Содержание

Введение.. 3

1. Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности.. 4

1.1 Формы внешнеэкономической деятельности предприятий. 4

1.2 Меры государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность предприятия. 13

1.3 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия  19

2. Анализ внешнеэкономической деятельности ЧП «Колмаков». 26

2.1 Характеристика предприятия ЧП «Колмаков». 26

2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности. 32

Заключение.. 37

Список литературы... 39

Введение

Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции  он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР  международный торговый обмен приобретает все большее значение. Своеобразие этих процессов в послевоенный период особенно рельефно открывается при анализе долгосрочных тенденций, особенностей, форм и методов совместной торговли.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

На современном  языке  вопрос  о  свободной  торговле  сводится  к следующему убедительному   выводу.   Благодаря   свободной   торговле, базирующейся на принципе  сравнительных  издержек,  мировая  экономика может достигнуть   более  эффективного  размещения  ресурсов  и  более высокого уровня материального  благосостояния.  Структура  ресурсов  и уровень технологический знаний каждой страны различны.  Следовательно, каждая страна  может  производить  определенные   товары   с   разными реальными издержками.  Каждая  страна  должна  производить  те товары, издержки производства которых  относительно  ниже  издержек  в  других странах, и  обменивать  товары,  на  которых она специализируется,  на продукты, издержки производства которых  в  стране  выше  относительно других стран

Цель данной работы – рассмотреть понятие внешнеэкономической деятельности, а также провести анализ предприятия ЧП «Колмаков», которое осуществляет внешнеторговую деятельность.

1. Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности

1.1 Формы внешнеэкономической деятельности предприятий

Внешнеэкономическая деятельность это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и другие формы экономического сотрудничества. Можно выделить около 20 различных видов и подвидов внешнеэкономических связей. Наиболее распространенными из них являются внешняя торговля, лизинг, услуги, инжиниринг, совместные предприятия, туризм и др.

Основными формами внешнеэкономической деятельности являются (ст. 12 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"):

- внешняя торговля;

- международное инвестиционное сотрудничество;

- международное научно - техническое сотрудничество;

- валютно-финансовые операции;

- кредитные операции.[1 c 125]

Внешняя торговля опосредует практически все формы внешнеэкономической деятельности. Например, в рамках международного научно - технического сотрудничества проводится совместное исследование, результат которого патентуется; впоследствии патент продается и представляет собой экспорт услуги.

Внешняя торговля не ограничивается лишь формами операций, связанными с движением товаров, работ и услуг, хотя они и занимают главное место. Особые формы внешнеторговых операций представляет международное экономическое сотрудничество, как промышленное, так и научно - техническое.

Такое сотрудничество между государствами и предприятиями различных государств является объективной необходимостью, результатом международного разделения труда и научного прогресса, в процессе которого создаются все новые и новые формы, выходящие за рамки обычной торговли. В законодательстве России и иностранных государств не дано общего понятия международного промышленного и научно - технического сотрудничества, поскольку дать единое и точное его определение не позволяет многообразие и различие его форм, выработанных международной практикой.

Операция между резидентами признается валютной, если предметом такой операции являются валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги). Операция между резидентом и нерезидентом, а также между нерезидентами признается валютной, если предметом такой операции являются валютные ценности, валюта РФ и внутренние ценные бумаги.[12 c99]

В особый вид валютных операций выделены операции с одним участником: ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ. [3 c 94]

В международной торговой практике наряду с традиционными внешнеторговыми сделками (купли - продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) в последние десятилетия появились новые договорные формы внешнеэкономической деятельности, отражающие современные тенденции развития мировой экономики. Широкое распространение получили, в частности, международный финансовый лизинг и международный факторинг. Эти виды предпринимательской деятельности, различные по своему содержанию, имеют общее свойство - они связаны с привлечением дополнительных источников финансирования в производственную и торговую сферу, являясь своего рода разновидностью коммерческого кредитования, т.е. кредитования, при котором кредитные средства предоставляются не по самостоятельному заемному обязательству, а во исполнение сделок по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг.

Лизинг появился в начале 50-х гг. XX в. в США, а в 60-х гг. - в странах Западной Европы. К началу 80-х гг. нашего столетия лизинг начал широко применяться в современных отраслях экономики, потребность которых в инвестициях в условиях научно - технического прогресса не могла быть удовлетворена за счет собственных средств предприятий и банковских кредитов.

В договорной практике финансовый лизинг сложился как особая разновидность института аренды. В законодательстве отдельных стран он также традиционно рассматривается как особый вид аренды, представляющий собой коммерческую деятельность по приобретению за свой счет (либо за счет кредитных средств) имущества одним лицом (лизингодателем) в целях его передачи в аренду другому лицу (лизингополучателю) и извлечения доходов от этой деятельности в виде арендных платежей.

Особенность лизинга, в частности, состоит в том, что лизингодатель (в роли которого нередко выступают коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании, а также специализированные лизинговые компании) передает имущество, специально приобретенное по договору купли - продажи, в пользование лизингополучателю, сам его не используя. Это позволяет рассматривать лизинг не только как разновидность аренды, но и как своеобразную форму долгосрочного кредитования (инвестирования), при которой кредитные средства (т.е. денежные средства, затраченные на закупку оборудования) погашаются лизингополучателем путем регулярной выплаты лизингодателю в согласованном между ними размере арендных платежей.

Факторинг представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием финансовых услуг коммерческим предприятиям, занимающимся продажей товаров либо услуг, работ. Впервые появившись в США в конце XIX в., в дальнейшем факторинг получил развитие в странах Западной Европы, в сфере международного экономического оборота.[1 c 56]

Сущность факторинга сводится к следующему. Продавец товара, не дожидаясь исполнения покупателем обязательства уплатить цену за товар, за вознаграждение уступает право денежного требования банку или иной коммерческой организации (фактору), которой по просьбе продавца покупную цену платит покупатель.

Выплачивая продавцу, стоимость товара, фактор тем самым предоставляет продавцу кредит под уступку соответствующих денежных требований к покупателю. Одновременно с оказанием услуг по получению покупной цены (и соответственно кредитованию продавца) фактор оказывает продавцу и другие финансовые услуги, связанные с погашением покупателем долга, в частности по ведению бухгалтерского учета, выставлению счетов по денежным поступлениям, изучению финансового состояния должников (покупателей), страхованию рисков неплатежей.

В правовой литературе это позволило охарактеризовать факторинг как "важный инструмент современного менеджмента, особенно в отношении финансирования и руководства предприятием, а также управления рисками".[10 c 102]

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям  его работы структура управления. Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО) МВЭС.

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо с группой стран.

Возглавляет фирму директор и в зависимости от объема его работы несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм ВТО, можно условно разделить на три группы:

·        Группа отделов и служб осуществляющих планирование

Планово-экономический отдел

Валютно-финансовый отдел

Транспортный отдел

Бухгалтерия ВТО

·        Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом

Отдел конъюнктуры и цен

Отдел рекламы и выставок

Инженерно-технический отдел

Отдел совместных предприятий

Отдел технического обслуживания и запчастей

·        Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений

Отдел развития

Отдел кадров

Отдел загранкомандировок

Канцелярия

Административно-хозяйственный отдел

Юридический отдел

Протокольный отдел

Иногда юридический и протокольный отделы, а также отдел кадров и бухгалтерия подчиняются непосредственно директору ВТО, выполняя те же функции. Создание такой разветвленной структуры управления ВЭД характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы.

При выходе на внешний рынок предприятие попадает в условия жесткой международной конкуренции. В этих условиях успешно работать возможно, лишь применяя современные методы управления, в том числе маркетинг.

Концепция маркетинга состоит в том, что вся деятельность предприятия, основывается на современном состоянии потребительского спроса и прогнозировании его изменений в перспективе.

Исследование рынка служит основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара.

Можно выделить следующие основные разделы маркетингового исследования рынка для внешнеэкономической деятельности.

1.     Изучение спроса. Первостепенное значение имеет выявление потребности в товаре, уровня покупательной способности, требования покупателей к товару, факторы покупательского поведения, а также перспективы изменения потребностей в товаре, выраженных не только темпами роста, но и жизненным циклом товара.

2.     Изучение предложения. В анализе предложения товара важна количественная оценка товаров на местном рынке, импорта и экспорта товара, изменения его запасов. Предложение товара количественно измеряется как сумма местного производства и импорта товара за вычетом его экспорта и с учетом изменения его запасов на складах.

3.     Изучение условий работы на конкретном рынке товара, необходимо, чтобы принимать эффективные управленческие решения. Наряду с изучением деятельности фирм продавцов и фирм покупателей особенно важен анализ коммерческой практики, сложившейся на рынке, условий товародвижения и каналов распределения товара, правовых вопросов, торгово-политических условий.

Существует несколько основных стратегий выхода на рынок. Особенно широкое применение характерно для рынков товаров массового спроса, однако основные положения той или иной стратегии могут быть использованы и при работе на рынке товаров производственно- технического назначения.

·             Стратегия контрольной точки. Стратегия заключается в достижении целевой прибыли при заданных объемах сбыта или заданной цене товара. Объем, позволяющий достичь целевой прибыли при установленной цене называется контрольной точкой.

·             Стратегия внедрения товара на рынок. Стратегия внедрения товара на рынок заключается в установлении фирмой предельно низкой цены на товар, иногда ниже себестоимости, при выходе на рынок с целью завоевать значительную его долю и снизить себестоимость товара за счет реализации эффекта масштаба производства. Данная стратегия считается достаточно рискованной, так как рассчитана на длительный период и возможно более высокую конкуренцию.

Для успешной реализации необходимы следующие условия:

Длительный жизненный цикл товара, сегмент дорогих аналогичных товаров насыщен;

Высокая емкость рынка, эластичный спрос, потенциальная возможность экономии на масштабах производства;

Достаточные основные фонды для наращивания производства, финансовые ресурсы;

Низкие цены при высоком уровне конкуренции делают рынок непривлекательным для других фирм.

· Стратегия, основанная на воспринимаемой ценности товара. Эта стратегия опирается на знание и понимание конечного использования товара и восприятия его потребителем. Главная идея стратегии заключается в том, что покупатель сравнивает затраты на товар не с экономической, а с субъективной ценностью данного товара и цена при этом должна обеспечивать наилучшее соотношение достоинств товара и затрат данного потребителя на него. Стратегия ориентируется на спрос как на главный фактор ценообразования и на неценовые методы конкуренции.

· Стратегия реализации группы товаров. Особое место в стратегиях выхода на рынок конечных потребителей занимают стратегии реализации товарного ассортимента. Принципиально можно выделить два типа стратегий реализации группы товаров: продажа взаимозаменяемых товаров и взаимодополняющих товаров.

Описанные выше общие принципы стратегий реализации товаров имеют широкое применение. Тем не менее, оперируя на конкретном рынке, важно учитывать отличительные характеристики данного рынка. При работе предприятия на рынке производственных товаров необходимо учитывать следующие его особенности:

1.     спрос на этом рынке носит произвольный характер

2.     основные товары этого сегмента используются длительно время, поэтому для покупателей важны эксплуатационные затраты

3.     полезность товара легко  определяется по исчисляемым параметрам, которые обязательно исследуются специалистами по закупкам

4.     чувствительность к цене возрастает по мере увеличения частоты закупок товара

5.     закупки в значительной мере зависят от конкретных людей, которые принимают решения по закупкам от имени предприятия

6.     в процессе реализации товара необходимо учитывать меру влияния покупателя на рынке, которая зависит от его размера, объема закупок, кредитно рейтинга и других факторов.

7.     высокая профессиональная информированность покупателей о товаре.

Продавцы обычно заинтересованы в рынке товаров производственного назначения, так как продажи на нем идут крупными партиями, он легче поддается прогнозу, имеет достаточно большую емкость. Но в силу того, что спрос на этом рынке является производным, колебания спроса на рынках потребительских товаров вызывает резкие колебания спроса на товары производственного назначения,  причем намного более резкие, чем колебания первоначального спроса.

Необходимо учитывать множество факторов при организации производства за рубежом, основные из которых можно сгруппировать следующим образом:

Глобальные факторы:

·        международные политические конфликты

·        политические конфликты внутри страны

·        социальные конфликты

·        перестройка международных политических союзов

Локальные факторы:

·        изменение условий рынка

·        нестабильность экономики, инфляция

·        трения с политическими группировками

·        трения с местными деловыми кругами

Инвестиционные факторы:

·     возможность национализации

·  возможный ущерб имуществу из-за высокого уровня преступности

·  потеря прав на возвращение доходов и имущества в страну материнской фирмы

·  ускоренный износ оборудования из-за климатических условий

     Изучение правовых вопросов чрезвычайно важно при изучении условий рынка. Для успешной и эффективной работы необходимо знать законы по вопросам страхования и перевозок различными видами транспорта, законы, регулирующие правовое положение и деятельность фирм, в том числе иностранных, законы об охране промышленной собственности, патентовании изобретений, регистрации товарных знаков и др. К этой области изучения рынка следует отнести также установление адвокатских фирм, которым можно поручить ведение дел.

Исследование потенциальных возможностей предприятия при работе на внешнем рынке проводится с целью оценить его конкурентоспособность на конкретном рынке. Комплексная оценка конкурентоспособности фирмы достигается сравнением показателей, характеризующих деятельность фирм конкурентов. В целом анализ хозяйственной деятельности предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходим для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, при помощи которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех.

1.2 Меры государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность предприятия

В настоящее время в России действует весьма сложная система регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и рассмотрение ее является достаточно трудным, так как в специальной литературе освещаются, как правило, лишь отдельные вопросы, связанные с регулированием ВЭД.

Провозглашенный Россией курс на формирование открытой экономики был призван способствовать росту эффективности производства. Вместе с тем с учетом многолетнего мирового опыта открывать российский внутренний рынок, на котором к тому же большинство производителей не выдерживает пока конкуренции с иностранными компаниями, можно только постепенно и поэтапно. Полностью открытой экономики не существует нигде в мире и поэтому России проводить данный курс следует с большой осторожностью.

В сложившихся условиях государство начинает все активнее регулировать ВЭД в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т.д. 

              Предприятие  имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность  в  соответствии   с   законодательством   Российской Федерации.

Валютные взаимоотношения  предприятия  с  бюджетами субъектов Федерации  и местными   бюджетами   регулируются  законодательством  Российской Федерации.  Валютная прибыль предприятия после  уплаты  налогов  в бюджет субъекта Федерации   и   местный  бюджеты  используется  Предприятием самостоятельно. [6,45]

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы (табл. 2.1). Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.[4 c 7]

Таблица 2.1

Методы регулирования экспорта и импорта товаров

Тарифное регулирование - форма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу России.

Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

 Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.[7 c 15]

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Активно стимулируя экспорт, государство решает несколько задач. Во-первых, содействие экспорту способствует расширению спроса на продукцию национального производства. Во-вторых, экспорт обеспечивает поступление валюты, чтобы импортировать необходимые товары, новые технологии и информацию, которые не производятся в данной стране. В-третьих, увеличение валютных поступлений обеспечивает погашение национального долга, стабилизацию национальной валюты.

Меры, принимаемые государственными органами по стимулированию экспорта и его национальных производителей, носят самый разнообразный характер.

Рассмотрим некоторые из этих мер.

Прямое субсидирование экспорта – наиболее простой и традиционно используемый способ материального стимулирования внешних поставок национальными производителями и повышения ценой конкурентоспособности их товаров. Оно осуществляется в виде выплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Ныне оно применяется преимущественно при вывозе сельскохозяйственной продукции. При этом Генеральное соглашение по тарифам и торговле призывает страны – участницы ограничивать субсидирование экспорта, чтобы не вызывать дестабилизации международной торговли, принятия контрмер другими странами. Соглашение разрешает стране-импортеру вводить компенсационную политику на ввоз товара, экспорт которого субсидируется, если ее экономика несет от этого ущерб.

Косвенное субсидирование экспортеров осуществляется через сеть коммерческих банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным субсидированием принято считать налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов (или возврат им уже уплаченных пошлин), снижение тарифов государственными компаниями (транспортными, энергетически и др.), а также передачу экспортерам правительственных, в том числе военных, заказов по стабильным, и как правило, высоким ценам.

Весьма действенным является и другой вид поддержки экспортеров – их непосредственное кредитование. Кредитование экспортеров может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственный банк предоставлением среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20 – 30 лет) кредитов на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. Кредит предоставляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов. Государство субсидирует из бюджета как фирменные, так и банковские кредиты, которые являются целевыми и должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы – поставщика экспортной продукции. Например, в США и Японии кредитованием внешней торговли занимается экспортно-импортные банки, во Франции – Французский банк для внешней торговли, в Германии – «Аусфуркредитат».

Традиционное средство государственной поддержки экспорта – страхование и гарантирование экспортных кредитов для защиты экспортеров от различных рисков. Страхование экспорта имеет два направления: внутреннее осуществляется государством за счет бюджетных средств при крупных капиталовложениях в экспортное производство для уменьшения потерь от производственных рисков и внешнее – государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы затрудняют или срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относят колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах.

Дополнительно к административным и экономическим методам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности проводятся организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Государственные органы оказывают экспортерам информационные и консультационные услуги. Государственные органы осуществляют сбор статистических материалов, анализ состояния и оценку перспектив внешнеэкономической деятельности, издают справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов.

Государственные учреждения осуществляют также активное продвижение национальных товаров на внешние рынки путем проведения выставок, международных симпозиумов, конференций и других форм ознакомления представителей деловых кругов разных стран с отечественными достижениями в экономике, науке, технике, а также путем создания за границей торговых, торгово-информационных центров.

Развита система морального поощрения экспортеров. Она включает организацию национальных конкурсов с награждением победителей медалями, призами, дипломами. Обладание таким наградами повышает престиж компании, укрепляет ее деловую репутацию, служит дополнительным средством повышения конкурентоспособности ее продукции. Таким образом, государство в условиях рыночной экономики располагает широким набором средств воздействия на внешнеэкономическую деятельность, причем достаточно эффективным, о чем свидетельствует анализ динамики экспорта Российской Федерации в мировой иерархии.

1.3 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия

Участие в международном разделении труда позволяет достигать поставленные экономические цели при меньших затратах производственных ресурсов. Международный обмен товарами (услугами) может быть выгоден всем участникам экономических связей  при условии правильного оформления структуры  экспорта  и  импорта.  Теоретическое обоснование этих очевидных сейчас положений было впервые, сформулировано еще в начале XIХ в. выдающимся, английским экономи­стом Давидом Риккардо. Эти положения лежат в основе оценки  экономической эффективности внешнеэкономической деятель­ности на любом уровне.                                   

       Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия в современных условиях,   когда  хозяйственная  самостоятельное и  независимость неизбежно должны привести к повышению ответственности и  обоснованности принимаемых управленческих решений.          

Анализ эффективности ВЭД предприятия проводится по следующим направлениям.[9 c 125]

1. Анализ выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам.

При анализе экспортных операций определяют выпол­нение обязательств по стоимости, физическому объ­ему, количеству экспортируемых товаров, по срокам их поставок и качеству; устанавливают факторы, по­влиявшие на эти показатели, и измеряют их воздейст­вие; выясняют причины недовыполнения обязательств по тем или иным позициям. Анализ проводится в та­кой последовательности: сначала определяют выпол­нение обязательств по товарам и товарным группам, затем по странам экспорта и отдельно по итогам эк­спорта в развитые и развивающиеся страны; в за­ключение результаты анализа обобщаются по фирме и объединению. Изложение обработанной, аналитической информации производится в обратном поряд­ке: оценка работы в целом по объединений» или фирме, затем по странам, товарным группам, то­варам.

2. Анализ динамики oборотa внешнеэкономических связей

Динамика оборота внешнеэкономических связей России изучается в неразрывной связи с развитием эк­спорта и импорта товаров и услуг объединения. Прежде всего, характеризуется развитие объема внеш­неэкономических операций за соответствующие годы. Оборот (объем в целом), экспорт и. импорт показы­ваются в таблице по годам, как в ценах соответствую­щих лет, так и в сопоставимых ценах. В другой таблице развитие операций отражается по географичес­кому направлению. В отдельных графах таблицы це­лесообразно привести данные о среднегодовых темпах прироста оборота, экспорта, импорта товаров и услуг. В таблице показывается также удельный вес групп стран и отдельных стран в процентах ко всему товарообороту объединения, принимаемому за 100%. -

3. Анализ использования оборотного капитала

Анализ оборота средств, вложенных в экспортные и импортные операции, увязывается с состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, использованием ссуд банка.

Деловая активность предприятия проявляется в скорости оборота его капитала. Ускорение оборачиваемости капитала! свидетельствует о более интенсивном его использовании и о росте деловой активно­сти предприятия. Напротив, замедление оборачиваемости средств является признаком спада деловой активности. От скорости оборота капитала зависит и его доходность, и как результат — ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия.

4. Анализ накладных расходов при экспортных, импортных операциях.

Накладные расходы по экспорту представляют собой затраты объединения по перевозке, перевалке, хране­нию и реализации экспортных товаров. Указанные за­траты увеличивают себестоимость товаров и в связи с этим соответственно уменьшают чистый доход от их реализации. Снижение накладных расходов ведет к повышению уровня эффективности экспорта. Цель анализа накладных расходов — проверка соблюдения объединением или фирмой в отчетном периоде режи­ма экономии и изыскание возможностей к снижению затрат в будущем. Анализ расходов за отчетный пе­риод следует проводить в сравнении с предшествую­щим периодом. При этом необходимо выяснить при­чины изменения величины накладных расходов в аб­солютном размере и по отношению к объему реали­зации товаров (относительный уровень накладных расходов) в целом, а также по отдельным видам на­кладных расходов.

5. Анализ рациональности использования средств при осуществлении -экспортных операций.

Выполнение обязательств по экспорту и импорту то­варов и услуг связано с расходом средств для оплаты счетов поставщиков экспортных и импортных товаров и оплаты накладных расходов по экспорту и импорту товаров. Эти средства объединения и фирмы получа­ют в основном в форме Кредитов банка. Полученные средства должны использоваться наиболее рацио­нально и эффективно.

6. Изучение оборачиваемости оборотных средств у экспортных операциях

Изучение оборачиваемости оборотных средства отно­сится к числу основных задач экономического анали­за. Достаточно сказать, что за счет ускорения оборота средств, занятых во внешней торговле России, всего за один день из внешнеторгового оборота страны можно высвободить сотни миллионов рублей. Началом кругооборота средств, выделенных госу­дарством для проведения экспортных операций, явля­ется момент передачи экспортного товара российским поставщиком внешнеэкономическому объединению-экс­портеру или фирме. В бухгалтерском учете объедине­ния эта передача фиксируется соответствующей бух­галтерской проводкой на момент получения и акцепта счета поставщика с комплектом товарораспорядитель­ных документов. Если приемный акт на прибывший в порт товар будет получен объединением до поступле­ния счета от поставщика, то начало кругооборота в этом случае совпадает с моментом оприходования данного товара бухгалтерией на основа­нии приемного акта порта. Счет поставщика оплачивается объединением за счет ссуды банка. Товар от­гружается в адрес покупателя. При этом по различ­ным причинам возможны задержки товара в местах перевалки и на складах. Получив документы об от­грузке товара в адрес покупателя, объединение выпи­сывает ему счет. Оплатой покупателем .счета, поступ­лением денег в банк и погашением объединением или фирмой' банковской ссуды цикл кругооборота закан­чивается.[10  c210]

       Конкретный расчет показателей эффективности будет в значительной степени зависеть от вида операции на внешнем рынке, ее  целей, условий и других особенностей конкретной. Рассмотрим общие положения и примеры расчета показателей эффективности применительно к различным видам операций на внешнем рынке.

       Экономическая эффективность экспорта. Показатель экономического эффекта от экспорта товаров, продукции, работ или услуг определяется следующим образом:

                                           ЭЭэкс = Овф + Вр - Зэкс

где ЭЭэкс – показатель экономического эффекта экспорта, руб.;

       Овф – рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый перерасчетом валютной выручки (за вычетом подлежащей обязательной продаже государству) в рубли по курсу на дату поступления валюты, руб.;

       Вр - рублевая выручка от обязательной продажи части валюты государству, руб.;

       Зэкс — полные затраты предприятия на экспорт, которые включают: затраты на производство и реализацию продукции маркетинг, транспорт, страхование, пошлины, сборы и др.).   

       По экономическому содержанию показатель эффекта соответствует понятию прибыли.   

       Показатель экономической эффективности экспорта рассчи­тывается следующим образом:           

                                                    Ээкс =

где Зэкс — показатель экономической эффективности экспорта, руб./руб.

       Экономический смысл показателя эффективности состоит в том, что он показывает, какое количество выгоды, результата имеется на каждый рубль затрат. Необходимым условием эффективности экспорта является то, чтобы этот показатель был больше единицы.

       Экономическая эффективность импорта. Экономическая эффективность импорта рассчитывается по-разному в зависимости от целей осуществления импорта: для собственного потребления или для реализации на внутреннем рынке.   

       Экономический эффект импорта для внутреннего потребления (использования) импортируемой продукции, т. е. самим покупателем, может быть рассчитан следующим образом:

                                                   ЭЭимп = Зи - ЦПимп

где ЭЭимппоказатель экономического эффекта от импорта продукции для собственного использования, руб.

        Зи — полные затраты на приобретение (изготовление продукцией, альтернативной импортной, руб.;

                                                     Зи = Цп.в. + Эр.в.

где ЦПп.в — цена покупки (затраты на изготовление) продукции по  базовому варианту (альтернативной продукции  или аналогичной импортной),  включающая все  расходы, связанные с ее приобретением (изготовлением), руб.;         

      Эр.в. — эксплуатационные расходы за весь период службы продукции, альтернативной или аналогичной импортной, которые включают стоимость потребляемого  сырья,  материалов,  стоимость топлива и  энергии, стоимость ремонтов, замены запчастей, заработную плату  рабочих со всеми отчислениями, занятых обслуживанием, и другие аналогичные расходы, руб.;                                              ЦПимп — цена потребления импортного товара (продукции), т.е.  все затраты за весь период службы импортного товара, продукции, руб.;

                                                    ЦПимп = Цп.и + Эр.и

 где Цп.ицена покупки (приобретения) импортного товара, включающая все расходы (цена, контракта, пошлины, сборы, транспорт, страховка, оплата услуг посредников и др.), связанные.с приобретением товара на внешнем рынке, руб.;

         Эр.и – эксплуатационные расходы за весь период службы импортного товара (продукции), которые включают стоимость потребляемого сырья, материалов, стоимость топлива и энергии, стоимость ремонтов и запасных частей, заработную плату рабочих со всеми отчислениями и другие аналогичные расходы, связанные с эксплуатацией, руб.

       Экономический смысл показателя экономического эффекта, в том, что он показывает, какую  прибыль будет иметь импортер,  если приобретет импортную продукцию вместо приобретения (изготовления) продукции, альтернативной импортной.

       Если ЦПимп > Зи, то абсолютное значение этого показателя говорит о той прибыли, которую может иметь потенциальный импортер, если он вместо импортной продукции приобретет (изготовит) продукцию, альтернативную импортной или, что то же самое, абсолютное значение этого показателя говорит о размере убытка, который будет иметь импортер, если он все же приобретет импортную  продукцию  вместо   приобретения (изготовления) продукции, аналогичной импортной. Показатель экономической  эффективности  импорта  продукции для собственного  использования рассчитывается следующим образом:

                                                     Эимп =

       Необходимым условием эффективного импорта в этом случае Эимп > 1. Экономический смысл данного показателя в  том что он показывает, во сколько раз импортная продукция (товар) эффективнее продукции, альтернативной импортной.[10 c 214]

      

2. Анализ внешнеэкономической деятельности ЧП «Колмаков»

2.1 Характеристика предприятия ЧП «Колмаков»

ЧП «Колмаков» является одним из типичных предприятий, занимающихся экспортом леса из Хабаровского края через п. Ванино в Японию и Китай. внешнеторговая организация   ЧП «Колмаков» сегодня является предприятием малого бизнеса.

Основной целью деятельности ЧП «Колмаков» является   получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка в соответствующих товарах.

Основными видами деятельности организации будут:

заготовка леса

продажа леса и лесоматериалов

торгово-посреднические услуги по продаже леса и лесоматериалов между КНР и городом Хабаровском.

Местонахождение организации: 680000, г. Хабаровск, ул. Советская, д.70. Основание его приобретения – договор аренды. По данному адресу располагается исполнительный орган предприятия – Директор

Для расчета и обоснования производственной программы необходимы следующие данные:

Годовой объем лесозаготовок предприятия составляет 100000 м3;

Средний объем хлыста 0,60 м3;

Средний запас леса на 1 га 260 м;

Выход ликвидной древесины 80% - 208 м2/га;

Далее рассмотрим основное необходимое оборудование. Заготовка и переработка леса ведется следующими машинами:

Многооперационная машина «Харвестер-2340СВ-1», «Харвестер-23400В-4»; «Тимберджек-1270»выполняет операции: валка леса, обрезка сучьев, раскряжевка хлыстов;

Погрузка и перевозка леса осуществляется «Форвардером», «Тимберджек-1010»; вывозка леса – лесовозы «КАМАЗ-63174»;

Оборудование для резки досок различного формата «Мираж-717» и «Омега-ИН67».

С помощью данных производственных ресурсов планируется изготовить следующую продукцию (таблица 2.1.1).

Таблица 2.1.1

 Товарная продукция ЧП «Колмаков» на 2006 год (план)

Вид сортимента

Объем, %

Объем, м3

Цена за 1 м, $

Товарная продукция, тыс. $

Технологическое сырье

14

14000

20

280

Стройлес лиственный

9

9000

40

360

Стройлес хвойный

18

18000

50

900

Балансы

11

11000

37

407

Пиловочник хвойный

15

15000

55

825

Пиловочник лиственный

10

10000

45

450

Доска лиственная

10

10000

60

600

Доска хвойная

10

10000

65

650

Дрова

3

3000

3

9

ИТОГО

100

100000

4481

Таким образом, предприятие  на 2006 год планирует выпускать вначале 100000 м3 пиломатериалов на общую сумму 4481 тыс. дол.

Такой план является реальным с учетом тех ресурсов, которые имеются у учредителей.

На рис. 2.1.1 представлена организационная структура ЧП «Колмаков»

Рис. 2.1.1 Организационная структура ЧП Комлмаков

Рассчитаем фонд заработной платы для персонала  таблица 2.1.2

Таблица 2.1.2

 Численность работников и заработная плата ЧП Колмаков

Персонал

Заработная плата, мес. $.

Количество

Сумма за 1 год. $

Директор

700

1

8400

Экономист

350

1

4200

Главный бухгалтер

350

1

4200

Главный инженер

350

1

4200

Инженер-механик

350

1

4200

Маркетолог

300

1

3600

Специалист по лесному хозяйству

300

1

3600

Мастер участка

200

1

2400

Основные рабочие

170

42

90000

ИТОГО

50

124800

В таблице 2.1.3 представлена система  общеэкономических и кадровых показателей в организации.

Таблица 2.1.3

 Система общеэкономических и кадровых показателей в организации предприятия ЧП Колмаков

№ п\п

Наименование показателя

Единица измерения

Динамика по годам

2003

2004

2005

Общеэкономические показатели

1

Объем производства

тыс. руб.

4153

4679

6324

2

Величина основных фондов

тыс. руб.

3040

2823

2570

3

Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения

%

45

48

52

4

Производительность труда

тыс. руб.

10

10

14

5

Прибыль

тыс. руб.

552

432

1059

6

Удельный вес фонда потребления в прибыли

%

45

45

49

Кадровые показатели

7

Численность персонала , всего

чел.

40

45

50

в том числе по категориям

8

Русские рабочие

чел

12

15

20

9

Иностранные рабочие

чел

13

15

27

10

ИТР

чел

15

15

13

11

Коэффициент текучести

0,12

0,11

0,13

Образовательный состав персонала

%

100

100

100

неполное образование

0

общее образование

5

5

5

среднеспециальное

5

5

5

незаконченное высшее

45

45

45

высшее

45

45

45

12

Возрастной состав персонала

%

100

100

100

до 18 лет

2

1

1

18 - 25 лет

5

7

8

26-  36 лет

15

25

30

37- 50 лет

63

57

49

свыше 50 лет

15

10

12

13

Средний возраст работающих

лет

40

40

40

14

Структура персонала по полу

%

женщин

90

85

90

мужчин

10

15

10

15

Уровень профессиональной подготовки

%

рабочие

до 1года

10

10

5

1- 2 года

20

20

5

более 2 лет

70

70

90

руководители и специалисты

высшее образование

95

98

99

среднее специальное образование

4

1

0,5

практики

1

1

0,5

Показатели, характеризующие мотивацию трудовой деятельности

16

Средняя заработная плата на одного  работника

тыс. руб.

6

6

7

17

Затраты на обучение персонала, повышение квалификации

тыс. руб.

25,6

28

45

18

Затраты на осуществление льгот для персонала

тыс. руб.

37

39

44

19

Количество прогулов на одного работника

час

5

5

7

На предприятии задействовано всего 50 человек. Из них: иностранные рабочие- 27 человек, русские рабочие – 10 человек, ИТР – 13 человек.

В процессе работы организация привлекает иностранную рабочую силу с 2002 года.  Привлечение иностранной рабочей силы в организации на сегодня вполне выгодно, так как она обходиться дешевле при большей производительности труда и лучшей дисциплине.

2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности

Для осуществления анализа внешнеэкономической деятельности предприятия ЧП «Колмаков» рассмотрим выполнение заключенных контрактов на поставку в 2004 и 2005 годах.

2004 г.- Один контракт на поставку продукции лесопереработки на 15000 куб.м.

2005 г.- Один контракт на поставку продукции лесопереработки на 20000 куб.м.

Таблица 2.2.1

Данные по отгрузке за 2004 год

Партия

Месяц

Отгрузка куб.м.

Ср. цена в $

№1

Январь

12500

13,14

№2

февраль

2418

13,5

Таблица 2.2.2

Данные по отгрузке за 2005 год:

Партия

Месяц

Отгрузка куб.м.

Ср. цена в $

№1

Март

4500

12,85

№2

Апрель

9200

11,3

№3

Май

5300

12,5

Далее для характеристики внешнеторговой деятельности ЧП «Колмаков» приведем динамику отгрузки продукции на экспорт в натуральном выражении таблица 2.2.3.

Таблица 2.2.3

 Динамика отгрузки продукции на экспорт в натуральном выражении:

Показатели

2004 год

2005 год

изменение

Ист.

В %

Количество заключённых контрактов

1

1

0

0

Сумма отгрузки по контракту(руб).

5680363,05

6875255,25

Увеличилось на 1194892,2

На 21%

В период с 2004 по 2005 год фирма увеличила экспорт, что привело к увеличению суммы отгрузки по контракту, однако на это повлияло и общее увеличение курса доллара. А снижение цен на продукцию несколько уменьшило сумму отгрузки в 2005 году.

Далее проанализируем выполнение экспортных контрактов в натуральном выражении таблица 2.2.4.

Таблица 2.2.4

 Оценка выполнения экспортных контрактов в натуральном выражении

Показатели

2004 год

2005 год

     Изменение (+) (-)

тонн

%

Общая отгрузка по контракту

15000

20000

Увеличилось на 5000

На 33%

Фактическая отгрузка продукции на экспорт

Партия1

Партия2

Партия 3

Итого отгружено

12500

2418

0

14918

4500

9200

5300

19000

Увеличилось на 4082

На 27,36%

Коэффициент уровня выполнения контрактов

0,9945

0,95

Фирма увеличила как фактическую отгрузку, так и общую отгрузку по контракту, в 2005 году, по сравнению с 2004 годом. Однако коэффициент выполнения контрактов заметно изменился, и если раньше он был близок к 1 (0,99), то в 2005 году  упал до отметки в 0,95.

Далее проводим анализ экспортных поставок в валюте таблица 2.2.5.

Таблица 2.2.5

 Оценка выполнения экспортных контрактов в валюте

Показатели

2004 год

2005 год

Изменение (-) (+)

$

%

Общая сумма отгрузки по контракту

197100

257000

59900

30,4 %

Фактическая сумма отгрузки продукции на экспорт

Партия1

Партия2

Партия3

Итого отгружено

164250

32643

0

196893

57825

103960

66250

228035

31142

15,8%

Коэффициент уровня выполнения контрактов

0,998

0,887

 В 2004 году экспортный контракт в валюте был реализован почти полностью, зато в следующем 2005 году фирма «выиграла» неплохую сумму на разности курсов валют и коэффициент уровня выполнения контрактов оказался равен 0,887.

Таблица 2.2.6

 Оценка состояния выполнения экспортных контрактов в рублёвом исчислении

Показатели

2004 год

2005 год

Изменение (+) (-)

%

Общая сумма отгрузки по контракту

5686335

7748550

2062215

36,27%

Фактическая сумма отгрузки продукции на экспорт

Партия 1

Партия 2

Партия 3

Итого отгружено

4763250

951543,45

0

5714793,45

1809922,5

3264344

2083562,5

7157829

1443035,55

25,25%

Коэффициент уровня выполнения контрактов

1,005

0,92

В 2004 году фирма перевыполнила контракт в рублёвом исчислении за счёт резкого изменения курса доллара по отношению к рублю. Во время подписания договора курс доллара был заметно ниже, чем в моменты поставок. Зато в 2005 году, несмотря на аналогичные изменения курса доллара, коэффициент уровня выполнения контрактов составил лишь 0,92, что всё-таки немногим больше, чем тот же коэффициент в валютном исчислении.

По итогам анализа выполнения экспортных контрактов ЧП «Колмаков» можно сказать, что за период 2004-2005 годов экспорт предприятия увеличился на 4082 тонны, но коэффициент выполнения контрактов, который в 2004 году составлял 0,99 в 2005 году снизился на 0,04 и составил 0,95. Оценка выполнения экспортных контрактов в валютном и рублевом исчислении также показали снижение коэффициента выполнения контрактных обязательств в валютном исчислении с 0,998 до 0,887, в рублевом исчислении с 1,005 до 0,92.

Это свидетельствует о том что несмотря на увеличение объемов экспорта в натуральном выражении в денежном выражении коэффициент выполнения обязательств по экспорту снижается.

Заключение

Согласно определению Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешнеторговой деятельностью является деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешнеторговая деятельность, являясь одним из видов деятельности хозяйствующих субъектов, - одна из форм предпринимательской деятельности в области международного бизнеса, осуществляемая на условиях полной самостоятельности в выборе контрагента, предмета сделки, в определении цены и суммы контракта, сроков поставки, - представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций, обеспечивающих обмен продукцией в материально-вещественной форме.

Также в работе было рассмотрено предприятие ЧП «Колмаков» деятельность  которого является ведение внешнеторговой деятельности.

ЧП «Колмаков» является одним из типичных предприятий, занимающихся экспортом леса из Хабаровского края через п. Ванино в Японию и Китай. внешнеторговая организация   ЧП «Колмаков» сегодня является предприятием малого бизнеса.

Основной целью деятельности ЧП «Колмаков» является   получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка в соответствующих товарах.

Основными видами деятельности организации будут:

заготовка леса

продажа леса и лесоматериалов

торгово-посреднические услуги по продаже леса и лесоматериалов между КНР и городом Хабаровском.

На предприятии задействовано всего 50 человек. Из них: иностранные рабочие- 27 человек, русские рабочие – 10 человек, ИТР – 13 человек.

В процессе работы организация привлекает иностранную рабочую силу с 2002 года.  Привлечение иностранной рабочей силы в организации на сегодня вполне выгодно, так как она обходиться дешевле при большей производительности труда и лучшей дисциплине.

В период с 2004 по 2005 год фирма увеличила экспорт, что привело к увеличению суммы отгрузки по контракту, однако на это повлияло и общее увеличение курса доллара. А снижение цен на продукцию несколько уменьшило сумму отгрузки в 2005 году.

Фирма увеличила как фактическую отгрузку, так и общую отгрузку по контракту, в 2005 году, по сравнению с 2004 годом. Однако коэффициент выполнения контрактов заметно изменился, и если раньше он был близок к 1 (0,99), то в 2005 году  упал до отметки в 0,95.

В 2004 году экспортный контракт в валюте был реализован почти полностью, зато в следующем 2005 году фирма «выиграла» неплохую сумму на разности курсов валют и коэффициент уровня выполнения контрактов оказался равен 0,887.

В целом внешнеэкономическая деятельность фирмы в 2004 году была относительно успешнее, чем в 2005 году, т.к. в 2004 году цены на продукцию не падали так резко как в 2005. Однако, общая выручка оказалась больше в 2005 году, но лишь за счёт увеличения выпуска продукции, а не из-за грамотной политики фирмы или хороших условий на рынке.

Список литературы

1)           Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. -  Москва, 2005

2)           Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.- Москва, 2005

3)           Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. -  Москва: «Финансы и статистика», 2005

4)           Воинов Ю. Россия – страны Центральной и Восточной Европы: новый выбор// Внешняя торговля. -2005. - № 7-9

5)           Дьякова И. С. Внешняя торговля развивающихся стран Азии на современном этапе. - М.: Наука, 2004

6)           Киреев А. Международная экономика, часть 1, М.: Международные отношения, 2004 . – 197 с.

7)           Коньюктура мировых товарных рынков в 2004 году и её влияние на динамику российского экспорта// Внешняя торговля. – 2005. -  № 4-6.

8)           Манько А.М. Россия на мировых рынках- взгляд в прошлое// Внешняя торговля. – 2005. - № 4. – С. 42.

9)           Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация.- М.: Инфо-м.,2005г.- с.201

10)      Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения: Учебник. -  Москва,2004

11)      Скакун П. П. О регулировании внешней торговли и другом// Внешняя торговля . – 2005 . - № 7-9

12)      Хабулатов Р.И. Мировая экономика. -  Москва: “Инсан”, 2004 

13)      Холопов А. Внешнеторговая политика:  тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. - №11-12 – с.72, с.7.