Всероссийский заочный финансово-экономический институт

 Кафедра «Автоматизированная обработка экономической информации»

Контрольная  работа по дисциплине 

«Информационные системы в экономике»

         Название задачи: «Расчет начисления заработной платы, предназначенной для конкретных заказов»

       

                                            Выполнил: студент  3(2) курса

                                                    факультета  ФиК

                                                    специализации  ФМ

                                                    группы вечерней

                                                    Иванова И.И..

                                                     № зачетной книжки

                                           Проверил: Ивженко А.П.

Тула 2009 г. Содержание

1. Общая характеристика задачи………………………………………………3

2. Организационно-экономическая сущность задачи………………………..3

3. Описание входной информации……………………………………………4

4. Описание условно-постоянной информации……………………………...4

5. Описание результирующей информации………………………………….5

6. Описание алгоритма решения задачи……………………………………...5

7. Решение задачи……………………………………………………………...8

8. Список использованных источников……………………………………...15

1. Общая характеристика задачи

Выполнить расчет начисления заработной платы, предназначенной для конкретных заказов в разрезе цехов. Расчет выполняется путем накопления

сумм заработной платы, начисленных для каждого работника.

2. Организационно-экономическая сущность задачи

2.1. Наименование задачи: расчет начисления заработной платы.

2.2. Место решения задачи: бухгалтерия ОАО «Черметинвест».

2.3. Цель решения задачи: автоматизация по начислению заработной платы для конкретных заказов в разрезе цехов.

2.4. Периодичность решения задачи: ежемесячно до 5-го числа следующего месяца.

2.5. Для кого предназначено решение задачи: для бухгалтерии и руководства фирмы.

2.6. Источники и способы получения исходных документов: цех основного производства ОАО «Черметинвест».

2.7. Информационная модель задачи

Рис. 1 Информационная модель

 

2.8.         Экономическая сущность задачи.

Имеются сведения о денежных суммах, начисленных работникам предприятия с отнесением этих сумм на подразделения предприятия и виды продукции (заказы). Необходимо на основании табелей выполнить группировку начисленной заработной платы по видам начислений, заказам и цехам предприятия.

3. Описание входной информации

3.1. В качестве входной информации  используется документ «Табель». На основании этого документа создаётся следующий машинный документ.

 Описание первичного документа «Табель» (Таблица 1):

Код

цеха

Код

заказа

Табельный номер

Сумма начисления по табельному номеру

C

Z

T

Таблица 1 Структура документа

 Описание структуры полей документа «Табель» (Таблица 2)

Имя

реквизита

Идентификатор

Тип данных

Длина

Ключ

сортировки

Способ ввода

реквизита

целые

дробные

Код

цеха

C

Т

4

1

Автоматически из справочника

Код

заказа

Z

Т

4

2

Автоматически из справочника

Табельный номер

T

Т

4

Автоматически из справочника

Сумма

заработной платы

Ч

4

2

Вручную

Таблица 2 Структура документа

3.2. Количество документов за период: ежемесячно до 30 шт.

3.3. Описание контроля ввода документа:

-   контролировать реквизит «Код цеха» (С) на соответствие списку значений (см. документ в разделе описания условно-постоянной информации, который называется «Справочник цехов»);

-   контролировать реквизит «Табельный номер» (T) на соответствие списку значений (см. документ в разделе описания условно-постоянной информации,

-    который называется «Справочник сотрудников»).

4.     Описание условно-постоянной информации

4.1. Перечень справочников, используемых для решения задачи.

          Для решения данной задачи будем использовать два справочника: «Справочник цехов» и «Справочник сотрудников».

4.2. Описание структуры документа «Справочник цехов» (Таблица 3):

Имя

реквизита

Идентификатор

Тип данных

Длина

Ключ

сортировки

целые

дробные

Код цеха

С

Ч

4

1

Таблица 3 Структура документа

4.3. Описание структуры документа «Справочник сотрудников» (Таблица 4):

Имя

реквизита

Идентификатор

Тип данных

Длина

Ключ

сортировки

целые

дробные

Табельный номер

T

Ч

4

1

Таблица 4 Структура документа

5. Описание результирующей информации

В результате решения задачи следует получить документ: «Заработная плата в разрезе цехов».

5.1. Описание структуры полей выходного документа «Заработная плата в разрезе цехов» (Таблица 5):

Имя

реквизита

Идентификатор

Тип данных

Длина

Ключ

сортировки

целые

дробные

Код

цеха

C

Т

4

1

Код

заказа

Z

Т

4

2

Сумма по заказу

Ч

4

2

Сумма по цеху

Ч

4

2

Сумма всего

Ч

4

2

Таблица 5 Структура документа

5.2. Количество строк в документе (в среднем): 100.

5.3. Контроль правильности документа:

-   контролировать реквизит «Код цеха» (С) на соответствие списку значений (см. документ в разделе описания условно-постоянной информации, который называется «Справочник цехов»);

-   контролировать реквизит «Табельный номер» (T) на соответствие списку значений (см. документ в разделе описания условно-постоянной информации, который называется «Справочник сотрудников»).

-   логический контроль полученных сумм.

 

6. Описание алгоритма решения задачи

Математическая модель. Для получения заработной платы по цехам и участкам необходимо рассчитать следующие показатели:

1) Заработная плата по заказу Z в цехе С:

где  - заработная плата по заказу Z в цехе С,

 - заработная плата сотрудника с табельным номером T, работающего по заказу Z в цехе С;

2) Заработная плата по цеху С:

,

где  - заработная плата по цеху С,

 - заработная плата по заказу Z в цехе С;

3) Общая заработная плата:

.

где  - общая заработная плата,

 - заработная плата по цеху С.

Составим алгоритм решения задачи в виде блок-схемы (см. рисунок 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N – количество рабочих-сдельщиков;

T-табельный номер сотрудника;

S(CZT) –заработная плата сотрудника с табельным номером T, работающего по заказу Z в цехе С;

KSUP – количество заказов;

CSUP – количество цехов;

     S(CZ) – заработная плата по заказу Z в цехе С;

            S-общая заработная плата по цеху.

Рисунок 2 - Алгоритм решения задачи

7. Решение задачи

При использовании ППП MS Excel выполняется проектирование исходных таблиц, в которые будут вноситься данные для решения задачи. Затем, проектируются отчеты.

       Создание таблицы.

1.                При запуске MS Excel открывается окно, в котором создаем таблицу.

2.                Создаваемой таблице присвоить имя, выбрав пункт меню Файл  /Сохранить как …/

3.                В появившемся окне ввести имя таблицы (Зарплата)  Сохранить.

4.                Присваиваем имя листу 1   Работники.

Рисунок 3 - Присвоение имени листу

5.                 Создаем таблицу работников и вводим в нее данные. Затем выделяем графу кодов  и выбираем пункт меню Данные  Проверка

Рисунок 4 - Ввод данных и выбор пункта

6.     Задаем параметры проверки кода работника.

Выделяем таблицу работников и выбираем пункт меню Вставка  Имя  Присвоить вводим имя Работники.

Рисунок 5 - Присвоение параметров

7. Аналогично создаем справочники Заказы, Цеха, Начисления.

8. Добавляем новый лист - Зарплата.

Составляем таблицу для ввода данных:

Рисунок 6 - Добавление нового листа данных

В графы Цех, Заказ, ФИО и Начисление вводим формулы для поиска наименований в соответствующих справочниках.

Для ввода формул выбираем пункт меню Вставка / Функция, выберем категорию Ссылки и массивы и функцию ВПР.

Рисунок 7 – Выбор пункта меню

Для ввода искомого значения цеха ставим курсор на А3, для выбора таблицы Цех выбираем закладку с именем листа Цеха и выбираем диапазон клеток с именем Цеха. Задаем номер столбца 2 и интервальный просмотр 0.

Рисунок 8 – Создание номера столбца и интервального просмотра

Копируем формулу вниз, для всех введенных строк данных.

Аналогично вводим формулы для расшифровки кодов заказов, табельных номеров, видов начислений.

Рисунок 9 – Ввод формул для расшифровки кодов заказов, табельных номеров, видов начислений

9. Создадим отчет. Для этого добавим новый лист «Ведомость».

Выберем меню Данные / Сводная таблица.

Рисунок 10 – Добавление нового листа «Ведомость»

Зададим диапазон данных:

Рисунок 11 – Задача диапазона данных

Готово.

Рисунок 12 – Создание параметров данных

Перетаскиваем поля Заказ, Начисление, Цех в таблицу, а поле Сумма в область данных. Получим сводную таблицу, которая отображает данные в требуемом виде.

Рисунок 13 – Создание сводной таблицы

Распечатать сводную таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

8. Список использованных источников:

1.     Жуков Г.А., Кричевская О.Е. Информационные системы в экономике.-М.: Финстатинформ, 2002 г.

2.     Ивженко А.П. Информационные системы в экономике. Рекомендации по выполнению контрольной работы. г. Тула, 2006 г.

3.     Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике.

Учебное пособие. г. Москва, 2008 г.