Содержание
Введение. 3
Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу 4
Заключение. 11
Список источников и литературы.. 12
Введение
Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ изложены в гл.2 ТК РФ.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу осуществляется в порядке, установленном ТК РФ (ст.12). Поэтому и функция по обеспечению соблюдения установленного порядка перемещения своим источником имеет ТК РФ и в нем же конкретизирована. Вместе с тем ввиду совпадения, за некоторым исключением (ст.2 ТК РФ), таможенной границы РФ и Государственной границы РФ, ТК РФ содержит и прямые отсылки на законодательство о Государственной границе РФ.
В частности, ст.3 ТК РФ прямо указывает, что порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей РФ регулируется законодательством РФ о Государственной границе РФ, а в части, не урегулированной законодательством РФ о Государственной границе РФ, - таможенным законодательством РФ. Статья 69 ТК РФ дает отсылочную норму на законодательство о Государственной границе РФ в случае прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ вне пунктов пропуска через Государственную границу, где нет таможенных органов.
Целью данной работы является рассмотрение основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Глава 2 ТК РФ содержит основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Основополагающие нормы раскрываются по следующим направлениям: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, включая перемещение валюты и валютных ценностей (ст.12); соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (ст.13); таможенное оформление (ст.14); таможенный контроль (ст.14); пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами (ст.15); обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров (ст.16); гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных таможенным законодательством (ст.17).
Принципы, связанные с правоотношениями в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, гарантируют стабильность норм и процедур в сфере таможенного дела.
Применяя ст. 12, нужно учесть, что: 1) "все лица" (упомянутые в ст. 12) - это: а) все юридические лица (в том числе российские, иностранные и международные), а в ряде случаев и организации, не обладающие статусом юридического лица (например, если это допускается законодательством иностранного государства); б) все физические лица, в том числе: - граждане Российской Федерации и лица без гражданства; - иностранные граждане и лица, имеющие двойное гражданство; 2) по общему правилу все лица имеют равные права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Однако есть исключения из этого общего правила (ст. 298-308 ТК).
Анализ ст. 12 позволяет также сделать следующее выводы: 1) перемещение товаров и транспортных средств (т.е. совершение действий по их ввозу (или вывозу) на таможенную территорию Российской Федерации) регулируется непосредственно нормами самого ТК и иными актами таможенного законодательства (ст. 270-317 ТК); 2) перемещение валюты (российской, иностранной), ценных бумаг (например, акций, векселей, облигаций и т.п.), номинированных в рублях, иных валютных ценностей (например, алмазов, жемчугов, платины и т.п.) регулируется Законом о валюте и изданными в соответствии с ним правовыми актами в области валютного контроля и валютного регулирования. С другой стороны, если последнее прямо не регулирует те или иные вопросы перемещения валюты, ценных бумаг и иных объектов, указанных в п. 2 ст. 12, необходимо руководствоваться нормами ТК и иными актами таможенного законодательства.
ТК РФ предусматривает общепринятые в международной практике исключения.[1]
Так, согласно положениям гл.23 ТК РФ перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд осуществляется в особом (льготном) порядке.
Главой 25 TK РФ предусмотрены некоторые льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. Таможенное оформление указанных товаров также производится в упрощенном порядке.
В п.2 ст. 12 определено, что порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливается ТК РФ.
Исключение составляет только перемещение через таможенную границу РФ валюты РФ, ценных бумаг, номинированных в валюте РФ, иностранной валюты и иных валютных ценностей. Порядок указанного перемещения регулируется не только ТК РФ, но и законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.
Статья 13 ТК РФ определяет порядок действий в отношении товаров, запрещенных (ограниченных) к ввозу на таможенную территорию РФ и к вывозу с таможенной территории РФ, а также называет лиц, обязанных этот порядок соблюдать.
Запреты и ограничения обусловлены иным законодательством РФ. Нормы таможенного законодательства направлены лишь на обеспечение соблюдения подобных запретов и ограничений.
Следует отметить, что запреты и ограничения могут устанавливаться в актах как российского права, так и международного права: международных договорах, правилах международных организаций.
Обеспечение соблюдения таможенно-тарифных и нетарифных мер гарантируется посредством установления специальных административных процедур, предписаний, сведенных к основным институтам таможенного дела - таможенному оформлению и таможенному контролю. Им посвящены отдельные разделы ТК РФ.
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. Статья 14 ТК РФ содержит жесткое предписание, согласно которому все товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю. Может быть предусмотрена лишь возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля. Например, согласно ст.386 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Личный багаж членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, не подлежит таможенному досмотру, если указанные лица пересекают Государственную границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом. Также могут существовать различные технологии и процедуры таможенного оформления (например, декларирование товаров физическими лицами).
Принцип, заложенный в ст. 14, можно назвать общепринятым в международной практике. Например, стандартное правило 6.1 Генерального приложения к Киотской конвенции предусматривает, что все товары, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю.
Одновременно ст. 14 закладывает общие требования к проведению таможенного оформления и таможенного контроля.
В частности, таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.
Пункт 3 ст. 14 отражает один из основополагающих стандартов Киотской конвенции, устанавливающий, что требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.
Статья 15 устанавливает ограничение оборотоспособности товаров и транспортных средств до их выпуска. Если ст.14 ТК РФ устанавливает обязательные административные процедуры, гарантирующие возможность обеспечения соблюдения таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, то ст. 15 закрепляет юридические запреты на свободное обращение товаров, находящихся под таможенным контролем.
По сравнению с п.1 ст.131 ТК РФ 1993 г. новый ТК РФ не наделяет ГТК России полномочиями определять случаи пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, оставляя такое право исключительно за законодателем.[2]
О юридической важности нормативных предписаний комментируемой статьи может свидетельствовать постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П. В нем подчеркивается, что свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений нетарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.).
Важен тот факт, что осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом (в частности, заключение договора купли-продажи) без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и выбором таможенного режима, фактически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что в конечном счете разрушило бы таможенный режим, сделало бы невозможным само таможенное регулирование и достижение тех конституционно защищаемых ценностей и целей, для которых оно предназначено, со всеми вытекающими последствиями, в том числе криминогенного характера.
Постановление Конституционного Суда РФ содержит в себе фундаментальный вывод о том, что федеральным законом могут устанавливаться ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, которые ввезены на таможенную территорию РФ, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление. При этом, как подчеркнул Конституционный Суд РФ, речь идет не о лишении лица перемещаемого имущества, а лишь о соблюдении специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В постановлении было подчеркнуто, что эта административная мера принудительного характера направлена на защиту конституционных ценностей, таких как суверенитет и экономическая безопасность РФ, права и законные интересы граждан, законные интересы отечественных производителей и потребителей, жизнь и здоровье человека, окружающая природная среда и др., что само по себе не может рассматриваться как недопустимое ограничение конституционных прав и свобод и не нарушает требований Конституции РФ.
Статья 16 перечисляет круг лиц, на которых законом возлагается юридически значимая обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров.
При этом лица разделены на две группы по следующим признакам: перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом; перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом.
В первом случае обязанное лицо - это российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка была заключена (т.е. инициатор перемещения товаров).
Во втором - лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ, или иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РФ и (или) с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Например, в соответствии со ст.223 ТК РФ в отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, таможенный режим уничтожения может быть заявлен владельцем таможенного склада.
На указанный в комментируемой статье круг лиц ТК РФ содержит многочисленные ссылки (ст.124, 126, 131, 144, 363, 369, 376, 394, 397, 431).
Статья 17., следуя общепринятым в зарубежных странах нормам, устанавливает базовый принцип таможенного дела, согласно которому таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ.
Общий принцип раскрывается в содержании конкретных статей ТК РФ. Например, ст.160 ТК РФ устанавливает, что при выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможенный орган вправе требовать предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей, представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров и иных гарантий надлежащего исполнения определенных обязанностей.
Все вопросы, связанные с обеспечением уплаты таможенных платежей, урегулированы в гл.31 ТК РФ. Соответствующие положения закреплены в гл.5 Генерального приложения к Киотской конвенции.
Заключение
Статья 362 ТК РФ устанавливает, что порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним в случаях их создания на территории пункта пропуска через Государственную границу РФ определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, с учетом положений законодательства РФ о Государственной границе РФ.
В то же время Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (ст.7) в качестве составляющей режима Государственной границы указаны правила перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных.
Законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также порядок их введения. Таковыми являются количественное ограничение экспорта (импорта) путем введения квотирования и лицензирования, а также запрет экспорта (импорта) исходя из национальных интересов, государственная монополия (исключительные права) на экспорт (импорт) товаров и др.
Обеспечение соблюдения таких запретов и ограничений является одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, установленных ТК РФ (ст.13).
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2003
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г., 18 июля, 31 декабря 2005 г., 10 января, 18 февраля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2066
3. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2004
4. Трошкина Т.Н. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - М.: Новая Правовая культура, 2004.
[1] Трошкина Т.Н. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - М.: Новая Правовая культура, 2004.
[2] Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2004