СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАЧА № 2. 3

ЗАДАЧА № 12. 7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 10

ЗАДАЧА № 2

В Новосибирский областной арбитражный суд обратилась Киселева с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного продажей некачественного товара фирмой «Ника». Киселева зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Председатель суда в приеме искового заявления отказал, посоветовав обратиться в районный суд по месту нахождения ответчика.

Прав ли председатель суда? Охарактеризуйте подсудность дел арбитражным судам субъектов РФ. Как следует поступить Киселевой, если председатель суда не прав?

Решение:

1. Прав ли председатель суда?

В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. В соответствии с ч.2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих статус индивидуального предпринимателя.  

Таким образом, председатель суда, отказавший в приеме искового заявления предпринимателя Киселевой в отношении фирмы «Ника», не прав в своем решении.

2. Характеристика подсудности дел арбитражным судам субъектов РФ.

Институт подсудности разграничивает подведомственные арбит­ражным судам дела между различными звеньями судебно-арбитражной системы. Для арбитражного процесса характерны два вида под­судности – родовая и территориальная.

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различных уровней. По общему правилу все споры, подве­домственные арбитражному суду, разрешаются арбитражными суда­ми субъектов РФ, за исключением споров, отнесенных к подсудности высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 34 АПК РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает: экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации; дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Со­вета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания PФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих Права и законные интересы организаций и граждан.

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию ар­битражных судов одного звена, т.е. краевых, областных и приравнен­ных к ним арбитражных судов субъектов РФ. Территориальная подсудность может быть общей, альтернативной, исключительной, по связи дел и договорной.

В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения (ст. 25 АПК). Дела о несостоятельнос­ти (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются по месту Нахождения должника (ст. 28 АПК, ст. 29 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Правила альтернативной подсудности по выбору истца установ­лены ст. 26 АПК. Иск к ответчикам, находящимся на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по выбору истца но месту нахождения одного из ответчиков. Иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в ар­битражный суд по месту нахождения его имущества или но его последнему известному месту нахождения в РФ. Иск к ответчику, яв­ляющемуся организацией или гражданином РФ и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен но месту на­хождения истца или имущества ответчика. Иск, вытекающий из до­говора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора.

Исключительная подсудность характеризуется тем. что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК арбит­ражным судом. Споры о признании нрава собственности на здания, сооружения, земельные участки, об изъятии указанного недвижимого имущества из чужого незаконного владения, об устранении наруше­ний прав собственника или законного владельца, не связанных с ли­шением владения, рассматриваются по месту нахождения здания, со­оружения, земельного участка.

Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым свя­зан спор*. Встречный иск предъявляется по месту рассмотрения пер­воначального иска (ст. 110 АПК). В этот же арбитражный суд предъ­является исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоя­тельные требования на предмет спора (ст. 38 АПК).

3. Как следует поступить Киселевой, если председатель суда не прав?

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

В соответствии со ст. 33.1 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Таким образом, если председатель Новосибирского областного арбитражного суда не прав, то Киселевой необходимо обратиться в арбитражный апелляционный суд.

В Западно – Сибирском судебном округе работают седьмой и восьмой арбитражные апелляционные суды. Для Новосибирского областного арбитражного суда вышестоящей инстанцией является седьмой арбитражный апелляционный суд. Поэтому в случае, если председатель Новосибирского областного арбитражного суда не прав, Киселевой следует обращаться в седьмой арбитражный апелляционный суд.

ЗАДАЧА № 12

В производстве следователя РОВД находилось уголовное дело по обвинению Никифорова в совершении квартирных краж. Прокурор района истребовал данное уголовное дело и принял по нему следующие решения:

Вынес постановление об отмене постановления следователя об избрании в отношении Никифорова меры пресечения;

Дал письменные указания о необходимости производства обыска в квартире Никифорова;

Вынес постановление об отстранении следователя от расследования и передал его следователю прокуратуры.

1.     О каком направлении деятельности прокуратуры идет речь в задаче? 

2.     Какими полномочиями наделен прокурор, осуществляя данное направление деятельности?

3.     Назовите акты прокурорского реагирования, подлежащие применению в данном случае.

Решение:

1. В задаче речь идет о таком направлении деятельности прокуратуры, как надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно - розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 29 Закона «О прокуратуре»).

2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

При осуществлении надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности прокуроры обладают как общими для всей надзорной функции полномочиями, так и специфическими полномочиями, присущими только для осуществления надзора в этой сфере деятельности.

К числу первых таких общих полномочий относится право прокурора при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входитьна территории и в помещения органов, за исполнением законов в деятельности которых он осуществляет надзор.

Право прокурора на доступ к документам и материалам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть реализовано с учетом ограничений, предусмотренных ст. 21 Закона об ОРД.

Проверка исполнения законов в оперативно-розыскной деятельности.

Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

Прокурор наделен правом требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок либо ревизий деятельности соответствующих оперативно-розыскных органов.

Право прокурора вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор вправе рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Прокурор вправе разъяснять пострадавшим в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности порядок защиты их прав и свобод.

Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного вреда.

Прокурор вправе требовать привлечения лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной).

В случае установления нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц в связи с принятием органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, правового акта, противоречащего закону, прокурор опротестовывает его в орган (должностному лицу), который издал этот акт, либо обращается в суд с заявлением о признании такого акта недействующим.

В целях принятия мер к устранению нарушений закона прокурор выносит представление органу (должностному лицу), осуществляющему оперативно-розыскную деятельность.

3. Актами прокурорского надзора за исполнением законов в этой сфере являются: письменное требование; письменное указание; протест; заявление; иск; представление; предостережение о недопустимости нарушения закона и постановление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1.                Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.).

2.                Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (действующая редакция).

Учебно-методические пособия:

1.                 Басков В.И.  Прокурорский надзор, М., 1996.

2.                 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.  Правоохранительные органы, М., 2004.

3.                 Лончаков А.П.  Теория юриспруденции (учебное пособие). 2002.

4.                 Лончаков А.П. Концептуальный аспект: Понятие и содержание правоохранительной деятельности (учебное пособие). 2003.

5.                 Правоохранительные органы РФ: Курс лекций. М.: Манускрипт. 2006.

6.                 Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.