Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
1. Закономерность и принципы исправления
и перевоспитания осужденных…………………………………………4
2. Общественность как субъекты воспитательной системы
органов и учреждений исполняющих наказание……………………...7
Заключение………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………….12
Введение
Воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.
Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников уголовно-исправительной системы с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.
Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах уголовно-исправительной системы.
Согласно российскому законодательству, положительная характеристика работы исправительно-трудовых учреждений связана с выполнением осужденными требований режима содержания. Таким образом, в деле перевоспитания и исправления осужденных остается без внимания нравственный аспект, и в этом деле большая роль могла бы принадлежать общественности.
1. Закономерность и принципы исправления и перевоспитания осужденных
В системе основных средств исправления осужденных, установленных уголовно-исполнительным законодательством (ст. 9 УИК РФ) [2], важное место принадлежит воспитательной работе.
Поскольку преступление есть в известной мере результат нравственной либо иной деформации личности, ее интересов и потребностей, большое значение в процессе исправления и перевоспитания осужденных приобретает вопрос о нравственном перевоспитании осужденных, формировании уважения к соблюдению законов, прав граждан.
Как установлено в ст. 109 УИК РФ [2], воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения, на повышение их образовательного и культурного уровня.
Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.
Воспитательная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.
В связи с тем, что воспитательная работа с лишенными свободы проводится в особых условиях и ее основные формы и методы урегулированы уголовно-исполнительным законодательством. В ст. 110 УИК РФ [2] установлено, что в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.
Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.
Для организации воспитательной работы создаются самодеятельные организации осужденных (ст. 111 УИК РФ), которые работают под контролем администрации. Участие в них осужденных поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
В исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных (ст. 111 УИК РФ), которые работают под контролем администрации. Участие в них осужденных поощряется и учитывается при определении степени их исправления [2].
Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных, участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание позитивного влияния на исправление осужденных, участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям [2; 4; 5].
Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.
Самодеятельные организации и их члены не пользуются дополнительными льготами и не могут обладать полномочиями администрации исправительного учреждения. Порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций определяется Министерством юстиции Российской Федерации.
В исправительных учреждениях из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных создаются советы коллективов исправительных учреждений. Здесь могут создаваться и иные самодеятельные организации, если их деятельность направлена на решение задач, определяемых законом.
В тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в ПКТ, единых ПКТ, самодеятельные организации не создаются [7].
Социальная работа в пенитенциарной сфере должна основываться на принципах гуманизма, законности и справедливости [8]:
Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению.
Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием.
Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника. Он находит свое выражение в Конституции РФ [1] провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2).
2. Общественность как субъекты воспитательной системы органов и учреждений исполняющих наказание
Согласно ст. 142 УИК РФ [2] «Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний», для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при воспитательной колонии создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются примерным положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.
Деятельность общественных объединений по оказанию содействия учреждениям и органам, исполняющим наказания, следственным изоляторам и по осуществлению контроля за их деятельностью основывается на принципах законности, демократизма, добровольности, самоуправления и равенства граждан перед законом.
Общественные объединения оказывают содействие учреждениям и органам, исполняющим наказания, следственным изоляторам, участвуют в работе по исправлению осужденных в формах, установленных настоящим Федеральным законом и иными законодательными и нормативными правовыми актами [3].
Общественные объединения осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и следственных изоляторов только в тех формах, которые закреплены законодательством РФ.
В процессе оказания содействия и осуществления контроля не допускается вмешательство общественных объединений в оперативную деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.
В административном районе или муниципальном образовании при органах местного самоуправления при необходимости образуются Общественные советы.
Общественные советы - представительные органы общественных объединений и граждан, создаваемые при местных органах самоуправления для оказания содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и следственных изоляторов и осуществления контроля за их деятельностью [7].
Членами Общественных советов могут быть представители общественных объединений, трудовых коллективов, отдельные граждане, которые в силу своей профессиональной деятельности могут оказать положительное влияние на осужденных (опытные воспитатели, ветераны труда, учителя, врачи, юристы и другие лица, выражающие желание принять участие в работе Общественных советов).
В состав Общественного совета могут входить представители общественных объединений, в учредительных документах которых предусматривается обеспечение соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
В состав Общественного совета не могут входить сотрудники органов внутренних дел, юстиции, прокуратуры, суда, других правоохранительных органов [6; 7].
Членами Общественных советов не могут быть лица, имеющие судимость, а также привлеченные в качестве обвиняемого — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора.
Состав Общественного совета утверждается органом местного самоуправления. При отсутствии в административном районе органа местного самоуправления состав Общественного совета утверждается соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Общественные советы уполномочивают своих членов для участия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.
Членам Общественных советов выдаются удостоверения, образец которого утверждается центральным органом Министерства юстиции.
Численность Общественного совета определяется органом, утверждающим состав Общественного совета, в зависимости от числа учреждений и органов, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в данном административном районе.
Если на территории административного района имеется несколько учреждений и органов, исполняющих наказание, и следственных изоляторов, в составе Общественного совета могут создаваться секции или группы, специализированные по отдельным учреждениям, а также по направлениям деятельности Общественного совета.
Основные направления содействия общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания, следственных изоляторов и осуществления контроля за их деятельностью [7]:
1. Общественные объединения оказывают содействие учреждениям и органам, исполняющим наказания, и следственным изоляторам в улучшении жилищно-бытовых условий, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в укреплении материально-технической базы и финансировании деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.
2. Общественные объединения через Общественные советы принимают участие в нравственном, правовом, трудовом, физическом и ином воспитании осужденных, содействуют повышению их образовательного и профессионального уровня.
3. Общественные объединения через Общественные советы в пределах и формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, принимают участие в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, за соблюдением установленных законом прав и интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
Участие Общественных советов в исправлении осужденных и условно-досрочно освобожденных может выражаться в следующих формах [6; 7]:
1) пропаганда законопослушного поведения, здорового образа жизни;
2) правовое воспитание;
3) юридическое консультирование;
4) содействие трудовому воспитанию осужденных путем оказания помощи в создании новых рабочих мест;
5) оказание помощи в получении общего и профессионального образования, в повышении уровня образования;
6) оказание помощи в работе психологической службы учреждения, исполняющего наказание;
7) оказание помощи в организации досуга осужденных;
8) оказание помощи в трудовом и жилищно-бытовом устройстве лиц, освобождающихся от наказания;
9) осуществление иной благотворительной деятельности.
Общественные советы оказывают содействие освобожденным от наказания в их трудовом, бытовом и жилищном устройстве.
Заключение
За время функционирования исправительно-трудовой (уголовно-исполнительной) системы в структуре МВД СССР и России накоплен значительный положительный опыт организации воспитательной работы с осужденными. Тем не менее эта работа нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании с учетом тенденций развития социально-экономических, политических, государственно-правовых, нравственно-этических основ общества и государства, состояния, структуры и динамики преступности. Особое внимание следует обратить на поиск новых и использование традиционных форм и методов воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, внедрения положительного отечественного и зарубежного опыта, научных рекомендаций, возможностей кадрового и материально-ресурсного обеспечения УИС.
Важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными явилась передача УИС из ведения МВД России в Министерство юстиции, что делает ее более открытой, предоставляет возможность участия в ее делах широкому кругу представителей общественности, а приобщение к международным правовым нормам и стандартам предполагает выработку новых подходов к обеспечению требований по защите гражданских прав, законных интересов и безопасности осужденных, внесение соответствующих изменений в содержание воспитательной работы с ними.
Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников УИС с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1 – ФЗ (с изменениями от 02.05.2006 №58-ФЗ).
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (с изменениями на 2004 г.).
4. Аминев Г.А. и др. Инструментарий пенитенциарного психолога. – Уфа, 1997. – 168 с.
5. Кудрявцев Г.С. Содержание формы и методы криминологической профилактики в условиях социально-правовых реформ. - М.: Мос. Гос. Индустр. Ун-т, 1997. – 81с.
6. Правовые и организационные основы функционирования органов исполнения наказания./ Под ред. А.Е. Наташева. - М.: Акад. МВД РФ, 1995. – 133с.
7. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. – М., 2002. – 650с.
8. Филипов В.В. Реформирование пенитенциарной системы: материалы международной конференции. – Минск, 1998. – 108 с.