СОДЕРЖАНИЕ

Тема: Информационно-правовая основа здравоохранения

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общие положения информационно-правовой основы здравоохранения……………………………………………………………………..4

Глава 2. Основные подходы к обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья………………………………………………..11

Глава 3. Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья……………………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………...26

Список использованной литературы…………………………………………..27

Введение

Цель данной работы: описать информационно-правовую основу здравоохранения.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

1. показываются общие положения информационно-правовой основы здравоохранения;

2. рассматриваются основные подходы к обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья;

3. описываются права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья.

Одним из важнейших условий информирования населения о правах в области охраны здоровья является наличие данной информации в медицинских учреждениях. Информация о правах пациента в соответствии со ст.30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан должна быть обязательно представлена в регистратурах и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений, в приемных отделениях и сестринских постах - в стационарах.

Кроме этого, поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» на территориальные фонды ОМС возложена реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования территориальные фонды ОМС обязаны контролировать исполнение страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями функции информирования населения.

Вместе с тем нельзя ограничиваться только организацией работы по информированности населения. Медицинские работники, в том числе руководители медицинских учреждений, должны иметь полную информацию о законодательстве Российской Федерации по охране здоровья граждан и ответственности медицинских работников при оказании медицинской помощи.

Глава 1. Общие положения информационно-правовой основы здравоохранения

В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. 1

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Согласно ст. 24 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях. 1

Согласно ст.1 Федерального закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 2 каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Надзор за исполнением законов Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом «О Прокуратуре Российской Федерации» возложен на Прокуратуру Российской Федерации. 1

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I

Настоящие Основы законодательства вводятся в действие со дня опубликования

Текст Основ опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г. N 33 ст. 1318, в газете «Российские вести» от 9 сентября 1993 г. N 174

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 151-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2000 г. N 139-ФЗ

Федеральный закон от 20 декабря 1999 г. N 214-ФЗ

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

1912

1918

28 июля 1937

14 августа 1937

1946

1968

1969

1988

1991

1993

1997

1998

2001

2003

2004

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 
 

1. Законы, принятые Государственной думой в 1912 году: «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев».

2. Декрет от 22 декабря 1918 года положил начало организации в стране бесплатной, общедоступной и квалифицированной медицинской помощи рабочим и служащим.

3,4. Важную роль в процедуре юридического подтверждения временной нетрудоспособности играют больничные листки - официальные документы, выдаваемые в случае болезни. В этой связи целесообразно проанализировать Инструкцию ВЦСПС и Наркомздрава СССР от 28 июля 1937 года «О порядке выдачи застрахованным больничных листков», которая была введена в действие Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР 14 августа 1937 года. Инструкция состояла из шести разделов: а) «Основные положения»; б) «Отпуска по болезни и увечью»; в) «Отпуска при беременности и родах»; г) «Отпуска по уходу за больным членом семьи и по карантину»; д) «Общие правила выдачи и заполнения больничных листков»; е) «Ответственность врачей и обжалование их действий».

5, 6. В соответствии с Законом СССР от 15 марта 1946 года правопреемником Народного комиссариата здравоохранения стало Министерство здравоохранения. Регламентация деятельности Минздрава осуществлялась в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 июля 1968 года N 548. Комплексный анализ данного нормативно-правового акта позволяет выделить следующие его основные положения: сохранение общей одинаковой направленности деятельности Минздрава в сравнении с работой ранее действовавшего Наркомздрава; значительно большая детализация задач, стоящих перед министерством; создание при Министерстве здравоохранения ученого медицинского совета; расширение нормотворческой и контролирующей функции министерства.

7. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении 1969 г. (не действуют).

19 декабря 1969 года сессия Верховного Совета СССР приняла Закон СССР, в соответствии с которым были утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении. Этот нормативно-правовой акт послужил своего рода законодательным базисом, на основе которого в дальнейшем были приняты другие законы и подзаконные акты, регулирующие вопросы охраны здоровья граждан. Важно отметить главные задачи Основ законодательства. «Законодательство Союза ССР и союзных республик о здравоохранении регулирует общественные отношения в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, здоровья, высокого уровня трудоспособности и долголетней активной жизни граждан; предупреждения и снижения заболеваемости, дальнейшего сокращения инвалидности и снижения смертности; устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье граждан». Следует сказать, что указанный закон стал обобщающим актом, в котором были помещены переработанные, дополненные и систематизированные основные правовые документы, действовавшие в системе здравоохранения ранее. Это сыграло положительную роль в деле усовершенствования правовой регламентации медицинской деятельности как за счет единых принципов и подходов к созданию Основ законодательства, так и за счет большей доступности данного закона руководящим работникам службы охраны здоровья и специалистам практического звена медицины.

8. Наличие у Министерства полномочий по контролю за соблюдением требований законодательства и выполнением существующих нормативов. Для этого «Министерство здравоохранения с дублированием в нисходящих цепях управления имело разветвленный административный аппарат. Он состоял из множества управлений по блокам отдельных видов деятельности, в свою очередь делившихся на отделы». В этой связи целесообразно отметить наличие значительного, по всей видимости, даже излишне большого, управленческого аппарата, предназначенного для выполнения стоящих перед Минздравом задач.

9. Организационно-правовые основы функционирования медицинского страхования. Существование в настоящее время в нашей стране системы медицинского страхования, правовые основы которой определены благодаря Закону о медицинском страховании граждан 1991 года, имеет самые противоречивые отклики: от мнения, что благодаря такому варианту функционирования медицины значительному числу граждан стала недоступной высокоэффективная и дорогостоящая медицинская помощь, и до того, что именно медицинскому страхованию мы обязаны возможностью развития здравоохранения, прогресса медицинской науки, появления новых медицинских технологий и современных аппаратов и приборов.

10. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I.

Настоящие Основы законодательства вводятся в действие со дня опубликования.

Текст Основ опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г. N 33 ст. 1318, в газете «Российские вести» от 9 сентября 1993 г. N 174.

11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 октября 1997 г. N 1798-II ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Правительству Российской Федерации о чрезвычайных мерах по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации».

12. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.).

13. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

14. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм. и доп. 7 марта 2005 г.).

15. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 ноября 2004 г. N 1165-IV ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о первоочередных мерах по созданию и развитию системы технического регулирования в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан».

Глава 2. Основные подходы к обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья

В соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды ОМС. 1

Обеспечение и защита прав застрахованных, в т.ч. контроль качества медицинской помощи, являются одной из основных задач страховщика.

В соответствии со статьей 30 «Права пациента» Основ при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Данное положение закреплено в правовой норме статьи 69 Основ, которой определено, что действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан, определенные Основами в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством.

Правовой нормой статьи 31 «Право граждан на информацию о состоянии здоровья» установлено, что информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 Основ.

Согласно статье 61 «Врачебная тайна» информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

Частями третьей и четвертой упомянутой статьи Основ установлено, что с согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Право граждан на конфиденциальность передаваемых ими сведений при обращении и получении медицинской помощи, а также иной информации, составляющей врачебную тайну, порождает ответственность медицинских работников и иных лиц за ее разглашение. Так, частью 5 статьи 61 Основ определено, что лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации. 1

Таким образом, обязанность предоставления возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина в области охраны здоровья, в соответствии с действующим законодательством возложена на:

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- Федеральный и территориальные фонды ОМС;

- страховщиков;

- медицинские учреждения.

Информация о правах граждан в области охраны здоровья должна быть доступна для изучения каждому гражданину. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять гражданам для ознакомления законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации, документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом.

Исполнительный орган ОАО «Фармацевтическое предприятие». Ответственность лиц, входящих в органы управления

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

                                                                                    

2. Директор (Генеральный директор) (единоличный исполнительный орган).

Компетенция исполнительного органа - все вопросы руководства текущей деятельностью, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров. Права и обязанности исполнительного органа определяются «Законом об АО», иными правовыми актами РФ, договором. Действие законодательства РФ о труде распространяется на отношения между АО и лицами исполнительного органа в части, не противоречащей «Закону об АО». 1

Договор АО с исполнительным органом может в любое время расторгнут, по решению общего собрания или совета директоров, если уставом это решение отнесено к компетенции совета директоров.

Единоличный исполнительный орган (Директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе:

- представляет его интересы

- совершает сделки

- утверждает штатное расписание

- издает приказы

3. Правление (дирекция) действует на основании устава и положения (регламента), утвержденного советом директоров и устанавливающего сроки и порядок созыва правления и принятия решении. Заседание правления проводит директор, подписывающий все документы от имени АО и действующий без доверенности в соответствии с решением правления.

4,5,6 Члены совета директоров (наблюдательного совета), директор (генеральный директор), члены коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции), управляющая организация или управляющее лицо должны действовать в интересах АО, добросовестно и разумно несут ответственность перед АО за убытки, причиненные их виновными действиями ( бездействиями).

Ответственность нескольких лиц является солидарной.

Члены коллегиального органа, голосовавшие против таких решении или не голосовавшие вовсе, ответственности не несут.

Глава 3. Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья

Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью. 1

Право граждан на обязательное медицинское страхование;

Право граждан на выбор страховой медицинской организации ст.6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Право граждан на выбор лечебно-профилактического учреждения.

Право граждан на выбор врача.

Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

Право граждан на государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств.

Право женщин на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции.

Право граждан на проведение экспертизы.

Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия.

Право граждан на трансплантацию органов.

Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы.

Право на охрану здоровья граждан, страдающих психическими заболеваниями.

Право на охрану здоровья граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией.

Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья.

Права пациента.

В соответствии со ст.30 при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым, в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Деятельность территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций по обеспечению информированности граждан о правах в области охраны здоровья. В целях обеспечения информированности граждан о правах при оказании медицинской помощи возможны следующие направления работы страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС:

1. Работа с обращениями граждан.

2. Работа со средствами массовой информации.

3. Выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.).

4. Размещение информации о правах пациентов в медицинских учреждениях, страховых медицинских организациях, территориальных фондах ОМС.

1. Работа с обращениями граждан.

Работа с обращениями граждан в территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях проводится в соответствии с приказом Федерального фонда ОМС от 28 марта 1997 года N 35 «Об организации работы с письмами, жалобами и предложениями граждан». До сведения застрахованного населения должны быть доведены адреса и телефоны страховых медицинских организаций, отделов по защите прав граждан территориальных фондов ОМС и их филиалов. В территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях должны быть определены часы приема населения руководителями этих организаций. Обращения должны фиксироваться в журналах учета обращений граждан. В целях изучения мнения населения об уровне оказания медицинской помощи периодически необходимо организовывать мероприятия по типу «горячей линии», «открытого телефона» с последующим анализом обращений в средствах массовой информации. 1

2. Работа со средствами массовой информации.

Работа со средствами массовой информации может вестись по следующим направлениям:

- публикация информации о правах граждан в области охраны здоровья;

- комментарии врачей, экономистов, юристов по конкретным обращениям граждан;

- публикации отчетов территориальных фондов ОМС о результатах работы по защите прав застрахованных, в том числе по судебной практике;

- публикации номеров телефонов «горячей телефонной линии» и расписания приема граждан в ТФОМС и СМО.

3. Выпуск наглядных материалов.

Для обеспечения информированности каждого гражданина о правах в области охраны здоровья возможно применение методов рекламной информации. При этом информацию о правах целесообразно сочетать с часто используемыми сведениями (расписание поездов, автобусов, календари, схемы метро и др.). Кроме этого, возможно издание брошюр по различным аспектам прав граждан в области охраны здоровья.

4. Информация о правах пациентов в медицинских учреждениях.

Одним из важнейших условий информирования населения о правах в области охраны здоровья является наличие данной информации в медицинских учреждениях. Информация о правах пациента в соответствии со ст.30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан должна быть обязательно представлена в регистратурах и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений, в приемных отделениях и сестринских постах - в стационарах.

 

7. Протокол  -  документ,  фиксирующий  ход  обсуждения  вопросов  и принятия  решений  на  собраниях,  совещаниях,  конференциях  и   заседаниях коллективных органов (Советов, комиссий и др.).

8. Должностная инструкция -  указание,  свод  правил,  устанавливающий порядок и способ осуществления и выполнения  работ.  Должностная  инструкция определяет должностные обязанности, ответственность, права,  взаимоотношения (связи по должности) сотрудника.

Приказ - правовой акт, издаваемый  ректором  университета  в  целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед университетом.

Указание  -  документ,   содержащий   требования   к   выполнению нормативных документов, отражающих приказание оперативного характера.

Служебная  записка  -  документ,   адресованный   в   структурное подразделение  руководителем  другого  подразделения,  содержащий  изложение какого-либо вопроса, выводы, предложения, запросы.

Служебное  письмо  -  это  обобщенное  наименование  различных  по содержанию  документов,  служащих  средством  общения  между   учреждениями, частными лицами. Служебные  письма  всегда  составляются  только  по  одному вопросу.

Акт - документ, составленный несколькими  лицами  и  подтверждающий

установленные факты и события.

Объяснительная записка - документ, содержащий письменное изложение в оправдание чего-нибудь, признания в чем-нибудь.

·     регистрируемые и нерегистрируемые документы;

·     входящие, исходящие и внутренние документы;

·     документы, направляемые в и поступающие из вышестоящих организаций, или документы, направляемые в или поступающие из подведомственных организаций, и т.д.

Любой документ, создаваемый в обществе, входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Под системой документации понимается совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению. До настоящего времени в документоведении не существует непротиворечивой научной классификации систем документации, видов и разновидностей документов. При необходимости используется эмпирически сложившееся разделение документов на системы документации.

Отнесение документов к той или иной системе начинается с разделения всех документов на официальные и документы личного происхождения.

Официальные документы в зависимости от обслуживаемой ими сферы человеческой деятельности подразделяются на управленческие, научные, технические (конструкторские), технологические, производственные и др. Управленческие документы составляют ядро учрежденческой документации. Именно они обеспечивают управляемость объектов как в рамках всего государства, так и в отдельной организации. Управленческие документы и составляют собственно объект делопроизводства.

Эти документы представлены комплексом систем, основными из которых являются следующие системы документации:

·     организационно-правовая документация;

·     плановая документация;

·     распорядительная документация;

·     информационно-справочная и справочно-аналитическая документация;

·     отчетная документация;

·     документация по обеспечению кадрами (по личному составу);

·     финансовая документация (бухгалтерский учет и отчетность);

·     документация по материально-техническому обеспечению;

·     договорная документация;

·     документация по документационному и информационному обеспечению деятельности учреждения и другие системы документации, включая и те, которые отражают основную деятельность учреждения, организации или предприятия.

Документы, составляющие одну систему документации, связаны единством целевого назначения и в комплексе обеспечивают документирование той или иной управленческой функции или вида деятельности.

Назначение и состав организационно-правовой документации

Одна из основных управленческих функций, реализуемых в деятельности учреждений, организаций, предприятий, фирм, — это функция организации системы и процессов управления, которая включает в себя:

·     создание организации, включая выбор ее организационно-правовой формы;

·     установление ее структуры;

·     определение штатной численности и состава (номенклатуры) должностей — руководителей, специалистов, технических исполнителей и их тарификация по Единой тарифной сетке (ЕТС);

·     регламентацию деятельности структурных подразделений и работников;

·     формирование совещательных органов управления;

·     регламентацию деятельности аппарата управления;

·     лицензирование деятельности (в необходимых случаях);

·     установление режима работы и системы охраны;

·     организацию труда работников и оценка труда работников;

·     реорганизацию;

·     ликвидацию организации и некоторые другие виды работ.

Организационная деятельность учреждения выражается в разработке и утверждении комплекса организационно-правовых документов, содержащих правила, нормы, положения, устанавливающие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.

К организационно-правовым документам относятся: устав организации, положение об организации; положения о структурных подразделениях, коллегиальных и совещательных органах учреждения; регламенты работы коллегиальных и совещательных органов, аппарата управления или руководства; штатное расписание, инструкции по отдельным видам деятельности, нуждающимся в регламентации (например, инструкция по документационному обеспечению); должностные инструкции работникам, правила, памятки и др.

Организационно-правовые документы содержат положения строго обязательные для исполнения, они реализуют нормы административного права и являются правовой основой деятельности учреждения. Эти документы в обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным на это органом — вышестоящей организацией, руководителем данной организации или ее коллегиальным органом (например, собранием акционеров или советом директоров и др.) или руководителем структурного подразделения — в зависимости от вида и разновидности организационно-правового документа. Организационные документы могут утверждаться непосредственно актом руководителя с проставлением грифа утверждения на организационно-правовом документе или распорядительным документом (постановлением, решением, приказом или распоряжением).

Цель разработки организационных документов — наиболее рациональное разделение и кооперация труда между подразделениями и работниками.

Организационно-правовые документы, с точки зрения срока действия, относятся к бессрочным и действуют до их отмены или до утверждения новых. В стабильно работающем учреждении необходимость пересмотра, изменения или дополнения организационно-правовых документов может возникать один раз в несколько лет. В зависимости от характера и глубины изменений в деятельности учреждения организационно-правовые документы либо разрабатываются заново, либо в них вносятся необходимые изменения и дополнения распорядительными документами (приказом или распоряжением руководителя). В случае реорганизации деятельности учреждения разрабатываются новые организационно-правовые документы и их утверждение.

Порядок внесения изменений и дополнений и их пересмотра зависит от вида организационно-правовых документов. Например, изменения и дополнения в устав организации вносятся по мере их возникновения в соответствии с установленной законом процедурой — по решению высшего органа управления организацией (общего собрания акционеров или участников и др.) с обязательным информированием органа, осуществляющего государственную регистрацию организаций. Изменения в штатное расписание вносятся по мере необходимости приказами или распоряжениями руководителя.

Изменения в положения о структурных подразделениях и иных органах учреждения также вносятся распорядительными документами руководства по мере необходимости.

Разрабатываются организационно-правовые документы руководством учреждения или подразделения с привлечением квалифицированных специалистов, хорошо знающих работу учреждения как в целом, так и по отдельным направлениям.

Организационно-правовые документы оформляются на стандартном листе бумаги с обязательным нанесением всех необходимых реквизитов: название учреждения и/или подразделения (если документ утверждается руководителем подразделения), наименование вида документа, дата, номер документа, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Датой организационно-правового документа является дата его утверждения.

Текст большинства организационно-правовых документов состоит из разделов, имеющих собственные заголовки и разделенных на пункты, нумеруемые арабскими цифрами.

В процессе подготовки организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру согласования (визирования) со всеми заинтересованными подразделениями и лицами, юридической службой (юристом), заместителями руководителя организации или одним из заместителей, курирующим соответствующее направление деятельности организации.

Заключение

В целях создания единой системы информатизации отрасли, а также повышения эффективности и качества применяемых программных средств и баз данных в здравоохранении Российской Федерации Приказом Минздрава РФ от 5 марта 2002 г. N 73 «О создании единой системы информатизации в здравоохранении» было возложено следующее:

1. Возложить на Департамент экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами формирование единой системы информатизации отрасли.

2. Руководителю Департамента экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами:

2.1 обеспечить в установленном порядке реализацию следующих функций:

2.1.1 взаимодействие информационных систем здравоохранения в области программного, технического и сетевого обеспечения;

2.1.2 проведение экспертизы программных средств и баз данных, применяемых в здравоохранении Российской Федерации;

2.2 разработать порядок проведения экспертизы программных средств и баз данных, применяемых в системе здравоохранения Российской Федерации в срок до 10.04.2002 г.

3. Приказы Минздрава России от 11.12.98 N 359 «Об экспертизе программных средств и баз данных, применяемых в системе здравоохранения Российской Федерацию», от 06.04.99 N 112 «О внесении дополнений и изменений в приказ Минздрава России» от 11.12.98 N 359 «Об экспертизе программных средств и баз данных, используемых в системе здравоохранения Российской Федерации», от 28.04.99 N 147 «О создании Центров экспертизы программных средств и баз данных», от 24.07.98 N 225 «О создании Совета по экспертизе программных продуктов при Департаменте госсанэпиднадзора Минздрава России» считать утратившими силу.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями от 10 января 2003 г.).

2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 15 июля 2005 г.).

3. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1» (с изменениями от 7 марта 2005 г.).

4. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.).

5. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 23 декабря 2003 г.).

6. Методические рекомендации «Обеспечение информированности населения о правах в области охраны здоровья» (утв. Федеральным фондом ОМС 24 августа 1999 г.).


1 Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями от 10 января 2003 г.).

1 Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями от 10 января 2003 г.).

2 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.).

1 Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 15 июля 2005 г.).

1 Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 23 декабря 2003 г.).

1 Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1» (с изменениями от 7 марта 2005 г.).

1 Гританс Я.М. Корпоративные отношения: Правовое регулирование организационных форм - Москва, 2005 г.: Волтерс Клувер. С. 93.

1 Методические рекомендации «Обеспечение информированности населения о правах в области охраны здоровья» (утв. Федеральным фондом ОМС 24 августа 1999 г.).

1 Методические рекомендации «Обеспечение информированности населения о правах в области охраны здоровья» (утв. Федеральным фондом ОМС 24 августа 1999 г.).