ДОКЛАД

Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии.

Тема дипломной работы – «Влияние пенсионной реформы на обязательства предприятия перед государственными внебюджетными фондами» (на примере ООО «Уралмонтажсервис»).

В предлагаемой работе, на примере деятельности ООО «Уралмонтажсервис» рассматривается  актуальная на сегодняшний день тема о влиянии пенсионной реформы на обязательства предприятия перед государственными внебюджетными фондами.

Актуальность темы обусловлена тем, что пенсионное обеспечение является базовой и одной из важнейших социальных государственных гарантий и условий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а косвенно все трудоспособное население.

До 2002 г. в России действовала распорядительная система, т.е. страховые взносы, поступающие от работающего поколения, идут на выплату пенсий неработающему поколению.

В 2002 г. началась пенсионная реформа, была создана накопительная пенсионная система. По новой пенсионной модели пенсия состоит из базовой, страховой и накопительной частей.

Предприятие ведет деятельность в сфере  промышленной безопасности опасных производственных объектов. На данном этапе деятельности организационная структура представлена линейно-функциональным типом.

Основные итоги производственно-хозяйственной деятельности  ООО «Уралмонтажсервис»  иллюстрирует рис. 1. По приведенным данным можно судить о превышении темпов роста себестоимости работ над темпами роста реализации, что говорит о недостаточном использовании мощности предприятия и снижении рентабельности.

По проведенному анализу можно сказать следующее, что на конец 2004г. финансовое положение предприятия улучшилось т. к. на конец года почти все показатели соответствуют нормам. Отсюда следует то, что предприятие на конец 2004г. стало абсолютно ликвидным.

По данным анализа можно сказать, что все показатели рентабельности имеют тенденцию снижения, Это следствие неэффективной работы всех отраслей деятельности предприятия, Сохранение существенных тенденций и их развитие будут способствовать дальнейшему снижению производительности предприятия и получение убытка. Конкретные пути выхода предприятия из кризисной финансовой ситуации зависят от причин его несостоятельности.

Страховые взносы в ПФР – индивидуальные возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением, которым является обеспечение права гражданина на получение пенсий по обязательному пенсионному страхованию, в размере эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Тарифы страховых взносов на 2002 – 2004гг. представлены в табл.1. Из данной таблицы видно, что допуск к накоплению (накопительной части трудовой пенсии) получила самая работоспособная часть населения – люди с 1953 г. рождения и моложе. Причем, чем моложе работник (1967г. рождения и позднее), тем больше отчисления в накопительную часть (4 %). При этом планировалось что в течение ближайших нескольких лет эта доля для данной категории населения будет увеличиваться.

Также согласно данному законодательству и табл.1 тариф страховых взносов зависел в 2002 – 2004гг. от базы для начисления страховых взносов, которая была классифицирована по четырем группам.

Учитывая все вышесказанное, проанализируем, как складывались отношения ООО «Уралмонтажсервис» с ПФР по отчислениям страховых взносов в рамках данного законодательства в 2003 -2004гг. По данным табл.2 и табл.3 можно сделать вывод, что существенных изменений в пенсионном законодательстве не произошло, что могло бы повлиять на величину отчислений в ПФР. Налоговая база в 2004г. составила 10909043р. Она изменилась с 9621487р. в 2003г., за счет оплаты труда. Ставки страховых взносов по сравнению с 2003г. остались неизменны. С 1 января 2005г. накопительная пенсионная система в государственном пенсионном страховании функционирует по видоизмененным правилам (табл. 4)

1.Застрахованных лиц поделили уже не на три, а на две группы. Причем возможность формирования накопительной части трудовой пенсии предоставили только самой молодой группе – с годом рождения позднее 1967г. Остальные работники с 2005г. имеют на своих лицевых пенсионных счетах только страховую часть.

2.Базу для начисления страховых взносов поделили на три группы (а не на четыре, как было в 2002 - 2004гг.). При этом, допуск к регрессии возможен уже при гораздо больших суммах (с 280000р.).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2005г. представлены в табл. 5. Налоговая база в 2005г. составила 12958098р. Количество человек, работающих на данном предприятии осталось неизменным, зарплата увеличилась, ставки страховых взносов изменились.

Дадим сравнительную оценку взаимоотношения ООО «Уралмонтажсервис» с ПФР за 2003 -2005гг. Мы это можем увидеть в табл.6 и рис. 2.

Т.о. проводимая в течение 2002 -2006гг. реформа повлияла на объем пенсионных отчислений следующим образом: общий объем пенсионных страховых взносов увеличился с 1347008 р. в 2003 г. до 1814134 р. в 2005 г. за счет роста налоговой базы с 9621487 р. в 2003 г. до 12958098 р. в 2005 г., которая в свою очередь увеличилась за счет изменения зарплаты работников.

Изменения в пенсионном законодательстве 1 января 2005 г. повлекли за собой уменьшение объема страховых взносов на формирование накопительной части трудовых пенсий работников (с 218531 р. до 128954 р.) и увеличение объема страховых взносов на формирование страховой части трудовых пенсий работников предприятия.

Это происходит по причине уменьшения доступа к накоплению наиболее работоспособной части населения и ограничения его только группой 1966 г. р. и моложе. В рамках пенсионной реформы это позволит привлекать больше финансовых ресурсов в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации для финансирования текущих выплачиваемых пенсий за счет средств страховой части, накапливаемых и учитываемых на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.