Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования и анализа прибыли
предприятия…....................................................................................6
1.1. Сущность анализа финансовых результатов……………….........6
1.2. Источники прибыли. Методы анализа прибыли………………...9
1.3. Факторный анализ общей, валовой (балансовой) прибыли...…11
Глава 2. Анализ формирования прибыли
КСАМО «Химпроммонтаж» за 2004-2005 гг…………………...13
2.1. Динамика прибыли КСАМО «Химпроммонтаж»……………..13
2.2. Анализ структуры прибыли КСАМО «Химпроммонтаж»…….15
2.3. Факторный анализ общей, валовой прибыли
КСАМО «Химпроммонтаж»……………………………………16
2.4. Мероприятия, направленные на увеличение прибыли
КСАМО «Химпроммонтаж»…………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………….22
Приложение………………………………………………………………….24
Введение
В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется все больше и больше предприятий различных сфер деятельности. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли - возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности предприятия.
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.
В рыночной экономике особое место отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии –«зарабатывание прибыли».
Функционирование предприятия в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.
Каждое предприятие самостоятельно принимает решение в части того, что, сколько и как производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.
Знание методов и владение приемами анализа хозяйственной деятельности в современных условиях рыночной экономики приобретают особую актуальность. Поэтому в долгосрочном и, особенно, в краткосрочном периодах перед предпринимателями и менеджерами стоит проблема поиска и реализации альтернативных решений. Касается ли это проблем выпуска новых товаров на рынок, способов их производства, приобретения средств и предметов труда и др. На практике принятие решения, направленного на достижение поставленной цели, - это сравнительная оценка конкурирующих, альтернативных курсов действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям организации, а это невозможно осуществить, не владея приемами и методами экономического анализа деятельности организации.
Особенно возрастает роль и значение анализа хозяйственной деятельности, как важнейшей функции управления организацией на стадии реализации принятого решения. С помощью приемов и методов экономического анализа предприниматели и менеджеры осуществляют контроль и регулирование процесса реализации принятого решения. Сравнивая фактические результаты с плановыми, выявляя отклонения, анализируя причины, вызвавшие их, администрация предприятия может корректировать возникшие отклонения и приводить фактические результаты в соответствие с запланированными. Если выявляются потенциальные проблемы, данные, полученные с помощью экономического анализа, используются также для пересмотра целей и долгосрочных планов организаций. Результаты экономического анализа дают возможность принять меры, направленные на изменение целей и обязательств, чтобы избежать в будущем возникновения потерь и снижения эффективной работы.
Объект исследования – КСАМО «Химпроммонтаж».
Предмет исследования – прибыль КСАМО «Химпроммонтаж» и источники ее формирования.
Цель исследования – проанализировать прибыль КСАМО «Химпроммонтаж» и источники ее формирования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность анализа финансовых результатов предприятия.
2. Дать характеристику источникам прибыли и методам ее анализа.
3. Провести анализ формирования прибыли КСАМО «Химпроммонтаж».
4. Разработать рекомендации по увеличению прибыли КСАМО «Химпроммонтаж».
Глава 1. Теоретические основы формирования и анализа прибыли предприятия
1.1. Сущность анализа финансовых результатов
Финансовый результат - это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности предприятия [4]. К финансовым результатам относятся следующие показатели: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности (прибыль после налогообложения), нераспределенная прибыль [4; 8].
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности.
Прибыль обеспечивает возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. Прибыль является также основным источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами [10]. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности деятельности предприятия, степени его надежности и финансового благополучия.
Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия. Предприятие может произвести большой объем продукции, однако, если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечивающей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом состоянии. Прибыль - это показатель, который наиболее полно отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Поэтому одна из важнейших составных частей анализа финансового состояния предприятия - анализ финансовых результатов его деятельности.
Однако для пользователей бухгалтерской отчетности нужны разные показатели финансовых результатов, например: администрацию предприятия интересует полученная прибыль, ее структура и факторы, воздействующие на ее величину; налоговые органы - достоверная информация о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли; потенциальных инвесторов - вопросы качества прибыли, т.е. устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы анализируемого предприятия.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:
- исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;
- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;
- изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов;
- выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка [1].
Одним из финансовых результатов деятельности предприятия является валовая прибыль, которая рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль от продаж - это разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции. Полная себестоимость реализованной продукции включает:
- себестоимость реализованной продукции;
- коммерческие расходы;
- управленческие расходы [8].
Прибыль (убыток) от прочей реализации. У предприятия могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.
Прибыль от реализации излишних основных фондов исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.
Прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям. Полученная предприятием общая сумма прибыли распределяется между предприятием и федеральным, региональным и местным бюджетом путем уплаты налога на прибыль.
Прибыль до налогообложения представляет собой разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой
или инвестиционной деятельности предпринимательской организации.
Прибыль от обычной деятельности или прибыль после налогообложения рассчитывается как разность между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль.
Нераспределенная (чистая) прибыль — это разность между суммой прибыли от обычной деятельности и чрезвычайными доходами и чрезвычайными расходами предпринимательской организации. Нераспределенная прибыль является конечным финансовым результатом деятельности организации [7; 8; 12].
1.2. Источники прибыли. Методы исчисления прибыли
Основными источниками прибыли предприятия являются [2; 3; 17]:
1) выручка от реализации продукции (работ, услуг);
2) выручка от реализации основных и оборотных средств;
3) выручка от реализации нематериальных активов;
4) доходы от внереализационных операций, среди которых можно выделить:
- доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;
- доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров и др.
Анализ прибыли предприятия подразделяется на отдельные виды в зависимости от организации его проведения, объектов анализа, масштабов и т.д.
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли.
Внутренний анализ проводится менеджерами предприятия или его собственниками с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого учета) [2; 18]. Результаты такого анализа, как правило, представляют коммерческую тайну предприятия.
Внешний анализ могут осуществлять аудиторские фирмы, банки, налоговые органы, страховые компании, причем у каждого субъекта внешнего анализа могут быть свои индивидуальные цели [2; 16; 18]. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.
По периоду проведения анализ прибыли подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный анализ связан с изучением условий формирования прибыли, ее распределения или предстоящего использования. Как правило, речь идет о предварительном расчете ожидаемой прибыли по коммерческим сделкам, финансовым и инвестиционным операциям, планируемых предприятием в будущем. Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли. Последующий (илиретроспективный) анализ осуществляется обычно за отчетный период (квартал, год) и позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, так как основан на результатах финансовой отчетности [6; 19; 20].
По объектам анализа выделяют анализ формирования и анализ распределения и использования прибыли. Анализ формирования прибыли проводится, как правило, в разрезе основных сфер деятельности предприятия - операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения уровня прибыли предприятия [15]. Анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям использования и призван выявить уровень потребления прибыли собственниками и работниками предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.
По масштабам выделяют анализ прибыли по предприятию в целом, по его структурным подразделениям и по отдельным операциям. Анализ прибыли по предприятию в целом исследует формирование, распределение и использование прибыли на предприятии без выделения отдельных его структурных подразделений; анализ прибыли по отдельным структурным подразделениям. Предметом анализа прибыли по отдельным операциям, осуществляемым предприятием, может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдельным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным проектам и др. [5; 6; 13].
1.3. Факторный анализ общей, валовой (балансовой) прибыли
Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток) отчетного периода, представляющая собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от финансовой деятельности; сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций [5]. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен так:
Рб = Рр ± Рф ± Рвн,
где: Рб - балансовая прибыль или убыток;
Рр - результат (прибыль или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
Рф - результат от финансовой деятельности;
Рвн - сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций [2].
Результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется следующим расчетом:
Рр = Np – Snp - Snep,
где: Np - выручка от реализации продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС, акцизов и других аналогичных налогов и сборов;
Snp - себестоимость (производственная) реализованной продукции, товаров, работ, услуг;
Snep - расходы периода (коммерческие и управленческие) [2; 14].
Исходным моментом в расчетах показателей прибыли являются оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому его финансовое подразделение должно ежедневно и оперативно контролировать процесс отгрузки, реализации и оплаты продукции (товаров, работ, услуг) [2; 9; 11].
Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.
Глава 2. Анализ формирования прибыли
КСАМО «Химпроммонтаж» за 2004-2005 гг.
2.1. Динамика прибыли КСАМО «Химпроммонтаж»
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли КСАМО «Химпроммонтаж» составим табл. 1, для заполнения которой воспользуемся данными бухгалтерской отчетности данного предприятия, представленными в отчете о прибылях и убытках (Приложении 1).
При анализе динамики показателей прибыли в первую очередь оценим рост показателей прибыли за анализируемый период, а затем отметим положительные и отрицательные изменения в динамике финансовых результатов.
Таблица 1
Динамика прибыли КСАМО «Химпроммонтаж»
Показатель |
2005 год |
2004 год |
Изменение |
|
абсолютное |
2005 год к 2004 году, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от продаж продукции (работ, услуг) за минусом НДС, акцизов |
25222074 |
24679545 |
542529 |
2,1 |
Себестоимость продаж товаров, продукции, работ, услуг |
21650850 |
19431918 |
2218932 |
10,2 |
Валовая прибыль |
3571224 |
5247627 |
-1676403 |
46,9 |
Расходы периода (коммерческие и управленческие) |
- |
- |
- |
- |
продолжение табл. 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Прибыль (убыток) от продаж |
3571224 |
5247627 |
-1676403 |
46,9 |
Сальдо операционных результатов (стр. 090 – стр. 100) |
-258869 |
-649800 |
390931 |
60,2 |
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (стр.140 – (стр. 120 – стр. 130)) |
3312355 |
4597827 |
-1285472 |
27,9 |
Сальдо внереализацион-ных результатов (стр. 120 – стр. 130) |
26322 |
2273 |
24049 |
1058,0 |
Прибыль до налогообложения |
3338677 |
4600100 |
-1261423 |
27,4 |
Прибыль от обычной деятельности |
2374293 |
3398165 |
-1023872 |
30,1 |
Нераспределенная прибыль |
2374293 |
3398165 |
-1023872 |
30,1 |
Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 1 в 2005 г. прибыль до налогообложения КСАМО «Химпроммонтаж» составила 3338677 руб. По сравнению с 2004 г. она снизилась на 27,9%. Прибыль от финансовой деятельности имела такой же отрицательный показатель (27,9%).
За данный период времени отрицательную динамику также имела нераспределенная прибыль (-30,1%).
С 2004 г. по 2005 г. наблюдался незначительный рост показателя выручки от продаж продукции (+2,1%). Однако себестоимость продаж возросла гораздо больше (+10,2%).
Значительно возрос показатель внереализационных операций. Так, в 2005 г. он составил 26322 руб., что на 1058,0% больше показателя 2004 г. Однако, чистая прибыль данного предприятия снизилась на 30,1%.
2.2. Анализ структуры прибыли КСАМО «Химпроммонтаж»
На основе данных Приложения 1 проанализируем структуру прибыли КСАМО «Химпроммонтаж» (табл. 2).
Таблица 2
Структура прибыли КСАМО «Химпроммонтаж»
Показатель |
2005 год |
2004 год |
Отклонение, % |
||
Абсо-лютное значение |
Удель-ный вес, % |
Абсо-лютное значение |
Удель-ный вес, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Прибыль (убыток) 2005 года – Всего |
25222074 |
100 |
24679545 |
100 |
|
В том числе: Прибыль (убыток) от продаж |
3571224 |
14,2 |
5247627 |
21,2 |
-7,0 |
Прибыль от финансовых операций |
- |
- |
- |
- |
- |
Прибыль от прочей реализации |
-258869 |
1,03 |
-649800 |
2,6 |
-1,6 |
продолжение табл. 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности |
3312355 |
13,1 |
4597827 |
18,6 |
-5,5 |
Прибыль от внереализационных операций |
26322 |
0,1 |
2273 |
0,009 |
-0,09 |
Чистая прибыль |
2374293 |
9,4 |
3398165 |
13,8 |
-4,4 |
Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что в структуре прибыли КСАМО «Химпроммонтаж» происходят негативные изменения. С 2004 г. по 2005 г. произошло снижение всех рассматриваемых показателей прибыли. Более других снизились: прибыль от продаж продукции (-7,0%); прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (-5,5%), чистая прибыль (-4,4%).
2.3. Факторный анализ общей, валовой прибыли
КСАМО «Химпроммонтаж»
Факторный анализ прибыли КСАМО «Химпроммонтаж» будем проводить по описанным в параграфе 1.3. формулам.
1. Формализованный расчет балансовой прибыли определим по формуле:
Рб = Рр ± Рф ± Рвн,
Для расчета имеются следующие данные (табл. 3):
Таблица 3
Данные для формализованного расчета балансовой прибыли
Показатель |
2004 год |
2005 год |
Прибыль от реализации продукции (Рр) |
5247627 |
3571224 |
Результат от финансовой деятельности (Рф) |
4597827 |
3312355 |
Сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций (Рвн) |
2273 |
26322 |
Подставим значения, представленные в табл. 3, в формулу и получим следующее:
Рб 2004 г. = 5247627 + 4597827 + 2273 = 9847727 руб.
Рб 2005 г. = 3571224 + 3312355 + 26322 = 6909901 руб.
Таким образом, балансовая прибыли КСМО «Химпроммонтаж» в 2004 г. была выше, чем в 2005 г. на 2937826 руб. Балансовая прибыль снизилась на 29,8%.
2. Результат от реализации продукции (работ, услуг) по рассматриваемому предприятию определим следующим образом:
Рр = Np – Snp - Snep,
Для расчета имеются следующие данные (табл. 4):
Таблица 4
Данные для расчета результата от реализации продукции
(работ, услуг) по КСАМО «Химпроммонтаж»
Показатель |
2004 год |
2005 год |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (Np) |
24679545 |
25222074 |
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг (Snp) |
19431918 |
21650850 |
Расходы периода (коммерческие и управленческие) (Snep) |
- |
- |
Подставим известные данные в формулу:
Рр2004 г. = 24679545 – 19431918 = 5247627 руб.
Рр2005 г. = 25222074 – 21650850 = 3571224 руб.
Из расчетов видно, что результат от реализации продукции (работ, услуг) в 2004 г. был на 1676403 руб. больше, чем в 2005 г. Снижение составило 31,9%.
Общий вывод по анализу прибыли КСАМО «Химпроммонтаж»:
1. Предприятие работает с прибылью. Однако показатели прибыли, такие как прибыль до налогообложения, прибыль от финансовой деятельности, нераспределенная (чистая) прибыль, имеют тенденцию к понижению (в среднем на 30%).
2. Значительный рост прибыли наблюдался только по внереализационным операциям (+1058,0%). На 2,1% выросла выручка от продаж, однако себестоимость продаж возросла на 10,2%.
3. Факторный анализ общей, валовой прибыли показал снижение балансовой прибыли предприятия на 29,8%. В свою очередь результат от реализации продукции снизился на 31,9%.
2.4. Мероприятия, направленные на увеличение прибыли
КСАМО «Химпроммонтаж»
На КСАМО «Химпроммонтаж» должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
- увеличение выпуска продукции;
- улучшение качества продукции;
- продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
- снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
- диверсификация производства;
- расширение рынка продаж и др.
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
Заключение
Управление любым объектом требует, прежде всего, знания его исходного состояния, сведений о том, как существовал и развивался объект в периоды, предшествовавшие настоящему. Лишь получив достаточно полную и достоверную информацию о деятельности объекта в прошлом, о сложившихся тенденциях в его функционировании и развитии, можно вырабатывать уверенные управленческие решения, бизнес-планы и программы развития объектов на будущие периоды. Высказанное положение относится к предприятиям, фирмам вне зависимости от их роли, масштаба, вида деятельности, формы собственности.
Комплексный анализ финансового положения предприятия, работающего в рыночной сфере, – довольно сложное дело, требующее привлечения многих показателей, задействования больших массивов статистической информации, доступное только достаточно квалифицированным специалистам. Основным источником данных является финансовая отчетность, а в необходимых случаях и данные первичного учета предприятий, инвентаризации, выборочных обследований, переоценок имущества.
Наиболее важные результаты финансовой деятельности предприятия отражаются в бухгалтерском балансе предприятия, в отчете о финансовых результатах и их использовании и в отчете о движении денежных средств. По данным этих форм отчетности рассчитываются обобщающие показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Проанализировав показатели прибыли КСАМО «Химпроммонтаж» за 2004-2005 гг., мы пришли к выводу, что предприятие работает не стабильно, показатели прибыли снижаются в основном за счет роста себестоимости продаж.
В этой связи в целях увеличения прибыли нами были предложены следующие мероприятия:
1. Увеличить выпуск продукции.
2. Повысить качество продукции.
3. Сдавать в аренду излишнее оборудование или продать его.
4. Снизить себестоимость продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени.
5. По возможности, провести диверсификацию производства.
6. Расширить рынок сбыта продукции и др.
Список литературы
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно – практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 272 с.
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/Под ред. Л.А.Богдановской, Г.Г.Виногорова, О.Ф.Мигуна и др. - М.: Высш. шк., 1996. – 436 с.
3. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – Новосибирск: Дело и сервис, 1999. – 324с.
4. Баканов М.И., Шеремят А.Д Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика,1998. – 388с.
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.- 233 с.
6. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 366с.
7. Берстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 342 с.
8. Григорьев В.В. Оценка предприятий. – М., 1998.
9. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 336с.
10. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М.: АО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1994. – 322 с.
11. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 424 с.
12. Любушин Н.П., Лещева В.Б, Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов/ Под ред проф.Н.П.Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 453с.
13. Прыкин Б.В. Технико-экономический анализ производства: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 399 с.
14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 456с.
15. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предпряитий. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 296с.
16. Смекалов П.Е., Ораевская Г.А. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб. для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 348с.
17. Стоянова Е.А. Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива, 1994. – 389с.
18. Шеремет А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предприятия. – М.: ЮНИ-ГЛОБ, 1992. – 438с.
19. Шишкин А.К. Учет, анализ, аудит на предприятии. – М., 1996. – 355с.
20. Экономический анализ. Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 527 с.