Содержание

Введение. 3

Условия успешного развития познавательного интереса у детей подготовительной группы. 5

Методы развития познавательного интереса к школе в подготовительной группе. 7

Выводы.. 12

Заключение. 13

Список литературы.. 15

Введение

Среди функций,  которые  выполняет  детский  сад  в  системе  народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое  место  занимает подготовка детей к школе. От  того,  насколько  качественно  и  своевременно будет  подготовлен  ребенок  к  школе,  во  многом  зависит  успешность  его дальнейшего обучения.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться.

 В этом возрасте у детей происходит выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе — большие или малые — неизбежно встречаются у каждого. (2, стр. 56)

Также в этом возрасте происходит важный переход от познания ближнего окружения к познанию всего окружающего мира. Например, ребенок 2—3 лет сосредоточен преимущественно на предметах, близко его окружающих. Что такое дверь, как ее открыть и закрыть, а заодно, как не прищемить палец. Что такое ложка и как ею пользоваться? Что такое чашка и как из нее пить? Постепенно ближнее окружение оказывается освоенным. И внимание ребенка переключается на гораздо более широкий круг предметов и явлений, начинается, по существу, познание всего мира, окружающего маленького человека. К этому времени поспевает формирование речи, и ребенок начинает широко использовать вновь открывшиеся благодаря этому возможности, Начинается знаменитый период бесконечных «почему».

Значение этого периода трудно переоценить. Ребенок узнает о вещах много такого, что далеко выходит за пределы его личного опыта, что, строго говоря, узнать личным опытом не хватило бы всей жизни. Ребенок, по сути, осваивает знания, накопленные до него многими и многими человеческими поколениями.

Цель данной контрольной работы – изучить условия и методы воспитания интереса к учению у детей подготовительной группы.

Задачи:

1)                рассмотреть условия формирования познавательного интереса в детском саду;

2)                исследовать методы воспитания интереса к учебе у детей подготовительной группы.

 

Условия успешного развития познавательного интереса у детей подготовительной группы.

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1)               положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2)                наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы называем радостью познания;

3)                наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений). Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности. (4, стр. 32)

Вот от этих трех условий и зависит появление интереса, в том числе интереса к учебе. Итак, если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса. Но это лишь одно из трех условий. Необходимое, но еще недостаточное. Остановимся подробнее на двух других. В какой мере усилия воспитателей могут обеспечить соблюдение каждого из них?

И здесь перед нами вырисовываются три линии возможной работы. Первая из них — поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы. Поддержка тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к ним и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает. Об этом уже шла речь выше и нет необходимости еще раз здесь останавливаться. (1, стр. 48)

Вторая линия состоит в том, чтобы стимулировать проявление познавательного интереса. Отчасти это достигается благожелательным отношением к его вопросам. Отчасти — раскрытием нового в обыденных вещах, чем тоже говорилось выше. Немалое место принадлежит рассказам взрослых. Очень важно при этом понимать, какая тема может заинтересовать ребенка, а какая нет. Понять это можно по вопросам, возникающим у ребенка, по отдельным проскакивающим в речи фразам и т. п. Но самое главное — это частые пробы. Если интерес есть, хотя бы небольшой, то соответствующую тему можно пускать в дело. Если нет — лучше от нее отказаться и поискать другую. Бывают ведь случаи, когда кто-то из старших, движимый самыми лучшими намерениями, берется систематически изложить малышу какой-то раздел знания: об атмосферных явлениях, о строении Солнечной системы, об основных этапах русской истории и т. д. Да еще превращает это в нечто вроде обязательных знаний. Если это делается без учета того, возникает ли у ребенка интерес, то тут легко добиться результата, противоположного желаемому.

Третья линия поддержания познавательной потребности у ребенка заключается в использовании для этого игры. Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. Существует  широко известная закономерность, которая состоит в том, что полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых. (1, стр. 54)

Момент последующего включения того нового, что узнает ребенок, в игру или практическое действие очень важен — и не только в плане освоения и закрепления нового знания. Важен он и в плане поддержания активного интереса ко всему новому. Без этого узнавать новое ребенку  неинтересно.

 

Методы развития познавательного интереса к школе в подготовительной группе.

В  процессе  общения  со  взрослыми  и  сверстниками  ребенок  получает

разнообразные сведения,  среди  которых  выделяют  две  категории  знаний  и умений.

Первая предусматривает знания и умения, которыми  дети  могут  овладеть вне организованного обучения, в повседневном общении.

    Организация  получения  знаний  и  умений  первой категории  вызывает  у  воспитателей  наибольшую  трудность.  Дети,  получая знания  об  отдельных  фактах  и  явлениях  разными  путями  (от   взрослых, сверстников и др.), испытывают одинаковый интерес  к  достоверному  познанию мира.

    Помочь систематизировать знания  и  умения  первой  категории,  развить познавательный интерес,  научить  детей  получать  информацию  в  общении  с другими источниками (книги, диафильмы,  журналы  и  т. п.)  может  программа познавательного   обучения    “Любознайка”,    разработанная    лабораторией начального обучения и используемая  в  детских  садах  для  детей  пяти  лет (автор Г. Н. Вавилова). (5, стр. 71)

    Вторая категория включает знания и умения, подлежащие  усвоению  детьми на  занятиях.  Они  более  сложны  по  содержанию  и  структуре  и  являются систематизированными. На занятиях воспитатель учитывает, как  дети  усваивают программный   материал,   выполняют   задания;    проверяет    быстроту    и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец,  определяет у  них  способность  соблюдать  правильное   поведение,   следит   за   тем, внимательно ли они слушают объяснение.

    “Умное”  детство   закладывает   хороший   фундамент   интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи  (А. А. Венгер,  С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до  8  лет.  Такое  положение выдвигает высокие требования к организации  воспитания  и  обучения  старших дошкольников. (4. стр. 29)

    Познавательные задачи соединяются с задачами формирования  нравственно- волевых  качеств  и  решение  их  осуществляется   в   тесной   взаимосвязи: познавательный  интерес  побуждает  ребенка   к   активности,   способствует развитию любознательности, а  умение  проявлять  настойчивость,  прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в  результате  чего  дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

    Сообщение  детям  новых  знаний,  формирование  более  сложных   умений позволяет   воспитателю   подчеркивать   значение   занятий   для   развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет  на развитие личности ребенка.

    Основной целью занятий является формирование у детей знаний  и  умений, однако, не менее важно воспитать в  ребенке  любознательность,  операционные стороны  мышления,  произвольное  внимание,  потребность  в  самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что  ребенок,  у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно  работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для  выполнения  заданий,  овладевать знаниями, достигать  положительных  результатов  в  учении.  Таким  образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны решаться  в  тесной взаимосвязи с  задачами  воспитания  нравственно-волевых  качеств  личности: настойчивости,  прилежания,  старательности,   ответственности,   стремления достигать   качественного   результата,   а   также   доброжелательного    и уважительного отношения к сверстникам.

Главной  задачей  любого  занятия  является  формирование   у   ребенка определенных знаний и умений на основе  включения  его  в  активную  учебную деятельность.  В   процессе   решения   этой   задачи   педагог   использует разнообразные методы и приемы: объяснение,  показ,  вопросы  и  др.  Следует подчеркнуть, что только правильное  их  использование  позволяет  эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно.

        Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет  удовольствие,  действует  на  воображение  и  чувства. (2, стр. 43) Желание ребенка  узнавать  новое,  приобретать  различные  умения,  является главным условием формирования нравственно-волевых  качеств.  Таким  образом, перед дошкольником выдвигается задача  приложения  волевых  усилий.  Педагог конкретизирует способы ее реализации при  планировании  содержания  занятий, делает предметом совместного с детьми обсуждения.  Индивидуальный  подход  в формировании нравственно-волевых качеств  осуществляется  в  процессе  всего воспитательного процесса и  методика  его  в  различных  видах  деятельности имеет  много  общего.  Однако,  определяется   некоторая   специфика   путей индивидуального подхода к детым в быту, игре, труде, учебной деятельности.

    Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что  для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень  точно складывать бумагу, ровно смазывать  сгибы  клеем.  На  занятиях  по  родному языку, также опираясь на его  программное  содержание,  воспитатель  находит другие убедительные доводы побуждающие детей к  напряжению  мысли,  активной деятельности, преодолению трудностей.

    Консервативным является ныне лозунг “Дайте ребенку детство” при  полном невмешательстве  в  интеллектуальную  сферу  его  деятельности.  Дети  будут полноценными,  если  взрослые  позаботятся  найти  ключ   к   познавательной деятельности детей, активизировать ее.

    Анализ практики обучения детей на занятиях в детском  саду  показывает, что к сожалению,  далеко  не  всегда  воспитатели  поддерживают  необходимую познавательную активность детей. Многие  занятия  проводятся  при  сниженном эмоционально-познавательном  фоне,  нередко  по  одной  и  той   же   схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий  характер. Воспитатель показал, объяснил —  ребенок  повторил.  Дети  почти  не  задают воспитателю встречных вопросов. А если и задают,  то  некоторые  воспитатели не поддерживают их,  считая  что  они  нарушают  данную  логику  занятия.  В результате  такого  неконструктивного  подхода  познавательные  интересы   и активность  детей  постепенно  снижаются.   После  занятий  дошкольники   не пытаются продолжить  разговор  на  данную  тему,  не  используют  полученные знания и умения в практической деятельности.

    Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на  занятиях является:

·        наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;

·        умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить  при этом разнообразные мыслительные операции:  анализировать,  сравнивать  и  т. д.;

·        умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;

·        умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;

·        умение выдвигать новую познавательную задачу;

·        способность относительно долго проявлять интерес к проблеме,  самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности. (1, стр. 16)

    Активизация  мышления  детей  на  занятии  достигается   путем   отбора соответствующего содержания, методов и  приемов,  форм  организации  учебной деятельности. Задача воспитателя  —  вызвать  у  детей  интерес  к  занятию, создать у них  состояние  увлеченности,  умственного  напряжения,  направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

    Опыт показывает, что интерес  к  занятию  связан  с  тем,  понимает  ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он  возможность  их применить.  Поэтому  воспитатель  должен  заинтересовать  детей  содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.

    Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель должен помнить,  что знания и умения усвоенные без желания и  интереса,  обычно  не становятся активным достоянием ребенка, а развивают мыслительную  активность детей ситуации поиска и исправления ошибок,  выбор  правильного  решения  из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии, чаще всего  это  происходит во время сюжетно-ролевой игры, дидактической игры.

    Значение этих игр в подготовке к  школе  трудно  переоценить.  Сюжетно- ролевые игры оказывают широкое общеразвивающее влияние на личность  будущего школьника, а игры с  правилами,  дидактические,  непосредственно  связаны  с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх  происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком  ситуаций  и  действий,  в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.  Т.  е.  В игре происходит непосредственная подготовка  ребенка  к  переходу  на  новую ступень обучения — поступлению в школу.

Выводы

1.     Условия появления познавательного интереса у детей зависят от:

1)    наличия положительных эмоций по отношению к деятельности;

2)    наличия познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы называем радостью познания;

3)    наличия непосредственного мотива, идущего от самой деятельности,

т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов

2. Воспитатель подготовительной группы должен способствовать формированию познавательного интереса путем поддержки возникающего у ребенка желания задавать вопросы, благожелательным отношением к его вопросам, раскрытием нового в обыденных вещах, рассказами на интересующие ребенка темы.

3. Методами воспитания интереса к учебе в подготовительной группе являются использование программ познавательного обучения, включение ребенка в активную учебную деятельность путем применения дискуссий, показов, вопросов, рассказов и т. д., поддержание повышенного эмоционально – познавательного фона во время занятий, использование сюжетно – ролевых, дидактических игр.

Заключение

Среди  задач,  стоящих  перед  детским  садом,  главной является  задача  подготовки  ребенка  к  переходу  на   следующую   ступень образования  —  к  поступлению  в  школу.   На   занятиях,   предусмотренных программой  обучения  и  воспитания  в  детском   саду,   ребенок   получает специальные  сведения,  расширяется   система   знаний,   умений,   навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду  дети  помимо специальных, учебных умений, приобретают  первый  опыт  жизни  в  коллективе сверстников.  Таким  образом,  в  детском  саду  в  течение  всего   периода дошкольного детства происходит планомерная, целенаправленная,  педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к поступлению в школу. (1, стр. 65)

Стремление к познанию окружающего мира заложено у ребенка самой природой. Развить это стремление, закрепить его, дать ему возможность перерасти в привычку, а затем в потребность — вот цель воспитания в детском саду. Тогда ребенок, став школьником, никогда не утратит способности удивляться и с готовностью открывать новое.

Необходимо поддерживать в дошкольниках познавательный интерес, поддерживать возникающее у ребенка желание задавать вопросы. Ребенок всегда должен встречать благожелательное отношение к ним и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает.

Активизация  мышления  детей  на  занятии  достигается   путем   отбора соответствующего содержания, методов и  приемов,  форм  организации  учебной деятельности. Задача воспитателя  —  вызвать  у  детей  интерес  к  занятию, создать у них  состояние  увлеченности,  умственного  напряжения,  направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

Воспитатель должен стараться заинтересовывать детей рассказами на подходящие им по возрасту темы, находить новое в обыденных вещах и помогать видеть удивительное детям. Для поддержания и развития интереса к учебе в дошкольном возрасте широко используются различные игры, помогающие закреплять на практике детям полученный опыт.

Список литературы

1.     Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты).—М.: Знание, 1983.—96 с.— (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5)

2.     Катаева А., Будницкая И. Родителям будущего первоклассника.— Семья и школа, 1982, № 10

3.     Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2

4.     Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 1981.

5.     Филиппова Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной // Психологическая наука и образование. - М., 1996 - №3