Содержание
Введение. 3
1. Знакомство с программно-методическим обеспечением. 4
2. Планирование научно-исследовательской деятельности. 8
3. Констатирующий этап эксперимента. 11
Заключение. 21
Задача. 23
Дневник. 25
Список литературы.. 27
Введение
Настоящая работа представляет собой отчет о практике, предполагающей знакомство с научно-исследовательской работой.
Исследование проводилась в ДОУ № в старшей группе.
Педагог-психолог в данном детском саду – Петрова Людмила Анатольевна, стаж работы в данной области – 10 лет, в данном саду работает 7 лет.
Цель научно-исследовательской практики – знакомство с ведением научно-исследовательской работы, ее планированием, осуществлением, обработкой и интерпретацией полученных результатов.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Знакомство с программно-методическим обеспечением.
2. Планирование научно-исследовательской деятельности.
3. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
4. В работе проведен анализ и обобщение собственного опыта работы.
Научно-исследовательская практика предусматривает пассивную и активную часть. В ходе пассивной практики осуществляется знакомство с системой научно-исследовательской работы, при активной практике осуществляются различные формы и методы исследовательской работы.
Нами была выбрана следующая тема исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста». Определена цель исследования – выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
На каждого ребенка была составлена диагностическая карта, содержащая протокол ответа и поведенческие реакции ребенка. Всего было исследовано 10 детей старшей группы детского сада.
1. Знакомство с программно-методическим обеспечением
В ходе прохождения пассивной части практики были исследованы следующие вопросы: структура научно-исследовательского учреждения, ведение документации и инструментария психолога-исследователя, особенности планирования и осуществления научного исследования в учреждении, способы представления данных (выступления, доклады, устные сообщения, подготовка публикаций).
В ходе практики были изучены документы, которыми руководствуется педагог-психолог в ДОУ, должностная инструкция педагога-психолога, изучены перспективный план и формы отчетности, а также знакомство с кабинетом педагога-психолога в ДОУ.
Документы, которыми руководствуется педагог-психолог:
1) Конституция РФ;
2) Законы, постановления и решения Правиткльства РФ и федеральных органов управления образования по вопросам образования (в частности, Законом РФ «Об образовании»);
3) Декларация прав и свобод человека;
4) Конвенция о правах ребенка;
5) Современная Концепция дошкольного воспитания (1989);
6) Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (1989);
7) Концепция непрерывного дошкольного и начального образования (2001);
8) Положение о службе практической психологии в системе образования РФ (1999);
9) Проект Концепции психологической службы образования (1999).
В должностной инструкции педагога-психолога отражены общие положения, должностные права и обязанности. Также, в ходе практики был изучен Этический кодекс психолога.
Кабинет педагога-психолога разделен на следующие сектора: диагностический, коррекционный, релаксационный. В каждом секторе представлено свое методическое оснащение.
Диагностический сектор:
1) мебель для хранения игрушек, способствующих установлению контакта с детьми;
2) комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп
3) детские стулья и столы, расположенные так, чтобы ничто не отвлекало детей.
Коррекционный сектор:
1) мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, специальной литературы;
2) видеотека для консультирования воспитателей, педагогов и родителей;
3) рабочий стол педагога-психолога;
4) пакет нормативных документов, регламентирующих дработу кабинеты педагога-психолога;
5) материалы и пособия для коррекционной работы с детьми раннего, младшего и старшего возраста;
6) детские столы и стулья;
7) игровая комната.
Релаксационный сектор: на стенах этого сектора наклеены фотообои, на полу мягкое ковровое покрытие, горшки с комнатными растениями.
Изучены планы работы педагога-психолога в ДОУ.
План работы включает следующие графы:
№ п/п |
Название работы |
Условия проведения |
Ответственный |
Срок проведения |
Предполагаемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Схема годового и месячного планов с распределением основных мероприятий по видам деятельности представлен следующим образом:
№ |
Виды деятельности |
Планируемые мероприятия |
Сроки |
Прим. |
1 |
Диагностика |
|||
2 |
Развивающая и коррекционная работа |
|||
3 |
Консультирование |
|||
4 |
Просветительская работа |
|||
5 |
Экспертная работа |
|||
6 |
Организационно-методическая работа |
Перспективный план представлен следующим образом:
Месяц |
Работа с детьми |
Работа с педагогами |
Работа с родителями |
Работа с документами |
План работы на неделю представлен в следующей схеме:
Дни недели |
Планируемые мероприятия с указанием времени и места |
Примечание |
Понедельник |
||
Вторник |
||
Среда |
||
Четверг |
||
Пятница |
||
Суббота |
В ходе практики нами были также изученв формы отчетности педагога-психолога ДОУ:
1) план работы педагога-психолога ДОУ;
2) заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования;
3) журнал консультаций психолога;
4) журнал учета групповых форм работы;
5) карта психолого-медико-социальной помощи ребенку;
6) программа работы педагога-психолога с группой;
7) коррекционная работа;
8) программа коррекционно-развивающих занятий;
9) требования к авторским программам;
10) аналитический отчет о работе педагога-психолога;
11) аналитический отчет руководителя муниципальной методической службы.
Изучены способы представления данных (выступления, доклады, устные сообщения, подготовка публикаций).
2. Планирование научно-исследовательской деятельности
В ходе прохождения активной части практики были отработаны следующие методы и формы исследовательской работы: участие в планировании научного исследования, участие в обработке результатов (апробация качественных и количественных способов представления данных), участие в обсуждении текущих результатов и научной дискуссии.
Подготовка к поведению научного исследования состояла из следующих этапов:
1. Определение темы, цели и задач исследования.
Нами была выбрана следующая тема исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста». Определена цель исследования – выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Поставлены задачи для достижения цели исследования:
· подбор методик, направленных на выявление уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
· проведение исследования;
· обработка полученных результатов;
· подготовка доклада для выступления о ходе и результатах исследования.
2. Составление плана исследования.
План исследования развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста включает следующие пункты:
· изучение литературы по данной проблеме;
· подбор соответствующих методик;
· подготовка методического материала для проведения исследования;
· проведение исследования;
· анализ полученных данных;
· подготовка доклада.
3. Изучение литературы по проблеме и подбор методик.
В ходе подготовки к исследованию нами была изучена рекомендуемая и дополнительная литература и подобраны методики, направленные на диагностику творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для определения уровня развития творческого воображения старших дошкольников были использованы следующие методики:
· Методика Торренса и Гилфорда, для оценки уровня развития творческого воображения в игровых ситуациях, в которой детям предлагалось два задания: обыграть игрушку и придумать сюжет по условию.
· Методика «Где чье место?» (Е.Е. Кравцова). Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
· Методика «Придумай рассказ» и методика «Придумай игру», предложенные Р.С. Немовым. Они направлены на определение уровня развития творческого воображения.
4. Проведение исследования.
На то, чтобы провести диагностику по всем предложенным методикам, нам потребовалось 4 дня. По одному дню на каждую методику. Все методики проводились индивидуально, в отдельной комнате. На каждого ребенка была составлена диагностическая карта, содержащая протокол ответа и поведенческие реакции ребенка. Всего было исследовано 10 детей старшей группы детского сада.
5. Обработка данных.
После проведения исследования нами было произведена количественная обработка данных по исследуемой проблеме.
6. Анализ полученных результатов.
Предполагает качественную обработку данных по данной проблеме.
7. Подготовка доклада.
Включает самостоятельный анализ подготовки, проведения и результатов исследования, направленного на определение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
8. Выступление с докладом на конференции, организованной в ДОУ.
3. Констатирующий этап эксперимента
На данном этапе нам необходимо выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого были использованы следующие методики: методика Торренса и Гилфорда; методика «Где чье место?» (Е.Е. Кравцова); методики «Придумай рассказ» и «Придумай игру» (Р.С. Немов).
Методика Торренса и Гилфорда
Цель – оценка уровня развития творческого воображения детей в игровых ситуациях. Были выделены 4 критерия, разработанные Торренсом и Гилфордом: оригинальность, быстрота, гибкость и вариативность.
Для аналитической обработки результатов исследования использовались три уровня развития творческого воображения у дошкольника в игре:
III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант сюжета.
II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует в соответствии с первым вариантом сюжета. Затрудняется в предложении нового использования предметов.
I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.
Для подведения результатов исследования весь материал необходимо представить в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления творческого воображения, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень.
Для определения уровня творческого воображения в игре, мы предложили детям следующие задания:
Задание № 1. «Способность оригинально обыграть игрушку». В группу вносилась игрушка «Утенок Кряк» и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: «К нам сегодня в детский садик пришел Утенок Кряк. Давайте дружно встретим его».
Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития творческого воображения, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом.
Задание № 2. Детям предлагалось придумать сюжет по условию: «Что бы ты сделал, если в твой дом пришел Вини пух?».
Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии развития творческого воображения, описанные выше, результаты вносили в табл. 1. По результатам данного исследования делается вывод об уровне развития творческого воображения по следующим критериям: низкий уровень (I) соответствует 8-12 баллам; средний уровень (II) 13-18 баллам; высокий уровень (III) 19-24 баллам.
Таблица 1
Оценка уровня развития творческого воображения в игровых ситуациях
№ п/п |
Список детей |
Критерии развития творческого воображения |
Об-щий балл |
Уро-вень |
|||||||
Оригина-льность |
Быстрота |
Гибкость |
Вариатив-ность |
||||||||
Задания |
Задания |
Задания |
Задания |
||||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||||
1. |
Артем А. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
13 |
II |
2. |
Артем С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
15 |
II |
3. |
Вадим Б. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
I |
4. |
Вика П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
I |
5. |
Марк Г. |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
II |
6. |
Настя П. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
I |
7. |
Рита К. |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
15 |
II |
8. |
Саша Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
I |
9. |
Саша П. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
14 |
II |
10. |
Саша Ф. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
20 |
III |
Проведя эту методику, мы выяснили, что в 4 ребенка имеют низкий уровень развития творческого воображения. Они не могут предложить новый замысел, хотят играть по известному замыслу, имеют затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче), используют известный вариант сюжета. У 5 детей средний уровень развития творческого воображения. Это говорит о том, что ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует в соответствии с первым вариантом сюжета, затрудняется в предложении нового использования предметов. 1 ребенок имеет высокий уровень развития творческого воображения, т.е. ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу, может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.
Методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место?»[1]
Цель данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
Для проведения этой методики мы использовали сюжетную картинку, к ней прилагались кружочки с нарисованными на них фигурками. Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке. Детям предлагалось следующее задание: мы просим ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались. В зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.
I уровень (0 балов, низкий) – дети испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило ставят фигурки на их «законные» места.
II уровень (1 балл, средний) – дети не испытывают особых проблем при выполнении этого задания. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте.
III уровень (2 балла, высокий) – дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет.
Анализируя протоколы по данной методике, мы пришли к следующим результатам, которые оформлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровень развития воображения по методике «Где чье место?»
№ п/п |
Список детей |
Баллы |
Уровень развития воображения |
1. |
Артем А. |
1 |
II |
2. |
Артем С. |
1 |
II |
3. |
Вадим Б. |
0 |
I |
4. |
Вика П. |
1 |
II |
5. |
Марк Г. |
1 |
II |
6. |
Настя П |
1 |
II |
7. |
Рита К. |
1 |
II |
8. |
Саша Г. |
0 |
I |
9. |
Саша П. |
1 |
II |
10. |
Саша Ф. |
2 |
III |
Используя данную методику, мы выяснили, что 2 ребенка имеют низкий уровень развития воображения, это значит, что эти дети испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило ставят фигурки на их «законные» места; 7 детей имеют средний уровень, т.е. они не испытывают особых проблем при выполнении этого задания, легко ставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начали ставить фигурки на их места, едва мы попросили рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте; 1 ребенок имеет высокий уровень развития воображения, эти дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет.
Методика Р.С. Немова «Придумай рассказ»[2]
Цель – определить уровень развития творческого воображения. Оценка результатов проводится по следующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа.
2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.
3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.
4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов, в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий (V)
8-9 баллов – высокий (IV)
4-7 баллов – средний (III)
2-3 баллов – низкий (II)
0-1 балла – очень низкий (I)
Результаты оформляются в табл. 3.
Таблица 3
Оценка уровня развития воображения по методике Р.С. Немова «Придумай рассказ»
№ п/п |
Список детей |
Критерии оценки |
Об-щий балл |
Уро-вень |
||||
Ско-рость |
Нео-быч-ность |
Разно-образие образов |
Прорабо-танность образов |
Эмоци-ональ-ность |
||||
Баллы |
||||||||
1. |
Артем А. |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
7 |
III |
2. |
Артем С. |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
II |
3. |
Вадим Б. |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
II |
4. |
Вика П. |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
II |
5. |
Марк Г. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
6 |
III |
6. |
Настя П. |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
II |
7. |
Рита К. |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
4 |
III |
8. |
Саша Г. |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
II |
9. |
Саша П. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
6 |
III |
10. |
Саша Ф. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
8 |
IV |
Анализ протоколов придуманных рассказов позволил нам выяснить, что 5 детей имеют низкий уровень развития воображения, т.е. за минуту ребенок так и не смог ничего придумать, ему потребовалось больше времени, он просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, в таком рассказе сначала и до конца неизменно говорится об одном и том же, персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика; 4 ребенка имеют средний уровень развития воображения, это говорит о том, что на придумывание рассказа у ребенка ушло от 30 сек. до 1 мин., он привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, в нем встречается 2-3 разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон, у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ; 1 ребенок имеет высокий уровень развития воображения, ему удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек., сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, в нем имеется 4 и более персонажа (вещи, события), которые в свою очередь характеризуются рассказчиком с разных сторон, сам рассказ, и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны.
Методика Р.С. Немова «Придумай игру»[3]
Цель – определить уровень развития творческого воображения.
Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней.
Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:
1. Оригинальность и новизна.
2. Продуманность условий.
3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
4. Наличие в игре определенных правил.
5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии:
10 баллов – очень высокий (V)
8-9 баллов – высокий (IV)
6-7 баллов – средний (III)
4-5 баллов – низкий (II)
0-3 балла – очень низкий (I)
Результаты оформлены в табл. 4.
Таблица 4
Оценка уровня развития воображения по методике Р.С. Немова «Придумай игру»
№ п/п |
Список детей |
Критерии оценки |
Об-щий балл |
Уро-вень |
||||
Но-визна |
Проду-ман-ность условий |
Наличие ролей |
Наличие правил |
Крите-рии успеш-ности |
||||
Баллы |
||||||||
1. |
Артем А. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
II |
2. |
Артем С. |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
5 |
II |
3. |
Вадим Б. |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
II |
4. |
Вика П. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
6 |
III |
5. |
Марк Г. |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
II |
6. |
Настя П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
II |
7. |
Рита К. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
6 |
III |
8. |
Саша Г. |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
II |
9. |
Саша П. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
6 |
III |
10. |
Саша Ф. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
7 |
III |
Анализ протоколов придуманных детьми игр позволил нам выяснить, что 6 детей имеют низкий уровень развития воображения, т.е. не могут ответить на все вопросы экспериментатора, не проработанность всех элементов игры, обедненное содержание; 4 ребенка имеют средний уровень развития воображения, такие дети отвечают на все вопросы экспериментатора, но каждый элемент в отдельности слабо выражен, недостаточно раскрыт.
Для того, чтобы в целом определить уровень развития творческого воображения старших дошкольников, нам следует составить сводную таблицу по всем методикам, посчитать общий балл, набранный ребенком и определить его уровень ( см. табл. 5).
Таблица 5
Сводная таблица
№ п/п |
Список детей |
Методики, направленные на определение уровня развития творческого воображения старших дошкольников |
Общий балл |
Уровень |
|||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
||||
1. |
Артем А. |
13 |
1 |
7 |
5 |
26 |
II |
2. |
Артем С. |
15 |
1 |
3 |
5 |
24 |
II |
3. |
Вадим Б. |
9 |
0 |
2 |
4 |
15 |
I |
4. |
Вика П. |
8 |
1 |
3 |
6 |
18 |
I |
5. |
Марк Г. |
17 |
1 |
6 |
5 |
29 |
II |
6. |
Настя П. |
9 |
1 |
3 |
5 |
18 |
I |
7. |
Рита К. |
15 |
1 |
4 |
6 |
26 |
II |
8. |
Саша Г. |
8 |
0 |
3 |
4 |
15 |
I |
9. |
Саша П. |
14 |
1 |
6 |
6 |
27 |
II |
10. |
Саша Ф. |
20 |
2 |
8 |
7 |
37 |
III |
Оценка результатов проводится по следующим критериям: I уровень (низкий) – 14-23 балла; II уровень (средний) – 24-34 балла; III уровень (высокий) – 35-44 балла.
Вывод: у 4 детей наблюдается низкий уровень развития творческого воображения. Это характеризуется тем, что они не могут предложить новый замысел, хотят играть по известному замыслу, имеют затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче), используют известный вариант сюжета. При просьбе придумать какой-либо рассказ, дети с низким уровнем развития творческого воображения просто механически пересказывают то, что они когда-то видели или слышали, в таком рассказе сначала и до конца неизменно говорится об одном и том же, персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются и никак дополнительно не характеризуются, образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика; у 5 детей – средний уровень, это говорит о том, что ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует в соответствии с первым вариантом сюжета, затрудняется в предложении нового использования предметов. На просьбу придумать рассказ дети привносят в виденное или слышанное ими что-либо новое от себя, в таком рассказе встречается 2-3 разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон, правда у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ; у 1 ребенка – высокий уровень развития творческого воображения, ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу, может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов. На просьбу придумать рассказ ребенок охотно согласился, сюжет рассказа полностью придуман им самим, необычен и оригинален, в нем имеется 4 и более персонажа (вещи, события), которые в свою очередь характеризуются рассказчиком с разных сторон, сам рассказ, и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны.
Заключение
Цель научно-исследовательской практики – знакомство с ведением научно-исследовательской работы, ее планированием, осуществлением, обработкой и интерпретацией полученных результатов были нами в ходе работы успешно достигнуты.
Нами были решены следующие задачи:
1. Изучено программно-методическим обеспечением.
2. Спланирована научно-исследовательской деятельности.
3. Проведен констатирующий этап эксперимента.
4. В работе проведен анализ и обобщение собственного опыта работы.
Научно-исследовательская практика включала пассивную и активную часть. В ходе пассивной практики было осуществлено знакомство с системой научно-исследовательской работы: изучены структура научно-исследовательского учреждения, ведение документации и инструментария психолога-исследователя, особенности планирования и осуществления научного исследования в учреждении, способы представления данных (выступления, доклады, устные сообщения, подготовка публикаций); при активной практике осуществлялись различные формы и методы исследовательской работы: участие в планировании научного исследования, участие в обработке результатов (апробация качественных и количественных способов представления данных), участие в обсуждении текущих результатов и научной дискуссии.
Проведен констатирующий этап эксперимента по теме: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста». Подобраны соответствующие методики: методика Торренса и Гилфорда; методика «Где чье место?» (Е.Е. Кравцова); методики «Придумай рассказ» и «Придумай игру» (Р.С. Немов).
Получены следующие результаты: у 4 детей наблюдается низкий уровень развития творческого воображения. Это характеризуется тем, что они не могут предложить новый замысел, хотят играть по известному замыслу, имеют затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче), используют известный вариант сюжета. При просьбе придумать какой-либо рассказ, дети с низким уровнем развития творческого воображения просто механически пересказывают то, что они когда-то видели или слышали, в таком рассказе сначала и до конца неизменно говорится об одном и том же, персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются и никак дополнительно не характеризуются, образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика; у 5 детей – средний уровень, это говорит о том, что ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует в соответствии с первым вариантом сюжета, затрудняется в предложении нового использования предметов. На просьбу придумать рассказ дети привносят в виденное или слышанное ими что-либо новое от себя, в таком рассказе встречается 2-3 разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон, правда у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ; у 1 ребенка – высокий уровень развития творческого воображения, ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу, может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов. На просьбу придумать рассказ ребенок охотно согласился, сюжет рассказа полностью придуман им самим, необычен и оригинален, в нем имеется 4 и более персонажа (вещи, события), которые в свою очередь характеризуются рассказчиком с разных сторон, сам рассказ, и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны.
Задача
Задача № 2.
«Доминирующее эмоциональное состояние – спокойствие. При эмоциональной индифферентности тяготеет к положительным эмоциям, его трудно рассмешить или опечалить, в любых ситуациях остается невозмутимым. При больших неприятностях спокоен. Отличается терпеливостью, выдержкой. Не проявляет эмоциональной возбудимости. Не склонен к аффектам, однако длительная отрицательная оценка может привести к аффективному состоянию. Ему свойственен высокий контроль над эмоциями. При глубоком внутреннем переживании, трудно обнаружить душевное состояние. Речь медленная, монотонная, спокойная, интонационно невыразительная».
К какому из типов темперамента относится приведенное ниже описание эмоциональных проявлений?
Приходилось ли вам в жизни наблюдать таких детей? Какие виды деятельности предпочитают дети с данным видом темперамента?
Решение:
Тип темперамента – флегматик. В жизни мне такие дети встречались осень редко. Дети-флегматики предпочитают спокойные игры, любят дидактические игры, им нравится деятельность, в которой одни и те же действия повторяются несколько раз. Например, им не надоедает строить куличики, считать бобовые зернышки и т.д. этим детям можно поручить работу, которая требует терпения и внимательности.
Задача № 6.
Исследованиями ученых установлено, что дети, с которыми интенсивно общаются взрослые (разговаривают с ними, улыбаются им, держат и носят детей на руках), к 4 месяцам подолгу могут оставаться одни, занимая себя каким-либо «делом» (рассматривание предметов вокруг себя, ощупывание игрушек, гуление).
Как объяснить эти явления, которые, на первый взгляд, никак не связаны между собой и даже противоречат друг другу?
Решение:
В первые месяцы жизни у ребенка формируется доверие к этому миру. Поэтому, если родители много времени проводят с ребенком, он начинает этому миру доверять и может спокойно оставаться один, так как знает, что родитель где-то рядом и если ему что-то понадобиться обязательно придет. Так же родители, общаясь с ребенком показывают ему определенные способы поведения и научают его определенным действиям, которые потом ребенок может использовать самостоятельно, в то время как ребенок, с которым не общаются не знает, чем себя занять и постоянно ищет маму.
Дневник
Научно-исследовательской практики
(ФИО)_________________________________________________________
Специальности_______________________гр._____________________курс
Отделения______________________________________________обучения
(очного, заочного)
Сроки прохождения практики: с________________по__________________
Психолог-методист практики______________________________________
(Ф.И.О.)
_______________________________________________________________
Содержание дневника
Дата |
Содержание работы |
Подпись методиста |
Изучение документации, которую ведет педагог-психолог. Изучение планов исследования и работы педагога-психолога. Знакомство с программно-методическими материалами и посещение рабочего кабинета педагога-психолога. |
||
Планирование исследования совместно с педагогом-психологом. |
||
Изучение литературы, подбор методик для проведения исследования, подготовка методического материала. |
||
Проведение методики Торренса и Гилфорда |
||
Проведение методики «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой. |
||
Проведение методики «Придумай рассказ» Р.С. Немова. |
||
Проведение методики «Придумай игру» Р.С. Немова. |
||
Обработка индивидуальных карт и анализ полученных результатов. |
||
Подготовка доклада по теме исследования. |
||
Выступление на конференции. |
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
2. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1996. – 267 с.
3. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 224 с.
4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 370 с.
5. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384 с.
6. Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. – 387 с.
7. Общая психодиагностика / Сост. А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. – 303 с.
8. Овчарова Р.В. Технология практического психолога в образовании. – М.: ЭКСМО, 2000. – 323 с.
9. Педагогическая практика / Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Борикова. – М.: Прогресс, 1998. – 238 с.
10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб: Питер, 2000. – 560 с.
[1] Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1996. – С. 54.
[2] Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. – С. 254.
[3] Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. – С. 256.