Оглавление
Введение. 3
В чем содержание понятия «глобальные проблемы»?. 4
Каковы основные глобальные проблемы современности?. 8
Каково влияние на цивилизацию глобальных техногенных процессов?. 13
Заключение. 16
Список литературы.. 18
Введение
Глобальные проблемы — это результат прошлой и настоящей истории человеческого рода. Они выражают противоречивый дух истории и являют собой наиболее острые противоречия в бытии современного человека и общества, тотальный (всеобъемлющий) кризис современной цивилизации. Данные проблемы порождены также и стихийными факторами, неравномерностью в развитии стран и регионов мира, конкретно-историческими обстоятельствами. Груз глобальных проблем — это высокая цена человечества за прогресс в своей истории, за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода. Комплекс глобальных проблем характеризует их как сложный узел острых противоречий и трудностей в развитии современной цивилизации. Все они взаимосвязаны и накладываются друг на друга, пронизывая весь планетарный социальный организм. Назовем и охарактеризуем наиболее острые глобальные проблемы.
Среди глобальных проблем особо выделяется опасность глобальной экологической катастрофы, поставившей человечество перед необходимостью выработать программу выживания. Это обусловлено тем, что решение экологической проблемы в определенном смысле является необходимым условием решения всех других. Человечество в своем стремлении ко все большему комфорту жизни без учета имеющихся природных возможностей подошло к такой черте, когда природа «напомнила» человеку, что он является ее частью. Человек, хоть он и sapiens, разумно самоорганизоваться не сумел. Он нарушил целый ряд биологических законов: запрет на внутривидовое истребление, запрет на ограничение численности вида, нарушил межвидовой баланс, снял ограничения в воздействиях на абиотическую среду, трансформировал потребность от необходимости к полезности, от полезности к желанию, от желания к прихоти, престижу и т. д., то есть перевел потребность из объективной категории в субъективную.
В чем содержание понятия «глобальные проблемы»?
Глобализация дает несомненные плоды в плане улучшения жизни, открывая широкие перспективы для развития экономики и других сфер, но темпы ее распространения неравномерны, а плоды — неодинаковы для всех. Поэтому она может быть источником конфликтов огромных масштабов. Утрата значения национальной идентичности может иметь последствия в виде таких сценариев, как перенос контроля над управлением страной с уровня национального государства на уровень международных организаций и союзов со слабо прогнозируемыми последствиями, возникновение национальных конфликтов внутри государств, восстание стран третьего мира против индустриально развитых держав [2]. Важно иметь в виду и то, что все большая открытость глобального рынка дает возможность широкого доступа к технологиям производства и исходным материалам оружия массового уничтожения
Сложность и противоречивость современных интеграционных процессов обусловливает крайне неоднозначную оценку глобализации, ее роли и последствий. Для многих исследователей глобализация выступает как способ унификации главнейших мировых социально-экономических, общественно-политических и социокультурных процессов, происходящих в однополюсном мире, приводящий к новой форме тоталитаризма. Поэтому глобализация и играет важную роль в политике «открытых дверей» США, направленной на завоевание рынков других стран, причем это завоевание в форме экономической колонизации осуществляется двумя путями — вначале средствами экономического Я политического проникновения и, если это не удается, массированными подрывными акциями и военными средствами. Поэтому за бунтом против глобализации часто скрывается бунт против господствующей роли США.
Любопытна оценка глобализации со стороны представителей христианских церковных организаций как явления Антихриста, означающего конец политического сообщества. Столкновение христианской и антихристианской глобализации считается главным источником разрушения человеческого общества и главным содержанием современной эпохи [З]
Основной посыл сторонников глобализации заключается-в утверждении, что три основных процесса, определяющие ее ход (отход от государственного регулирования в пользу рыночного механизма, преодоление национальных границ в ходе интеграции отдельных экономик и развитие новых информационных технологий), позволят достигнуть процветания. Действительный же ход глобализации свидетельствует о том, что отход от государственного регулирования в более или менее завершенной форме осуществляется лишь в постиндустриальных странах, имеющих для этого необходимые условия. Что же касается преодоления национальных границ, то оно весьма сомнительно, если учесть все более нарастающий разрыв между странами развитыми и развивающимися. Развитие же новых информационных технологий под силу лишь развитым странам, что подтверждает их абсолютное доминирование в глобализированном мире. Иначе говоря, картина реальной глобализации не столь благостна, как она изображается ее безоговорочными сторонниками. Современный процесс новой структурной дифференциации мира представляет собой не столько взаимодействие цивилизаций, сколько воздействие одних на другие, совершаемое с помощью экономических, финансовых, военных, рыночных механизмов и тсхнотронных средств. В классическом обществе цивилизационая идентичность в пространстве и времени, обеспечивавшая реальное единство общества и преемственность поколений, поддерживалась культурной традицией. Именно эта культурная традиция стоит на пути подобной глобализации.
Глобализированный мир не мог не породить глобальных проблем, которые стремительно вторглись в жизнь современного общества, поставив человечество в ситуацию, с которой оно ранее не встречалось: возникла реальная возможность апокалипсического исхода человеческой истории. Глобальные проблемы потребовали переосмысления тех ценностей, которые были положены основание цивилизации и многих проблем, касающихся взаимодействия философии и науки, философского учения о человеке общественном прогрессе, методологии анализа социальных проблем и т. д. Но прежде всего встает вопрос о формулировке сущности глобальных проблем, выявлении их типов и роли в жизни общества.
Существуют три смысла термина «глобальный».
Во-первых, повсеместный, то есть характерный для всей планеты. Это значение характеризует принцип пространственно-планетарного измерения.
Во-вторых, масштабный, значительный по своему качественному проявлению. Данное значение ассоциируется с содержательным принципом, поскольку определяется не пространственно-^ территориальным измерением, а содержанием, что обусловлено единством человеческого рода, единством земной цивилизации, нераздельностью исторических судеб человечества и их нераздельностью с судьбами планеты. В рамках данного значения термина «глобальный» подчеркивается ряд признаков — таких, как признак имманентности историческому бытию глобальных проблем, сопутствующих человечеству на протяжении его истории (речь идет о материальном производстве, строительстве жилищ и поселений, борьбе со стихийными силами природы, эпидемиями и ряде других проблем); признак дивергенции и новообразований (каждая историческая эпоха привносит и добавляет к уже имеющимся новые глобальные проблемы и по-своему развертывает их в пространстве и времени) — в этом смысле глобальные проблемы характеризуются в качестве закономерного результата развития человечества как целостной системы; признак остроты (актуальности), характеризующий глобальные проблемы со стороны их опасности для всего человечества
В-третьих, общий (всеобъемлющий). В данном случае речь идет о принципе всеобщности, реализующемся во взаимодействии принципа пространственно-планетарного измерения глобальных проблем и содержательного принципа, а также о социоприродной сущности глобальных проблем. Иными словами, речь идет о своеобразном комплексе как общественных, так и естественных по своему происхождению и течению процессов, который требует от человечества весьма осмотрительного поведения (особенно при постановке целей и выборе средств их реализации). Здесь подчеркивается, что соцпоприродная сущность глобальных проблем выступает важным отличительным признаком последних.
Таким образом, под глобальностью понимается, исходя из сказанного, «единый сплав пространственно-географического размаха, общечеловеческой значимости, всемирно-исторической актуальности, общепланетарной остроты и опасности, социоприродной и биосоциальной универсальности и совместимости». Поэтому глобальные проблемы и требуют для своего исследования и разрешения мульти- и междисциплинарного синтеза естественно-, общественно- и научно-технического знания и четко налаженного международного сотрудничества в разработке и осуществлении комплексных целевых программ. Иначе говоря, к глобальным проблемам относят совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейшее существование и развитие общества. По способу своего происхождения такие проблемы могут носить и региональный характер, но по способу решения они имеют планетарный характер.
Противоречия исторического процесса сделали современное общество предельно сложным и запутанным, резко усложнили бытие человека в нем. Сложилась парадоксальная ситуация, о которой финский философ П.Кууси написал так: "Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада... Семена разрушения произрастают в нас самих". Прогресс общества породил глобальные проблемы современной цивилизации, как концентрированное выражение противоречивости и драматизма человеческой истории.
Под глобальными проблемами философия понимает общепланетарные противоречия и трудности развития, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели прежде всего в 70 — 80-е гг., когда эти проблемы обнаружили себя в полной мере.
Говоря о происхождении глобальных проблем, надо заметить, что они возникли из различных источников на волне всемирных процессов — формирования единого хозяйственного организма человечества, широкомасштабного освоения природных ресурсов, становления единых коммуникаций и диалога культур, взаимодействия государств и народов. Во-первых, ряд из них порождены конкретными причинами исторического характера. Это, например, резкая граница в уровне и качестве жизни между промышленно развитыми странами ("золотой миллиард" человечества) и странами так называемого "третьего мира" (бывшие колонии). Во-вторых, некоторые проблемы появились как побочный продукт логики хозяйственной деятельности и бурного развития научно-технического прогресса. (Это относится прежде всего к современной экологической проблеме). В-третьих, отдельные проблемы порождены характером современного исторического времени, особенностями XX столетия. Сюда следует отнести международный терроризм, некоторые опасные болезни и т.д.[1]
Каковы основные глобальные проблемы современности?
Существует несколько типологий глобальных проблем. Одна из них выделяет три следующих группы: 1) проблема угрозы термоядерной войны и примыкающий к ней комплекс вопросов разоружения, запрещения испытаний новейших систем оружия и средств воздействия на среду в военных целях; 2) экологическая проблема (загрязнение среды обитания, истощение естественных ресурсов, стабильность планетарной и региональных экосистем); 3) возрастающее отставание в экономическом и культурном отношении бывших колониальных и зависимых стран.
Другая типология выделяет две группы проблем: 1) проблемы, связанные с перестройкой международных отношений; 2) проблемы оптимизации взаимодействия общества и природы.
Существует и более дробная типология глобальных проблем, предусматривающая выделение трех больших групп. Первая связана с перестройкой международных отношений (суперглобальные проблемы). Она включает следующие глобальные проблмы предотвращение ядерной войны, выравнивание уровней со-Цчально-экономического развития стран планеты, установление Нового международного экономического порядка на принципах равноправия и взаимной выгоды, гуманизация развития научно-технического прогресса. Вторая группа касается оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества и природы (общепланетарные ресурсные проблемы) и включает следующие проблемы: предотвращения стихийных бедствий (в том числе антропогенного характера), рационального использовали природно-сырьевых ресурсов (например, земель, вод, лесов), географическую, продовольственную, оптимального хозяйственного освоения необжитых территорий, энергетическую, экологическую, освоения богатств Мирового океана, освоения и использования космоса в мирных целях. Третья группа включает проблемы демократизации отношений общества и личности (общечеловеческие глобальные проблемы или субглобальные со-циокультурные, гуманитарные проблемы с существенным биосоциальным компонентом), ликвидации эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, обеспечения всех людей элементарными необходимыми средствами существования, здравоохранения, предотвращения негативных последствий урбанизации, ликвидации неграмотности, развития транспорта, планирования и регулирования роста уровня жизни, общественного контроля за средствами массовой информации и массовой культурой, сохранения и защиты элементов национально-исторического колорита и социокультурного наследия народов, культурного обмена, гарантий прав человека на жизнь и существование в здоровой среде, биосоциального порядка (проблемы детства, молодежи, алкоголизма, наркомании и т. п.). Еще одна типология глобальных проблем включает пять групп: 1) предотвращения мировой термоядерной войны; 2) перенаселения и ресурсов жизнеобеспечения; 3) преодоления разрыва между экономически развитыми и отсталыми странами; 4) защиты природной среды; 5) защиты «духовной среды».
Операционально более удобной является типология, предусматривающая выделение следующих трех групп глобальных проблем [6]: 1) проблемы отношений основных социальных общно-стей человечества (общественных систем, государств, классов, наций и т. д.); 2) проблемы отношений человека и природы; 3) проблемы отношений человека и общества. В соответствии с данной типологией глобальные проблемы выстраиваются следующим образом:
1) интерсоциальные глобальные проблемы:
- войны, мира и разоружения;
- мирового социального и экономического развития, преодоления отсталости, разрыва в уровне экономического и культурного развития;
- создания ненасильственного мира и т. д.;
2) антропосоциальные глобальные проблемы:
- преодоления «демографического взрыва» в отсталых странах и депопуляции населения в развитых странах;
- предвидения и предотвращения отрицательных последствий научно-технического прогресса, его рационального и гуманного использования;
- образования, воспитания, культуры, выработки духовных ценностей;
- здравоохранения и медицины;
-алкоголизма, наркомании, СПИДа;
- демократизации отношений личности и общества;
- международного терроризма;
- манипулирования поведением и т. п.;
3) природо-социальные проблемы:
- экологическая;
- энергетическая;
- продовольственная;
- сырьевая и др.
Естественно, что в быстро меняющемся мире данный перечень глобальных проблем является открытым.
Современная цивилизация со всей очевидностью обнаружила опасность того, что люди изменяют окружающую действительность в значительно большей мере, чем себя, свое собственное сознание. Сейчас наука дает возможность совершать действия огромного масштаба, но часто не дает возможности предвидеть не только отдаленные, но и ближайшие последствия совершаемых действий. Становится все более ясно, что в настоящее время знание не может более следовать позади событий — оно должно опережать их, направляя и давая правильную ориентацию. Для этого нужна выработка такой глобальной системы ценности, которая будет принята подавляющим большинством населения планеты. Для решения глобальных проблем необходимы совестные усилия всех людей и всех стран. Угроза уничтожения жизни на планете приобрела столь реальный характер, что в структуре современных ценностей в качестве главнейшей выступает йама жизнь в планетарном масштабе. Только на основе признания этого факта может быть выработана эффективная стратегия сохранения человеческой цивилизации.
Проблема ядерного разоружения имеет и экономический аспект. Создание и совершенствование ядерного оружия, утилизация ядерных материалов требует колоссальных материальных затрат и ресурсов, дорогостоящих технологий. Парадоксально, но величайшие открытия в науке и технике, сделанные разумным человечеством, "работали" во второй половине нашего столетия прежде всего на создание ракетно-ядерного "меча" и "щита". Их создавали и обслуживали сотни тысяч квалифицированных специалистов. Самые ценные и редкие материалы, новейшие технологии были использованы в этом деле. Надо признать, что научно-техническая мысль человечества в этих вопросах оказалась "на высоте". Например, современная баллистическая ракета с десятью разделяющимися боеголовками в ходе полета на расстоянии в 10000 километров не отклоняется в сторону свыше 200 метров и в состоянии стереть с лица многомиллионный город.
Гонка ракетно-ядерных вооружений поставила человечество на грань гибели от случайности (халатность обслуживающего персонала, сбои в компьютере, террористическая акция и т.п.). Не следует забывать и о том, что на нашей планете имеются огромные запасы химического и бактериологического оружия, которые тоже обладают очень большим поражающим эффектом. В последние годы были созданы и применены новые системы вооружений с высокой степенью эффективности — вакуумная бомба и лазерная пушка, высокоточное оружие, системы залпового огня и многое другое. Сфера военной деятельности уже распространилась и на космическое пространство. Причем создается не только новое оружие, но и средства противодействия ему, что еще больше раскручивает спираль гонки вооружений и порождает весьма сложную для разрешения ситуацию. Тем самым человечество все больше увязает в некоем круге неразумности, выбраться из которого становится все труднее и труднее. Самоубийство — что еще может быть более печальным концом истории человеческого рода?
Очевидно, что будущее человечества возможно лишь на путях всеобщего и полного ядерного разоружения. Эта идея все больше осознается мировым сообществом. В последние годы стали заключаться первые соглашения по ограничению и уничтожению оружия данного типа. Мир без насилия и войн и есть та почва, без которой невозможно нормальное решение человечеством всех иных проблем, больших и малых. Суть же проблемы разоружения — это преодоление логики раскола и конфронтации человечества и переход к логике диалога и сотрудничества на основе согласования национальных и общечеловеческих интересов и ценностей. Разоружение—это преодоление состояния безумия человечества, которое слепо мчится к бездне своего небытия. Безъядерный и ненасильственный мир является первейшим и необходимым условием для дальнейшего существования человеческого рода.
Экологическая проблема. Стала глобальной во второй половине XX в. в связи с бурной и неконтролируемой хозяйственной деятельностью человечества. Ее негативные последствия имеют место во всех регионах нашей планеты. Данная проблема по сути своей означает разрушение биосферы как естественной среды обитания и существования человечества. В теме "Природные основы бытия общества" мы уже раскрыли истоки и проявления этой проблемы. Заметим лишь, что в последние годы экологический кризис все более обостряется и обретает черты необратимого процесса. Фактически, налицо экспансия "технического" человека в среду своего обитания. Экоэкстремизм человека приведет, по оценкам ученых, к потере в предстоящие 50 лет от четверти до половины биологического потенциала нашей планеты. С 1945 г. разрушено около 11 % плодородной почвы, что равно территории Китая и Индии, вместе взятых. При существующих темпах уничтожения лесов и потребления органического топлива температура на нашей планете может подняться к 2100 г. на 6 градусов, а уровень вод Мирового океана возрастет в результате на 5 — 7 метров, и это будет иметь катастрофические последствия для многих стран. Опасным явлением последних лет стало разрушение озонового слоя атомосферы. Загрязняется и космическое пространство, где находятся около 7 тысяч оставленных искусственных объектов (спутники, станции).
Проблемы экологии обостряются жестокой экономической конкуренцией между государствами и монополиями за обладание природными ресурсами. Этому способствует и сама сущность частной собственности, проявляющаяся в погоне за прибылью как основным мотивом в хозяйственной деятельности. Частная собственность все чаще оказывается тормозом на пути решения экологической проблемы. Вот почему в настоящее время человечество встало перед насущной необходимостью принять концепцию направляемого развития, что означало бы жесткий контроль за хозяйственной деятельностью и потреблением природных ресурсов. Проблема сохранения природы требует соединения политики и экономики, нравственности и просто — здравого смысла. Ее острота не исчезла, а практическое решение во всемирном масштабе находится, по сути дела, лишь на самой ранней стадии.
Демографическая проблема. Вызвана к жизни быстрым ростом населения на планете и исчерпанием ресурсов. К началу нашей эры на Земле обитало около 250 млн. человек, а к началу XIX в. их было уже около 1 млрд. В 20-е гг. следующего столетия численность человечества удвоилась, и сейчас оно составляет уже 6 млрд. человек. Ежегодно на свет появляется около 130 млн. детей. Наибольший прирост населения дают страны Азии, Африки и Латинской Америки, где существует самый низкий уровень жизни и ее качества. Ученые предсказывают увеличение населения к 2025 г. до 8,5 млрд., а в перспективе до 12,5 и даже до 20 млрд., что будет означать колоссальный демографический взрью. Это резко обострит проблему питания и здравоохранения, увеличит нагрузку на природную среду, приведет к конфликтам и нестабильности в мировом сообществе, к другим негативным последствиям.
Продовольственная проблема. Возникла как бы на стыке трех названных выше проблем — ядерного разоружения, экологической и демографической. Она связана с тем, что сегодня колоссальные материальные ресурсы направляются на военные цели, а не на созидательные проекты. К тому же ежегодно сокращается плодородный слой земли, необходимый для аграрной деятельности. В начале XX в. на одного человека в мире приходилось 9 гектаров культурных земель, в середине века — уже 6, а в ближайшие годы их останется всего лишь около 2 гектаров. По оценкам ООН, нормальным питанием сейчас обеспечено лишь около 20 % населения Земли, а еще столько же голодает. Неуклонный рост населения все больше приходит в противоречие с недостатком природных ресурсов на нашей планете.
Проблема "Север-Юг ". Означает резкое различие в уровне и качестве жизни между населением промышленно развитых стран и странами так называемого "третьего мира". Она сложилась во многом в силу причин исторического характера — как наследие прежней колониальной системы, уродливого разделения труда, несправедливого экономического обмена между государствами. В настоящее время соотношение в доходах между населением этих групп стран составляет примерно 60:1. Смертность в развитых странах мира равна примерно 12 человек на одну тысячу населения, а в развивающихся — около 67. Соответственно, резко различается и средняя продолжительность жизни. Проблема "Север-Юг" означает наличие в современном мире двух полюсов — богатства и нищеты. Ее решение невозможно без согласованных усилий всего мирового сообщества и его доброй воли, без создания на нашей планете нового экономического порядка.
Энергетическая проблема. Обусловлена стремительным исчерпанием традиционных источников энергии и ресурсов (лес, нефть и газ, каменный уголь) или же их ограниченностью (водные ресурсы). Растущие потребности человечества побуждают искать и осваивать нетрадиционные источники в виде энергии приливов и отливов, атомной и термоядерной энергии. Это необходимо, поскольку, как полагают специалисты, мировых запасов газа хватит на 55 — 60 лет, нефти — на 30 — 35 лет, а каменного угля и того меньше.
Комплекс названных нами проблем современной цивилизации и их иерархия (порядок, масштаб, значение) этим не исчерпывается. Сюда с полным основанием можно отнести и такие из них, как международный терроризм, наркомания, СПИД, рак и иные тяжелые заболевания ("болезни цивилизации"), сохранение памятников истории и культуры. Ученые предупреждают и об опасности столкновения Земли с крупными космическими объектами естественного происхождения.[2]
Каково влияние на цивилизацию глобальных техногенных процессов?
В европейской культуре панацеей от всяких кризисов считается наука, научно-технический прогресс. Сейчас становится ясно, что одной науке справиться с ними не удается: кризисное состояние техногенной цивилизации не только не преодолевается, но и приобретает глобальный характер. В связи с этим возникает потребность трезво оценить уроки самой техногенной цивилизации, ее целевые ориентации, системы жизнеобеспечения, nepеосмыслить характер отношений общества и природы.
Техногенная цивилизация ориентирована на возможно большее обладание материальными ценностями, на то, чтобы иметь, а не быть. Утилитарно-прагматическая установка из всех форм освоения действительности отдает предпочтение практической и научной — чтобы преобразовывать природу, получать от нее то, что нужно человеку для удовлетворения его материальных потребностей, необходимо иметь достоверное знание. Человечество может жить и развиваться только на основе знания объективных закономерностей действительности. И в этом смысле научное знание является необходимым условием человеческой деятельности — без него нельзя ни эффективно управлять обществом, ни прогнозировать его развитие.
Однако, став массовым производством знания, наука перестает быть сферой этических отношений, а потому все более оказывается областью, таящей в себе повышенную опасность для человека. Отсюда вытекает необходимость контроля за ее развитием со стороны общества, что выражается в требовании гуманитаризации и гуманизации самой науки. Гуманитаризация означает проникновение ценностей, стандартов гуманитарного познания в структуру естественнонаучной и технической деятельности, то есть изменение внутренних ориентиров науки. Гуманизация же есть переосмысление, видоизменение внешних идеалов науки: наука должна ориентироваться не только на получение истины, но и на выработку представлений о своей смыслообразующей деятельности, о гуманистических ценностях цивилизации вообще. Человечество уже больше не может позволить себе роскошь не задумываться над последствиями полученных с помощью науки и техники сиюминутных благ. Никакое сиюминутное благо не может быть ни экономически, ни политически, ни идеологически, ни морально оправдано, если оно оказывается злом для ведущих поколений, соседей, природы. Гуманизм больше не может трактоваться как направленность на интересы человека без учета интересов будущих поколений и природы — в противном случае он превращается в психологию временщика, в эгоизм вида чогпо sapiens. He случайно поэтому сейчас все больше проявляет себя тенденция к увязыванию гносеологических и ценностях аспектов научной деятельности.
Под общественным прогрессом принято понимать тип развития общества, характеризующийся поступательным (восходящим), направленным и необходимым переходом его от низшего к высшему, становлением нового, более совершенного и жизнеспособного в обществе. Прогресс общества — это прежде всего становление цивилизованности во взаимоотношениях между людьми и социальными группами, между обществом и природой. Кратко говоря, прогресс есть создание культуры во всех ее формах. Сферы его проявления соответствуют основным подсистемам общества, и в соответствии с этим принято выделять экономический, социальный, политический прогресс в обществе. В основе общественного прогресса лежит умственная и практическая деятельность человека, непрерывное совершенствование им орудий труда и навыков их применения, развитие науки и техники, рост потребностей общества.
Данное понятие всегда соотносится с понятием регресса, под которым в философии понимается попятное движение, застой, распад жизнеспособных форм общественной жизни. Прогресс и регресс являются двумя сторонами исторического процесса, которые друг без друга не существуют. Прогресс в одном отношении всегда означает и регресс в другом отношении. Вот почему нельзя представлять себе всемирную историю идущей вперед гладко и аккуратно, прямолинейно, без зигзагов, попятных движений или же застоя в развитии.
Следует иметь в виду, что исторический процесс по природе своей всегда противоречив, и часто эти противоречия очевидны. В истории . общества ведь нет только светлых тонов, она всегда многоцветна. Она далеко не всегда выражает интересы всех людей. История гуманна и жестока одновременно. Богатство и бедность, образованность и невежество, творчество и разрушение неразлучны, как свет и тень. Очевидно, например, что в течение многих веков в основе общественного прогресса лежала, как выразился Ф.Энгельс, "низкая алчность". Основной целью общества и двигателем его прогресса было обретение богатства для узкого слоя людей. Интересы большинства приносились в жертву меньшинству, и прогресс тем самым приобретал несправедливый, уродливый и антагонистический характер. Благосостояние и развитие одних осуществлялось ценой угнетения и страданий других. Такой, увы, оказалась логика истории человеческого рода, и давняя мечта угнетенных масс о "золотом веке" представляется в связи с этим отнюдь не беспочвенной.
Раскрытие темы прогресса общества и противоречивой природы истории логично подводит нас к проблеме бытия человека в современном мире. Все мы существуем в настоящее время на разломе крупных эпох в истории человечества. Наше время — это время глубокой технологической революции и становления постиндустриальной ("техноген-ной", "информационной") цивилизации. Это время опережающего развития науки и роста искусственного мира, становления всемирного интеллекта, расширения рамок индивидуальной свободы. Осуществив с помощью впечатляющего научно-технического прогресса отрыв от природы и овладение ее силами, род человеческий оказался, вместе с тем, в ситуации выбора: быть или не быть? Наша эпоха носит переходный характер, и это определяет важнейшие черты современного человека, его взаимосвязи и отношения с окружающим миром.
XX в. оказался очень противоречивой эпохой в истории человечества. Это столетие принесло миру выдающиеся научные открытия, породило грандиозный прогресс орудий труда и техники, разрушило жестокие тоталитарные и колониальные режимы, разорвало цепи земного притяжения. Но это был и век чудовищных войн и геноцида народов, разрушения природы и культуры, век цинизма и пошлых вкусов. Наше время есть время триумфа человека и одновременно — его великого грехопадения. Человек отчетливо предстал как созидатель и разрушитель в одном лице, а его разум в полной мере проявил неразумное начало. К началу третьего тысячелетия нашей эры передовая общественная мысль с большим беспокойством заговорила об эрозии гуманизма и даже конце прогресса, о смерти человека как человека. В оборот публицистики, философии и науки стало входить понятие антропологической катастрофы. Если в конце XIX в. философия устами Ф.Ницше сказала, что Бог умер, то в XX в. она заговорила о другом: человек умер, по выражению Э.Фромма.[3]
Заключение
Новое политическое мышление – это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей, утверждая в жизни идеалы равноправия всех народов и отражая их взаимозависимость в развитии цивилизации.
- Захотят ли люди искать решения этих нелегких проблем сообща (в диспутах, на конференциях, за столом переговоров)?
- В какой мере им удастся избежать деструктивных действий и направить все материальные и духовные ресурсы на развитие цивилизации?
- Наконец, как они воспользуются жизнью и разумом?
Эти вопросы открыты. Быть может, жизнь подскажет нам, как их нужно решать.
Каждый последующий шаг в истории открывает нам новые горизонты. Нужно уметь прислушаться к пульсу истории, чувствовать ее дыхание. И тогда она подскажет правильное направление мысли и действия, убережет от догм и беспочвенных новаций.
Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму.
Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолевать усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.
История эволюции жизни на Земле – это история гибели огромного количества видов животных и растений, которая происходит в результате того, что возникает несоответствие между выработанными организмами формами приспособления к окружающей среде и самой этой средой. Гипертрофия разума ни в чем не отличается от гипертрофии различных органов у каких-нибудь рептилий.
И сегодня, мы являемся свидетелями того, как человечество неминуемо идет к своему концу. Разве не являются современные арсеналы ядерного оружия такой же чудовищной гипертрофией, как клыки у саблезубого тигра?
И не свидетельствует ли о близком конце цивилизации со зловещей скоростью нарастающее разрушение человеком природной среды?
Гибель советского танкера у берегов Японии. Разлилась нефть, что привело к гибели различных видов рыб, птиц и животных. Подготовка к ядерной войне в Ираке. А ведь это будет III мировая война и т. д.
Можно с достаточным основанием утверждать, что широкое использование компьютеров, построение компьютерного общества выведет человечество на принципиально новый уровень в развитии цивилизации.
Успехи современной науки демонстрируют ее колоссальные возможности. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, системы управления, образования, здравоохранения, спорт – все в современном обществе опирается на достижения науки.
Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связями и отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Динамизм, интенсивность деятельности людей как в природе, так и социальной среде, все возрастающая ее мощность и масштабы создают невиданные прежде, новые для человечества проблемы.
Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качество жизни, возрастает число сердечных, раковых, аллергических заболеваний; зловеще распространяется эпидемия СПИДА; чаще встречаются случаи патологии психики; увеличивается количество наследственных заболеваний, ухудшающих генофонд человечества; человека постоянно подкарауливает опасность связанная с использованием сложных технологий на производстве, особенно в химической и атомной промышленности; огромное количество людей становится жертвами несчастных случаев на предприятиях, на дорогах; а как ухудшилось из-за химизации качество продовольствия; во всем мире резко обостряются межнациональные отношения; неудержимо растет преступность.
Можно ли утверждать, что в наше время люди стали нравственнее и счастливее чем прежде? Нет. Никогда прежде люди не испытывали такой тревоги за свою жизнь и не чувствовали себя столь незащищенными как теперь!
Список литературы
1. Введение в философию: В 2 т. М., 1990
2. Новиков Ю. В. Природа и человек. - М.: Просвещение, 1991
3. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. - М.: Новая школа, 1994.
4. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: слов. -справ. - М.: Просвещение, 1992.
5. Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999
[1] Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
[2] Новиков Ю. В. Природа и человек. - М.: Просвещение, 1991
[3] Введение в философию: В 2 т. М., 1990