Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы понятия «социализация»_ 6
1.1. Социализация с точки зрения психологии, философии, педагогики, социальной педагогики_ 6
Введение
Актуальность: Одним из актуальных направлений в науке о Человеке является вопрос о социализации личности. Он интегрируется в сфере различных аспектов исследований в гуманитарной области в силу того, что поведение формируется всей системой экономических, социальных и культурных установок.
Современная российская действительность характерна разнотипностью, отсутствием преобладающего типа личности среди граждан, выступает одной из причин социальных напряжений в обществе и сложностей его развития в последние 10-15 лет. Особенности социализации молодого поколения в эти годы - продукт не очень благоприятных для него социальных условий и резкого возрастания стихийности социализации. Формирующийся среди молодежи и части взрослого населения новый социально-психологический тип личности неоднозначен, но среди его разновидностей распространен такой, про который нельзя сказать, что он совершеннее формировавшегося в предшествующие десятилетия. Такое положение предопределяет и сложности, с которыми столкнется в ближайшие десятилетия новое общество, должное быть более совершенным, чем прежнее.
В целом общество нуждается в осмыслении значимости социализации населения и особенно молодого поколения. Необходимо принятие комплексных мер на федеральном, региональном и местном уровнях по преодолению преобладающей стихийности и устранению негативных явлений в общественной жизни, психологически негативно сказывающихся на формирующийся социально-психологический тип личности, социализацию отдельных групп и граждан.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности[1].
Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который называется викарным научением. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.
Проблема: Действительно ли семья является фактором социализации подростка в обществе?
Цель: Проанализировать особенности влияния семьи на социализацию подростка в обществе.
Объект исследования - социализация подростка в семье.
Предмет исследования - процесс влияния семьи на социализацию подростка в обществе.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «социализация» с точки зрения педагогики, психологии, философии, социальной педагогики.
2. Выявить противоречия процесса социализации подростков.
3. Определить влияние типа взаимоотношений в семье на социализацию подростка.
4. Исследовать взаимоотношения в семьях, имеющих детей подросткового возраста.
5. Разработать программу социализации подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза: Мы предполагаем, что взаимоотношения в семье оказывают влияние на социализацию подростка.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпирические методы (тестирования, анкетирования), методы статистической обработки информации.
Глава I. Теоретические основы понятия «социализация»
1.1. Социализация с точки зрения психологии, философии, педагогики, социальной педагогики
Каждый человек с момента своего рождения проходит непрерывный путь физического и психологического развития, длящийся всю жизнь, но особенно значимый по своим результатам и последствиям в первые 15-25 лет. Внешне легко подмечается его развитие как организма - анатомическое и физиологическое, но хуже - социальное и психологическое (его становление как личности). Между тем, последнее требует больше внимания и забот, ибо не запрограммировано жестко генетически и не обеспечивает автоматического достижения совершенства. Оно зависит от множества обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка, чревато задержками, деформациями и отнюдь не гарантирует высот личностного развития и жизненного успеха. Если развитие организма относительно мало зависит от самого человека, то его социальный и личностный рост в решающей степени определяются прижизненными условиями и его работой над собой[2].
Важнейшее значение для становления личности и приобретения ею социального облика имеют взгляды и убеждения по вопросам жизни в обществе, отношения к общечеловеческим ценностям, нормам морали и права, отношения к другим людям и самому себе, характер потребностей и интересов, к удовлетворению которых стремится человек, отношение к производительному труду, к участию в усилиях общества по улучшению условий жизни и др. Все эти особенности не присущи психике человека с рождения, не возникают сами собой. Это психологические новообразования, формирующиеся прижизненно, требующие приложения усилий, заботы, совершенствования. Человек не рождается коммунистом или либералом, ученым или бизнесменом, рабочим или министром, коллективистом или индивидуалистом, правозащитником или преступником. Он становится тем, кто он есть в результате прижизненного социально-психологического развития. Поэтому ведущую роль в социализации человека играет психологическая и педагогическая социализация: образование, воспитание, обучение, интеллектуальное развитие человека и соответствующие прижизненные влияния, воздействия, зависимости, закономерности[3].
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки[4]. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д[5]. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества[6].
Одно из возражений и строится обычно на основе такого понимания и заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей. Не будет ли при этом повторяться одна из старых ошибок в психологии, когда утверждалось, что новорожденное человеческое существо не есть еще человеческое существо и ему предстоит пройти путь «гоминизации»? Не совпадает ли понятие социализации с процессом гоминизации? Как известно, Л.С. Выготский решительно протестовал против изображения ребенка как существа, которому еще необходимо гоминизироваться. Он настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Если социализацию отождествлять с гоминизацией, то есть все основания крайне негативно относиться к «социализации».
Сомнение вызывает и возможность точного разведения понятия социализации с другими, широко используемыми в отечественной психологической и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно и заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально. Идея развития личности — одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность[7].
Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в ее активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться ее абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.
Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях — в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.
Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания[8]. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.
Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии — «со стороны взаимодействия личности и среды».
Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром[9].
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей[10], т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс — центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.
Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что получает личность от этого процесса. Исследования этого плана носят черты междисциплинарных исследований, поскольку в равной мере значимы как для возрастной, так и для социальной психологии. Особенно детально с этой точки зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст. Что касается некоторых других этапов жизни человека, то незначительное количество исследований в этой области объясняется дискуссионным характером другой проблемы социализации — проблемы ее стадий.
Наконец, третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я[11]. В многочисленных экспериментальных исследованиях установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания — вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.
К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противоречивых позиций. Это связано с наличием многочисленных и разнообразных пониманий личности. Прежде всего, само определение «Я-образа» зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Весь вопрос, по выражению А.Н. Леонтьева, упирается в то, что будет названо в качестве составляющих «Я-образ».
Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания человека[12]. Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации — это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. «Самосознание, не основанное на реальной деятельности, исключающее ее как «внешнюю», неизбежно заходит в тупик, становится «пустым» понятием»[13].
Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования. Это общее принципиальное положение означает необходимость выявления того конкретного «сплава», который возникает на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу можно, только определив стадии процесса социализации, а также институты, в рамках которых осуществляется этот процесс.
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания[14]. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. С точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности[15]. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.
Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую[16].
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны[17].
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.
Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности[18]. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.
Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом стыкуется в дискуссию о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.
Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я»[19]. Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой[20].
Вывод:
Таким образом, главным содержанием психологической социализации выступают возникновение и развитие у личности основных (базовых) социально-значимых свойств; возникновение и развитие социально-психологических свойств, обнаруживающихся при непосредственном контакте с социальной средой, регулирующих отношения с ней и выполнение различных социальных ролей; психологическое развитие, сопровождающее педагогическую социализацию и связанное с формированием образованности, воспитанности, обученности личности.
Процесс и результаты социализации более успешны при определенных социально-психологических условиях. Основные из них:
а) свобода выбора личностью самосоциализации в сочетании с ответственностью за последствия выбора;
б) выбор доступно-напряженного психологического пути социализации. Легкий путь с преобладающими развлечениями, бездельем, «расслаблениями» приводит, как правило, к дефектам в социализации и даже асоциальным деформациям личности. Такой выбор психологически облегчен, привлекателен, в подростковом и юношеском возрасте кажется безобидным, а его малопродуктивностъ и опасности для самой личности, ее самореализации и самоутверждения не осознаются;
в) повышение уровня осознанности выбора путей и способов самосоциализации, оказания помощи в осуществлении такого выбора в подростковом и юношеском возрасте, когда многим из-за отсутствия жизненного опыта и беспечно-завышенной самооценки трудно сделать правильный выбор;
г) включение социализирующейся личности с раннего детского возраста в постепенно расширяющуюся и интенсифицирующуюся активность по освоению социального опыта;
д) регулирование процесса социализации созданием благоприятной социальной среды там, где влияния на личность имеют решающий характер (в семье, в учебном, трудовом, досуговом коллективе). Важно, чтобы психологическая атмосфера этой среды привлекала, притягивала к себе, а не отталкивала или выталкивала;
е) обеспечение динамичности жизни в группах, членом которой выступает социализирующаяся личность, повышения уровня ее социальной зрелости, участия в активной борьбе за достижение общественно значимых результатов. Социализация более эффективна в совершенствующейся социальной среде[21].
[1] Психология / Под ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 1999. – 484 с. С. 252.
[2] Социальная психология / Под ред. Столяренко А.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 543 с. С. 58.
[3] Социальная психология / Под ред. Столяренко А.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 543 с. С. 60.
[4] Кон. И.С. Ребенок и общество. - М.: Просвещение, 1988. С. 133.
[5] Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Академия, 2000. – 488с. С. 386.
[6] Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. - М.: Наука, 1976. С. 43.
[7] Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Академия, 2000. – 488с. С. 387.
[8] Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Академия, 2000. – 488с. С. 388.
[9] Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Академия, 2000. – 488с. С. 390.
[10] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1975. С. 188.
[11] Кон. И.С. Открытие Я. - М.: Просвещение, 1978. С. 9.
[12] Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Мысль, 1984.
[13] Кон. И.С. Социология личности. М., 1967. С. 78.
[14] Кон. И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Наука, 1979.
[15] Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Академия, 2000. – 488с. С. 393.
[16] Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. - Вып. 3. - М.: Наука, 1970.
[17] Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. - Выл. 9. - Л.: Наука, 1971.
[18] Берне Э. Я-концепция и воспитание. Пер. с англ. - М.: Наука, 1968. С. 53.
[19] Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. - М.: Мысль, 1968. С. 104.
[20] Кон. И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. С. 26.
[21] Социальная психология / Под ред. Столяренко А.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 543 с. С. 63.