15 Тема 5: Институциональные инвесторы

Содержание

Введение. 3

1. Институциональные инвесторы: понятие, функции на инвестиционном рынке. 5

2. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов. 8

3. Проблемы и перспективы привлечения институциональных инвесторов. 13

Заключение. 16

Литература: 18

Введение

        Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений, на прямую зависящих от деятельности финансовых институтов.  Где основой является грамотный, эффективный и рациональный подход к  работе данных институтов, что в свою очередь предопределяет возможность реструктуризировать свою деятельность. Именно в этом ключевом моменте заключается актуальность выбранной темы, т.к. развитие, преобразование т.е. реструктуризация деятельности финансовых учреждений обусловлена изменениями внешней и внутренней среды окружающей данные организации.

 В процессе кредитно-денежных отношений на разных уровнях, начиная с  финансового предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и функционируют финансовые институты. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует деятельность финансовых институтов.

Долговременный подъем российской экономики на современном технологическом уровне возможен лишь в одном случае - при реанимации инвестиционного процесса, ибо прописная истина гласит: без инвестиций нет экономического роста. Переход к регулируемым рыночным отношениям должен коренным образом изменить инвестиционную политику государства с целью усиления его воздействия на инвестиционный процесс посредством финансово-кредитных рычагов, т. е.  с помощью налогов, налоговых льгот, норм ускоренной амортизации и ее индексации, учетной ставки банковского процента, субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства. Эффективная инвестиционная политика должна охватывать как государственные инвестиции, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно реализовать задачи по структурной перестройке экономики, повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции, как на отечественном, так и на мировом рынках.

Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься не только федеральные власти, но и региональная законодательная и исполнительная власть, и даже органы Местного самоуправления. Именно на региональных органах управления в Федеральных округах лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политичес­ких, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекатель­ность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйствен­ную систему (экономику страны, региона, корпорации).

В рамках проводимых исследований инвестиционной привлекательности экономические исследования подтверждают устойчиво высокий рейтинг инвестиционной привлекательности Алтая как одного из субъектов Сибирского Федерального округа.

Алтай характеризуется комбинацией горного и равнинного рельефов и разнообразием живописного ландшафта.

Алтай включает в себя множество курортных зон, использующих лечебные источники с радоновыми водами и лечебные грязи. Курорт федерального значения «Белокуриха» использует источники с термальными слабо минерализированными радоновыми водами с повышенным содержанием кремниевой кислоты. Лечебные грязи широко используются в городе Яровом и здравнице «Степное озеро». Также на  Алтае помимо курортно-климатического туризма  широкое распространение получил спортивно-экстремальный туризм.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение деятельности институциональных инвесторов.

 

1. Институциональные инвесторы: понятие, функции на инвестиционном рынке.

Концепция инвестиционного портфеля имеет важные следствия для многих сфер финансового управления. Например, цена капитала фирмы определяется степенью риска ценных бумаг, находящихся в ее портфеле, поскольку, во-первых, структура инвестиционного портфеля влияет на степень риска собственных ценных бумаг фирмы; во-вторых, требуемая инвесторами доходность зависит от величины этого риска. Кроме того, любая фирма, акции которой находятся в портфеле, в свою очередь может рассматриваться как некий портфель находящихся в ее эксплуатации активов (или проектов), и поэтому владение портфелем ценных бумаг представляет собой право собственности на множество различных проектов; в этом контексте уровень риска каждого проекта оказывает влияние на рисковость портфеля в целом.

Инвестиции могут быть двух видов: валовые и чистые.

Валовые инвестиции общий объем инвестиционных ресурсов во всех их формах, направленных в определенном периоде на осуществление реального и финансового инвестирования.

Чистые инвестиции сумма валовых инвестиций в определенном периоде, уменьшенная на сумму амортизационных отчислений в том же периоде.

По источникам финансирования инвестиций различаются:

-       государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников;

иностранные - вкладываемые иностранными инвесторами, др. государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями;

частные, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства.

Основными субъектами инвестиционной деятельности выступают инвесторы и пользователи объектов инвестирования. Характерной особенностью инвесторов является отказ от немедленного потребления имеющихся средств в пользу удовлетворения собственных потребностей в будущем на новом, более высоком уровне.

Для ранних этапов развития производства, когда инвестирование совпадало с процессом накопления, было характерно в основном индивидуальное инвестирование. По мере становления индустриального общества инвестирование постепенно отделялось от накопления. В рыночной экономике, как правило, пользователем инвестиций, потребителем капитала выступает сектор деловых фирм, в то время как функции сберегательная, поставщика капитала закрепляются за Сектором домашних хозяйств; инвестированием занимаются специальные учреждения.

В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» участниками инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности, другие лица. По российскому законодательству ими могут быт хозяйствующие субъекты, банковские и небанковские финансово-кредитные институты, посреднические организации, инвестиционные биржи, граждане Российской Федерации, иностранные юридические и физические лица, государства и международные организации.[1] Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории России с использование собственных и привлеченных средств.[2]

Инвесторы могут быть:

-       органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

-       отечественные физические  и юридические лица, предпринимательские объединения;

-       иностранные физические и юридические лица, международные организации.

Инвесторы не просто вкладывают капитал в дело, подобно предпринимателям, а осуществляют долговременное вложение, связанные со значительными технико – технологическими преобразованиями и новшеставами. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, пользователей, т.е. совмещать функции двух и более субъектов.[3]

В качестве инвестора могут выступать частный предприниматель, само предприятие, организации, банки, институциональные инвесторы, население или государство, осуществляющие долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело, предприятие с целью получения прибыли.

Институционный инвестор - финансовый посредник, аккумулирующий средства индивидуальных инвесторов и осуществляющий инвестиционную деятельность, специализированную, как правило, на операциях с ценными бумагами. Важнейшими из них являются инвестиционные компании, инвестиционные фонды. Операции по финансированию инвестиций осуществляются через банки (коммерческие, инвестиционные, сберегательные) и небанковские финансовые учреждения - страховые компании, инвестиционные  компании, пенсионные фонды, которые способны аккумулировать большие финансовые ресурсы, использовать их для накопления капитала.

Инвесторы – субъекты, осуществляющие вложение денежных средств и иного имущества в ценные бумаги. Инвесторы также делятся на институциональных и обыкновенных. Под институциональными инвесторами следует понимать таких субъектов рынка ценных бумаг, для которых вложение определенных средств в ценные бумаги является обязанностью (например – взаимные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, трастовые компании и т.п.).

Американские институциональные инвесторы, например, контролируют большую часть активов финансового рынка (пенсионные фонды, страховые компании и взаимные фонды самостоятельно управляют более чем 10 трлн. долл. активов; американские пенсионные фонды получили статус крупнейшего институционального инвестора мира; в США существует приблизительно 28000 инвестиционных клубов). Среди институциональных инвесторов особенно быстро развиваются инвестиционные фонды, являющиеся в основном консервативными инвесторами, работающими в надежных сферах приложения капитала. Однако, по мнению ряда экспертов, инвестиционные фонды становятся слишком крупными и уже не действуют столь эффективно, как раньше. Примером может служить получивший мировую известность американский фонд «Магеллан» (входящий в семью «Фиделити»), 20% инвестиционных активов которого состоят из казначейских векселей США. Поэтому он может оказывать значительное воздействие на рынок этих ценных бумаг[4].

Инвестиционные фонды - удобная и предпочтительная инвестиционная альтернатива прежде всего для мелких инвесторов, то есть не располагающих крупными свободными средствами. Конкурентная борьба инвестиционных фондов с банками разворачивается именно за этих клиентов. Мало иметь в виду, что в инвестиционном фонде ожидаемый более высокий доход на акцию не гарантирован и зависит от его успешной работы. Что касается банков, то они обязаны выплатить основную сумму долга и объявленные проценты по депозитам, поскольку это долговой, а не долевой инструмент. Кроме того, в большинстве стран существует система страхования депозитов, которая гарантирует их выплату до определенного размера при вероятном банкротстве банка, что создает дополнительную уверенность у вкладчика. Важной отличительной чертой инвестиционных фондов (по сравнению с банками) является то, что они не могут предоставлять займы и давать гарантии, иногда у них ограничен и размер используемого заемного капитала.

2. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов.

Важность правильной инвестиционной политики на предприятиях определяется рядом факторов. Прежде всего, поскольку эффект принятия инвестиционных решений может сказываться в течение нескольких лет, это приводит к определенным ограничениям. С одной стороны, предприятие обладает ограниченными инвестиционными ресурсами. Это толкает предприятие на инвестиции в недорогие малопроизводительные технологии.

Любые инвестиции связаны с инвестиционной деятельностью предприятия, которая представляет собой процесс обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложений капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия.

Для осуществления инвестиционной деятельности предприятия вырабатывают инвестиционную политику. Эта политика является частью стратегии развития предприятия и общей политики управления прибылью. Она заключается в выборе и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала с целью расширения объема операционной деятельности и формирования инвестиционной прибыли[5].

В своей инвестиционной политике предприятие может выбирать различные ее виды:

-       Консервативная инвестиционная политика.

Компромиссная (умеренная) инвестиционная политика.

Агрессивная инвестиционная политика.

Консервативная инвестиционная политика - вариант политики инвестиционной деятельности предприятия, приоритетной целью которой является минимизация уровня инвестиционного риска. При осуществлении такой политики инвестор не стремится ни к максимизации уровня текущей прибыльности инвестиций, ни к максимизации темпов роста капитала.

Компромиссная (умеренная) инвестиционная политика - вариант политики осуществления инвестиционной деятельности предприятия, направленной на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска в наибольшей степени приближены к среднерыночным.

Агрессивная инвестиционная политика - вариант политики осуществления инвестиционной деятельности предприятия, направленной на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска значительно выше среднерыночных.

Для реализации инвестиционной политики предприятиями разрабатывается инвестиционная программа, которая представляет собой совокупность реальных инвестиционных проектов, сгруппированных по отраслевым, региональным и привлекательным для инвестиций (инвестиционная привлекательность) признакам. Программа представляет собой единый объект управления.

Инвестиционная привлекательность - обобщающая характеристика преимуществ и недостатков отдельных объектов инвестирования с позиций конкретного инвестора по формируемым им критериям.

Сформировав инвестиционную программу и определившись с объектами инвестирования предприятие, может приступить к формированию инвестиционных проектов.

Инвестиционный проект это объект реального инвестирования, намечаемый к реализации в форме приобретения целостного имущественного комплекса, реконструкции, модернизации, капитального ремонта и т.п. Подготовка инвестиционного проекта к реализации требует обычно разработки бизнес-плана.

Общий объем затрат инвестиционных ресурсов, распределенный по конкретным периодам осуществления инвестиций, описывается графиком инвестиций. Он разрабатывается в составе бизнес-плана по реальным инвестиционным проектам, требующим продолжительного периода реализации. График инвестиций включает прогнозирование и расчет общего денежного потока предприятия[6].

Под денежным потоком понимается поступление (положительный денежный поток) и расходование (отрицательный денежный поток) денежных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Различают следующие потоки:

-       Денежный поток по операционной (производственно-коммерческой) деятельности.

Денежный поток по инвестиционной деятельности.

Денежный поток по финансовой деятельности.

Разница между положительным и отрицательным денежным потоком по конкретному виду деятельности или по хозяйственной деятельности предприятия в целом представляет собой чистый денежный поток.

В практике используются обычно пять методов финансирования инвестиционных проектов:

1.                 полное самофинансирование;

2.                 акционирование;

3.                 кредитное финансирование;

4.                 финансовый лизинг;

5.                 смешанное финансирование.

Таким образом, методы финансирования инвестиционных проектов это принципиальные подходы к финансированию отдельных реальных инвестиционных проектов, используемые предприятием при разработке политики формирования инвестиционных ресурсов.

С целью привлечения и мобилизации финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов предприятия осуществляют эмиссионную политику. Это система критериев и мер, разрабатываемых предприятием для обеспечения привлечения необходимого объема финансовых ресурсов. За счет внешних источников путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке собственных ценных бумаг: акций или облигаций.

Различают следующие виды эмиссионной политики:

-       Консервативная дивидендная политика.

Компромиссная (умеренная) дивидендная политика.

Агрессивная дивидендная политика.

Консервативная дивидендная политика вариант дивидендной политики, основной целью которой является первоочередное удовлетворение инвестиционных потребностей предприятия, а выплата дивидендов осуществляется в минимальном стабильном размере или по остаточному принципу.

Компромиссная (умеренная) дивидендная политика вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. Эта политика в наибольшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия и уровнем удовлетворения его инвестиционных потребностей.

Агрессивная дивидендная политика вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с агрессивной надбавкой в отдельные периоды с целью рыночной фондовой “раскрутки” предприятия. Эта политика в наименьшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия.

Для оценки эффективности реальных инвестиций (проектов) предприятия используют систему принципов и показателей, определяющих эффективность выбора для реализации отдельных реальных инвестиционных проектов.

Основными из показателей являются[7]:

-       Срок окупаемости.

-       Учетная доходность.

-       Чистый приведенный эффект.

-       Внутренняя доходность.

-       Модифицированная внутренняя доходность.

-       Индекс рентабельности.

Кроме этого осуществляется:

-       Оценка денежных потоков.

-       Оценка инвестиционного риска.

-       Формирование оптимального инвестиционного бюджета.

С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

-       последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

-       государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;

-       размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

-       усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

-       совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

-       значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

3. Проблемы и перспективы привлечения институциональных инвесторов.

Увеличение инвестиции означает рост потребления в будущем. Инвестиции повышают эффективность хозяйствования и создают основу для роста доходов. Они могут оказаться также и нерациональными. Чаще всего это происходит в отношении государственных бюджетных ассигновании и льготных долгосрочных кредитов. Хотя и частные инвестиции сопряжены с риском и должны все время приспосабливаться к новым потребностям.

Проблемы соотношения государственных и частных инвестиции требуют своего решения. Различают также инвестиции:

-                   Нефинансовые - не денежные инвестиции в форме вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в проект инвестиционный, в предприятие, в бизнес.

Прямые инвестиции, которые вкладываются:

a.     в реальные активы, в производство и сбыт определенного вида продукции.

b.     в материально-вещественные виды экономической деятельности.

Портфельные - инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг.

Инновационные инвестиции это одна из форм реального инвестирования, осуществляемая с целью внедрения уже созданных технологических инноваций в операционную деятельность предприятия. Инновационные инвестиции осуществляются предприятием в двух основных формах:

a.     путем приобретения готовой научно-технической продукции (патентов на открытия и изобретения; ноу-хау);

b.     путем разработки новой научно-технической продукции самим предприятием или по его заказу.

c.      Проблемы изыскания финансовых источников саморазвития территорий тесным образом связаны с более общими макроэкономическими задачами восстановления и развития экономики

Рассмотрим  реальные риски для России от ожидаемого притока инвестиций:

1. Хотя формально Россия и получила инвестиционный рейтинг, среди инвесторов преобладают сомнения в устойчивости экономического роста при резком снижении мировых цен на нефть, а в последнее время – и в политической стабильности. Поэтому, по крайней мере, в ближайшее время, средства будут приходить в основном краткосрочные и спекулятивные. Консервативные инвесторы предпочтут дождаться завершения выборов и присвоения инвестиционного рейтинга еще хотя бы одним признанным международным агентством. Кроме того, для них в России пока просто нет достаточного объема качественных активов и проектов.

2. Риски притока «горячих», краткосрочных денег на слабых развивающихся рынках общеизвестны – это показал азиатский кризис 1997 г. и его продолжение в России в 1998 г. При ухудшении ситуации на мировых финансовых рынках может немедленно последовать отток спекулятивного капитала с национальных финансовых рынков, что провоцирует их обвал вместе с крахом уже достаточно «привязанных» к ним компаний реального сектора.

3. Валютные риски. При крайне благоприятных сейчас условиях заимствований на международных финансовых рынках на них могут выйти компании, не имеющие соответствующего покрытия в виде валютной выручки (получающие основные доходы в рублях).

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Можно выделить следующие предпосылки увеличения притока иностранного финансового капитала в Россию:

1) Меры по репатриации “убежавшего” из России капитала.

2) Приведение российского законодательства, определяющего вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса необходимо амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию.

3) Создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ".

4) Высокий банковский процент.

5) Низкая инфляция.

6) Либерализация финансового рынка.

7) Государственные обязательства по выплате задолженности по займам и кредитам.[8]

Заключение

Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и др.

Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в России эффективность специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная практика, оказалась незначительной.

Если же проанализировать содержание многих нормативных документов, регулирующих деятельность иностранного инвестора в РФ, то можно убедиться, что по ряду аспектов, они нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах, в том числе и однотипных с Россией государствах с переходной экономикой. К тому же в РФ механизмы их применения, как правило, недостаточно отработаны. Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются подзаконными актами, водимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает путаницу и снижает эффективность создаваемой правовой базы.

Немаловажное значение имеют неформальные ограничения в отношении иностранных инвесторов. Среди них можно отметить многоступенчатость процедуры получения разрешения  и многочисленность, и подробность пунктов заявки на получение разрешения. К неформальным ограничениям следует отнести и бюрократизацию регулирования последующей деятельности иностранной компании в стране, предоставления кредитов и др. Все это усугубляет положение, создаваемое для иностранных предпринимателей сравнительно незначительными официальными ограничениями.

Взятые в целом ограничения для иностранных инвесторов ухудшают инвестиционный климат России. Сложившийся в настоящее время режим регулирования капитальных вложений не соответствует общемировым правилам и не поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка.

Для выправления создавшегося положения, прежде всего, требуется упорядочить законодательство в данной сфере. Общий порядок регулирования иностранных инвестиций, исходя из мировой практики, должен предусматривать либерализацию инвестиционного режима и переход к единообразным правилам и нормам.

Для решения задачи масштабного направления капитала, в том числе и иностранного, в реальный сектор производства наряду с укреплением банковской системы РФ следует приступить к созданию других инструментов, чтобы сформировать в России полноценную инфраструктуру инвестиций.

В заключение хотелось бы добавить, что было бы рационально, не дожидаясь принятия к реализации предложенных мер, начать активную пропагандистскую компанию в российских и зарубежных средствах массовых коммуникаций. Это станет хорошим сигналом для тех инвесторов, которые заняли сейчас выжидательную позицию.

Особо хотелось бы отметить, что рассмотренные предложения носят концептуальный характер. Только в аналитических целях эти проблемы могут быть представлены разрозненно - на практике необходимо действовать одновременно, по всем пунктам, комплексно. И сразу появляются большие соблазны приступить к разработке глобальной комплексной программы по образу и подобию тех, которыми так привычно прикрывают любую действительно сложную задачу. В целом нет причин подвергать сомнению целесообразность разработки такой программы. Но она должна стать неотъемлемой частью более общего документа, представляющего и фиксирующего принципы и задачи государственной инвестиционной политики.

Литература:

1.                 О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации. Заявление Правительства РФ от 30.12.2001 г.

2.                 Бюллетень банковской статистики. Ежемесячное издание Банка России.

3.                 Данилова Т. Институциональное регулирование инвестиционного рынка в России // Финансы и кредит. – 2002. - № 20.

4.                 Капитан М. Паевые инвестиционные фонды в 2002 г. // Рынок ценных бумаг. – 2002. - № 7.

5.                 Китрар Л. Деловая активность страховых организаций в России // Инвестиции в России. – 2002. - № 6.

6.                 Мещерова Н.В. Организованные рынки ценных бумаг: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.

7.                 Сарварова Е. Об опыте создания кредитных кооперативов // Вестник ХГАЭП. – 2001. - № 1.

8.                 Уринсон. Перспективы инвестиционной активности//Журнал Экономист, №9. – 2003. – с. 33-39.


[1] Игонина Л.Л. Инвестиции. – М.: Экономисть, 2003. – 27с.

[2] Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: СПбГУЭФ, 2002. – 9с.

[3] Корсунова Н.М. Инвестиции. – М.: МГУС, 2003. – 16с.

[4] Мещерова Н.В. Организованные рынки ценных бумаг: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003, с.25.

[5] Фельзенбаум О. Иностранные инвестиции в России. // Вопросы Экономики. - 2003. - № 5. С. 12.

[6] Шеремет А. Д., Сайфуллин Р. С. Финансы предприятий. - М.: Инфра -М, 2002. – С. 189.

[7] Шеремет А. Д., Сайфуллин Р. С. Финансы предприятий. - М.: Инфра -М, 2002. –  С. 195.

[8] Уринсон. Перспективы инвестиционной активности//Журнал Экономист, №9. – 2003. – с. 33-39.