Содержание

Введение. 3

Понятия и виды предприятий и учреждений. 4

Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений. 14

Создание и ликвидация предприятий и учреждений. 17

Гарантии самостоятельности предприятий и учреждений. 22

Заключение. 23

Список источников и литературы.. 25

Приложение. 27

Введение

Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права. Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус. Правовой статус субъектов административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности.

Организации как субъекты административного права, прежде всего, надо разделить на государственные и негосударственные. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

Целью данной работы является рассмотрение предприятий и учреждений как субъектов административного права.

Понятия и виды предприятий и учреждений

Организации как субъекты административного права, так же должны быть разделены на виды и группы.

В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные.

Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие).

Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются, профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности.

Предприятия, учреждения являются коллективными субъектами административного права. Предприятия – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общ. потребности и получения прибыли.

Учреждения выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Предприятия, учреждения в зависимости от форм собственности делятся на:

1) государственные

2) муниципальные

3) частные

3) общественные

4) и смешанных форм собственности

В зависимости от орг.-прав. форм:

1) товарищества

2) общества

3) государственные муниципальные предприятия

4) производственный кооператив

Административно-правовой статус предприятия, учреждения – это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие и учреждения приобретает и реализует в процессе совершения след. действий:

1) создание предприятия, учреждения по решению собственника имущества или уполномоченным им органа или по решению ТК

2) государственная регистрация, осуществляется по месту нахождения предприятия, учреждения местным органом государственной власти

3) получение разрешения на занятие определенными видами деятельности, выдаваемых в административном порядке органом государственной власти

4) оформление органов управления делами

5) определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятия

6) ведение и предоставление бух. и статист. отчетов

7) административно-правовые гарантии прав предприятия:

а) не допускается регистрация предприятия по мотивам

б) запрет на вмешательство органов государственной власти в деятельность предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством

в) защита имущества предприятия от незаконного изъятия

г) не допускается монопольное положение на рынке отдельных предприятий и не добросовестной конкуренции.

Гражданский кодекс РФ подразделяет юридические лица на виды по следующим трем критериям.

Во-первых, в зависимости от целей создания и деятельности различаются коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности. Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК). Следует отметить, что это деление иногда весьма условно, т.к. всем некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, при исполнении требования законодателя о том, что эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать этим целям (п.3 ст.50 ГК). Более того, в кодексе прямо записано, что доходы, полученные потребительским (некоммерческим) кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами (п.5 ст.116).

Цель подобного разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит том, что коммерческие организации могут создаваться только в формах, прямо предусмотренных Гражданским кодексом, а именно: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного), общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, открытого или закрытого акционерного общества, производственного кооператива, государственного (в том числе федерального казенного) или муниципального унитарного предприятия. Кроме того, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать другое унитарное (дочернее) предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение. Этот перечень является исчерпывающим (ст.50, 114 ГК, п.1 ст.6 Закона о введении в действие части первой ГК РФ). [1]

Некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом.

Во-вторых, Гражданский кодекс подразделяет юридические лица в зависимости от правового режима их имущества на три категории: субъекты права собственности (товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений); субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия) и субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения). Некоторые виды культурных, образовательных и других учреждений (театры, музеи, учебные заведения и т.д.) обладают также правом самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной предпринимательской деятельности (ст.298 ГК). [2]

Классификация юридических лиц по имущественному положению и целям деятельности имеет важнейшее практическое значение. Коммерческие организации наделены общей правоспособностью, т.е. могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Однако учредители любой организации могут установить в ее учредительных документах ограничения на занятие отдельными видами деятельности либо указать исчерпывающий перечень этих видов. Кроме того, для осуществления некоторых видов деятельности, перечень которых может быть установлен только законом, требуется получение специального разрешения - лицензии (ст.49 ГК). Следовательно, коммерческая организация, в учредительных документах которой не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности и нет никаких запретов, вправе требовать предоставления лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, и ей не может быть отказано на том основании, что данный вид деятельности не упомянут в ее уставе.

Все некоммерческие организации, а также унитарные предприятия и юридические лица, осуществляющие специфические виды деятельности, (например, банки, страховые компании и т.д.), могут осуществлять только такие виды деятельности, которые соответствуют целям их создания (ст. 49 ГК). Кроме того, субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления могут осуществлять права владения, пользования и распоряжения этим имуществом только в пределах, установленным законом, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (ст.296 ГК). В частности, государственное предприятие или учреждение не вправе распоряжаться находящимся на его балансе недвижимым имуществом (сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в совместную деятельность и т.д.) без согласия собственника этого имущества (ст.295 ГК). [3]

В-третьих, юридические лица различаются в зависимости от того, сохраняют ли их учредители (участники) какие-либо права в отношении имущества созданной организации. Учредителем называется тот субъект (физическое или юридическое лицо), который создает данную организацию и передает ей в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление часть своего имущества. Фактически учредителем является лицо или лица, подписавшие учредительные документы создаваемого юридического лица. По этому критерию юридические лица подразделяются на четыре вида:

1) организации, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют никаких прав (все виды некоммерческих организаций, за исключением некоммерческих партнерств),

2) организации, в отношении имущества которых учредители (участники) сохраняют обязательственные права (товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства),

3) организации, в отношении имущества которых учредители сохраняют право хозяйственного ведения (дочерние предприятия),

4) организации, в отношении имущества которых учредители сохраняют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, учреждения).

В действующем гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Это - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности).[4]

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Гражданский кодекс не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их появления только в формах, установленных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Таким образом, остается, по сути, непоколебленным замкнутый перечень видов юридических лиц. Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна, однако, соответствовать двум условиям: служить достижению поставленных перед организацией некоммерческих целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять приносящую прибыль издательскую деятельность, но не вправе заниматься торгово-посреднической деятельностью). Кроме того, полученную прибыль некоммерческая организация не может распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на достижение установленных для нее учредителями целей.

В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество закон разделяет все юридические лица на три группы. Первую группу составляют юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования (утрачивая, следовательно, право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации только во временное пользование). К ним относится большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий - несобственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица - несобственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) (п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.

К третьей группе относятся юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) - общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.

Изменения в экономических отношениях настойчиво требуют изменений и в сфере их правового регулирования. Очевидно, что при динамично развивающихся экономических отношениях отсутствие соответствующего "правового сопровождения" будет являться сильным тормозом.

В развитии отечественного законодательства в сфере хозяйственных отношений выделим проблему правового положения иностранного юридического лица. А если сказать конкретнее, проблему определения личного закона юридического лица, его государственной принадлежности. В статье 1202 разд. VI "Международное частное право" Гражданского кодекса РФ впервые закреплено существовавшее ранее только в доктрине понятие личного закона юридического лица. Рассмотрим подробнее природу и значение данного понятия. Как справедливо отмечал Л.А. Лунц, личный закон - это категория коллизионного права - отвечает на вопросы о том, является ли данная организация юридическим лицом (или совокупностью физических лиц) и каков объем ее правоспособности. Личный статут в странах "общего права" определяется по месту инкорпорации организации, а в большинстве стран "цивильного" права - по месту "оседлости" организации, то есть по месту нахождения правления. Материально-правовой вопрос о государственной принадлежности юридических лиц, по мнению ученого, является более сложным в условиях вывоза капитала, когда акционерное общество может иметь устав, утвержденный в одной стране, правление - в другой, а акционерами могут быть граждане самых различных стран.[5]

И хотя до настоящего времени ряд авторов не придерживаются данной точки зрения, порой смешивая понятия личного закона и национальности юридического лица воедино, действующая ч. 3 ГК РФ вводит понятие личного закона юридического лица в виде коллизионной нормы. То есть так, как оно и есть в действительности. Это особенно важно, ибо прежняя формулировка не отличалась точностью. Более того, подчеркивает А.Л. Маковский в комментарии к части третьей ГК РФ, если в Основах 1991 г. из всех коллизионных вопросов, которые могли возникать в связи со статусом юридического лица, решался лишь один (хотя и самый важный) вопрос - о праве, определяющем его гражданскую правоспособность (п. 1 ст. 161 Основ), то коллизионная норма ГК РФ (п. 1 ст. 1202) определяет личный закон юридического лица и широкий круг решаемых по этому закону вопросов (п. 2 ст. 1202).[6]

Сказанное позволяет сделать вывод о различии таких категорий, как личный закон юридического лица и государственная принадлежность юридического лица. Личный закон - это право конкретного государства, которое компетентно ответить на весь круг вопросов, связанных с правосубъектностью юридического лица.[7] Государственная принадлежность (национальность) - это привязанность юридического лица к определенному государству и его правопорядку, которая преследует цель отграничения отечественных правосубъектных образований от иностранных.[8]

Подводя итог изложенному, отметим, что, хотя в основе правил ст. 1202 ГК РФ и лежат нормы, ранее уже содержавшиеся в ст. 161 ОГЗ 1991 г., все же действующий закон ввел более точную норму, в основном соответствующую требованиям современного экономического оборота.

Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающейся на его долю (при ликвидации - части соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток имущества юридического лица при его ликвидации либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.

Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений

Правовое положение предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).

Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций независимо от форм собственности, устанавливают:

— общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

— государственную регистрацию предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций;

— порядок производства регистрации и основания отказа регистрации;

— общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.[9]

Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации обязаны соблюдать природоохранительное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и правила об охране здоровья работников предприятий, учреждений и некоммерческих организаций и населения, законодательство о пожарной безопасности, антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство о качестве выпускаемой продукции и др.

Компетентные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями вышеуказанного законодательства. Они наделены правом применять к нарушителям меры административного принуждения, предусмотренные законодательством. В частности, могут приостановить работу предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, привлекать их к административной ответственности, налагать административные взыскания в случаях, предусмотренных законом:.

Административно-правовой статус государственных и административно-правовой статус негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций имеет особенности.

К особенностям административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений относится прежде всего то, что они являются собственностью государства. Последнее в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, прекращает их деятельность. Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

Разновидностью государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики, хозяйства. Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, в частности, может быть изъято неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество.

Административно-правовой статус муниципальных предприятий аналогичен статусу государственных предприятий.

Особенностью административно-правового статуса негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций является то, что влияние на них со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими. Управление негосударственными предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, необладающие государственно-властными полномочиями.

Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений характеризуется рядом особенностей. Они образуются и ликвидируются органами государственной власти, которые утверждают их устав, назначают их руководителей, контролируют их деятельность, определяют их заказы. Негосударственные предприятия и учреждения самостоятельны в организации своей деятельности и реализации продукции и услуг. Законодательство запрещает какое-либо вмешательство государства в их хозяйственную деятельность. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.

Предприятия и учреждения как юридические лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ. В отношении их руководителей и служащих может быть применена такая мера административной ответственности, как дисквалификация. Она заключается в лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иную управленческую деятельность в случаях, предусмотренных законом.

Создание и ликвидация предприятий и учреждений

Правоспособность юридических лиц возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации п.3 ст. 49 и п.2 ст. 51 ГК РФ, и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц п.8 ст. 63 ГК РФ. Объем правоспособности юридических лиц определяется не только ее общим или специальным характером. Осуществление некоторых видов деятельности требует по лучение от государства специальных разрешений (лицензии)[10]. Кроме того законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц. Для участия в гражданском обороте юридических лиц необходима не только правоспособность но и дееспособность.

Наличие у юридических лиц дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Приобретение и, отчасти осуществление прав и обязанностей – прерогатива так называемого органа юридического лица.

Орган юридического  лица  - это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллективный орган), представляющих интересы юридических лиц в отношении с другими субъектами права без специальных на то полномочий (без доверенности). В соответствии со ст. 53 ГК РФ именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Состав органов и их компетенция определяются законом, иными правовыми актами и учредительными документами, а порядок назначения (избрания) – законом и учредительными документами.

В виде общего правила в корпоративных организациях  волеизъявляющий орган формируется путем выборов, а в унитарных назначается.

Для некоторых видов юридических лиц волеобразующие и волеизъявляющие факты совпадают. Примером может служить унитарное предприятие, в котором функции и того и другого исполняет руководитель юридического лица.

Иное дело – акционерное общество, в котором формирующими волю органами является общее собрание акционеров, совет директоров, а изъявляет волю единоличный исполнительный орган - директор. Статья 174 ГК РФ впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с перевоплощением его полномочий, установленных учредительными документами.

Образование (создание) юридического лица базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах юридического лица, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество. Необходимость образования юридического лица обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации), а также возможностью выполнения важнейших общественных функций – производство товаров (выполнение работ и оказания услуг) в соответствии с потребностями рынка и заказами конкретных потребителей. В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица, наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридического лица:

Правило абзац 2, пункт 1, статья 51 ГК РФ устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования юридического лица. Регистрирующий орган проверяет только соответствие предоставленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности и полезности создаваемого юридического лица он не вправе. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Такой способ образования юридического лица наиболее распространен в России и за рубежом.

Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом.

Значение государственной регистрации юридического лица, ее рациональной организации, полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и открытости для любого заинтересованного лица, чрезвычайно велико, в особенности в период перехода от централизованной административно-командной системы к системе автономно действующих субъектов рыночного товарно-денежного гражданского оборотов. только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведения хозяйственных операций, и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируется и изменение правового статуса юридического лица. Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает его правоспособность.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке установленным Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации»[11].

Согласно ст. 3 Закона, за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Государственное распределение юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого – по месту нахождения иного органа или лица, имеющего действовать от имени  юридического лица без доверенности[12].

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган[13].

Необходимо отметить, что порядок образования юридического лица и требования, которым должны удовлетворять действия учредителей, как и требования к учредительным документам, установлены законодательством об отдельных видах юридических лиц, их организационно- правовых формах.

Ликвидация юридического лица является другой формой прекращения юридических лиц. Проблема ликвидации стала наиболее актуальна именно в последнее время. Особенно это связано с таким видом ликвидации как банкротство. Ежедневно в прессе можно много слышать об этой злободневной проблеме, но она в основном обсуждается с критической точки зрения. Целью данной главы является показать ликвидацию как специфический вид прекращения юридических лиц с его особенностями. Так мы разберем детально стадии ликвидации юридического лица и остановимся на такой важнейшей проблеме как банкротство.[14]

Ликвидация юридического лица – это его прекращение, не влекущее возникновение новых юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В таких случаях к другим лицам переходит имущество, оставшееся после прекращаемого юридического лица, без изменения численности его участников и характера их юридической личности. Поскольку юридическое лицо создавалось для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его ликвидации необходимо завершить имущественные отношения с его участием.

Основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы: Добровольная ликвидация; Принудительная ликвидация.

К добровольной ликвидации мы относим: а) решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в случаях, предусмотренных в учредительных документах или законе, в частности в связи с истечением срока, на который создана организация; б) по достижении цели, ради которой организация создана; в) при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего законодательства, если эти нарушения нельзя устранить.

К принудительной ликвидации относятся: а) решение суда в случаях осуществления юридическим лицом деятельности без получения лицензии (когда это необходимо) или вообще запрещенной законом; б) другое грубое нарушение действующего законодательства; в) при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом деятельностью, противоречащей его уставным целям (п.2 ст.61 ГК); г) решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора.[15]

Гарантии самостоятельности предприятий и учреждений

Гарантиями самостоятельности предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций являются: запрет на вмешательство органов государства в их деятельность за исключением случаев, предусмотренных законом; право на защиту самостоятельности в административном и судебном порядке. Неправомерные действия или незаконные акты государственных органов, в том числе и органов исполнительной власти, могут быть обжалованы в прокуратуру, суд или арбитражный суд.

Вместе с тем предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами юридической ответственности, в том числе административной. В частности, они несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства, за несоблюдение правил и сроков представления статистической отчетности и другие административные правонарушения.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ и иными законами. Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности могут быть и другие лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так, филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства. Основной мерой административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является административный штраф.

Заключение

К числу субъектов административного права относятся предприятия (хозяйственные товарищества и общества), учреждения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и др.), осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства.

Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на государственные; муниципальные; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности.

По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) и предприятия субъектов федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.

К негосударственным относятся частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.

По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, т.е. по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо), пароходства, аэропорты и др.): связи (телеграфы, почтамты, узлы связи tx др.); торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18 июля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301.

4.     Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 1

5.     Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

6.     О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.)  // Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3431

7.     Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2001.

8.     Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. М., 2000.

9.     Бахрах Д.Н. Административное право. М., Норма, 2000.

10.           Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. М., 2001.

11.           Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2004

Приложение


[1] См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С. 395.

[2] Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" // БВС РФ. 1996. N 9; ВВАС РФ. 1996. N 9.

[3] См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С. 396.

[4] См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С. 397.

[5] См.: Лунц Л.А. Многонациональные предприятия капиталистических стран в аспекте международного частного права // Советское государство и право. 1976. N 5. С.126-127.

[6] См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С.397.

[7] См.: Дмитриева Г.К. Международное частное право. М.: Юрист, 2002. С.150; Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. М.: Издательская группа Норма-Инфра М, 1999. С.109.

[8] См.: Международное частное право / Под ред. Н.И. Марышевой. М.: Юридическая фирма "Контракт", Инфра М, 2000. С.136; Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3 т. Т.2. Особенная часть. М.: Бек, 2000. С.40.

[9] Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2004

[10] Ст. 49 п. 3 ГК РФ

[11] Закона «О государственной регистрации юридического лица» от 8 августа 2001 г.// Российская газета, 10.08.2001 г., с.37

[12] Закона «О государственной регистрации юридического лица» от 8 августа 2001 г.// Российская газета, 10.08.2001 г., с.37

[13] Там же

[14] Гражданское право: Учебник./ Под ред. Цыбуленко З.И. – М.: Юристь, 1998 г

[15] Гражданское право, часть 1: Учебник. / Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 1998 г.