Предмет, метод и система земельного права. Соотношение земельного права с другими отраслями права

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Предмет, метод и система земельного права......................................... 5

2. Соотношение земельного права с другими отраслями права............ 8

Заключение.................................................................................................. 12

Список использованной литературы....................................................... 13

Введение

Земельные отношения в жизни современного российского общества занимают особо заметное место. За короткий срок благодаря земельной реформе миллионы граждан стали собственниками земельных участков, иногда не до конца ощутив все юридические последствия такой метаморфозы. Осторожными, но уверенными шагами идет формирование рынка земли. Некогда неискушенные в рыночных отношениях граждане набирают опыт в совершении сложных по юридической технике и бюрократическим процедурам земельно-правовых сделок. Настоящие революционные события происходят в земельном законодательстве. Именно земельное законодательство в начале 90-х гг. стало первым объектом реформирования в системе других отраслей природоресурсного законодательства. Его дальнейшее развитие продолжает оставаться предметом особого внимания законодателей и поныне. Если в Советском Союзе, превосходившем по территории Россию примерно в два раза, земельные отношения регулировались единственным общесоюзным законом – Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, то сегодня только федеральных законов, посвященных исключительно землям, уже принято порядка пяти, не считая множества иных, частично регулирующих земельные отношения. В системе государственных органов исполнительной власти появился мощный блок ведомств, которым переданы полномочия по управлению земельными отношениями. Их работа протекает в сложных условиях ставших регулярными административных преобразований.

Не менее сложно развиваются события и в правовой науке. Идут жаркие научные споры относительно места земельного права в отечественной правовой системе. В некогда едином коллективе экологов выделились специалисты по земельному праву, настаивающие на признании особо значимого и потому самостоятельного места возродившейся в новом качестве отрасли. Перед современной наукой стоит еще немало дискуссионных проблем, связанных с вопросами определения сферы правового регулирования земельного права, развития правовых механизмов наиболее эффективной государственной земельной политики, выбора подходов и решений относительно дальнейших путей формирования земельного законодательства.

Перемены в земельном законодательстве, теории и практике земельного права не прошли незаметно для системы высшего юридического образования. Учитывая потребность в формировании специальных знаний в данной области, в программу обучения юридических высших учебных заведений с начала 90-х гг. включен обязательный курс «Земельное право».

Цель работы: провести исследование земельного права.

Данная цель решается с помощью решения следующих основных задач:

– раскрыть предмет, метод и систему земельного права;

– определить соотношение земельного права с другими отраслями права.

1. Предмет, метод и система земельного права

Земельное право – отрасль российского права, система норм законодательства, посредством которых осуществляется регулирование земельных отношений. Система, объединяющая указанные нормативные акты представляет собой земельное законодательство.

Предмет земельного права – земельные отношения т.е. отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях РФ.

Метод правового регулирования общественных отношений – это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права, в данном случае – нормами земельного права.

Вопрос о методе правового регулирования в теории права – дискуссионный, но наиболее распространенно мнение о том, что праву присущи 3 основных метода – запрет, предписание и дозволение, посредством которых государство осуществляет императивное либо диапозитивное регулирование.

При этом если для императивного регулирования характерны запреты и предписания и отношения власти и подчинения, то для диапозитивного регулирования, напротив, присущи согласования и рекомендации. Эти методы имеют значение для регулирования земельных отношений. Их соотношение не является чем-то постоянным. Так, для периода господства командно-административной системы характерным было императивное регулирование земельных отношений. Существовала детально урегулированная система запретов и императивных предписаний. Всякие сделки по распоряжению землей как нарушающие законы о национализации земли решительно пресекались вплоть до уголовной ответственности за их совершение. Переход к рыночным отношениям сопровождался расширением применения диапозитивного регулирования, предоставлением большей свободы в производственно-хозяйственной деятельности на земле, в т.ч и распоряжением ею. Более широкое применение получают экономические рычаги и стимулы в виде платы за землю, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель, их консервации в установленных случаях и др.

Но и по сей день в сфере земельных отношений преимущественное значение имеет императивное регулирование, что из-за специфики регулируемых отношений, их большой социальной значимостью, необходимостью строгого соблюдения установленного порядка использования земель и их охраны. Императивный – регулирование общественных отношений характерно проявление власти подчинения, отношения неравноправны, один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно исполнять. Регулируется предоставление и изъятие земли для целей обороны охраны природы, и т.д., а также в области государственного контроля за использованием охраны земли.

2 Метод дозволения – т.е. свободного усмотрения земельного права и принятия ими своих собственных решений.

Система- системы земельного права, как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины не полностью совпадают.

Земельное право как отрасль права имеет двухчленное деление: общая и особенная части, а земельное право как наука и учебная дисциплина трехчленное: общая, особенная и специальная части. В общей части земельное право как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов, тогда как в особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К общей части относятся такие институты земельного права, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

К особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права.

Система земельного права как учебной дисциплины совпадает с системой его как науки и определяется учебными программами соответствующих учебных заведений.

Система земельного права – совокупность органически связанных между собой земельных права институтов.

Институт земельного права – обособленная группа норм регулирования. Нормы права – правила поведения. Однородные земельные отношения. Выделяют общую и особенные части. Общие институты содержат правовые нормы относящиеся к отрасли в целом. Особенные институты определяют правовой режим отдельных категорий земельного фонда.

2. Соотношение земельного права с другими отраслями права

Вопрос о месте земельного права в системе российского национального права остается дискуссионным. В настоящее время существуют несколько точек зрения, по этому вопросу. Распространена позиция, в соответствии с которой земельное право признается самостоятельной отраслью, стоящей в одном ряду с гражданским, административным, государственным, трудовым, экологическим и другими отраслями[1]. Согласно другой точке зрения, земельное право входит в систему экологического права[2]. По мнению В.А. Дозорцева, земельное право как самостоятельная структурная единица не существует, а нормы, касающиеся земли, распределены между гражданским, административным, конституционным, экологическим, уголовным и другими отраслями права[3].

Для того чтобы разобраться в достоинствах и недостатках каждой из перечисленных точек зрения и сделать свой выбор, следует обратиться к таким понятиям, как «отрасль права», «предмет права» и «система права».

Система российского национального права слагается из структурных элементов, включающих отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей[4].

Предметом любой отрасли права выступает обособленная группа общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку) особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества и др. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отношения. В рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный объект – земля.

Если остановиться на этом, то можно считать доказанным, что земельное право – независимая отрасль права, стоящая в одном ряду с другими отраслями права. Вместе с тем земля в правовом смысле категория не однородная. Она – часть единой окружающей природной среды, выступающей в единстве и взаимосвязи со всеми другими элементами природы, часть материальной среды, стоящей вне общества. Одновременно земля объявлена недвижимым имуществом наряду со зданиями и сооружениями, воздушными и морскими судами, другими объектами материального мира, вошедшими в структуру общества. Такая неоднородность земли позволяет разделить земельные отношения, по крайней мере, на две части – экологические и гражданские. Отсюда есть основания утверждать, что земельных отношений как самостоятельной группы отношений не существует, а все их многообразие можно поделить между экологическим и гражданским правом или же, еще более детально, закрепить за административным правом исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов по поводу земли, за финансовым правом – все денежные аспекты земельных отношений и т.д.

Наконец, если более внимательно подойти к определению назначения и роли земли как объекта земельных отношений, ее новых и естественно-научных характеристик, то можно подвергнуть сомнению адекватность предыдущих позиций. Прежде всего, земля часть единого мира природы. Это явление объективно.

По своей предметной характеристике земельное право тем самым может быть отграничено от конституционного, административного, гражданского, финансового и других отраслей права. Вместе с тем на этом вопрос о соотношении земельного права с другими отраслями права не исчерпан. В соответствии с общераспространенной теоретической точкой зрения границы между отраслями права достаточно относительны и динамичны. Развитие системы права характеризуется взаимодействием норм права одной отрасли с другими, в результате которого одни и те же нормы признаются элементами двух и более отраслей права. По такому пути формируются и развиваются комплексные отрасли права. Соответственно, признавая правовую многозначность земель, целесообразность использования различных методов правового воздействия на субъектов земельных отношений, земельное право развивается как комплексная отрасль, включающая в свою систему наряду с нормами, обладающими собственной спецификой, также нормы основных отраслей права – конституционного, административного, гражданского и др. Таким образом, нормы конституционного права, устанавливающие виды собственности на землю, или гражданского права, регулирующие имущественные отношения по поводу земли вместе с нормами, определяющими правовой режим категорий земель в соответствии с теорией комплексных отраслей права, образуют в своем единстве и взаимодействии систему земельного права, оставаясь одновременно в системе конституционного, гражданского и иных отраслей права.

Можно рассуждать и иным образом. Если исходить из понимания того, что основным критерием выделения отраслей права является наличие самостоятельного объекта общественных отношений, то все нормы права, регулирующие отношения по поводу земли, образуют отрасль только земельного права, и никакого иного, и поэтому имеют свои жесткие границы, не сливаясь с другими отраслями права. А само земельное право не является комплексной отраслью, а занимает независимое (в рамках экологического права), только ей принадлежащее место в системе права. Соответственно нормы права, регулирующие отношения по приобретению земельных участков и реализации прав собственности либо пользования, регистрации прав, равно как и отношения по охране земель, образуют систему земельного права. Эти нормы могут быть выражены консолидированно, в рамках, к «примеру, кодифицированных нормативных актов, таких, как Земельный кодекс РФ, либо могут быть рассредоточены по различным комплексным нормативным правовым актам – Гражданский кодекс, РФ, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»[5], Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»[6] и т.д. Нормы земельного права, выраженные в таких комплексных нормативных актах, не входят в систему других отраслей права, так как одна и та же отрасль не может иметь одновременно несколько объектов регулируемых ею общественных отношений. Если же мы признаем это, то выделение любых отраслей права станет невозможным.

Исходя из изложенного, земельное право можно определить как подотрасль экологического права, представляющую собой совокупность установленных и санкционированных государством правовых норм, регулирующих земельные отношения. Земельное право развивается во взаимодействии с другими подотраслями экологического права – горным, лесным, водным, атмосферным, фаунистическим и флористическим, которые вместе образуют систему экологического права.

Заключение

Земельное право – отрасль права РФ, определяющая основания, порядок возникновения и реализации права собственности и иных вещных прав на землю, особенности земельного оборота, порядок и условия пользования землей и ее охраны как уникального и незаменимого природного объекта, а также порядок деятельности государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

Основными принципами современного земельного права России являются: множественность субъектов права собственности (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица); государственное регулирование отношений земельной собственности; гарантии гражданам свободы выбора организационно-правовых форм ведения сельскохозяйственного производства; платность землепользования; обеспечение рационального использования и охраны земель.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Условия и порядок пользования землей устанавливаются федеральными законами на основании Конституции РФ (ст. 36).

В правовых системах зарубежных стран З.п. как самостоятельная отрасль, как правило, не выделяется, а земельные отношения регулируются нормами гражданского, административного права, либо специальными законами, посвященными отдельным видам земельных отношений (земельной аренде, земельному обороту и т.д.), а также законами об аграрных и земельных реформах.

Список использованной литературы

1.     Болтанова Е.С. Земельное право: Учеб. пособие – М.: Издательство РИОР, 2005. – 104 с.

2.     Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданок го права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право. – 1994. – № 1. – С. 26

3.     Ерофеев Б.В. Земельное право: учебник. – М., 1998.

4.     Земельное право России /Под ред. В.В. Петрова. – М., 1998. С. 8

5.     Земельное право. /Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1998.

6.     Краснова И.О. Земельное право: элементарный курс. – М.: Юристъ, 2003.

7.     Пахомова Ю. Земельное право в вопросах и ответах. Учеб. пособие. – М.: 2005. – 216 с.

8.     Экологическое право Росси. – М., 1997.


[1] К примеру, по мнению авторов учебника «Земельное право России» (под ред. В.В. Петрова. М., 1998. С. 8), земельное право составляет «отдельную отрасль национальной правовой системы». Авторы учебника «Земельное право» (под ред. С.А. Боголюбова. М., 1998. С. 5) также считают, что «земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права». Профессор Б.В. Ерофеев (учебник «Земельное право». М., 1998. С. 36–43) отграничивает земельное право от других отраслей права, тем самым определяя его место как самостоятельное.

[2] Авторы учебника «Экологическое право России» (М., 1997. С. 41) считают, что объектами экологических отношений выступают природные среды и ресурсы,. включая землю. Экологическое право определяется как комплексная отрасль составной частью которой является земельное право.

[3] В.А. Дозорцев утверждает, что поскольку «земельные отношения распали на регулируемые гражданским и административным правом, то основания признания земельного права самостоятельной отраслью перестали существовать теперь земля попала в сферу действия гражданского права, являясь объектом экономического оборота» (Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданок го права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 1994. № 1. С. 26).

[4] Краснова И.О. Земельное право: элементарный курс. – М.: Юристъ, 2003.

[5] СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.

[6] ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594 (с изм. и доп.).