Содержание
Введение..................................................................................................... 3
1. Система здравоохранения.................................................................. 4
1.1. Словарное определение термина «Система здравоохранения»... 4
1.2. Различные системы здравоохранения........................................... 5
1.3. Здравоохранение для обеспечения жизненных благ.................... 6
1.4. Управление здравоохранением...................................................... 8
2. Политика здравоохранения................................................................ 10
Заключение.............................................................................................. 18
Литература............................................................................................... 19
Введение
Медико-биологическая наука достигла в последнее время значительных успехов, и эти достижения все быстрее осваиваются на практике.
Приобрели широкое развитие международные связи в области здравоохранения, обмен опытом и научными знаниями, издание медицинской литературы, международные научные конгрессы и конференции, соглашения между многими государствами об объединении усилий в области медицины.
Как указывает Афанасьев В.Г. (1968), мир есть совокупность систем разных уровней, степени сложности, организации, значения, причем в неживой природе, растительном и животном мире; в обществе налицо специфические ряды целостных образований. Человек - социальная группа – класс - нация - государство - система государств - общество в целом представляют собой ступени организации общественных систем.
Для охраны и укрепления здоровья своих членов общество создает на любом этапе своего развития определенную совокупность учреждений, кадров, материальных и иных ресурсов, сложившихся и непрерывно совершенствующихся знаний и методов работы, выделяет определенную сферу или систему общественной полезной деятельности.
С этой точки зрения мы рассматриваем здравоохранение в наиболее общем виде как сложную общественную динамическую функциональную систему, которую человеческое общество на каждом этапе своего развития и в полном соответствии с достигнутым уровнем этого развития создает и использует для осуществления большого комплекса мероприятий, направленных на охрану и постоянное улучшение здоровья каждого человека и общества в целом, в частности на накопление научных медицинских знаний и использование их в целях широкой индивидуальной и общественной профилактики заболеваний, распознаваний и лечения болезней и увеличения продолжительности активной творческой жизни человека.
1. Система здравоохранения
1.1. Словарное определение термина «Система здравоохранения»
С прежних времен здравоохранение традиционно признавалось системой.
По словарному определению система – это определенный порядок в расположении и связи действий; форма организации чего-н.; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей; общественный строй, форма общественного устройства; наконец, совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое. В философском смысле система – это объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и др. частям занимают соответствующие им места.
Понятие системы определяет внутреннее наполнение и структуризацию обозначаемого им явления. Однако понятие системы не лишено и ограничительного смысла, отделяющего сферу упорядочения от неподдающегося систематизации окружающего пространства. Система позволяет обособить сферу однородностей и разграничить совокупности неоднородностей.
Сложившийся порядок отнесения к системе содержит Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, п.4 которого определяет систему Министерства здравоохранения Российской Федерации, в которую входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, районах и городах, учреждения, предприятия и другие организации государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, службы материально-технического обеспечения, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные этому министерству. Таким образом, понятие системности отнесено к подведомственности Министерству здравоохранения, но не к собственно здравоохранению. Понятию системы в ведомстве Министерства здравоохранения корреспондирует традиционное понятие отрасли[1].
1.2. Различные системы здравоохранения
Однако в прежнем значении отрасли народного хозяйства прекратили свое существование. Стал формироваться свободный экономический оборот – пространство товарообмена, не разграничиваемое рамками традиционных отраслей и развивающееся самостоятельно, без централизованного руководства, в порядке, не противоречащем закону. Наряду с учреждениями здравоохранения появились медицинские организации других организационно-правовых форм и принадлежности имущества, не подведомственные Министерству здравоохранения и не входящие в его систему. Ведомственное системообразование здравоохранения оказалось непригодным для складывающихся социально-экономических условий.
Учитывая различия в принадлежности имущества, Основы предусмотрели иной порядок системообразования в здравоохранении. Вместо единой системы Министерства здравоохранения выделены три системы здравоохранения (государственная – ст.12, муниципальная – ст.13 и частная – ст.14), как они поименованы в п.2 ст.41 Конституции РФ. При этом определения понятия системы здравоохранения Основы не приводят. Критерии организационного единства и сродства объектов систематизации тем самым не установлены.
Цель, преследуемая подобным делением, очевидна – обозначить границу публичной и частной собственности. Однако этим она не достигается – например, акционерное общество со стопроцентным участием публичного субъекта (государства или муниципального образования) может быть отнесено исключительно к частной системе здравоохранения, хотя по смыслу абз. 2 ст.12 и абз.1 ст.13 Основ это «иные предприятия, учреждения и организации» государственной и муниципальной систем здравоохранения[2].
1.3. Здравоохранение для обеспечения жизненных благ
Обеспечение доступности минимума жизненных благ составляет функцию публичных институтов. Удовлетворение запросов членов общества осуществляется каждым из них своей волей и в своем интересе – частным образом.
Отсюда здравоохранение как публичный институт призвано обеспечивать доступность минимума жизненных благ в области охраны здоровья.
По смыслу п.1 ст.41 Конституции РФ следует, что здравоохранение – это финансово-платежный институт в области охраны здоровья.
Понятие «здравоохранение», наряду с понятием «охрана здоровья», употребляется Основным законом применительно к финансово-платежным отношениям: медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (п.1 ст.41); в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения (п.2 ст.41).
А потому здравоохранение является распределительным механизмом, обеспечивающим обращение средств на установленные в государстве цели в области охраны здоровья.
По смыслу п.1 ст.41 Конституции РФ вытекает, что здравоохранение – это институт реализации государственных гарантий в области охраны здоровья.
Институт реализации государственных гарантий в области охраны здоровья является публичным, действует от лица государства и простирает свое действие на всю публичную сферу до муниципального уровня включительно.
Реализация государственных гарантий в области охраны здоровья является государственным полномочием, хотя осуществляется по преимуществу органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти и по общему правилу не обладают ее прерогативами. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (п.2 ст.132 Конституции РФ). Отсюда следует не только то, что передача подобных полномочий всегда ассоциирована с соответствующим финансированием их реализации, но и то, что их осуществление (в том числе выполнение государственных гарантий) всегда сопряжено с управлением материальными и финансовыми средствами, предназначенными для этих целей.
Собственно реализация государственных гарантий в области охраны здоровья происходит в хозяйственной сфере, будучи организационно и финансово обеспечиваема в сфере публичной. То, что граждане могут получить медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, предполагает, что соответствующая оплата будет произведена не гражданами, а за счет средств бюджета, страховых взносов, других поступлений. В публичной сфере осуществляется организация реализации государственных гарантий, которая происходит в хозяйственной сфере посредством управления финансовыми ресурсами.
Под контролем со стороны публичной сферы и/или в ней самой происходит формирование соответствующих средств, обращаемых на освоение в хозяйственной сфере. Соответствие хода и результатов их освоения в хозяйственной сфере целевому назначению контролируется в публичной сфере. В публичной сфере, ответственной за соблюдение государственных гарантий, осуществляется контроль достаточности финансовых ресурсов, распределение, направление и контроль освоения распределенных средств по целевому назначению.
В значении института реализации государственных гарантий здравоохранение являет собой механизм взаимодействия публичной и хозяйственной сфер в части организации удовлетворения потребностей граждан в области охраны здоровья. Однако в этом значении здравоохранение не охватывает сферу удовлетворения запросов граждан в этой области.
Обращает на себя внимание, что ни в одном случае Конституция не употребляет словосочетание «управление здравоохранением». Термин «здравоохранение» упоминается в Конституции РФ четырежды: в п.1 (применительно к учреждениям здравоохранения) и п.2 (применительно к системам здравоохранения) ст.41, в п/п «ж» п.1 ст.72 (применительно к координации вопросов здравоохранения в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ) и в п/п «в» п.1 ст.114 (применительно к проведению Правительством РФ единой государственной политики в области здравоохранения).
1.4. Управление здравоохранением
Управление здравоохранением, таким образом, состоит в проведении Правительством Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения в условиях координации вопросов здравоохранения в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Управление не сводится к законодательному оформлению компетенции публичного субъекта, которую от его лица реализуют органы управления, руководствуясь целесообразностью и текущей необходимостью. Управление – это не узаконенная свобода органов управления осуществлять властное поведение в отношении подвластных.
Управление – это формальная определенность отношений власти и подвластных в условиях предписанной меры поведения для власти и регулируемой свободы поведения подвластных.
В этой связи возникает вопрос о положении, характере и пределах управления здравоохранением в области охраны здоровья.
Управление здравоохранением имеет своим предметом, как это показано выше, распределение публичных финансовых ресурсов на цели реализации государственных гарантий в области охраны здоровья. Местом освоения этих ресурсов является сфера хозяйствования, товарообмена, экономического оборота в области охраны здоровья[3].
Система управления здравоохранением не осуществляет руководство сферой хозяйствования в области охраны здоровья. Сфера товарообмена, независимо от деления на секторы, формируется на основе экономической конъюнктуры в условиях регулирования правовыми актами. Регулирование осуществляется не органами управления, как это предлагает законопроект «О здравоохранении в Российской Федерации» (п.3 ст.5), а правилами. Если субъекты хозяйственной деятельности в области охраны здоровья соблюдают легальные правила участия в экономическом обороте, они осуществляют ее на свой страх и риск, без причастности к этому органов управления здравоохранением. Если же подобные правила ими не соблюдаются, это удел правоохранительной системы, а не системы управления здравоохранением. Требования системы управления в сфере хозяйствования помимо правил общеобязательной силы не являются правомерными. Управление в порядке субординации, свойственном самой системе управления, в сфере хозяйствования неприменимо.
Система управления здравоохранением в сфере товарообмена осуществляет размещение финансовых средств. Размещая их в одном из секторов, система управления влияет на его экономическое развитие. Размещая их у избранных субъектов хозяйствования, система управления способствует росту их благосостояния. Тем самым управление здравоохранением происходит посредством организации перераспределения финансовых ресурсов в сфере хозяйствования и спроса по финансовым вложениям. Такое управление осуществляется средствами координации и не находится в противоречии с характером отношений в оборотном пространстве.
2. Политика здравоохранения
Перечислим основные направления политики здравоохранения
Солидарность и справедливость в интересах здоровья - это право каждого гражданина, независимо от социального положения, на хорошее, доступное медицинское обслуживание. Обществу необходимо стремиться к снижению социальных различий, существующих в обществе. Необходимо поддерживать наиболее уязвимые группы населения: оказывать адресную социальную и медицинскую помощь малоимущим, создавать новые рабочие места, содействовать благотворительным организациям, улучшать материальное положение граждан.
Здоровье - начало жизни. К сожалению, в настоящее время, показатели здоровья новорожденных и детей дошкольного возраста ухудшаются. Это прежде всего зависит от социально-экономического положения семей, доступности и качества акушерско-гинекологической и педиатрической помощи. Не внедряются программы по поддержке молодых семей, отсутствует слаженная правовая их защита. Если обратить внимание на экономическое положение большинства молодых семей, то она просто катастрофическая, детские пособия смело можно назвать просто смешными. В детских дошкольных учреждениях необходимо обеспечить полноценное питание, квалифицированное медицинское обслуживание, уделять больше внимания санитарно-просветительной работе, заниматься вопросами медицинской профилактики, больше уделять внимания лечебной физкультуре, охват которой в настоящее время остается достаточно низким.
Здоровье детей и молодежи. Самая главная цель этого направления - увеличения количества молодых людей, ведущих здоровый образ жизни. Необходимо скоординировать действия учреждений здравоохранения, образования, средств массовой информации, общественных организаций, спортивных обществ и других служб по развитию навыков здорового образа жизни, в том числе через проект "Школа укрепления здоровья". Уделять внимание для самореализации детей и подростков в молодежных клубах, спортивных секциях и т.д. Необходимо увеличить ассигнования на строительство стадионов, спортивных площадок и залов, увеличить ассигнования для приобретения спортивного инвентаря в школах. Крайне важно противодействовать рекламе товаров, наносящих вред здоровью, вести активную разъяснительную, работу о вреде наркомании, алкоголизма и курения. Важно усилить работу по предупреждению нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем.
Здоровье населения трудоспособного возраста. Необходимо разработать и реализовать программы по снижению заболеваемости, производственного травматизма и временной утраты трудоспособности, обусловленной производственными факторами риска, программы занятости и роста доходов, программы направленные на безопасность условий труда и повышение благосостояния трудящихся.
Сохранение здоровья в пожилом возрасте. Путем совершенствования системы пенсионного обеспечения, строительство стационаров при муниципальных центрах социальной защиты, необходимо поддерживать жизнеспособный уровень пожилых людей. Важно создать адаптированные работе места для пенсионеров. В лечебных учреждениях, институтах, академиях, университетах организовать подготовку врачей по вопросам геронтологии. Обучить пожилых людей рациональному использованию лекарственных средств и не медикаментозных методов лечения.
Психическое здоровье. Следует совершенствовать работу психосоциальных служб, оказывающие помощь людям, имеющим проблемы с психологической адаптацией, что позволит им лучше справляться со сложными жизненными ситуациями. Необходимо шире развивать систему психологической и психотерапевтической помощи всем категориям населения. Особое внимание нужно обратить на развитие этого вида помощи таким категориям, как ветеранов войны и труда. Важно совершенствовать диагностику и лечение депрессивных состояний.
Снижение потерь в результате негативных случаев, травм и отравлений. Необходимо разработать и внедрить комплексные программы, направленные на снижение смертности и инвалидности в результате актов насилия и дорожно-транспортных происшествий. Ужесточать меры к водителям, управляющим транспортными средствами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Обучить работников УВД и ГИБДД методам неотложной медицинской помощи лицам, пострадавшим от насильственных актов и дорожно-транспортных происшествий. Усилить контроль за качество дорожного строительства. Необходим качественно новый подход к контролю за соблюдением правил техники безопасности на предприятиях строительства и сельского хозяйства. Увеличить ассигнования на эти цели.
Сокращение потерь здоровья в результате неинфекционных заболеваний. Наиболее эффективным в профилактике инфекционных заболеваний является предупреждение влияния факторов риска, таких как: курение, алкоголь, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни и ряд других. Следует расширить диапазон диагностической и профилактической деятельности в лечебных учреждениях по разработке и внедрению ранней диагностики онкопатологии и реализовать программы по диспансеризации и реабилитации лиц с хронической патологией. Развивать систему обучения лиц, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями путем улучшения санпросвет работы по разработанным для населения образовательным программам, шире использовать наглядную агитацию.
Меры по снижению инфекционной заболеваемости. Решающее значение приобретает создание широкой информационной сети по санитарному просвещению населения в вопросах заболеваний дизентерией, туберкулезом, гепатитом, ВИЧ инфекцией, сифилисом, гонореей, хламидиозом и т.д. Потребуются дополнительные финансовые средства на разработку и внедрение территориальных комплексных программ по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия в области, совершенствование и обновление средств диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний[4].
Здоровая и безопасная физическая среда. Для повышения качества питьевой воды и среды обитания необходимо усиление и ужесточение экологического контроля мерами дисциплинарного воздействия на промышленные предприятия и организации, выбрасывающие токсические вещества. Важно наладить экологическое воспитание и образование населения, руководителей предприятий и организаций по вопросам поддержания нормальной экологической обстановки. Нужно разработать эффективные технологии по утилизации и переработке отходов, улучшить работу действующих очистных сооружений.
Здоровый образ жизни. Для обеспечения существенного увеличения числа лиц, ведущих здоровый образ жизни, необходимы регулярное проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, поддержка спортивно-оздоровительных учреждений, с целью повышения их доступности для всех категорий населения. Необходимы образовательные и иные программы по повышению уровня знаний населения о здоровом образе жизни.
Снижение ущерба, причиняемого алкоголем, наркотиками и табаком. Необходимо на законодательном уровне запретить уличную и телевизионную рекламу алкогольной и табачной продукции, запретить курение в общественных местах, увеличить обязательные отчисления от налогов и акцизных сборов за реализацию алкогольной продукции и табака и направить их на цели, укрепляющие здоровье, и профилактику заболеваний. Важно более эффективно противодействовать росту употребления наркотических веществ и психотропных препаратов и создать специализированные реабилитационные службы для больных наркоманией и алкоголизмом[5].
Здоровые условия жизни - важнейший аспект здорового образа жизни. Для обеспечения здоровых условий жизни нужно улучшить жилищные условия населения, степень благоустройства жилых районов, обеспечить доступность жилья для всех граждан независимо от их социальной группы. Улучшить качество жилья, наладить надежную систему жизнеобеспечения, разработать проекты, учитывающие потребности людей с ограниченными физическими возможностями.
Ответственность за охрану здоровья населения. За профилактику заболеваний и укрепление здоровья населения несет ответственность не только здравоохранение, но и другие секторы общества. Необходимо создать Совет при главе Администрации области, в который должны входить представители всех организаций, от работы которых зависит здоровье нации. Это повысит эффективность их взаимодействия и работы, а также позволит создать систему ответственности и отчетности каждого сектора.
Совершенствование системы регионального здравоохранения. Для решения этой задачи необходимо шире развивать службы семейного врача, шире внедрять не медикаментозные методы лечения, развивать реабилитационные службы, и переориентировать всю систему здравоохранения со стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую. Необходимо создание служб по оказанию поддержки людям, желающим поменять свой образ жизни.
Улучшение качества медицинского обслуживания права пациентов. Данное направления в здравоохранении, прежде всего заключается в повышении качества диагностики и лечения больных, совершенствования системы контроля за качеством и безопасностью медицинской помощи в лечебно - профилактических учреждениях, а также внедрении высокоэффективных технологий диагностики и лечения[6].
Финансирование мероприятий на охрану и укрепления здоровья. Финансирование деятельности профилактики и охране здоровья населения в регионе обеспечивается не только учреждениями системы здравоохранения, но и другими ведомствами. Бюджет на эти цели определяется программой охраны здоровья населения, причём учитываются приоритетные направления в здравоохранении. Необходимо обеспечить бесперебойное финансирование минимальной гарантированной помощи, обосновать увеличение инвестиций на профилактические мероприятия и наиболее важные программы, способствующие улучшению здоровья населения области, перейти на подушевой принцип финансирования, согласно расходов экономистов.
Подготовка кадров для улучшения деятельности по охране здоровья. Задача этого направления заключается в повышении профессионального уровня специалистов медицинских и образовательных учреждений в области укрепления здоровья населения. Необходимо провести корректировку программы обучения студентов медицинских, педагогических и других учебных заведений. Включить в планы циклов усовершенствования врачей и средних медицинских работников вопросы по охране здоровья и здорового образа жизни.
Научные исследования, информация и анализ по вопросам охраны здоровья. Необходимо создание в области единого информационно - аналитического центра по вопросам охраны и укрепления здоровья. Это позволит не только обосновать и принимать решения, но и проводить аналитическую работу результатов деятельности, определять приоритеты финансирования и прогнозировать варианты дальнейшего развития.
Мобилизация потенциальных партнёров в интересах политики здравоохранения. Привлечение к охране здоровья общественных организаций и развитие сотрудничества между различными секторами общества, позволяет общественности более активно влиять на выработку решений в реализации оздоровительных программ. Международное и межрегиональное сотрудничество позволяет обмениваться опытом, информацией, новыми идеями, получать методическую и экспертную поддержку. Уже сегодня, в Смоленской области функционирует центр телемедицинских технологий, позволяющий получить любую консультативную помощь не только из центральных клиник России, но и из клиник ближнего и дальнего зарубежья.
"Политика и стратегия достижения цели здоровья для всех". Для практической деятельности, необходимо надёжное законодательное и нормативно-правовое обеспечение. Успешная реализация политики охраны здоровья - дело каждого жителя
В ближайший период приоритетными направлениями являются: безопасное материнство; дети-инвалиды; сахарный диабет; профилактика и лечение артериальной гипертензии; комплексная программа по усилению борьбы с преступностью; комплексность мер противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту; социальная поддержка и реабилитация инвалидов; неотложные меры борьбы с туберкулёзом; вакцинопрофилактика; предупреждению ВИЧ инфекции.
Заключение
Таким образом, термин «здравоохранение» не имеет легального определения, а в общепринятом смысле используется без единообразного понимания. Доктринальное толкование этого термина обнаруживает различные его значения.
В содержательном значении здравоохранение – это институт реализации государственных гарантий в области охраны здоровья с системной формой устройства.
Системой здравоохранения в узком, ограничительном смысле является устройство сферы управления здравоохранением как механизма распределения целевых финансовых средств на предоставление каждому члену общества декларированного государством минимума жизненных благ в области охраны здоровья. Системообразование в сфере управления здравоохранением происходит субординационным образом.
Системами здравоохранения в широком, разграничительном смысле называются секторы экономического оборота в области охраны здоровья. Системообразование в каждом из этих секторов происходит координационным образом.
Система управления здравоохранением и системы (секторы) экономического оборота объединены единым пространством области охраны здоровья, но не иерархической зависимостью. Организационная деятельность системы управления здравоохранением в любом из секторов экономического оборота заключается в распоряжении имеющимися публичными финансовыми ресурсами, изменяющем локальную экономическую ситуацию, для достижения необходимого эффекта.
Литература
1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Издательство «АСТ, Астрель», 2004, 256 с.
2. Ричард Б. Солтман, Буссе Р., Моссиалоса Э. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран. Издательство «Весь мир», 2002, 272 с.
3. Степашкин В. Энциклопедия современных заболеваний. Издательство «Феникс», 2004, 480 с.
4. Трушкина Л.Ю. Экономика и управление здравоохранением. Гриф МО РФ. Издательство «Феникс», 2005, 384 с.
5. Хапий Х.Х., Старченко А.А., Шифман Е.М. Правовые аспекты деятельности врача. Издательство «ИнтелТек», 2003, 344 с.
6. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. Издательство «Академический проект», 2003, 622 с.
[1] Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Издательство «АСТ, Астрель», 2004, стр. 12
[2] Трушкина Л.Ю. Экономика и управление здравоохранением. Гриф МО РФ. Издательство «Феникс», 2005, стр. 51
[3] Ричард Б. Солтман, Буссе Р., Моссиалоса Э. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран. Издательство «Весь мир», 2002, стр. 49
[4] Степашкин В. Энциклопедия современных заболеваний. Издательство «Феникс», 2004, стр. 213
[5] Черносвитов Е.В. Социальная медицина. Издательство «Академический проект», 2003, стр. 32
[6] Хапий Х.Х., Старченко А.А., Шифман Е.М. Правовые аспекты деятельности врача. Издательство «ИнтелТек», 2003, стр. 19