СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАЧА № 2. 3
ЗАДАЧА № 12. 7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 10
ЗАДАЧА № 2
В Новосибирский областной арбитражный суд обратилась Киселева с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного продажей некачественного товара фирмой «Ника». Киселева зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Председатель суда в приеме искового заявления отказал, посоветовав обратиться в районный суд по месту нахождения ответчика.
Прав ли председатель суда? Охарактеризуйте подсудность дел арбитражным судам субъектов РФ. Как следует поступить Киселевой, если председатель суда не прав?
Решение:
1. Прав ли председатель суда?
В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. В соответствии с ч.2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Таким образом, председатель суда, отказавший в приеме искового заявления предпринимателя Киселевой в отношении фирмы «Ника», не прав в своем решении.
2. Характеристика подсудности дел арбитражным судам субъектов РФ.
Институт подсудности разграничивает подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями судебно-арбитражной системы. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности – родовая и территориальная.
Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различных уровней. По общему правилу все споры, подведомственные арбитражному суду, разрешаются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением споров, отнесенных к подсудности высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 34 АПК РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает: экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации; дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания PФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих Права и законные интересы организаций и граждан.
Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ. Территориальная подсудность может быть общей, альтернативной, исключительной, по связи дел и договорной.
В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения (ст. 25 АПК). Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются по месту Нахождения должника (ст. 28 АПК, ст. 29 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Правила альтернативной подсудности по выбору истца установлены ст. 26 АПК. Иск к ответчикам, находящимся на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по выбору истца но месту нахождения одного из ответчиков. Иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества или но его последнему известному месту нахождения в РФ. Иск к ответчику, являющемуся организацией или гражданином РФ и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен но месту нахождения истца или имущества ответчика. Иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора.
Исключительная подсудность характеризуется тем. что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК арбитражным судом. Споры о признании нрава собственности на здания, сооружения, земельные участки, об изъятии указанного недвижимого имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав собственника или законного владельца, не связанных с лишением владения, рассматриваются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка.
Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор*. Встречный иск предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ст. 110 АПК). В этот же арбитражный суд предъявляется исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора (ст. 38 АПК).
3. Как следует поступить Киселевой, если председатель суда не прав?
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
арбитражные апелляционные суды;
арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст. 33.1 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Таким образом, если председатель Новосибирского областного арбитражного суда не прав, то Киселевой необходимо обратиться в арбитражный апелляционный суд.
В Западно – Сибирском судебном округе работают седьмой и восьмой арбитражные апелляционные суды. Для Новосибирского областного арбитражного суда вышестоящей инстанцией является седьмой арбитражный апелляционный суд. Поэтому в случае, если председатель Новосибирского областного арбитражного суда не прав, Киселевой следует обращаться в седьмой арбитражный апелляционный суд.
ЗАДАЧА № 12
В производстве следователя РОВД находилось уголовное дело по обвинению Никифорова в совершении квартирных краж. Прокурор района истребовал данное уголовное дело и принял по нему следующие решения:
Вынес постановление об отмене постановления следователя об избрании в отношении Никифорова меры пресечения;
Дал письменные указания о необходимости производства обыска в квартире Никифорова;
Вынес постановление об отстранении следователя от расследования и передал его следователю прокуратуры.
1. О каком направлении деятельности прокуратуры идет речь в задаче?
2. Какими полномочиями наделен прокурор, осуществляя данное направление деятельности?
3. Назовите акты прокурорского реагирования, подлежащие применению в данном случае.
Решение:
1. В задаче речь идет о таком направлении деятельности прокуратуры, как надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно - розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 29 Закона «О прокуратуре»).
2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
При осуществлении надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности прокуроры обладают как общими для всей надзорной функции полномочиями, так и специфическими полномочиями, присущими только для осуществления надзора в этой сфере деятельности.
К числу первых таких общих полномочий относится право прокурора при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входитьна территории и в помещения органов, за исполнением законов в деятельности которых он осуществляет надзор.
Право прокурора на доступ к документам и материалам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть реализовано с учетом ограничений, предусмотренных ст. 21 Закона об ОРД.
Проверка исполнения законов в оперативно-розыскной деятельности.
Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.
Прокурор наделен правом требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок либо ревизий деятельности соответствующих оперативно-розыскных органов.
Право прокурора вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор вправе рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Прокурор вправе разъяснять пострадавшим в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности порядок защиты их прав и свобод.
Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного вреда.
Прокурор вправе требовать привлечения лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной).
В случае установления нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц в связи с принятием органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, правового акта, противоречащего закону, прокурор опротестовывает его в орган (должностному лицу), который издал этот акт, либо обращается в суд с заявлением о признании такого акта недействующим.
В целях принятия мер к устранению нарушений закона прокурор выносит представление органу (должностному лицу), осуществляющему оперативно-розыскную деятельность.
3. Актами прокурорского надзора за исполнением законов в этой сфере являются: письменное требование; письменное указание; протест; заявление; иск; представление; предостережение о недопустимости нарушения закона и постановление.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.).
2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (действующая редакция).
Учебно-методические пособия:
1. Басков В.И. Прокурорский надзор, М., 1996.
2. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы, М., 2004.
3. Лончаков А.П. Теория юриспруденции (учебное пособие). 2002.
4. Лончаков А.П. Концептуальный аспект: Понятие и содержание правоохранительной деятельности (учебное пособие). 2003.
5. Правоохранительные органы РФ: Курс лекций. М.: Манускрипт. 2006.
6. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.