Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

                         Филиал Вятского Гуманитарного Университета

                      

                      Дипломная работа

на тему: «Анализ финансового состояния предприятия на примере

ЗАО «Регионэлектрокомплект»

                                                                                                     

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                                                                   

1.   ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

     1.1  Краткая историческая  справка

     1.2  Вид деятельности, специализация

     1.3  Организационно-правовая характеристика предприятия

2.   ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

      2.1  Финансы предприятия как объект финансового анализа

      2.2   Задачи и информационное  обеспечение анализа финансового состояния предприятия

      2.3   Методика оценки финансового состояния предприятия

      2.4   Аспекты финансового анализа

3.  АНАЛИЗ  ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

     3.1  Оценки имущественного положения ЗАО «Регионэлектрокомплект»                     

        3.2  Анализ финансовой  устойчивости предприятия

     3.3  Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

     3.4   Анализ прибыли ЗАО «Регионэлектрокомплект»

4.  ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПОЗВОЛЯЮЩИЕ  УЛУЧШИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

     4.1  Мероприятия по улучшению финансового состояния

     4.2  Привлечение  коммерческого кредита

     4.3  Увеличение уставного капитала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Анализом финансового состояния предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов, банки для оценки условий предоставления кредита и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основными факторами, определяющими финансовое состояния предприятия, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. В анализ финансового

состояния предприятия входит анализ бухгалтерского баланса, пассива и актива, их взаимосвязь и структура; анализ использования капитала и оценка финансовой устойчивости; анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия и т.д.

Содержание анализа вытекает из функций. Одной из таких функций является - изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Другая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И, наконец, - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Таким образом, видно, какую значимость имеет оценка финансового со­стояния предприятия, и что данная проблема является наиболее актуальной в нашей стране, при переходе к развитой рыночной экономике.

     Поэтому в настоящее время можно наблюдать такую ситуацию: появилось достаточно большое количество переводной и отечественной литературы на эту тему, содержащей рекомендации по расчету финансовых коэффициентов, но возникает проблема выбора определенной методики, которая соответствовала бы предприятию конкретной отрасли и условиям, в которых она находится.

       Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных от­ношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

         Финансово-экономический анализ в рыночной экономике является одной из важнейших функций эффективного управления. Овладение методами системного комплексного финансово-экономического анализа является органической частью профессиональной подготовки финансистов, аудиторов, бухгалтеров.

Финансово-экономический анализ включает множество вопросов: он лежит в основе разработки стратегии и тактики предприятия, а так же контроля за их исполнением; позволяет получать объективные оценки результативности деятельности и выявлять резервы ее повышения.

Финансово-экономический анализ базируется на данных бухгалтерского учёта и вероятностных оценках будущих факторов становится информационной основой последующих аналитических расчётов, необходимых для принятия управленческих решений.

Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна информационная база.

Все перечисленное обуславливает актуальность данной темы выпускной квалификационной работы.

Цель работы заключается в изучении методов системного анализа финансового состояния предприятия с целью его финансового оздоровления и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

-      изучить специальную литературу;

-      рассмотреть теоретические основы оценки финансового состояния предприятия;

-      провести анализ финансового состояния предприятия;

-      разработать мероприятия по улучшению финансово- хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия;

-      сделать выводы по проделанной работе.

Предметом анализа явились финансовые процессы предприятия и конечные производственно - хозяйственные результаты его деятельности.

Объектом исследования явилось ЗАО«Регионэлектрокомплект».

Структурно дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе работы раскрывается экономическая сущность финансового анализа, рассмотрена методика финансового анализа.

Вторая глава посвящена анализу финансового состояния и финансовых показателей ЗАО «Регионэлектрокомплект», определены проблемы и перспективы развития предприятия.

Третья глава определяет основные пути повышения эффективности финансового состояния ЗАО «Регионэлектрокомплект».

Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных специалистов в области финансов: Г.В. Савицкой, А.З. Шеремета, Балабанова И.Т. и других.

В качестве конкретных методов проведения исследования использованы приемы и методы финансового анализа и финансового менеджмента. В исследовании применялись основные методы финансового анализа - горизонтальный, вертикальный, сравнительный, факторный. В совокупности, использованные в работе методы позволили обеспечить достоверность экономического анализа.

Основой экспериментальных расчетов является финансовая отчетность ЗАО«Регионэлектрокомплект» (Приложение 1-4).

                   1.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 1.1 Краткая историческая справка

Закрытое акционерное общество «Регионэлектрокомплект» (сокращенное наименование: ЗАО «Регионэлекрокомплект») создано на основе решения общего собрания акционеров 13 октября 1998г. Общество является юридическим лицом. В своей деятельности руководствуется ГК РФ, Уставом и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти.

Предприятие ЗАО «Регионэлектрокомплект» располагается по адресу: 426035 Удмуртская республика, г. Ижевск, ул. Коммунаров, д.351.

Главной целью деятельности организации является получение прибыли.     1.2 Вид деятельности, специализация

В соответствии с учредительными документами, предприятие может осуществлять следующие виды деятельности:

-         розничная торговля;

-         оптовая торговля;

-         посреднические услуги при купле-продаже товаров народного потребления;

-         посреднические услуги при купле-продаже продукции с/х ;

-         внешняя торговля негосударственных организаций;

-         общественное питание.

Прибыль может распределяться на развитие предприятия, на модернизацию оборудования, на ремонт помещений, на освоение новых видов деятельности, на вознаграждение по итогам за год (13 зарплата) и на выплату дивидендов учредителям, а также на благотворительную деятельность и т. д. Однако, в анализируемом периоде наблюдался убыток, следовательно, прибыль на данные цели не направлялась.

Фондов на предприятии не создаётся, кроме уже существующего фонда накопления.

Общая численность работников составляет 34 человека, с совместителями. Количество торговых мест-7.

Общая площадь предприятия составляет 1250 кв. м., из которых торговые площади занимают 450 кв. м. Часть площадей сдаётся в аренду.

1.3 Организационно- правовая характеристика предприятия

Организационная структура предприятия и основные задачи функциональных отделов организации:

1. В задачи отдела маркетинга и снабжения входит:

-      организация бесперебойного снабжения необходимыми товарами и материалами предприятия;

-       организация сбыта продукции;

-       контроль и анализ рынка реализуемой продукции;

-       разработка ценовой политики и стратегии предприятия;

-       организация рекламы.

2. Функции бухгалтерской службы в ЗАО«Регионэлектрокомплект»:

-        экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности .Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется под руководством главного бухгалтера. Требования главного бухгалтера при осуществлении аналитического учета в бухгалтерии предприятия формируется отчетности в сроки, установленные законодательством РФ. Исходными данными для анализа финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Регионэлектрокомплект» является Бухгалтерский баланс и  отчет о прибылях и убытках.

3.Финансовый отдел (ФО) является самостоятельным структурным подразделением финансовой деятельности, распоряжениями руководства.

Задачи финансового отдела:

-       анализ финансового состояния предприятия;

-       определение источников и размеров собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы);

-       определение потребности предприятия в финансовых ресурсах, установление оптимальных для конкретной ситуации пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации .

-       определение финансовых взаимоотношений предприятия с Государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.

Функции финансового отдела:

-       составление проектов финансовых планов предприятия со всеми необходимыми расчетами с учетом максимальной мобилизации внутрихозяйственных резервов;

-       составление и представление в установленные сроки кредитных заявок

-       определение плановой суммы амортизационных отчислений с разделением их на полное восстановление основных фондов и капитальный ремонт;

-       выполнение расчетов по предъявлению претензий поставщикам подрядчикам;

-       распределение квартальных финансовых показателей по месяцам;

-       ведение ежедневного оперативного учета: реализация продукции, прибыль от реализации и других финансовых показателей;  выполнение других показателей финансового плана.

Таким образом, изучая организационную структуру управления деятельностью ЗАО «Регионэлектрокомплект»с учетом его организационно-правовой формы, было уточнено:

-       компоненты организационной структуры: линейные подразделения, функциональные подразделения;

-       структура и функции аппарата управления предприятия;

-       регламентация деятельности структурных подразделений, взаимосвязь между ними.

Предприятие может выступать на следующих рынках:

- рынок конечных потребителей - организации, приобретающие товар для использования в своей деятельности (т.е. юридические лица).

Потребители рассчитывают на приобретение товаров и услуг в соответствии с потребностями по качеству, ценам, сервису.

- на поведение потребителей влияют различные факторы, прежде всего факторы  внешней среды.

В рыночной  экономике фирмы  действуют в условиях конкуренции.

Основными факторами успеха являются:

- жесткий контроль за качеством продукции

- ценовая конкурентоспособность

- качественный персонал и высокий уровень сервиса.

    

 

2. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ                                     ПРЕДПРИЯТИЯ.

2.1.Финансы предприятия как объект финансового анализа

       Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени [13, 18].  Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив.

       В первом случае критерии оценки финансового состояния – ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам [13, 27]. С позиции долгосрочной перспективы финансовое состояние предприятия свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов. С одной стороны, это следствие возросших требований к качеству традиционной продукции, в том числе к качеству комплектующих, материалов и сырья, освоения производства новой продукции и прекращения производства нерентабельной продукции.

       Отсутствие превентивности мер со стороны большей части предприятий, как по освоению производства новой продукции, так и по сокращению ресурсоемкости производства повышает риск утраты существующих конкурентных преимуществ в условиях либерализации торговой политики и внутреннего энергетического рынка.

       В условиях постоянно меняющихся параметров макромира, когда разделяют кризисный процесс на четыре фазы: появление предвестников кризиса (мелкие ошибки и сбои в функционировании организации); ключевое событие, вызванное взаимодействием многочисленных факторов; распространение кризиса; разрешение кризиса.

     Антикризисное управление – это, прежде всего, сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия, предотвращение банкротства либо в условиях неплатежеспособности возвращение дееспособности, превращение его в действующее. Если же предприятие неэффективно в целом, экономический кризис приобретает затяжной характер и может закончиться процедурой его ликвидации, продажи имущества для расчетов с кредиторами. Таким образом, кризисные ситуации могут возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия, и это является особенностью осуществления комплекса мер предупреждения кризисных явлений. Предприятия должны обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, постоянно проводить адекватные стратегические и оперативные                                                                                                                  изменения.

2.2. Задачи и информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия

-      Рыночная экономика обуславливает необходимость развития финансового анализа в первую очередь на микроуровне – т.е. на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

На анализ возлагаются такие задачи, как:

-      контроль синтетических показателей;

-      прогноз основных тенденций в финансовом состоянии;

-      сравнение с другими предприятиями;

-      разработка мероприятий, направленных на устранение отрицательных факторов и др.

Прогнозирование финансовых результатов проводят исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заемных ресурсов. Разрабатываются модели финансового состояния при разных вариантах использования ресурсов.

Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется система показателей, они характеризуют изменения:

Анализ финансового состояния предполагает предварительную подготовку информации: сквозная проверка данных, содержащихся в отчетном периоде с помощью стыковок одних и тех же показателей по различным формам; приведение данных отчетности к сопоставимому виду;

Обязательно проводят проверку достоверности информации.

Проверку проводят с точки зрения:

 -  приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

-   пояснительная записка;

-      приказ об учетной политике предприятия;

-      нормативные законодательные акты по вопросам формирования и использования финансовых ресурсов предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия начинают с анализа финансовых отчетов.

Под анализом финансовой отчетности предприятия понимается выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями выявляют важнейшие характеристики:

-      общая стоимость имущества предприятия;

-      стоимость иммобилизованных и мобильных средств;

-      величина собственных и заемных средств предприятия.

Проведение горизонтального анализа позволяет сопоставить между собой величины конкретных статей баланса в абсолютном и относительном выражении за рассматриваемый период, определить их изменение.

ческой работы и становится неотъемлемой частью рабочего места экономиста. Эффективность достигается за счет сокращения сроков проведения анализа.

2.3. Методика оценки финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния организации начинается с обзора основных показателей деятельности предприятия. В ходе этого обзора необходимо рассмотреть следующие вопросы:

-      имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода;

-      условия работы предприятия в отчетном периоде;

-      результаты, достигнутые предприятием в отчетном периоде;

-      перспективы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для проведения оценки финансового состояния предприятия используются определенные методы и инструментарий.

Наиболее простым методом является сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др. Сравнение очень широко применяется в оценке финансово-хозяйственной деятельности, куда входят как абсолютные, так и относительные показатели:

1.   предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период.

2.   анализ платежеспособности финансовой устойчивости предприятия.

3.   анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса.

4.   анализ финансовых результатов

5.   анализ деловой активности.

6.   оценка потенциального банкротства предприятия.

Отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей.

Финансовые коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями изменения финансового состояния предприятия; для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.

Основные коэффициенты, которые можно использовать для обобщенной оценки ликвидности и платежеспособности предприятия.

Расчетные показатели, характеризующие платежеспособность предприятия:

- общий показатель ликвидности

- коэффициент  абсолютной ликвидности

- промежуточный коэффициент покрытия

-общий, текущий коэффициент покрытия

- коэффициент текущей ликвидности

- коэффициент обеспеченности собственными, оборотными средствами

- коэффициент  восстановления платежеспособности

В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостаточности соб­ственных финансовых ресурсов - за счёт заёмных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость предприятия.

Финансовая устойчивость- это определённое состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам её финансово-хозяйственной деятельности [17, 39].

Возможно выделение финансовых ситуаций:

1.   Абсолютная устойчивость финансового состояния. Это сопряженное с нарушением платеже­способности, но при котором всё же сохраняется возможность восстановления рав­новесия за счет пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов: Фс<0; Фт<0;Фо³0;т.е. S={0,0,1};

2.   Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие на грани бан­кротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задол­женности: Фс<0; Фт<0; Фо<0; т.е. S={0,0,0}.

Расчетные показатели финансовой устойчивости предприятия:

- коэффициент независимости

- коэффициент соотношения собственных и заемных средств

- коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

- коэффициент маневренности собственных средств

- коэффициент обеспечения собственными  средствами

-  коэффициент реальной стоимости ОС и материальных оборотных средств в имуществе предприятия

- коэффициент реальной стоимости основных средств в имуществе предприятия.

Одна их важнейших характеристик финансового состояния предприятия - стабильность его деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Несмотря на кажущуюся простоту задачи количественного оценивания финансовой устойчивости предприятия, единого общепризнанного подхода к построению соответствующих алгоритмов оценки нет. Показатели, включаемые в различные методики анализа, могут существенно варьировать как в количестве капитала компании.

3.     Задачи определения финансовых результатов от текущей деятельности заключаются в анализе и контроле величины прибылей (убытков) от реализации продукции. На основании получаемых данных принимаются решения относительно снабжения, производства и сбыта продукции. Текущие финансовые результаты определяют, как правило, ежемесячно или за более короткие промежутки времени с целью принятия оперативных решений.

Различают следующие методы определения текущих финансовых результатов.

На основе этого разделения можно предложить поэтапное определение финансового результата.

Результат деятельности предприятия = сумма долей покрытия постоянных издержек на предприятии - общехозяйственные постоянные издержки.

Он базируется на взаимосвязи выручки, издержек и объема производства, а значит, управляя этими параметрами, можно прогнозировать финансовые результаты.

                             

                            2.4Аспект финансового анализа

Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить

финансовое состояние предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния предприятия показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности. Но главной целью анализа является своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:

структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования;

эффективности и интенсивности его использования;

платежеспособности и кредитоспособности предприятия;

запаса его финансовой устойчивости.

Показатели должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли ответить на вопрос, насколько надежно предприятие как партнер а, следовательно, принять решение об экономической выгодности продолжения отношений с ним. Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, т. к. абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели можно сравнивать с:

общепринятыми "нормами" для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства

                    аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;

аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Основные задачи анализа:

1)                                     своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности;

2)                  прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;

3)                                     разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Анализом финансового состояния предприятия занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т. д.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера)   может   интересовать   как   текущее   финансовое   состояние

предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь "сырая информация", подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации, необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики.  Такая методика нужна для обоснованного выбора делового

партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.

Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия.

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:

1)      анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

2)  анализа финансового состояния;

3)      анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Основным источником информации для анализа финансового состояния

служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма N 5 годовой отчетности).

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.

Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.

Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез -соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.

Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.

Основная цель анализа финансового состояния — это не только оценка текущего состояние предприятия, но и отслеживание тех или иных тенденций в изменении основных финансовых показателей, выявление слабых позиций, проведение целенаправленной работы на улучшение этих показателей.

При исследовании применяются основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также метод сопоставления.

Главная цель анализа финансового состояния — проследить динамику и структуру изменений финансового состояния предприятия посредством оценки изменения основных финансовых показателей.

При этом используются следующие методы статистического исследования:

*  построение динамических рядов, как фактических показателей, так и в сопоставимых (относительных) показателях;

*  расчет показателей динамических рядов;

*  построение трендовых и регрессионных моделей;

*  расчет индексов.

Главенствующее место при анализе финансового состояния занимает:

1)      изучение структуры того или иного показателя;

2)      характеристика динамики показателя;

3)      оценка и исследование факторов, влияющих на изменения основных показателей, их состав и динамику изменения.

В последнее время, в связи с повсеместным внедрением вычислительной техники процесс анализа финансового положения коммерческого предприятия    значительно    упростился.    Любой    грамотный    экономист

использует стандартные электронные таблицы и в состоянии написать программы расчета финансовых показателей и тем самым избавить себя от монотонной расчетной части и сосредоточится непосредственно на анализе и прогнозе.

Здесь следует отметить, что успех анализа и прогноза в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации.

Методика анализа финансового состояния предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики. Она включает элементы, общие как для внешнего, так и внутреннего анализа.

Методика включает следующие блоки анализа: общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период; анализ финансовой устойчивости предприятия; анализ ликвидности баланса, анализ деловой активности и платежеспособности предприятия.

Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен логически развиваться заключительный блок анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса должен оценивать текущую платежеспособность и давать заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем. Сравнительный аналитический баланс и показатели финансовой устойчивости отражают сущность финансового состояния. Ликвидность баланса характеризует внешние проявления финансового состояния, которые обусловлены его сущностью. Углубление анализа на основе данных учета приводит к задачам, относящимся преимущественно к внутреннему анализу. Так, исследование факторов финансовой устойчивости вызывает необходимость внутреннего анализа   запасов   и   затрат,   а   уточнение   оценки   ликвидности   баланса

производится с помощью внутреннего анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

В ходе анализа для характеристики различных аспектов финансового состояния применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты, представляющие собой относительные показатели финансового состояния. Последние рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций.

 

                           3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

                  3.1 Оценки имущественного положения ЗАО      «Регионэлектрокомплект»

Финансовое состояние является  важнейшей характеристикой деловой активности.

 Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся:

1.    Общая стоимость имущества организации, равная итогу баланса (строка 399 или 699);

2.        Стоимость иммобилизованных (внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества, равная итогу раздела  1  актива баланса (строка 190);

3.        Стоимость   мобильных   (оборотных)   средств,   равная   итогу раздела 2 актива баланса (строка 290);

4.        Стоимость материальных оборотных средств (строка 210);

5.       Величина   собственных   средств   организации,   равная   итогу раздела 4 пассива баланса (строка 490);

6.       Величина заёмных средств равная сумме итогов разделов 5 и 6 пассива баланса         (строка 590+690);

7.       Величина собственных средств в обороте, равная разнице итогов раздела 4, 1 и 3 баланса (строка 490-190-390).

 

            

Анализ баланса предприятия

 Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путём сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.

Актив

Из данных таблицы 1 видим, что за отчётный период имущество предприятия увеличилось на 2 305 494 руб. или на 54,7%. Данное увеличение произошло в основном за счет увеличения в оборотных активах почти по всем статьям, в том числе материально оборотные средства (запасы) увеличились на 1 996 544 руб. или в 4 раза; денежные средства и краткосрочные финансовые вложения на 161 612 руб. (в 8 раз), дебиторская задолженность возросла на 239 519 руб. или в 3,75 раз. В то же время недвижимое имущество уменьшилось на 293 691 руб., что составляет 9,2 % от величины на начало года.

После оценки изменения имущества предприятия необходимо выявить так называемые «больные» статьи баланса. Их можно подразделить на две группы:

1. Сразу свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчётном периоде и сложившимся в результате этого плохом финансовом положении. К таким статьям относится «Непокрытый убыток отчётного года» (стр. 320). На ЗАО «Регионэлектрокомплект» на начало периода такой статьи не наблюдается, но на конец 2004 года она составила 60 400 руб., что свидетельствует о неудовлетворительной работе предприятия за 2004 год. Так же на рассматриваемом предприятии присутствует «Непокрытый убыток прошлых лет» в размере 249 912 руб., составляющий 3,8 % от стоимости имущества, что также говорит о неудовлетворительной работе предприятия в 2003 году.

2. Статьи,   говорящие   об   определённых   недостатках   в   работе

предприятия:

*наличие сумм "плохих" долгов в статьях: «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчётной даты » (строка 230) и «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты)» (строка 240).

На ЗАО «Регионэлектрокомплект» отсутствует долгосрочная дебиторская задолженность, что снижает долю медленно реализуемых активов. Но на предприятии имеет место краткосрочная дебиторская задолженность в сумме 326 555 руб. на конец года, увеличившаяся за год на 239 519 руб. (+ 275 %), что увеличило итог баланса на 10%.

Несмотря на то, что дебиторская задолженность краткосрочная, наличие её в такой значительной сумме характеризует иммобилизацию (отвлечение) оборотных средств предприятия из производственно-хозяйственного оборота.

*наличие в строке 246 «Прочие дебиторы» сумм, отражающих:

а) расчёты по возмещению материального ущерба;

б) недостачи и потери от порчи ТМЦ, несписанные с баланса в установленном порядке.

На ЗАО «Регионэлектрокомплект» данные суммы отсутствуют.

Пассив

Пассивная часть баланса увеличилась за счет роста заемных средств на 2 305 494 руб. в том числе за счет увеличения по следующим статьям: «Кредиторская задолженность» увеличилась на 1 375 734  руб. (в 3,5 раза),

«Краткосрочные кредиты и займы» на начало периода равные 0 , а концу 2004 года составили 929 760 руб.

Удельный вес собственных средств довольно значительный в структуре баланса на начало года и составляет 87,1%; к концу периода произошло значительное уменьшение их доли до 56,3%. Причиной такого снижения доли собственных средств явился рост кредиторской задолженности с 541 671 руб. до 1 917 405 руб. или на 354% и как следствие увеличение ее доли в валюте баланса на 16,5%. Также значительное влияние на снижение доли собственных средств оказало появление к концу периода такой статьи как «Краткосрочные кредиты и займы», которая к концу отчетного периода стала равна 929 760 руб. и составила 14,27% к валюте баланса. Данную направленность увеличения заемных средств, даже при не уменьшаемой стоимости собственных средств, нужно назвать негативной.

Одно из самых «больных» статей в ЗАО «Регионэлектрокомплект» является кредиторская задолженность. Наибольший вес в ней имеет задолженность поставщикам и подрядчикам (64,7% от суммы кредиторской задолженности) по неоплаченным в срок расчетным документам, и не отгруженной продукции в счет полученных авансов. Это свидетельствует о финансовых затруднениях.

Таким образом, на основании проведенного предварительного обзора баланса ЗАО «Регионэлектрокомплект»за 2003-2004 года, можно сделать вывод о неудовлетворительной работе предприятия и росте больных статей в 2004 году. В связи с этим необходимо дать оценку кредитоспособности предприятия, которая производится на основе анализа ликвидности баланса.

 3.2Анализ финансовой устойчивости предприятия

В     рыночных     условиях,     когда     хозяйственная     деятельность

предприятия и его развитие осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов - за счёт заёмных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость предприятия.

Финансовая устойчивость- это определённое состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может остаться неизменным, либо улучшиться, либо ухудшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, является как бы «возмутителем» определённого состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложения капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости.

Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам её финансово-хозяйственной деятельности.

На практике применяют разные методики анализа финансовой устойчивости. Проанализируем финансовую устойчивость предприятия с помощью абсолютных показателей.

Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат,  который  определяется в  виде  разницы  величины  источников

средств и величины запасов и затрат.

Общая величина запасов и затрат   равна сумме строк 210 и 220 актива

баланса.

Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, которые отражают различные виды источников:

1.   Наличие собственных оборотных средств (490-190-3 90);

2.                      Наличие   собственных   и   долгосрочных   заёмных  источников формирования запасов и затрат или функционирующий капитал (490+590-190);

3.                      Общая величина основных источников формирования запасов и затрат     (490+590+610-190).  В  виду  отсутствия краткосрочных заёмных средств(610) данный показатель суммарно равен второму.

Рассчитанные показатели приведены в таблице 2.

Трём показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками формирования:

НаЗАО «Регионэлектрокомплект» трёхкомпонентный показатель финансовой ситуации S={0;0;0} как в 2003, так и в 2004 году. Таким образом, финансовую устойчивость в начале и в конце отчётного периода можно считать критической.

Исходя из целей, поставленных в данной работе, более приемлемо использовать для анализа финансовой устойчивости ЗАО «Регионэлектрокомплект» относительные показатели. Эти коэффициенты, рассчитанные в таблице 4.

Из данных таблицы можно сделать выводы о состоянии каждого коэффициента и о финансовой устойчивости предприятия в целом.

1.           Коэффициент независимости на ЗАО «Регионэлектрокомплект» на конец 2004 года составляет 0,56, что близко к рекомендуемой норме, следовательно, предприятие имеет собственных средств больше, чем заемных и что говорит   о   его   финансовой   независимости.   Но   нужно   отметить снижения данного коэффициента по сравнению с 2003 года на 0,31.

2.           Значение коэффициента соотношения заёмных и собственных средств свидетельствует,   что   в   начале   отчётного   периода   предприятие привлекало на каждый 1руб. собственных средств, вложенных в активы 15   коп.   заёмных  средств.   В  течение  отчётного  периода  заёмные средства выросли до 78коп. на каждый 1руб. собственных вложений. Тенденция резкого увеличения заёмных средств может в будущем усилить зависимость предприятия от привлечённых средств. На ЗАО «Регионэлектрокомплект» это    выражается    в    постоянном    росте    кредиторской задолженности с одновременным падением доли собственных средств.

3.           Коэффициент  манёвренности  собственных  средств  и  коэффициент обеспеченности собственными средствами на начало 2003 года имели отрицательное значение так, как у предприятия не было собственных оборотных средств. В течение 2-х лет данные показатели росли и к концу     2004     года     эти     коэффициенты     приобрели     значения соответственно 0,13 и 0,14 при норме не менее 0,1. Это связано с появлением собственных оборотных средств на ЗАО «Регионэлектрокомплект».Но так как   в   абсолютном   выражении   сумма   увеличения   собственных оборотных средств была довольно значительной, то при продолжении данной тенденции предприятие будет иметь возможность улучшения финансовой автономности в будущем.

4.           Коэффициент    реальной    стоимости    основных    и    материальных оборотных средств, начиная с конца, 2003 года постепенно снижается, так на конец 2003 года он составлял 0,7, а к концу 2004 года составил

лишь 0,4. Такое резкое снижение негативно влияет на финансовое положение предприятия, т. к. имущество произвольного назначения составило лишь 40% в имуществе предприятия.

5. Коэффициент реальной стоимости основных средств на конец периода также ниже нормативного и составляет 0,37%, что свидетельствует о слишком малой доли основных средств в имуществе предприятия.

 

                3.3Анализ ликвидности и платёжеспособности предприятия

Ликвидность предприятия -  это  способность  возвратить в  срок

полученные в кредит денежные средства, или способность оборотных средств превращаться в денежную наличность, необходимую для нормальной финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом следует использовать общий показатель ликвидности (LI), вычисляемый по формуле, приведённой в таблице 5. С помощью данного показателя осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точке зрения ликвидности. Данный показатель применяется также при выборе наиболее надёжного партнёра из множества потенциальных партнёров на основе отчётности.

Различные показатели ликвидности не только дают характеристику устойчивости финансового состояния организации при разной степени учёта ликвидности средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Например, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности. Покупатели и держатели акций предприятия в большей мере оценивают платежеспособность по коэффициенту текущей ликвидности.

Исходя из данных баланса на ЗАО «Регионэлектрокомплект» коэффициенты, характеризующие платежеспособность, имеют следующие значения (см. таблицу 5).

Проанализируем коэффициенты L2, L3, L4 и их изменение.

1.  Коэффициент   абсолютной   ликвидности   на   конец   2004   года составил 0,06, при его значении на начало года 0,04. Это значит, что только 6% (из необходимых 20%) краткосрочных обязательств предприятия, может быть немедленно погашено за счёт денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Этот показатель практически в 3 раза ниже нормативного, что может вызывать недоверие к данной организации со стороны поставщиков (сумма задолженности поставщикам  составляет 65% от общей суммы кредиторской задолженности). Хотя можно отметить рост данного показателя за отчётный период в 1,5 раза, что является позитивным моментом.

2.                Значение промежуточного коэффициента покрытия с 0,2 на начало 2004 года уменьшилось до 0,18 на конец года и стало ниже нормативного значения на 0,052.  То есть за счёт дебиторской задолженности,   в   случае   её  выплаты,   ЗАО  «Регионэлектрокомплект»   сможет погасить 18% кредиторской задолженности. Но в целом значение данного   коэффициента   можно   назвать   прогнозным,   так   как предприятие не может точно знать когда и в каком количестве дебиторы   погасят   свои   обязательства.   То   есть   практически соотношение      можно      считать      на      конец      2004      года неудовлетворительным, и в действительности может ещё более ухудшиться  вследствие  зависимости  от таких факторов,     как: скорости      платёжного      документооборота      банков;      сроков дебиторской задолженности; платежеспособности дебиторов.

3.                Общий   текущий   коэффициент   покрытия   L4   сократился   за

отчетный период на 0,3 и составил на конец года 1,1 (при норме

>2). Смысл этого показателя состоит в том, что если предприятие

направит все свои оборотные активы на погашение долгов, то оно

ликвидирует краткосрочную кредиторскую задолженность на 100%

и у него останется после данного погашения задолженности для

продолжения деятельности 10% от суммы оборотных активов.

Таким   образом,   все   показатели   кроме   (L6),   характеризующие

            платежеспособность предприятия на    ЗАО               «Регионэлектрокомплект»находятся на уровне

ниже  нормы,  кроме того,  при этом  наблюдается их незначительное

снижение.  В  целом  вывод о  платежеспособности можно  сделать по

общему коэффициенту ликвидности (LI). Его значение на конец года

составляло 0,498, то есть в среднем (при условии реализации абсолютно

ликвидных средств, 50% быстрореализуемых активов и 30% медленно

реализуемых   активов)   предприятие   не   сможет   покрыть   ещё   50,2%

обязательств в порядке их срочности. По сравнению с 2003 годом общая

ликвидность средств предприятия несколько улучшилась. Так в прошлом

году  ЗАО  «Регионэлектрокомплект»   не  могло   погасить   в   порядке   срочности   51%

обязательств.

Данные о ликвидности баланса предприятия за 2003-2004 годы представлены в таблице 6.

          3.4 Анализ прибыли ЗАО «РЕГИОНЭЛЕКТРОКОМПЛЕКТ»

Финансовый результат деятельности предприятия выража­ется в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклон­ный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важ­ные показатели финансовых результатов деятельности предпри­ятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Показатели финансовых результатов (прибыли) составляют доходы от обычных видов деятельности- 99,9%, по сравнению с 2004 г. сумма доходов в 2005 г. увеличилась на 28,9 % или 14 047 тыс. руб.

Операционных доходов у предприятия нет.

За 2005 г. произошло значительное увеличение внереализационных доходов – в 5,1 раз или 201,0 тыс. руб.

Сумма расходов предприятия увеличилась на 25,7 % или 11 999 тыс. руб.

Наибольший удельный вес в структуре расходов организации составляют расходы от обычных видов деятельности- 97,5 %, по сравнению с 2004 г. сумма расходов в 2005 г. увеличилась на 25,9% или 11 745 тыс. руб.

Операционных и коммерческих расходов у предприятия нет.

Внереализационные расходы увеличились на 634 тыс. руб. или в 2,8 раза.

Анализ структуры и динамики затрат на производство продукции

Элементы затрат

2004 год

2005 год

Изменение

сумма, тыс.руб.

удел. вес, %

сумма, тыс.руб.

удел. вес, %

Сумма,

тыс. руб.

Удел.

вес %

1

2

3

4

5

6

7

Материальные затраты

25893,8

57,0

31793

55,6

+5899,2

-1,4

Затраты на оплату труда

6440,2

14,2

10111

17,7

+3670,8

+3,5

Отчисления на социальные нужды

2292,7

5,1

3600

6,3

+1307,3

+1,2

Амортизация основных фондов

3087

6,8

3452

6,0

+365,0

-0,8

Прочие затраты

7697,3

16,9

8200

14,4

+502,7

-2,5

Итого:

45411,0

100,0

57156,0

100,0

+11745

-

В структуре затрат на производство продукции наибольший удельный вес занимают сырье и материалы, их удельный вес в структуре фактических затрат составляет на конец 2005г. 56.3%; расходы на содержание основных фондов- 6,0%; 7,7 %- расходы на оплату труда; 6,2% - отчисления от заработной платы; 6,0 %- прочие расходы.

Проанализируем порог безубыточности при производстве продукции ЗАО «Регионэлектрокомплект».

Выручка от реализации выпущенной продукции в точке безубыточности

В от реал. = 41000 : (1 - (4411 : 48629) = 45054,9 (тыс. руб.).

Количество выпущенной продукции в точке безубыточности

К вып. прод. = 41000 : (8,6 – 2,1) = 6308 (ед.)

Таким образом, точка безубыточности (К) расположена на уровне 92,6% (45054,9 * 100 / 48629) возможного объема реализации.

Одними из главных итогов деятельности предприятия за отчетный период от 1 до 5 %, среднерентабельным при рентабельности продаж от 5 до 20 %, высокорентабельным при рентабельности продаж от 20 до 30 %.

Рентабельность вложений предприятия- это следующий показатель рента­бельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Среди показателей рентабельности вложений предприятия выделяют 4 основных:

-       Общая рентабельность вложений;

-       Рентабельность вложений по чистой прибыли;

-       Рентабельность собственных средств;

-       Рентабельность долгосрочных финансовых вложений.

Показатели рентабельности продукции ЗАО «Регионэлектрокомплект» за 2003-2005 гг.

Показатели

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Отклонения (+,-)

2004 от 2003г.

2005 от 2004г.

1.Рентабельность всей реализованной продукции

2.Общая рентабельность

3.Рентабельность продаж по чистой прибыли

4.Общая рентабельность вложений

4,2

8,7

8,0

4,5

-0,7

5.Рентабельность вложений по чистой прибыли

3,4

5,3

5,8

1,9

,5

6.Рентабельность собственных средств

4,9

7,1

8,5

2,2

1,4

7.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений

-

-

-

-

-

На основе расчётов можно сделать следующие выводы:

Показатель общей рентабельности возрос с 6,7 в до 8,8 в 2005 году, но в 2005 году снизился на 19,3%, и составил 7,1. Это говорит о том, что в 2005 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 7 копеек балансовой прибыли.

          Анализируя таблицу  по показателям рентабельности вложений, можно сделать вывод о том, что если за 2004г. все показатели рентабельности вложений поднялись по сравнению с 2003г., то за 2005 год произошло дальнейшее повышение этих показателей.

Все показатели рентабельности вложений увеличились, кроме общей рентабельности вложений.

Общая рентабельность вложений с 2004 года до 2005 года снизилась. То есть на 1руб. стоимости имущества предприятия в отчётном году приходилось 8,0 коп. балансовой прибыли. Значение данного показателя достаточно велико для такого предприятия, что свидетельствует о достаточно эффективном использовании активов предприятия в 2003-2005 гг.

-       Рентабельность имущества предприятия увеличилась на 16,0 % или 2934,0 тыс. руб. и составила 21283 тыс. руб.;

Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.

1.     Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения товаров от производителя к потребителю.

Улучшать качество выполняемых работ, а также качество реализуемой продукции, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности потребителя, предприятие крайне ограничено в возможности снижать издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.

Современное предприятие должно соответствовать следующим параметрам:

1.     Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять предлагаемые товары и услуги, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.

  2.Требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер. Мало выполнять хорошо работы и предлагать качественную продукцию, но необходимо еще думать о поиске новых заказчиков. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;

-       по начисления износа быстроизнашивающихся предметов при их передаче в эксплуатацию;

-       выбор порядка отнесения на себестоимость продукции отдельных видов расходов (создание резервов);

-       определение состава косвенных (накладных) расходов и метода их распределения.

  4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УЛУЧШЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1 Мероприятия по улучшению финансового состояния

При помощи анализа финансового состояния, становится очевидным,

что в условиях рынка ЗАО«Регионэлектрокомплект» оказалось в крайне неустойчивом финансовом положении, которое осложняется ещё и тем, банк не даёт кредиты на льготных условиях, к тому же увеличивается число конкурентов. Все эти факторы встают на ту чашу весов, которая склоняется в сторону неминуемого разорения данной структуры. Чтобы выйти из подобной ситуации, руководству ЗАО«Регионэлектрокомплект» необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять стратегию в целом. Для этого необходимо:

-  проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям фирмы;

- обеспечить эффективную рекламу всех услуг предприятия;

-  проводить активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.);

-   уменьшение производственных издержек и накладных расходов по производимым фирмой товарам и услугам.

Многие организации в России сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их руководители изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.

Маркетинг - это одновременно и комплекс мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, связанный с изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В него входит:

изучение потребителя, мотивов его поведения на рынке;

исследование продукта (услуг);

анализ форм и каналов сбыта продукции, а также объёма товарооборота предприятия;

изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;

выявление особенностей рекламной деятельности;

определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;

изучение своей «ниши» на рынке (имеется ввиду область производственной деятельности, в которой предприятие располагает наилучшими возможностями в сравнении с потенциальными конкурентами) в целях реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.

На сегодняшний день маркетинг представляет нечто большее, нежели просто проталкивание товаров и услуг на рынке. Маркетинг - двусторонний процесс: в распоряжение фирмы поступает информация о потребностях покупателя с тем, чтобы она могла разработать и предложить ему необходимые товары и услуги. Маркетинг, таким образом, основан на союзе потребителя и производителя. Следовательно, маркетинг выступает как процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателю и сбытом.

Если предприятие намерено получать прибыль, нужно продавать продукцию, а для этого необходимо искать покупателя, выявлять его нужды, создавать соответствующие товары, продвигать их на рынке, договариваться о ценах.

Как показал проведенный анализ, ЗАО«Регионэлектрокомплект» обладает значительной товарно-материальной базой и достаточным производственным потенциалом для ведения хозяйственной деятельности.

Решение проблемы выживания можно осуществить различными способами. Один из них - избавление от незадействованных основных фондов, товарно-материальных запасов, сокращение численности персонала,

сдача в аренду производственных помещений и т. д. Данная политика ни в коем случае не улучшит финансовое положение, она лишь позволит ЗАО«Регионэлектрокомплект» существовать ещё какое-то время, но вероятность потенциальной возможности экономического роста с проведением данных мероприятий будет значительно снижаться.

Принятие указанной политики выживания путем наименьшего сопротивления позволило бы судить о пассивности и нежелании руководства принимать решения и действовать в направлении развития собственного предприятия. Проведение активной политики, направленной на развитие, разумеется, связано с трудностями в плане решения огромной массы различных проблем, но ни тех задач, которые не смог бы разрешить руководитель, есть только его нежелание и неумение.

К сожалению иногда настоящие рыночные идеи рождаются только вследствие бедственного положения фирмы. Думаю, что данное сложившееся положение должно подтолкнуть руководство ЗАО «Регионэлектрокомплект» на решительные действия для создания условий по стабилизации рыночных позиций.

Поэтому для того, чтобы обеспечить производство и сбыт своей продукции, анализируемому предприятию рекомендуется пересмотреть свою ценовую политику, в надежде, что снижение цен вызовет благожелательную ответную реакцию потребителей. Руководству ЗАО «Регионэлектрокомплект» необходимо было иметь собственную методику установления оптимальной цены посредством изучения цен конкурентов.

Руководитель должен комплексно решать проблему выживания предприятия, используя все возможные резервы - как внешние, так и внутренние. Предполагаем, что использование всех приемлемых резервов для снижения себестоимости было бы весьма полезным мероприятием, направленным на компенсацию потерь в прибыли от снижения цен. Сокращение издержек необходимо для того, чтобы выстоять в условиях конкуренции на рынке и гарантировать фирме финансовый успех. Руководству ЗАО «Регионэлектрокомплект» хотелось бы рекомендовать предпринять все

обоснованные действия по снижению не только переменных, но и условно-постоянных затрат.

Также можно временно снизить отчисления на страхование имущества предприятия, расходы по содержанию зданий и сооружений и т. п.

В отличие от переменных большую часть постоянных затрат при сужении деятельности предприятия и снижении выручки от реализации уменьшить нелегко. Каким же образом возможно, не меняя структуру издержек, и снижая цены на услуги не только стабилизировать финансовое положение, но и улучшить финансовый результат.

Показателем рыночной стабильности фирмы является её способность успешно развиваться в условиях трансформации внешней и внутренней среды. Для этого необходимо располагать гибкой структурой финансовых ресурсов и при возникновении потребности иметь возможность привлекать заемные денежные средства, т. е. быть кредитоспособным. Кредитоспособность свидетельствует о потенциале предприятия в своевременном возврате кредитов с процентами при сохранении благоприятной для предприятия динамикой прибыли. Необходимость привлечения внешних источников финансирования не всегда связана с недостаточностью внутренних источников финансирования. Данными источниками, как известно, являются нераспределенная прибыль и амортизационные          отчисления.          Рассматриваемые          источники

самофинансирования стабильны, но ограничены стоимостью и сроком использования оборудования, скоростью оборота денежных средств, темпам реализации продукции, величиной текущих расходов. Поэтому свободных денег часто (если не всегда) не хватает, и дополнительное их вливание, направленное на увеличение оборачиваемости активов будет крайне полезным.

Все предприятия рано или поздно, в большей или меньшей степени испытывают дефицит свободных денежных средств. Как его преодолеть? Одним из решений данной проблемы может стать получение предприятием кредита в Государственном или коммерческом банке.

Как показал ранее проведенный финансовый анализ, рассматриваемое предприятие имеет реальную возможность рассчитывать на получение краткосрочного кредита. В структуре источников средств ЗАО«Регионэлектрокомплект» преобладает собственный капитал, а общая ликвидность предприятия за анализируемый период, по сравнению с 2004 годом, несколько улучшилась.

Использование краткосрочных кредитов и займов, направленных на покрытие текущих потребностей производства, представляется весьма эффективным мероприятием.

Однако необходимо помнить, что нельзя увеличивать любой ценой соотношение заёмных и собственных средств, необходимо его регулировать. Если новое заимствование выгодно предприятию, то это не значит, что оно выгодно банкиру, т. к. увеличивается его риск. Свой риск банкир попытается компенсировать увеличением процентной ставки за кредит. Увеличение же коэффициента финансовой зависимости приведет к снижению ликвидности предприятия и, как следствие, ухудшению финансовой устойчивости. Сама по себе задолженность не благо и не зло. Это акселератор развития предприятия и акселератор риска. Проблема для управляющего состоит не в том, чтобы исключить все риски вообще, а в том, чтобы принять различные, рассчитанные риски.

В заключение нужно сказать, что если руководство ЗАО«Регионэлектрокомплект» займётся стратегическим планированием финансов, а также других основополагающих систем управления бизнесом, и активно применит хотя бы предложенные в данной работе мероприятия, то предприятие имеет неплохой шанс не только сохранить основную долю объёмов производства и реализации продукции, но и улучшить свои финансовые результаты.

4.2. Привлечение коммерческого кредита

В составе финансового кредита, привлекаемого предприятиями для расширения хозяйственной деятельности, приоритетная роль принадлежит банковскому кредиту. Этот кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах.

Под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.

Банковский кредит предоставляется предприятиям на современном этапе в следующих основных видах:

1.     Открытие кредитной линии. В договоре обусловливаются сроки, условия и предельная сумма предоставления банковского кредита, когда в нем возникает реальная потребность. Для предприятия преимущество данного вида кредита заключается в том, что оно использует заемные средства в строгом соответствии со своими реальными потребностями в них. При погашении этого кредита обычно предоставляется льготный период (по действующей практике — до трех дней).

2.     Ломбардный кредит. Такой кредит может быть получен предприятием под заклад высоколиквидных активов (векселей, государственных краткосрочных облигаций и т.п.), которые на период кредитования передаются банку. Размер кредита в этом случае соответствует определенной (но не всей) части стоимости переданных в заклад активов. Как правило, этот вид кредита носит краткосрочный характер.

3.     Ипотечный в полном объеме в пользу банка. При этом заложенное в банке имущество продолжает использоваться предприятием.

Поскольку ЗАО «Регионэлектрокомплект» рассматривает целесообразность приобретения новой технологической линии для увеличения производства продукции с целью увеличения объема продаж, то следует провести анализ эффективности вложений.

Стоимость линии (капитальные вложения по проекту) составляет 18530,0 тыс. руб.; срок эксплуатации - 5 лет; прибыль за вычетом налога на нее от реализации основных фондов по истечении срока их службы составит 926,5 тыс. руб. денежные потоки (прибыль за вычетом налога на нее и амортизационных отчислений от стоимости введенных в действие основных фондов за счет капитальных вложений) прогнозируется по годам в следующих объемах: 5406, 6006, 5706, 5506, 5406 тыс. руб.

Ставка дисконта для определения чистой текущей стоимости денежных потоков принята в размере 12% и 15% (средний банковский процент).

Полученные результаты указывают на экономическую целесообразность данного проекта. Такой проект можно принять с полной уверенностью при ставке банковского дисконта меньшей 16,6% (максимальная ставка дисконта, при которой чистая текущая стоимость неотрицательна). Чем ниже ставка дисконта, тем раньше окупятся капитальные вложения и, следовательно, предприятие, осуществившее этот проект, получит больше прибыли.

4.3Увеличение уставного капитала (капитализация)

Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Определение целей эмиссии. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

1.     Намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффектные номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами.

2.     Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

Определен объем привлекаемых заемных средств, а следовательно и повысить сумму прибыли на вложенный собственный капитал.

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены вопросы оценки финансового состояния предприятия в условиях рынка.

Оценка финансового состояния дает возможность оценить: имущественное состояние предприятия; степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед третьими лицами; достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций; потребность в дополнительных источниках финансирования; способность к наращению капитала. Финансовые коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями прошедшего периода или с показателями других предприятий. Финансовое состояние предприятия с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями ликвидности и платежеспособности, характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами.

Проведенный анализ финансового состояния ЗАО «Регионэлектрокомплект» и анализ эффективности использования оборотных средств предприятия показали следующие результаты : в 2005г. по сравнению с 2004г. сумма активов имущества предприятия увеличилась на 54,7% , денежные средства и краткосрочные финансовые вложения увеличились в 8 раз , дебиторская задолженность возросла в 3,75 раз.  В 2005г. произошло снижение краткосрочной дебиторской задолженности на 0,5% .Денежные средства в общей структуре оборотных активов предприятия составил в 2005г. 11,8% причем по сравнению с 2003 удельный вес снизился на 17%, что значительно уменьшило их доли и явилось ростом кредиторской задолженности 354%. . Коэффициент абсолютной ликвидности вырос в 1,5 раза, что явилось позитивным моментом. Коэффициент покрытия уменьшился и сможет погасить 18% кредиторской задолженности, текущий коэффициент покрытия сократился на 0,3. 

Главная   цель   хозяйствующего   субъекта   современных   условиях   -

получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

Во второй главе данной работы был показан механизм формирования финансовых ресурсов предприятия, составляющих основу экономического потенциала государства. Основным источником финансовых ресурсов действующих предприятий выступает выручка от реализации продукции, услуг, работ. В процессе перераспределения выручки отдельные её части принимают форму доходов и накоплений.

В третьей главе, занимающей большую часть работы, было исследовано действующее предприятие и его финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения.

В четвертой главе были описаны основные направления улучшения финансового состояния предприятия.

Исследования показали, что деятельность предприятия финансируется в основном за счет собственных средств. Баланс предприятия можно охарактеризовать ликвидным в недостаточной мере, из-за чего предприятие постоянно испытывает недостаток в денежных средствах (факт осложняющий положения предприятия). Ликвидность средств предприятия за анализируемый период несколько увеличилась по сравнению с 2003 годом, но предприятие нельзя назвать платёжеспособным в достаточной степени.

Нужно сказать, что на предприятии наблюдается неумелое управление капиталом. На лицо также тенденция к снижению финансовой устойчивости фирмы. Поэтому для стабилизации финансового состояния предприятия хотя бы до уровня прошлых лет предлагается провести следующие мероприятия:

-   необходимо в первую очередь изменить отношение к управлению,

-   осваивать новые методы и технику управления,

-   усовершенствовать структуру управления,

-   самосовершенствоваться и обучать персонал,

-   совершенствовать кадровую политику,

-   продумывать и тщательно планировать политику ценообразования,

-   изыскивать резервы по снижению затрат,

-  активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия.

Как уже говорилось выше, предприятия являются основными звеньями хозяйствования и формируют основу экономического потенциала государства.

Чем прибыльнее фирма, чем стабильнее её доход, тем большим становится её вклад в социальную сферу государства, в её экономический потенциал, наконец, тем лучше живут люди, работающие на таком предприятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая: официальный текст по состоянию на 1 ноября 2000г.- М.: НОРМА-ИНФРА-М.: 2000г.-372с.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129 ФЗ.

3. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротства) предприятия» , №3929-1 от 26.10.02г.

4. Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» №129-3 от 21.11.96г.(с изменениями от 23.07.98г., 28 марта,31 декабря 2002г.; 10 января, 28 мая,30 июня 2003г.).

5. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой,

хозяйственной и инвестиционной деятельности пред­приятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 1994-96гг .

6. Астринский  Экономический анализ финансового положения предприятия / Астринский, Нанолян // Экономист.-2005г.-№2-с.55-59.

7. Баканов М. И.   Шеремет А. Д. Теория экономи­ческого анализа. - М.: Финансы и статистика, 1996г. - 288с.

8. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М: Финансы и статистика, 1995г.

9. Бухгалтерский анализ/Под. ред. Гальдберга М.А. Киев:2003г.-117с.

10.Ветров А.А. Операционный аудит-анализ,М.:Перспектива 1996г.

11.Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. -М.: Высшая школа, 1993г.

12.Гусева Е. Г. Управление производством на малом предприятии.

Учебно-практическое пособие. -М.: МГУЭСИ, 1998г. -114с.

13.Ефимова О. В. Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский учет, 1996г.

14.Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия: Учебное пособие. -М.: ИКФ «ЭКОС», 2002г.-240с.

15.Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчётности. - М.: Финансы и статистика,2000г. - 512с.

16.Ковалев В.В. Как читать баланс. -М.: ИМПРЕСС,2003г.-167с.

17. Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием. М.: Финансы и статистика, 1998г.

18.Колчина Н.В. Финансы предприятия: Учебник (Н.В.Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; под ред. Проф. Н.В. Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ,2002г.-413с.

19.Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: АОДИС, МВЦентр, 1994г.

 20.Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. -М.: ИКЦ «Дис», 1998г. -224с.

21. Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия; Под ред. А.И. Бужинского, А.Д. Шеремета - М.: Финансы и статистика, 2002г.- 282с.

22. Остапенко Финансовое состояния предприятия: оценка,пути улучшения/ Остапенко, Подъяблонская, Мешков// Экономист. - 2004г.-№7-с.37-42

23.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебник. - Мн.: ИП Экоперспектива,2000г.-494с.

24. Селезнева Н.Н . Финансовый анализ: Учебное пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г.-479с.

25. Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: 2002г.-365с.

Список использованной литературы

1.  Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой,

хозяйственной и инвестиционной деятельности пред­приятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 1994-96 .

2.           Баканов М. И.   Шеремет А. Д. Теория экономи­ ческого анализа. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 288с.

3.           Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как

а. управлять капиталом? - М: Финансы и статистика, 1995.

4.           Ветров А. А. Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 1996.

5.           Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. -М.: Высшая школа, 1993.

6.           Гусева Е. Г. Управление производством на малом предприятии.

Учебно-практическое пособие. -М.: МГУЭСИ, 1998. -114с.

7.           Ефимова О. В. Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский учет, 1996.

8.           Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчётности. - М.: Финансы и статистика,2000. - 512с.

9.           Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием. М.: Финансы и статистика, 1998.

Ю.Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: АОДИС, МВЦентр, 1994.

11 .Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. -М.: ИКЦ «Дис», 1998. -224с.