Содержание:

Таблица 3

Выводы_ 12

Список литературы_ 14

Таблица

Педагог (Ф.И.О., страна, годы жизни)

Факторы развития личности

Цели и задачи воспитания

Содержание воспитания

Формы воспитания

Методы воспитания

Результат воспитания

Основные работы педагога

1. Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), Россия

"Создает человека природа, но развивает и образует его общество", только соц. общество, в котором всё равны, обеспечит возможность всестороннего развития и правильного воспитания человека.

Цель воспитания: подготовка бесстрашных борцов за лучший общественный строй при котором всё люди станут равноправными гражданами.

Сословная принадлежность человека не должна ограничивать его право на воспитание и образование.

Выдвинул требование общечеловеческого воспитания. Первоначальное воспитание должно видеть в ребёнка человека. Говорил о необходимости воспитания детей в духе любви к своей родине.

Физ. воспитание. Задачи - охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость путём установления правильного образа жизни, организация игр, выполнение гимнастических упражнений. Физ. воспитание должно осуществляться в тесной связи с нравственным.

Нравственное воспитание - считают важнейшей стороной формирования человека - общественного деятеля. Необходимо, чтобы дети прежде всего полюбили добро. Умственное воспитание - необходимо, чтобы учащийся не только усвоили определенную суму знаний, но и приобрели цельное научное мировоззрение.

Главную роль психического развития раннего возраста играют эмоции, поэтому надо воздействовать на чувства детей, а не на их сознание. От малолетних детей надо удалять всё дурное. Их надо не учить, а приучат к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычки.

"Переходить от анализа к синтезу, извлекать из примеров правила - самая полезная система преподавания".

Основное положение пед. теории Б. - гармоническое развитие человека.

2. Константин Николаевич Вентцель (1857-1947), Россия

Подчеркивал: с одной стороны, что соц. среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.

Самое главное в воспитании - воспитание нравственной личности, развить у каждого ребенка самостоятельное системное мышление.

"Дом свободного ребёнка" в Москве просуществовал три года. Обучали детей, чьи родители могли платить. Развивали творческие способности, в основе лежала свобода. Ребёнок должен стать в центре воспитания и образования. В этом учереждении не было учебного плана, программ, классно-урочной системы. Обучались дети от трех до 13 лет, которые объединялись в зависимости от возраста и интересов в свободные группы. Постоянных учителей нет, их заменяют родители. Дети и родители составляют своеобразное объединение - "Дом свободного ребенка", куда дети приходят поиграть, побеседовать со взрослыми, и таким путем приобрести некоторые знания и навыки. Систематическое учение отсутствует. Центром занятий являются мастерские с разнообразными видами ручного детского труда.

Самой важной и трудной областью воспитания считал нравственное, цель которого пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания видел в воспитании воли, потому что ребенок должен научиться не только сознательно ставить цели, но и достигать их.

Особое внимание уделял производительному, творческому труду, как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка.

Вентцель отрицает всякую школьную организацию. Сформулировал ряд принципов, один из которых - принцип самоценности детства, который исходил из огромной роли детства в жизни человека.

Развитие у воспитанника самостоятельного системного мышления.

3. Николай Иванович Новиков (1744-1818), Россия

Исследовал проблему человека и его нравственного формирования. Считал, путь к высшей человеческой нравственности пролегает через преодоление невежества и полноценное образование.

Цель воспитания: формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на принесение пользы Отечеству и своим согражданам.

Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных отечеству была центральной в его воспитательной программе. Полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности.

Воспитание включает три части:

1. физическое - достижение телесного здоровья;

2. нравственное, без которого человек не может быть счастлив, быть гражданином;

3. образование разума, для выполнения своих обязанностей.

Критиковал дворянское воспитание: домашнее воспитание, обучение и воспитание за границей, воспитание в закрытых сословных учреждениях, оторванное от реальной жизни - это не воспитание.

Настаивал на широком и разностороннем умственном образовании.

Важную роль отводил семейному воспитанию.

Призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания.

Свою пед. позицию изложил в трактате "О воспитании и наставлении детей".

4.  Николай Иванович Пирогов (1810-1881), Россия

В педагогич. наследии Пирогова особое место занимает идеи  самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования.

Цель воспитания: подготовка к жизни высоконравственного человека с высоким интеллектуальным кругозором, в том числе имея ввиду и женское образование.

Вся система образования должна быть построена на основе принципа единства.

Базой единой системы образования должна быть 2-х летняя начальная школа.

После нее классическая или реальная прогимназии (срок обучения 4 года), затем классическая гимназия (срок 5 лет) или реальная гимназия со сроком 3 года.

Завершающей ступенью образования должен стать либо университет, право поступления в который получают только выпускники классической гимназии, либо специальный ВУЗ, право поступления в который получают как выпускники классических гимназий, так в основном выпускники реальных гимназий.

Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. 

Основные дидактические принципы: осмысленность обучения, активность и наглядность.

Выступал против ранней специализации в обучении детей.

Телесное наказание - средство, унижающее ребенка.

Результат воспитания - личность способная к самопознанию.

Идеал нравственного воспитания в христианской религии.

В статье "Вопросы жизни" пропагандировал идеи общечеловеческого воспитания.

5. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

Факторы развития личности: семья, общество, народ и совесть.

Считал необходимым строить обучение на основе учёта возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики.

Главная цель воспитания: духовное развитие человека, а достигнуть его не возможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера.

Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука. Сближение религиозного и светского образования является одной из главных задач русской народной школы.

Основой воспитания является семейное воспитание, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания.

Возможные меры наказания: предупреждение, замечание, низкая оценка по поведению. Выступал против телесных наказаний.

С позиции нравственного воспитания рассматривал проблему поощрения, стимулирования активности в обучении соревнованием.

Моральное поощрение - лучший способ нравственного воспитания. Особенно выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка - семья и личность учителя.

Результатом воспитания должно быть  формирование личности, которая бы стала любить и уважать людей искренне, доброжелательно относиться к окружающему миру, обладающей чувствам собственного достоинства.

"Родное слово", "О необходимости сделать русские школы русскими", "О народности в общественном воспитании".

6.  Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841), Германия

Факторы развития личности - управление, обучение и нравственное воспитание.

В основу процесса воспитания ставилось волеизъявление личности.

Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов.

Была предложена система управления: угроза, надзор, запрет и т.д.

Нравственное воспитание: наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него, формировать волю и характер будущего члена общества.

Определил три универсальных метода обучения:

1. главный аналитический,

2. описательный и

3. синтетический (применять в совокупности).

Результат воспитания – формирование нравственного человека.

Пед. сочинения "Первые лекции по педагогике", "Общая педагогика" и др.

7.  Джон Дьюи (1859 - 1952), Англия

Воспитание должно опираться на наследственность и исходить из инстинктов и практического опыта ребёнка.

Ребёнок должен войти в соприкосновение с большим числом взрослых людей и детей, чтобы могла создаваться свободная и богатая соц. жизнь. Жизнь на первом плане, а обучение только при содействии этой жизни и для неё.

Выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развитии реб.: "Ребенок - это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь ввиду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания".

Максимально использовать в учебной программе реальную жизнь, максимальное знакомство человека с изменяющимся миром.

Задача учителя: обеспечить ученику условия для того, чтобы ученик сам мог доказать разумность выдвигаемого им положения. Считал, что он не должен передавать знания ребенку, он контролер и консультант в обучении ребенка. Учитель должен устранять ситуации, которые мешают каждому реб. развиваться.

Развитие индивидуальности каждой личности, свободная деятельность ребенка, обучение ребенка через опыт.

8. Джон Локк (1632-1704), Англия

По теории Локка у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи "чистой доской", готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт - рефлексию.

Самое главное в человеке - воспитание физическое, умственное и нравственное.

В "Мыслях о воспитании" (1693) содержится программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Отдавая дань традициям светского воспитания - обучение танцам, фехтованию, верховой езде и т.д., Локк настаивал на практической направленности обучения необходимого "для деловых занятий в реальном мире". Для совершенствования разума Джон Локк считал необходимым определить круг самостоятельно изучаемой литературы.

Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Он оправдывал различные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов и ограниченное воспитанием трудолюбия и религиозности неимущих.

Обучение, по Локку - это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.

Большое значение Локк отдавал дисциплине: ребёнка надо наказывать только за ложь, богохульство и упрямство. Наказывать можно любым способом, но пороть должен не родитель и не воспитатель, а наниматель.

Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения.

Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле.

Пед. трактат "Мысли о воспитании", сочинение "Об управлении разумом"

9. Адольф Дистервег (1790 - 1866), Германия

1. Внешняя культура - это нормы морали, быта, потребления;

2. Внутренняя культура - духовная жизнь человека;

3. Общественная культура - социальное отношение и национальная культура.

Высшая цель воспитания: "самодеятельность на служении истине, красоте и добру".

Сформулировал два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания - природосообразности и культуросообразности. Дистервег в основу воспитания ставил "развивающе-воспитательное и образовательное обучение".

Предлагал в воспитании и в обучении следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребёнка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учётом определённой внешней, внутренней и общественной культуры.

Настаивал на расширении естественнонаучного образования.

Умственное образование - главная задача обучения развитие умственных сил и способности детей. Ценность имеют знание, которые приобретены самостоятельным путём.

В обучении отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Сформулировал полезные для школы дидактические правила: ясность, чёткость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика.

Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

Основной пед. труд - "Руководство к образованию немецких учителей".  Является автором множества учебных пособий для учителей, создатель учительских семинаров.

10.  Ян Амос Коменский (1592-1670), Чехословакия

Согласно его теории эволюции, в природе, а следовательно и в воспитании не может быть скачков. "Всё происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей".

По Коменскому имеется три задачи воспитания:

1. познание себя и окружающего мира (умственное воспитание),

2. управление собой (нравственное воспитание),

3. стремление к Богу (религиозное воспитание).

Основополагающие пед. идеи: всеобщие образование народа; демократическая, с преемственными звеньями школьная система: приобщение подрастающего поколения к труду; приближение образования к потребностям общества; нравственное воспитание на начало гуманизма. Провозглашал обязательность реального, общественно-полезного обучения. Уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребёнка.

Для детей до 6 лет предлагал материнскую школу, т.е. дошкольное воспитание под руководством матери. Она должна дать детям первоначальное представление об окружающей природе и общественной жизни.

Для отрочества - школа родного языка.

Для юношества - латинская школа, гимназия (там изучалось семь свободных искусств, изучали физику, географию, историю, латинский, греческий и один из новых языков).

Для возмужалых молодых людей - академия, с факультетами: богословский, юридический и медицинский.

Дидактические взгляды - подробно раскрыл принцип наглядности, "золотое правило" дидактики: "Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами". К. выступал против механической зубрёжки, за сознательное учение. Настаивал на систематичности обучения. Говорил, что надо идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному. Большое значение предавал последовательности обучения: изучение нового материала должно быть подготовлено предыдущими знаниями.

Обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщённого знания через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой религиозной принадлежности.

"Великая дидактика", "Мир чувственных вещей в картинках", "Всеобщих совет об исправлении дел человеческих", "Пампедия"

Выводы:

Для того чтобы человеческое общество про­должало свое развитие, оно должно переда­вать социальный опыт все новым и новым поколениям людей. Передача старшими поколе­ниями и активное усвоение новыми поколе­ниями социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе, называется воспи­танием. В данной характеристике воспитания необходимо подчеркнуть, что передача социаль­ного опыта не есть простое механическое пере­кладывание его в сознание воспитуемых. Нет. Это более сложный процесс, который немыслим без активного усвоения воспринимаемого опыта людьми, без их творческой деятельности по преобразованию действительности.

Многие века процесс воспитания протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специаль­ного изучения. Затем он стал занимать умы ученых-философов, которые анализировали формы общественного сознания, наиболее общие понятия о мире, о месте человека в нем.

Оформление педагогики как самостоятельной научной дисципли­ны большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его выда­ющийся труд «Великая дидактика» и до сих пор остается замеча­тельным памятником, знаменующим рождение научной систематизи­рованной педагогики.

Взгляды английской буржуазии на воспитание наиболее четко сформулировал Джон Локк (1632—1704). В книге «Мысли о воспитании» он   стремился   соединить   идеалы   аристократического   и прагматического   воспитания,   что   вполне   удовлетворяло   потребности зарождающегося буржуазного класса.

Демократические   идеи    в   области    развития    педагогической мысли отстаивал выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1866).

Родоначальником революционно-демократических   взглядов   в русской педагогике был В. Г. Белинский (1811 —1848).

Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических   идей  было дано  в  трудах  К.  Д.   Ушинского   (1824-1870).

Таким образом, предмет педагогики — это воспитание человека как особая функция общества.

Организованным воспитанием многие годы охватывались лишь дети, и педагогику поэтому называли наукой о воспитании детей. По­скольку система образования и воспитания касается теперь не только детей, но практически всех людей, то педагогикой назы­вается наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Такая трактовка педагогики особенно актуальна теперь, когда в нашей стране создается система непрерывного образования, включающая все звенья: от дошкольных учреждений до многообраз­ных форм общего, профессионального образования и повышения квалификации работающих.

Список литературы:

1.           Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

2.           Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Просвещение, 1998. – 380 с.

3.           Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф.,  История педагогики - М.: Просвещение, 1982. – 466 с.

4.           Мудрость воспитания / Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с.

5.           Педагогика / Под ред. Бабанского Ю.К. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

6.           Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. Т. 1. – 364 с.

7.           Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Высш. шк., 1990. – 442 с.