Содержание

Введение. 3

1. Состав и структура расходов Федерального бюджета на культуру, искусство и средства массовой информации. 4

2. Состав и структура расходов бюджета субъекта РФ (Хабаровского края) на культуру, искусство и средства массовой информации. 9

3. Состав и структура расходов местного бюджета на культуру, искусство и средства массовой информации. 11

Заключение. 13

Список используемой литературы: 15

Введение.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджетной политики  для функционирования культуры и искусства государства.

Целью исследования является анализ бюджетных расходов на культуру искусство и средства массовой коммуникации.

1. Состав и структура расходов Федерального бюджета на культуру, искусство и средства массовой информации.

В XX веке во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в госу­дарствен­ном уст­ройстве и управлении. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и соци­альных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от цент­ральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль  территориальных финан­сов усиливает­ся, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприя­тий, свя­занных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования рас­ширяется.

Бюджет – важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом.

Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции бюджетной системы, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

Основу системы государственного регулирования экономики составляют отношения по поводу перераспределения доходов. Для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящая за рамки отдельных хозяйств и отраслей. Эту функцию в обществе, как известно, выполняет государство. С его возникновением и развитием органически связано существование и развитие бюджета.

Бюджет государства, а государство выражает интересы общества, в силу необходимости является как бы связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Федеральному бюджету отводится главная роль в консолидированном бюджете, прежде всего в реализации социально-экономической политики, осуществляемой Федеральным собранием и правительством. Через параметры федерального бюджета государство регулирует макроэкономические параметры, а также взаимоотношения с отдельными территориями. Бюджет неразрывно связан с текущим и перспективными проблемами общества, поэтому он и сам по существу является средством планирования общественного развития. Об актуальности темы федерального бюджета свидетельствуют не только многочисленные исследования и статьи экономистов, но и общественный интерес, проявляющийся в публичности обсуждения, принятия и исполнения бюджета.

Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируются на:

·                   единых методологических основах;

·                   нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;

·                   финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых правительством РФ.

·                   Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.

В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

- трансферты населению (бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению), бюджетные кредиты юридическим лицам, субвенции и субсидии юридическим лицам;

- гранты физическим и юридическим лицам на выполнение научно – исследовательских работ;

- инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам;

Кредиты иностранным государствам;

- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, включая государственные и муниципальные гарантии;

- налоговые расходы в размере предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.[1]

В текущем 2006 году размер федерального бюджета составил 5 046 137 500,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 24 380 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 7,0 - 8,5 процента (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года), так же его отличительной чертой стало превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2006 году в размере 776 022 781,7 тыс. рублей.

В 2006 году расходы на: КУЛЬТУРУ, КИНЕМАТОГРАФИЮ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ составили  51 248 093,1 тыс. руб.из них:

Расходы федерального бюджета на культуру и проч.

Таблица 1 (тыс. руб.)

культуру

30 720 546,2,

кинематографию

3106454,1

Телевиденье и радиовещание

12 623 528,8

 Периодическая печать и издательства

715 716,2

 Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации

225 847,1

Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации  

3 856 000,7

Государственный Академический Большой Театр

1 374 994

Российская Академия Художеств

626 898,2

Министерство Культуры и Массовых Коммуникаций РФ

855 751,2

                                                     

Федеральное Агентство по Культуре и Кинематографии

                                                     

33 072 947,3

                                                     

Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)»

11850000

По мимо всего прочего стоит отметить дополнительные ассигнования государства в данной статье бюджета, так же необходимо отметить выделение средств на премии деятелям культуры и искусства в фондах и бюджетах как относящихся к культуре, так и к фондам не относящимся прямым образом к культуре и искусству. К примеру в Российской Академии Медицинских наук выделено 2133261 тыс. руб. на премии в области литературы и искусства, образования, печатных СМИ, науки и техники и иные поощрения за заслуги перед государством.

Резюмируя можно сказать, что в целом, от общей суммы бюджета государство выделяет относительно  мало средств из федерального бюджета на цели культуры, искусства и средства массовой комунникации. В России эта цифра постоянно мала, хотя в начале 90-х годов она была еще меньше. Можно отметить маленькую положительную динамику в выделении средств на цели культуры и искусства, а так же положительным моментом является появление целевых федеральных программ в области культуры и искусства.

2. Состав и структура расходов бюджета субъекта РФ (Хабаровского края) на культуру, искусство и средства массовой информации.

Краевой бюджет на 2006 год по доходам был утвержден в сумме 26028059 тыс. руб. исходя из прогнозируемого объема дохода в размере 23342053 тыс. руб. В бюджете Хабаровского края можно наблюдать дефицит средств,  что объесняется спадом уровня производства[2].

В свою очередь, спад производства явился результатом постоянного недостатка необходимых для развития производства оборотных средств, вызванного высокими темпами инфляции.

Пополнение оборотных средств за счет привлечения банковских кредитов имеет ограниченный характер, т.к. разрыв между уровнем рентабельности большинства хозяйствующих субъектов края и ставками коммерческих кредитов столь велик, что делает привлечение заемных средств крайне невыгодным. Это усугубляется тем, что значительное число предприятий вообще не может рассчитывать на получение банковского кредита в силу финансовой несостоятельности.

В бюджет Хабаровского края существуют следующие статьи на культуру, искусство и средства массовой информации:

Расходы бюджета Хабаровского края на культуру, искусство и средства массовой информации

Таблица №2 (тыс. руб.)

Культура, кинематография и средства массовой информации

619459

культура

389156

Дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации

68299

Музеи и постоянные выставки

48101

библиотеки

56466

Театры, цирки и другие организации исполнительских искусств

200259

Мероприятия в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации

16031

Государственная поддержка  в области культуры кинематографии и средств массовой информации

16031

Телевиденье и радиовещание

67257

Периодическая печать и издательства

11728

издательства

3874

Другие вопросы в области культуры кинематографии и средств массовой информации

151318

 

Министерству Культуры Хабаровского края выделено 399440 тыс.руб. помимо этого комитету по печати полиграфической промышленности и телерадиовещанию Хабаровского края 96662 тыс. руб. Государственному учреждению «Редакция литературно-Художественного журнала «Дальний Восток».3874 тыс. руб[3].

В целом в бюджете субъекта РФ (Хабаровском крае) мы можем увидеть политику Федерального государства, а именно: на культуру, искусству и средства массовой коммуникации выделяется относительно мало денег.

Позитивным Фактором можно отметить выделение средств на широкий спектр областей культуры. Выделение малых средств на культуру в субъекте чревато потерей местным населением своих культурно этнических особенностей и в целом уменьшении культуры у всех жителей субъекта РФ в данном случае Хабаровском крае.

3. Состав и структура расходов местного бюджета на культуру, искусство и средства массовой информации.

Бюджет города Хабаровска на 2006 год утвержден по расходам в сумме 4945724 тыс. руб., в том числе текущие расходы в сумме 4153116 тыс. руб. и капитальные расходы в сумме 792608 тыс. руб., исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 4633010 тыс. рублей.

Исполнение бюджета города на 2006 год по расходам в сумме 4945724 тыс. руб. производить за счет собственных доходов и источников погашения дефицита бюджета в сумме 3474424 тыс. руб., за счет субвенций, поступающих из других бюджетов[4].

На культуру, кинематографию и средства массовой информации бюджет города Хабаровск а выделил 5000 тыс. руб. все выделенные средства пошли в статью другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации.

Стоить отметить что по статьям бюджетной классификации бюджетов Российской Федерации на  культуру, кинематографию и средства массовой информации было выделено несколько больше 76904 тыс.руб. эта разница объясняется тем, что в предыдущую цифру не вошли выплаты и средства косвенно относящиеся к культуре. При этом все по той же общероссийской  классификации на культуру уже выделено 58371 тыс.руб. так же на дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации 1555 тыс.руб. на музеи постоянные выставки 2886 тыс.руб[5].  библиотеки 25120 тыс. руб.  на театры и цирки 2921 тыс.руб. государственная поддержка в области культуры, кинематографии и средств массовой информации 10296 тыс.руб. на другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации выделено  8237 тыс.руб.

Соответственно можно сделать вывод, что доля выделяемых средств из бюджета города Хабаровского края мало и ее хватает только на решение  текущих вопросов в данной сфере, что так же негативно влияет на инфраструктуру города и культурную жизнь жителей города Хабаровска.  

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем государственного долга и возможного бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет в мощный стимул экономического роста.

Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало – будущее всей российской экономики.

В данной работе было рассмотрены расходы государства по вопросам культуры, искусства и средств массовой информации, на различных уровнях власти и соответствующих бюджетах.

Стоит сказать, что государство выделяет мало средств для решения проблем культуры и искусства, в чем мы наглядно могли убедиться на примере федерального бюджета, бюджета Хабаровского края, и бюджета города Хабаровска. Если в федеральном бюджетом выделяют средства на минимальное развитие  данной социально-значимой области, то в местном бюджете хватает  средств только на решение текущих задач, что негативно сказывается на уровне культуры в стране.

Культура и искусство является социально-значимым направлением так, как единение культуры является признаком и основой государства, соответственно государство должно уделять больше внимания данным вопросам. В подтверждение данных слов можно привести тот факт, что Россия уже сейчас показывает негативную тенденцию в области показателей характеризующих культурный уровень граждан.   

Не уделяя должного внимание вопросам культуры власть может прийти к проблемам социальной не стабильности в стране и затем решение этих проблем потребует еще большего вложения финансовых средств для поднятия уровня культуры у граждан России.

Заключение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – государственный бюджет.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В данной работе были проанализированы расходы бюджетов разных уровней на культуру, искусство и средства массовой информации. Резюмирую данную работу можно сказать, что выделяемые государством на разных уровнях средства относительно малы и вопросы финансирования культуры и искусства требуют пересмотра и большего внимания.

Список используемой литературы:

1.     Бюджетный кодекс РФ, принятый 31.07.98. г. № 145-ФЗ

2.     Закон хабаровского края от 28.12.2005.№ 4 «О краевом бюджете на 2006 год».

3.     Федеральный закон от 26.12.2005 №189- ФЗ «О Федеральном Бюджете на 2006 год»

4.      Решение Хабаровской Городской Думы от 20.12.2005. № 186 о бюджете города на 2006 год

5.     Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы – М., 2002;


[1]C. 101,  Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы – М., 2002;

[2] Закон хабаровского края от 28.12.2005.№ 4 «О краевом бюджете на 2006 год». Ст. 1

[3] Закон хабаровского края от 28.12.2005.№ 4 «О краевом бюджете на 2006 год». Приложение №4

[4] Решение Хабаровской Городской Думы от 20.12.2005. № 186 о бюджете города на 2006 год ст.1,2

[5] Решение Хабаровской Городской Думы от 20.12.2005. № 186 о бюджете города на 2006 год приложение № 3