Содержание
Введение. 3
Суд Европейских сообществ: задача и структура. 4
Состав Суда Европейских сообществ. 12
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение
Европейское сообщество (ЕС), в настоящее время объединяющее 15 государств-членов, предоставляет гражданам значительное количество субъективных прав, обеспеченных судебной защитой. Коммунитарные правa - т.е. правa и свободы, возникающие у частных лиц в силу прaва ЕС, - как правило, имеют экономический и социальный характер и необходимы для эффективного функционирования единого рынка (свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов). Речь идет, например, о правах на свободное передвижение трудящихся в рамках Сообщества и их трудоустройство в другом государстве-члене, на создание предприятий и экономическую деятельность, на предоставление услуг, на беспрепятственное движение капиталов; о запрещении дискриминации по национальному и половому признаку, количественных ограничений в торговле и эквивалентных им мер, монополистических действий и т.д.
В настоящее время общепризнано, что право ЕС может напрямую порождать у частных лиц права и наделять их обязанностями. Но на заре создания ЕС вопрос о том, могут ли учредительные договоры о создании ЕС ("первичное право") и акты институтов ЕС ("вторичное право") непосредственно наделять субъективными правами частных лиц, вызывал споры. Высказывалось, в частности, мнение о том, что частные лица должны получать права только посредством национальных актов, имплементирующих положения учредительных договоров и актов институтов ЕС. Иначе говоря, только государства-члены, но не их граждане, являются субъектами правоотношений, порождаемых правом ЕС.
К числу главных институтов Сообществ и Союза относится Суд Европейских сообществ.
Суд Европейских сообществ: задача и структура
Совет, Комиссия и Европарламент квалифицируются исследователями в качестве политических институтов. В отличие от них, Суд ЕС - это строго функциональный специализированный институт неполитического характера. Более того, какая-либо политическая деятельность членам Суда категорически запрещена. Суд в своей деятельности руководствуется предписаниями учредительных и нормативно-правовых актов Сообществ. Его деятельность регулируется, в частности, Уставом Суда, который был утвержден Протоколом, подписанным в Париже в 1951 году применительно к Суду ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), и Протоколами, подписанными в 1957 году в Брюсселе применительно к Евратому и ЕЭС. В том же году был создан единый Суд Европейских сообществ.
Применительно ко всем политическим институтам указание на то, что они являются одновременно институтами и Сообществ, и Союза, проблем не вызывает. Что же касается Суда ЕС, то ситуация несколько иная. Дело в том, что юрисдикция Суда неразрывно связана с применением права Сообществ. Оно образует ведущую составляющую европейского права, но почти не применяется в рамках второй и третьей опор Союза. То есть на практике Суд ЕС остается институтом, осуществляющим свою юрисдикцию почти исключительно в рамках Европейских сообществ. Она, в основном, не распространяется на те новые политики и формы сотрудничества, присоединение которых к Сообществам и послужило юридическим основанием для образования ныне действующего Союза. Поэтому в официальных текстах Суд продолжает именоваться Судом Европейских сообществ, а не Судом Европейского Союза.
В задачу Суда ЕС входит обеспечение единообразного толкования и применения права Европейских сообществ. В результате деятельности Суда ему удалось обеспечить в рамках Европейского Союза довольно высокий авторитет своих судебных решений. Суд наряду с Комиссией выступает в роли стража права Сообществ.
Члены Суда ЕС назначаются правительствами государств-членов сроком на шесть лет. Главные требования к судье - высокая профессиональная квалификация и независимость. Перед вступлением в должность судья приносит присягу, в которой клянется осуществлять свои функции беспристрастно, с сознанием ответственности, и обязуется не разглашать секретов совещательной комнаты. Помимо принесения присяги судья подписывает заявление, в котором торжественно декларирует, что будет соблюдать соответствующие обязательства и по завершении срока исполнения своих полномочий. Судья обязуется соблюдать правила добропорядочности и скромности, в том числе в отношении принятия предложений о работе даже после выхода в отставку, а также в том, что касается принятия определенных приглашений и подарков. В Суде ЕС сохраняется абсолютная секретность судейских дебатов. Решение выносится от имени Суда в целом. Работой Суда и его служб руководит Председатель, избираемый сроком на три года. Резиденция Суда ЕС находится в Люксембурге. В связи с большой загруженностью Суда ЕС решением Совета 24 октября 1988 г. был создан Суд (Трибунал) первой инстанции (СПИ). СПИ является подчиненной и дополняющей Суд ЕС судебной инстанцией, призванной разгрузить Суд ЕС от рассмотрения менее важных дел. Суд первой инстанции нигде не квалифицируется в качестве самостоятельного института или органа Сообществ и Союза.[1]
В ведении Суда ЕС остаются наиболее важные проблемы: решение споров между государствами-членами, государствами-членами и институтами, между самими институтами, между частными лицами и Союзом.
Суд первой инстанции рассматривает трудовые споры, иски частных лиц, предъявляемые к институтам Сообществ. Резиденция СПИ находится при Суде ЕС. Решения, выносимые СПИ, могут быть обжалованы в Суде ЕС. Решение последнего носит окончательный характер.
Наличие судебной (юрисдикционной) защиты в лице соответствующих судебных учреждений - главное условие исполнения правовых норм субъектами конкретного права. Реализация основного массива норм европейского права, в том числе защита прав человека в случае их нарушения институтами Европейского Союза осуществляется Судом ЕС и СПИ в сотрудничестве с национальными судами. При этом, как и в случае с Европейским Судом по правам человека в Страсбурге, иерархическая соподчиненность судебных учреждений ЕС и национальных судебных органов отсутствует. Иначе говоря, ни Суд ЕС, ни СПИ не являются высшими инстанциями для национальных судов. Учрежденный впервые как Суд ЕОУС в 1952 году первый судебный орган Сообществ контролировал соблюдение условий Договора о ЕОУС, толковал и применял Парижский договор 1951 г., решал дела по спорам между предприятиями и Высшим руководящим органом.
Государства-члены сохраняют свои судебные системы, функционирующие на базе национального права. Главное предназначение Суда ЕС состоит в обеспечении единообразного истолкования и применения права Европейских сообществ в том виде, в котором оно закреплено в учредительных актах. Он также призван защищать права и интересы физических и юридических лиц от возможного их нарушения со стороны институтов Сообществ и Союза. Своей деятельностью Суд в значительной мере способствовал сохранению и укреплению правопорядка в Сообществах.
Суд ЕС принимает решения по искам, с которыми обращаются частные лица и субъекты европейского права (государства-члены, институты Сообществ), и заключения, юридически обязывающие запросившие мнение Суда институты или национальные судебные органы.
Суд ЕС выступает во многих судебных "ипостасях" и, учитывая сложный характер европейского права, он, наряду с Судом первой инстанции, действует в различных сферах этого права.
Суд ЕС разбирает трудовые споры между институтами Сообществ и их служащими, решает дела в области административного права своей международной организации, является кассационной инстанцией при обжаловании решений Суда первой инстанции.
Суд ЕС выносит решения по общим вопросам, касающимся полномочий Сообществ и государств-членов, способствует соблюдению основных прав и свобод человека и других общепризнанных принципов международного права и европейского права институтами Сообществ. Уместно напомнить, что Договор о Европейском Союзе (1992), позже актуализированный в Амстердаме (1997), предусматривает соблюдение Союзом фундаментальных прав, гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и основанных на общих конституционных традициях государств-членов. Амстердамский договор позволяет Совету налагать санкции на государства-члены, например, лишая нарушителей пользования некоторыми правами, включая право голосования, из-за грубого и постоянного нарушения основных прав человека. Однако указанный Договор не содержит механизма предотвращения подобных нарушений фундаментальных прав.[2]
Ниццский договор (2001), в свою очередь, предусматривает, что Совет (министров) большинством в четыре пятых своего состава после соответствующего заключения Европейского парламента и заслушивания государства-члена может констатировать существование явного риска грубого нарушения государством-членом основных прав и свобод, на которых основывается Союз. В этом случае Совет может направить государству-нарушителю соответствующие рекомендации. Право инициативы для принятия подобного решения принадлежит одной трети государств-членов, Комиссии и Европейскому парламенту.
Суд ЕС наделен в целом весьма широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно осуществлять судебную защиту правопорядка Сообществ.
В прямую юрисдикцию Суда, во-первых, входит вынесение решений по существу споров, связанных с исками о неисполнении обязательств, вытекающих из договоров; дела, связанные с контролем над законностью (соответствием учредительным договорам) принимаемых институтами нормативно-правовых актов; дела о возмещении ущерба.
Во-вторых, в преюдициальном (предварительном) порядке Суд дает заключения на запросы национальных судов относительно законности или толкования того или иного нормативно-правового акта ЕС.
Суд ЕС может рассматривать все дела, входящие в компетенцию Европейских сообществ. Как уже отмечалось, вскоре после создания он оказался перегружен большим количеством исков, и рассмотрение дел стало зачастую затягиваться на долгие годы, в связи с чем был образован СПИ.
К Суду первой инстанции отошло рассмотрение трудовых споров между Сообществами и Союзом, с одной стороны, и наемными служащими, работающими в аппарате Сообществ и Союза, - с другой. В юрисдикцию СПИ входит также рассмотрение исков физических и юридических лиц о признании незаконными (не соответствующими учредительным договорам и общим принципам права) актов институтов Европейского Союза в области права конкуренции, антидемпинговых мер, договорной и внедоговорной ответственности, возмещения вреда.
На практике обращение в судебные органы Сообществ происходит через юридические фирмы и адвокатские конторы. Последние осуществляют все необходимые процессуальные операции.
Помимо исков к государствам-членам, уклоняющимся от исполнения обязательств по учредительным договорам (иски о неисполнении обязательств), Суд ЕС рассматривает дела о нарушении государствами-членами норм вторичного права: регламентов, директив, решений, а также международных договоров с третьими странами. Право предъявления иска к государству-члену предоставлено только Комиссии. Причем вначале Комиссия должна направить мотивированное заключение соответствующему государству-члену, которое обязано в трехмесячный срок представить ответ. Спор считается урегулированным в досудебном порядке, если государство-ответчик согласится с заключением Комиссии и примет меры для исправления ситуации. В противном случае Комиссия обращается в Суд ЕС.
Обжаловано может быть не только противоправное действие, но и бездействие государства. Правом обжалования бездействия обладают, наряду с Комиссией, и государства-члены. В последнем случае государство обращается с жалобой не в Суд, а передает ее Комиссии, которая должна начать административную (досудебную) процедуру. Лишь в случае бездействия Комиссии заинтересованное государство-член может само обратиться в Суд.
Следующая категория исков, рассматриваемых Судом ЕС, касается неисполнения своих обязанностей институтами - Европарламентом, Советом или Комиссией, а также Европейским центральным банком. Правом на обращение в Суд в этом случае обладают как государства-члены, так и институты Сообществ, иные, нежели ответчик. С данной категорией исков в Суд могут обращаться также физические и юридические лица. В последнем случае, чтобы иск был обоснованным, констатируемое в нем бездействие института Сообществ должно, как это требуется и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, самым непосредственным образом и персонально затрагивать интересы истца, нанося ему прямой и непосредственный ущерб.
То же правило (непосредственная и индивидуальная заинтересованность) действует в отношении физических и юридических лиц, обращающихся в Суд с исками, называемыми "исками об аннулировании". Предметом обжалования в данном случае являются нормативно-правовые акты вторичного права ЕС: в основном регламенты, директивы и решения.
Очередная группа исков, входящих в исключительную юрисдикцию Суда ЕС, связана с ответственностью Сообществ за причиненный ущерб их институтами или служащими государствам-членам. Частные лица предъявляют иски подобного рода СПИ. Иски об ответственности должны быть направлены против виновника причиненного ущерба - института либо учреждения, которому официально делегировано исполнение полномочий от имени Сообществ в какой-либо сфере. По таким делам суды Европейских сообществ выступают в качестве административного суда международной организации. Физические и юридические лица обращаются в суды Сообществ с исками, оспаривающими решения, которые приняты персонально в отношении этих лиц. Суд ЕС рассматривает и принимает решения об отставке, отзыве или замене членов Комиссии и судей. Государство или институт, в отношении которого вынесено решение Суда, обязаны принять необходимые меры для его выполнения. Суд ЕС играет также роль международного арбитражного суда. Он принимает дела к рассмотрению на основе так называемой арбитражной оговорки, содержащейся в международном договоре или контракте (внутри ЕС), стороной которых являются Сообщества как международные организации.
Помимо вынесения решений по существу рассматриваемых дел Суд ЕС осуществляет преюдициальную процедуру. Ее цель - формулирование заключений на обращения национальных судов по поводу толкования нормы права ЕС либо по поводу правомерности нормативно-правового акта вторичного права. В этом выражается сотрудничество Суда ЕС и национальных судебных учреждений. Следует отметить, что национальные суды довольно активно прибегают к использованию преюдициальной процедуры. Обращение национальных судебных органов в Суд ЕС при возникновении сомнений в толковании или действительности акта становится общей нормой.
Разумеется, что национальный судебный орган прибегает к вышеуказанной процедуре не из праздного любопытства. В ходе судебного процесса в национальном суде может возникнуть вопрос о точном смысле или правомерности нормы европейского права, без ответа на который суд не в состоянии вынести решение. Иными словами, толкование нормы или подтверждение действительности акта ЕС является необходимым для решения основного спора, рассматриваемого национальным судебным органом.
Очевидно, что национальные суды не при каждом случае обращаются за заключением к Суду ЕС. Преюдициальная процедура возникает, если национальным судом применяются на основе трансформации международные нормы, в частности, коммунитарное право (право Сообществ), и в Суд ЕС как в международный суд был сделан запрос о толковании или действительности нормы права ЕС.
Запрос в Суд ЕС производится как по инициативе заинтересованной стороны по главному спору, так и самостоятельно национальным судом. Рассмотрение запроса в преюдициальном порядке может длиться несколько лет. На этот период рассмотрение дела в национальном судебном органе приостанавливается. Поэтому преюдициальная процедура, будучи необходимой, тем не менее, не способствует быстрому прохождению дел в национальных судах. С созданием Суда первой инстанции в Сообществах сложилась двухзвенная судебная система. В этой системе Суд ЕС выполняет функции кассационного суда по отношению к Суду первой инстанции. По общепринятому порядку, суть кассационного пересмотра дел заключается в проверке вопросов права - материального или процессуального. Другими словами, кассационный суд не входит в фактические обстоятельства дела. Именно таким образом действует Суд ЕС в случаях обжалования решений Суда первой инстанции. Создание Суда первой инстанции несколько повысило эффективность судебных учреждений ЕС. Было установлено, что СПИ не будет правомочен ни рассматривать, ни принимать решения по искам государств-членов, институтов Сообществ и по вопросам, по которым выносятся предварительные решения. Под юрисдикцию СПИ было передано рассмотрение большинства исков, предъявляемых физическими и юридическими лицами.
Состав Суда Европейских сообществ
Судьи в Суд первой инстанции назначаются по общему согласию правительств государств-членов сроком на шесть лет. Вновь назначенный судья приносит присягу перед Судом ЕС. Решение об отзыве судьи СПИ принимается также Судом ЕС.
Количественный состав Суда ЕС равен числу государств - членов Европейского Союза. Данное правило нигде в учредительных документах не записано. Так сложилось на практике. Можно сказать, что таков обычай: "от каждого государства-члена по судье". До последнего, "большого" расширения Евросоюза в составе Суда было 15 судей. После расширения их стало 25. В состав Суда ЕС до 1 мая 2004 г. входило также девять генеральных адвокатов. Согласно негласному правилу четыре места предоставлялись крупным странам (Германия, Великобритания, Франция, Италия). Остальные пять мест замещались представителями других государств в порядке ротации. Должности генеральных адвокатов существуют в судебных системах Франции, Бельгии и Нидерландов. По-видимому, из судебных систем этих стран и позаимствован этот юридический институт. Статус генерального адвоката не имеет ничего общего со статусом, например, российского адвоката. Главная обязанность генерального адвоката в Суде ЕС - проведение предварительного, собственного независимого изучения выносимого на рассмотрение дела. Он представляет Суду обоснованное заключение по делу. Далее генеральный адвокат не участвует в заседаниях Суда. Свое заключение генеральный адвокат готовит один, а судьи принимают решения коллегиально. Судьи и генеральные адвокаты получают одинаковое довольно высокое жалованье и имеют одно и то же число помощников. Тем не менее положение судьи считается престижнее. Генеральные адвокаты переходят в судьи, но не наоборот. Есть примеры перехода судей и даже Председателя Суда первой инстанции в генеральные адвокаты Суда ЕС, что говорит о большем авторитете и престиже Суда ЕС по сравнению со СПИ.[3]
В большинстве случаев Суд ЕС принимает решения, совпадающие с заключениями генеральных адвокатов. Это показатель их высокой профессиональной квалификации.
Назначение состава Суда (судей и генеральных адвокатов) производится с общего согласия всех государств-членов. Выбор кандидата на судейскую должность зависит от усмотрения национального правительства. Уже отмечалось, что кандидаты должны обладать высокой профессиональной квалификацией и быть независимыми от своих правительств. Обычно это лица, занимавшие высшие судебные должности в своей стране либо являющиеся видными специалистами в области права. Срок полномочий судьи - шесть лет. Суд обновляется наполовину каждые три года. Судья может быть назначен вновь (на практике бывает, когда одно и то же лицо занимало пост судьи три-четыре срока). Возникновение досрочной вакансии возможно в результате смерти или отставки судьи. Смещение с должности (из-за несоответствия профессиональным и иным требованиям) происходит на основе единогласного решения всех судей. Тем же высоким требованиям подчинено формирование Суда первой инстанции. Количество судей, входящих в этот Суд, также равно количеству государств-членов. Внутренний рабочий язык Суда ЕС и СПИ - французский. До расширения Евросоюза все официальные документы переводились на десять языков: английский, французский, немецкий, датский, голландский, греческий, ирландский, итальянский, португальский и испанский. Дело может вестись на каждом из этих языков, которые считаются языками судебного разбирательства.
Как уже отмечалось, решение Суда принимается от имени всего состава судей и выходит вовне как принятое единогласно. В отличие от практики страсбургского Европейского Суда по правам человека, где судья имеет право на "особое мнение", регламент Суда ЕС не признает особого мнения судьи. В последние годы через Суд ежегодно проходило около 300-400 дел.
Суд ЕС и СПИ имеют единый аппарат (примерно 1000 человек), состоящий из квалифицированных специалистов и обслуживающего персонала, что подчеркивает единство судебной системы Сообществ.
В ходе развития Суда ЕС получила подтверждение его обязательная юрисдикция, что "роднит" данный судебный институт со страсбургским наднациональным Европейским Судом по правам человека. Решения Суда ЕС обязательны для всех государств-членов. Право обжалования их нигде не предусмотрено, да и обжаловать их негде. Как и в случае страсбургского Европейского Суда, решения Суда ЕС обязательны для государств-членов и для участвующих в процессе частных лиц, находящихся на территории этих государств. Для исполнения решений судов ЕС внутри Сообществ, как и для исполнения решений страсбургского Суда в государствах - членах Совета Европы, не существует государственных границ. Все это подтверждает наднациональный характер этих судов.[4]
Очевидно, что последнее расширение Европейского Союза с 1 мая 2004 г. может дополнительно загрузить Суд ЕС, что увеличит сроки рассмотрения дел. Чтобы облегчить работу Суда ЕС, Ниццский договор предусмотрел оптимальное распределение компетенции между Судом и СПИ, а также предусмотрел создание специализированных палат правосудия, например, для рассмотрения споров с участием чиновников институтов Европейского Союза.
Согласно Ниццскому договору, число судей Суда ЕС в Союзе расширенного состава, как и ранее, равно числу государств-членов. Учитывая увеличение числа судей, по Договору, он может заседать в составе палаты из 13 судей вместо того, чтобы собираться каждый раз, как это происходило ранее, на пленарное заседание в полном составе.
Особого внимания заслуживает судебная реформа, предусматриваемая Конституционным договором 2004 г. Новой судебной системе посвящена ст. I-29 Договора, учреждающего Конституцию для Европы. Статья названа "La Cour de justice de l,Union europеenne" - "Суд справедливости (или правосудия) Европейского Союза". Предпочтем более краткое название - Суд Европейского Союза. Сокращенно - Суд ЕС, то есть так же, как он именуется сейчас.
Согласно п. 1 данной статьи устанавливается трехзвенная судебная система нового Европейского Союза, имеющая вышеуказанное общее название. Она включает собственно Суд Европейского Союза ("la Cour de justice"), осуществляющий функцию высшего судебного учреждения, Трибунал ("le Tribunal") и специализированные суды ("des tribunaux specialises"). Как представляется, Трибунал будет чем-то подобен нынешнему Суду первой инстанции. Однако практика покажет, чем конкретно он будет заниматься. Основной текст Конституции разъяснений об этом не дает.[5]
Из пункта 1 ст. I-29 следует, что Трибунал и специализированные суды являются составными частями Суда ЕС, поскольку после перечисления вышеуказанных судебных учреждений в этом пункте говорится: "Он обеспечивает соблюдение права при толковании и применении Конституции". Таким образом, общая задача по толкованию и применению Конституции ставится перед тремя инстанциями, но в одном лице - Суда ЕС.
На практике в будущем возможно, что все три названные судебные учреждения будут самостоятельными судебными органами. Они, обладая разной компетенцией, каждый соответственно в определенных рамках, будут участвовать в осуществлении главной функции Суда ЕС - обеспечении применения права при толковании и исполнении Конституционного договора.
Судьи Суда ЕС и Трибунала, а также генеральные адвокаты, как и раньше, согласно п. 2 ст. I-29 Конституции назначаются с общего согласия правительствами государств-членов. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и генеральные адвокаты, все те же - независимость, пребывание ранее на высших судебных должностях в своих странах, высокий профессионализм и т.п.
В то же время, и это новый момент, в Конституции (ст. III-357) предусмотрено учреждение специального Комитета, который будет давать свое заключение по вопросу о соответствии выдвинутых кандидатов требованиям, предъявляемым к судьям и генеральным адвокатам. Причем данная процедура предшествует их назначению правительствами государств-членов. Согласно этой статье, данный независимый Комитет должен состоять из семи членов, избранных из числа бывших судей Суда ЕС или Трибунала, либо известных юристов, входивших в высшую судебную иерархию государств-членов. Среди них кандидатура одного члена Комитета должна быть предложена Европейским парламентом. Срок полномочий судей, как и раньше, составляет шесть лет. Так же, как и раньше, они могут быть избраны на новый срок. Практически статьи III-355 и III-356 Конституционного договора 2004 г., определяющие, в частности, требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и генеральным адвокатам, а также сроки их полномочий, повторяют положения ст. 223 Договора о Европейском сообществе. Среди приложений к Конституционному договору 2004 г. есть третий "Протокол, определяющий Статут Суда справедливости (или правосудия) Европейского Союза", устанавливающий статус судей, генеральных адвокатов, их привилегии и иммунитеты, процедуру назначения и освобождения от должности, порядок работы Суда ЕС. Отдельный раздел посвящен Трибуналу. Тем не менее в тексте Конституции и Протокола имеются пробелы, касающиеся, в частности, более точного разграничения юрисдикции Суда ЕС, Трибунала и специализированных судов, что затрудняет анализ данной проблематики.
Новым является также то, что Суд, наряду с национальными парламентами, должен контролировать соблюдение принципа субсидиарности, что дополнительно способствует расширению полномочий государств-членов за пределами исключительного ведения Союза.
Заключение
Суд европейских сообществ представляет собой один из наиболее важных и влиятельных институтов интеграции. На фоне Европейского совета, Совета, Комиссии и Ев-ропарламента он может казаться несколько аполитичным, сугубо профессиональным, юридическим органом. Относительная медлительность судебного разбирательства, его усложненность обусловливают меньший интерес, проявляемый к Суду средствами массовой информации, как правило, следящими за «злобой дня». Тем не менее его роль в жизни сообществ, в том числе в решении принципиальных вопросов их развития, очень весома. Если попытаться кратко определить назначение Суда в институционной системе, то можно назвать его главным правоохранительным органом, стоящим на страже устоев интеграции и одновременно развивающим право сообществ. История показала, что если бы у сообществ не было Суда, они вообще могли бы не состояться в их нынешнем виде, а значит интеграция не достигла бы таких высот.
Само существование Суда, его функции н полномочия, практика деятельности отражают природу сообществ, их своеобразие, все то новое и интересное, что внесла и продолжает вносить интеграция.
Список литературы
1. Суд Европейских сообществ. Избранные решения. / Энтин Л.М. - Норма, 2001.
2. Энтин М.Л. Международные судебные учреждения. Москва, изд. Международные отношения, 1984 г.
3. Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юристъ, 1998.
4. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. – проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. М.: 2001.
5. М.М. Бирюков «Европейское право». М., 2006
[1] Суд Европейских сообществ. Избранные решения. / Энтин Л.М. - Норма, 2001.
[2] Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. – проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. М.: 2001.
[3] Суд Европейских сообществ. Избранные решения. / Энтин Л.М. - Норма, 2001.
[4] Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. – проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. М.: 2001.
[5] Суд Европейских сообществ. Избранные решения. / Энтин Л.М. - Норма, 2001.