Содержание

Введение. 3

1.    Гинетиз (история возникновения) аудита. 4

2.   Виды и методы контроля. 8

3.   Цели и задачи аудиторской деятельности. 10

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос.

Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица бывают обычно лишены.

С одной стороны необходимость уверенности заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности в ее достоверности (поскольку бухгалтерская отчетность используется для принятия ответственных решений), с другой стороны - отсутствие у заинтересованных пользователей специальных знаний и опыта, свободного доступа к документации организации, возможность необъективной информации со стороны руководства и бухгалтерии организации в конфликтных ситуациях, подверженность бухгалтерской отчетности искажениям вследствие действия неизбежных факторов (субъективность составителей, неоднозначность интерпретации нормативных актов и т. д.) привели к возникновению института независимых высококвалифицированных специалистов-аудиторов, мнению которых по достоверности бухгалтерской отчетности организации заинтересованные пользователи могли бы доверять.

Цель данной работы – рассмотреть историю возникновения аудита, изучить методы, цели и задачи аудиторской деятельности.

1.Гинетиз (история возникновения) аудита

Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай. Древние китайские записи указывают, что уже в 700 г. до н.э. в Китае существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.[1]

Примерно в 200 году до н.э. римские управляющие назначали квесторов, т.е. должностных лиц, ведавших финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществлять контроль за государственными бухгалтерами провинций. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались сенаторами. Такая практика и дала термин «аудит», от латинского «audite» – слушать.

С XV века, когда учетные записи стали использоваться в качестве доказательств в суде, необходимость контроля за их достоверностью стала общепризнанной. Запись об этом содержится в одной из первых книг по бухгалтерскому учету – «Трактате о счетах и записях», изданной Лукой Пачоли в 1494 г.

В XVI веке в Англии уже широко использовалось слово «аудитор» – для обозначения людей, контролирующих учетные записи.

Развитие аудита было тесно связано с особенностями финансово-промышленной истории отдельных стран и определялось, прежде всего, характером развития рынка капитала. В странах, где основными источниками капитала были рынки акций, акционерам в целях обеспечения безопасности инвестиций требовалась регулярная информация о деятельности компаний и эффективности финансовых вложений. Именно поэтому родиной аудита в современном понимании этого слова является Великобритания, которая в 1844 г. приняла ряд законов о компаниях, предписывающих акционерным компаниям не реже одного раза в год привлекать независимых бухгалтеров для проверки бухгалтерских книг и счетов компании с последующим отчетом перед акционерами.

Таким образом, аудит – это внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами (аудиторами), не работающими в данной компании.[2]

Следовательно, возникновение аудита в первую очередь связано с разделением интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается ее управлением.

Закон об обязательном аудите в Великобритании был принят в 1862 г., во Франции – в 1867 г., в США – в 1937 г.

В 1853 г. в Шотландии был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов, в 1880 г. – Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, в 1887 г. – Ассоциация аудиторов Америки, в 1932 г. – Институт аудиторов Германии, в 1969 г. – Национальная компания независимых ревизоров Франции.

В России неоднократно предпринимались попытки создания института независимого аудиторского контроля.

Первая попытка внедрения аудита в России предпринималась еще Петром 1. Согласно указа Петра 1 должность аудитора появилась в армии в 1716 г. Аудиторы были призваны расследовать имущественные споры, при этом часто совмещали обязанности делопроизводителя, секретаря, следователя и прокурора. Таким образом, аудиторы были причислены к воинским чинам и лишь в 1797 г. были переведены в статские чины. В 1867 г. в ходе проведения военно-судебной реформы должность аудитора была упразднена.

Затем в России было предпринято еще три попытки путем образования:

¨                в 1831 г. – Института присяжных бухгалтеров;

¨                в 1909 г. – Института бухгалтеров;

¨                в 1928 г. – Института государственных бухгалтеров-экспертов.

Однако все эти попытки оканчивались ничем. Основной причиной этого было недостаточное развитие рынка капитала, прежде всего акционирования, и отсутствие юридических гарантий аудиторской деятельности.

С переходом России к рыночным отношениям, возникли следующие предпосылки для развития аудита, как формы негосударственного, независимого контроля:

¨                разгосударствление экономики привело к возникновению наряду с государственной коллективной и частной собственности;

¨                формирование рынка капитала и акционирования;

¨                появление коммерческих банков и инвестиционных институтов, выступающих в роли кредиторов;

¨                ликвидация системы ведомственного контроля при реорганизации отраслевых министерств и ведомств;

¨                расширение групп пользователей отчетной информации о деятельности предприятия;

¨                возможность представления администрацией предприятия необъективной информации ее пользователям;

¨                выполнение функций контроля законности хозяйственной деятельности, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности налоговыми инспекциями, целью создания которых являлась лишь проверка правильности исчисления налогов и своевременности их перечисления;

¨                усложнение финансово-хозяйственных операций, появление новых объектов, ориентация на международные стандарты бухгалтерского учета увеличивает возможность ошибок при составлении отчетности.

Все это обусловило возникновение общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию и опыт работы – аудиторах.

В настоящее время практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой, в том числе и в России, функционируют общественные институты дипломированных аудиторов.

Аудитор (от лат. Аuditor - слушатель) – это доверенное лицо, осуществляющее аудит, проверяющее финансово- хозяйственную деятельность фирм, предприятий, акционерных обществ.[3]

В качестве аудиторов могут выступать квалифицированные специалисты, профессионалы, имеющие специальную лицензию или являющиеся работниками аудиторских служб.

Аудиторские фирмы создаются специально для проведения аудита, получают официальные права на аудиторскую деятельность. Аудиторы выступаю не только в роли проверяющих, но и в качестве аналитиков-консультантов.

Аудиторские услуги относятся к числу платных, и оказываются заинтересованным лицам  на коммерческой основе.

Аудитор, ознакомившись с финансовым положением финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое и компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность (или неправомерность) совершаемых (совершенных) действий клиента.

При выявлении законодательных актов в процессе проверки объектов контроля аудитор должен своевременно предупредить клиента о незаконности его действий и об их возможных неблагоприятных последствиях. Аудитор должен сделать все, чтобы не допустить нарушений законодательных актов клиентом (проверяемым субъектом).

Необходимо особо подчеркнуть, аудит не заменяет функций органов государственного контроля за работой предприятия.

Подводя итоги изложенному в данном разделе, можно сделать следующий вывод: аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения с степени достоверности этой отчетности.

2.     Виды и методы контроля

В практике аудиторской деятельности различают следующие виды аудита:

1. По стадии развития:

- подтверждающий аудит – аудит, предполагающий проверку и подтверждение практически каждой хозяйственной операции;

- аудит, базирующийся на риске – это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторсую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском;

- системно-ориентируемый аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная стадия привела к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы  внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

2. По характеру заказа:

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организаций) или её учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.

3. В сфере деятельности субъекта:

- общий аудит;

- банковский аудит;

- страховой аудит;

- аудит прочей деятельности.

4. По объекту проверки:

- внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учёта и отчётности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.

- внутренний аудит проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия.

5. По периодичности проверки:

- первоначальный аудит означает проведение аудитором или аудиторской фирмой проверки в данной организации впервые;

- периодический (повторяющийся) аудит осуществляется в денной организации одной аудиторской фирмой (аудитором) при повторных договорных отношениях. Это, естественно зависит от заинтересованности экономического субъекта проверки в длительном сотрудничестве с квалифицированными партнёрами (аудиторами, аудиторской фирмой).

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Достижению главной цели способствуют особенности (требования0 ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

3.     Цели и задачи аудиторской деятельности

В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Для целей указанного Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Таким образом, главная цель аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Федеральный стандарт аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» определяет, что, несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством предприятия. Таким образом, аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников, акционеров, участников.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:

1)               соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в РФ;

2)               соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности – это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в бухгалтерской отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

В ходе аудиторской проверки устанавливаются правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность пояснений к ним.

При этом устанавливают[4]:

¨     все ли активы и пассивы отражены в отчете;

¨     все ли документы использованы в отчете;

¨     насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета общей (балансовой) налогооблагаемой прибыли.

Аудитор должен проверить:

¨     полноту выполнения решений собственников предприятия об изменении объема уставного капитала;

¨     тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам актива и пассива баланса;

¨     полноту отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженностей.

В процессе подготовки аудиторского заключения проверяется[5]:

¨     соблюдение принятой на предприятии учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки имущества;

¨     правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

¨     разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений;

¨     обеспечение тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета на первое число каждого месяца.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

1) общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации;

2) обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм;

3) законченность: включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности, все ли активы и пассивы принадлежат предприятию;

4) оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;

5) классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана;

6) разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были произведены;

7) аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенных в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге;

8) раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним.

Аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

¨     проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;

¨     помощь в организации бухгалтерского учета;

¨     помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

¨     помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

¨     консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;

¨     экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;

¨     разработка учредительных документов и др.;

¨     предоставление информации о будущих партнерах;

¨     информационное обслуживание клиентов;

¨     другие услуги.

Таким образом, осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинности и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета.

Заключение

Подводя итоги проведенному исследованию в данной работе, можно сделать некоторые выводы.

1. Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

§     возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

§     зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;

§     необходимость специальных знаний для проверки информации;

§     отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

2. Требования, предъявляемые к специалистам аудита в мире и в России едины. Это, во-первых, аттестация лиц, желающих работать в сфере аудита и аудиторских услуг. Во-вторых – лицензирование аудиторской деятельности.

Таким образом, не каждый желающий может стать аудитором, для этого необходимо пройти аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности, которая проходит в форме квалификационного экзамена.

Обязательными  требованиями   к  претендентам  на   получение  квалификационного аттестата аудитора являются наличие  документа  о  высшем  экономическом  или юридическом  образовании и наличие   стажа   работы   по   экономической   или   юридической  специальности не менее трех лет.

Список литературы

1.                Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности (ред. от 14.12.2001)

2.                Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая), (в ред. от 10.01.2003), (Главы 1 -12, статьи 1 - 208)

3.                Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ Об акционерных обществах (в ред. от 27.02.2003)

4.                Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 10.01.2003)

5.                Постановление Правительства Российской Федерации  от 29 марта 2002 г. №190 «О лицензировании аудиторской деятельности»

6.                Министерство финансов Российской Федерации Программа от 23.01.2003 N 28-01-23/139/СШ «Программа проведения квалификационных экзаменов на получение  квалификационного аттестата аудитора»

7.                Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

8.                Постановление правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности»

9.                Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 года Протокол №1.

10.           Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2001.

11.            Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2003.

12.           Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.

13.           Лабынцев Н.Т. Аудит: теория, методология, практика. – М.: Финансы и статистика, 1998

14.           Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности//Бухгалтерский учет. М.: 2002. №5, с. 68-72.

15.           Райзберг Б.А, Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М

16.             Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.

 


[1] Лабынцев Н.Т. Аудит: теория, методология, практика. – М.: Финансы и статистика, 1998. – с. 5

[2] Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2003. – с. 6.

[3] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е издание, исправленное. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 24

[4] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 23

[5] Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2003, с. 85