Содержание
Введение..................................................................................................... 3
1. Понятие должностных разоблачений................................................... 4
2. Виды должностных разоблачений; квалификация и ответственность 5
2.1. Превышение должностных полномочий....................................... 5
2.2. Отказ в предоставлении информации федеральному собранию РФ
или счётной палате РФ................................................................... 6
2.3. Присвоение полномочий должностного лица............................... 8
2.4. Незаконное участие в предпринимательской деятельности......... 9
2.5. Получение взятки.......................................................................... 10
2.6. Дача взятки................................................................................... 13
2.7. Служебный подлог....................................................................... 14
2.8. Халатность.................................................................................... 15
3. Трудности и проблемы служебных разоблачений............................ 17
Заключение.............................................................................................. 18
Литература............................................................................................... 19
Введение
На протяжении всей своей жизни человек очень часто оказывается перед моральным выбором: делать или не делать. Как он поступит во многом зависит от уровня его сознания, социального развития, уважения к собственной личности, обществу и государству в целом. Выбор человеком определенного поведения – это, как правило, результат воздействия на личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.
Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.
Целостная, динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Человек, в своем поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них.
В настоящее время материальные ценности в нашем обществе приобрели большее значение нежели моральные. И в таких условиях поведение человека, в первую очередь, зависит от его моральных устоев.
Актуальность данной темы является в том, что количество должностных разоблачений с каждым днем растет. Это происходит от того, что должностные лица так или иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране. А это влечет за собой довольно плачевные последствия, - как подрыв общественного порядка в стране, что в свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом.
1. Понятие должностных разоблачений
Должностные разоблачения как общественное явление существуют во всех странах современного мира, однако в разных странах мира до сиз пор не дано единого определения понятию должностных разоблачений.
Должностные преступления и разоблачения – проблема, с которой сталкиваются во всем мире. Западные ученые определяют должностные разоблачения тремя различными способами. Одни называют их «разоблачения белых воротничков». Такое понятие впервые ввел в 1939г. американский ученый Саселан. Оно предполагает стремление уважаемых обществом и обладающих довольно высоким социальным и экономическим положением людей к получению в процессе исполнения служебных обязанностей выгоды незаконными способами, при котором нарушаются нормы уголовного права.
На Западе социальный класс «белых воротничков» выделяется по профессиональному критерию: относящиеся к нему люди занимаются умственным трудом, это в основном правительственные чиновники, судебные чиновники, юристы, преподаватели, врачи, менеджеры предприятий и другие служащие высокого уровня.
Как видно, особенностью тем не менее «разоблачений белых воротничков» является руководящее положение преступников в политике и экономике и то, что они используют свое служебное положение при совершении преступлений. Другие называют эти разоблачения «служебными». Это происходит потому, что на Западе уголовное право определяет субъектов этих разоблачений как государственных служащих. Впервые понятие служебных разоблачений было введено в Великобритании в середине 19 века.
В США работников правительственных органов называют «государственными служащими», а во Франции так называют правительственных чиновников. Третьи называют должностные разоблачения «разоблачениями общественного положения». При этом под «общественным положением» имеются в виду должностные полномочия. Другими словами, обладатель «общественного положения» должен заниматься государственной службой. Тем не менее государственная служба подразумевает работу по управлению государством и обществом. Особенностями государственной деятельности являются: ее властный, управленческий и принудительный характер. Разоблачения, лишенные вышеперечисленных особенностей, не являются «разоблачениями общественного положения».
2. Виды должностных разоблачений; квалификация и ответственность
2.1. Превышение должностных полномочий.
Превышение должностных полномочий - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства[1].
Объективная сторона разоблачения состоит из трех признаков: а) общественно опасного действия, явно выходящего за пределы полномочий, предоставленных должностному лицу законом; б) общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связи между общественно опасными последствиями и преступными действиями.
Закон не указывает конкретных форм превышения должностных полномочий, так как сфера действия государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений чрезвычайно широка, а должностные лица этих органов наделены весьма разнообразными полномочиями. Обобщение судебно-следственной практики позволяет назвать такие формы превышения должностных полномочий, когда должностное лицо совершает действия:
1) входящие в компетенцию другого должностного лица данного ведомства (контролер исправительно-трудового учреждения водворяет нарушителя режима в штрафной изолятор, в то время как это может сделать только начальник или дежурный помощник);
2) входящие в компетенцию должностного лица другого ведомства (инспектор охотобщества, подозревая гражданина в том, что он охотился без соответствующего разрешения, производит обыск его автомашины);
3) которые могли быть совершены только коллегиально;
4) хотя и входящие в его компетенцию, но которые оно могло совершить при наличии указанных в законе или ином нормативном акте условий.
С субъективной стороны превышение должностных полномочий – это умышленное действие. Лицо осознает общественно опасный характер совершаемого действия, явный характер выхода за пределы предоставленных полномочий, осознает, что его поведение идет вразрез с направлением деятельности того учреждения, где оно работает; предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства именно вследствие совершения им явно выходящих за пределы его компетенции действий; желает или сознательно допускает наступление указанных последствий либо относится к ним безразлично, т.е. совершает действие с прямым или косвенным умыслом.
2.2. Отказ в предоставлении информации федеральному собранию РФ или счётной палате РФ.
Разоблачение образует неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации, а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.
Обязательным признаком разоблачения является предмет – это информация в виде документации, материалов. В свою очередь, это могут быть самые разнообразные справки, отчеты, материалы финансовых проверок и т.п. Документы в отличие от материалов, должны иметь соответствующие реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т.д.).
Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание или Счетная палата. Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации установлена, если за такой информацией обращается только Федеральное Собрание или Счетная палата. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы имеют право при обращении в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации получать информацию по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью. В свою очередь должностные лица обеспечивают депутата такой информацией безотлагательно независимо от степени секретности документов или материалов в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне. В соответствии со сложившейся практикой к предметам данного разоблачения относятся и находящиеся в делах государственного учреждения, предприятия или организации частные документы.
Все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения е деятельности. Равно все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять Счетной палате по требованию необходимые документальные подтверждения, операции и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения, организации обязаны предоставлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними. Характер запрашиваемой Счетной палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянным действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ.
Разоблачение может быть как от результатов действия, так и результатов бездействия. Оно имеет формальный состав. Разоблачение считается оконченным с момента совершения соответствующего действия (бездействия).
С субъективной стороны – это умышленное преступление. Оно совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что неправомерно отказывает в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ, будучи обязанным сделать это, либо уклоняется от предоставления информации, либо предоставляет неполную или ложную информацию и желает этого.
Субъектом разоблачения является должностное лицо, в чьи обязанности входит предоставление информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ. Таким образом, кроме обязательных признаков должностного лица, на субъекта должна быть возложена обязанность предоставлять такую информацию.
2.3. Присвоение полномочий должностного лица.
Объективную сторону разоблачения составляют: а) присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим определенных действий; б) наступление общественно – опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; в) причинная связь между наступившими последствиями и совершенными действиями[2].
Преступное поведение в этом разоблачении складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем и может осуществляться по-разному (лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий; использует форменную одежду для совершения желаемых действий; представляет подложный документ.
Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет законных оснований выполнять его полномочия, и не смотря на это использует его права и обязанности по осуществлению организационно - распорядительных, административно -хозяйственных функций или функций представителя власти. Равно никакое должностное лицо не поручало ему осуществлять полномочия должностного лица. Для данного разоблачения требуется присвоение полномочий именно должностного лица. Присвоение лицом звания специалиста и совершения в связи с этим каких-либо действие не образует рассматриваемого разоблачения.
Присвоение должностных полномочий осуществляется для совершения определенных действий. Такие действия могут быть очень разными, но они всегда неправомерны, общественно опасны и по сути своей являются правонарушением.
2.4. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Незаконное участие в предпринимательской деятельности, означает учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
Установление уголовной ответственности за названные действия в УК РФ имеет своим основанием запрет государственным служащим (к каковым относятся и должностные лица) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. Государственный служащий - должностное лицо также обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.
Эти же ограничения (равно как и другие) распространяются на муниципальных служащих. Закон запрещает такую деятельность еще большой категории должностных лиц (судьям, прокурорским работникам, сотрудникам милиции, налоговой полиции, сотрудникам органов федеральной службы безопасности, таможенных органов и др.). Под предпринимательской деятельностью следует понимать любой вид деятельности предприятий, находящихся в муниципальной, частной собственности и собственности общественных организаций, связанной с извлечением доходов. Исключение составляют некоторые, названные в законе виды деятельности, которыми занимаются только государственные предприятия (например, изготовление наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, лекарственных препаратов, производство оружия, боеприпасов).
Объективную сторону разоблачения образует: а) незаконное учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо б) незаконное участие должностного лица в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, лично или через доверенное лицо.
2.5. Получение взятки
Получение взятки определено как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе[3].
Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими разоблачениями (в сфере экономики, должностными, экологическими, против правосудия и т.д.) и является одной из распространенных форм коррупции.
В законе полно раскрывается содержание предмета взятки. Это могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, акция, депозитный и сберегательный сертификаты, иное имущество (импортная техника, автомашины, мебель, драгоценные камни и металлы антиквариат и т.п.) или выгоды имущественного характера (например, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате санаторные путевки, туры проездные билеты, ремонтные строительные работы, бесплатный проезд на воздушном, водном и др. транспорте). Имущественная выгода извлекается также, когда ценная вещь продается за бесценок, выполненная для взяткополучателя оплачивается им лишь частично, он получает незаконную премию. Как взятничество оценивается неосновательное получение например, выгодной работы, фиктивных дипломов, трудовых книжек. Дорогостоящее бесплатное угощение должностного лица в ресторане, подарки также рассматриваются как взятка.
Получить взятку – это значит принять ее лично или через посредников. Если взятка передана лицу (положена в его письменный стол, в карман пальто), это еще не означает, что он принял ее. Если у должностного лица не было умысла на получение взятки, а обнаружив ее у себя, оно немедленно заявило об этом, вопрос об уголовной ответственности не возникает.
Способы получения взятки различны. Взятка может быть получена без какой бы то ни было маскировки либо в завуалированной форме (например, получение денег «взаймы» без отдачи; через родных, знакомых; в форме нотариально оформленного договора ; сберегательной книжки на предъявителя; бесплатного обслуживания в ресторанах; оплаты стоимости ремонта автомашины, принадлежащей взяткополучателю). При получении взятки не непосредственно, а через посредников следует установить, что должностное лицо воспринимает получаемую таким образом имущественную выгоду именно как взятку.
В законе названы исчерпывающие варианты действий (бездействия), во имя совершения которых дается взятка: а) они входят в служебные полномочия должностного лица (перемещение по службе, прием на работу и увольнение; б) лицо в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), т.е. может принять меры к совершению другими должностными лицами действий, желательных для взяткодателя (например, быстро получить лицензию, установить телефон). Использование при этом личных связей должностного лица не может рассматриваться как использование должностного положения; в) за общее покровительство со стороны должностного лица (незаслуженно представляет к премиям, необоснованно продвигает по службе, посылает в заграничные командировки), г) за попустительство по службе (оставляет без внимания, без наказания промахи, упущения, неквалифицированные действия, прогулы).
Выполнение обусловленного действия (бездействия) лежит за пределами состава разоблачения. Однако возможность выполнения этих действий (воздержание от них) обязательно должна быть обусловлена занимаемым должностным положением. Причем получатель взятки должен использовать в этих целях свое действительное, а не мнимое положение.
Условия получения имущественных выгод могут специально не оговариваться, однако участники разоблачения должны сознавать, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц.
Разоблачение признается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. При отсутствии такового налицо покушение на получение взятки. Взятка может быть получена как до совершения (воздержания) в интересах дающего того или иного действия (взятка – подкуп), так и после того, как это действие совершено (взятка – вознаграждение).
Взятка получается за совершение (воздержание) определенных действий в интересах взяткодателя или представляемых им лиц. Имеются в виду его близкие, друзья, организации, предприятия, чьи интересы он представляет.
2.6. Дача взятки
Дача взятки – это вручение должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно общее покровительство или попустительство по службе.
Предмет дачи взятки, характер действий (бездействия), за совершение которых дается взятка, такие же, как и при получении взятки.
Взятка должна быть \вручена только должностному лицу. По этому признаку от дачи взятки следует отграничивать разоблачения, предусмотренные ст. 184 и 201 УК РФ.
Взятка передается лично либо через посредника. Если взятка передается через посредника, то он подлежит ответственности за пособничество в даче взятки при условии осознания передачи именно взятки за совершение определенных действий (ст.34 и 291 УК РФ).
Посредником является лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя (взяткополучателя) непосредственно передает предмет взятки. При этом для квалификации не имеет значения, получил ли он от взяткодателя (взяткополучателя) вознаграждения за пособничество или нет.
Лицо, которое организует дачу (получения) взятки и одновременно выполняет посреднические функции, несет ответственность за соучастие в даче (получении) взятки. При этом вопрос о квалификации его действий должен решаться с учетом направленности его умысла, исходя из того, в чьих интересах, на чьей стороне, по чьей инициативе (взяткодателя или взяткополучателя) он действует.
Дача взятки признается оконченным преступлением с момента ее принятия должностным лицом. При даче взятки в несколько приемов передача хотя бы части обусловленной суммы является оконченным преступлением, а не покушением. Когда предлагаемая взятка должностным лицом не принята либо отвергнута, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.
2.7. Служебный подлог
Служебный подлог - внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности[4].
В качестве предмета разоблачения закон называет официальные документы. Под официальным документом следует понимать исходящий от соответствующих учреждений, предприятий, организаций письменный акт, удостоверяющий факты или события, имеющие юридическое значение. Такие документы содержат необходимые реквизиты и должны быть подписаны должностным лицом. Например, к официальным документам, как к предмету служебного подлога по конкретным делам были отнесены приказы, трудовые соглашения, издательские договоры, товарно-транспортные накладные, наряды о выполнении работ, бестоварные накладные, копии финансового лицевого счета, Книги записи актов гражданского состояния. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу и может рассматриваться как официальный после его подписания должностным лицом соответствующего учреждения и в соответствующем порядке.
Документы, исходящие из коммерческих структур, различных некоммерческих организаций, не относящихся к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, не являются предметом служебного подлога.
2.8. Халатность
Халатность, – это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации либо охраняемых законом интересов общества или государства.
С объективной стороны халатность характеризуется: а) неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного к ним отношения; б) существенным нарушением прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) наличием причинной связи между указанными вредными последствиями и неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей[5].
Неисполнение должностным лицом своих обязанностей означает его бездействие при наличии обязанности действовать, т.е. выполнять определенные функции, вытекающие из его должностных полномочий. Если лицо не совершает действий, которые не входят в круг его обязанностей, оно не может отвечать за халатность.
Ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей – это выполнение их «спустя рукава», несвоевременно, неправильно, неточно (например, начальник лаборатории поручает неквалифицированному сотруднику монтировать оборудование).
Оба эти проявления преступного деяния обычно соседствуют друг с другом и складываются из ряда актов неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Не исключается и единичное преступное действие (бездействие) (например, кассир потерял полученную в банке большую сумму денег).
Формы халатности разнообразны. Например, уголовную ответственность по ст. 293 УК РФ влечет ненадлежащее рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан. Оно может заключаться в непринятии мер к устранению выявленных недостатков и нарушений; несвоевременном без уважительных причин разрешении жалоб; неосуществлении контроля за исполнением принятого решения; других проявлениях бюрократизма. Ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей нередко приводит к недостаче, порче, утрате имущества. При этом халатность неправильно оценивается как хищение путем растраты.
3. Трудности и проблемы служебных разоблачений
В настоящее время получают повсеместное распространение изощренные формы коррупции в виде сговора должностных лиц различных категорий, инвестирования коммерческих структур за счет государственного бюджета, создание лжепредприятий, перевода государственного имущества в акционерные общества, создание связей с преступными сообществами с целью оказания давления на государственные и частные предприятия в своих интересах.
Кризисные явления в экономике страны, разбалансированность потребительского рынка и хозяйственного механизма являются «питательной» средой для проявления различных форм злоупотребления служебным положением, взяточничества, коррупции, которые выходят за рамки традиционных форм контроля, что требует от всех правоохранительных органов четких и скоординированных действий, направленных на их выявление и упреждение. Злоупотребление властью или служебным полномочиями как разоблачение таит в себе особую социальную опасность. Оно как и взяточничество является одним из наиболее распространенных должностных преступлений и всегда было связано с корыстным использованием должностным лицом своего служебного положения[6].
В подавляющем большинстве случаев злоупотребление служебным положением ведет к значительному материальному ущербу, который наносится государственной и общественной собственности. Как правило, оно переплетается с такими корыстными преступлениями, как взяточничество, хищения и другие преступления, посягающие на экономическую безопасность государства.
Заключение
В процессе раскрытия, расследования и предупреждения злоупотреблений властью или служебными полномочиями, а также связанными с ними иных разоблачений целесообразно учитывать следующее:
1. В сфере борьбы с должностными разоблачениями принципиальное значение имеет глубокое, всестороннее знание уголовно-правовой и криминалистической характеристик должностных преступлений.
2. Эффективность борьбы со злоупотреблением властью или служебными полномочиями во многом зависит от правильного определения круга обстоятельств, подлежащих выяснению и доказыванию по этой категории уголовных дел. Их систематизация позволяет, как показывает практика, успешно решать комплекс задач, которые возникают при расследовании злоупотреблений должностных лиц, получить необходимый объем доказательственной информации, обеспечит всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела.
3. Ввиду того, что основная масса уголовных дел о злоупотреблении властью или служебным положением возбуждалась, в том числе, и по контролирующих органов, в тактическом плане не имеет особого значения, с чего начать исследование обстоятельств, в частности, с допроса подозреваемых или свидетелей. Исходя из обстановки и конкретных обстоятельств дела, нужно наметить такие действия и организационные мероприятия, которые будут наиболее результативными при сборе и фиксации важнейших данных о злоупотреблении. Однако на первоначальном этапе расследования, как показывает следственная практика, с целью предотвращения возможного сокрытия следов преступления целесообразно по этим делам незамедлительно произвести осмотр и выемку документов, в которых отражены неправомерные действия должностного лица.
Литература
1. Большая книга по этикету. Издательство «Харвест», 2004, 712 с.
2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. Издательство «Финист», 2002, 208 с.
3. Петрунини Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. Издательство «Дело», 2004, 400 с.
4. Ричард Т. Де Джордж. Настольная книга бизнесмена: Деловая этика. Издательство «Прогресс, Рипол Классик», 2004, 736 с.
5. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента. Издательство «Дашков и К», 2005, 272 с.
6. Фритцше Дейвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. Издательство «Олимп-Бизнес», 2002, 336 с.
[1] Петрунини Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. Издательство «Дело», 2004, стр. 16
[2] Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента. Издательство «Дашков и К», 2005, стр. 83
[3] Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. Издательство «Финист», 2002, стр. 150
[4] Ричард Т. Де Джордж. Настольная книга бизнесмена: Деловая этика. Издательство «Прогресс, Рипол Классик», 2004, стр. 450
[5] Фритцше Дейвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. Издательство «Олимп-Бизнес», 2002, стр. 118
[6] Большая книга по этикету. Издательство «Харвест», 2004, стр. 519