СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО 5
1.1. Понятие затрат и их сущность 5
1.2. Классификация затрат 6
1.3. Принципы организации учета затрат на производство 7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
2.1 Порядок формирования общехозяйственных расходов 12
2.2 Организация учета распределения общехозяйственных расходов 18
2.3 Общие проблемы управления расходами на производство и реализацию продукции 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливается роль и значение системы бухгалтерского учета. Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета являются учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции выполняемых работ или оказанных услуг.
Формирование издержек производства, их учет имеют большое значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.
Данные учета издержек производства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства.
Построение учета и анализа производственных затрат и выбор методов калкулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в значительной степени зависят от особенности отрасли, типа и вида производства, характера его организации и технологического процесса, разнообразия вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, массовости выпуска, объектов калькулирования, структуры организации и других условий. Специфика производства определяет порядок документального оформления затрат, группировки и систематизации данных первичных документов, построение аналитического учета, способы исчисления себестоимости конкретных видов продукции (работ, услуг). Построение учета издержек зависит также и от того, какая информация необходима для принятия управленческих решений.
Бухгалтерский учет себестоимости продукции на предприятии должен выполнять две функции: с одной стороны – обеспечить получение достоверных данных о фактической себестоимости продукции (работ, услуг) с целью определения общего финансового результата деятельности предприятия, а с другой стороны – обеспечить учет себестоимости в целях налогообложения для правильного исчисления налога на прибыль. С точки зрения налогообложения важна только вторая учетная функция. Но если проблему формирования себестоимости рассматривать шире, то для правильной уплаты налога на добавленную стоимость важна первая функция. Связано это с тем, что, согласно действующему налоговому законодательству, при расчете НДС, подлежащего взносу в бюджет, идет только НДС, уплаченный поставщиками товаров, затраты по которым относятся на себестоимость продукции. Именно поэтому тема курсовой работы особенно актуальна в настоящее время.
Целью курсовой работы является организация учета распределения общехозяйственных расходов на предприятии, основными деятельности которого является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских, социально-экономических заказов на удовлетворение общественных потребностей.
Исходя из указанной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть сущность и понятия затраты и представить их классификацию и нормативно-правовую базу;
- раскрыть принципы организации учета затрат
-исследовать основные методы формирования и распределения общехозяйственных расходов.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
1.1. Понятие затрат и их сущность
В настоящее время в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета отсутствуют четкие определения терминов «затраты», «расходы». Это приводит к разночтению официальных документов, а значит, и к тому, что организации не могут однозначно квалифицировать операции по использованию материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов, что необходимо для формирования достоверных финансовых результатов.
Так, в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 в основном используют термин «расходы» и лишь в п.8, 10, 22 появляются «затраты». При этом о соотношении этих понятий не говорится, а потому непонятно, что первично: затраты или расходы.
По мнению А.А. Зинченко, затраты – это потребленные материальные, трудовые, финансовые и иные ресурсы, оцененные в стоимостном выражении и признаваемые в балансе до тех пор, пока не будут признаны доходы, связанные с ними. И в общем случае хозяйственные операции продолжают числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. То есть затраты, не признанные в качестве расходов на конец отчетного периода, подлежат капитализации. Такие затраты признаются не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов. Если произведенные затраты привели к доходам, как покрывающим, так и не покрывающим данные затраты, то такие затраты в момент признания дохода квалифицируются в качестве расходов.
Но, на основании изложенного О.В. Гришина, кандидат экономических наук, доцент Нижегородский коммерческий институт предположила и обосновала, что затраты потребляются для извлечения дохода и осуществляются вперед в расчете на получение прибыли, а расходы всегда признаются после признания дохода. Соотношение между понятиями «затраты», «расходы» можно ярко проиллюстрировать на примере учета затрат по обычным видам деятельности: затраты стали активами, затем списались в производство, привели к доходам и только после этого признаны расходами.
К основным задачам учета затрат на производство относительно конкретного предприятия относят:
1. Информационное обеспечение администрации предприятия для принятия управленческих решений с учетом их экономических последствий.
2. Наблюдение и контроль за фактическим уровнем затрат в сопоставлении с их нормативами и плановыми размерами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее.
3. Исчисление себестоимости выпускаемых продуктов для оценки готовой продукции и расчета финансовых результатов.
4. Выявление и оценка экономических результатов производственной
деятельности структурных подразделений.
5. Систематизация информации управленческого учет производственной деятельности для принятия решений, имеющих долгосрочный характер – окупаемость производственных и технологических программ, рентабельность ассортимента продукции, эффективность капитальных вложений в основные фонды и производственные запасы.
1.2. Классификация затрат
Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.
По месту возникновения затраты группируются по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).
Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции рисунок 1.
Классификация затрат на производство продукции
Вид классификации Подразделение затрат
1.По составу в включения себестоимость |
Прямые и косвенные |
2.По экономической роли в процессе производства |
Основные и накладные |
3.По отношению к объему производства |
Переменные, условно- переменные и условно-постоянные полупостоянные, полупеременные |
4.По эффективности |
Производственные непроизводственные |
5.По составу (однородности) |
Одноэлементные и комплексные |
6.По периодичности возникновения |
Текущие и единовременные |
7.По участию в процессе производства |
Производственные и коммерческие |
Рис 1. Классификация затрат на производство продукции
1.3. Принципы организации учета затрат на производство
По словам Клейниковой В.Г. организация учета затрат на производство продукции основана на ряде принципов. Анализ состава затрат позволяет выделить десять основных принципов, четкое следование которым обеспечит достоверное формирование фактической себестоимости продукции и правильное исчисление налогооблагаемой прибыли и иных налогов:
1.Неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течении года.
2.Формирование затрат предприятия на основании условий договоров, заключенных в письменном виде. При этом сделка должна быть оформлена договором, заключенным в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
3.Полнота отражения в учете всех хозяйственных операций и документальное подтверждение произведенных расходов надлежаще оформленными первичными документами. Следует учитывать, что не могут быть учтены в составе расходов предприятия, расходы, подтвержденными фиктивными или недействительными документами.
4.Правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам.
5.Празграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений.
6.Возможность подтвердить производственную направленность затрат.
7.Производственные затраты предприятия должны относиться к деятельности самого предприятия.
8.Затраты, произведенные предприятием в иностранной валюте и подлежащие к включению в себестоимость продукции (работ, услуг), отражаются в валюте, действующей на территории РФ.
9.Перечень затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и относимых на ее себестоимость, ограничивается положениями действующих нормативных актов.
10.Перечень статей затрат, их состав распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
На организацию учета производственных затрат оказывает влияние ряд факторов: вид деятельности предприятия, его размер, организационная структура управления, правовая форма и т.п. Принимая во внимание эти обстоятельства и ученую политику на будущий год, предприятие определяет, какие синтетические счета первого и второго порядка следует включить в рабочий план счетов и какие аналитические счета необходимо открыть к этим счетам.
В третьем разделе Плана счетов бухгалтерского учеты предусмотрены счета для учета затрат на производство. Сегодня для ведения бухгалтерского управленческого учета предназначены:
Счета учета внеоборотных активов – 01,02,04,05.
Счета учета производственных запасов – 10,15,16,20,21,23,25,26,28,29,30.
Счета готовой продукции товаров – 40, 43,44,45.
Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах основного производства. По дебету счета отражают прямые затраты, связанные с выпуском продукции. Прямые затраты списывают на счет 20 с кредита счетов учета производственных запасов. На этот счет списываются затраты со счетов 23 и 28, а также косвенные расходы, собираемые на счетах 25 и 26. Кредит счета 20 отражает суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции. Эти суммы могут списываться со счета 20 на счета 43, 90, 40. Остаток на конец месяца по счету 20 свидетельствует о стоимости незавершенного производства.
Под незавершенным производством понимается продукция частичной готовности, то есть не прошедшая всех стадий обработки. Незавершенное производство разрешается оценивать по фактической себестоимости, по плановой ( нормативной ), по прямым затратам.
Счет 23 «Вспомогательные производства» включают в свой рабочий счетный план те предприятия, где вспомогательные производства выделены в самостоятельные подразделения (транспортный, ремонтный цех)
Счет 25 «Общепроизводственные расходы» ведут предприятия с цеховой структурой управления, которым необходимо получить необходимо получить информацию об общепроизводственных расходах по цехам основного и вспомогательного производства (расходах на освещение, отопление, на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, о заработной плате производственного персонала цехов, занятого обслуживанием производства). Если структура предприятия построена не по цеховому признаку, а общепроизводственные расходы планируют в целом по предприятию, то учет на счете 25 также ведут в целом по предприятию без разграничения по (производственным подразделениям) цехам, участкам, переделам предприятия.
Счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации об управленческих и хозяйственных расходах, не связанных непосредственно с производственным процессом. Здесь накапливается информация о затратах на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, о накопленных амортизационных отчислениях по основным средствам управленческого и общехозяйственного назначения и т.п. Расходы, учтенные по счету 26 , списываются в дебет счетов 20 и 23 или 90 (в соответствии с выбранной учетной политикой предприятия). Аналитический учет по счету 26 ведется по каждой статье соответствующих смет, центру ответственности и месту возникновения затрат.
Счет 28 "Брак в производстве" используется для обобщения информации о потерях от брака в производстве. Аналитический учет по отдельным цехам, видам продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака.
Счет 29 "Обслуживание производства и хозяйства" используется предприятиями , на балансе которых числятся объекты социально-культурной сферы : профилактории, дошкольные учреждения, столовые, пансионаты и т.п.
Организация производственного учета помимо формирования счетного плана по мнению Николаевой С.А. предполагает и определенную группировку издержек предприятия - в зависимости от того, что считается объектом учета затрат. При этом возможен: учет издержек по видам, по местам их возникновения, по центрам ответственности и по носителям затрат.
Но по мнению Парушиной В.И. учет затрат по видам - первое необходимое условие для итогового контроля издержек. Такая классификация затрат по существу определена главой 25 НК РФ. Это материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда, отчисления на государственное и обязательное медицинское страхование, прочие расходы. Организация такого учета позволяет предприятию рассчитать структуру себестоимости производственной продукции - процентное соотношение отдельных элементов себестоимости в общей стоимости затрат на производство.
Для удобства учета и последующего анализа на конкретном предприятии каждому виду издержек присваивается регистрационный номер.
В зависимости или от технологии и характера продукции носителями затрат могут быть изделия полуфабрикаты, группы однородных изделий, серии одноименных изделий или индивидуально вырабатываемые изделия, строительные объекты, законченные этапы строительства, виды работ и услуг(схема 1).
|
|||||
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Порядок формирования общехозяйственных расходов
На счете 25 учитываются косвенные расходы, связанные с обслуживанием основного и вспомогательного производств организации.
Счет 25 "Общепроизводственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы.
Счет 25, как правило, используют крупные производственные организации.
Организации, занимающиеся производством продукции (работ, услуг), на счете 26 учитывают косвенные расходы, непосредственно не связанные с производственным процессом:
- оплату труда административного персонала;
- расходы на подготовку и переподготовку кадров;
- расходы на содержание имущества общехозяйственного назначения;
- расходы по оплате аудиторских услуг и т.п.
Организации, оказывающие посреднические услуги (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п.), на счете 26 учитывают все расходы, связанные с их деятельностью:
- амортизацию, начисленную по объектам основных средств и нематериальных активов;
- заработную плату и единый социальный налог и т.д.
Посреднические организации для учета своих затрат счет 20 "Основное производство" не используют.
Такие организации должны вести учет затрат на счете 26 в порядке, предусмотренном для счета 20.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы несмотря на схожесть наименования имеют существенные различия. Так, если общехозяйственные расходы никоим образом невозможно соотнести с производством какой-либо группы продукции, то общепроизводственные расходы, связанные с обслуживанием именно производственных подразделений, могут быть соотнесены с продукцией (работами, услугами), производимой этими подразделениями.
Для удобства сравнения основные характеристики общепроизводственных и общехозяйственных расходов приведены в таблице.
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
|Характеристики|Счет 25 "Общепроизводствен-|Счет 26 "Общехозяйственные|
| счета |расходы" |расходы" |
|——————————————|————————————————————————————|———————————————————————————|
|Назначение |Обобщение информации о рас-|Обобщение информации о рас-|
|счета |ходах по обслуживанию основ-|ходах для нужд управления,|
| |ных и вспомогательных произ-|не связанных непосредствен-|
| |водств организации |но с производственным про-|
| | |цессом |
|——————————————|————————————————————————————|———————————————————————————|
|Перечень зат-|Расходы на содержание и экс-|Административно-управленче-|
|рат, информа-|плуатацию машин и оборудова-|ские расходы |
|ция о которых|ния | |
|формируется | | |
|записями по|Амортизационные отчисления и|Расходы на содержание обще-|
|счету |затраты на ремонт основных|хозяйственного персонала,|
| |средств и иного имущества,|не связанного с производст-|
| |используемого в производстве|венным процессом |
| | | |
| |Расходы по страхованию ука-|Амортизационные отчисления|
| |занного имущества |и расходы на ремонт основ-|
| | |ных средств управленческого|
| |Расходы на отопление, осве-|и общехозяйственного назна-|
| |щение и содержание помещений|чения |
| | | |
| |Арендная плата за помещения,|Арендная плата за помещения|
| |машины, оборудование и др., |общехозяйственного назначе-|
| |используемые в производстве |ния |
| | | |
| |Оплата труда работников,|Расходы по оплате информа-|
| |занятых обслуживанием произ-|ционных, аудиторских, кон-|
| |водства |сультационных и других по-|
| | |добных услуг |
| | | |
| |Другие аналогичные по назна-|Другие аналогичные по наз-|
| |чению расходы |начению управленческие рас-|
| | |ходы |
|——————————————|————————————————————————————|———————————————————————————|
|Корреспондиру-|Общепроизводственные расходы|Общехозяйственные расходы|
|ющие счета |отражаются на счете 25 с|отражаются на счете 26 с|
| |кредита счетов учета произ-|кредита счетов учета произ-|
| |водственных запасов, расче-|водственных запасов, расче-|
| |тов с работниками по оплате|тов с работниками по опла-|
| |труда и др. |те труда, расчетов с дру-|
| | |гими организациями (лица-|
| |Расходы, учтенные на счете|ми) и пр. |
| |25, списываются в дебет сче-| |
| |тов: |Расходы, учтенные на счете|
| | |26, списываются, в частнос-|
| |20 "Основное производство" |ти, в дебет счетов: |
| | | |
| |23 "Вспомогательные произ-|20 |
| |водства" | |
| | | |
| |29 "Обслуживающие производс-|23 (если вспомогательные|
| |тва и хозяйства" |производства изготавливали|
| | |изделия, выполняли работы и|
| | |оказывали услуги на сторо-|
| | |ну) |
| | | |
| | |29 (если обслуживающие про-|
| | |изводства и хозяйства вы-|
| | |полняли работы и оказывали|
| | |услуги на сторону) |
| | | |
| | |Эти расходы в качестве ус-|
| | |ловно-постоянных можно спи-|
| | |сывать в дебет счета 90|
| | |"Продажи" |
| | | |
| | |Организации, деятельность|
| | |которых не связана с произ-|
| | |водственным процессом (ко-|
| | |миссионеры, агенты, броке-|
| | |ры, дилеры и пр., кроме ор-|
| | |ганизаций, осуществляющих|
| | |торговую деятельность), ис-|
| | |пользуют счет 26 для обоб-|
| | |щения информации о расходах|
| | |на ведение этой деятельнос-|
| | |ти. Данные организации спи-|
| | |сывают суммы, накопленные|
| | |на счете 26, в дебет счета|
| | |90 |
|——————————————|————————————————————————————|———————————————————————————|
|Аналитический |По отдельным подразделениям|По каждой статье соответст-|
|учет |организации и статьям расхо-|вующих смет, месту возник-|
| |дов |новения затрат и др. |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Амортизацию по имуществу, которое используется для общепроизводственных нужд (например, по оборудованию, обеспечивающему производство теплом, электроэнергией и т.д.), начисляется проводкой:
Дебет 25 Кредит 02 (05)
-начислены амортизационные отчисления по имуществу общепроизводственного назначения.
Если на содержание и эксплуатацию имущества, используемого для общепроизводственных нужд, расходуется материальные ценности (например, запасные части для ремонта оборудования, полуфабрикаты собственного производства), то они списывается на себестоимость проводкой:
Дебет 25 Кредит 10 (21)
- списаны материалы (полуфабрикаты), использованные на общепроизводственные нужды.
Обслуживание производственного процесса могут осуществлять сторонние организации. Стоимость их услуг отражается записью:
Дебет 25 Кредит 60 (76)
- учтена в составе общепроизводственных расходов стоимость услуг сторонних организаций.
Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах сторонних организаций, отражается следующим образом:
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций.
После оплаты работ (услуг) сумма НДС подлежит возмещению из бюджета:
Дебет 60 (76) Кредит 50 (51)
- оплачены (работы) услуги сторонних организаций, связанные с обслуживанием производственного процесса;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- произведен налоговый вычет.
Заработная плата работникам, занятым в обслуживании производственного процесса, начисляется проводкой:
Дебет 25 Кредит 70
-начислена заработная плата работникам, обслуживающим производство.
Сразу после начисления заработной платы начисляется единый социальный налог:
Дебет 25 Кредит 69-1
- начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования;
Дебет 25 Кредит 68 субсчет "Расчеты по ЕСН"
- начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет;
Дебет 25 Кредит 69-3-1 (69-3-2)
- начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный (территориальный) фонд обязательного медицинского страхования;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по ЕСН" Кредит 69-2-1 (69-2-2)
- начисленные взносы по страховой (накопительной) части трудовой пенсии зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет.
Амортизацию по имуществу, которое используется в процессе управления производством, начисляется проводкой:
Дебет 26 Кредит 02 (05)
- начислена амортизация по основным средствам (нематериальным активам) общехозяйственного назначения.
Если на общехозяйственные нужды израсходованы материальные ценности (например, строительные материалы на ремонт административного помещения) или полуфабрикаты собственного производства, их себестоимость списывается проводкой:
Дебет 26 Кредит 10 (21)
- включена в состав общехозяйственных расходов себестоимость материалов (полуфабрикатов собственного производства).
Если работы (услуги), связанные с управлением производством (например, аудиторские или консультационные), оказывают сторонние организации, стоимость таких работ (услуг) отражается записью:
Дебет 26 Кредит 60 (76)
- учтена в составе общехозяйственных расходов стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями.
Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах сторонних организаций, отражается:
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций.
После оплаты работ (услуг) сумма НДС подлежит возмещению из бюджета. В учете делается запись:
Дебет 60 (76) Кредит 50 (51)
- оплачены работы (услуги) сторонних организаций, связанные с обслуживанием производственного процесса;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- произведен налоговый вычет.
Заработную плату административно-хозяйственного персонала начисляется проводкой:
Дебет 26 Кредит 70
- начислена заработная плата административно-хозяйственного персонала.
Сразу после начисления заработной платы начислятся единый социальный налог. Для этого сделайте в учете проводки:
Дебет 26 Кредит 69
- начислен единый социальный налог с заработной платы административно-хозяйственного персонала;
Дебет 26 Кредит 68 субсчет "Расчеты по ЕСН"
- начислен единый социальный налог с заработной платы административно-хозяйственного персонала в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
2.2 Организация учета распределения общехозяйственных расходов
Порядок распределения общепроизводственных общехозяйственных расходов между основным, вспомогательным и обслуживающим производствами устанавливается организацией самостоятельно.
Распределять общепроизводственные и общехозяйственные расходы можно пропорционально начисленной заработной плате рабочих различных производств, сумме прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства, и т.д.
Выбранный порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике организации.
Порядок списания общепроизводственных расходов зависит от того, с деятельностью какого производства они связаны.
Общепроизводственные расходы, связанные с деятельностью основного производства, списывается проводкой:
Дебет 20 Кредит 25
- списана доля общепроизводственных расходов, связанных с деятельностью основного производства.
Если общепроизводственные расходы связаны с обслуживанием вспомогательного производства, то производится следующая запись:
Дебет 23 Кредит 25
- списана доля общепроизводственных расходов, связанных с деятельностью вспомогательного производства.
Общепроизводственные расходы, связанные с деятельностью обслуживающего производства или хозяйства, списывается проводкой:
Дебет 29 Кредит 25
- списана доля общепроизводственных расходов, связанных с деятельностью обслуживающего производства или хозяйства.
К примеру ООО "Алиса" занимается производством. На балансе организации числятся вспомогательное и обслуживающее производства. За отчетный период прямые расходы организации составили 275 000 руб., в том числе:
- расходы основного производства - 170 000 руб.;
- расходы вспомогательного производства - 70 000 руб.;
- расходы обслуживающего производства - 35 000 руб.
Общепроизводственные расходы составили 160 000 руб.
Бухгалтер "Алисы" должен сделать проводки:
Дебет 20 Кредит 10 (70, 69, ...)
- 170 000 руб. - учтены затраты основного производства;
Дебет 23 Кредит 10 (70, 69, ...)
- 70 000 руб. - учтены затраты вспомогательного производства;
Дебет 29 Кредит 10 (70, 69, ...)
- 35 000 руб. - учтены затраты обслуживающего производства;
Дебет 25 Кредит 02 (60, 70, 69, ...)
- 160 000 руб. - учтены общепроизводственные расходы организации.
Учетной политикой ООО "Алиса" установлено, что общепроизводственные расходы распределяются между отдельными производствами пропорционально прямым затратам на их содержание.
Общепроизводственные расходы распределятся в следующем порядке:
- относящиеся к деятельности основного производства - 98 909 руб. (170 000 : 275 000 x 160 000);
- относящиеся к деятельности вспомогательного производства - 40 727 руб. (70 000 : 275 000 x 160 000);
- относящиеся к деятельности обслуживающего производства - 20 364 руб. (35 000 : 275 000 x 160 000).
Бухгалтер должен сделать проводки:
Дебет 20 Кредит 25
- 98 909 руб. - списана доля общепроизводственных расходов на затраты по содержанию основного производства;
Дебет 23 Кредит 25
- 40 727 руб. - списана доля общепроизводственных расходов на затраты по содержанию вспомогательного производства;
Дебет 29 Кредит 25
- 20 364 руб. - списана доля общепроизводственных расходов на затраты по содержанию обслуживающего производства.
Учитываемые на счете 25 общепроизводственные расходы, которые в налоговом учете признаются косвенными расходами, относятся на уменьшение доходов от производства и реализации отчетного периода в полном размере (ст.318 НК РФ).
Порядок списания общехозяйственных расходов зависит от того, каким способом организация формирует себестоимость продукции (работ, услуг):
- по полной производственной себестоимости;
- по сокращенной себестоимости.
Если предприятие учитывает готовую продукцию (работы, услуги) по полной производственной себестоимости, то общехозяйственные расходы списывайте в дебет счетов учета производственных затрат: счета 20 "Основное производство", счета 23 "Вспомогательные производства", счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
Если организация ведет учет готовой продукции (работ, услуг) по сокращенной себестоимости, общехозяйственные расходы списывайте в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж".
Выбранный способ списания общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике организации.
Списание расходов при учете продукции по полной производственной себестоимости
Если предприятие рассчитывает полную производственную себестоимость выпущенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), списание общехозяйственных расходов отразите проводкой:
Дебет 20 Кредит 26
- списаны общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью основного производства.
Общехозяйственные расходы могут включаться в состав затрат на содержание вспомогательных и обслуживающих производств.
Это возможно только в том случае, если вспомогательные и обслуживающие производства продают изготовленную ими продукцию (работы, услуги) сторонним организациям.
Если вспомогательное производство произвело продукцию (работы, услуги), которая была продана на сторону, спишите долю общехозяйственных расходов, связанных с обслуживанием этого производства, проводкой:
Дебет 23 Кредит 26
- списана доля общехозяйственных расходов, связанных с деятельностью вспомогательного производства.
Если обслуживающее производство (хозяйство) участвовало в производстве продукции (работ, услуг), проданной на сторону, спишите долю общехозяйственных расходов, связанных с деятельностью этого производства, проводкой:
Дебет 29 Кредит 26
- списана доля общехозяйственных расходов, связанных с деятельностью обслуживающего производства (хозяйства).
К примеру на балансе мебельного комбината "Интерьер" (помимо основного) числится вспомогательное производство, которое оказывает услуги сторонним организациям. Согласно учетной политике комбината общехозяйственные расходы распределяются между основным и вспомогательным производствами пропорционально прямым затратам на их содержание.
Сумма прямых затрат основного производства составила 140 000 руб. Прямые затраты вспомогательного производства по оказанию услуг на сторону составили 25 000 руб.
Общая сумма затрат основного и вспомогательного производств составила 165 000 руб. (140 000 + 25 000). Сумма общехозяйственных расходов составила 34 000 руб.
Бухгалтер "Интерьера" должен сделать проводки:
Дебет 20 Кредит 02 (10, 60, 70, 69, ...)
- 140 000 руб. - учтены затраты основного производства;
Дебет 23 Кредит 02 (10, 60, 70, 69, ...)
- 25 000 руб. - учтены затраты вспомогательного производства;
Дебет 26 Кредит 02 (10, 60, 70, 69, ...)
- 34 000 руб. - учтены общехозяйственные расходы организации.
Общехозяйственные расходы распределятся в следующем порядке:
- общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью основного производства:
140 000 руб. : 165 000 руб. x 34 000 руб. = 28 848 руб.;
- общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью вспомогательного производства:
25 000 руб. : 165 000 руб. x 34 000 руб. = 5 152 руб.
Списание общехозяйственных расходов бухгалтер должен отразить так:
Дебет 20 Кредит 26
- 28 848 руб. - списаны общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью основного производства;
Дебет 23 Кредит 26
- 5 152 руб. - списаны общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью вспомогательного производства.
Списание расходов при учете продукции по сокращенной себестоимости
При учете готовой продукции (работ, услуг) по сокращенной себестоимости в конце месяца предприятие списывает всю сумму общехозяйственных расходов в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж".
В момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (результаты работ или услуг) к покупателю отражается выручка от ее продажи:
Дебет 62 Кредит 90-1
- отражена выручка от продажи продукции.
Затем списывается себестоимость проданной продукции (работ, услуг):
Дебет 90-2 Кредит 43 (20)
- списана фактическая себестоимость отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и начисляется налог на добавленную стоимость (если продукция, работы или услуги облагаются этим налогом):
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС.
В конце месяца спишите сумму общехозяйственных расходов:
Дебет 90-2 Кредит 26
- включены в себестоимость продаж общехозяйственные расходы и определите финансовый результат от продажи готовой продукции (работ, услуг):
Дебет 90-9 Кредит 99
- отражена прибыль от продажи готовой продукции (работ, услуг)
или:
Дебет 99 Кредит 90-9
- отражен убыток от продажи готовой продукции (работ, услуг).
К примеру учетной политикой ООО "Марк" установлено, что общехозяйственные расходы ежемесячно в полном объеме списываются на себестоимость продаж.
В отчетном периоде "Марк" продал готовую продукцию на сумму 240 000 руб. (в том числе НДС - 40 000 руб.). Себестоимость проданной продукции составила 150 000 руб. Общехозяйственные расходы за отчетный период составили 16 000 руб.
Бухгалтер "Марка" должен сделать проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 240 000 руб. - отражена выручка от продажи продукции;
Дебет 51 Кредит 62
- 240 000 руб. - поступили денежные средства от покупателей;
Дебет 90-2 Кредит 43
- 150 000 руб. - списана себестоимость проданной продукции;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 40 000 руб. - отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
В конце месяца бухгалтер должен сделать записи:
Дебет 90-2 Кредит 26
- 16 000 руб. - списаны общехозяйственные расходы на себестоимость продаж;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 34 000 руб. (240 000 - 150 000 - 40 000 - 16 000) - отражен финансовый результат от продажи продукции.
Учитываемые на счете 26 общехозяйственные расходы,которые в налоговом учете признаются косвенными расходами, относятся на уменьшение доходов от производства и реализации отчетного периода в полном размере (ст.318 НК РФ).
2.3 Общие проблемы управления расходами на производство и реализацию продукции
В целях планирования и контроля затраты делятся на контролируемые и неконтролируемые, регулируемые и нерегулируемые, производственные и непроизводственные.
Основная проблема, возникающая при этом, – это распределение ответственности за учет и изменение затрат по центрам ответственности. Центры ответственности делятся на три вида: центры прибыли, центры затрат и сервисные центры.
Именно такая структура бизнеса должна быть на современных предприятиях. Это объясняется тем, что в настоящее время решения приходится принимать по различным направлениям и сферам деятельности предприятия и одновременно ориентироваться на достижение стабильности финансового положения всего хозяйствующего субъекта. Для достижения этой цели необходимо разделить бизнес предприятия на управляемые части, каждая из которых должна иметь свои показатели оценки деятельности и соответственно уровень ответственности.
Предприятия должны превратиться в клиент – ориентированную структуру не только по отношению к внешней среде, но и внутри себя. Каждое функциональное подразделение становится поставщиком и потребителем внутренних услуг, оцениваемых по внутренним ценам[1] и (или) фактически возникающим затратам.
Центры прибыли – это подразделения основного производства, которые работают с реальными покупателями по рыночным ценам, а деятельность их оценивается по показателям прибыли и рентабельности.
Центры затрат интегрированы в производственный процесс, не работают с внешними клиентами и оцениваются по фактическим затратам и их экономии по сравнению с плановым уровнем.
Сервисные центры могут работать на «внутреннем рынке» предприятия, оказывая услуги, аналогичные рыночным. Результаты их деятельности оцениваются по прибыли и рентабельности, исходя из установленных внутренних цен на услуги и фактически произведенных затрат.
Предприятие при оценке деятельности центров ответственности, конечно, может столкнуться с проблемой распределения расходов по ним. Такими спорными статьями обычно являются расходы по подготовке и переподготовке персонала, внедрению информационных систем и т. п.
Такая структура бизнеса может быть построена лишь в рамках политики предприятия и, в частности, финансовой. При этом должны быть четко определены принципы взаимоотношений между центрами, решены вопросы информационных и денежных потоков между ними, для чего должна быть налажена надежная система расчетов. Выполнение всех указанных задач возможно с внедрением системы контроллинга[2] на предприятии.
Система управления затратами – это следующий аспект проблем, стоящих перед предприятием. Для российских экономистов новым является системный характер в управлении затратами.
Западными учеными разработаны принципы, подходы и инструменты управления затратами, которые сводятся к следующему:
- внедрение метода управления себестоимостью по отклонениям;
- применение и систематическое обновление технически обоснованных норм;
- планирование затрат на производство на всех уровнях организационной структуры;
- существенное увеличение периодичности распределения расходов на обслуживание производства, управление и использование отдельных элементов метода сокращенной себестоимости (директ-костинг);
- обобщение и анализ данных об отклонениях от норм затрат и изменениях норм по бригадам, участкам, цехам, предприятиям, по местам возникновения, причинам и виновникам;
- совершенствование методов анализа себестоимости.
Учет затрат на производство и планирование себестоимости продукции имеет свою специфику в зависимости от особенностей технологии и организации производства, поэтому возникает потребность внедрения на каждом конкретном предприятии своей индивидуальной системы управления затратами, учитывающей отраслевые особенности и специфику предприятия.
Процесс управления себестоимостью можно подразделить на четыре стадии:
- учет затрат на производство и реализацию (сбор, осмысление, идентификация, предварительная обработка и передача данных) и анализ себестоимости (сопоставление с нормативными и плановыми данными, выявление отклонений и причин их возникновения и т. д.);
- планирование (принятие решений);
- разработка мероприятий по оптимизации затрат;
- разработка оптимального плана по себестоимости с учетом принятия управленческих решений и их реализация (предвидение конкретных условий осуществления управленческого решения и передача обратной связи, реализация решения).
Необходимо подчеркнуть информационную сущность системного подхода к управлению предприятием в целом и затратами в частности и четко определить его функции, отнеся к ним планирование, учет, анализ и регулирование. Процесс формирования прямой информационной связи в системе управления себестоимостью продукции на рис. 3.
|
Макроэкономическая среда |
|
||||
Управление затратами предприятия |
||||||
1. Учет затрат на производство и реализацию продукции и анализ себестоимости |
2. Планиро-вание себестои-мости |
3. Меро-приятия по оптимизации затрат |
4. Оптимальный план по себестоимости с учетом принятия управленческих решений |
|||
|
Предприятие |
|
||||
Рис. 3. Информационные потоки при управлении затратами предприятия
Исключительная роль в процессе принятия управленческого решения принадлежит формированию учетной информации о затратах на производство и реализацию. Учетная информация промышленных предприятий громоздка, неэффективна и далеко не полностью удовлетворяет потребностям управления. Отечественный учет в основном ориентирован на отчетность, позволяющую определить только тенденцию и динамику показателей, не раскрывающую ни узких мест (непроизводительных расходов), ни резервов производства.
При этом необходимо отличать функции различных видов учета на предприятии: бухгалтерского, финансового и управленческого.
Бухгалтерский учет – это основная информационная система предприятия, предназначенная как для внутренних, так и для внешних пользователей.
Составление внешних отчетов относится к сфере финансового учета, предоставляющего данные для стратегического и тактического финансового управления, определения платежеспособности фирм, установления зон финансового риска и реализации экономических, финансовых и юридических программ по выходу из кризисных ситуаций.
Управленческий учет обеспечивает информацией стратегическое и тактическое, экономическое и технологическое, инновационное и структурное управление, позволяя решить проблемы, связанные как с внутренним, так и с внешним управлением, и включает в себя планирование, отражение фактических данных в аналитическом и синтетическом учете и отчетности, контроль и анализ исполнения бюджетов, подготовку информации для ситуационных управленческих решений.
Разработка математических методов и имитационных расчетов позволяет включать в предмет управленческого учета задачи, связанные с планированием объема производимых партий готовой продукции, контролем и управлением запасами, формированием моделей учета затрат и выручки, а также осуществлением капиталовложений в условиях неопределенности конъюктуры. В настоящее время развитие управленческого учета идет путем конструирования комплексных финансово-экономических моделей предприятия.
Управленческий учет может подразделяться на систематический и проблемный учет.
Систематический учет представляет собой сочетание традиционного производственного учета, основанного на регламентированных принципах группировки фактических затрат, системного ведения оперативного пофакторного экономического анализа производственных издержек и выручки от реализации, результаты которого должны стать базой для управленческих решений.
Систематический учет затрат охватывает следующие элементы:
– измерение и количественную оценку затрат, связанных с приобретением и использованием производственных ресурсов в целях получения хозяйственных результатов, в частности, прибыли и поддержание производственного потенциала;
– контроль в натуральных единицах измерения процессов снабжения, производства, а также процессов преобразования производственных ресурсов в готовую продукцию и услуги;
– группировку в различных учетно-аналитических разрезах данных о производственных затратах и трансформацию сведений о них в информацию о себестоимости изделий, услуг, брака;
– передачу информации (в форме внутренней и внешней отчетности), отвечающей по срокам представления, объему и доступности требованиям, предъявляемым к ней, с учетом управленческих задач.
Благодаря различным группировкам затрат систематический учет позволяет выявить причинно-следственные связи и, основываясь на них, определить уровень расходов, обусловленных производством того или иного вида продукции, сопоставить и проконтролировать фактические затраты по отношению к предполагаемым и принять обоснованные управленческие решения.
Проблемный учет затрат на производство и выручки от реализации необходим, а первую очередь, для выработки системной информации, обеспечивающей возможность оперировать показателями хозяйственной деятельности, и должен быть ориентирован на разработку наиболее экономичных норм и смет расходов, отпускных цен с учетом спроса и предложения, а также возможностей покупателей. В число объектов проблемного учета целесообразно включать:
– затраты, связанные с подготовкой и освоением производства, рационализацией, изобретательством, подготовкой и переподготовкой кадров;
– распределение производственных ресурсов;
– отпускные цены.
Информация, вырабатываемая проблемным учетом, должна обеспечивать:
– оценку финансового состояния предприятия, определение тенденций и перспектив в этой области;
– корректировку ассортимента продукции;
– выработку обоснованного решения об экономической целесообразности вхождения в тот или иной региональный рынок, экспорте продукции на наиболее надежный рынок, экономической эффективности освоения новых видов продукции или новых технологий, целесообразности и последствиях варьирования отпускными ценами на продукты в зависимости от конъюктуры рынка, налоговой политики, таможенных условий, вводе дополнительных производственных площадей.
Отечественный производственный учет по своему назначению соответствует управленческому учету, но ограничен рамками бухгалтерского учета затрат на производство на уровне предприятия и, как правило, «котлового» принципа распределения затрат при расчете себестоимости единицы продукции. Для практического внедрения управленческого учета крупным и средним предприятиям промышленности требуются полные системы управленческого учета, представляющие собой совокупность систематического и проблемного учета, а на средних и малых предприятиях можно ограничиться рамками систематического учета, что вполне будет соответствовать их информационным и финансовым возможностям.
Система управленческого учета опирается на более подробные сведения о процессах хозяйственной деятельности, чем финансовый учет, и их результаты не всегда совпадают, т.к. у собственников предприятия могут быть свои цели, отличные от тех, что преследуют инвесторы, кредиторы и налоговые службы. Эта проблема может решиться в рамках разработки финансовой политики предприятия.
Попытки решения проблемы управления расходами без перестройки всей системы внутрихозяйственного планирования должных результатов не дают.
Таким образом, чрезвычайно осложняются задачи определения границ ответственности за издержки, что приводит к существенному ослаблению, а иногда и к невозможности контроля за деятельностью отдельных структурных подразделений, в частности служб и отделов предприятия, в области формирования затрат.
В бухгалтерском учете недостаточно развита группировка информации об издержках по местам их возникновения. Учет ведется по основным производственным подразделениям — цехам, которые нередко становятся пределом локализации расходов. В то же время существует принципиальная возможность детализировать учет технологических издержек, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, а также затрат на обслуживание и управление производства по более мелким местам возникновения: производственным участкам, бригадам, группам оборудования. Отсутствие детальной информации о затратах по центрам их формирования, несомненно, снижает возможности контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях рыночной экономики особенно важно совершенствовать систему бухгалтерского учета, и в частности организацию учета затрат на производство и грамотного распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, так как одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета являются учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции выполняемых работ или оказанных услуг.
К общепроизводственным расходам, как части расходов организации по обычным (уставным) видам ее деятельности, относятся расходы по работам, связанным с обслуживанием основных и вспомогательных производств организации. Бухгалтерский учет общепроизводственных расходов ведется на счете 25 "Общепроизводственные расходы".
Общехозяйственные расходы представляют собой затраты организации по управлению, являющиеся составной частью расходов организации по ее обычным видам деятельности по производству продукции (работ, услуг), но которые не связаны непосредственно с производственным процессом. В связи с этим данные расходы можно также называть управленческими расходами. В строительстве их называют накладными расходами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый Кодекс РФ от 05.08.00 г. №117-ФЗ.
2. Федеральный Закон “О Бухгалтерском учете” от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
3. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) “Расходы организации”. Утверждено приказом Минфина РФ №33-н от 06.05.99 г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ глава 25
5. Финансовая газета. Региональный выпуск", N 18, 2001 «Калькулирование себестоимости продукции»
6. Управленческий учет: затраты по обычным видам деятельности (О.В. Гришина, "Аудиторские ведомости", N 8, август 2003 г.)
7. Учет затрат на юридические и налоговые консультации (А.И. Маликов, "Главбух", N 14, июль 2003 г.)
8. Методы учета затрат (А.А. Зинченко, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в производстве", N 4, IV квартал 2003 г.)
9. Учет затрат на строительство и покупку жилья (А. Князев, О. Палига, "Двойная запись", N 5, май 2003 г.)
10. Классификация и учет затрат по экономическим элементам (В.Г. Клейникова, "Консультант бухгалтера", N 7-8, июль-август 2003 г.)
11. Формирование затрат на производство для целей бухгалтерского учета и налогообложения (М.И. Таран, "Право и экономика", N 9, сентябрь 2003 г.)
12. Глушаков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии: Учебное и практическое пособие. - М., 2002.
13. Завьялов А Г. Планирование и калькулирование себестоимости промышленной продукции. — Минск: Беларусь, 2001.
14. Николаева С.А. Управленческий учет. Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера. - "ИПБ-БИНФА", 2002 г.
[1] Внутренние цены обычно устанавливаются на уровне цен аналогичных услуг, оказываемых на внешнем рынке.
[2] Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической функции в менеджменте для принятия стратегических и тактических решений.