Содержание

Введение. 3

1........ Понятие, структура и состав эксплуатационных расходов. 4

2. Прямые и косвенные расходы.. 6

3. Основные и накладные расходы.. 7

4. Себестоимость работ и услуг. 8

4.1. Расходы на авиаГСМ... 8

4.2. Амортизация ВС и авиадвигателей. 8

4.3. Расходы на периодическое техническое обслуживание ВС.. 9

4.4. Расходы на оплату труда летнего состава и бортпроводников  9

4.5. Расходы на оплаты труда наземного персонала. 10

5. Учет издержек производства. 11

6. Пути повышения рентабельности работы авиапредприятий. 15

Заключение. 17

Список использованной литературы.. 19


Введение

В силу особого геополитического положения России, имеющей огромную территорию и протяженные границы, в сочетании с весьма слаборазвитой сетью железнодорожных и автомобильных коммуникаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях гражданская авиация имеет важнейшее значение для обеспечения национальной безопасности России.

Создававшийся десятилетиями научно-технический и производственный потенциал авиационной промышленности, обеспечивший России место одной из ведущих авиационных держав в мире, является ценнейшим достоянием страны. Авиационная промышленность остается одной из отраслей промышленности, способных создавать высокотехнологичную продукцию на мировом уровне.

Однако за последние годы в результате перемен в экономике и социальной сфере, падения платежеспособного спроса населения, появления сложностей в процессе адаптации к сформировавшимся в стране рыночным условиям и издержек реорганизации гражданская авиация и авиационная промышленность России оказались в тяжелом положении.

Без целенаправленной государственной поддержки Россия уже в ближайшие 3-5 лет может утратить свой потенциал в этой области. Это создаст серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

В рамках данной работы представляется весьма актуальным исследование эффективности финансовой деятельности гражданской авиации в современных условиях.

Целью  работы выступает исследование  эффективности деятельности предприятий гражданской авиации.

Поставленная цель конкретизируется задачами: рассмотреть понятие, структуру и состав эксплуатационных, прямых и косвенных, основных и накладных расходов; изучить формирование себестоимости работ и услуг и учет издержек производства на авиапредприятии; рассмотреть пути повышения рентабельности работы авиапредприятий.

1.     Понятие, структура и состав эксплуатационных расходов

 

Расходами при любом виде деятельности называют текущие затраты на производство и реализацию продукции или выполнение работ.

Эксплуатационные расходы – это текущие затраты, непосредственно связанные с перевозками грузов и пассажиров за определенный период (месяц, квартал, год). Они складываются из расходов на заработную плату, отчислений на социальное страхование, расходов на топливо, электроэнергию, материалы, прочих затрат, в том числе амортизационных отчислений от стоимости основных фондов.

План эксплуатационных расходов разрабатывается на основе плана перевозок, плана по труду и других разделов плана экономического и социального развития. В нем предусматривается обеспечение запланированного объема перевозок необходимым фондом оплаты труда, денежными средствами на материалы, топливо, электроэнергию и другие расходы. Составляется план эксплуатационных расходов по сети в целом, железным дорогам, отделениям дорог и предприятиям.

Эксплуатационные расходы подразделяются на основные  и накладные, прямые и косвенные, зависящие  и независящие от объема  выпуска продукции.

         Основными расходами называются расходы, тесно связанные  с производственным процессом. К основным расходам авиапредприятий относятся расходы, непосредственно связанные с обслуживанием и управлением производства.

         Прямыми  называются расходы, которые прямо из учетных  документов могут быть отнесены на себестоимость определенного вида продукции.

         Косвенные расходы  относятся на себестоимость  того или иного  вида  продукции с помощью предварительного распределения по определенным  измерителям.

         Зависящие называются расходы, которые  изменяются пропорционально изменению  объема выпуска  продукции (или объема перевозок) при стабильных  качественных показателях. К этой группе относятся расходы на топливо, электроэнергию, смазку, ремонт и амортизацию летательных аппаратов.

         К независящим относятся расходы, которые не изменяются при  изменении объема   выпуска  продукции. К ним относятся накладные расходы по содержанию эксплуатационного штата.

         Структура эксплуатационных расходов состоит из элементов затрат. По элементу затрат «Заработная плата» учитывают все виды оплаты труда рабочих, служащих,  а также работников, не состоящих в штатах, за труд, относящийся к деятельности предприятия. По  этому элементу  затрат  учитываются также премии рабочим, оплачиваемым по сдельно – премиальной и повременно- премиальной системам оплаты труда.

         В фонд  заработной платы включается дополнительная заработная плата, к которой относится оплата  очередных ежегодных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и др.

         Отчисления на социальное  страхование не являются производственными затратами, они представляют собой перераспределение  прибавочного продукта и используются на удовлетворение  общественных потребностей.  Эти средства передаются в распоряжение органов социального страхования и используются на выдачу пенсий и пособий социального страхования, пособий при потере трудоспособности, на обеспечение путевками и другие оздоровительные мероприятия.

         Отчисления на социальное страхование определяются также от выплат  из фонда  материального поощрения, кроме выплат единовременной помощи, от премий за экономию топлива, электрической и тепловой энергии.

         По элементу затрат «Материалы» учитывают стоимость  материалов, потребляемых  авиапредприятием для производственных нужд, независимо от способа заготовки  и приобретения, погашения износа малоценных и быстроизнашивающихся  предметов, спецодежды, отклонения от оптовых цен на материалы и др.

         По элементам «Топливо» и «Электроэнергия» учитывают стоимость израсходованной энергии и топлива.

По «Амортизационным отчислениям» учитывают расходы по восстановлению основных средств путем  полной   замены  износившегося оборудования или  капитального ремонта отдельных запчастей.

По «Прочим  материальным расходам» учитывают  затраты, которые затруднительно отнести к конкретному элементу. Это оплата  счетов заводам, другим договорам и организациям  за производство текущего ремонта летательных аппаратов и других услуг.

В такой элемент как «Прочие», включаются расходы по снего- водо- пескоборьбе, стипендии  работникам и др.

2. Прямые и косвенные расходы

Прямыми называют расходы, связанные с выработкой определенной продукции или выполнением конкретного вида услуги и поэтому непосредственно (прямым способом, без дополнительных расчетов) относимые на тот или иной вид продукции или работы.

Косвенные расходы – это расходы, относимые на несколько видов продукции и распределяемые на тот или иной вид продукции или услуги не прямым путем, а в результате дополнительных расчетов.

Например, расходы хозяйства авиапредприятий не могут быть отнесены только на грузовые или только на пассажирские перевозки, так как авиационные предприятия обслуживают и грузовое, и пассажирское движения. Расходы этого хозяйства распределяют на грузовые и пассажирские перевозки пропорционально соответствующим измерителям.

3. Основные и накладные расходы

К основным относят расходы, непосредственно вызываемые процессом перевозок, к накладным – расходы по обслуживанию производства и руководству хозяйством.

Основные расходы, в свою очередь, подразделяют на расходы, специфические для каждой отрасли деятельности авиапредприятий, и расходы, общие для всех отраслей.

Например, специфическими основными расходами для авиапредприятий являются затраты на текущий ремонт летательных аппаратов и др. К основным расходам, общим для всех отраслей деятельности авиапредприятий, относятся:

·        транспортные расходы (в доле, относящейся к материалам, израсходованным на производственные и хозяйственные нужды);

·        оплата труда производственного персонала за непроработанное время (оплата отпусков, время выполнения государственных обязанностей, время вынужденного прогула, выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий и организаций в связи с их реорганизацией, сокращение численности работников и др.);

·        скидка со стоимости форменной одежды, выданной производственному персоналу;

·        отчисления на социальные нужды производственного персонала; затраты по охране труда и производственной санитарии; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов производственного назначения и др.

Накладные расходы подразделяют на накладные расходы без затрат на содержание аппарата управления и расходы на содержание аппарата управления. К накладным расходам без расходов на содержание аппарата управления относят:

·        затраты по содержанию персонала, не относящегося к аппарату управления;

·        обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизация основных фондов общехозяйственного назначения, отчисления в резерв на создание ремонтного фонда; отчислениям во внебюджетный фонд авиапредприятий на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общеотраслевого значения, отчислениям в инвестиционный фонд авиапредприятий, платежи по кредитам банков и др.

К расходам на содержание аппарата управления относят затраты на оплату труда, командировки и прочие расходы (отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация и отчисления в резерв на капитальный ремонт легковых автомобилей и гаражей для них и др.).

4. Себестоимость работ и услуг

Расчет себестоимости работ и услуг на авиационном предприятии [1]включает в себя: расходы на авиаГСМ, амортизацию ВС и авиадвигателей, расходы на периодическое техническое обслуживание ВС, расходы на оплату труда летнего состава и бортпроводников, расходы на оплаты труда наземного персонала. Рассмотрим каждый из составляющих себестоимости услуг на авиапредприятии подробно.

4.1. Расходы на авиаГСМ

На первом этапе необходимо определить расходы ГСМ.

Время полета рассчитывается как отношение протяженности на скорость.

Расходы топлива рассчитывается – расх. топлива за час полета умноженное на время, расход ГСМ – Расход топлива умноженное на стоимость одной тонны(8700), дополнительный расход топлива равняется 3% от расхода ГСМ.

4.2. Амортизация ВС и авиадвигателей

Процесс амортизации включает в себя:

-  списание износа, т. е. уменьшение стоимости используемого капитала;

-  включение полной величины износа в цену товара, который производится при помощи данного оборудования и предназначен к реализации;

-  зачисление величины износа, включенной в цену товара, на амортизационный счет для сохранения величины капитала на прежнем уровне.

В авиакомпании объектами для начисления амортизации являются самолеты, вертолеты и авиационные двигатели (СВАД), а также объекты наземных основных средств, находящихся в авиакомпании на праве собственности  хозяйственного ведения или оперативного управления.

Амортизационные отчисления определяются исходя из балансовой стоимости планеров самолетов, и авиадвигателей и норм, утвержденных приказом Министерства гражданской авиации от 25.09.79 г. № 141.

Начисления амортизации по самолетам и авиадвигателям, сданным в аренду, производится арендодателем.

Нормы амортизационных отчислений  по планерам ВС составляет 8% в год, по авиационным двигателям и вспомогательным и силовым установкам -10%

Срок полезного использования планеров ВС и авиационных двигателей, установлен в централизованном порядке:

-12 лет по планерам;

-10 лет по авиационным двигателям;

4.3. Расходы на периодическое техническое обслуживание ВС

В статье отражаются расходы на периодическое техническое обслуживание (ТО) ВС и авиадвигателей, на текущий ремонт и замену комплектующих изделий, а также на доработки, целевые проверки, разовые работы и ремонтно-восстановительные работы, выполняемые собственными авиатехническими базами (АТБ) и/или сторонними АТБ.

4.4. Расходы на оплату труда летнего состава и бортпроводников

Затраты авиакомпаний на оплату труда летнего состава и наземного персонала включается в себестоимость перевозок в соответствии с порядком и условиями определенными в Положении по составу затрат, в утвержденных Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ отраслевых “Особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции предприятий воздушного транспорта Российской Федерации”

На воздушном транспорте установлен коэффициент, повышающий минимальную месячную оплату в 3,5 раза. Минимальная оплата труда гарантируется Отраслевым тарифным соглашением. После установления нового минимального размера оплаты труда Российской Федерации отраслевой минимальный размер оплаты труда изменяется соответственно.

Расходы по заработной плате летнего состава можно представить в виде суммы трех составляющих оплаты – повременной, сдельной и выплат по содержанию.

4.5. Расходы на оплаты труда наземного персонала

В статью включаются расходы на оплату труда работников аппарата управления авиапредприятия, работников других служб и отделов, занятых производственной деятельностью и не учитываемые в расход на заработную плату летнего состава и бортпроводников или в затратах по аэропортовому, аэронавигационному, техническому или агентскому обслуживанию ВС. В статье также отражаются расходы на заработную плату водителей служебного автомобильного транспорта, спецавтотранспорта и работников служб общехозяйственного назначения.

Фактические данные о расходах на оплату труда наземного персонала авиапредприятия определяются на основе данных, содержащихся в “Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта”.[2]

Для расчетов на перспективу используются показатели фонда заработной платы, планируемого на квартал.

Расходы по заработной плате наземного персонала определяются по авиакомпаниям или авиапредприятию в целом, а затем распределяются по видам деятельности и по типам ВС.

По типам ВС расходы по заработной плате наземного персонала распределяются пропорционально планируемым объемам работы в тонно-километрах или пропорционально расходам на заработную плату летнего состава и бортпроводников.

Для учета в себестоимости рейса определяются удельные расходы на тоннокилометр или определяются коэффициенты, для определения расходов на оплату труда наземного персонала в долях от заработной платы летнего состава и бортпроводников.

5. Учет издержек производства

Учет издержек производства, который нередко называют производственным учетом, занимает доминирующее место в общей системе бухгалтерского учета. Учет затрат производства и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) имеют целью обеспечить внутренних пользователей информацией, необходимой для контроля за производственной деятельностью и принятия управленческих решений по ее результатам.

Потребленная в процессе производства часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия за определенный (отчетный) период времени представляет собой затраты на производство, или издержки производства по изготовлению продукции, выполнению работ оказанию услуг.

Издержки относящиеся к выпущенной продукции, выполненным работам и оказанным услугам, выражаются в себестоимости продукции (работ, услуг).

Под калькулированием понимается исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Данные калькуляции фактической себестоимости продукции широко используются в управлении экономикой производства для контроля за соблюдением принятых в бизнес-плане предприятия показателей по себестоимости продукции и рентабельности производства, выявления резервов и путей дальнейшего снижения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Для планирования, учета и анализа производственные затраты классифицируют по следующим признакам:

1.     По видам расходов:

a)     Затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам (ПБУ 10/99):

–        материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

–        затраты на оплату труда;

–        социальные налоги (ЕСН);

–        амортизация основных средств;

–        прочие затраты, в состав которых входят: содержание работников аппарата управления; эксплуатация зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря; командировочные расходы, связанные с производственной деятельность; оплата услуг связи; консультационные, информационные и аудиторские услуги; содержание и обслуживание технических средств связи управления, вычислительных центров, устройств связи, средств сигнализации; затраты по обеспечению сторожевой охраны; представительские расходы; выплата стипендий, оплата обучения по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; возмещение работникам транспортных расходов (проездные документы); амортизация нематериальных активов; расходы на продажу; налоги.

b)     По статьям калькуляции затрат:[3]

–        сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов);

–        покупные изделия и полуфабрикаты;

–        вспомогательные материалы;

–        топливо и энергия на технологические нужды;

–        основная заработная плата производственных рабочих;

–        дополнительная заработная плата производственных рабочих;

–        социальный налог;

–        затраты на подготовку и освоение производства;

–        общепроизводственные расходы;

–        общехозяйственные расходы;

–        потери от брака;

–        расходы на продажу.

2.     По экономической роли в процессе производства:

a)     Основные расходы – затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции, работ, услуг и учитываются на счетах учета производственных затрат 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства»;

b)     Накладные расходы – затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса (общепроизводственные и общехозяйственные), которые учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

3.     По способу включения в себестоимость:

a)     Прямые затраты те, которые можно прямо отнести на определенные виды продукции, работ, услуг; учитываются на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства»;

b)     Косвенные затраты те, которые одновременно относятся ко всем видам продукции (затраты на освещение, отопление и т.п.); учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и в конце месяца распределяются между отдельными видами продукции, работ, услуг пропорционально какой-либо базе: зарплате производственных рабочих; прямым материальным затратам; выручке от реализации.

4.     По отношению к объему производства:

a)     Переменные – затраты, которые осуществляются пропорционально выпущенной продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих с начислениями, полуфабрикаты, общепроизводственные расходы); учитываются на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы».

b)     Постоянные – затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (освещение, отопление, зарплата управленческого персонала и подобные им общехозяйственные расходы); эти расходы могут осуществляться и при полной остановке производства; учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». [4]

Затраты предприятия подлежат включению в себестоимость продукции, работ, услуг того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты – предварительной или последующей.

В Плане счетов раздел III «Затраты на производство» предназначен для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности предприятия, к которым в соответствии с ПБУ 10/99 относятся затраты предприятия, приходящиеся на проданные в отчетном периоде товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, в том числе связанные с предоставлением в пользование объектов интеллектуальной собственности, сдачей имущества в аренду и участием в уставных капиталах других организаций, если указанные виды деятельности являются предметом деятельности предприятия.

Группировка затрат внутри данного раздела может осуществляться на счетах 20-29 или на счетах 20-39. Во втором случае группировка затрат на счетах бухгалтерского учета осуществляется следующим способом:

–        счета 20-29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг);

–        счета 30-39 используются для учета расходов по элементам расходов (материальные, на оплату труда, отчисления ЕСН, амортизация основных средств, прочие затраты).

Состав счетов 20-39 и методика их использования устанавливается предприятием исходя из особенностей деятельности, структуры и организации управления с учетом Методических рекомендаций, которые разрабатываются Министерством финансов РФ.[5]

6. Пути повышения рентабельности работы авиапредприятий

       Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.    Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение тарифов авиаперевозки и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и  сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.    Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

   Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

  Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов. ( см табл.1)

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.   Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи  Основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции.

Задачей анализа рентабельности   являются несколько положений: оценить динамику показателя  рентабельности с начала года, степень выполнения плана,  определяют и оценивают факторы , влияющие на эти показатели, и  их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и  убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве  и другими упущениями в производственно - хозяйственной  деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы  возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе выполнения  контрольной работы была достигнута ее основная цель и решены все поставленные задачи.

         А именно были исследованы аспекты эффективности современной гражданской авиации.

В заключение сделаем несколько основных выводов.

Под гражданской авиационной деятельностью понимается организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц в целях удовлетворения спроса на воздушные перевозки, авиационные работы и услуги.

При этом в международном сообщении воздушный транспорт, по данным Госкомстата России, выполняет практически сто процентов пассажирских перевозок (в 2002 году - 25,9 млрд. пасс. км из 27 млрд. пасс. км по всем видам транспорта).

В связи со сложившимся в экономике страны в последние годы тяжелым положением, значительным сокращением внутреннего валового продукта, реальных доходов населения резко сократился платежеспособный спрос на авиационные перевозки, работы и услуги. В результате этого рынок авиационных перевозок существенно деформировался. По сравнению с 1999 годом в 4 раза сократился объем авиационных перевозок.

Объемы перевозок современных авиационных предприятий  продолжают сокращаться, финансовое состояние авиакомпаний находится в тяжелом положении. Тому, правда, есть и объективные причины, связанные с общим состоянием экономики страны, а также недостатки, которые имеются в деятельности авиакомпаний, в управлении самим авиаперевозочным процессом.

Список использованной литературы

1.     Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка. – М, 2002.

2.     Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. – 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 336с.

3.     Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – с.104.

4.     Долбилин А. С. Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ. – М. – 2002.

5.     Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2002. — с. 521-523.

6.     Мокий М. С.Экономика предприятий. – М. – 2002.

7.     Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М. – 2005.

8.     Ю.А. Маленков, И.Е. Борисов Экономика аватранспортного производства. - 2003.

.


[1] Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка. – М, 2002.

[2] Ю.А. Маленков, И.Е. Борисов Экономика аватранспортного производства. 2003.

[3] Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М. – 2005.

[4] Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2002. — с. 521-523.

[5] Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – с.104.