Содержание

Задание № 1. 3

Задание № 2. 7

Задание № 3. 11

Список источников и литературы.. 12

Задание № 1

Внимательно прочитайте ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и постановлением Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ». Сформулируйте понятия: «общепризнанные принципы международного права», «международные договоры РФ». Приведите примеры каждого из указанных понятий применительно к отрасли конституционного (государственного) права РФ.

Ответ:

«Общепризнанные принципы международного права» - Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

«Международные договоры РФ» - Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").

Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР.

Согласно пункту "а" статьи 2 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

При рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (статья 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации (например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, а вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года - в день передачи ратификационной грамоты на хранение Генеральному секретарю Совета Европы согласно статье 59 этой Конвенции).

Исходя из смысла частей 3 и 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации или в Бюллетене международных договоров в порядке, установленном статьей 30 указанного Федерального закона. Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

Задание № 2

Управление Министерства юстиции РФ по Камчатской области и Корякскому автономному округу обратилось в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации Духовного управления мусульман азиатской части России («Религиозного объединения мусульман Камчатской области»), сославшись на то, что при создании указанной организации были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер. Так, в нарушение п. 4 ст.8 и п.2 ст. 9 федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в состав организации не входят три местные религиозные организации одного вероисповедания, поэтому упомянутую организацию нельзя признать централизованной религиозной организацией. Кроме того, учредители данной организации не проживают в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, как того требует п.3 ст.8 названного ФЗ. Согласно Единому государственному реестру юридических лиц учредителями организации являются совершеннолетние физические лица в количестве 13 человек, проживающие в трёх муниципальных образованиях Камчатской области.

Поскольку указанная организация не является местной, заявитель просил в соответствии с п. 2 ст. 69 ГК РФ ликвидировать юридическое лицо – религиозную организацию Духовного управления мусульман азиатской части России («Религиозное объединение мусульман Камчатской области»).

Оцените правомерность данного требования. В каких случаях согласно федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации могут быть ликвидированы? Кто может быть учредителем местной религиозной организации территории одного муниципального образования?

Ответ:

В соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 26.09.1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям), а также в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 указанного Федерального закона, а именно неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Пункт 2 данной статьи содержит перечень оснований для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, N 2 местная религиозная организация Духовного управления мусульман Азиатской части России "Религиозное Объединение Мусульман Камчатской области" была зарегистрирована в качестве местной религиозной организации юридического лица Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатской области 11 июня 1999 года за основным государственным регистрационным номером 1034100000120 (л.д. 15-20).

Из справки N 4/1 от 05.04.1999 года следует, что указанная местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации Духовного управления мусульман Азиатской части России, расположенной в городе Тобольске Тюменской области (л.д. 12).

В соответствии со ст.9 Федерального закона N 125-ФЗ от 26.09.1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях" учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедования, выданное указанной организацией.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона местной религиозной организацией признается религиозная организация, со стоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Из Единого государственного реестра юридических лиц видно, что учредителями организации являются совершеннолетние физические лица в количестве 13 человек, 9 из которых проживают в городе Петропавловске-Камчатском, 3 - в г.Вилючинске Камчатской области и 1 в селе Эссо Быстринского района Камчатской области. Из этого суд сделал правильный вывод о том, что все учредители организации проживают в одной местности (Камчатской области), то есть на одной части территории, характеризующейся общностью природных, исторических, культурных и других признаков.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 данного Федерального закона религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Таким образом, специальный Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" в отличие от Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не устанавливает условия, в соответствии с которым деятельность местной религиозной организации ограничивается территорией одного муниципального образования.

Следовательно, требование Управления Министерства юстиции РФ по Камчатской области и Корякскому автономному округу не правомерно и удовлетворению не подлежит.

Задание № 3

Оформите в виде таблице классификацию норм конституционного права РФ по различным основаниям.

Ответ:

 

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.     Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 2003. N 12.

3.      Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003 г..

4.      Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2003 г..