Содержание

Введение. 3

1. Проблема отчуждения. 4

2. Понятие социального партнерства. 7

3. Предпосылки социального партнерства. 8

4. Проблема отчуждения, решаема социальным партнерством. 11

Заключение. 13

Список использованной литературы.. 14

Введение

Социальное партнерство - многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения. Согласование интересов сторон социального партнерства поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.

Данная проблема достаточно актуальна для современной России

  В этом смысле сложно недооценить роль государства в данном вопросе.  В этой связи должно взять на себя функции определения принципов формирования и полномочий структур, осуществляющих социальное партнерство на разных уровнях управления (от общенационального до уровня отдельных предприятий), регламентирования правил ведения переговоров, регулирования процедуры согласования позиций и принятия решений, а также установления определенных ограничителей с учетом социально-экономического положения страны в целом. Кроме того оно должно взять на себя функции арбитра и координатора согласования интересов.

Необходимо разработать и принять Закон о социальном партнерстве на предприятии, который определил бы права и механизмы их реализации для работника, профессионально-квалификационной и социально-демографической группы, трудового коллектива, предпринимателя и собственника.

 Целью данной работы является освещение проблем отчуждения и предпосылки социального партнерства в обществе.

 

 

1. Проблема отчуждения

Проблема свободы личности в социальной философии уже на протяжении ряда веков фокусируется в проблеме отчуждения. По сути дела идея отчуждения была заложена в концепции "общественного договора", исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству. Затем сама идея отчуждения была подхвачена и развита Гегелем, превращена в одну из центральных категорий его философии (Entfremdung). Заметим, что и у Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается только в плане духовном, идеалистически - как отчуждение политических прав, отчуждение духа и т.д.

В действительности же исходной сферой возникновения отчуждения выступает сфера экономическая, а исходным пунктом в ней - общественное разделение труда. В литературе нередко в качестве такого исходного пункта рассматривают возникновение и утверждение частной собственности, причем приписывают такое понимание Марксу. Однако анализ "Экономическо-философских рукописей 1844 года" показывает истинный ход рассуждений Маркса: сама частная собственность видится ему как продукт порожденного общественным разделением отчужденного труда, выступая одновременно как средство дальнейшего отчуждения, его реализация (1). Следовательно, отчуждение по своему первоначальному происхождению носит цивилизационный характер, ибо общественное разделение труда, как это ни парадоксально выглядит на поверхности, нацелено на подлинную интеграцию общества, на установление всеобщей связи индивидов. Другое дело, что формационный облик общества каждый раз вносит в феномен отчуждения существенные коррективы.

В обществе с состоявшимся общественным разделением труда, а тем более с сформировавшейся и воспроизводящейся частной собственностью, отчуждение заложено уже в самом акте производства, в производственной деятельности индивида. Отчуждение характеризует определенный тип связей противоположных сторон в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и важнейшей чертой этого типа является дистанцирование и принципиальное расхождение этих сторон (собственника средств производства и собственника рабочей силы, производителя и потребителя и т.д.). В особенности это дистанцирование дает себя знать в условиях антагонистических формаций: труд работника принадлежит другому; сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому; труд является для работника чем-то внешним, не принадлежащим его сущности.

Возникнув в сфере материального производства, отчуждение распространяется и на все другие сферы жизни общества. От индивида отчуждаются политические учреждения, производство и потребление духовных благ, институты социальной сферы (образование, здравоохранение). Причем отчуждение - удел не только народных масс, оно в ряде аспектов захватывает и "верхи" общества, о чем нам еще представится возможность сказать особо.

Отчуждение можно представить в виде двухступенчатой ракеты, первая ступень которой выводит общество на такую траекторию, когда от людей, как членов социальных коллективов, отделяются их силы, способности и результаты их деятельности. Но на этом "полет" не завершен: сами отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из-под контроля и превращаются в силу, господствующую над обществом. Нередко это господство приводит к разрушительным последствиям (7 стр. 78).

Стоит отметить, что у отчуждения,  есть конкретно-историческое начало. Мнение же о том, что историчность отчуждения включает в себя и его конечность (такова была многолетняя позиция большинства марксистов) противоречит тенденциям и логике общественного развития. Оно было бы верным только в том случае, если бы исходным пунктом отчуждения была частная собственность, - по мере социализации общественных отношений отчуждение должно было бы исчезнуть. Но напомним, что таким исходным пунктом было общественное разделение труда, а оно отнюдь не обнаруживает тенденции к исчезновению. Следовательно, сохраняется на всю обозримую перспективу и отчуждение, имманентно присущее саморазвивающемуся социуму, начиная с определенного этапа в его развитии (4 стр. 52).

В связи с этим встает вопрос о фазах и стадиях, которые проходит отчуждение в своем развитии. Вряд ли эти фазы и стадии в своей последовательности могут быть представлены в виде восходящего либо нисходящего линейного процесса. Скорее всего можно говорить о спирали, образуемой несколькими порой разнонаправленными витками. Ведь в истории человечества встречаются общества с относительно минимальной степенью проявления отчуждения и общества, где отчуждение дает себя знать в абсолютной, патологической форме. Именно такая форма отчуждения была порождена всеобщим огосударствлением собственности у нас под флагом строительства социализма. В общественное сознание внедрился двойной миф. Сначала изъятие средств производства у прежних владельцев, то есть деструктивный момент в революции, воспринимается и как момент созидательный, как истинное обобществление средств производства. А затем это мысленно осуществленное обобществление оценивается как создание в целом нового здания экономических отношений. На практике такое "обобществление" воспроизводило многие из унаследованных форм отчуждения и породило его новые, крайние формы, поскольку произошло тотальное отчуждение от собственности всех слоев общества, Это не отменяет того достоверного факта, что в некоторых сферах (просвещение, здравоохранение) наблюдалось значительное смягчение степени отчуждения.

Степень остроты отчуждения как общественного отношения зависит не только от определяющих его объективных причин, но и от того социокультурного и психологического фона, на котором оно реализуется. Коль скоро это так, то и оптимизация отчуждения может осуществляться умелым сочетанием социально-экономических реформ с соответствующим воздействием на общественное сознание, призванное в данном случае в полную силу проявить свою компенсаторную функцию, смягчить ощущение индивидом своей отчужденности. Именно в этом ключе идет сегодня поиск возможностей для смягчения отчуждения в развитых странах. В этом ключе должен идти поиск и у нас, если мы не хотим, чтобы реформирование обернулось крайними формами социальной незащищенности, а значит, и отчужденности человека.

2. Понятие социального партнерства

Социальное партнерство — этот многоплановый общественный феномен — связано не только с много­вариантностью форм общественного устройства, но и с определенными этапами развития, в частности рабочего движения, его зрелостью. Эти процессы от­ражают не только реакцию господствующих классов на «социальный вызов» масс, но и новые закономер­ности в развитии современной цивилизации.

Современное социальное партнерство — это:

— новый тип мышления, социальной психологии, в центре которых стоит человек, общечеловеческие ценности;

— реально складывающаяся и сложившаяся систе­ма отношений между классами, социальными группа­ми и слоями, в которой приоритет принадлежит об­щенациональному согласию, недопущению того, что­бы разные социальные группы общества истощали себя во взаимной борьбе;

— способ, форма общежития людей, позволяющие разрешать возникшие между людьми противоречия, реализовывать и отстаивать их специфические инте­ресы не на путях разрушающего противостояния, а при помощи созидательного консенсуса, взаимного учета интересов, поиска и нахождения цивилизован­ных методов их реализации;

— важнейшее направление социальной политики государства;

— совокупность органов, организаций, создавае­мых из представителей работников наемного труда, работодателей и государства для регулирования со­циально-трудовых отношений.

Социальное партнерство — это взаимообусловлен­ность, взаимоувязка интересов различных групп со­циально разделенного общества в целях достижения политической стабильности. Как общественное явле­ние социальное партнерство тесно связано с осуще­ствлением власти.

Основными принципами социального партнерства являются:

-  равноправие сторон;

-  уважение и учет интересов сторон;

-  заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

-  содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

-  соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

-  полномочность представителей сторон;

-  свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

-  добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

-  реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

-  обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

-  контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

-  ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

3. Предпосылки социального партнерства

Многомерность процесса социального партнерства предполагает оптимизацию отношений между дей­ствующими в обществе силами. Механизм консенсуса в рамках этого общественно-политического явления следует рассматривать как универсальный демократи­ческий путь. При этом, возможно выделение основного консенсуса, или кон­сенсуса по основополагающим моментам, который яв­ляется стимулирующим, хотя и необязательным, усло­вием демократии. Это консенсус, который демокра­тия может приобрести в качестве целевого результата. Напротив, процедурный консенсус, и прежде всего консенсус в отношении правил разрешения конфлик­тов, является необходимым условием, фактической предпосылкой демократии. Этот консенсус — начало консенсуса социального, начало демократии, начало социального партнерства.

В последнее десятилетие социальное партнерство нередко приобретает форму «конфронтирующего партнерства». Это связано с тем, что вызванный науч­но-технической революцией процесс модернизации, как правило, сопровождается кризисами, затрагиваю­щими экономику, финансы и духовную сферу. На этом витке развития происходит обострение социальных противоречий, наблюдается усиление политической конфронтации и социальной активности различных социальных слоев общества. Концепция социального партнерства должна учитывать эти изменения.

Различные модели социального партнерства инте­ресуют общественную мысль России в настоящее вре­мя, в переходный период, больше, чем когда бы то ни было, как в теоретическом, так и в практическом пла­не. Наше социальное мышление слишком долго было сковано штампами и догмами, не допускавшими дру­гих представлений возможного общественного раз­вития с благоприятными условиями для человека, высоким уровнем и качеством жизни, правовой и со­циальной защищенностью — этими важными слагае­мыми социального партнерства.

Социальное партнерство в современном варианте начало свое становление в Западной Европе во второй половине 60-х годов нынешнего столетия, когда западноевропейские страны поразил тяжелый экономический кризис, который затронул не только мелкие и средние предприятия, но и крупные концер­ны. Кризис проявился в росте цен, остро поставил проблему безработицы. Начали широко применяться сокращенная рабочая неделя, вводиться так называ­емые праздничные смены. Резко снизилась в связи с этим заработная плата. Сократились государствен­ные расходы на социальные нужды. Борьба трудя­щихся в защиту своих интересов обострилась, вызы­вая тревогу крупного капитала и объективную не­обходимость менять стратегию и тактику сотруд­ничества.

Современная идея социального партнерства на За­паде совпадает по своему содержанию с идеей клас­сового сотрудничества и воплощает мысль о возмож­ном бесконфликтном развитии отношений между тру­дом и капиталом. Социальное партнерство — не только идеологическая доктрина, но и определенная политика современного капитала. Эта политика проводится на различных уровнях: во взаимоотношениях между работодателем и отдельными трудящимися, между предпринимательскими и профсоюзными ор­ганизациями на микроуровне, политическими пар­тиями, профсоюзами и государством, предпринима­тельскими и профессиональными союзами и прави­тельством на макроуровне  (7 стр. 54).

Действенная, эффективная политика социального партнерства, на каком бы уровне она ни проводилась, не означает, однако, стремления работодателя к раз­делению своих функций и прерогатив с трудящимися, но объективно ведет к приобщению работополучателей через своих представителей, главным образом че­рез профсоюзы, к руководству экономикой и государством в целом.

Эволюция социального партнерства в последнее десятилетие демонстрируется в процессе приспособления данной доктрины к новым условиям развития общества с рыночной экономикой от социальных партнерских отношений через «классовый» и «со­циальный» мир, «активное» и «солидарное» общество к «конфронтирующему партнерству». Характерно стремление усовершенствовать идеологию и полити­ку социального партнерства, дополнив ее новыми теориями и доктринами, делающими упор на из­менение социально-классовой структуры, повышение политической активности трудящихся, формирова­ние нового мировоззрения и осознание личности в рамках рыночных отношений. Примером этому может служить концепция «активного общества».

Теория «активного общества» выступает актуализа­цией современных идей социального партнерства, гармонии интересов труда и капитала. Метод полити­ческих реформ в этой теории является главным. Он дополняется «активизацией» масс с целью «обновле­ния», «оживления», «модернизации» общественной системы путем реформистской деятельности. Отказ от классовой борьбы в пользу социального партнерства, «классового мира» служит одним из главных условий решения социальных проблем. По замыслу создателей, концепция «активного общества» должна создать решающее влияние на сознание масс, заставить их путем «социальной активности» на практике осуществлять политику социального партнерства (6 стр. 63).

4. Проблема отчуждения, решаема социальным партнерством

Социальное партнерство обусловлено взаимоот­ношениями партнеров в процессе преодоления воз­никающих противоречий и конфликтов в сфере труда и производства, экономических, социальных, политических интересов сторон. Особую значимость и   ценность   социальное   партнерство   приобретает как   эффективный   механизм   достижения   согласованного взаимодействия между классами, группами, слоями общества  и  властными  структурами. Чаще всего   эти   взаимоотношения   носят   политический характер.

Одной из основных проблем которое решает социально партнерство является проблема отчуждения.

Социальное партнерство позволяет ориентировать отношения не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник – достойное образование.

Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие.

Обеспечение права членов общества на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах - один из основных проблем решаемых таким институтом как социальное партнерство.

Устойчивое развитие социального партнерства предполагает постоянное совершенствование коммуникаций внутри общества.

По мимо этого социальное партнерство позволяет более цивилизованно строить взаимоотношения между всеми членами общества в целом, и между работодателем и работником в частности.

Социальное партнерство  в области взаимоотношения работников и работодателей позволит:

-                    модернизировать программы повышения квалификации и осуществление повышения квалификации  служащих

-                    снижение уровня конфликтов

-                    проведение различных организационных форм по повышению квалификации: курсы, семинары, научно-практические конференции и другие;

-                    осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых информационных технологий обучения, активных образовательных технологий – деловых игр, дискуссии в повышении квалификации кадров;

-                    включение в программу курсов современных технологий и технических средств обучения посредством информатизации, внедрение дистанционного обучения;

-                    оказание содействия формированию новой модели службы;

-                    создание специальных лекторских групп по проведению социологических исследований в низовых организациях;

-                    мониторинг качества обучения;

-                    оказание всесторонней практической, консультативной и методической помощи;

-                    улучшение нормативно- правовой и законодательной базы в данной области

-                    появление профсоюзов позволяющих более слаженно, четко и целеноправлено вести сотрудничество с работодателями.

Заключение

В целом, можно заключить, что целью социального партнерства является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Вопросы поднятые в данной работе актуальны для современной России.  На протяжении длительного времени в нашей стране можно наблюдать значительный дисбаланс в структуре доходов населения, что в целом негативно сказывается на социальной обстановке в стране, вызывая напряженность.

Сегодня, по средством качественного улучшения социального партнерства предстоит решить множество проблем главными из которых являются:

-                   высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;

-                   неблагоприятная демографическая ситуация.

-                   широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;

-                   недофинансирование организаций социально-культурной сферы.

-                   Значительный отток за границу высокообразованного, работоспособного слоя населения.

-                   Снижение уровня культуры и образованности

Все вышеназванные проблемы являются частным общей проблемы – проблемы отчужденности, решением в данном вопросе является социальное партнерство.

Резюмируя данную работу можно сказать, тематика  данной работы весьма актуальна в настоящее время, и она в полной мере раскрывает  проблемы отчуждения и предпосылки социального партнерства в современном  обществе.

Список использованной литературы

1.                Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

2.                К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42,

3.                Корнаи Я.  Путь к свободной экономике. - М.: Экономика, 1996

4.                Парсонс Т. Система современных обществ/Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1999.

5.                Поппер К. «Открытое общество» и его враги. – М., 2003.

6.                Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. / Пер. с англ. – М.: Логос, 2004

7.                Хомяков П.М. Человек, государство, цивилизация и нация. Развенчание мифов и поиск гармонии. – М.: УРСС, 1998