Содержание

Задание № 1. 3

Задание № 2. 6

Задание № 3. 8

Задание № 4. 11

Задание № 5. 13

Задание № 6. 14

Задание № 7. 16

Задание № 8. 18

Задание № 9. 20

Задание № 10. 22

Список источников и литературы.. 24

Задание № 1

Что такое государство? Каковы его основные принципы? Какие функции выполняет государство?

Ответ:

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гаранти­рующая права, свободы граждан, законность и право­порядок.[1]

Государство –

1. по К. Марксу и В. И. Ленину – машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов.

2. Форма политической организации общества, признаками которой являются: наличие особого аппарата, осуществляющего функцию власти и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право, закрепляющее определенную систему норм; населенная территория, на которую распространяются юридические нормы государства. В зависимости от характера базиса данного общества различаются исторические типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия, республика; с точки зрения государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство; по характеру функционирования политических институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др.[2]

Государство  - 1) В теории права – определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – механизм государства, его аппарат. Основные направления деятельности государства – его основные функции подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

2) Понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации, либо пользующихся законодательной автономией территориального сообщества (напр.: область в Италии) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.).

3) Как субъект международного права – основной участник международных отношений. Государство, как субъект международного права, включает в себя государственно-политическую организацию власти и население, которым принадлежит определенная территория.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе давно являются основополагающими и дискуссионными в научных исследованиях. Это объясняется прежде всего тем, что никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. Государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое понятие.

Под государством в широком (общесоциальном) смысле следует понимать определенным (особым) образом организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория. Кроме того, для такого общества характерна не потестарная власть (публичная власть в первобытном обществе), которая была слита с обществом и им же осуществлялась, а особая публичная власть – политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом.

Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна – это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая  управляется особой публичной (политической) властью.

Государство в узком (политическом) смысле – это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).

Если обратиться к словарям русского языка, то можно обнаружить, что слово «государство» обычно имеет два значения. Во-первых, под государством подразумевается определенная форма организации общества, а, во-вторых, основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, а также охрану его экономической и социальной структуры.

Сказанное, разумеется, еще не раскрывает понятие государства ни в широком, ни в узком смыслах. Чтобы это сделать, необходимо рассмотреть признаки государства, поскольку понятие, есть отражение предметов или явлений в их существенных признаках.

Завершая вопрос о понятии государства, необходимо подчеркнуть, что в теории государства и права это понятие используется обычно в узком смысле, когда под государством подразумевается обозначенная выше политическая организация.[3]

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социаль­ное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущи­ми ему методами[4].

Следует, однако отметить, что современной юридической наукой предложена трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И это представляется правильным, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством прово­димых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия раз­вития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризис­ное его состояние[5].

Существенными признаками функций государства являются:

устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни;

непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций;

направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;

реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще всего правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цеп­ную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неиз­бежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ве­дущая к его разрушению.

Задание № 2

Используя статьи Конституции РФ, расскажите об основах конституционного строя РФ? Какой орган государственной власти в РФ является законодательным? Как формируется состав его палат?

Ответ:

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституционного государства.

Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.[6]

В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (I), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений, составляющих главные устои конституционного строя России.

К числу основ конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации (ст.1), относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделении властей; идеологическом и политическом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.

Среди основ конституционного строя, закрепленных Конституцией Российской Федерации, имеются также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Не являются многие конституционные государства и республиками (например, Англия, Дания, Швеция и многие другие). Включение федерализма, суверенитета и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации обеспечивается желанием законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что эти основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации они создают наиболее благоприятную среду для реализации всех других принципов российской государственности.

И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они в совокупности конституируют государство и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации (ст.16). При этом никакие другие положения действующей Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст.16).

Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция Российской Федерации регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Задание № 3

Что такое юридическое лицо? Какие формы и виды юридических лиц признаются гражданским правом?

Ответ:

Юридическое лицо - это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государтвенной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Юридическое лицо – это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Действующее законодательство не дает определения юридического лица, но раскрывает его основные признаки. Согласно ст.48 ГК РФ.[7]

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом.

Если говорить о видах юридических лиц, то их можно классифицировать по самым различным признакам. Легальная дифференциация юридических лиц, проведенная в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), основана на двух основных критериях: права учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества; цели деятельности юридических лиц.

В зависимости от того, какие права сохраняют за собой учредители (участники) в отношении юридических лиц или их имущества, юридические лица могут быть разделены на три группы.

Во-первых, это юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права. К их числу относятся: хозяйственные товарищества и общества; производственные и потребительские кооперативы.

Во-вторых, юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

В-третьих, юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не могут иметь никаких имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных): общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Приведенная классификация юридических лиц имеет большое практическое значение, особенно в части выделения первой группы юридических лиц, в отношении которых их участники и учредители имеют лишь обязательственные права.

Дело в том, что на протяжении последних трех лет правовой режим имущества хозяйственных обществ и товариществ различными законодательными актами определялся по-разному, а иногда и прямо противоположным образом, что вызывало немалые затруднения в судебной практике.

Отрадно, что соответствующие положения нового ГК основаны на реальной судебной практике и в полной мере отвечают идее, в соответствии с которой участники имущественного оборота должны быть, как правило, собственниками своего имущества.

В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий: коммерческих или некоммерческих организаций.

Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных государственных и муниципальных предприятий.

Некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, которые относятся к некоммерческим организациям, могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Такие юридические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.

Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение.

Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Будучи закрепленной законом, она исключает появление правосубъектных организаций, не входящих в какое-либо подразделение дайной классификации, и тем самым препятствует появлению среди участников оборота непонятных, сомнительных образований (типа разного рода "фирм", "центров" и т.п.). Поэтому в интересах всех участников оборота закон устанавливает исчерпывающий, закрытый перечень ("numerus clausus") видов юридических лиц, которые могут создаваться лишь в прямо предусмотренных им формах.

Во-вторых, такая классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Так, "малые предприятия", подобно средним и большим, в действительности могут существовать не только в форме унитарных предприятий, но и в виде хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов, а "совместные предприятия" (с иностранным участием) - лишь в форме хозяйственных обществ или товариществ. Сами же "малые" и "совместные" предприятия обоснованно не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц.

Задание № 4

Какие способы защиты гражданских прав предусмотрены ГК РФ? Перечислите и дайте характеристику?

Ответ:

Способы защиты гражданских прав, допускаемые законом, отличаются друг от друга по юридическому и материальному содержанию, формам и основаниям применения. По этим признакам способы защиты гражданских прав можно классифицировать на следующие виды:

а) фактические действия управомоченных субъектов, носящие признаки самозащиты гражданских прав;

б) меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав;

в) меры правоохранительного характера, применяемые к нарушителям гражданских прав компетентными государственными или иными органами.

Под способами защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Общий перечень этих мер дается в ст. 12 ГК, где говорится, что гражданские права защищаются путем их признания; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. Данный перечень едва ли можно признать научно обоснованным ввиду того, что некоторые из указанных в нем способов защиты взаимно перекрывают друг друга, а форма защиты (самозащита) признана одним из ее способов. Тем не менее, закрепление в законе даже в таком несовершенном виде наиболее распространенных способов защиты является полезной мерой, так как потерпевшие ориентируются на возможный инструментарий средств защиты своих нарушенных прав, что облегчает их выбор.[8]

Перечень способов защиты гражданских прав и интересов содержится в ст.12 ГК РФ. Он не является исчерпывающим, поскольку в самой норме права говорится о возможности защиты прав и интересов также иными способами, предусмотренными законом. Согласно указанной норме гражданские права и интересы защищаются путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав или интересов, интересов и прав других лиц и государств.

Под мерами оперативного воздействия понимаются такие юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении, без обращения за защитой права к компетентным государственным органам.

К ним, в частности, относятся: односторонний отказ от нарушенного другой стороной договора, задержка выдачи груза получателю до внесения им всех причитающихся платежей и т.п.

В отличие от мер самозащиты гражданских прав меры оперативного воздействия, несмотря на то что они применяются самим управомоченным лицом без обращения к государственным органам, носят юридический, а не фактический характер, т.е. всегда влекут соответствующее изменение прав и обязанностей прежде всего для правонарушителя (например, прекращение права на оплату товара при обнаружении его недоброкачественности или появление обязанности устранить за свой счет дефекты в поставленном оборудовании и т.д.).

Задание № 5

Администрация торга пригласила ст. бухгалтера М.И. Юдину для составления  годового отчета, предупредив ее в приказе о срочном характере  трудового договора. Проработав один месяц Юдина подала письменное заявление директору торга о расторжении срочного трудового договора, мотивируя свой уход обострением болезни ее семилетней дочери. Однако директор торга заявил, что годовой отчет еще не составлен, поэтому он не может подписать ее заявление.

Каковы правила расторжения срочного трудового договора?

Обосновано ли возражение директора?

Как решить спор?

Ответ:

На основании ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор расторгается с истечением срока его действия, о чем работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения.

Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, расторгается по завершении этой работы.

Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, расторгается с выходом этого работника на работу.

Трудовой договор, заключенный на время выполнения сезонных работ, расторгается по истечении определенного сезона.

Следовательно, в данном случае возражение директора правомерны.

Задание № 6

Какие отношения регулирует финансовое право?

Ответ:

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступаю' соответствующие государственные или муниципальные органы Данные отношения и составляют предмет финансового права.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованьями и входящими в состав последних административно - территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

б) между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованьями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;

в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных,

г) между государственными, в том числе казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов , и централизованных страховых фондов;

е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления о предмете финансового права.

Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание — направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и при непосредственном воздействии государства и в рамках законодательства — органов местного самоуправления.

Задание № 7

Определите понятие уголовного права. Каковы задачи и принципы этой отрасли права?

Ответ:

Уголовное право регулирует общественные отношения, направленные на охрану личности, ее прав и свобод, общества и государства от преступных посягательств. Как всякое право, оно может выполнить свою задачу только путем регулирования соответствующих отношений. В уголовном праве регулятивная функция есть проявление его охранительной функции, есть форма и способ ее осуществления[9].

Предмет уголовного права включает в себя помимо содержания уголовно-правовых институтов (подсистем родственных норм) и конкретных норм также и соотношение уголовного права со смежными отраслями права.

Уголовное право граничит с целым рядом отраслей права и наук: криминологией, уголовно-исполнительным правом, уголовно-процессуальным правом, уголовной статистикой, административным, гражданским, финансовым, налоговым, международным правом и др.

В российском уголовном законодательстве впервые содержатся пять статей, в которых сформулированы его принципы. К их числу относятся следующие: законности; равенства граждан перед законом; вины; справедливости; гуманизма. Иногда в литературе называются и другие принципы, например демократизма, личной ответственности, неотвратимости наказания[10], которые вытекают из содержания других норм УК.

Что означает в современном понимании принцип законности для уголовного права?

Его содержание достаточно широко, так как пронизывает все законодательство и распространяется, по существу, на все его институты.

Основное значение этого принципа состоит в том, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются исключительно уголовным кодексом[11]. Иначе говоря, недопустимо привлечение к уголовной ответственности и осуждение за действия, не являющиеся преступными, и перечень преступных деяний не может быть установлен никаким правовым актом, кроме уголовного кодекса. Уголовное законодательство, как известно, связано с применением наиболее острых форм государственного принуждения, с ограничениями прав и свобод граждан, признанных виновными в совершении преступлений. Придание уголовному кодексу значения единственного источника уголовного права - важный политический принцип и нравственная норма.

Равноправие граждан во всех областях жизни имеет важнейшее политическое значение и образует фундамент их правового статуса в демократическом обществе.

Равноправие граждан закреплено в ст. 19 Конституции РФ. В качестве уголовно-правового принципа оно сформулировано в ст. 4 УК РФ следующим образом: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Принцип вины в ст. 5 УК РФ сформулирован следующим образом:

«Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно-опасные действия (бездействие) и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается».

Рассматриваемый принцип означает прежде всего, что лицо, совершившее преступление, отвечает лишь за то, что было совершено им лично. Такое утверждение кажется само собой разумеющимся и не вызывает сомнений. Но, как известно, так было далеко не всегда. Кровная месть распространялась на весь род обидчика, а за некоторые преступления несла ответственность и община, к которой принадлежал преступник. По Русской Правде (XI-XII вв.) разбойник выдавался «на поток и разграбление» с женой и детьми. Но и гораздо позднее за преступления, совершенные одним лицом, расплачивались подчас невинные люди: так, еще в XVII в. дворянин, убивший чужого крестьянина, мог рассчитаться с хозяином убитого, отдав ему своего лучшего крестьянина с женой и детьми.

Идея социальной справедливости во всех областях жизни стала в последние годы предметом особенного внимания. Весьма важное значение она имеет для уголовного права. Принцип справедливости в уголовном праве (ст. 6 УК РФ) сформулирован так: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного».

Задание № 8

Понятие и сущность экологического права?

Ответ:

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Система экологического права - это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности.

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон "Об охране окружающей среды"[12] относит к объектам охраны окружающей среды:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.[13]

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Задание № 9

Дайте характеристику экологической обстановки в регионе где Вы проживаете?

Ответ:

Тюменская область - это три равноправных субъекта РФ: собственно область и территориально входящие в ее состав Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа. Это три экономические зоны. На Севере преимущественно развита нефтегазодобывающая отрасль. На юге области сложилась разветвленная структура промышленности. Она представлена несколькими сотнями значимых предприятий агропромышленного комплекса, машиностроения, лесодобычи и лесопереработки, легкой промышленности, строительной индустрии, электроэнергетики, добычи нефти и переработки углеводородов.

За более чем 30-летний период освоения нефтегазовых месторождений экологические условия Тюменской области резко изменились: возросли нагрузки на природную "среду, усилилась деградация возобновляемых ресурсов, ухудшилась санитарно-гигиеническая обстановка.

Область имеет самые высокие абсолютные показатели по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, в то время как их улавливание находится на недопустимо низком уровне.

Основное загрязнение окружающей природной среды происходит за счет сжигания НПГ на факелах. При сжигании НПГ происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферу в количествах, зависящих от углеводородного состава НПГ. По оценке экологической службы Ханты-Мансийского автономного округа валовой выброс в атмосферу вредных веществ в 1999 г. (всего сожжено 4900 млн. м. газа) составил 590 тыс. т. При этом в атмосферу поступает целый спектр канцерогенных и особо токсичных продуктов сгорания (углеводороды, оксиды азота, серы, углерода, ртуть и многие другие), не свойственных экосистемам региона.

За годы освоения из недр Тюменской области было извлечено более 6 млрд. тн. нефти, при этом на факелах было сожжено около 225 млрд. м3 НПГ. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ составили около 24 млн.тн.

Степень утилизации НПГ, в зависимости от месторождений, колеблется в пределах 52,3-95%. На основных месторождениях, где уже построены все необходимые сооружения для утилизации НПГ, используется около 80-95% его ресурсов, на новых месторождениях - порядка 30% и менее. В 1999 г. средний уровень использования НПГ в Тюменской области составил 81,4%. Продолжается практика строительства нефтяных месторождений по временной схеме - без строительства объектов сбора, подготовки и транспортировки НПГ.

Отрицательное воздействие факелов обусловлено также потреблением кислорода, тепловым излучением, загрязнением атмосферы, растительности, почв, водоемов и увеличивает парниковый эффект.

В результате потребительского подхода к освоению углеводородных ресурсов на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, наблюдавшегося в течение длительного времени, происходят необратимые процессы изменения экосистем северных территорий.

Ухудшение состояния здоровья населения следует рассматривать как главный результат и, в то же время, показатель неблагоприятной экологической обстановки.

Как свидетельствуют статистические данные заболеваемость населения Тюменской области по многим классам болезней выше общероссийских показателей и данных по Западно-Сибирскому району в целом.

Задание № 10

Брачный договор: понятие, содержание, оформление

Ответ:

Брачный договор — это соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Путем заключения брачного договора устанавливается договорный режим имущества супругов, который может отличаться от законного режима имущества супругов.

Брачный договор по своей юридической природе представляет собой одну из разновидностей гражданско-правовых договоров, направленных на установление или изменение правового режима имущества (ст. 420 ГК определяет договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей). Поэтому брачный договор должен отвечать тем требованиям, которые ГК предъявляет к гражданско-правовым договорам (дееспособность сторон, их свободное волеизъявление, законность содержания договора, соблюдение установленной формы). Кроме того, изменение и расторжение брачного договора производятся по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК для изменения и расторжения договора. В то же время брачный договор обладает определенной спецификой по сравнению с другими гражданско-правовыми договорами, которая и нашла свое закрепление в Семейном кодексе. Особенности брачного договора относятся к его субъектному составу, времени заключения, предмету и содержанию договора.[14]

Как установлено п. 1 ст. 44 СК, брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для недействительности сделок. Брачный договор - это разновидность двусторонней сделки, а значит, имущественные права и обязанности супругов, установленные брачным договором, возникают при соблюдении определенных условий действительности сделки. В соответствии с гражданским законодательством сделка действительна при соблюдении следующих условий: а) содержание сделки законно; б) участники сделки обладают дееспособностью, необходимой для совершения данного вида сделки; в) волеизъявление участников сделки соответствует их действительной воле; г) в случаях, прямо предусмотренных законом, должна быть соблюдена установленная форма сделки. Перечисленные условия действительности сделок применяются и к брачному договору. При несоблюдении любого из указанных условий брачный договор признается недействительным. Это означает, что установленные брачным договором права и обязанности супругов не возникают, т. е. он не порождает тех правовых последствий, на которые был направлен, причем, как правило, с момента его совершения (ст. 167 ГК). Брачный договор может быть недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (ст. 166 ГК). Однако при спорах сторон по поводу ничтожности брачного договора потребуется обращение заинтересованной стороны в суд.[15]

Кроме того, брачный договор будет ничтожным, если он заключен с недееспособным супругом (ст.. 171 ГК) или между недееспособными супругами; или если он заключен лишь для вида (мнимая сделка) либо с целью скрыть другую сделку (притворная сделка) (ст. 170 ГК). Ничтожен брачный договор, заключенный с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК).[16]

Не исключена ситуация, когда требованиям закона противоречат только некоторые условия заключенного брачного договора. В таком случае, если суд придет к выводу, что брачный договор мог быть заключен и без включения в него недействительных условий, то брачный договор признается недействительным только в части, содержащей эти условия, а в остальном он сохраняет силу (ст. 180 ГК).

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301.

3.     Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 4е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт 1998 год.

4.     Теория государства и права: Курс лекций под ред. Н.И. Матузов, А.В. Малько - М., Юрист 1997 год.

5.     Теория государства и права часть I теория государства. под общ. ред. А.Б. Венгерова. – М., Юрист 1996 год.

6.     А.В. Малько, Е.В. Колесников, Конституционное право РФ, изд. «Норма», 2000 г.

7.     Конституция Российской Федерации. Коментарий / Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид. лит.,1994.

8.      Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003 г..

9.      Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2003 г..


[1] См.: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 г., с. 115.

[2] См.: Социологический энциклопедический словарь/ Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998 г., с. 58.

[3] СибЮрВестник № 3 – 2001; «Консультации по теории государства и права» Н.А. Пьянов.

[4] В.М. Корельский, В.Д. Перевалов Теория государства и права. М.. 1999. С.143.

[5] Л.А. Морозова Функции Российского государства на современном этапе// Государство и право. 1993. № 25.

[6] Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Конституционное право России, изд. «Юрист», 1995 г.

[7] См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С. 391.

[8] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 1999. С. 115

[9] Российское уголовное право. Общая часть: Учебник. С.5.

[10] Келина С. Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного права. С. 56.

[11] УК РФ, ст. 3.

[12] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133

[13] Маковик Р.С. Земельное право. Экологическое право: Конспект учебных курсов в определениях, схемах, комментариях. М.: ТОН-Профобразование, 2003. С. 61

[14] Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (Гуев А.Н.) - М.: ИНФРА-М, 2002 г.

[15] Имущественные отношения в российской семье: Практическое пособие / Чефранова Е.А.. - М.; Юристъ, 1997

[16] Имущественные отношения между супругами / Симонян С.Л.. - М.; Контур, 1998.