Содержание
Введение. 3
Биография Данте Алигьери. 4
Политический идеал Данте. 6
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
Всемирной славой овеяно имя великого итальянского поэта Данте Алигьери. Его творения знает весь цивилизованный мир. Их читают, переводят, изучают во всех концах земли; во многих европейских странах специально созданные общества ведут систематическую работу по собиранию, исследованию и популяризации его наследия, а юбилейные даты поэта становятся крупными событиями в жизни культурного человечества.
Семьсот лет назад, когда родился Данте, человечество стояло на пороге великих перемен. Близился грандиозный исторический переворот, изменивший весь облик европейского общества. На смену средневековому миру с его феодальным угнетением, анархией и разобщённостью, с засилием церкви шло общество свободных товаропроизводителей, время могущественных национальных государств.
Родина Данте – Италия – была страной, где впервые взошла заря возрождения. Природные богатства её земель, расположенных в центре средиземного бассейна, густая сеть рек, питающих её поля и сады и связываю, ценные ископаемые Апеннинского хребта – всё способствовало раннему экономическому подъёму Италии и сделало её самой развитой и цветущей из стран средневековой Европы. В глухие века раннего феодализма, когда европейские государства прозябали в условиях натурального хозяйства и средневековой замкнутости, в Италии росли города, развивались ремёсла и крепли торговые связи с заморскими восточными странами.
Биография Данте Алигьери
Данте Алигьери родился в мае 1265 года во Флоренции в семье Алигьери, относившейся к мелкой
флорентийской знати и жившей в скромном достатке. Корни его семьи идут от Каччагвиды,
который получил титул рыцаря от императора Коррадо II за свои заслуги в борьбе
против сарацин и погиб в Святой Земле во время крестового похода в
А слегка измененное со временем имя жены Каччагвиды – Альдигьери – стало именем их потомков.
Данте был женат на Джемме Донати и имел четверо детей: сыновей Джованни, Пьетро, Якопо и дочь Антонию.
Данте получил первооснову своих знаний в частной флорентийской школе, где учился по традиционной средневековой программе: тривиум (грамматика и риторика, что давало возможность читать средневековые латинские тексты и немного классические, диалектика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Так же он получил знания по истории, богословию, обрывки логики, географии и естествознания. Школьное образование, по сути, серьезным не являлось, а университета во Флоренции не было. Однако известно, что позже он посещал правоведческий факультет старейшего европейского университета в Болонье, а в зрелом возрасте Данте побывал в университете в Париже.
Этим образование будущего поэта не ограничивалось. У него был друг, Брунетто Латини, которого Данте считал своим учителем и наставником. Брунетто, нотариус, ученый и поэт, который во многом повлиял своими книгами и энциклопедией на своего младшего товарища.
Большое внимание Данте уделял самообразованию, много читая по-провансальски и по-французски, узнавая по этим книгам античные образы. Боккаччо в биографии Данте указывает на знакомство его с Вергилием, Горацием, Овидием, Стацием и другими знаменитыми поэтами. По мнению Боккаччо, из них Данте вынес то, что «совершенно невозможно быть поэтом без знакомства с историей и с нравственной и натуральной философии»[1].
Большую роль в жизни Данте сыграла его юношеская любовь к Беатриче Портинари (в замужестве деи Барде). Это неразделенное чувство, прошедшее через всю жизнь Данте, очень сильно повлияло на молодого человека и, в частности, способствовало его становлению как поэта. При жизни Биче Данте посвящал ей стихи для ее восхваления. Но его любовь не нашла ответа, Беатриче вышла замуж, а в возрасте 24 в 1290 году скончалась. Спустя три года после ее смерти, Данте собрал стихотворения, написанные им в 1283 – 1293 годах и наиболее связанные с Беатриче, снабдив их комментариями, логической связкой в прозе. Так появилась его книга «Новая жизнь». По ней можно проследить не только историю любовных переживаний автора, но и эволюцию его поэтического слога. Заканчивается книга обещанием Данте «сказать о ней [Беатриче] то, что никогда еще не говорилось ни об одной»[2]. "Божественная комедия", изначально и задуманная им, как прославление Беатриче, впоследствии развернулась в колоссальное произведение, далеко по своему содержанию и глубине мысли ушедшее от просто культа любимой поэта.
Политический идеал Данте
Основной работой, которая касалась политических воззрений
Данте, был трактат «Монархия» (ок. 1312-
Баткин пишет о том, что Данте мечтает об империи с Италией во главе и под управлением сильного монарха. Флорентиец пришел к этому идеалу не сразу. Как известно, вначале Данте был приверженцем папы, но позже, отойдя и от Черных гвельфов и от Белых, возлагал свои надежды на сильного императора, под властью которого объединится Италия. А лучшим вариантом государственного управления Данте считал императорский Рим. В поэме он неоднократно об этом упоминает. Например, его «великий старец», библейский образ, отождествляющий человечество, «к Риму, как к зерцалу, поднял веки»[3]. Церковь же, в идеале Данте, возродится, оставив свои посягательства на мирское правление.
Рассмотрим, что об этом Данте пишет в «Комедии», и на что он надеется.
Уже первые страницы «Божественной комедии», когда Данте заблудился «в сумрачном лесу»[4], можно трактовать как поиски политической истины. Симондс в своей книге «Данте, его время, его произведения, его гений» пишет о том, что «этот дикий, дремучий, неприступный лес… - есть верная картина не только смущения, в котором находилась душа поэта, но гражданской и политической смуты, царившей в его отечестве»[5]. Появляется Вергилий и говорит о том, что для того, чтобы найти истину (т.е. взойти на холм), Данте надо последовать за ним в загробный мир. И первым про политическое будущее страны заговаривает сам Вергилий, рассказывая, что победить волчицу (которая преградила путь Данте на холм) сможет только «славный Пес»[6]. По мнению критиков, волчица олицетворяла собой не только корыстолюбие, но и мирскую власть римской церкви. Пес – это избавитель, которого ждет Данте. Об этом правителе размышляет сам автор, после встречи с папой Адрианом V:
Будь проклята, волчица древних лет…
Идет ли тот, кто эту тварь изгонит?[7]
О том, что он точно придет, говорит «провиденьем познав»[8] в Земном Раю Беатриче:
Когда Пятьсот Пятнадцать, вестник бога,
Воровку и гиганта истребит[9]…
Гигант и воровка это аллегорические обозначения французского короля и церкви, которая погрязла в стяжательстве и от которой избавит мир Вождь. Среди первых критиков поэмы бытовало мнение, что цифры пятьсот пятнадцать в их римском варианте (DXV), будучи переставленными, давали слово Dux, то есть вождь. Но кто же он? Критика считает, что ожидания Данте весьма конкретны и речь идет об определенном лице. Но на этот счет существуют различные мнения. Возможно, за этим образом стоит личность Генриха VII, которого Данте очень любил и даже «оставил» для него место в Раю:
Воссядет дух державного средь вас
Арриго, что, Италию спасая,
Придет на помощь в слишком ранний час[10].
Но Арриго, то есть Генрих VII, умер, не успев реализовать надежд Данте. Симондс под великим освободителем видит некого Угуччионе делла Фаджиола. Но большинство склоняется к мысли, что под Veltro, поэт подразумевал Кане Гранде.
Кан Гранде де Скала (1291-1329) в раннем возрасте получил титул императорского викария в Вероне, был главой гибеллинской лиги в Ломбардии и «одним из наиболее сильных и никогда не изменявших своих убеждений поборником императорской власти в Италии»[11]. Однако он тоже не достиг никаких конкретных результатов. Данте, который после своего изгнания стал относится к гибеллинам с большим пониманием, не только верил в Кана Гранде, но даже жил при его дворе и посвятил ему третью часть своей поэмы. За то, что он подразумевал под Veltro и вождем-освободителем, говорят многие факты. Во-первых, имя Кан созвучно итальянскому Cane – собака. Во-вторых, Данте пишет о Ломбардце (то есть Бартоломео делла Скала - старшем и брате Кана) и его сильном последователе. Вероятно, это и есть сам Кан Гранде.
Твой первый дом в скитальческой судьбе
Тебе создаст Ломбардец знаменитый,
С орлом святым над лестницей в гербе.
С ним будет тот, кто принял в первый час
Такую мощь от этого светила,
Что блеском дел прославится не раз[12].
Также в пользу Кана Гранде говорят такие строки из «Комедии»:
Не прах земной и не металл двусплавный,
А честь, любовь и мудрость он [Пес] вкусит,
Меж войлоком и войлоком державный[13].
Эта последняя строка звучит по-итальянски tra feltro e feltro, что созвучно с местом расположения Вероны, то есть между городом Фельтро в Тревизанской марке и замком Монтефельтро в Романье.
А один из исследователей, как пишет М.А. Горбов, Дж. Пиччи, заменив буквы латинского алфавита в имени Кана Гранде (Kan Grande de Scala Signore de Verona) на их числовые значения, и получил символичное «пятьсот пятнадцать».
Однако, как бы то ни было, Данте не мог не видеть, как рушатся его надежды, и с политической сцены сходят все, в кого он верил. Может быть поэтому, чтобы не отказываться от своих идеалов, Данте так и не дал точного ответа, пришествия кого именно он ждет и кто такой Dux или Veltro. Мечта о всемирной монархии не осуществилась.
В 1295 г. началась политическая деятельность Данте во Флоренции, продолжавшаяся семь лет. Шестого июля того года пересмотрены так называемые "Постановления справедливости" ("Ordinamenti di giustizia", 1293), согласно которым пять младших цехов были уравнены в правах с семью старшими, а магнатам и рыцарям запрещалась всякая политическая деятельность. Была образована народная милиция во главе со "знаменосцем справедливости". Во главе движения встал аристократ из гибеллинской семьи Джанно делла Белла, ставший гвельфом. Он соединил в себе римского трибуна с ренессансным кондотьером. Весьма показательно, что, несмотря на колебания флорентийской политики, "Постановления справедливости" оставались основой управления республики, из чего следует заключить, что этот документ был выгоден правящей верхушке "жирного народа", опасавшейся магнатов, хотя и входившей с некоторыми из них в соглашения. Купцы и банкиры вскоре испугались влияния Джанно делла Белла. Против него был возбужден тот же мелкий люд (popolo minuto), который помог ему прийти к власти. Джанно был свергнут и умер в изгнании.
Не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать политическое значение Данте. Боккаччо, а за ним литературоведы-романтики проецировали на события конца XIII в. будущую славу великого поэта и приписывали ему одну из главных ролей в общественной жизни Флоренции. С 1 ноября 1295 г. до 30 апреля 1296 г. Данте участвовал в Особом народном совещании при капитане народа. 14 декабря 1295 г. он был избран одним из старшин (savi - "мудрые люди") из "шестины" (sestiero) Сан Пьетро (своей части города) для совещания (Consiglio della Captitudino) по поводу предстоящих выборов приоров. От мая до сентября 1296 г. он состоял членом Совета ста, ведавшего финансами республики и другими важными делами. В городских совещаниях он участвовал и в 1297 г. Его политическая деятельность между 1298 и 1301 гг. недостаточно нам ясна, так как документы этого периода не сохранились. Известно, впрочем, о посольстве Данте в небольшой город Сан Джиминьяно по делам гвельфской лиги Тосканы. В течение двух месяцев (с 15 июня до 15 августа 1300 г.) он был одним из семи приоров Флоренции. Этот приорат стал, по его собственным словам, "началом всех его бедствий".
В конце XIII в. флорентийские гвельфы разделились окончательно на две враждебные партии: Белых и Черных. С каждым месяцем усиливалось соперничество между семьей Донати, возглавившей Черных, и банкирами Черки, предводительствовавшими Белыми. По существу, разница между двумя фракциями гвельфов была не столь велика. Однако среди Белых нашлись граждане, склонные энергично поддерживать ту часть "Постановлений справедливости", в которой гарантировались демократические права и привилегии младших цехов. В то же время к Белым примыкали богатые патриции, ставшие аристократами, как, например, Кавальканти, сводившие личные счеты с Донати. Во внешней политике разницу между двумя группами можно установить более ясно: Черные, следуя старой гвельфской традиции, искали поддержки у папы, неаполитанского короля, французских принцев, рискуя попасть в прямую от них зависимость. Белые относились враждебно к Бонифацию VIII, не без основания считая, что папа стремится присоединить Тоскану к своим владениям. Они недоверчиво относились к неаполитанцам и французам. Дино Компаньи утверждал, что началом "упадка города" (вернее, партии Белых) было майское празднество 1300 г., когда народное веселье было прервано кровавой схваткой приспешников Корсо Донати и сторонников Черки. Дальновидный Бонифаций VIII послал во Флоренцию "примирителя", кардинала Маттео Акваспрата, человека умного, ловкого и корыстолюбивого. Кардинал сделал все возможное, чтобы возвысить партию Корсо Донати и унизить Белых. В канун праздника Святого Иоанна, покровителя Флоренции (23 июня), в том же году произошло новое столкновение между Черными и Белыми. Группа магнатов из окружения Донати напала на процессию цеховых консулов, направлявшихся в храм, крича, что они защитники республики, что они одержали победу над гибеллинами при Кампальдино, а новые законы лишают их общественных должностей и почестей в родном городе. Сторонники Черки стали вооружаться, ожидая дальнейших мятежей. Приоры, среди которых был Данте, приняли соломоново решение: они удалили из города вожаков обеих групп. Среди высланных был Гвидо Кавальканти, первый друг Данте, заклятый враг мессера Корсо Донати. Возвратившись вскоре во Флоренцию из малярийной местности Тосканы, где он должен был проживать, Гвидо Кавальканти умер 26 августа 1300 г.
Приорат Данте кончился 15 августа. От этой даты до февраля 1301 г. до нас не дошли документы о его политической деятельности; 15 марта он участвовал в одном из городских советов "мудрых мужей", на котором было решено не поддерживать притязания короля Карла Неаполитанского на Сицилию; 14 апреля Данте был на совещании по поводу подготовки выборов приоров. С 1 апреля до 30 сентября он состоял членом Совета ста; 19 июня он дважды голосовал против предложения оказать помощь "господину папе" в его междоусобной войне с феодальными соседями ("consuluit quod de servitio faciendo domino Pape nihil fiat"). Корсо Донати, интриговавший в Риме против Белых, был назначен папой подестб Масса Торбариа в феврале 1300 г. При посредстве папы Черные заручились поддержкой брата короля Филиппа IV Красивого - Карла Валуа. В начале февраля 1301 г. Карл прибыл в Италию. Бонифаций VIII встретил его в своей резиденции в г. Ананьи с распростертыми объятиями. Перед этим принц Карл прославился кровавым усмирением городов Фландрии (Брюгге и Гента). В июне 1301 г. Черные собрались в церкви Святой Троицы, чтобы подготовить переворот; они почти и не скрывали своих намерений. Белая сеньория приняла против них некоторые меры: наложила взыскания на графов Гвиди и банкиров Барди, конфисковала имущество Донати. Если верить позднему свидетельству Леонардо Бруни, Данте в дни, когда подготовлялся мятеж, советовал расширить права низших цехов и демократизировать республику. Виери Черки и его сторонники не пошли на дальнейшие реформы. Сеньория решила отправить посольство к папе, чтобы предотвратить вмешательство Карла Валуа в дела Флоренции. Боккаччо и Дино Компаньи утверждают, что Данте участвовал в этом посольстве. Черные обвиняли Белых в сношениях с гибеллинами и уверяли принца и папу, что только они являются настоящими гвельфами. Белые мешкали и всюду опоздали. Карл Валуа прибыл 1 ноября как "примиритель" и доверенное лицо папы во Флоренцию. По тайному договору с Карлом Корсо Донати утром 5 ноября 1301 г. с небольшим отрядом конников проник во Флоренцию. Белые оказали ему слабое и неорганизованное сопротивление. Корсо Донати приказал взломать ворота тюрьмы и выпустил своих сторонников. Шесть дней продолжались грабежи и насилия. Белая сеньория пала, и 8 ноября были избраны новые приоры из числа богатых купцов и банкиров (пополанов по происхождению), принадлежавших к партии Черных. В начале 1302 г., 27 января, Данте в общем списке с другими Белыми был обвинен в "baratteria", т. е. в том, что он присваивал государственные деньги, занимался вымогательством и нечестно употреблял полученные средства "против верховного первосвященника и против господина Карла, дабы воспрепятствовать его прибытию, а также против мирного благоденствия города Флоренции и партии гвельфов".[14]
По всем шести частям города звучала серебряная труба городского герольда, призывавшая разрушить дома изгнанных государственных преступников и врагов народа. Где был в это время Данте? Остался ли он на обратном пути из Рима в Сьене или заблаговременно бежал из родного города, скрываясь в его окрестностях? Дом его был разрушен. Жена Данте, близкая родственница Корсо Донати, не подверглась преследованиям. Ей удалось спасти часть имущества. 10 марта 1302 г. было вынесено новое решение суда Черных: если Данте Алигьери вернется во Флоренцию, то пусть его "жгут огнем, пока не умрет" ("igne comburatur sic quod moriatur").
Следы Данте в первые годы изгнания Белых находим в Ареццо и в Сьене, в апеннинских замках вождей гибеллинов, с которыми нужда заставила сблизиться Белых. Одним из них был Угуччоне делла Фаджуола, гибеллин незнатного происхождения, опытный военачальник, человек хитрый и жестокий, захвативший власть в Ареццо. Он сначала ласково принял флорентийских изгнанников. Вскоре правитель Ареццо пошел на примирение с папой Бонифацием, обещавшим сделать сына тирана кардиналом. Обманутый папой, Угуччоне утешился тем, что выдал одну из своих дочерей за овдовевшего Корсо Донати. Белые флорентийцы стали не ко двору в Ареццо. Они устремились в горы, к замкам в истоках Арно. Данте в это время находился, в окружении Черки, во владениях сеньоров Убальдини. 8 июня 1302 г. Данте присутствовал вместе с 18 предводителями флорентийцев в церкви Сан Годенцо при заключении договора между Белыми и старшим в роде Убальдини - Уголино. Особенно важна для феодальных союзников Белых была подпись Виера Черки, который своими богатствами гарантировал феодалам возмещение военных убытков. Подпись Данте Алигьери, бывшего приора, имела, конечно, только морально-политическое значение.
Убальдини владели плоскогорьем Муджело северо-восточнее Флоренции. Там начались стычки с Черными в июне 1302 г. Вторжения Танно дельи Убальдини во владения Флорентийской республики сопровождались насилиями и грабежами; рыцари и наемники поджигали дома, в которых заживо сгорали беззащитные жители. Черные перешли в контрнаступление, им удалось за большие деньги подкупить Карлино де'Пацци, который сдал им 15 июля замок Пьянтравинье вместе со всем гарнизоном, среди которого было немало Белых (за что Данте осудил Карлино - еще до смерти - на вечные муки во льдах Коцита как предателя своей партии; "Ад", XXXII, 68-69). Войска Черных опустошили владения Убальдини и осадили крепость Монтеччанико. Однако ополчение из Пистойи, рыцари Убальдини и многочисленные флорентийские Белые оказали Черным жестокое сопротивление; им удалось удержать в своих руках этот важный опорный пункт. В отместку Черные приступили во Флоренции к казням пленных и сторонников Белых. Изгнанники успешно обороняли также замок Филиччоне, однако исход этой первой муджеланской войны 1302 г. был неясен. Успехи Белых незначительны. Следовало готовиться к походу следующего года.[15]
Вероятно, Данте был одним из организаторов первой муджеланской войны. Осенью 1302 г. он отправился в Форли (на границе Апеннин и Романьи). В этом городе с 1296 г. правил гибеллин Скарпетта дельи Орделаффи. Он стал предводителем Белых изгнанников и местных гибеллинов и против черной Флоренции. Гуманист Флавио Биондо (1380-1463), родом из Форли, сообщает, что Данте был секретарем нового вождя Белых. Вряд ли это верно, вероятнее, что Данте помогал в канцелярии Орделаффи подготовлять вторую муджеланскую войну. Зимой 1302 г. он был послан Белыми в Верону, чтобы испросить помощи мощного правителя этого ломбардского города Бартоломео делла Скала (умер 7 марта 1304 г.).
Летом 1321 г. Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь назад дорогой между берегами Адрии и болотами По, Данте заболел, вероятно малярией, как в 1300 г. его первый друг Гвидо Кавальканти. Он умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 г. По обычаю города Гвидо да Полента произнес речь, восхваляя заслуги великого поэта и гуманиста. Он приказал положить тело поэта в греческий мраморный саркофаг романо-византийской эпохи (каменная арка, о которой говорит Боккаччо). Чело поэта было увенчано лавровым венком, которого он не получил при жизни. Саркофаг был прислонен к стене церкви Сан Пьер Маджоре, названной впоследствии церковью Святого Франциска. В 90-х гг. XV в. венецианский правитель Равенны Бернардо Бембо пригласил знаменитого архитектора Пьетро Ломбардо, который построил ренессансный мавзолей над саркофагом Данте. Он возвышается и поныне. Эпитафия на гробнице Данте, приписываемая Бернардо Каначчи, а иногда без достаточного основания самому Данте, написана латынью средневековой, а не предвозрожденческой, на которой писали великий флорентийский поэт Джованни дель Вирджилио и Альбертино Муссато. Среди первых гуманистов Италии распространена была эпитафия Данте, сочиненная Джованни дель Вирджилио, в которой прославлялся великий поэт, искушенный во всех доктринах, познавший земную мудрость и благосклонность муз. Равенна даже после объединения Италии в XIX в. не согласилась вернуть прах великого поэта его родному городу.
Покинув не по своей воле Флоренцию, Данте из тосканского поэта и муниципального политика стал политическим деятелем Италии, отцом ее литературного языка, поэтом не только итальянским, но и европейским, одним из гениев, принадлежащих всему человечеству. Флорентийские Черные, изгнав Данте с позором из родного города, как бы предопределили его тяжкий путь восхождения к мировой славе. Кровавые мелочные распри Черных и Белых гвельфов заставили Данте отвернуться с гордым презрением и от друзей и от врагов, чтобы с высоты духовной независимости, приобретенной ценой изгнания, бедности, унижений, переступить зыбкие границы городских коммун и феодальных королевств, осудить власть тиранов и олигархий, проклясть в век зарождения капитализма стяжательство и земельную собственность, утвердить царство справедливости среди беззакония, предвозвещая единое светское мировое государство, которое обеспечит вечный мир на земле.
Заключение
По политическим убеждениям Данте был сторонником Белых
гвельфов, в частности по причине того, что к партии гвельфов принадлежала его
семья (более подробно проблема борьбы гвельфов и гибеллинов будет рассмотрена в
следующей главе). Его общественно-политическая деятельность началась очень
рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных
предприятиях флорентийской коммуны. В 90-х годах Данте заседает в городских
советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне
Данте скончался в Равенне, не увидев больше родину, 13 сентября 1321 года от малярии.
Список литературы
1. Елина Н. Г. «Данте» М.: 1965 г.
2. Илюшин А. А. Над строкой «Божественно Комедии» // Дантовские чтения. М., 1985 г.
3. Малашенко И. Е. «Мировоззрение Данте и проблема философской эволюции Сигеро Бробандского» // Дантовские чтение М., 1982 г.
4. Малашенко И. Е. «Данте и Фома Аквинский: два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти» // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1980 г. №4.
5. Шичалин Ю. А. «О некоторых образах неоплатонического происхождения у Данте» // Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985 г.
6. История Средних веков. Под ред. Карпова С.П. Изд. МГУ. М., 2000.
7.
[1] Боккаччо Дж. Жизнь Данте, написанная Джованни Боккаччо. Стр. 13
[2] Данте Алигьери. Новая жизнь. Стр. 74
[3] Там же. Ад, XIV, 104
[4] Там же. Ад, I, 2
[5] Симондс Дж. А. Данте, его время, его произведения, его гений. Стр. 58
[6] Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад, I, 101-102
[7] Там же. Чистилище, XX, 15
[8] Там же. Чистилище, XXXIII, 40
[9] Там же. Чистилище, XXXIII, 43
[10] Там же. Рай, XXX, 137
[11] Данте Алигьери. Божественной комедии часть 2 с объяснениями и примечаниями. Перевод с ит. Горбова М.А. Стр. 655
[12] Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай, XVII, 70
[13] Там же. Ад, I, 103-105
[14] История Средних веков. Под ред. Карпова С.П. Изд. МГУ. М., 2000.
[15] История Средних веков. Под ред. Карпова С.П. Изд. МГУ. М., 2000.