Финансовый анализ рентабельности продукции

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ_ 5

1.1. Экономическая сущность и роль рентабельности в оценке доходности_ 5

1.2. Проблемы повышения рентабельности предприятия в современных условиях  10

1.3. Методы анализа и оценки прибыли и рентабельности_ 16

2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ЗАО "АВТОЦЕНТР ЛАНДО" 19

2.1. Краткая характеристика ЗАО "Автоцентр Ландо" 19

2.2. Анализ и оценка рентабельности капитала ЗАО "Автоцентр Ландо" и пути ее повышения 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_ 32

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового положения предприятия. К примеру, если темпы продаж предприятия падают, то уменьшится ли соответственно этому производство товаров или предприятие должно придерживаться прежних темпов развития, делая запас на будущее? Или если спрос на продукцию сильно и неожиданно увеличивается, то можно ли с существующих мощностей снять больше продукции? Должно ли предприятие развивать новые технологии, требующие значительных капиталовложений, или ограничиться интенсификацией труда? Все это в конечном итоге связано с оценкой использования ресурсов предприятия.

Рентабельность характеризует результативность деятельности предприятия. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет промышленное предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы. Существует система показателей рентабельности. Можно выделить показатели, используемые в статистической практике для оценки эффективности применяемых в производстве авансированных ресурсов и текущих затрат, и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества промышленного предприятия.

Эффективность производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности предприятия отражает показатель балансовой (общей) рентабельности; эффективность использования текущих затрат живого и прошлого труда характеризует рентабельность продукции. Все большее применение находит показатель рентабельности продаж.

С каждым новым годом все острее встают такие проблемы как поиск ресурсов повышения рентабельности бизнеса, позволяющих компании выйти на новый качественный уровень. Эффективный бизнес невозможен без слаженной работы команды профессионалов, замотивированных на достижение стратегических целей компании.

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.

Перед исследованием поставлена цель: провести финансовый анализ рентабельности продукции.

Исходя из цели, перед исследованием сформулированы следующие задачи:

1.     проанализировать экономическую сущность и роль рентабельности в оценке доходности;

2.     рассмотреть проблемы поиска направлений повышения рентабельности предприятия в современных условиях;

3.     выявить методы анализа и оценки прибыли и рентабельности;

4.     -провести факторный анализ рентабельности капитала ЗАО «Автоцентр Ландо» – позволяющего выявить причины, повлиявшие на ее уровень и динамику.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

1.1. Экономическая сущность и роль рентабельности в оценке доходности

Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к рентабельности, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования.

Основными функциями рентабельности являются: учетная, оценочная, стимулирующая.

Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

По мере развития экономической теории определение понятия «рентабельность» постоянно уточнялось от самого простого определения —как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой рентабельности. В настоящее время ее характеризуют с позиций двух уровней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция рентабельности по существующей методике на макро- и микроуровнях различна. На уровне предприятия ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места рентабельности в доходе страны.

Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства.[1] Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие (промышленное предприятие) работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

Наличие рентабельности позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «рентабельности», которую уплачивает предприятие в виде налога на рентабельность и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли рентабельности, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельностьности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия в наращивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.

В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником рентабельности является труд. Это встречается очень редко, например, когда торговец покупает товар с целью его немедленной перепродажи по более высокой цене. Только в этом случае труд торговца выступает источником получения рентабельности. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения рентабельности. В боль-шинстве случаев получение рентабельности является результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие рентабельности связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.

Рентабельность сложная и неоднозначная категория. Известный американский ученый-экономист Самуэльсон рентабельность определял как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию.

С развитием рыночных отношений все чаще стали говорить и о других ситуациях ее происхождения: рентабельность, заработанная благодаря инициативе предпринимателя, рентабельность, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемая  и признанная органами государственной власти (соответствующим законодательством).

Все вышеназванные источники связаны между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно. Важнейшими факторами, определяющими рентабельность, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник рентабельности), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности (т.е. выбор такого масштаба предприятия, который позволяет обеспечить оптимальную рентабельность). Доказано, что в плане рентабельности крупные предприятия не всегда самые лучшие). Рентабельность растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже нормы рентабельности на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях ока способствует получению рентабельности (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние предприятия боятся задолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя стратегию добровольной задолженности, надо опасаться низкой рентабельности, ибо она заставит предприятие прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудования (ассортимента). А это может привести к состоянию пониженной платежеспособности и даже к банкротству.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Рентабельность, по мнению Савицкой Г.В., представляет собой степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

Анализ годового отчета предприятия, в том числе отчета по прибыли и убыткам, позволяет ответить на один из важнейших вопросов – способно ли предприятие обеспечить прибыль в достаточных размерах? В экономике существует такой показатель, который позволяет ответить на поставленный вопрос. Этим показателем является рентабельность предприятия.

Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Рентабельно работающие предприятия способны вести расширенное воспроизводство.

При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

1.2. Проблемы повышения рентабельности предприятия в современных условиях

Внедрение инноваций как источник рентабельности предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров.

Продолжительность притока рентабельности от внедрения инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности, патентно-лицензионным законодательством в стране, внедрением инноваций; общей стратегией, проводимой промышленным предприятием на рынке, состоянием конкурентной среды в данной отрасли.

Бывают ситуации, когда роль предпринимателя в возникновении рентабельности или убытка пассивна. Такие ситуации порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для предприятий, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).

Основные факторы, характеризующие специфику деятельности: фондовооруженность, уровень издержек, динамика спроса, структура рынка (во Франции самый высокий уровень рентабельности производства сырья и материалов, производства потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, торговли).

Рентабельность, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:

1) ожидаемая рентабельность является основой принятия инвестиционных решений;

2) полученная рентабельность выступает измерителем результатов деятельности предприятия;

3) часть полученной рентабельности является источником самофинансирования предприятия;

4) часть рентабельности поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).

Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение рентабельности, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Рентабельность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

В зависимости от положения предприятия на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной рентабельности, в краткосрочном — необходимой рентабельности при определенных объемах деятельности, и во все периоды — обеспечение конкурентоспособности предприятия. При этом максимизация рентабельности в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров рентабельности. Обеспечение необходимого объема рентабельности в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии предприятия (промышленного предприятия), удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

Основная цель деятельности предприятия (промышленного предприятия) находится в тесной связи с жизненным циклом предприятия. На стадии его «рождения» главной целью выступает борьба за выживание, а основной задачей — выход на рынок (заявление о себе); на стадии «детства» — соответственно кратковременная рентабельность при укреплении положения на рынке; в «юности» — ускоренный рост прибылей на основе роста реализации и завоевания своей части рынка; на стадии «ранней зрелости» — постоянный рост объемов и освоение новых направлений деятельности (диверсификация деятельности); на стадии «зрелости» предприятие заботится о своем имидже (когда возможны скидки с цены и другие меры, привлекающие покупателей к данному предприятию (промышленному предприятию) и сбалансированном росте всех показателей, на стадии «старения» — обеспечение сохранения завоеванных позиций и стабильности работы; на стадии «выживания» — поиск новых идей, способствующих омолаживанию предприятия. Оценка жизненных циклов предприятия (промышленного предприятия) с позиции рентабельности показывает, что оно должно за период с рождения до зрелости обеспечить достижение максимальной рентабельности, а это в свою очередь создаст предпосылки для его возрождения на новом витке развития.

С точки зрения бухгалтерского учета, рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент — доход от обычной (повседневной) хозяйственной деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализации и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих.

Второй компонент — потенциальная рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, резервов.

В систему прибылей и доходов отечественного коммерческого предприятия в соответствии с принятой методикой их исчисления входят, кроме рентабельности от реализации, рентабельность от прочей деятельности, доходы (за минусом расходов) от внереализационных операций.

Предпринимательский доход считается более точным, чем рентабельность.

Допустимая рентабельность зависит от степени признания государством, предприятием, профсоюзами, союзами предпринимателей и соответствующим законодательством необходимости получения рентабельности (для принятия бюджета) и от методов негосударственного регулирования (установить определенный уровень цен, соглашение производителей, оптовых и розничных продавцов).

Государство через налоговое законодательство может предусмотреть льготы по налогообложению. Тогда льготируемая часть рентабельности, направляемая на научно-техническое развитие или другие цели, будет считаться не облагаемой налогом рентабельностью.

Консолидация предприятий определяется экономической целесообразностью. Наличие нескольких мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных в большинстве случаев выгоднее, чем создание крупного предприятия (промышленного предприятия) . Выгоды определяются возможностью экономии на налоговых платежах, снижения отрицательных последствий от рисковой деятельности в бизнесе, диверсификации деятельности.

Для оценки эффективности работы коммерческого предприятия недостаточно использования показателя рентабельности, поскольку наличие рентабельности еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма рентабельности не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие коммерческие предприятия, получившие одинаковую сумму рентабельности, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель — уровень рентабельности. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций — как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.

Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует  доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (промышленного предприятия, компании).

Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников данного предприятия, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев

Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данному предприятию других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У предприятия появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес к вложениям в данное предприятие падает.

Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.

Динамика рентабельности  торговой организации, составляющей баланс изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями.

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и  сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Для увеличения прибыли и повышения рентабельности предприятия необходимо выявить влияние различных факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Для повышения эффективности работы предприятий первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли.

Для оценки эффективности хозяйственной деятельности используются показатели рентабельности - прибыльности или доходности его капитала, ресурсов или продукции. В целом доходность любого предприятия может оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Показатели первой группы позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной) за ряд лет, или иными словами, провести "горизонтальный" анализ. Показатели второй группы представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала или прибыли и произведенных затрат. Первое соотношение принято называть рентабельностью, второе - прибыльностью деятельности.

В общем случае под рентабельностью понимается отношение прибыли, полученной за определенный период, к объему капитала, инвестированного в предприятие. Экономический смысл значения данного показателя состоит в том, что он характеризует прибыль, получаемую вкладчиками капитала с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие.

1.3. Методы анализа и оценки прибыли и рентабельности

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.

Анализ коэффициентов рентабельности базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие системы аналитических коэффициентов: коэффициенты рентабельности, коэффициенты эффективности распределения прибыли и другие группы финансовых коэффициентов.

Основной целью расчета и использования коэффициентов рентабельности является определение эффективности формирования прибыли предприятия. Уровень такой эффективности оценивается по всем видам прибыли — маржинальной, валовой (балансовой), чистой. В процессе такой оценки должен строго соблюдаться принцип соответствия соотносимых показателей при расчете коэффициентов по конкретным видам деятельности предприятия. Коэффициенты рентабельности могут определяться как в десятичном выражении, так и в процентах.

Для наиболее обобщающей оценки эффективности формирования прибыли используются следующие коэффициенты рентабельности:

Коэффициент рентабельности активов (коэффициент экономической рентабельности). Он характеризует общий уровень прибыли, генерируемой всеми используемыми активами предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

Ra = х100%                                               (1)

где Ra — рентабельность активов фирмы;

ЧП — чистая прибыль фирмы за анализируемый период;

ВБ — валюта баланса.

По этой принципиальной формуле могут быть определены рентабельности отдельных групп активов предприятия (оборотных, внеооборотных, отдельных их элементов).

Рентабельность собственного капитала (коэффициент финансовой рентабельности). Он характеризует общий уровень прибыли, генерируемой собственным капиталом предприятия, и служит мерой оценки эффективности его использования на данном предприятии. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

RСК=х100%                                                (2)

где Rск—рентабельность собственного капитала;

ЧП—чистая прибыль;

—средняя сумма собственного капитала.

По аналогичной формуле могут быть определены и коэффициенты рентабельности всего заемного капитала или различных составных его видов.

Для оценки эффективности формирования прибыли в процессе операционной деятельности используются следующие рентабельности:

Рентабельность операционных активов характеризует уровень прибыли, генерируемой операционными активами предприятия (т.е. только той частью активов, которая непосредственно обслуживает производственно-сбытовую деятельность предприятия). Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

Rоа = х100%                                                                              (3)

где Rоа —коэффициент рентабельности операционных активов;

ЧП0 — чистая прибыль по операционной деятельности;

0 — средняя стоимость используемых операционных активов.

Маржинальная рентабельность реализации продукции показывает в какой степени объем реализации продукции обеспечивает получение маржинальной прибыли предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

Rм=  х100%                                   (4)

где Rм —  маржинальная рентабельность реализации продукции;

МПо —сумма маржинальной прибыли по операционной деятельности в рассматриваемом периоде;

ОР — общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде.

Валовая рентабельность реализации продукции. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

Rв =  х100%                                             (5)

где Rв  —валовая рентабельность реализации продукции;

ВП0 —сумма валовой прибыли по операционной деятельности в рассматриваемом периоде;

ОР—общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде.

Чистая рентабельность реализации продукции рассчитывается по следующей формуле:

Rч =  х100%                                                      (6)

где Rч — чистая рентабельность реализации продукции;

ЧПо —чистая прибыль;

ОР—общий объем реализации продукции.

2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ЗАО "АВТОЦЕНТР ЛАНДО"

2.1. Краткая характеристика ЗАО "Автоцентр Ландо"

Автоцентр Ландо - один из официальных дилеров представительства концернов BYD AUTO, THE FIRST AUTO.

Автосалон Автоцентр Ландо специализируется на продаже автомобилей Byd Auto, The First Auto.

Автосервис Автоцентр Ландо предлагает техническое обслуживание, ремонт и поставляет оригинальные запчасти для марок Буд Авто, Фест Авто.

Производственные площади территориально удобно расположены, т.к. находятся в непосредственной близости от въезда в Екатеринбург со стороны Серовского тракта, на котором и находится город. Так же рядом проходит транспортное кольцо, по которому проходит большой поток транзитного автотранспорта.

В производственных мастерских оборудовано 12 сертифицированных машино-мест для проведения всевозможных работ по техническому и гарантийному обслуживанию автомобилей, а также для проведения текущего и капитального ремонта автотехники.

Также на территории Автоцентра находятся малярный, топливный, моторный, кузнечно-сварочный, механческий и агрегатный участки, склад запасных частей, автомойка для грузовых автомобилей и т.п.

В структуре предприятия работают: производственный участок; отдел реализации моторных масел; отдел продаж; специалист по страховой деятельности; отдел гарантийного обслуживания автотехники, что помогает решать многие вопросы потребителя в плане покупки, гарантийного и технического обслуживания в одном месте; отдел маркетинга; отдел МТС

Производственное оборудование мастерских, а также квалифицированный персонал ЗАО «Автоцентр Ландо» дают возможность качественного проведения предпродажной подготовки автомобильной техники ЗАО «Автоцентр Ландо», а также регламентного обслуживания в гарантийный и постгарантийный период проведения работ по ремонту, замене и восстановлению зарекламированных узлов и агрегатов автотехники ЗАО «Автоцентр Ландо».

2.2. Анализ и оценка рентабельности капитала ЗАО "Автоцентр Ландо" и пути ее повышения

Создавшееся в последние годы на предприятии финансовое положение потребовало проведения углубленного анализа рентабельности активов и выявления влияния факторов на снижение ее уровня.

Исходя из рентабельности активов на основе данных бухгалтерского баланса и «Отчета о прибылях и убытках» за 2004 г. и 2005 г. ЗАО «Автоцентр Ландо» и модели рентабельность активов в 2005 г. по сравнению с 2004 г. снизилось на 0,17 процентных пункта. Это объясняется снижением рентабельности продаж на 14,579, снижением коэффициента автономии на 0,117. В то же время ускорение коэффициента оборачиваемости собственного капитала на 0,509 при рентабельной реализации способствовало росту рентабельности собственного капитала, активов негативное воздействие двух первых факторов.

В целом в 2005 г. наблюдается резкое снижение чистой прибыли, так как большая часть средств была инвестирована в строительство собственного торгово-выставочного павильона ЗАО «Автоцентр-Ландо».

Из приведенных данных видно, что рентабельность активов по сравнению с прошлым годом снизилась с 1,02 процентов в 2004 г. до 0,85 процентов в 2005 г., т.е. на 0,17 процентных пункта. На снижение рентабельности активов повлияло  увеличение остатков активов. По сравнению с 2004 г.  чистая прибыль уменьшилась на 74 процентных пункта и составила 4569 тыс.руб., а средние остатки активов увеличились на 38,6 процентов и в 2005 г. составили 2187772 т.руб. Снижение показателя также может свидетельствовать либо о снижении эффективности использования активов предприятия, либо о накоплении на предприятии неиспользуемых активов.

Таблица 2.1

Исходные данные для расчета  рентабельности активов ЗАО «Автоцентр Ландо»  и его факторного анализа

Показатели

2004 год

200 5год

Изменение

Темп роста, %

1.Чистая прибыль, т.руб.

17518

4569

-12949

26,0

2.Средние остатки всех активов, т. руб.

1578085

2187772

+609687

138,6

3.Средние остатки собственного капитала, т. руб.

692000

705250

+13250

101,9

4. Рентабельность активов, %

1,02

0,85

-0,17

5. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, т. руб.

112706

473754

+361048

420,3

6. Коэффициент автономии

0,37

0,52

+0,15

40,5

7. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

0,163

0,672

+0,509

х

8. Рентабельность продаж, %

15,543

0,964

+14,579

6,20

Выручка от реализации работ в 2004 г. составляла 112706 тыс.руб., в 2005 г. – 473754 тыс.руб., т.е возросла на 361048 т. руб. или в четыре раза, в то время как чистая прибыль уменьшилась на 12949 т.руб. Средние остатки всех активов в 2005 г. по сравнению с прошлым годом они увеличились на 609687 т.руб. или на 38,6 процентных пункта Средние остатки собственного капитала также увеличились на 13250 т.руб. и составили 705250 т.руб., рост средних остатков собственного капитала составил 1.9 процентных пункта.

Используя алгоритмы расчета факторов, влияющих на рентабельность активов исходя из модели определено по каждому фактору их влияние на результативный показатель – рентабельность активов.

Коэффициент автономии  в 2004 г. составлял 0,37, а в 2005 г. – 0.52, т.е. увеличился на 40,5%. Используя модель (14) для расчета видно, что  в результате его снижения рентабельности активов уменьшилась на 0,296 процентных пункта (-0,117 *0,163* 15,543).

Об интенсивности использования капитала свидетельствует повышение коэффициента оборачиваемости. В 2004 г. он составлял 0.163, в 2005 г. – 0,672, т.е. коэффициент оборачиваемости увеличился на 0,509. Исходя их модели (15) определено, что это отразилось на увеличении рентабельность активов на 2,548 процентных пункта (0,322* 0,509* 15,543).

Рентабельность продаж исходя из  прибыли от продаж в 2004 г. составляла 15,543 процентов, в 2005 г. она резко снизилась и составила 3,938 процентов. Расчеты согласно модели (16) отразили снижение рентабельности активов на 3,154 процентных пункта (0,322* 0,672* (- 14,579))

Факторный анализ рентабельности активов показал, что наибольшее влияние на уменьшение рентабельности активов оказало снижение рентабельности продаж.

С позиции собственников предприятия наибольший интерес представляет не только рентабельность чистых активов, но и рентабельность собственного капитала.

В 2004 году ЗАО «Автоцентр Ландо»  имел среднегодовую стоимость чистых активов в размере 693000 т.руб. В 2005 г. среднегодовая стоимость чистых активов  выросла на 12250 т.руб. и составила 705250 т.руб. В то же время рентабельность чистых активов снизилась с 2,529 процентов до 0,649 процентов, т.е. на 1,88 процентных пункта, т. к. среднегодовые остатки чистых активов возросли, в то время как чистая прибыль уменьшилась.

Факторный анализ с учетом зависимости рентабельности чистых активов от основных факторов  позволил рассчитать влияние рентабельности продаж исходя из чистой прибыли.

В 2004 г. коэффициент соотношение чистых активов и заемного капитала составлял 1,278, в 2005 г.- 2,102.  Исходя из модели  (36) определено влияние на изменение рентабельности чистых активов данного коэффициента. В результате повышения коэффициента соотношения чистых активов и заемного капитала на 0,824 рентабельность чистых активов увеличилась на 1,63процентных пункта (0,824*0,127*15,543).

Таблица 2.2

Исходные данные для расчета и факторного анализа рентабельности чистых активов

Показатели

2004 г.

2005 г.

Изменения

1

Выручка от продаж, т.руб.

112706

473754

+361048

2

Чистая прибыль, т.руб.

17518

4569

- 12949

3

Среднегодовая стоимость чистых активов, т.руб

693000

705250

+12250

4

Среднегодовая стоимость заемного капитала, т.руб.

886085

1482522

+596437

 

5.

Рентабельность чистых активов, %

2,529

0,649

-1,88

 

6

Коэффициент соотношения чистых активов и заемного капитала

1,278

2,102

+0,824

 

7

Оборачиваемость заемного капитала

0,127

0,319

+0,192

 

8

Рентабельность продаж, исходя из чистой прибыли, %

15,543

0,964

-14,579

 

Произошло ускорение оборачиваемости заемного капитала, если в 2004 г. коэффициент оборачиваемости составлял 0,127, то в 2005 г. – 0,319. Исходя из модели определено влияние на изменение рентабельности чистых активов коэффициента оборачиваемости заемного капитала. В результате увеличения оборачиваемости заемного капитала  на 0,192 рентабельность чистых активов возросла на 6,27 процентных пункта (2,102*0,192*15,543).

Значительно снизилась в 2005 г. рентабельность продаж исходя из чистой прибыли, если в 2004 г. она составляла 15,543 процента, то в  2005 г. - 0,964 процентов. Используя модель (38) определено влияние на изменение рентабельности чистых активов рентабельности продаж исходя из чистой прибыли.

В результате снижения рентабельности продаж  на 14,579 процентных пункта рентабельность чистых активов возросла на 9,78 процентных пункта (2,102*0,319*(-14,579))

Проведенный анализ показал, что на уменьшение рентабельности чистых активов отрицательное влияние оказало снижение рентабельности продаж.

Анализ уровня и динамики рентабельности собственного капитала показал, что рентабельность собственного капитала в 2005 г. составляли 0,648 процентных пункта, в то время как в 2004 г. он был на уровне 2,531 процентных пункта, т. е. снизился на 1,883 процентных пункта. Это было вызвано уменьшением доли активов на 1 руб. заемного капитала на 0,305 процентных пункта и рентабельности продукции на 10,362 процентных пункта.

Таблица 2.3

Исходные данные для расчета  рентабельности собственного капитала ЗАО «Автоцентр Ландо»  и его факторного анализа

Показатель

2004 г.

2005 г.

Изменения

1.

Чистая прибыль, т.руб.

17518

4569

- 12949

2.

Средние остатки собственного капитала, т.руб.

692000

705250

+13250

3.

Средние остатки заемного капитала, т.руб.

886085

1482522

+596437

4.

Средние остатки всех активов, т.руб.

1578085

2187772

+609687

5.

Рентабельность собственного капитала, %

2,531

0,648

-1,883

6.

Выручка от реализации работ, т.руб.

112706

473754

+361048

7

Рентабельность продаж исходя из чистой прибыли, %

15,543

0,964

-14,579

8

Коэффициент оборачиваемости активов

0,071

0,217

+0,146

9

Доля активов на 1 руб.  заемного капитала

1,781

1,476

-0,305

10

Коэффициент соотношения заемного капитала с собственным - леверидж

1,281

2,102

+0,821

Отрицательное воздействие двух вышеуказанных факторов частично было перекрыто увеличением коэффициента левериджа на 0,821 и ускорением оборачиваемости оборотных активов на 0,146 процентных пункта.

Соотношение заемного капитала с собственным (леверидж) в 2004 г. составлял 1,281, в 2005 г. произошло увеличение данного показателя, он составил 2,102. Исходя из модели  (26) определено влияние на изменение рентабельности собственного капитала левериджа. Увеличение левериджа на 0,822 способствовало росту рентабельности собственного капитала на 1,614процентных пункта (0,821* 1,781*0,071*15,543).

Доля активов на 1 руб. заемного капитала в 2004 г. составляла 1,781, в 2005 г. – 1,476. Используя модель (27) определено влияние на изменение рентабельности собственного капитала доли активов на 1 руб. заемного капитала. Снижение доли активов на 1 руб. заемного капитала в отчетном году  на 0,305 уменьшило рентабельность собственного капитала на 0,707процентных пункта (2,102* (-0,305)*0,071*15,543).

Коэффициент оборачиваемости активов в 2005 г. составил 0,217, а в 2004 г. только 0,071. Используя модель определено влияние на изменение рентабельности собственного капитала коэффициента оборачиваемости активов. Увеличение коэффициента оборачиваемости активов на 0,146 дало рост рентабельность собственного капитала на 7,04 процентных пункта   (2,102* 1,476*0,146*15,543).

Используя модель рассчитано влияние на изменение рентабельности собственного капитала рентабельности продаж исходя из чистой прибыли. Снижение рентабельности продаж на 14,579 процентов пунктов уменьшило рентабельность собственного капитала на 9,815 процентных пункта (2,102*1,476*0,217*(-14,579)).

Факторный анализ рентабельности собственного капитала показал, что снижение показателя произошло в большей степени за счет уменьшение рентабельности продаж. Следовательно, резервы роста рентабельности собственного капитала следует искать в снижении текущих затрат, увеличении объема продаж, освоения новых видов работ и услуг.

В 2005 г. наблюдается значительное снижение рентабельности заемного капитала. В 2004 г. она составляла 1,977 процентов, в 2005 снизилась на 1,669процентных пункта и составила 0,308 процентов. Используя модель  зависимости рентабельности заемного капитала от рентабельности продаж, коэффициента оборачиваемости активов, доли активов на 1 руб. собственного капитала и коэффициента финансирования определено влияние каждого фактора на изменение  рентабельности заемного капитала.

В 2004 г. коэффициент финансирования составлял 0,781, в 2005 г.- 0,476. Исходя из модели (40) рассчитано влияние на изменение рентабельности заемного капитала коэффициента финансирования. Уменьшение коэффициента финансирования на 0,305 снизило рентабельность заемного капитала на  0,767процентных пункта ((-0,305)*2,280*0,071*15,543).

Таблица 2.4

Расчет показателей для проведения факторного анализа рентабельности заемного капитала

Показатель

2004 г.

2005 г.

Изменения

1.

Чистая прибыль, т.руб.

17518

4569

- 12949

2.

Средние остатки собственного капитала, т.руб.

692000

705250

+13250

3.

Средние остатки заемного капитала, т.руб.

886085

1482522

+596437

4.

Средние остатки всех активов, т.руб.

1578085

2187772

+609687

5.

Рентабельность заемного капитала, %

1,977

0,308

-1,669

6.

Выручка от реализации работ, руб.

112706

473754

+361048

7

Рентабельность продаж исходя из чистой прибыли, %

15,543

0,964

-14,579

8

Коэффициент оборачиваемости активов

0,071

0,217

+0,146

9

Доля активов на 1 руб.  собственного капитала

2,280

3,102

+0,822

В связи  с увеличением в 2005 г. суммы активов произошел рост и доли активов на 1 руб. собственного капитала, если в 2004 г. она составляла 2,280, то в 2005 г. – 3,102. Используя модель (41) рассчитано влияние на изменение рентабельности заемного капитала  доли активов на 1 руб. собственного капитала. Увеличение доли активов на 1 руб.собственного капитала на 0,822повлекло рост рентабельности заемного капитала на 0,432 процентных пункта (0,476*0,822*0,071*15,543).

Используя модель определено влияние на изменение рентабельности заемного капитала коэффициента оборачиваемости активов. Коэффициент оборачиваемости активов увеличился в отчетном году на 0,146, что повлияло на рост рентабельность заемного капитала, увеличив его на 3,351 процентных пункта (0,476*3,102*0,146*15,543).

Используя модель определено влияние на изменение рентабельности заемного капитала рентабельности продаж исходя из чистой прибыли. Снижение рентабельности продаж на 14,579 процентов пунктов уменьшило рентабельность заемного капитала на 4,671 процентных пункта (0,476*3,102*0,217*(-14,579)).

На уменьшение рентабельности заемного капитала отрицательно  повлияло снижение рентабельности продаж и коэффициента финансирования.

Исходя из приведенных выше расчетов факторного анализа установлено, что наибольшее отрицательное воздействие на снижение рентабельности капитала и активов оказала рентабельность продаж.

Значительное снижение в 2005 г. рентабельности продаж произошло исходя из прибыли от продаж. В 2004 г. она составляла 14,30 процентов, в 2005г. только 3,94 процентов, снизилась на 10,36 процентов.

Факторный анализ на базе модели позволил установить основное воздействие на уровень рентабельности продаж оказали факторы показанные в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Расчет рентабельности продаж, исходя из прибыли от продаж и исходные данные для ее факторного анализа

Показатели

2004 г.

2005 г.

Изменения

Темп роста, %

1.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, т. руб.

112706

473754

+361048

420,3

2.

Себестоимость работ, т.руб.

94145

451698

+357553

479,8

3.

Управленческие расходы, т.руб.

2444

3398

+954

139,0

4.

Прибыль (убыток) от продаж , т.руб.

16117

18658

+2541

115,8

5.

Чистая прибыль, т.руб.

17518

4569

- 12949

26,0

6.

Рентабельность продаж, исходя из прибыли от продаж, %

14,30

3,94

-10,36

В результате увеличения выручки от продаж на 361048 т.руб. рентабельность продаж возросла на 65,31 процентных пункта

((473754 – 94145 -2444):473754*100% -  (112706 – 94145 -2444):112706).  В то же время в результате роста себестоимости выполненных работ на 357553т.руб. рентабельность продаж, исходя из прибыли от продаж, снизилась на 75,47 процентных пункта

((473754 – 451698 -2444):473754*100% -  (473754 – 94145 -2444):473754*100%), а увеличение управленческих расходов на 954 т.руб. повлекло снижение рентабельности продаж на 0,2 процентных пункта

((473754– 451698 -3398):473754*100% -  (473754 – 451698 -2444):473754*100%)

Несмотря на то, что выручка предприятия выросла  в 42 раза, прибыль от продаж только в 1,15 раз, что связано как с повышением затратности работ, так и со структурными сдвигами в видах выполненных работ.

Рассмотрим анализ динамики рентабельности за 2005 год ЗАО «Автоцентр Ландо».

Таблица 2.6

Динамика уровня рентабельности собственного и заемного капиталов за 2005г. анализ динамики рентабельности за 2005 год ЗАО «Автоцентр Ландо»

Показатели

за I квартал

за II квартал

за III квартал

за IV квартал

За год 2005 год

Чистая прибыль,т.руб.

-1329

2290

3620

-12

4569

Собственный капитал, т.руб.

699335

702401

708422

705250

705250

Заемный капитал, т.руб.

1165414

1230698

1427164

1482522

1482533

Рентабельность собственного капитала

-0,190

0,326

0,511

-0,001

0,648

Рентабельность заемного капитала

-0,114

0,186

0,254

-0,001

0,308

Из данных таблицы видно, что прибыль предприятие в 2005 г.имело только в течение второго и третьего кварталов. Так за второй квартал предприятием получена чистая прибыль в размере 2290 т.руб., в третьем квартале – 3620 т.руб.  Это связано с сезонными условиями работы. В первом и четвертом кварталах 2005 г. предприятием получен   убыток 1329 т.руб. и 12т.руб. соответственно.

Данное обстоятельство сказалось на рентабельности собственного капитала и рентабельности заемного капитала, в I и IV кварталах : они имели отрицательные значения. Во II и III кварталах наблюдается их рост. Во II квартале рентабельность собственного капитала составляла 0,326 процентных пункта, в III квартале в связи с  увеличением чистой прибыли она возросла до 0,511 процентных пунктов. Аналогично и по рентабельности заемного капитала ее рост составил с 0,186 процентов во II квартале до 0,254 процентов в III квартале.

Средняя стоимость собственного капитала предприятия в течение года росла. Если за первый квартал она составляла 699335 т.руб., то к концу года-  705250 т.руб.

Наблюдается рост и заемного капитала с 1165414 т.руб. в первом квартале до 1482522 т.руб. в четвертом квартале. Темпы роста заемного капитала опережают темпы роста собственного капитала, что может отрицательно сказаться на финансовом состоянии предприятия, если экономическая рентабельность капитала будет ниже ссудного процента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе анализа теоретических подходов таких российских авторов как Бланк И. А., Г. В. Савицкая, Стоянова Е. С. предложено под прибылью понимать чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.

Динамика рентабельности коммерческого предприятия изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями.

В мировой практике достаточно широко используется система показателей рентабельности для оценки эффективности работы промышленного предприятия (компании), ее текущего положения, для сравнительного анализа привлекателькости различных сфер бизнеса. Система коэффициентов рентабельности объединяет три класса: 1) рассчитываемые на основе рентабельности; 2) рассчитываемые для оценки отдачи производственных активов; 3) рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств.

Промышленное предприятие для организации производственного процесса привлекает значительное число работников. Расходы на оплату их труда занимают большой удельный вес в общей сумме текущих издержек. Поэтому для предприятия становится важным определение эффективности использования привлеченных трудовых ресурсов. Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется двумя частными показателями: рентабельностью в расчете на одного коммерческого работника, рентабельностью к среднедневной (среднегодовой) численности и в расчете на1 рубль затрат, связанных с их содержанием (фонд оплаты труда, включая затраты на подготовку кадров и охрану труда и работников).

С переходом к рыночной экономике показатель рентабельности капитала становится одним из важнейших коэффициентов, характеризующих эффективность основных элементов ресурсов предприятия.

На базе отчетности 2004-2005 гг. ЗАО «Автоцентр Ландо»  произведены расчеты уровней рентабельности активов, собственного капитала, заемного капитала, затрат, выполнены аналитические расчеты по измерению взаимосвязей между отдельных факторных показателей.

Сделана попытка определить причины повлиявшие на уровень рентабельности в разрезе отдельных факторов.

Было установлено, что рентабельность собственного капитала снизилась на 1,884 п.п., в основном за счет изменения рентабельности продаж (произошло снижение на 9,8 п.п.), также на снижение повлияло изменение доли активов на 1 рубль заемного капитала (произошло снижение на 0,7 п.п.).

Рентабельность заемного капитала в отчетном периоде по сравнению с предыдущем годом так же снизилась на 1,7 п.п. в результате уменьшения рентабельности продаж (произошло снижение на 4,7 п.п.) и коэффициента финансирования (произошло снижение на 0,8 п.п.).

В свою очередь на рентабельность продаж отрицательное влияние оказали рост себестоимости выполненных работ (произошло снижение на 75,5 п.п.) и управленческих расходов (произошло снижение на 0,2 п.п.).

Низкая рентабельность затрат снизилась на 12,586%. Факторный анализ рентабельности затрат показал, что отрицательное влияние на снижение рентабельности оказал высокий рост себестоимости выполненных работ. Поэтому снижение себестоимости работ, услуг является резервом для роста рентабельности продаж, а отсюда и рентабельности капитала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Абрютина М.С., Грачев А.В., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие – М.: Дело и сервис, 1998. – 462.

2.     Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; под ред. В.И. Стражева. – Мн.: Высшая школа, 1996.  – 295.

3.     Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа М.: “Финансы и статистика”, 1997. – 341 с.

4.     Бердникова Т. Б Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2003- 216 с.

5.     Бизнес и безопасность. Толковый терминологический словарь. / Под ред. О.Г. Румянцева М.: “Бек”, 1995., -  336 с.

6.     Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. курс. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2004. - 527.

7.     Ван Хорн Дж. К.  Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1996. - 321 с.

8.     Балабонов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 1994. – 345 с.

9.     Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. - М.: Финансы и статистика, 1991. – 253 с.

10.           Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами: Пер. с англ./гл.ред.серии Соколов Я.В – М.: Финансы и статистика, 1996. – 215.

11.           Глухов В.В. Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – С.Пб., 1995. – 364.

12.           Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1998.- 285.

13.           Калашников С.С. Как повысить рентабельность. – М.: Политиздат, 1986. – 116.

14.           Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности – М.: Финансы и статистика, 1998.-815.

15.           Ковалев И.А., Привалов В.П. Анализ финансов предприятия – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. – 480.

16.           Крейнина М.И. Финансовое состояние предприятия. Методы и оценки – М.: ИКЦ “Дис”, 1997. – 306.

17.           .  Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П., Маркарьян С. Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности, 2005. - 560 с.

18.           Нечащев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие – М.: Высшая школа, 2004.  – 128.

19.           Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов – М.: Информационно внедренческий центр “Маркетинг”, 1999.  – 279.

20.           Райсберг Б.А. Современный экономический словарь – М., 1997. –480.

21.           Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – Мн.: ИП “Экоперспектива”, 2004.

22.           Финансовый менеджмент: теория и практика. / Под ред. С. Стояновой - М.: "Перспектива", 2001. – 656.

23.           Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 571.

24.           Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа – М.: ИНФРА-М, 2000. – 357.

25.           Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Грузинов В.П. и др.; /под ред. проф. Грузинова В.П. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. -  222.


[1] Хизрич Роберт. Петерс Майкл. Предпринимательство. Выпуск. 2. М., 1999 с. 53.