Содержание
Введение. 3
1. Понятие «страховой стаж» и виды деятельности, включаемые в страховой стаж... 4
2. Структура трудовой пенсии по старости, источники финансирования разных ее частей.. 8
3. Пример расчета трудовой пенсии по старости.. 11
Заключение.. 15
Список литературы.. 16
Введение
Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.
Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.
Пенсионное обеспечение, является одним из видов социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве.
Цель данной работы – углубление и систематизация знаний по теме трудовая пенсия по старости.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие «страховой стаж» и виды деятельности, включаемые в страховой стаж;
2. Рассмотреть структуру трудовой пенсии по старости, источники финансирования разных ее частей;
3. Рассчитать трудовую пенсию по старости.
1. Понятие «страховой стаж» и виды деятельности, включаемые в страховой стаж
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности, которые предусмотрены Федеральным законом, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ).
2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как видно, страховой стаж значительно отличается по составу от трудового стажа, учитывавшегося при назначении пенсии по старости по Закону о пенсиях от 20 ноября 1990 года. В частности, не предусматривается (в отличии от трудового стажа) включение в страховой стаж: периодов учебы в средних специальных и высших учебных заведениях; проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустроиться; проживание за границей жен (мужей) работников российских посольств и консульских и иных учреждений; ухудшается положение родителей, имеющих несколько детей[1].
Для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях достаточно иметь пять лет страхового стажа, а по инвалидности и по случаю потери кормильца - независимо от стажа (достаточно иметь один день работы или включения в страховой стаж). Продолжительность общего и специального страхования нужна лишь для назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с особыми условиями труда, за работу на Крайнем Севере, а также по иным основаниям, предусмотренным пенсионным законодательством (право на досрочную пенсию сохранено практически за всеми прежними льготниками, статьи 27, 28 Закона о трудовых пенсиях).
2. Структура трудовой пенсии по старости, источники финансирования разных ее частей
Размер трудовой пенсии по старости согласно ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по старости;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости (пункты 1 - 4.1 настоящей статьи);
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости (пункт 5 настоящей статьи);
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости (пункт 9 настоящей статьи).
Соответственно трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой, накопительной.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 900 рублей в месяц[2].
Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 1 800 рублей в месяц.
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи - 1 200 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи - 1 500 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи - 1 800 рублей в месяц.
Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи - 2 100 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи - 2 400 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи - 2 700 рублей в месяц.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок финансирования частей трудовых пенсий, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно ст.9 п.3 названного ФЗ:
Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица[3].
3. Пример расчета трудовой пенсии по старости
Размер
трудовой пенсии по старости для мужчин моложе
Размер трудовой пенсии по старости для мужчин и женщин старше указанного возраста состоит из двух частей: базовой и страховой.
Базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в фиксированном размере – 900 рублей.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости также дифференцируется с учетом возраста и степени ограничения способности к трудовой деятельности и наличия иждивенцев.
Структура
расчетного пенсионного капитала может быть различна. Он может состоять из пенсионных
прав, приобретенных застрахованным лицом до 1 января
Ожидаемый
период выплаты трудовой пенсии по старости установлен 19 лет (228 месяцев).
Вместе с тем на переходный период, который продлится с 2002 до
Страховая часть трудовой пенсии по старости может быть повышена за счет сокращения величины Т - ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
Закон о трудовых пенсиях стимулирует отсрочку назначения страховой части трудовой пенсии по старости. Величина Т сокращается при достижении общеустановленного возраста за каждый полный год, истекший после достижения такого возраста[5].
Вместе
с тем ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости не может быть менее
10 лет с 1 января
Страховая часть трудовой пенсии по старости может быть увеличена в случае, если пенсионер продолжает работу или отказывается от получения страховой части трудовой пенсии.
Далее произведем расчет трудовой пенсии по старости исходя из следующих данных:
№ п/п |
Показатель |
Значение |
1 |
Дата рождения |
01.09.1978 |
2 |
Заработная плата за текущий период, руб. |
25000 |
3 |
Пенсионные накопления в текущем периоде времени, руб. |
15000 |
4 |
Пенсионный капитал в текущий период времени, руб. |
31000 |
Таким образом, базовая часть трудовой пенсии равна 900 руб.
1) В соответствии с пунктом 5 ст . 14 Федерального закона страховая часть трудовой пенсии определяется по формуле:
СЧ = ПК : Т, (1)
Где Пк – пенсионный капитал, руб.
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости
В соответствии с п. 1ст. 32 Т устанавливается равным 144 месяца:
Тогда, для нашего примера:
СЧ = 31000: 144 = 215, 3 ( руб.)
2) Размер накопительной части трудовой пенсии равен:
НЧ = ПН : Т, (2)
Где ПН – сумма пенсионных накоплений, руб.
НЧ = 15000:144 = 104 (руб.)
3) Общая сумма пенсии:
П = БЧ + СЧ + НЧ, (3)
Где БЧ – базовая часть трудовой пенсии, руб.
П = 900 + 215,3 + 104 = 1174,3 (руб.)
Таблица 2
Результаты расчета
Период выхода на пенсию |
Базовая часть трудовой пенсии |
Страховая часть трудовой пенсии |
Накопительная часть трудовой пенсии |
Размер трудовой пенсии по старости |
01.09.2033 |
900 |
215,3 |
104 |
724,3 |
Рис. 1. Структура пенсии
Заключение
Как мы убедились, законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему привести ее в равновесие, заставить работать.
Как можно видеть существуют четыре основных вида назначения трудовой пенсии, в зависимости от условий труда и других важных моментов, влияющих на размер пенсионного обеспечения или времени выхода на пенсию. Все это, хотя и не в полной мере позволяет Пенсионному Законодательству соответствовать тем изменениям, которые происходят в экономике России.
В рамках поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучено понятие «страховой стаж» и виды деятельности, включаемые в страховой стаж;
2. Рассмотрена структура трудовой пенсии по старости, источники финансирования разных ее частей;
3. Рассчитана трудовая пенсия по старости.
Список литературы
1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//"Российская газета", N 247, 20.12.2001.
2. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"//"Российская газета", N 247, 20.12.2001.
3. "Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации" под ред. Е.Н. Сидоренко. – М.: Юрайт, 2003
4. Соловьев А. К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. - М.: Финансы и статистика, 2003.
5. Соловьев А. К. Экономика пенсионного страхования: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
[1] Соловьев А. К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. - М.: Финансы и статистика, 2003.
[2] Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"//"Российская газета", N 247, 20.12.2001.
[3] Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//"Российская газета", N 247, 20.12.2001.
[4] "Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации" под ред. Е.Н. Сидоренко. – М.: Юрайт, 2003
[5] "Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации" под ред. Е.Н. Сидоренко. – М.: Юрайт, 2003