Содержание
1. Понятие о хозяйственных операциях. Приведите примеры.. 3
2. Классификация бухгалтерских документов. 9
Задача. 13
Список литературы.. 17
1. Понятие о хозяйственных операциях. Приведите примеры
Кроме имущества организации и ее обязательств объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные операции организации и их результаты. Хозяйственная операция — это действие, которое отражает хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т. д., состав и размещение имущества, а также источники образования средств (собственные и заемные). Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям.[3,84]
Сфера снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства.
В ходе этих операций организация приобретает у поставщиков производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являющиеся предметами труда и обеспечивающие вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации. При покупке производственных запасов организация уплачивает поставщику их стоимость по ценам приобретения, а также несет дополнительные расходы, связанные со снабжением (расходы по погрузке, перевозке и выгрузке, по доставке со станции железной дороги, аэропорта или пристани на склад организации и др.). Все перечисленные затраты носят название «расходы по заготовке и доставке производственных запасов». Таким образом, фактическая себестоимость приобретения (заготовления) производственных запасов складывается из стоимости товара по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке его в организацию.
Учет в сфере снабжения (заготовления) ведется на счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. и выполняет две основные задачи:
обеспечивает контроль за ходом выполнения договоров с поставщиками по снабжению производственными запасами в соответствии с установленными сроками;
определяет фактическую себестоимость приобретенных производственных запасов.
Рассмотрим процедуру учета заготовления материалов по счетам бухгалтерского учета. При этом следует иметь в виду: заготовление материалов учитывается на счете 10 «Материалы» по учетной цене; на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражаются сами отклонения и транспортные заготовительные расходы. [3,86]
Пример. Откройте счета для учета процесса заготовления материалов; отразите на них операции по их приобретению; исчислите фактическую заготовительную себестоимость материалов.
Остатки по счетам АО «Пегас» на 1 октября
10 «Материалы» {по учетной цене) |
20 000 руб. |
16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» (перерасход) |
+ 1000 руб. |
И т о г о фактическая себестоимость материалов |
21 000 руб. |
50 «Касса» |
100 руб. |
51 «Расчетные счета» |
60 500 руб. |
60 «Расчеты с поставщиками» |
25 000 руб. |
71 «Расчеты с подотчетными лицами» |
1120 руб. |
В течение октября были проведены следующие операции по приобретению материалов:
1. Поступили на склад материалы по акцептованным счетам-фактурам поставщиков: |
|
|||||||||||
а) по учетным ценам |
40 000 руб. |
|
||||||||||
б) отклонения от учетных цен |
1500 руб. |
|
||||||||||
2. В акцептованные поставщиками счета-фактуры включены расходы по транспортировке материалов |
2000 руб. |
|
||||||||||
3. Оплачены подотчетным лицом расходы по разгрузке материалов |
850 руб. |
|
||||||||||
4. Начислены суммы по оплате труда работникам, связанным с заготовкой и доставкой материалов |
4000 руб. |
|
||||||||||
5. Перечислена с расчетного счета задолженность поставщикам |
55 000 руб. |
|
||||||||||
Отразим |
всю имеющуюся информацию соответствующим образом: |
|||||||||||
Д |
10 «Материалы» |
К |
||||||||||
CI |
20 000 |
|||||||||||
la) |
40 000 |
|||||||||||
Об. |
40 000 |
Об. |
||||||||||
С2 |
60 000 |
|||||||||||
д |
50 «Касса» |
К |
||||||||||
С1 |
100 |
|||||||||||
Об. |
Об. |
|||||||||||
С2 |
100 |
|||||||||||
Д |
71 «Расчеты с подотчетными лицами» |
к |
||||||||||
С1 |
1120 |
3) |
850 |
|||||||||
Об. |
Об. |
850 |
||||||||||
С2 |
270 |
|||||||||||
Д |
16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» |
к |
||||||||||
С1 |
1000 |
|||||||||||
16) |
1500 |
|||||||||||
2) |
2000 |
|||||||||||
3) |
S50 |
|||||||||||
4) |
4000 |
|||||||||||
Об. |
8350 |
Об. |
||||||||||
С2 |
9350 |
|||||||||||
Д |
51 «Расчетные счета» |
к |
||||||||||
С1 |
60 500 |
5) |
55 000 |
|||||||||
Об. |
Об. |
55 000 |
||||||||||
С2 |
5500 |
|||||||||||
Д |
60 «Расчеты с поставщиками» |
К |
|
|||||||||
5) |
55 000 |
С1 |
25 000 |
|
||||||||
1а) |
40 000 |
|
||||||||||
16) |
1500 |
|
||||||||||
2) |
2000 |
|
||||||||||
Об. |
55 000 |
Об. |
43 500 |
|
||||||||
С2 |
13 500 |
|
||||||||||
д |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
If |
|
|||||||||
41 |
4000 |
|
||||||||||
Таким образом, фактическая себестоимость заготовленных материалов на конец месяца составила:
69 350 руб. = 60 000 + 9350.
Сфера производства — основа деятельности организации. Здесь предметы труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства, т. е. создают готовую продукцию. [5,114]
Готовая продукция — это изделия или продукты, полностью произведенные в данной организации, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям и сданные на склад готовой продукции.
В сфере производства используются труд человека, предметы и средства труда, отражающие соответствующие затраты организации (заработная плата работникам, участвовавшим в процессе производства; стоимость предметов труда, израсходованных на изготовление продукции; амортизация средств труда, при помощи которых продукция изготавливалась). Кроме того, организации осуществляют общепроизводственные расходы (по содержанию и эксплуатации машин и оборудования: суммы износа и затраты на ремонт основных средств производственного назначения; оплата труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства, и др.) и общехозяйственные расходы (административно-управленческие расходы; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.).
Учет в сфере производства ведется на счетах 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. и выполняет три основные задачи:
• определяет объем производства выпускаемой продукции в целом и по ее отдельным видам, выраженным в денежном и натуральном измерении;
• исчисляет фактическую себестоимость отдельных видов и всей реализованной продукции;
• контролирует экономное и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Сфера продажи и финансовые результаты организации представляют собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции (оказанием услуг), основных средств и прочих активов,
Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
Согласно принципу непрерывности, бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организации предприятия и все факты хозяйственной деятельности находят отражение на счетах бухгалтерского учета на основании.
В ходе работы бухгалтер для отражения хозяйственных операций использует большое количество разнообразных документов. [2,111]
а также определением финансовых результатов (прибыль или убыток) деятельности.
В условиях переходной экономики огромное значение уделяется вопросам продажи готовой продукции, в объем которой включается отгруженная и отпущенная продукция по договорным ценам. При продаже продукции возникают также расходы по сбыту продукции (упаковка, транспортировка, комиссионные сборы, содержание помещений для хранения продукции, оплата труда продавцам, рекламные расходы и др.). Для организации огромное значение имеет определение полной фактической себестоимости проданной продукции, которая состоит из производственной себестоимости и расходов по сбыту продукции. Разница между выручкой (продажной стоимостью) и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат (прибыль или убыток).
Кроме того, финансовые результаты также определяются по продаже основных средств и прочих активов. В частности, по основным средствам — из суммы выручки вычитается остаточная стоимость основных средств и расходы, связанные с их продажей. По прочим активам — как разница между продажной ценой (выручкой) и балансовой стоимостью выбывших ценностей, а также понесенных расходов, связанных с их продажей.
Учет продажи и финансовых результатов ведется на счетах 90 «Продажи», 91 «Прочие доходи расходы», 40 «Выпуск продукции (работ и услуг)», 43 «Готовая продукция», 99 «Прибыли и убытки» и др. и обеспечивает:
• контроль за ходом выполнения договоров поставок по объему и ассортименту реализованной продукции;
• своевременное и полное исчисление сумм, полученных за реализованную продукцию;
• выявление конечных финансовых результатов деятельности организации (прибыль или убыток).
В предпринимательской торговой деятельности такими хозяйственными операциями являются покупка товаров и их продажа. Здесь возникают многочисленные операции, связанные между собой, а именно: расчетные, транспортные, складские, денежные и товарные.
Таким образом, сфера продажи и финансовые результаты завершают кругооборот имущества и обязательств организации.
2. Классификация бухгалтерских документов
Документация — способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций бухгалтерскими документами. Ни одна операция не может быть отражена в учете без подтверждения ее соответствующими документами. Правильное и своевременное оформление всех хозяйственных операций документами — начальная стадия бухгалтерского учета. Документация представляет собой поток информации о финансово-хозяйственной деятельности организации и поэтому широко используется в управлении организацией для предварительного, текущего и последующего контроля[5,523].
Все многообразие документов, оформляемых организацией, принято группировать, т. е. составлять сводные учетные документы, которые классифицируются по однородным признакам: назначению, порядку составления, содержанию хозяйственных операций, способу отражения операций, месту составления и порядку заполнения. [3,111]
Распорядительными считаются документы, которые содержат приказ, распоряжение на совершение хозяйственной операции. Они разрешают произвести операцию, но не удостоверяют ее совершение. Например, приказы, доверенности, накладные, наряды на работу, чек на получение наличных денег с расчетного или валютного счета, платежное поручение банку на перечисление денежных сумм поставщику и т. д. Распорядительные документы подписывают работники организации, имеющие право давать указание на совершение отраженных в документах операций.
Исполнительные (оправдательные) документы только подтверждают факт совершения операции, служат оправданием бухгалтерских записей и свидетельствуют о получении, выдаче, расходовании материальных и денежных средств. Например, акты приемки-передачи основных средств, квитанции, счета, подтверждающие производственные расходы, отчеты материально ответственных лиц, счета-фактуры на проданную продукцию, приходные и расходные кассовые ордера и т. д. Документы бухгалтерского оформления составляются работниками бухгалтерии в тех случаях, когда для записи хозяйственной операции других документов нет или с целью подготовки распорядительных и оправдательных документов для отражения в бухгалтерском учете. Например, ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, ведомости начисления и распределения амортизационных отчислений, накопительные ведомости, калькуляции фактической себестоимости продукции, расчеты отклонений от нормативной себестоимости, разные виды справок и расчетов, составляемых бухгалтерией, и т. п.
Комбинированные документы одновременно выполняют функции распорядительных, оправдательных и бухгалтерского оформления. Например, расходный кассовый ордер в первой части содержит распоряжение о выдаче денег, а во второй оформляется выдача денег, подтвержденная подписями получателя и кассира; накладная на отпуск материальных ценностей содержит в себе распоряжение отпустить материалы со склада в цех, а также оформление фактической выдачи и т. д. [2,57]
По порядку составления документы бывают первичными и сводными.
Первичные документы составляются на каждую отдельную операцию в момент ее совершения. Например, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, требования на отпуск материалов, счета, платежные требования, акты приемки-передачи основных средств, акты на списание основных средств и т. п.
Сводные документы оформляются на основе ранее составленных первичных документов. Их применение облегчает контроль однородных операций. Они могут быть исполнительными, бухгалтерского оформления и комбинированными. Например, авансовые отчеты, кассовые отчеты, банковские выписки из счетов, группировочные и накопительные ведомости. В частности, авансовый отчет, являясь комбинированным, выполняет функции документа оправдательного и бухгалтерского оформления. В нем дается полная характеристика расчетов с подотчетным лицом: остаток или перерасход предыдущего аванса, размер данного аванса, израсходованная сумма, остаток и дата его внесения в кассу или перерасход и дата его возмещения предприятием. Кроме того, в авансовом отчете предусмотрено отнесение производственных расходов по счетам после проверки и утверждения отчета. На оборотной стороне отчета дается перечень отдельных расходов и их оправдательных документов.
По содержанию хозяйственных операций документы подразделяют на материальные, денежные и расчетные.
Материальные документы отражают наличие и движение средств и предметов труда. К ним относятся основные средства, нематериальные активы и другие долгосрочные вложения, производственные запасы и затраты. Например, акты приемки-передачи и списания основных средств, документы на оприходование и списание материальных ценностей, перечень таблиц, справок-расчетов и ведомостей, необходимых для заполнения учетных регистров по счетам производственных затрат, счета-фактуры, накладные и др.
Денежные документы показывают движение денежных средств; с их помощью учитываются кассовые и банковские операции. К денежным документам относятся чеки, выписки банка, кассовые приходные и расходные ордера, квитанции о приеме денег, почтовые и вексельные марки, займы, облигации, сберегательные сертификаты и др.
Расчетные документы отражают расчеты предприятия с юридическими и физическими лицами: платежные поручения, расчетные чеки, платежные требования, расчетно-платежные ведомости, авансовый отчет и др.
По способу отражения операций документы подразделяются на разовые и накопительные.
Разовые документы применяются один раз для отражения отдельной операции или нескольких одновременно совершаемых операций. После оформления разовый документ поступает в бухгалтерию и служит основой для отражения в бухгалтерском учете. Например, приходные и расходные кассовые ордера, счета-фактуры, расчетно-платежные ведомости и т. д.
Накопительные документы составляются за определяемый период (неделя, декада, месяц) для отражения однородных повторяющихся операций, которые записываются в них по мере совершения. В конце периода подсчитываются итоги по показателям, используемым для учетных записей. Накопительные документы от сводных отличаются тем, что сводный документ составляется постепенно путем накапливания операций. К накопительным документам относятся лимитно-заборные карты, двухнедельные или месячные наряды и т. д.
По месту составления документы бывают внутренними и внешними.
Внутренние документы составляются в организации для отражения текущих операций. Например, кассовые приходные и расходные ордера, накладные, акты, наряды, расчетно-платежные ведомости и т. д.
Внешние документы заполняются вне пределов данной организации и поступают в оформленном виде. Например, счета-фактуры, выписки банка, товарно-транспортные накладные и др.
По порядку заполнения документы можно классифицировать на составляемые вручную и при помощи вычислительной техники. Документы, составляемые вручную, заполняются от руки либо на пишущей машинке. Документы, заполняемые при помощи вычислительной техники, автоматически регистрируют информацию о производственных операциях в момент их совершения.
Задача
На 1 декабря
Шифр счета |
Наименование счета |
Сумма |
80 |
Уставный капитал |
1477000 |
10-3 |
Топливо |
24600 |
50 |
Касса |
300 |
60 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
13640 |
01 |
Основные средства |
1704700 |
10-1 |
Материалы |
10300 |
51 |
Расчетный счет |
98760 |
68 |
Расчеты по налогам и сборам |
2840 |
99 |
Прибыль |
10300 |
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
34380 |
69 |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
7160 |
10-5.4 |
Автомобильные шины в запасе |
8720 |
71 |
Расчеты с подотчетными лицами |
780 |
02 |
Амортизация основных средств |
53640 |
10-5.1 |
Запасные части |
53080 |
10-9 |
Инвентарь и хозяйственные принадлежности |
22360 |
96 |
Резервы предстоящих расходов |
15820 |
62 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
17580 |
82 |
Резервный капитал |
26400 |
Журнал хозяйственных операций за декабрь 2005 года.
№ |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
|||
1 |
По счетам от поставщиков поступили и оприходованы на склад материалы |
5560 |
10 |
60 |
2 |
По заправочным ведомостям выдано водителям горючее для заправки автомобилей |
18000 |
20 |
10/3 |
3 |
По путевым листам фактически израсходовано горючего на работу грузовых автомобилей |
160 |
20 |
10/3 |
4 |
По требованиям выдано и израсходовано смазочных материалов на работу грузовых автомобилей |
2040 |
20 |
10/3 |
5 |
Согласно отчету по кассе: А) по приходу: - по чеку №874932 получено с расчетного счета для выплаты зарплаты - возврат подотчетных сумм от Синицина С.н. Б) по расходу: - по платежной ведомости выдана зарплата работникам - по расходным ордерам выдано в подотчет: Боброву Б.В. Новикову Н.В. |
54400 90 54400 100 140 |
50 50 70 71 71 |
51 71 50 50 50 |
6 |
Предъявлены счета заказчикам за выполненные автоперевозки |
105600 16108,47 |
62 90/3 |
90/1 68 |
7 |
По выпискам из расчетного счета в банке значится: А) по приходу: -от заказчиков за автоперевозки - зачислен ссуда банка под материальные ценности б) по расходу: - в кассу по чеку № 874932 - перечислена задолженность поставщикам - перечислена задолженность финансовым органам по налогам |
112800 10600 54400 6500 5000 |
51 51 50 60 68 |
62 66 51 51 51 |
8 |
По расчетным ведомостям начислена заработная плата за месяц - водителям грузовых автомобилей - руководителям и специалистам |
43900 8700 |
20 26 |
70 70 |
9 |
Согласно ведомости распределения заработной платы отчислено на социальное страхование в размере 26% от суммы начиисленной заработной платы за месяц - водителям грузовых автомобилей - руководителям и специалистам |
11414 2262 |
20 26 |
69 69 |
10 |
По расчетной ведомости из заработной платы удержаны - НДФЛ - неиспользованные подотчетные суммы Казанцевым К.В. |
4960 84 |
70 70 |
68 71 |
11 |
Утверждены авансовые отчеты подотчетных лиц: - Мазановой И.В. на почтовые расходы - Казанцева К.В. на хоз. Расходы - Синицина С.Н. на приобретение материалов |
156 176 210 |
26 26 10 |
71 71 71 |
12 |
Справка бухгалтерии: списываются общехозяйственные расходы за месяц на соответствующий счет |
11294 |
90/2 |
26 |
13 |
Справка бухгалтерии: списываются расходы по автоперевозкам на соответствующий счет |
75514 |
90/2 |
20 |
14 |
Справка бухгалтерии: определить финансовый результат за месяц (прибыль, убыток) и списать на соответствующий счет |
2683,53 |
90/9 |
99 |
Сумма общехозяйственных расходов (Дт26) = 8700+2262+156+176= 11294
Сумма расходов по автоперевозкам (Дт 20 ) = 18000+160+2040+43900+11414 = 75514
Финансовый результат = 105600-16108,47-11294-75514 = 2683,53
Список литературы
1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г., №129-ФЗ. -М.,.
2. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр «МАРТ», 2003.
3. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2003.
4. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.
5.Камышанов П.И., Камышанов П.А., Камышанова Л.И. Современная бухгалтерия и аудит на предприятиях: - М, Элиста.: АПП "Джангар", 2000. - 720с.