Содержание
Задание № 1____________________________________________________ 3
Задание № 2____________________________________________________ 8
Задача № 1____________________________________________________ 13
Задача № 2____________________________________________________ 15
Список использованных источников и литературы_________________ 19
Задание № 1
В процессе реорганизации в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов были изданы следующие индивидуальные правовые акты:
а) распоряжением Правительства РФ были утверждены положения о Федеральной службе по оборонному заказу. Федеральной службе но тарифам и Федерального агентства по рыболовству, назначены руководители этих органов и их заместители;
б) приказом министра обороны РФ был назначен военный комиссар субъекта РФ, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и заместитель командующего военного округа;
в) приказом директора Федеральной службы безопасности была утверждена структура этого ведомства и назначен начальник территориального управления по субъекту РФ;
г) постановлением министра образования и науки РФ были утверждены члены коллегии этого министерства и утверждена предельная штатная численность центрального аппарата;
д) приказом начальника территориального управления Министерства юстиции по субъекту РФ были назначены двое его заместителей.
Дайте юридический анализ вышеназванных правовых актов с точки зрения: а) формы; б) компетенции; в) порядка издания. Если акт издан неуправомочепным органом или должностным лицом или с нарушением процедуры, укажите компетентный орган, со ссылками на нормативные правовые акты.
Ответ:
А)
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 20 мая 2004 г.) Государственный комитет Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации в Федеральную службу по оборонному заказу, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству обороны Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральной службе по тарифам (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332) руководство деятельностью Федеральной службы по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по рыболовству (утв.постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 295) Федеральное агентство по рыболовству руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Б)
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357) (с изменениями от 25 марта, 1 декабря 2000 г., 6 июля, 5 августа 2002 г., 21 июля, 10 сентября, 19 ноября 2003 г.) координация деятельности федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны.
В)
На основании Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.
В соотвествии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960) (с изменениями от 11 июля 2004 г.) Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России, утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структуру органов федеральной службы безопасности.
Г)
На основании Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280) Министерство образования и науки Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство образования и науки Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Структурными подразделениями Министерства образования и науки Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.
Министр: распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает положения о структурных подразделениях Министерства; в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства; решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
Д) Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954) (с изменениями от 8 июня 2000 г., 10 декабря 2001 г., 21 октября 2002 г., 21, 30 января, 24 июля, 30 сентября 2003 г.) руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.
В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.
Минюст России в пределах своей компетенции создает свои территориальные органы, утверждает положения о них, утверждает штатную численность и фонд оплаты труда работников в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников.
На основании Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (с изменениями от 30 мая 2003 г.) главное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром юстиции Российской Федерации.
Начальник осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Главное управление задач.
Начальник имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке Министром юстиции Российской Федерации. Распределение обязанностей между заместителями начальника производится начальником.
Задание № 2
В процессе прохождения федеральной государственной службы должностными лицами были изданы следующие виды индивидуальных правовых актов и совершены другие юридически значимые действия:
а) в связи с понижением в должности заместителя начальника департамента федерального министерства (он был перемещен на должность заместителя начальника управления в составе департамента) министр РФ издал приказ о лишении его квалификационного разряда (классного чина), соответствующего предыдущей должности и присвоении разряда, соответствующего вновь занимаемой должности;
б) начальник воинской части не принял заявление лейтенанта в отставке о приеме его на военную службу и заключении контракта, разъяснив, что отбор бывших военнослужащих для заключения нового контракта осуществляют военные комиссариаты;
в) в Федеральную службу труда и занятости поступил запрос о том, к какой категории и группе государственных должностей относятся следующие должности: помощник депутата Государственной Думы, помощник судьи районного суда, советник министра РФ, заместитель министра РФ, аудитор Счетной палаты РФ.
Дайте юридический анализ возникших государственно-служебных правоотношений. Назовите категории, группы, разряды (классные чины и звания), квалификационные требования всех участников правоотношений.
Ответ:
А) Совершение указанными лицами однократного грубого нарушения дисциплины может служить основанием для направления их на внеочередную переаттестацию, понижения в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишения квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).
На основании ст. 6 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.) государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования.
Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.
Б)
На основании Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.) с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание продолжить военную службу, новый контракт может быть заключен по решению соответствующего должностного лица в порядке, определенном Федеральным законом и настоящим Положением.
На основании ст. 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря 2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 22 февраля, 22, 26 апреля, 19, 29 июня 2004 г.) определение соответствия военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей.
В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.
В) На основании ст. 6 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.) государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:
высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);
главные государственные должности государственной службы (4-я группа);
ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);
старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);
младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).
Помощник депутата Государственной Думы – на основании ст. 38 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 12 марта, 15 августа 1996 г., 5 июля 1999 г., 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 апреля, 19 июня 2004 г.) помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по работе в Совете Федерации, Государственной Думе, работающий по трудовому договору (контракту) на постоянной основе, является федеральным государственным служащим категории "Б". При этом законодательство о федеральной государственной службе распространяется на таких помощников в полном объеме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Помощник судьи районного суда – помощник судьи в соответствии с действующим законодательством является федеральным государственным служащим Российской Федерации и замещает в аппарате суда субъекта Российской Федерации ведущую должность федеральной государственной службы категории "Б", утвержденной для непосредственного обеспечения исполнения полномочий судей судов.
На должность помощника судьи назначаются лица с высшим юридическим образованием, имеющие стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по юридической специальности не менее трех лет.
Советник министра РФ – Приложение N 6 к Указу Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "Б", учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий федерального министра
Заместитель министра РФ - Приложение N 7 к Указу Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти (с изменениями от 28 апреля 1998 г., 3 апреля, 25 июля 2000 г., 9 сентября 2002 г., 13 октября 2003 г.)
Аудитор Счетной палаты РФ – на основании ст. 6 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 июля, 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 14 августа 2004 г.) аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.
Задача № 1
17-летний Мышкин был задержан на выходе из торгового зала в момент, когда пытался пронести мимо кассы одну жевательную конфету стоимостью 3 рубля. Мировой судья, рассмотрев протокол об административном правонарушении, вынес постановление о привлечении Мышкина к административной ответственности по ст.7.27 КоАП и назначил ему административное наказание в виде административного штрафа в размере трехкратной стоимости предмета административного правонарушения.
Прокурор района принес протест на данное постановление указав, что, во-первых, неверно назначен размер административного штрафа, а, во-вторых, состав мелкого хищения является оконченным с момента, когда лицо имеет реальную возможность распорядиться похищенным предметом.
Судья районного суда, рассмотрев протест прокурора, вынес решение об отмене постановления и направлении материалов дела в комиссию по делам несовершеннолетних, так как дела об административных правонарушениях несовершеннолетних находятся в их ведении.
Дайте юридический анализ состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.27 КоАП. Соблюдены ли правила назначения административных наказаний?
Ответ:
.На основании ст. 7.27 КоАП РФ объектом правонарушения, состав которого установлен в рассматриваемой статье, является собственность в любой форме, а непосредственным предметом выступает имущество.
С объективной стороны правонарушение характеризуется противоправным деянием, направленным на завладение чужим имуществом. Хищение - это совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества (примечание к ст.158 УК). Важное значение для характеристики данного правонарушения имеет цель - корысть. Кроме того, для квалификации этих деяний определяющим является указанный в статье способ их совершения:
путем кражи, т.е. тайного хищения чужого имущества (ст.158 УК);
мошенничества, т.е. хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст.159 УК);
присвоения или растраты, т.е. хищения чужого имущества, вверенного виновному (ст.160 УК).
Кроме того, следует учитывать и стоимость похищенного. Административным правонарушением - мелким хищением признается, в соответствии с примечанием к ст.7.27, хищение чужого имущества, если стоимость похищенного не превышает пять минимальных размеров оплаты труда.
Субъектами комментируемого состава признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста и виновные в совершении указанных противоправных деяний.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно, лицо сознает противоправность своего деяния, желает его совершить для достижения корыстной цели.
На основании указанной статьи данное преступление влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Следовательно, наказание вынесенное мировым судьей было правомерным.
Задача № 2
В районный суд поступили материалы дела об административном правонарушении, совершенном индивидуальным предпринимателем Кроликовым. Согласно протокола об административном правонарушении, 20 августа в киоске, принадлежащем Кроликову, осуществлялась продажа нелицензионных видеокассет, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.12 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении был составлен участковым уполномоченным милиции.
В ходе слушания дела выяснилось, что видеокассеты являются лицензионными, изготовлены в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах, однако у Кроликова отсутствует лицензия на осуществление данного вида предпринимательской деятельности. Судья районного суда по результатам слушания дела вынес постановление о привлечении Кроликова к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и назначил ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 МРОТ.
Кроликов обратился с жалобой на постановление районного суда в областной суд, полагая, что судья не вправе был менять квалификацию по сравнению с той, которая дана в протоколе об административном правонарушение.
Дайте юридический анализ дела. Какие процессуальные нарушения допущены участниками производства?
Ответ:
Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются правила осуществления предпринимательской деятельности, от уровня развития которой зависят все сферы социальной и политической жизни страны. Вред, причиняемый правонарушениями в области предпринимательской деятельности, носит многосторонний характер, несет в себе реальную угрозу как экономической, так и национальной безопасности РФ в целом.
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК).
Осуществление предпринимательской деятельности предусматривает ограничение проявлений собственной воли и действий ее субъектов. Это обусловлено необходимостью воздействовать на экономическую систему в целом с целью предупреждения и уменьшения объективно существующих негативных проявлений рынка.
Ограничение проявлений собственной воли и действий предпринимателей применяется в той мере, в какой, согласно п.3 ст.55 Конституции, это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Непосредственным объектом выступают: установленный порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц; порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
На основании ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1999 г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
3. Россинский Б. В. Административное право: Учебное пособие в схемах. М., 1998.
4. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Под ред. Ю.М.Козлова. Юристъ, 2002.