50

50

6

Предъявлены счета заказчикам за выполненные автоперевозки

105600

16108,47

62

90/3

90/1

68

7

По выпискам из расчетного счета в банке значится:

А) по приходу:

-от заказчиков за автоперевозки

- зачислен  ссуда банка под материальные ценности

б) по расходу:

- в кассу по чеку № 874932

- перечислена задолженность поставщикам

- перечислена задолженность финансовым органам по налогам

112800

10600

54400

6500

5000

51

51

50

60

68

62

66

51

51

51

8

По расчетным ведомостям начислена заработная плата за месяц

- водителям грузовых автомобилей

- руководителям и специалистам

43900

8700

20

26

70

70

9

Согласно ведомости распределения заработной платы отчислено на социальное страхование в размере 26% от суммы  начиисленной заработной платы за месяц

- водителям грузовых автомобилей

- руководителям и специалистам

11414

2262

20

26

69

69

10

По расчетной ведомости из заработной платы удержаны

- НДФЛ

- неиспользованные подотчетные суммы Казанцевым К.В.

4960

84

70

70

68

71

11

Утверждены авансовые отчеты подотчетных лиц:

- Мазановой И.В. на почтовые расходы

- Казанцева К.В. на хоз. Расходы

- Синицина С.Н. на приобретение материалов

156

176

210

26

26

10

71

71

71

12

Справка бухгалтерии: списываются общехозяйственные расходы за месяц

на соответствующий счет

11294

90/2

26

13

Справка бухгалтерии: списываются расходы по автоперевозкам на соответствующий счет

75514

90/2

20

14

Справка бухгалтерии:  определить финансовый результат за месяц (прибыль, убыток) и списать на соответствующий счет

2683,53

90/9

99

Сумма общехозяйственных расходов (Дт26) = 8700+2262+156+176= 11294

Сумма расходов по автоперевозкам (Дт 20 ) = 18000+160+2040+43900+11414 = 75514

Финансовый результат = 105600-16108,47-11294-75514 = 2683,53

Список литературы

1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г., №129-ФЗ. -М.,.

2. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр «МАРТ», 2003.

3. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2003.

4. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.

5.Камышанов П.И., Камышанов П.А., Камышанова Л.И. Современная бухгалтерия и аудит на предприятиях: - М, Элиста.: АПП "Джангар", 2000. - 720с.