Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Виды сроков, закрепленные в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"________________________ 5

1.1. Сроки совершения исполнительных действий_________________ 5

1.2. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению 6

1.3. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению_____________________________________________________________ 8

1.4. Сроки приостановления исполнительного производства_______ 12

Глава 2. Сроки, предусмотренные для различных участников исполнительного производства__________________________________________________ 14

2.1. Сроки, предусмотренные законом для судебного пристава-исполнителя____________________________________________________________ 14

2.2. Сроки, предусмотренные законом для иных участников исполнительного производства________________________________________________ 15

2.3. Сроки, установленные судебным приставом-исполнителем для совершения отдельных исполнительных действий________________ 18

Глава 3. Сроки по Закону об исполнительном производстве нереальны 19

Заключение____________________________________________________ 22

Список источников и литературы_______________________________ 23

Введение

Принятие Федерального закона "Об исполнительном производстве"[1], регулирующего порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. В процессе его разработки необходимо было прежде всего восполнить пробелы в законодательстве, определяющем правила обращения взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций-должников, а также устранить противоречия, возникшие, в частности, между нормами ст. 411-413 ГПК и ст. 56 ГК РФ. Кроме того, важно было создать правовые предпосылки для реального и своевременного исполнения решений судов, актов других органов и тем самым поднять их эффективность и авторитет в обществе, а также повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам. Реализация этих задач потребовала создания новых органов принудительного исполнения с соответствующими полномочиями. Поэтому одновременно был принят Федеральный закон "О судебных приставах", который определяет правовую основу их деятельности. Его положения позволяют надежно обеспечить реализацию на практике Федерального закона "Об исполнительном производстве".[2] Наряду с этим введены новые правила, касающиеся возбуждения исполнительного производства и требований, предъявляемых к исполнительному документу. Впервые в Закон включены общие нормы о сроках совершения исполнительных действий, о последствиях прекращения исполнительного производства, а также новая глава, в которой определен круг лиц, участвующих в исполнительном производстве, и их правовое положение, регламентированы основания применения мер исполнительного производства. Закон содержит и другие новые институты и правовые нормы, значительно укрепляющие права сторон в исполнительном производстве. Вместе с тем нельзя не сказать о том, что законодательные новеллы на практике еще не апробированы, не все они в должной мере согласованы между собой и с ранее действовавшими правовыми нормами, нечетко изложено содержание некоторых из них, что может создать определенные трудности при применении. Это потребует совершенствования статей Закона на основе анализа и обобщения судебной практики.

В правовых нормах, содержащихся в ст. 12 Закона, проявляется гуманизм государства. Эти нормы направлены на защиту прав должника и членов его семьи при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов. При определении конкретного времени совершения исполнительных действий может участвовать не только судебный пристав-исполнитель, но и стороны, участвующие в исполнительном производстве.

Целью данной работы является рассмотрение сроков в исполнительном производстве.

Глава 1. Виды сроков, закрепленные в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"

1.1. Сроки совершения исполнительных действий

Правила о сроках совершения исполнительных действий впервые введены в настоящий Закон и направлены прежде всего на защиту прав взыскателя. Установленные в комментируемой статье сроки по своей природе являются сроками служебными. Никаких действенных процессуальных рычагов, позволяющих сторонам, участвующим в исполнительном производстве, эффективно воздействовать на их нарушителей, к сожалению, данный Закон не содержит.

В п. 1 ст. 13 Закона дана общая правовая норма, устанавливающая двухмесячный срок исполнения исполнительного документа. Этот срок исчисляется со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю. Такой порядок исчисления сроков ведет к волоките и нарушению прав взыскателя. Установленный п. 1 настоящей статьи срок должен исчисляться со дня поступления исполнительного документа в соответствующую службу судебных приставов, а не со дня его поступления судебному приставу-исполнителю.

Немедленному исполнению подлежат перечисленные в п. 2 ст. 13 Закона требования. Перечень этих требований не является закрытым. В подп. 3 п. 2 этой статьи говорится, что немедленному исполнению подлежат требования исполнительных документов и по другим делам, если немедленное исполнение требований предусмотрено исполнительным документом или Федеральным законом. Например, согласно ч. 3 ст. 135 АПК РФ немедленному исполнению подлежат решения о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также определения об утверждении мирового соглашения.

1.2. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

Исполнительные документы должны быть предъявлены к исполнению в установленные законом сроки. Нарушение этих сроков влечет возвращение исполнительного документа без исполнения (ст. 10 Закона).

Все сроки, указанные в п. 1 ст. 14 Закона, определены периодом времени, поэтому предъявление исполнительных документов к исполнению может быть совершено в течение всего указанного в законе периода.

Специальные правила действуют в отношении сроков предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и др.). Такие исполнительные документы сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. Аналогичный порядок действует и в отношении нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов. Введение в Закон таких правил объясняется длящимся характером указанных правоотношений. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению по подобного рода делам исчисляются тоже своеобразно - для каждого платежа в отдельности.[3]

В п. 2 ст. 14 подробно излагается вопрос о начале течения сроков предъявления исполнительных документов к исполнению.

Особое внимание следует обратить на содержание подп. 1 рассматриваемого пункта.

Течение трехлетнего срока, установленного для предъявления исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и шестимесячного срока, установленного для предъявления исполнительных листов, выдаваемых на основании актов арбитражных судов, начинается со дня вступления судебного акта в законную силу. Если должник обращался в суд с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения судебного акта либо о восстановлении срока, пропущенного для предъявления к исполнению исполнительного документа, то течение указанных сроков начинается со дня вынесения определения о восстановлении срока, пропущенного для исполнения исполнительного документа.

В тех случаях, когда судебный акт в силу закона подлежит немедленному исполнению, сроки предъявления исполнительного документа к исполнению начинают исчисляться со следующего дня после дня его вынесения.

Решения Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов не относятся к судебным актам (см. ст. 1 настоящего Закона). Исполнительные листы на основании решений этих органов выдают суды общей юрисдикции и арбитражные суды. О выдаче (отказе в выдаче) исполнительного листа суд должен вынести определение. При предъявлении к исполнению исполнительных листов, выданных судом общей юрисдикции или арбитражным судом на основании решения Международного коммерческого арбитража или других третейских судов, установленный подп. 2 п. 1 настоящей статьи шестимесячный срок должен исчисляться со дня вступления в законную силу определения суда общей юрисдикции или арбитражного суда о выдаче исполнительного листа.

Согласно ч. 2 ст. 125-1 ГПК судебный приказ имеет силу исполнительного документа. Взыскание по нему производится по истечении 10-дневного срока после выдачи приказа. Исходя из этого, течение трехлетнего срока, установленного для его предъявления, начинается по истечении 10-дневного срока со дня выдачи приказа, а не со дня его вынесения.

При предъявлении к исполнению требований, указанных в подп. 3 п. 1 ст. 14 Закона, шестимесячный срок исчисляется со дня возвращения исполнительных документов банком или иной кредитной организацией взыскателю или направления судебному приставу-исполнителю.

Течение трехмесячного срока предъявления постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, начинается со дня вынесения соответствующего постановления.

По всем другим исполнительным документам, указанным в п. 1 настоящей статьи, срок предъявления к исполнению исчисляется со следующего дня после дня их выдачи, если иное не установлено Федеральным законом.

1.3. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению

В ст. 15 Закона решены три важных вопроса: об основаниях перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению; о возобновлении прерванного срока и его правовых последствиях; об исчислении срока предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва.

Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению означает, что время, истекшее до возникновения обстоятельств, послуживших основанием для перерыва, в расчет не принимается. После перерыва течение этого срока начинается снова на весь период, предусмотренный в законе для данного исполнительного документа.

В ст. 15 установлены два основания для перерыва течения срока предъявления исполнительного документа к исполнению: а) предъявление исполнительного документа к исполнению; б) частичное исполнение исполнительного документа должником. В первом случае необходимо, чтобы исполнительный документ был предъявлен в службу судебных приставов в установленный срок и в порядке, предусмотренном законом. В отличие от ранее действующего законодательства (ст. 346 ГПК), по новому Закону перерыв срока предъявления исполнительного листа к исполнению в результате частичного исполнения исполнительного документа наступает независимо от того, являются ли стороны физическими или юридическими лицами.[4]

Течение прерванного срока всегда возобновляется, но истекшее до перерыва срока время в новый срок не включается. Таким образом закон надежно гарантирует защиту прав взыскателя в исполнительном производстве.

Правовая норма, содержащаяся в п. 3 настоящей статьи, регламентирует порядок исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения. В такой ситуации указанный срок исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

В соответствии с п. 1 ст. 9 настоящего Закона судебный пристав-исполнитель обязан принять исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо от взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 настоящего Федерального закона.

В п. 1 ст. 16 Закона говорится о правовых последствиях пропуска срока предъявления исполнительного документа к исполнению. В случае истечения этого срока судебный пристав-исполнитель не принимает исполнительные документы к своему производству. О возврате исполнительного документа судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление, копия которого должна быть направлена взыскателю, в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ (п. 2 ст. 10 Закона).

Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт. Право на обращение в суд с заявлением о восстановлении этого срока предоставлено только взыскателю. Такое право, по нашему мнению, имеет и правопреемник взыскателя. Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, т.е. исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам, перечисленным в ст. 7 настоящего Закона, пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Восстановление пропущенных сроков возможно, если они были пропущены по уважительным причинам. Об этом заявитель должен указать в заявлении на имя суда и представить доказательства, подтверждающие их.

Заявление рассматривается судом в судебном заседании с извещением взыскателя и должника о времени и месте судебного разбирательства. Их неявка не может быть препятствием к рассмотрению поставленного перед судом вопроса. По итогам рассмотрения заявления суд выносит определение. На определение суда об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть подана жалоба.

При отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта речь идет об изменении срока его исполнения. Вместе с тем эти понятия необходимо отличать друг от друга. Отсрочка исполнения судебного акта или акта другого органа - перенесение срока исполнения с одной, установленной законом или судом, иным органом, даты на другую, установленную судом либо другим органом, принявшим решение. При рассрочке же исполнения судебного акта или акта другого органа должнику предоставляется право исполнить возложенную на него обязанность не в целом в какой-то точно установленный законом или принявшим решение органом срок, а по частям, причем для исполнения каждой части устанавливается самостоятельный срок, определяемый конкретной датой или периодом времени.

Об изменении способа и порядка исполнения исполнительного документа речь идет в тех случаях, когда один вид исполнения заменяется другим. Например, обязанность по передаче имущества заменяется взысканием с ответчика денежной суммы.

Отсрочка либо рассрочка исполнения судебного акта или акта другого органа, изменение способа и порядка его исполнения допустимы только в тех случаях, когда это связано с имущественным положением сторон, болезнью должника или с другими заслуживающими внимание обстоятельствами. Решая этот вопрос, суд или другой орган должен считаться с интересами взыскателя.

Право отсрочить или рассрочить исполнение судебных актов и актов других органов, изменить способ и порядок их исполнения предоставлено только суду или другому органу, выдавшему исполнительный документ. С соответствующим заявлением в указанные органы вправе обратиться лишь перечисленные в ст. 18 настоящего Закона лица: 1) судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению сторон; 2) сами стороны.

Порядок рассмотрения и разрешения судом или другими органами вопросов об отсрочке, рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов, а также об изменении порядка и способа их исполнения в настоящем Федеральном законе остался не урегулированным. В отношении актов судов общей юрисдикции и актов арбитражных судов эти вопросы должны решаться в соответствии со ст. 207 ГПК РСФСР и ст. 205 АПК РФ. Так, например, согласно ч. 2 ст. 207 ГПК заявления об отсрочке или рассрочке исполнения решения, а также об изменении способа и порядка его исполнения рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не может стать препятствием для разрешения поставленного вопроса. На определение суда по вопросу об отсрочке или рассрочке исполнения решения, а также об изменении способа и порядка его исполнения может быть подана частная жалоба или принесен протест. Аналогичным образом решается этот вопрос и в ст. 205 АПК РФ. Приведенное выше правило демократично по своему содержанию, надежно гарантирует защиту прав участников исполнительного производства и может быть по аналогии использовано и другими органами, имеющими право рассматривать перечисленные выше вопросы.[5]

В действующем АПК РФ не установлены сроки рассмотрения ходатайств и заявлений о приостановлении, отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменения способа или порядка его исполнения. Согласно п. 3.12 Регламента арбитражных судов эти ходатайства и заявления должны рассматриваться арбитражным судом в кратчайшие сроки. Контроль за их соблюдением осуществляется председателем арбитражного суда.

1.4. Сроки приостановления исполнительного производства

Определить четко, когда отпадут обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий, сразу применительно ко всем основаниям приостановления невозможно в связи с разнородностью этих обстоятельств. Специфика фактов, с наступлением которых приостановленное исполнительное производство должно быть возобновлено, предопределяется особенностями и спецификой обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

Так, например, если исполнительное производство было приостановлено в связи со смертью должника, то в приостановленном состоянии оно должно находиться до определения правопреемников умершего. Только после их определения будут устранены обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий, и станет ясно, кто конкретно должен исполнить исполнительный документ. Исполнительное производство, приостановленное в связи с оспариванием исполнительных действий или подачей жалобы на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя должно быть возобновлено после окончательного рассмотрения вопроса по существу компетентным органом и т.д.

По общему правилу приостановленное исполнительное производство возобновляется после прекращения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

При применении подп. 3 п. 1 ст. 22 Закона необходимо иметь в виду, что перечень оснований для приостановления исполнительного производства подробно изложен в ст. 20, 21 Закона. Подача должником ходатайства об отмене мер по обеспечению иска, либо жалобы на определение суда по обеспечению иска, на основании которого выдан исполнительный лист, или заявления о пересмотре этих, как и других, судебных актов в порядке судебного надзора по действующему закону не является основанием для приостановления исполнительного производства.

В п. 2 ст. 22 Закона определены лица, имеющие право требовать возобновления исполнительного производства, и суд, уполномоченный возобновить его.

Применение п. 3 на практике будет вызывать значительные затруднения, поскольку законом не определены обстоятельства, при которых суд может сократить установленные в ст. 22 Закона сроки. По нашему мнению, это правило не может применяться ко всем случаям обязательного, а также к некоторым случаям факультативного приостановления исполнительного производства (например, в случаях, указанных в подп. 1, 5, 6 ст. 21 Закона).

Глава 2. Сроки, предусмотренные для различных участников исполнительного производства

2.1. Сроки, предусмотренные законом для судебного пристава-исполнителя

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" установлен общий срок совершения исполнительных действий - два месяца со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю. На практике это требование часто нарушается, в том числе и вследствие большой нагрузки судебных приставов-исполнителей. Можно согласиться с выводом о необходимости, в целях дополнительной защиты прав взыскателя, дополнить Закон об исполнительном производстве нормой, что моментом исчисления срока совершения исполнительных действий должен быть не момент поступления исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, а момент поступления его в подразделение судебных приставов.[6]

Законом от 21 июля 1997 г. особо охраняются интересы отдельных категорий граждан. Так, немедленному исполнению подлежат требования исполнительных документов: о взыскании алиментов, заработной платы или иной платы за труд в пределах платежей, исчисленных за один месяц, а также о взыскании всей суммы долга по этим выплатам, если исполнительным документом предусмотрено ее немедленное взыскание; о восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного или переведенного работника; по другим делам, если немедленное исполнение установлено исполнительным документом или федеральным законом. Такие случаи предусмотрены, например, в ст.211 ГПК, где указывается, что суд или судья может обратить к немедленному исполнению полностью или в части решение о присуждении платежей в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; о присуждении вознаграждения, причитающегося автору за использование его авторского права, автору открытия, изобретателю, имеющему авторское свидетельство, за использование его изобретения, автору рационализаторского предложения за его предложение и автору промышленного образца, имеющему свидетельство, за использование этого образца; по всем другим делам, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или самое исполнение может оказаться невозможным.

2.2. Сроки, предусмотренные законом для иных участников исполнительного производства

В данную группу могут быть включены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению (ст.14 Закона от 21 июля 1997 г.).

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет.[7]

В срок до шести месяцев предъявляются листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов и решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, а также оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания.

Удостоверения комиссии по трудовым спорам и постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предъявляются в течение трех месяцев.

Сроки предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению исчисляются при предъявлении к исполнению: исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов - со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определения о восстановлении срока, пропущенного для предъявления исполнительного документа к исполнению, а в случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению, - со следующего дня после дня его вынесения; судебных приказов - по истечении 10-дневного срока со дня их выдачи; оформленных в установленном порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания - со дня возвращения их банком или иной кредитной организацией взыскателю или направления судебному приставу-исполнителю; постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, - со дня вынесения соответствующего постановления.

По другим исполнительным документам срок предъявления к исполнению исчисляется со следующего дня после дня их выдачи, если иное не установлено федеральным законом.

Исполнительные документы о взыскании периодических платежей (алименты, суммы возмещения вреда, причиненного здоровью, и т.д.) сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. Такой же порядок действует и в отношении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов. В этих случаях сроки предъявления исполнительных документов к исполнению исчисляются для каждого платежа в отдельности.

В ст.15 Закона от 21 июля 1997 г. предусмотрена возможность перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению в двух случаях: предъявление исполнительного документа к исполнению; частичное исполнение исполнительного документа должником.

После перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению течение срока возобновляется. Время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается. При возвращении исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Если срок предъявления исполнительного документа был пропущен, то, по общему правилу, исполнительные документы, по которым истек срок предъявления их к исполнению, судебным приставом-исполнителем к производству не принимаются, о чем им выносится соответствующее постановление. Однако в п.2 ст.16 Закона от 21 июля 1997 г. предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока. В данном случае действует такое правило: взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт. Для принятия судом положительного решения необходимо наличие уважительных причин (болезнь, нахождение в командировке и т.д.). Но по другим исполнительным документам пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

2.3. Сроки, установленные судебным приставом-исполнителем для совершения отдельных исполнительных действий

В Законе от 21 июля 1997 г. предусматривается возможность по усмотрению судебного пристава-исполнителя определять процессуальные сроки для совершения отдельных исполнительных действий. Обычно даются максимальные границы процессуального срока, а задача судебного пристава-исполнителя - установить в этих рамках более точный процессуальный срок с учетом конкретных обстоятельств. Например, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства; при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней по заявлению должника или по собственной инициативе; изъятие арестованного имущества с передачей его для дальнейшей реализации производится в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, по истечении пяти дней после наложения ареста.

Глава 3. Сроки по Закону об исполнительном производстве нереальны

Практика показала, что отдельные его положения, находящиеся в противоречии с другими законодательными актами, создают трудности в их применении и, как следствие, порождают различные нарушения.

В качестве примера можно привести положения п.1 ст.13, согласно которым исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в исполнительном документе, осуществлены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок. Эти положения сплошь и рядом не соблюдаются.

В соответствии с п.3 ст.9 Закона судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе. Этот срок не может превышать пяти дней.

Пункт 3 ст.46 Закона обязывает налоговые органы в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю информацию о наличии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.

Согласно п.1 ст.51 Закона арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно же п.1 ст.54 Закона реализация арестованного имущества осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста. Аналогичный срок реализации предусмотрен и п.1 ст.63.

Простое арифметическое сложение всех предусмотренных Законом сроков свидетельствует о невозможности соблюдения требований п.1 ст.13 Закона относительно завершения всего исполнительного производства в двухмесячный срок.

Необходимо также принять во внимание, что в развитие постановления Правительства РФ от 27 мая 1998 г. был издан приказ Министра юстиции РФ от 3 июля 1998 г. об утверждении "Временной инструкции о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолжности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников".

Инструкцией предусмотрены отдельные сроки реализации прав требований, отнесенных законодателем к имуществу второй очереди. Остается только гадать, как судебный пристав-исполнитель сможет выполнить требования п.1 ст.13 Закона, если денежных средств после реализации прав требований окажется недостаточно для полного погашения требований взыскателя по исполнительным документам. Дело в том, что в рамках все того же исполнительного производства ему придется поэтапно налагать арест на имущество должника второй и третьей очереди и принимать меры к его реализации в соответствии с п.1 ст.54 опять же в двухмесячный срок.

Если учесть, что основная масса жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, рассматриваемых судебными органами, касается нарушений сроков проведения исполнительных действий, то можно говорить о настоятельной необходимости пересмотреть сроки и внести соответствующие изменения в ст.13 Закона.

В настоящее время не предусмотрен внесудебный порядок (механизм) отмены постановлений пристава-исполнителя. Их можно обжаловать только в суд. Это обстоятельство не только значительно увеличивает продолжительность реального исполнения, но и приводит к увеличению нагрузки на судебные органы, что, в конечном счете, влечет за собой поступление большого количества жалоб от граждан и организаций (на действия как судей, так и приставов-исполнителей).

Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо опять обратиться к прежней "Инструкции об исполнительном производстве" от 15 ноября 1985 г., которая предусматривала, что при передаче исполнителем взыскателю имущества в натуре последний должен был внести на депозитный счет денежную сумму в размере 5% от стоимости имущества для выплаты исполнителю премиального вознаграждения. Если учесть, что сумма сбора включает в себя как денежные средства, направляемые в бюджет, так и средства, поступающие во внебюджетный фонд развития исполнительного производства, из которого возможна выплата премиального вознаграждения приставу-исполнителю, то данное положение Инструкции было бы актуальным для применения в настоящее время. К сожалению, оно не нашло закрепления в Законе "Об исполнительном производстве".

Заключение

Важным условием обеспечения законности и эффективной реализации прав граждан и организаций в исполнительном производстве является соблюдение процессуальных сроков.

Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.

Можно выделить такие разновидности процессуальных сроков: предусмотренные законом для судебного пристава-исполнителя и иных участников исполнительного производства; установленные судебным приставом-исполнителем для совершения отдельных исполнительных действий.

Список источников и литературы

1.     Всеобщая декларация прав человека. Утв. и провозглашена Ген. Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. // Российская газета от 10 декабря 1998 г.

2.     Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосованием 12 декабря 1993 года

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301. (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г.).

4.     Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002г. №46.Ст. 4532.

5.     Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями от 24 декабря 2002 г., 10 января, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г., 12 октября, 27 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3591

6.     Гражданское право: Том 1. Учебник. Издание пятое, перераб. и доп. / под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000. - 632с.

7.     Гражданское право: Учебник /Под ред. С.П. Гришаева. - М.: Юристъ, 1998.

8.     Конституция РФ, Комментарий. /Под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 1998.

9.     Исполнительное производство / Валеев Д.Х., Ганеев Р.Р., Загидуллин М.Р. и др.. - С.-Пб.; Питер, 2002.

10.            Исполнительное производство: Учебник: Практикум / Викут М.А., Исаенкова О.В.. - М.; Юристъ, 2001.

11.            Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об исполнительном производстве". М.: Юридическое бюро "Городец", 2000. 345 с.

12.  Приостановление исполнительного производства как стадия исполнительного процесса (А.А. Максуров, "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2002 г.)

13.  Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве (Д.А. Марданов, "Адвокат", N 1, январь 2005 г.)

14.            Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" и к Федеральному закону "О судебных приставах". М., 1999

15.            Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" / Под ред. М.К. Юкова, В.М. Шерстюка. М., 2001

16.            Викут М.А., Исаенкова О.В. Исполнительное производство: Учебник. Практикум. М., 2001

17.            Кузнецов В.Ф. Система исполнительного производства (вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.

18.  Исполнительное производство: отрасль российского права или стадия процесса? (А.Т. Боннер, "Законодательство", N 8, август 2004 г.)


[1] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями от 24 декабря 2002 г., 10 января, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3591

[2] Исполнительное производство: отрасль российского права или стадия процесса? (А.Т. Боннер, "Законодательство", N 8, август 2004 г.)

[3] Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об исполнительном производстве". М.: Юридическое бюро "Городец", 2000.

[4] Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об исполнительном производстве". М.: Юридическое бюро "Городец", 2000.

[5] Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об исполнительном производстве". М.: Юридическое бюро "Городец", 2000.

[6] Викут М.А., Исаенкова О.В. Исполнительное производство: Учебник. Практикум. М., 2001

[7] Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" / Под ред. М.К. Юкова, В.М. Шерстюка. М., 2001