Содержание

Введение.. 3

1. Действие гражданского процесса по времени, в пространстве и по кругу лиц.. 4

1.1 Понятие гражданского процесса. 4

1.2 Действие гражданско – процессуального закона по времени. 6

1.3 Действие гражданско – процессуального закона в пространстве. 14

1.4 Действие гражданско – процессуального закона по кругу лиц. 18

1.5 Определение пределов действия правовой нормы в процессе применения права. 21

Заключение.. 27

Список литературы... 28

Введение

Гражданское Процессуальное Право - это система правовых норм, предметом регулирования которой являются  общественные  отношения  в  сфере  осуществления правосудия по гражданским делам.

Эти  отношения  определяют  процессуальный  порядок  производства   по  гражданским делам,  установленный  ГПК РФ  и  другими  нормативно-правовыми актами.  Этот  порядок состоит из производства  по  рассмотрению  и  решению  дел  по  спорам,  которые возникают  из  гражданских,  семейных,  трудовых  и  других  правоотношений,  дел, которые возникают из административно- правовых отношений, и  дел  отдельного производства, т. е. из производства по гражданским делам. Система гражданского процессуального права определяется совокупностью гражданских процессуальных норм, регулирую­щих правосудие по гражданским делам и обеспечивающих выпол­нение задач гражданского судопроизводства.

Актуальность темы заключается в том, что гражданское процессуальное право — важнейшая гарантия выполнения задач гражданского судопроизводства, реализации конституционного права на судебную защиту, поскольку в нем детально закреплены компетенция суда, права и обязанности всех участников процесса. Среди пределов правового регулирования особо следует выделить временные, пространственные и личностные пределы. Чтобы определить и охарактеризовать их, нужно рассмотреть действие норм права (и нормативных правовых актов) во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Цель работы – изучить действие норм гражданско – процессуального права по времени, в пространстве и по кругу лиц.

Задачи:

- дать понятие гражданского – процесса;

- охарактеризовать действие гражданского процесса по времени, в пространстве и по кругу лиц;

- рассмотреть правила определения действия правовой нормы в процессе применения права.

1. Действие гражданского процесса по времени, в пространстве и по кругу лиц

1.1 Понятие гражданского процесса

Защита гражданских прав в Российской Федерации осуществляется в установленном порядке общими судами, а также арбитражными, третейскими судами и другими государственными и общественными организациями. Одно из основных мест здесь по праву занимают судебные органы[1].

Порядок производства по гражданским делам во всех общих судах РФ определяется Гражданским процессуальным кодексом. Под гражданскими делами понимаются не только непосредственно гражданские, но и отнесенные к ведению суда семейные, жилищные, трудовые и иные споры. Гражданский процесс является одной из форм отправления правосудия и отличается от деятельности иных органов, рассматривающих гражданские дела, наличием специфической процессуальной формы. В последнюю облекается только деятельность по осуществлению правосудия.

Гражданский процессэто особый вид судебной деятельности, урегулированный гражданским процессуальным правом и представляющий совокупность процессуальных действий и гражданско-процессуальных правоотношений, складывающихся между судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении гражданского дела.

Гражданским процессом охватываются три вида гражданского судопроизводства: исковое производство, производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, особое производство.

Исковое производство имеет место при обращении в суд за защитой нарушенных прав или интересов по спорам, вытекающим из гражданских, трудовых, семейных правоотношений при равном правовом положении сторон. По общему правилу исковое производство возникает при наличии материально-правового спора.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, — вид гражданского судопроизводства, охватывающий рассмотрение дел по жалобам на неправильности в списках избирателей, на действия административных органов или должностных лиц, на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, а также дела о взыскании с граждан недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию. Объединяет эти дела то, что они возникают из отношений власти и подчинения. Название данного вида судопроизводства условно, поскольку сюда входят как дела по административно-правовым отношениям, так и по государственно-правовым и финансовым правоотношениям.

Особое производство не связано с разрешением спора о праве, здесь нет сторон. К особому производству отнесены следующие дела: установление фактов, имеющих юридическое значение, признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим, признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, признание имущества бесхозяйным и др.

Стадии гражданского судопроизводства — это составные части единого гражданского судопроизводства, характеризующиеся общностью ближайшей процессуальной цели. Выделяются следующие стадии гражданского процесса:

1) возбуждение гражданского дела в суде;

2) подготовка дела к судебному разбирательству;

3) разбирательство дела по существу в суде 1-ой инстанции;

4) производство в кассационной инстанции;

5) пересмотр в порядке надзора судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу;

6) пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам;

7) исполнительное производство.

Наличие указанных стадий не означает, что любое гражданское дело обязательно должно пройти их все. Движение гражданского дела может быть завершено, например, на стадии разбирательства по существу в суде первой инстанции, миновав все остальные стадии.

1.2 Действие гражданско – процессуального закона по времени

Социально-экономическая, политическая, куль­турная и собственно правовая обусловленность действия права со­ставляет его системообразующий стержень. В книге Ш.Л. Мон­тескье «О духе законов» наиболее полно была про­слежена в свое время зависимость содержания права, его направ­ленность и его результативность от многообразных условий жизни разных пародов. По условиям современности мы имеем разве лишь более цивилизованное в целом проявление многочисленных факторов, но время не изменило их направленности на механизм действия права[2].

Было бы неправильно отрывать действие права от деятельнос­ти государства. Этот момент освещается в темах о соотношении права и государства, о понятии права и государства, их воздейст­вии на развитие общества.

Право со­держит многообразную информацию. И не просто правовую ин­формацию, а знание о самых разных сторонах жизни общества. Неслучайно по историческим памятникам права мы многое узна­ем о наших предках. А знание, как известно, учит и призыва­ет соответствующим образом действовать. Очень важно поэтому, чтобы закладываемая в право информация не была ложной, дез­ориентирующей, так как в противном случае через определенное время право перестанет действовать именно по этой причине. За­конодатель рискует, например, декларируя демократизм и обще­народный характер системы, в то время как в реальности господ­ствуют другие ценности.

С информативным действием тесно связано и действие ценностно-мотивационное. Следует, однако, заметить, что помимо действия определенных знаний на мотивацию адресатов права на­прямую, законодателю приходится вводить специальные нормы и положения, закрепляемые, в частности, в преамбулах, дабы вы­звать мотивы правомерного поведения.

Информационное и ценностно-мотивационное действие права в первую очередь призвано реализовать охранительную функцию права. Но особой содержательной стороной действия права явля­ется собственно правовое регулирование, отражающее сугубо ди­намическую роль права. Здесь право организует поведение участ­ников общественных отношений, заставляя их действовать актив­но в соответствии с возлагаемыми на них обязанностями. Здесь право стимулирует соответствующее поведение, фиксируя у своих адресатов субъективные права[3].

Действие норм права во времени продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы.

В соответствии со статьей 1 ГПК производство по гражданским делам ведется по гражданским процессуальным законам, действующим во время рассмотрения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения решения суда. Иными словами, действие гражданско-процессуальных норм во времени характеризуется отсутствием обратной силы закона: независимо от времени возникновения дела при совершении любых процессуальных действий следует применять законодательство, действующее в момент совершения этих действий. Для придания закону обратной силы необходимо специальное указание об этом в законе.

Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие).

1. Момент введения в действие чаще всего указывается в со­путствующем акту документе — постановлении о введении (о по­рядке введения) нормативного правового акта в действие или в самом акте. Делается это так.

а) Называется конкретная дата введения нормативного право­вого акта в действие. Чаще всего срок между принятием норма­тивного акта и вступлением его в силу не превышает одного - трех месяцев. Но если для реализации нормативного правового акта нет еще социально-экономических, финансовых условий или тре­буется большая подготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативного правового акта и вступлением его в силу может быть значительными.  Например, Гражданский процессуальный кодекс РФ был принят 14 ноября 2002 года, а введен в действие с 1 февраля 2003 года Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Это связано с тем, что ГПК РФ своим действием отменил целый ряд нормативных актов, действовавших до его принятия, требовалась большая подготовительная работа, перед тем, как стал возможным переход к новому законодательству.

б) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента опубликования. Так, Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" вступил в силу с момента его опубликования в «Российской газете»; Феде­ральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Россий­ской Федерации» от 21 июля 1997 г. был опубликован 28 июля 1997 г. в «Собрании законодательства Российской Федерации» и с этого дня вступил в силу.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

Порядок опубликования и вступления закона в силу определен федеральным законом от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

Согласно ст. 2 этого Закона датой принятия федерального считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации" (ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. в редакции Федерального закона от 22 октября 1999 г.).

Закон подлежит официальному опубликованию в течение семи дней после его подписания Президентом Российской Федерации (ст. 3) и вступает в силу, по общему правилу, по истечении десяти дней после официального опубликования (ст. 6). Точнее было бы указать: по истечении десяти суток, т.е., если, например, закон принят 1 марта, то с учетом того, что день опубликования не входит в десятидневный срок, закон следует считать вступившим в силу с 00 часов 12 марта.

в)       Нормативный правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий. Примером такого порядка введения в действие нормативного правового акта является уже упоминавшийся выше Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Таким же является и Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., в котором введение в действие ч. 2 ст. 33 (о финансировании судов на основе нормативов) ставится в зависимость от последующего принятия и вступления в силу соответствующего федерального закона.

г)      Нормативный правовой акт вводится в действие с момента его принятия. Это относится, прежде всего, к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания.

Этот порядок введения в действие нормативных правовых актов не слишком удобен. Реально акт начинает действовать лишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. По­лучить нее достоверную информацию о содержании нормативного правового акта можно лишь после его официального опубликова­ния. Момент принятия акта и момент его опубликования никогда не совпадают — промежуток времени хотя бы в несколько дней между ними всегда будет.

Это своего рода «период бездействия», ибо акт формально всту­пил в силу, а реально (до публикации) действовать не может. На­пример, постановление Государственной Думы «О неотложных мерах по стабилизации положения на фармацевтическом рынке  Российской Федерации» было принято 18 сентября 1998 г., а опуб­ликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации» 5 октября 1998 г. Поэтому наиболее приемлемым моментом вступления в силу и этих нормативных правовых актов явился бы день их официального опубликования.

д) Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. Именно так вступают в силу не­нормативные (индивидуальные) акты Прецедента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, содер­жащие сведения, составляющие государственную тайну, или све­дения конфиденциального характера[4].

Время между подписанием актов Президента и Правительства и их официальным опубликованием не должно превышать десяти дней.

2. Если в нормативном правовом акте срок вступления его в силу не указан, то применяется порядок, установленный Феде­ральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов; актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. и Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.

Нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Россий­ской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие норматив­ный характер, и акты Правительства Российской Федерации, за­трагивающие права, свободы и обязанности человека и гражда­нина, устанавливающие правовой статус Федеральных органов ис­полнительной власти, а также организаций, вступают в силу одно­временно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их офи­циального опубликования.

3. Порядок постепенного вступления в силу (введения в дей­ствие) нормативных правовых актов. Речь идет об актах, не имею­щих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имею­щих ограничительный гриф и предназначенных строго определен­ным адресатам. Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотвор­ческого органа обусловливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.

Рассмотренные выше положения не исчерпывают всех вопро­сов, связанных с введением в действие нормативных правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актов ор­ганов исполнительной власти, требует совершенствования суще­ствующая процедура. Целесообразно издание единого закона о разработке, опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов, действующих на территории России.

Прекращают свое действие нормативные правовые акты: а) по истечении срока, на который были приняты; б) с изме­нением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты пе­риода Великой Отечественной войны после ее окончания); в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).

Об отмене устаревших нормативных правовых актов чаще всего говорится во вновь принятом и вступающем в силу акте. Это наиболее распространенный способ отмены прежних предпи­саний. Редко какой закон, указ, постановление, приказ не содер­жит пункта, указывающего на акты или положения, утрачиваю­щие силу в связи с введением в действие нового нормативного пра­вового акта. Например, в последней статье Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 г. названы два закона Россий­ской Федерации и два постановления бывшего Верховного Совета Российской Федерации, утрачивающих силу.

Отмене устаревших нормативных правовых предписаний не­редко посвящаются специальные акты. Таково постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении и призна­нии утратившими силу решений Правительства Российской Фе­дерации в связи с принятием Конституции Российской Федера­ции» от 27 декабря 1994 г. № 1428, где признаны утратившими силу 76 актов Правительства либо их отдельных положений. По­ста нов лета ем Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 343 в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу 17 постановлений быв­шего Совета Министров РСФСР.

Окончание действия нормативных правовых актов связывается обычно с утратой нормативными актами юридической силы. Порядок утраты нормативными правовыми актами юридической силы тоже имеет несколько вариантов. Во-первых, нормативные правовые акты утрачивают силу в случае истечения срока их действия. Этот случай касается временных нормативных актов, которые, как известно, принимаются на определенный срок и по истечении этого срока автоматически утрачивают силу. Во-вторых, нормативные правовые акты утрачивают силу в случае их официальной отмены другим нормативным актом. Например, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации» отменил как полностью, так и частично целый ряд ранее действовавших законов и подзаконных актов. В-третьих, нормативные правовые акты утрачивают силу, если в действие вводятся новые нормативные акты, устанавливающие иные правила по тем же самым вопросам. В этом случае происходит фактическая утрата нормативным актом юридической силы. Например, в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации, которая вступила в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования, т.е. 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось действие Конституции (Основного закона) Российской Федерации-России, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями и дополнениями. В-четвертых, фактически утрачивают силу и те нормативные акты (или отдельные положения нормативных актов), которые признаны судом неконституционными или незаконными. Так, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают силу. И, в-пятых, нормативные правовые акты утрачивают силу (также фактически) в случае изменения обстоятельств, на которые они были рассчитаны. Например, акты периода Великой Отечественной войны утратили смысл и прекратили свое действие после ее окончания.

Таким образом, началом и окончанием действия нормативных правовых актов характеризуются временные пределы правового регулирования. Вступление нормативного акта в силу означает, что содержащиеся в этом акте нормы начинают регулировать соответствующие общественные отношения. При этом они распространяют свое действие, как правило, только на те общественные отношения, которые будут возникать после вступления нормативного акта в силу. То есть на общественные отношения и связанные с ними факты, которые возникли и сложились до вступления нормативного акта в силу, содержащиеся в этом акте нормы не распространяются. По-другому, закон (нормативный акт, норма права) обратной силы не имеет. Например, в ст. 1 ГПК РФ прямо говорится, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Таким образом, с действием нормативных правовых актов во времени связано понятие обратной силы закона (точнее — нормативного правово­го акта). По общему правилу, « закон обратной силы не имеет (lex ad praeteriam поп valet — лат.)», т.е. распространяет свое дейст­вие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людь­ми, между гражданами и государством, поскольку они уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативного правового акта[5].

1.3 Действие гражданско – процессуального закона в пространстве

Действие нор права в пространстве основывается на пяти принципах: территориальном, гражданства, покровительственном (специального режима), универсальном и реальном.

В гражданском процессуальном праве в отличие от других отраслей права нет норм, распространяющихся на отдельные регионы РФ. Все нормы гражданского процессуального права носят общий характер, охватывая всю территорию данной республики.

В соответствии с территориальным принципом, основанным на незыблемости суверенитета государства нормы права действуют на всей территории государства.

Действие российских норм права распространяется на всю территорию Российской Федерации. Эта территория, согласно Закону РФ "О Государственной границе Российской федерации" от 1 апреля 1993 г., определяется как сухопутное, водное и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ. Следовательно, территорией Российской Федерации являются находящиеся в пределах их государственных границ суша, воды, недра, воздушное пространство над сушей и водами. Государственной границей Российской Федерации, согласно этому закону, является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР (граница Российской Федерации).

Сухопутная государственная территория включает в себя материковую часть государства и островов в пределах Государственной границы.

Водную территорию Российской Федерации составляют территориальные и внутренние морские воды, а также части пограничных рек и озер.

К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих России (см. ст. 15 и 16 Водного кодекса Российской федерации 1995 г.). Международными договорами Российской Федерации, а при их отсутствии - согласно общим принципам и нормам международного права - ширина территориальных вод может быть установлена иной[6].

К внутренним морским водам относятся воды: портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа и них не более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, определяемых от исходных линий - согласно Закону "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. В этом Законе устанавливаются правила захода в морские порты иностранных судов, порядок захода иностранных военных кораблей и других некоммерческих государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в морские порты и т.д.

Нормы права  действуют и  на континентальном шельфе Российской Федерации. В соответствии с международной Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Федеральным законом РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г. континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за границей территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склоны и подъемы. Приведенное определение шельфа относится и к островам Российской Федерации. Закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" определяет пространственные пределы внутренней и внешней границ континентального шельфа.

Иными словами, континентальный шельф Российской Федерации - это примыкающие к территориальному морю до определенной глубины поверхности и недра морского дна. Сооружения и установки, возведенные в целях разведки или разработки естественных богатств континентального шельфа Российской федерации, находятся под юрисдикцией России. Иностранные физические и юридические лица не имеют права проводить исследования, разведку и разработку естественных богатств и иные работы на континентальном шельфе, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено соглашениями Российской Федерации с иностранным государством или специально разрешено компетентным органом власти России[7].

К территории Российской Федерации приравниваются военные воздушные, морские и речные суда РФ вне зависимости от той территории, на которой они находятся.

Территория посольств Российской Федерации в иностранных государствах и машины послов под флагом РФ территориями Российской Федерации не являются. Вместе с тем здания посольств, автомашины послов пользуются дипломатическим иммунитетом.

Законом Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 г. определено, что они являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов. Они простираются до глубины, доступной для геологического изучения и освоения. К недрам относится пространство под сухопутной поверхностью и водной территорией, определенной Государственной границей Российской Федерации.

Под воздушным пространством согласно ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ 1997 г. "понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем". Боковой границей воздушного пространства России является вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной государственной границе страны. Высотный предел, отделяющий воздушное пространство страны от космоса, не установлен. Международные обычаи и практика исходят из того, что космическое пространство, имеющее международный режим, начинается с высоты 100-110 км над уровнем моря.

Договором о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 г. установлено, что юрисдикция государств распространяется на объекты и их экипажи, находящиеся в космическом пространстве.

Итак, в состав российской государственной территории входят на­ходящиеся в пределах государственных границ: а) суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой); б) воды, включая территориальные воды — примы­кающую к берегу часть моря, не превышающую двенадцати мор­ских миль; в) воздушное пространство.

К государственной территории (условной территории) прирав­ниваются территории посольств, морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства, кабели и трубопроводы, продолженные в от­крытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются условно к терри­тории государства повсеместно, а невоенные морские и воздуш­ные суда — соответственно только в водах и воздушном простран­стве своего государства в открытом море и воздушном простран­стве над ним.

На государственной российской территории и территории, ус­ловно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Конституция Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью ее пра­вовой системы. Если международным договором Российской Фе­дерации установлены иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются правила международного договора»[8].

1.4 Действие гражданско – процессуального закона по кругу лиц

Действие гражданского процессуального права по кругу лиц означает, что данная отрасль права распространяется:

1) в силу принципа равенства граждан перед законом и судом на всех граждан РФ независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств;

2) на государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации, учреждения, их объединения;

3) на иностранных граждан, лиц без гражданства, обладающих правом обращения к суду за защитой, а также теми же процессуальными правами, что и граждане Российской Федерации;

4) на иностранные предприятия и организации в случаях, предусмотренных законодательством. Гражданское процессуальное право предусматривает возможность установления ответных ограничений в отношении иностранных граждан, предприятий, организаций тех государств, в которых допускаются специальные ограничения гражданско-процессуальных прав граждан, предприятий и организаций Российской Федерации. Но эти ограничения со стороны Российской Федерации носят ответный характер.

Ст. 34 ГПК РФ определяет состав лиц, участвующих в деле. Лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Для того, чтобы участвовать в гражданском процессе, лица должны иметь гражданско – правовую дееспособность.

Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, а также  организациям.

Лица, не достигшие 18 лет, обладают частичной Гражданско – правовой дееспособностью, кроме случаев эмансипации. Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипации).

Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних.

Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

1.5 Определение пределов действия правовой нормы в процессе применения права

Среди пределов правового регулирования особо следует выделить временные, пространственные и личностные пределы. Чтобы определить и охарактеризовать их, нужно рассмотреть действие норм права (и нормативных правовых актов) во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Началом и окончанием действия нормативных правовых актов характеризуются временные пределы правового регулирования. Вступление нормативного акта в силу означает, что содержащиеся в этом акте нормы начинают регулировать соответствующие общественные отношения. При этом они распространяют свое действие, как правило, только на те общественные отношения, которые будут возникать после вступления нормативного акта в силу. То есть на общественные отношения и связанные с ними факты, которые возникли и сложились до вступления нормативного акта в силу, содержащиеся в этом акте нормы не распространяются. По-другому, закон (нормативный акт, норма права) обратной силы не имеет. Например, в ст. 1 ГПК РФ прямо говорится, что акты гражданско – процессуального  законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Нормы права, установленные или санкционированные государством, как правило, действует в пределах территории государства. Аналогичным образом действуют и содержащие нормы права нормативные акты.

Действуя в пределах территории государства, нормы права и нормативные правовые акты могут распространять свое действие как на всю территорию, так и на отдельные ее части. На всю территорию государства распространяют свое действие обычно те нормы права, которые содержатся в нормативных актах центральных органов государственной власти. На отдельных частях государственной территории могут действовать как нормы, содержащиеся в актах центральных органов государственной власти, так и нормы, содержащиеся в актах местных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Например, в Российской Федерации некоторые нормативные акты федеральных, т.е. центральных, органов действуют не на всей территории государства, а на той или иной ее части (в районах Крайнего Севера, в пограничных зонах и т.д.). В федеративных государствах, поскольку субъекты федерации могут иметь свое законодательство, нормативные акты субъекта федерации действуют на территории субъекта, но в определенных случаях могут применяться и на территории других субъектов федерации. Например, в бывшем СССР, если лицо совершало преступление на территории одной союзной республики (субъекта федерации), а к уголовной ответственности привлекалось на территории другой, к нему применялось уголовное законодательство той союзной республики, на территории которой было совершено преступление.

В этом отношении определение действия норм гражданско – процессуального права представляет меньше всего трудностей, так как нормы данной отрасли права действуют на территории всей страны без исключений.

Несмотря на то, что установленные или санкционированные государством нормы права, как правило, действуют в пределах территории государства, в определенных случаях возможно их экстерриториальное действие, т.е. действие за пределами территории государства. Экстерриториальное действие норм права, а также нормативных правовых актов, имеет место в следующих случаях.

Во-первых, в случае нахождения граждан за границей. Граждане государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют правовую связь со своим государством. Во многих государствах в соответствии с международным правом действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан, находящихся вне пределов государства. Кроме того, нормы права, будучи общеобязательными правилами поведения, обязательны для граждан не только на территории государства, но и за ее пределами. Поэтому граждане государства, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей собственной страны. Так, согласно ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации.

Во-вторых, в случае заключения соглашений с другими государствами, в соответствии с которыми определенные правовые нормы одного государства действуют на территории другого и наоборот. Особенно это касается норм гражданского, коммерческого, трудового, финансового и некоторых других отраслей права.

В-третьих, в случае действия на территориях со смешанным правовым режимом. К таким территориям относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка, а исключительная экономическая зона – это морское пространство шириной до 200 морских миль, расположенное за внешней границей территориального моря и примыкающее к нему. Эти территории не входят в состав территории прибрежных государств и вообще не являются территорией какого-либо государства. Вместе с тем прибрежные государства обладают определенными суверенными правами на этих территориях. Они имеют исключительные права на разработку и использование живых и неживых ресурсов и некоторые другие виды деятельности в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В этой связи на данных территориях помимо норм международного права действуют также правовые нормы соответствующих прибрежных государств. А поскольку эти территории не входят в состав территории какого-либо государства, то действие на этих территориях правовых норм прибрежного государства следует рассматривать как их экстерриториальное действие[9].

С действием норм права в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. По общему правилу, правовые нормы каждого конкретного государства, распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории данного государства. Это и граждане государства, и иностранцы, и лица без гражданства, и государственные органы, и различные организации, и прочие лица, являющиеся субъектами права. В то же время из этого правила есть исключения.

Кроме того, в отношении граждан, а в ряде случаев и некоторых других лиц (иностранцев, лиц без гражданства, организаций), нормы права действуют не только на территории собственного государства, но и за его пределами. Так, например, граждане обязаны соблюдать правовые нормы своей страны независимо от того, где они находятся, а иностранцы, лица без гражданства, иностранные организации обязаны соблюдать законы прибрежного государства на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Рассмотрим пределы действия международно-правовых норм. Международно-договорное происхождение единообразных норм обусловливает их специальное положение в системе национального права. Функционирование единообразных норм в системе национального права определяется публично-правовыми нормами конвенции. Содержание международно-правового обязательства государства в отношении этих норм заключается прежде всего в обязанности регулировать опре­деленный круг общественных отношений именно этими нормами, сохранять их в силе вплоть до прекращения действия конвенции. Публично-правовые нормы конвенции «определяют пределы действия единообразных норм права и правила их толкования в процессе применения.

Практика создания международных конвенций по унификации выработала три способа ограничения пределов действия единообразных норм права: конвенции, бази­рующиеся на принципе взаимности; конвенции, исключающие какую-либо взаимность; конвенции с так называемой ограниченной взаимностью. Указывая пределы действия единообразных норм, конвенции по унификации тем самым сами решают проблему соотношения действия этих норм и иных норм национального законодательства. Например, Гаагская конвенция о компетенции властей, применяемом праве и при­знании решений об усыновлении 1965 г. согласно ст. 1 применяется в том случае, когда и усыновитель, и усыновляемый являются гражданами страны-участницы и про­живают на территории одной из стран-участниц. Варшавская конвенция по унифика­ции некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. применяется ко всем перевозкам людей, багажа или товаров, место назначения и место отправления которых расположены на территории двух договаривающихся государств, либо место отправления и назначения находятся на территории одной страны-участ­ницы, однако остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если оно не является участником конвенции (ст. 1). Подобные нормы получили название «правил применения»  конвенции. Отношения, которые характеризуются признаками, содержащимися в правилах применения, выпадают из сферы урегулирования иных на­циональных норм права (коллизионных и императивных).

Большинством юристов признана необходимость таких норм в международных конвенциях по унификации, однако мнения об их природе расходятся. Некоторые авторы рассматривают правила применения как «специальные коллизионные нормы», ука­зывая на общность стоящей перед ними задачи — разрешать конфликты законов, только первые действуют внутри правовой системы, а вторые — в международной сфере. Между тем основная функция правил применения — определение пределов действия единообразных норм права. Они возлагают на государство обязанность включать единообразные нормы в национальную законодательную систему, изменять соответствующим образом законодательство, регулировать именно этими нормами определенные отношения и т. д. Правила применения — это публично-правовые нормы конвенции; в результате их нарушения наступает международно-правовая ответ­ственность государства, а не его физических и юридических лиц[10].

Заключение

Итак, гражданское процессуальное право — система правовых норм, регулирующих деятельность судов и других участников процесса.

Под предметом гражданского процессуального права понимаются те процессуальные отношения, которые возникают между судом при осуществлении им правосудия по гражданским делам и иными участниками процесса.

Эти отношения имеют своей целью охрану, защиту социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ и российскими законами, и охраняемых законом интересов граждан, а также прав и охраняемых законом интересов организаций.

Началом и окончанием действия нормативных правовых актов характеризуются временные пределы правового регулирования. Вступление нормативного акта в силу означает, что содержащиеся в этом акте нормы начинают регулировать соответствующие общественные отношения. При этом они распространяют свое действие, как правило, только на те общественные отношения, которые будут возникать после вступления нормативного акта в силу.

Специфика гражданско – процессуального права заключается в том, что его действие распространяется на всю территорию РФ, его нормы не могут действовать на территориях субъектов РФ, как нормы других отраслей права.

Действие гражданского процесса по кругу лиц распространяется не только на граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории России, но и на иностранных граждан, не проживающих на территории РФ, и юридических лиц, не зарегистрированных в нашей стране, но вступающих в гражданско – правовые отношения на территории России.

Список литературы

Нормативно – правовые акты:

1.                 Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.

2.                 Федеральный закон от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

3.                 Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации».

4.                 Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // "Российская газета" от 20 ноября 2002 г. N 220.

5.                 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // "Российская газета" от 27 июля 2002 г. N 137.

Учебно – методическая литература:

1.                 Алексеев С.С. Проблемы теории права, том 1. – М.: 2001.

2.                 Бабаев В.К. Общая теория права (курс лекций). – М.: 1960.

3.                 Голлунский, Строгович. Теория государства и права. – М.: 1940

4.                 Гражданский процесс: Учебник (Отв. ред. проф. В.В. Ярков). - М.: Волтерс Клувер, 2004.

5.                 Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М.: ООО «Городец-издат», 2003.

6.                 Гражданское процессуальное право России / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2002.

7.                 Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.

8.                 Исаенкова О.В. Иск в гражданском судопроизводстве. Саратов, 1997.

9.                 Марченко М.Н. Проблема теории государства и права. М.: изд. «Проспект» 2005.

10.            Мурадьян Э.М. О принципах гражданского судопроизводства. //Современное право", N 6, 2000.

11.            Пьянов Н. А. Вопросы теории и  истории  государства и права. Изд. ИГУ Иркутск  2003 г.

12.            Теория государства и права / Под ред. В.Д. Перевалова  М.; изд. «НОРМА» 2006.


[1] Гражданский процесс: Учебник (Отв. ред. проф. В.В. Ярков). - М.: Волтерс Клувер, 2004. – с.4

[2] Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.

[3] Теория  государства  и  права. / Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.- с. 448

[4] Марченко М.Н. Проблема теории государства и права. М.: изд. «Проспект» 2005.

[5] Пьянов Н. А. Вопросы теории и  истории  государства и права. Изд. ИГУ Иркутск  2003 г

[6] Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М.: ООО «Городец-издат», 2003. – с.11

[7] Теория  государства  и  права. / Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.- с. 338

[8] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237  Ст. 15

[9] Пьянов Н. А. Вопросы теории и  истории  государства и права. Изд. ИГУ Иркутск  2003 г

[10] Коровина, О. П. Природа единообразных норм международных  конвенций   //Правоведение. -1983. - № 1. – C. 65