Содержание

1. Профессиональные и этические нормы аудита. 3

2. Правила и обязанности аудитора и клиента. 7

3. Ответственность  аудитора, аудиторской фирмы и клиента. 11

4. Этический кодекс аудитора. 15

Практическая часть. 16

Список литературы.. 17

1. Профессиональные и этические нормы аудита

Этические нормы аудита

К таким принципам относятся независимость, объективность, лояльность, ответственность, конфиденциальность.

Независимость помогает внутренним аудиторам исполнять аудит беспристрастно и выражать объективные суждения. Каждый внутренний аудитор в своих суждениях должен быть независим как от своих коллег, включая главного внутреннего аудитора, так и от других работников организации, включая управленческий персонал. Нелишне отметить, что внутренние аудиторы не должны получать от работников или клиентов (партнеров по бизнесу) организации что-либо ценное (подарки и т.п.), которое может ослабить степень их независимости.

Принцип объективности напрямую вытекает из принципа независимости. Объективность требует, чтобы внутренние аудиторы выполняли свою работу независимо, квалифицированно и честно. При составлении отчетов о результатах проверок внутренний аудитор должен четко отделять факты от домыслов. Внутренний аудитор должен отказываться от проведения проверок в случае нахождения на руководящих должностях проверяемого подразделения организации лиц, состоящих с ним в родственных отношениях. Внутренний аудитор не должен ставить самого себя или быть поставлен управляющими в ситуации, в которых он не будет в состоянии дать объективное заключение.

Лояльность внутренних аудиторов означает, что они не должны быть сознательно вовлечены в нелегальную или ненадлежащую деятельность, участвовать в действиях или деятельности, которые могут дискредитировать профессию внутреннего аудитора или же их организацию, вызвать конфликт интересов, нанести ущерб (прямой или косвенный) организации или же ущерб их способности быть объективными. Отдел (подразделение) внутреннего аудита должен быть самостоятелен, независим и нейтрален по отношению к уровням управления, на которых принимаются решения. Это позволяет предотвратить возможность его участия в борьбе за распределение власти в организации.

Ответственность предполагает готовность внутреннего аудитора выполнять работу лишь в пределах своих возможностей и профессиональной компетенции, а также нести ответственность не только за свои действия, но и в целом за неадекватную деятельность подразделения внутреннего аудита, даже если его личная провинность отсутствует. Внутренние аудиторы должны стараться постоянно повышать свой профессиональный уровень, эффективность и качество своих услуг.

Конфиденциальность означает, что внутренние аудиторы должны быть осторожны в вопросах применения информации, приобретенной в процессе выполнения своих функций. Они не должны использовать конфиденциальную информацию ни в своих личных, ни в каких-либо иных целях. Кроме того, они не должны использовать служебные отношения в своих личных целях. Здесь следует отметить, что, передавая все документы, связанные с проведением проверок, лицу, уполномоченному принимать решения, внутренние аудиторы не должны хранить вне специально отведенных мест ни копий, ни черновых записей, ни какой-либо информации на любых носителях.

Этические принципы внутреннего аудита должны быть дополнены правилами поведения внутреннего аудитора в конкретных ситуациях. Эти правила должны быть достаточно обоснованны и четко описаны, чтобы исключить возможность их двоякого толкования.

Профессиональные нормы аудита

Профессионализм предполагает, что внутренний аудитор имеет определенный уровень подготовки, опыта и квалификации, умеет распознать и оценить отклонения, исполнять свои обязанности в соответствии с этическим кодексом. Следующие основные стандарты внутреннего аудита могут относиться к разделу "Профессионализм".

1. Компетентность внутреннего аудитора. Внутренний аудитор должен обладать необходимыми знаниями, мастерством (умением, опытом) и дисциплиной для надлежащего выполнения своих функций. Главный внутренний аудитор (начальник отдела) при согласовании с руководством организации должен установить критерии образования и практических навыков, необходимых для каждой должности, связанной с внутренним аудитом. Внутренний аудитор должен своевременно распознать и достаточно точно оценить отклонения (в том числе потенциальные проблемы), уметь успешно применить знания в кризисных ситуациях (столкновение интересов и т.п.) и стремиться выйти из них без привлечения дополнительной помощи. Когда внутренний аудитор подозревает неправильные действия, соответствующие должностные лица организации должны быть своевременно проинформированы. Внутренний аудитор должен также соблюдать профессиональную осторожность, т.е. избегать неправильных действий, ошибок, упущений, неэффективности, расточительства и конфликта интересов.

Очевидно, что начальник отдела внутреннего аудита - это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками. Для оптимального решения своих задач главный внутренний аудитор (кроме владения аудиторскими стандартами, методами, приемами) должен обладать знаниями в области бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента. Он должен быть в определенной мере юристом, маркетологом, управленцем, персоналоведом. Он также должен разбираться в компьютерной технике и технологии. Компетенция главного внутреннего аудитора должна охватывать понимание задач, поставленных высшим руководством перед организацией, возможностей и потребностей коллектива.

2. Соответствие кодексу этики. Индивидуальные решения, суждения, мнения внутреннего аудитора должны соответствовать этическому кодексу, так как иначе его профессионализм, честность и правдивость могут быть подвергнуты сомнению.

3. Взаимоотношения с пользователями услуг. Внутренние аудиторы должны поддерживать нормальные деловые отношения как между собой, так и с проверяемым персоналом, руководством организации, а также с внешними контролерами (внешними и государственными аудиторами). Следует использовать эффективные средства коммуникации, уметь общаться и в устной, и в письменной форме на уровне, позволяющем четко выражать свои мнения. Все формулировки должны быть ясными, точными и лаконичными, логически правильно построенными и не допускать двоякого их толкования. Внутренние аудиторы должны быть хорошо знакомы с прикладными отраслями психологии, такими, как мотивация проверяемого персонала, бихевиоральные аспекты системы внутреннего контроля (влияние контроля на поведение индивидуумов) и др.

4. Непрерывное обучение. В целях поддержания своего профессионализма внутренние аудиторы должны вести непрерывную профессиональную подготовку, постоянно поддерживать необходимый уровень знаний путем прохождения различных профессиональных семинаров, курсов, участия в конференциях, научно-практической работе, ознакомления с новейшей литературой, обучения по домашним программам. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов, свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. Уровень знаний аудитора подтверждается сдачей соответствующих квалификационных экзаменов.

2. Правила и обязанности аудитора и клиента

Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов определены ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

• непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

• выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и федеральному закону «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг, определены ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, имеет право:

1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

2) получать от аудиторской организации или индивидуального -аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по не зависящим от них причинам;

6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Ответственность  аудитора, аудиторской фирмы и клиента

Согласно ст. 21 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите» аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Ответственность может наступать в форме аннулирования лицензии, квалификационного аттестата и других.

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора определены ст. 16 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:

1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по данному основанию, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по данному основанию, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда;

3) установлен факт несоблюдения требований по сохранению аудиторской тайны. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по данному основанию, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления ayдиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

4) установлен факт несоблюдения требований независимости! аудиторов и аудиторских организаций. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по данному основанию, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

5) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по данному основанию, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

6) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по данному основанию, не вправе повторно обращаться р заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

7) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;

8) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Основания аннулирования квалификационного аттестата аудитора:

1.Основания аннулирования квалификационного аттестата, при которых аудитор не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора:

- установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

- установлен факт несоблюдения требований соблюдения аудиторской тайны;

- установлен факт несоблюдения требования независимости аудитора от аудируемого лица;

- установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

- установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки.

2. Основания аннулирования квалификационного аттестата, при которых аудитор не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда:

- вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока.

3. Основания аннулирования квалификационного аттестата, при которых аудитор имеет право повторно обращаться с заявлением о получении аттестата непосредственно после принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата:

- установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;

- аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается Уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение Уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

4. Этический кодекс аудитора

Кодекс этического поведения дает соответствующие рекомендации, устанавливает критерии поведения, специфические для данной профессии. С точки зрения определенной профессии этический кодекс является декларацией твердых норм поведения и содействует выполнению этих норм. Без этого стала бы невозможна профессиональная дисциплина. Стоит отметить, что многие зарубежные профессиональные организации также предписывают своим членам в конце года предоставлять устный или письменный отчет о соблюдении норм профессионального поведения. Доверие же высокому качеству оказываемых профессиональных услуг возникает тогда, когда в рамках данной профессии существуют стандарты профессиональной деятельности.

Практическая часть

Между аудитором и его клиентом объективно возникают противоречия интересов и даже конфликтные ситуации, разрешаемые по соглашению сторон, незримо присутствует третья сторона – пользователи бухгалтерской отчетности, ради которых и работает аудитор. Именно пользователи более всего полагаются на объективность и честность аудитора. Как показывают опросы, более трех четвертей руководителей организаций, обязанных представлять свою бухгалтерскую отчетность для аудиторской проверки, не заинтересованы в ней, считают ее излишней либо бесполезной, стремятся получить формальное заключение за самую минимальную оплату.

Обязанность аудитора не может ограничиваться удовлетворением интересов клиентов, заказывающих и оплачивающих его услуги. Независимые аудиторы способствуют нормальным взаимоотношениям между коммерческими организациями, поддерживают честность и достоверность бухгалтерской информации, помогая тем самым становлению цивилизованных рыночных отношений, поднимаю планку доверия между субъектами рынка.

Список литературы

1.                Федеральный закон от 7 августа2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.)

2.                Кодекс этики аудиторов России (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 16 от 28 августа 2003 г.)

3.                Альбаров Р.А. Аудит – М.: Дело и сервис, 2001г.

4.                Аудит /В. И. Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин, Л. В. Сотникова; Под ред. проф. В. И. Подольского. - М., 2003.

5.                Газарян А.В. Подготовка аудиторского заключения// Бухгалтерский учет N 6, март 2001

6.                Ивановская О. Ю. Учет и налогообложение при выбытии основных средств.// Бухгалтерский учет 10/01.

7.                Луговой В. Аудит организации учета основных средств. // Экономика и жизнь № 28, 29/02.

8.                Терехов А.А. Аудит.– М.: Финансы и статистика, 2000г.

9.                Шеремет А.Д. Аудит: Учебник для ВУЗов / А.Д.Шеремет, В.П. Суйц – 2-е изд.; перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002г.