Содержание

Задание № 1. 3

Задание № 2. 5

Задание № 3. 8

Задание № 4. 10

Задание № 5. 12

Задание № 6. 14

Задание № 7. 17

Список источников и литературы.. 19

Задание № 1

Какие отношения являются предметом международно-правового регулирования:

правоотношения между государствами;

правоотношения между государствами и международными организациями;

правоотношения между государствами и государство подобными образованьями (Ватикан);

правоотношения, обремененные иностранным элементом (между физическими и юридическими лицами различных государств);

правоотношения между международными организациями;

правоотношения между международными организациями и физическими лицами:

определенные внутригосударственные отношения?

Ответ:

Предмет правового регулирования:

у внутригосударственного права — это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства;

у международного права — это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

правоотношения между государствами;

правоотношения между государствами и международными организациями;

правоотношения между государствами и государство подобными образованьями (Ватикан);

правоотношения между международными организациями;

определенные внутригосударственные отношения.

Задание № 2

В ст. 38 Статута Международного суда ООН в качестве источника международного права упоминается международный обычай «как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Может ли обычай состоять из комплекса международных норм? Что понимается под доказательством существования обычая? Приведите примеры. Как толкуется «всеобщность» международного обычая? Может ли государство ссылаться на обычные нормы, если они не признаются со стороны других государств?

Ответ:

Международное право существует в форме норм. Юридическим содержанием нормы является правило поведения. Если нормы представляют собой необходимую внутреннюю форму существования международного права, то его внешней формой, т.е. способом выражения, являются обычай, договор и правотворческие решения международных организаций. Эти официально юридические формы существования международных правовых норм именуются источниками международного права.

Договор и обычай является универсальными источниками, юридическая сила которых вытекает из общего международного права; правотворческие решения организаций является специальным источником, юридическая сила которого определяется учредительным актом соответствующей организации.

Международный торговый обычай характеризуется в литературе как единообразное правило поведения, сложившееся в практике международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий. О нем говорят как об единообразной международной обычно-правовой норме гражданско-правового характера. Для квалификации правила в качестве международного торгового обычая необходимы два обстоятельства: 1) устойчивая единообразная практика международной торговли; 2) санкционирование государством такой практики, а именно: возникающего на ее основе правила поведения.[1]

В России торговые обычаи, в том числе международные, признаются источником права наряду с российскими нормативными актами, международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права. В частности, согласно п.1 ст.1186 ГК РФ право, подлежащее применению к отношениям, осложненным иностранным элементом, определяется на основании международных договоров, федеральных законов и обычаев, признаваемых Россией. В соответствии с п.3 ст.28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже" третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.

Согласно п.1 ст.VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже при разрешении дела "арбитры будут руководствоваться положениями контракта и торговыми обычаями". Согласно п.1 ст.9 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. "стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях". Понятие "обычай", о котором здесь идет речь, характеризует положения любых документов, на которые ссылаются стороны в своем контракте. Например, сославшись в контракте на Инкотермс (Международные правила толкования торговых терминов), стороны в дальнейшем руководствуются их положениями как условиями контракта. Поскольку нормы Конвенции носят диспозитивный характер и уступают перед договорным регулированием (ст.6), положения соответствующих документов, на которые сделана ссылка, будут иметь приоритет над положениями Конвенции. В то же время в п.2 ст.9 Конвенции речь уже идет о классическом международном торговом обычае, который применяется к отношениям сторон как диспозитивная правовая норма, то есть независимо от ссылки на него в контракте: "При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли".[2]

Задание № 3

Тюменский районный суд принял к производству дело, по иску гражданина России к гражданке Болгарии о снижении размера алиментов на содержание ребенка, гражданина Болгарии. Ответчица данному делу проживает с дочерью в Литве.

Определите подсудность дела.

Право какого государства является применимым для данного дела?

Применимы ли в данной ситуации договоры о правовой помощи с Болгарией и Литвой?

Ответ:

Родители и их несовершеннолетние дети независимо от гражданства обычно проживают в одной семье, поэтому в качестве права, применяемого к их отношениям, Семейный кодекс РФ указывает право страны, на территории которой они имеют совместное место жительства. Если же они совместно не проживают, то применяется право того государства, гражданином которого является ребенок (ст. 163 СК РФ). Принадлежность ребенка к гражданству конкретного государства определяется на момент решения вопроса о применимом праве.

На основании ст. 25 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 19 февраля 1975 г.)

Правоотношения родителей и детей определяются законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют совместное местожительство.

Если местожительство родителей или одного из них находится на территории одной Договаривающейся Стороны, а местожительство ребенка - на территории другой Договаривающейся Стороны, то правоотношения между ними определяются законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок.

Дела об оспаривании и установлении отцовства или материнства и об установлении рождения ребенка от данного брака решаются в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок по рождению.

Правоотношения между ребенком, родившимся от лиц, не состоящих в зарегистрированном браке, и его матерью или отцом определяются законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок.

Если ребенок является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а проживает на территории другой Договаривающейся Стороны, и законодательство этой Договаривающейся Стороны более благоприятно для ребенка, то применяется законодательство этой Договаривающейся Стороны.

Для вынесения решений по правоотношениям, указанным в пунктах 1, 2, 3, 4 и 5, компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок или на территории которой ребенок имеет местожительство или местопребывание.

Применимым правом будет являться право государства, где получатель и плательщик алиментов имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства алиментные отношения регулируются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов (ст. 164 СК РФ).

Задание № 4

В городской суд г. Братска поступило исковое заявление гражданки России к гражданину Монголии о признании отцовства и взыскании алиментов на содержание ребенка. Суд принял исковое заявление, рассмотрел дело и вынес решение на основе норм российского законодательства. Гражданином какого государства является ребенок, суд не устанавливал.

Суду какого государства подсудно дело? Какое законодательство является определяющим (применимым) при вынесении решения (материальное право)? Какие юридически значимые обстоятельства для определения подсудности и применяемого права должен выяснить суд?

Какие положения на этот счет содержатся в ГПК РФ, СК РФ и в договоре о правовой помощи с Монголией?

Как быть, если закон и договор по-разному решают эти вопросы?

Ответ:

При взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка, когда он проживает не в стране своего гражданства, могут возникнуть трудности с их взысканием и перечислением получателю. Поэтому по требованию истца к алиментным обязательствам может быть применено законодательство государства, на территории которого проживает ребенок.

На основании ст. 27 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Улан-Батор, 23 сентября 1988 г.)

По делам об установлении и оспаривании отцовства применяется законодательство Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок по рождению.

Правоотношения родителей и детей определяются законодательством Договаривающейся Стороны, а местожительство ребенка - на территории другой Договаривающейся Стороны, то правоотношения между ними определяются законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой ребенок имеет местожительство.

Если ребенок имеет местожительство на территории одной Договаривающейся Стороны и является гражданином другой Договаривающейся Стороны и законодательство этой Договаривающейся Стороны более благоприятно для ребенка, применяется законодательство этой Договаривающейся Стороны.

По делам о взыскании алиментов с совершеннолетних детей в пользу родителей применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой имеет местожительство лицо, претендующее на получение алиментов.

Для вынесения решений по правоотношениям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок или на территории которой ребенок имеет местожительство. В случаях, предусмотренных в пунктах 2, 3, 4 настоящей статьи, компетентны учреждения Договаривающейся стороны, на территории которой имеет местожительство истец.

Задание № 5

В начале 1980 г. США сконцентрировали крупную военно-морскую эскадру, состоявшую из 30 кораблей, у берегов Персидского залива с целью оказать давление на Иран, где в качестве заложников были задержаны 52 американских дипломата. Кроме этого, США угрожали подвергнуть .Иран минной блокаде, осуществить бомбардировку его территории, объявить военно-морскую блокаду, высадить десант.

Квалифицируйте действия США. Являются ли они нарушением современного международного права и режима применения международно-правовых санкций?

Ответ:

Санкции — это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.

Санкции не могут иметь превентивного действия; их цель — защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов международного права. Никакие ссылки на национальные интересы государства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.

Нужно отметить, что характер международно-правовых санкций могут носить лишь меры, применяемые только в ответ на правонарушения. Ответные меры, являющиеся реакцией субъекта на недружественный акт, пусть даже и совпадающие по форме с таковыми, санкциями не являются.

Согласно положениям Устава ООН и в соответствии с основными принципами международного права государства должны решать международные споры мирными средствами. Однако современное международное право допускает возможность правомерного применения вооруженных сил (самооборона от агрессии, применение вооруженных сил ООН, реализация права на самоопределение).

Со стороны США были нарушены многие нормативные акты:

Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. «Об открытии военных действий», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны» и др.;

Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 г.;

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г., Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;

Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г. и Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1977 г.

Задание № 6

Выберите один правильный ответ из предлагаемых вариантов.

1.Сторонами в международном договоре являются:

а)       основные и производные субъекты международного права;

б)       субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью;

в)       участники международных отношений.

Ответ:

субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью;

в)       участники международных отношений.

2.Одна из стадий заключения международных договоров:

а)       новация;

б)       парафирование;

в)       пролонгация.

Ответ:

ПАРАФИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА (фр. раraghe- сокращенная подпись, инициалы. росчерк) - одна из процедурных форм. применяемых в практике заключения международных договоров, которая состоит в визировании, проставлении лицами, участвующими в разработке текста конкретного договора, своих инициалов - параф - под его текстом или на каждой его странице. Согласно п. "Ь" ст. 10 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. парафирование имеет целью установить аутентичность, подлинность разработанного текста договора и засвидетельствовать его окончательный характер. В подобном случае юридический смысл П.м.д. заключается в том. что самими уполномоченными на это лицами согласованный текст каким-либо изменениям не подлежит. Однако П.м.д. может применяться и как форма выражения согласия государства на обязательность для него выработанного международного договора. В этом случае не требуется использовать другие процедурные формы выражения государствами-сторонами согласия на обязательность для них договора, такие, как ратификация, принятие или утверждение.

ПРОЛОНГАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА - продление действия международного договора, осуществляемое до истечения срока его действия либо в момент наступления такого срока. Например, заключенный государствами - членами СНГ 24 сентября 1993 г. Договор о создании Экономического союза предусматривает, что это соглашение "заключается сроком на 10 лет и будет автоматически продлеваться на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит о прекращении своего участия в нем". В других случаях продление международного договора осуществляется посредством заключения сторонами специального соглашения.

НОВАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА - обновление обязательств по международному договору путем полной или частичной замены старых обязательств новыми, чтобы привести их в соответствие с целями договора применительно к новым условиям. Н.м.д. осуществляется по соглашению сторон договора (на период его действия или с установлением нового срока). Может касаться всего договора или какой-либо его части.

3.       Денонсация — это:

а)       отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором;

б)       отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания;

в)       прекращение договора по соглашению сторон.

Ответ:

Денонсация — это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.

4.       Основанием относительной недействительности договора является:

а)       договор противоречит императивной норме jus . cogens;

б)      явное нарушение особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать международные договоры;

в)       согласие государства на его обязательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя.

Ответ:

Основаниями относительной недействительности являются: нарушение нормы внутреннего права ( государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора было выражено в нарушении положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения ); превышение представителем государства правомочий на выражение согласия на обязательность договора; ошибка, которая касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора, если они представляли существенную основу для согласия на обязательность.

Задание № 7

В здании генконсульства Украины в г. Тюмени вспыхнул пожар. Компетентные органы обратились в консульство с просьбой разрешить тушение пожара. В консульстве ответили, что глава консульства отсутствует, а только он может эти вопросы решать.

Через некоторое время, так и не получив согласия, пожарные приступили к тушению пожара, поскольку возникла угроза уничтожения других зданий, находящихся поблизости.

Дайте правовую оценку данному факту, используя для этого нормы международного права: сравните положения Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и Консульской конвенции между Российской Федерацией и Украиной.

Ответ:

На основании ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) консульские помещения неприкосновенны в той мере, в какой это предусмотрено в настоящей статье.

Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства представляемого государства. Тем не менее согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты.

При условии соблюдения положений пункта 2 настоящей статьи на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства.

Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях государственной обороны или для общественных нужд. В случае необходимости отчуждения помещений для указанных выше целей принимаются все возможные меры во избежание нарушения выполнения консульских функций и представляемому государству безотлагательно выплачивается соответствующая и эффективная компенсация.

Тушение пожаров на территории посольств, консульств, торговых представительств и других объектов, обладающих экстерриториальностью, осуществляется с согласия их уполномоченного представителя либо в ином порядке, установленном международными договорами Российской Федерации.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2.     Семейный кодекс Российской Федрации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г.)

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 23 декабря 2003 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.Ст. 3301.

4.     Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юристъ, 1998.

5.  Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. - М., 1988. – 120 с.

6.     Игнатенко Г.В. Международное право. М.: Издательство НОРМА, 2001. – 584с.

7.     Скаридов А. С. Международное право. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.

8.     Советский энциклопедический словарь. М., 1986.

9.     Энциклопедический юридический словарь /Под ред. В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1998.


[1] См.: Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М.: Юридическая литература, 1983. С.13.

[2] Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т.1. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М.: Бек, 1998. С.70.