№ заказа

№ 2462.2

Вариант, тема

Природоохранная прокуратура

Дисциплина

Экологическое право

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                             

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Раздел 1: Порядок создания, принципы и организация деятельности природоохранных прокуратур. 4

Раздел 2: Надзор природоохранной прокуратуры за соблюдением экологического законодательства. 8

Раздел 3: Порядок осуществления органами природоохранной прокуратуры возложенных на них функции. 10

Заключение. 12

Список использованных источников и литературы. 13

Введение.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В связи с тем, что это право неразрывно связано с обязанностью государства поддерживать окружающую среду в благоприятном для жизни состоянии, возрастает значение его природоохранной функции, в частности, прокуратуры.

Для осуществления надзора за исполнением природоохранного законодательства в бывшем СССР в 1985-1986 гг. стали создавать природоохранные прокуратуры, число которых к 1990 г. составило 110. Из них две трети были созданы в Российской Федерации.

В   90-х годах  эта  система,   как  и  многие иные в пашей стране, подверглась преобразованиям и сокраще­ниям, тем не менее ныне ее образуют:

1)  Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, объединяющая межрайонные природоохранные прокуратуры бассейна р. Волга и действующая па правах областной прокуратуры;

2) Межрегиональная природоохранная прокуратура г. Москвы, Московской области (воссоздана в феврале 1997 г.). Однако при­казом  Генерального прокурора от 9 июля 2001   она была ликвидирована с передачей функций Московской межрайонной прокуратуре, входящей в прокуратуру г. Москвы, и Москов­ской областной — при прокуратуре  Московской области;

3) межрайонные природоохранные прокуратуры, подчиняющиеся прокурорам республик, краев, областей и автономных округов.[1]

Рассмотрим в данной работе порядок создания, принципы, на основании которых действует природоохранная прокуратура, ее функции, а так же порядок осуществление надзора в области соблюдения экологического законодательства.

Раздел 1: Порядок создания, принципы и организация деятельности природоохранных прокуратур.    

 

Природоохранная прокуратура относится к специализированным прокуратурам.

Специализированные природоохранные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить в полном объеме выполнение возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии.

Специализированные прокуратуры не могут и не должны заменять либо подменять деятельность территориальных прокуратур как основного элемента прокурорской системы.

Создание природоохранных прокуратур объективно обусловлено тем, что имеется постоянная задача осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны. В данной сфере организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не зависят от федеративного устройства и административно-территориального деления.

Принцип организации таких прокуратур условно можно назвать производственным, когда базисные правоотношения, а также реализующие их хозяйственные, государственно-правовые структуры создаются и действуют преимущественно на иных организационных принципах. Экологические правонарушения и их последствия развиваются не по административно-территориальным признакам, а под влиянием экологических, естественно-географических закономерностей (залповый выброс токсичных веществ предприятием, расположенным на значительном расстоянии от места обнаружения его вредных последствий), и зачастую проявляются на «безвинно» пострадавшей территории в результате действия экологических законов, например, «розы ветров». Так, в результате аварии в Чернобыле пострадала не только Украина, но и в значительной мере ряд областей России и Белоруссии; отравление ценных пород рыб в реках бассейна Каспийского моря произошло из-за сброса неочищенных стоков в их верховьях и т.д.

Организация специализированных природоохранных прокуратур должна отвечать требованиям системного подхода. Все они — элементы единой системы органов прокуратуры. Соответственно на каждую из них распространяются общие принципы организации и деятельности прокуратуры. Природоохранные прокуратуры относятся к смешанным подсистемам, включающим деятельность территориальных прокуратур в сфере экологии.

            Природоохранные прокуратуры создаются,  когда  территориальные  прокуратуры  не  в  состоянии   по объективным причинам обеспечит выполнение всех  возложенных  на  прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме.

            В своей деятельности природоохранные прокуратуры руководствуются следующими нормативно- правовыми актами:

     1) Конституция РФ;

     2) ФЗ « О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с  последующими  изменениями  от

        17.11.95 и др.;

     3)  Иные   законодательные   акты,   регламентирующие   полномочия   и        процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст.  34  ГПК,  ст.52         АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О  милиции»,  ст.21        ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»  др.), а так же непосредстьвенно связанные с охранной окружающие среды

     4) Общепризнанные принципы и нормы права и международные  договоры  РФ (нормы    договоров,    конвенций,    касающихся    непосредственно         прокуратуры)

     5) Указы Президента РФ;

     6)   Приказы,   указания,    распоряжения,    положения,    инструкции

        Генпрокурора.

     7) Постановления Конституционного Суда;

     8) Разъяснения Пленумов ВС и ВАС.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации установлены в ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ», согласно которой, 

органы природоохранной  прокуратуры:

·                    осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

·                    действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

·                    информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Прокуроры и следователи природоохранных прокуратур не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники природоохранных прокуратур не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях природоохранных прокуратур не допускаются. Прокуроры и следователи природоохранных прокуратур в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские работники природоохранных прокуратур не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. [2]

Таким образом, природоохранные прокуратуры относятся к специализированным прокуратурам Российской Федерации, однако все они — элементы единой системы органов прокуратур на каждую из которых распространяются общие принципы организации и деятельности прокуратуры. Природоохранные прокуратуры относятся к смешанным подсистемам, включающим деятельность территориальных прокуратур в сфере экологии.

Раздел 2: Надзор природоохранной прокуратуры за соблюдением экологического законодательства.

Экологическое законодательство чаще всего нарушается в процессе его применения. Это может выражаться в самовольной порубке деревьев, браконьерстве, залповом сбросе или выбросе токсичных веществ в окружающую природную среду (прямой умысел). При несоблюдении экологического законодательства должностными лицами, руководителями коммерческих организаций, а в ряде случаев и гражданами нередко загрязняется окружающая среда, гибнут животные, заболевают люди. Подобное обычно происходит при неисполнении или формальном исполнении служебных и гражданских обязанностей. В этом случае экологическое правонарушение совершается в форме бездействия. Прокурор применяет свои полномочия при получении сведений о любых отклонениях от требований действующих законов в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства - важнейшее правовое средство природоохранных прокуратур, он направлен на

- защиту экологических прав граждан и, в первую очередь, их права на благоприятную окружающую среду;

- обеспечения экологической безопасности в регионах и в целом в стране;

- защиты, сохранения и рационального использования природных богатств России, являющихся наиболее ценным ее достоянием;

- позитивного воздействия на деятельность природоохранных и других органов, наделенных функциями экологического контроля, призванных обеспечить надлежащее исполнение экологического законодательства;

- повышения экологической культуры должностных лиц, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, граждан как составной части общей культуры, формирования у них правильного, максимально адаптированного к действительности экологического мировоззрения.

Принимая меры к выявлению нарушений экологического законодательства, установлению обстоятельств, способствующих этому, к их устранению и привлечению к ответственности лиц, прокуроры способствуют защите экологических прав граждан, обеспечению экологической безопасности и экономических интересов государства.

Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства в современных условиях становится наиболее важным и приоритетным направлением работы прокуратуры. Прокуроры на местах стремятся активно и квалифицированно применять весь имеющийся в их распоряжении арсенал правовых средств для своевременного и полного выявления, пресечения и устранения любых нарушений экологического законодательства и принимать предусмотренные законом меры к возмещению материального ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, к реабилитации (восстановлению) деградированных природных объектов (проведению рекультивации, освобождению территории от несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов), привлечению к ответственности, в том числе и уголовной, виновных лиц. Тем самым преследуется стратегическая цель - предупреждение нарушений названного законодательства и, следовательно, оздоровление окружающей природной среды.[3]

Таким образом, прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства - важнейшее правовое средство природоохранных прокуратур, который направлен на защиту государственных интересов и интересов населения в области экологии, укрепление правопорядка в экологических отношениях.

Раздел 3: Порядок осуществления органами природоохранной прокуратуры возложенных на них функций.

ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено, что прокурор природоохранной прокуратуры  при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, службам и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органами управления коммерческих и некоммерческих организаций;

 иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор природоохранной прокуратуры или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В пункте 3 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации" в числе ее функций названы участие прокуроров в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону приговоров, решений, определений и постановлений судов. Например, пункт 2.1 приказа Генерального прокурора РФ от 24 октября 1996 года N 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе»[4] обязывает прокуроров вмешиваться в решение вопросов о подготовке и предъявлении исков для защиты государственных и общественных (публичных) интересов в случаях нарушений природоохранного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде.

Используется прокурорами право на обращение в арбитражные суды в целях признания недействительными правовых актов органов представительной и исполнительной власти, противоречащих законам об охране и рациональном использовании природных ресурсов. В результате они добиваются принятия решений о возмещении ущерба, причиненного загрязнением водных бассейнов, массовой гибелью рыбы, уничтожением естественных пастбищ, мест обитания охотничье-промысловых млекопитающих, птиц, рыб.

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. (ст.5 ФЗ «О прокуратуре РФ»)[5]

Таким образом, функции органов природоохранной прокуратуры так же направлены на защиту прав и интересов органов государственной власти  и граждан в отношении укрепление правопорядка в экологических отношениях.

Заключение.

Таким образом, природоохранные прокуратуры создаются там и тогда, где и когда только территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Созданы и действуют природоохранные прокуратуры на правах областных (Волжская природоохранная прокуратура, Московская природоохранная прокуратура). В субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур.

Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства в современных условиях становится наиболее важным и приоритетным направлением работы природоохранной прокуратуры.

Однако, снижает эффективность прокурорского надзора недостаточно отработанный механизм реализации экологического законодательства. Например, не предусмотрена административная ответственность юридических лиц Федеральным законом об особо охраняемых природных территориях от 14 марта 1995 года, хотя ст.24 данного закона об этом упоминает. Законом о недрах не конкретизируются субъекты правонарушений. В частности, в ст.51 названного закона говорится об ответственности за вред, причиненный пользователю недр и государству, но не природе, обществу и человеку.

Представляется, надзор за исполнением экологического законодательства должен быть особо выделен в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Необходимо более четко определить цели и задачи надзора, а также специфику его осуществления. Сейчас надлежит исходить из зафиксированных природоохранным законодательством задач, основными из которых являются защита интересов населения в области экологии, государственных интересов в данной сфере, укрепление правопорядка в экологических отношениях.

Список использованных источников и литературы.

1.     Конституция РФ 1993г.

2.     ФЗ « О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с  (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля 2005 г.) // Правовая система «Гарант»

3.     Приказ Генерального прокурора РФ от 24 октября 1996 года N 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе» // Вестник ВАС РФ", N 1, 1997

4.     Дубовик О.Н. Экологическое право -М.: 2004.

5.     Отческая Т.И. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства // Журнал российского права", 2002 . N 11. ноябрь

 

 

 

 

 


[1] Дубовик О.Н. Экологическое право -М.: 2004. С.141

[2] ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ» (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля 2005 г.) // Правовая система «Гарант»

[3] Отческая Т.И. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства // Журнал российского права", 2002 . N 11. С. 26

[4] Вестник ВАС РФ", N 1, 1997

[5] ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992г.(с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля 2005 г.) // Правовая система «Гарант»