10 Тема 3. Особенности бюджетной системы России в 1917–1918 гг.

Оглавление

Введение. 3

1. Основные направления бюджетной и налоговой политики государства в 1917-1918 гг. 4

2. Характеристика бюджетной системы в 1917-1918 гг. 6

3. Финансово-бюджетные вопросы в Конституции РСФСР 1918 г. 10

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Введение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Динамичное и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства в экономических процессах, которое реализуется, прежде всего, в бюджетной и денежно-кредитной политике.

Именно посредством бюджета, и, в частности, налоговой его составляющей,  государство образует и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств с бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Все это предопределяет практическую значимость изучения данной проблематики.

Целью данной контрольной работы является анализ бюджетной системы Российской Федерации в 1917-1918 гг. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи: изучить государственную бюджетную систему России в ее историческом развитии, выявить принципы и проблемы межбюджетных отношений.

1. Основные направления бюджетной и налоговой политики госу­дарства в 1917-1918 гг.

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 года вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажа чиновников  и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для формирования неотложных нужд  новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом,  как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, наживших за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы».[1]

До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.[2] Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих этапах истории СССР. Эти принципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР. Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы РСФСР, включение государственных доходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственных и территориальных бюджетов. Государственные бюджеты Украинской СР и Белорусской СР существовали отдельно.

Территориальные бюджеты формировались за счет поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными Советами, взимаемых на местные нужды, надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от местных советских предпринимателей и имущества; ссуд и пособий от государственного бюджета.

После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, декретом СНК от 14 августа 1918 года был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество.

Однако построение финансовой системы Советской республики основывалось на словах В. Ленина, сказанных им в 1919 году: "В области финансов РКП будет проводить прогрессивный подоходный и поимущественный налог во всех случаях, когда к этому представляется возможность... В эпоху диктатуры пролетариата и государственной собственности на важнейшие средства производства финансы государства должны строиться на непосредственном обращении известной части доходов от различных государственных монополий на нужды государства". Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа. Интересно отметить, что переход на новые экономические отношения в Советской России начались с доклада В. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям - "О замене продразверстки продовольственным налогом". В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства.

Существовавшая до налоговой реформы система регулирования местных бюджетов строилась на началах варьирования процентных отчислений от отдельных госналогов и госдоходов между краями и областями, а внутри них между отдельными дифференцированными бюджетами. Лишь очень незначительная часть отчислений шла в фонды регулирования и распределялась в качестве дотации наименее мощным единицам, доходы которых после предоставления всех 100 % отчислений от регулирующих источников все же оставались недостаточными. Эта гибкая система позволяла производить регулирование всей системы местных бюджетов, прибегая к прямым дотациям лишь в весьма редких случаях, и тем самым сохраняла прямую заинтересованность всех местных советов в извлечении доходов государственного значения.

С проведением налоговой реформы новое разграничение доходов между государственным и местными бюджетами резко отделило доходы местного бюджета от государственных (кроме отчислений от займов и некоторых других), местные бюджеты не принимали участия в извлечении доходов, поступавших в госбюджет, в связи с чем местные советы лишились дополнительного стимула и заинтересованности в более полном и своевременном поступлении этих доходов.

2. Характеристика бюджетной системы в 1917-1918 гг.

         Наибольшие симпатии в сложившихся в 1917 г. условиях у населения завоевала программа экономических мер, выдвинутая большевиками.

В ней в качестве приоритетных были поставлены следующие задачи:

1)     национализация всех земель при конфискации помещичьих земель в пользу крестьян;

2)     организация на национализированных землях государственных хозяйств-совхозов;

3)     национализация банков и страховых компаний;

4)     национализация крупных промышленных предприятий и транспорта;

5)     установление рабочего контроля на предприятиях;

6)     отмена коммерческой тайны;

7)     преобразование налоговой системы;

8)     прекращение выпуска бумажных денег;

9)     введение всеобщей трудовой повинности.

Декрет о земле был одним из первых декретов советской власти. Дополнительно к своим наделам крестьянство получило 150 млн. га земли, был ликвидирован их долг Крестьянскому банку в сумме 3 млрд. рублей, отменена ежегодная арендная плата в сумме 700 млн. рублей. Этот декрет был направлен против помещиков.

Следующей задачей советской власти было решение продовольственной проблемы. К концу 1917 года товарообмен между городом и деревней был нарушен: деньги обесценились, промышленность практически не выпускала продукции гражданского назначения. Была объявлена продовольственная диктатура. Вновь была возобновлена продразверстка. В помощь отрядам рабочих в деревнях создавались комбеды. Они выполнили роль органов власти в деревне в первые годы после октября. Благодаря их деятельности был проведен второй передел земли: у кулачества было отобрано и передано беднякам 50 млн. га земли., были организованы первые коллективные хозяйства на селе. Впоследствии они были признаны неудачной формой организации хозяйства.

В ноябре 1917 г. на фабриках и заводах начали устанавливать рабочий контроль. Для общего руководства был создан Всероссийский комитет рабочего контроля.

Основными задачами рабочего контроля являлись:

1)     недопущение саботажа администрации;

2)     обучение управлению производством.

В декабре 1917 г. был создан первый советский орган по управлению экономикой страны – Высший совет народного хозяйства. На местах создавались местные его органы.

Национализация промышленности и банков была проведена без компенсации. В ходе национализации банков коммерческие банки становились отделениями Народного банка (так назвали Государственный банк). К концу 1919 года народному банку были переданы ценности коммерческих банков на сумму 13 млрд. золотых рублей.

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 года вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажа чиновников  и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для формирования неотложных нужд  новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом,  как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, наживших за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы».[3]

До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.[4]

Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих этапах истории СССР. Эти принципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР. Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы РСФСР, включение государственных доходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственных и территориальных бюджетов. Государственные бюджеты Украинской СР и Белорусской СР существовали отдельно.

Территориальные бюджеты формировались за счет поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными Советами, взимаемых на местные нужды, надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от местных советских предпринимателей и имущества; ссуд и пособий от государственного бюджета.

Самым важным вопросом финансовой политики после Октябрьской революции был вопрос о прекращении обесценивания денег и построе­нии устойчивого бюджета. Первым нормативным актом советского бюджетного права были Правила составления, рассмотрения и утверж­дения смет на январь — июль 1918 г., изданные 28 января 1918 г. В Кон­ституции РСФСР 1918 г. бюджетному праву посвящался раздел, в ко­тором были сформулированы общие принципы бюджетного устройства нового государства.

Нарушение работы дореволюционного государственного аппарата приостановило поступление всех налогов и доходов в государственную казну. Налоговая политика была одной из сложнейших политических и экономических проблем первых лет Советской власти. Первые зако­нодательные акты о налогах (декабрь 1917 г.) обязывали уплачивать налоги, установленные Временным правительством. Основным мето­дом формирования доходов центральных и местных органов власти в 1917—1918 гг. становятся контрибуции, конфискации и разовые сборы с национализированных предприятий. К середине 1918 г. практически единственным источником пополнения финансовых ресурсов госу­дарства становится эмиссия бумажных денег.

Бюджеты составлялись так, что в них отсутствовала сколько-нибудь развитая доходная часть, а сметные исчисления расходов были слабо обоснованы. Учреждения составляли расходные сметы без учета ре­зультатов своей деятельности и общих ресурсов государства. На неко­торые потребности расходы планировались в преувеличенных разме­рах, в результате чего, с одной стороны, нередко образовывались круп­ные неизрасходованные остатки кредитов, а с другой — оставалось много потребностей, на которые кредиты по росписи не планировались вовсе. Эти потребности, как правило, удовлетворялись путем экстренного оформления сверхсметных авансов, которые ввиду их срочности не подвергались обстоятельному рассмотрению. Местные органы вла­сти зачастую проводили бескредитные расходы. Для полного учета в народном: хозяйстве особая комиссия при Наркомфине выработала бюджетную классификацию, согласно которой все обороты материаль­ных ценностей учитывались по трем направлениям: административно-хозяйственному, целевому, территориальному.

 

3. Финансово-бюджетные вопросы в Конституции РСФСР 1918 г.

Самым важным вопросом финансовой политики после Октябрьской революции был вопрос о прекращении обесценивания денег и построе­нии устойчивого бюджета. Первым нормативным актом советского бюджетного права были Правила составления, рассмотрения и утверж­дения смет на январь — июль 1918 г., изданные 28 января 1918 г. В Кон­ституции РСФСР 1918 г. бюджетному праву посвящался раздел, в ко­тором были сформулированы общие принципы бюджетного устройства нового государства.

Нарушение работы дореволюционного государственного аппарата приостановило поступление всех налогов и доходов в государственную казну. Налоговая политика была одной из сложнейших политических и экономических проблем первых лет Советской власти. Первые зако­нодательные акты о налогах (декабрь 1917 г.) обязывали уплачивать налоги, установленные Временным правительством. Основным мето­дом формирования доходов центральных и местных органов власти в 1917—1918 гг. становятся контрибуции, конфискации и разовые сборы с национализированных предприятий. К середине 1918 г. практически единственным источником пополнения финансовых ресурсов госу­дарства становится эмиссия бумажных денег[5].

Бюджеты составлялись так, что в них отсутствовала сколько-нибудь развитая доходная часть, а сметные исчисления расходов были слабо обоснованы. Учреждения составляли расходные сметы без учета ре­зультатов своей деятельности и общих ресурсов государства. На неко­торые потребности расходы планировались в преувеличенных разме­рах, в результате чего, с одной стороны, нередко образовывались круп­ные неизрасходованные остатки кредитов, а с другой — оставалось много потребностей, на которые кредиты по росписи не планировались вовсе. Эти потребности, как правило, удовлетворялись путем экстренного оформления сверхсметных авансов, которые ввиду их срочности не подвергались обстоятельному рассмотрению. Местные органы вла­сти зачастую проводили бескредитные расходы. Для полного учета в народном: хозяйстве особая комиссия при Наркомфине выработала бюджетную классификацию, согласно которой все обороты материаль­ных ценностей учитывались по трем направлениям: административно-хозяйственному, целевому, территориальному.

Начавшаяся гражданская война коренным образом изменила эконо­мическую политику. Товарные отношения в промышленности все боль­ше вытеснялись административным подходом к решению экономичес­ких проблем, внедрялись сметное финансирование и натуральные фор­мы связи между предприятиями. Финансовые меры формирования доходов государства были полностью ликвидированы.  

Заключение

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.

В работе рассмотрено финансовое положение России в период 1917–1918 гг, которое характеризуется сложным экономическим положением, связанным с окончанием первой мировой войны. Россия накануне Великой Октябрьской революции выбирала путь развития, во втором вопросе рассмотрены задачи, которые необходимо было решать в это время в области финансов.

В третьем вопросе дана характеристика финансово-бюджетных вопросов в Конституции РСФСР 1918 г. и при анализе выяснено, что бюджет был дефицитным и необходимо привлекать финансовые ресурсы для его покрытия, сократить расходы на военные ведомства и увеличить на социальную сферу.

Изучение ситуации развития правового регулирования самообложения позволяет сделать вывод, что с принятием указанных правовых актов центральная государственная власть охватила своим влиянием последнюю неурегулированную форму местного налогообложения. На этом завершился длительный исторический этап постепенного встраивания центральной власти в некогда исключительную компетенцию общины – установление и введение собственных налогов и сборов.

В третьем вопросе дана характеристика доходов и расходов бюджета России накануне революции и при анализе выяснено, что бюджет был дефицитным и необходимо привлекать финансовые ресурсы для его покрытия, сократить расходы на военные ведомства и увеличить на социальную сферу.

Список литературы

1.     Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2001.

2.     Бюджетная система России. / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2003.

3.     Бюджетная система Российской Федерации  Учебник / Под ред. М.В. Романовского – М.: Юрайт, 2004- 621 с.

4.     Федеральный Закон «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996 года  N 115-ФЗ (в ред. От 26.05.2004). – Справочная система Гарант.

5.     Бюджетная система субъектов Российской Федерации: Учеб. пособие / Наливайский и др. – Ростов н/Д: РГЭА, 2002 – 109 с.

6.     Бюджетное устройство в Российской Федерации: Сб. статей / Под ред. О.Б. Сидорович – М.: центр комитет исслед. МНФ, 2003 – 88 с.

7.     Бюджетный федерализм: опыт развитых стран: Сб. обзоров / Под ред. Осколковой О.Б., Зубенко В.А. – М.: ИНИОН, 2002 – 79 с.

8.     Корсунский Б.Л. Проблемы межбюджетных  взаимоотношений субъектов Федерации и федерального центра – Хабаровск, 2001 – 185 с.


[1] Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2002. – с. 36.

[2] Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2002. – с. 37.

[3] Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 36.

[4] Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 37.

[5] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2001 с. 123.