ВВЕДЕНИЕ
Производственно-хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основные фонды-средства труда (рабочие машины и оборудование, станки, передаточные устройства, инструмент и т.д.) и материальные условия труда (производственные здания, транспортные средства, хозяйственный инвентарь и т.д.) играют немаловажную роль в стабильной работе предприятия. Основные средства в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.
На протяжении последних лет и система бухгалтерского учета, и система налогообложения претерпели существенные изменения: практически одновременно началось претворение в жизнь Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998г. № 283 и реформы существующей системы налогов сборов Российской Федерации.
Выбор темы дипломной работы не случаен, ведь без основных средств не может функционировать ни одно предприятие, даже самое маленькое.
На современном этапе развития отечественного бухгалтерского учета , когда постоянно меняются нормативно-законодатальные акты , бухгалтеры предприятий в своей повседневной работе встречаются с множеством проблем по учету операций с основными средствами. Начиная с того, что относится ли вообще имущество к основным средствам, как правильно сформировать его первоначальную стоимость, и заканчивая отражением операций в бухгалтерской отчетности предприятия.
Цель представленной дипломной работы : исследовать организацию бухгалтерского учета на предприятии ЦПК «Персонал» и провести аудит основных средств.
Объектом исследования является деятельность ЦПК «Персонал» за период с 01.01.04г. по 31.012.04 г.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
· исследование нормативной базы по учету основных средств на современном этапе;
· изучение организации бухгалтерского учета основных средств;
· составление схемы документооборота по учету основных средств;
· исследование учетной политики организации в области учета основных средств;
· аудит основных средств;
· разработка рекомендаций по улучшению организации учета основных средств .
Учитывая цель и поставленные для ее выполнения задачи, дипломная работа состоит из трех основных разделов:
Первый раздел посвящен рассмотрению понятия, классификации, оценке и задачам учета основных средств: подробно рассматривается нормативная база, вопросы учетной политики предприятия и общие вопросы организации учета основных средств.
Второй раздел детализирован на организации учета непосредственно на предприятии ЦПК «Персонал»: предлагается краткая характеристика предприятия, структура организации бухгалтерской службы, методы бухгалтерского учета, вопросы синтетического и аналитического учета основных средств, документооборот, типовые бухгалтерские проводки по отражению операций с основными средствами.
Третий раздел посвящен аудиту основных средств в ЦПК «Персонал»: изложены принципы аудита основных средств, представлены рабочие документы аудитора, рассмотрены типовые и конкретные ошибки, выявленные в ходе аудита, сделаны выводы о необходимости мероприятий по усовершенствованию учета основных средств.
При написании диплома использована нормативная и специальная литература ведущих авторов в области учета и аудита основных средств, а также внутренние документы предприятия.
ГЛАВА III АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ЦПК «ПЕРСОНАЛ» ОАО «ММК»
3.1. Цель и задачи аудиторской проверки основных средств
Аудиторская проверка основных средств является частью общего аудита организации .
Аудит ОС может быть выполнен в несколько этапов.
1. Определение цели и задач аудиторской проверки.
2. Планирование и разработка рабочей программы аудита.
3. Составление аудиторского заключения.
4. Разработка рекомендаций и предложений по оптимизации учета.
Целью аудита основных средств является выражение мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов основных средств.
Задачи аудита ОС можно подразделить на основные и дополнительные. Необходимость такой классификации вызвана тем, что в организациях различных отраслей учет ОС включает как традиционные, так и нетрадиционные операции (лизинговые операции и др.).
Для достижения цели аудита основных средств следует решить следующие задачи:
· изучение условий хранения и эксплуатации основных средств, их состава и структуры;
· подтверждение правильности оформления и отражения в учете операций с основными средствами;
· подтверждение расчетов начисленной амортизации по ОС и достоверности отражения ее в учете и отчетности;
· установление объемов, выполненных ремонтов ОС и правомерности их отражения в учете;
· оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации ОС.
3.2. Источники информации для проведения аудита основных средств
В процессе аудиторской проверки операций с основными средствами (ОС) следует руководствоваться следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями);
- положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н;
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.03 г. N 91н;
- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.02 г. N 135н;
- постановление Правительства Российской Федерации от 1.01.02 г. N 1 "Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы";
- Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.03 г. N 7;
- постановление Госстандарта России от 26.12.94 г. N 359 "Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94".
Для проведения аудита основных средств ЦПК «Персонал» предоставлены следующие документы: Бухгалтерский баланс (форма N 1), главная книга, регистры бухгалтерского учета по счетам 01, 02, 03, 07, 08, 20, 25, 26, 29, 84, 91, 001, Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма N ОС-1а), Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1б), Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма N ОС-2), Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3), Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4), Акт о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а), Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4б), Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6), Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма N ОС-6а), Инвентарная книга учета объектов основных (средств N ОС-6б), Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма N ОС-14), Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15), Акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16), договоры купли-продажи ОС, первичные учетные документы, подтверждающие поступление объектов ОС (накладные, акты приема-передачи).
В задачи аудита ОС входят изучение их состава и структуры, условий хранения и эксплуатации; подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета, проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению ОС, оценка начисленной амортизации и достоверности отражения ее в учете; установление объемов выполненных ремонтов ОС и правильности отражения соответствующих расходов в учете; подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки ОС, оценка качества проведенной инвентаризации.
3.3. Этапы проведения аудита основных средств
Последовательность работ при проведении аудита ОС можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной, заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.
Ознакомительный этап :Аудиторы должны изучить состав и структуру ОС по данным регистров аналитического учета (инвентарные карточки учета ОС, ведомости, машинограммы и др.). В процессе такого изучения устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к ОС, их классификации, а также формирования инвентарных объектов.
Данная процедура необходима для выражения мнения о достоверности данных, отраженных в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5). Аудитор проверяет классификацию объектов на их соответствие Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному постановлением N 359.
При проведении аудита сохранности ОС необходимо проверить условия их хранения и эксплуатации, установить список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, убедиться в том, что с ними заключены договоры о полной материальной ответственности.
Основной этап : Необходимо проверить правильность оформления первичных документов, на основании которых в бухгалтерском учете отражались операции по приобретению объектов ОС. В соответствии со ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (см. постановление N 7).
В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 объекты ОС стоимостью не более 10 000 руб. за единицу (или согласно иному лимиту, установленному в учетной политике организации), а также приобретенные книги, брошюры и т.п. разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Следует проверить, оформляются ли операции по списанию названных объектов первичными документами. Журнал унифицированных форм первичной учетной документации по учету ОС не содержит специальной формы для оформления операции списания на затраты при вводе в эксплуатацию ОС стоимостью до 10 000 руб. В таких ситуациях организация вправе самостоятельно разработать учетный документ для данной группы операций, который должен содержать все необходимые реквизиты.
Для оформления операций по вводу в эксплуатацию объектов ОС в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия.
На основании данных бухгалтерского учета и первичных учетных документов проверяют своевременность зачисления объектов в состав ОС.
Если объекты ОС зачисляются несвоевременно, то в организации необходимо усилить контроль за своевременным отражением в учете хозяйственных операций.
Далее производится проверка формирования первоначальной стоимости объектов ОС.
ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется в соответствии с ПБУ 6/01.
Согласно п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они связаны с приобретением, сооружением или изготовлением ОС.
Необходимо проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой для целей бухгалтерского учета, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов. Затем осуществляется перекрестная сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 "Основные средства" и 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Далее проверяется правильность начисления амортизации ОС для целей бухгалтерского учета. Способ начисления амортизации закрепляется в учетной политике организации. Применение избранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистров бухгалтерского учета по начислению амортизации.
Аудитор должен провести проверку порядка оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию ОС, которое согласно ПБУ 6/01 имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
В случае ликвидации ОС проверяют оформление первичных документов, устанавливают причины ликвидации, техническое состояние списанных объектов. Для оформления непригодности объектов ОС, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия.
Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций по объектам ОС, являются: несвоевременное оприходование объектов ОС; неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов ОС; некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию (списании, реализации по цене ниже остаточной стоимости и др.); неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов.
Заключительный этап : На данном этапе аудита проводится проверка соблюдения установленного порядка в учетной политике организации в части проведения инвентаризации, а именно, проводится ли инвентаризация:
- перед составлением годовой отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации.
На основании данных инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, решений руководителя по итогам инвентаризации, бухгалтерских справок изучаются своевременность проведения инвентаризации, полнота и правильность отражения ее в учете. Если аудитор производит лишь проверку результатов инвентаризации, то данный факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. Однако для формирования более достоверного вывода о качественной инвентаризации ОС более целесообразно провести ее самостоятельно.
В заключение аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.
3.4. Тестирование внутреннего контроля операций по учету основных средств
При проверке операций по учету основных средств предприятия целесообразно использовать тест внутреннего контроля ( таблица ) ,что позволяет оценить его надежность и скорректировать программу проведения проверки.
Процедуры тестирования заключаются в оценке системы внутреннего контроля (СВК), которая состоит из среды контроля (отношение руководства к системе контроля, к созданию условий контроля), средств контроля и системы бухгалтерского учета. Низкий уровень
В тесте внутреннего контроля использованы следующие обозначения: У1 – низкий уровень, У2- ниже среднего уровня; У3 – средний уровень; У4- высокий уровень.
После проведения тестирования следует обратить внимание на те моменты, где низкий уровень контроля и проверить его особой тщательностью.
Таблица
Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета основных средств ЦПК «Персонал»
№ п/п |
Содержание вопроса или объект исследования |
Результат проверки |
Симв. |
Выводы и решения аудитора |
А.Внутренний контроль |
||||
1 |
Определен ли круг материально-ответственных лиц, обеспечивающих сохранность ОС |
Имеется приказ, заключены договоры с материально-ответственными лицами |
У4 |
Приказ и договоры отвечают установленным требованиям |
2 |
Заключены ли договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность ОС |
Да |
У4 |
Договоры отвечают установленным требованиям |
3 |
Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность ОС |
Ряд объектов ОС не имеют написанных краской инвентарных номеров |
У2 |
Уточнить порядок регистрации объектов ОС |
4 |
Определены ли сроки проведения инвентаризации ОС в приказе по учетной политике и как часто проводится инвентаризация |
Определены, проводится только в конце года |
У2 |
Необходимо провести выборочную инвентаризацию |
5 |
Каков порядок санкционирования операций по движению ОС |
Имеются факты несанкционированного перемещения отдельных объектов ОС |
У1 |
Отсутствует внутренний контроль. Риск контроля высокий |
6 |
Проверяется ли объем и качество ремонтов ОС |
Выборочно |
У2 |
Следует провести выборочную проверку |
7 |
Контролируется ли списание ОС, оприходование материалов и отходов |
Не всегда |
У2 |
Необходимо провести выборочную проверку |
8 |
Имеется ли приказ о создании комиссии по списанию ОС |
Да |
У1 |
Необходимо выборочно проверить операции по списанию ОС |
9 |
Своевременно ли производится государственная регистрация ОС |
Да |
У4 |
Риск контроля низкий |
Б. Система учета |
||||
10 |
Соблюдаются ли установленные условия отнесения объектов к ОС |
Да |
У4 |
Обосновано применение установленного критерия |
11 |
Произведена ли классификация ОС на соответствующие группы |
Нет |
У1 |
Возможны ошибки при начислении амортизации |
12 |
Обоснованы ли способы начисления амортизации по вновь поступившим ОС |
Да |
У1 |
Обосновано применение установленного способа |
13 |
Разработаны ли схемы отражения на счетах движения ОС |
Да |
У1 |
Используются типовые схемы бухгалтерской программы |
14 |
Разработан ли и соблюдается ли график документооборота по учету движения ОС |
Да |
У1 |
График соблюдается |
15 |
Используются ли унифицированные формы первичных документов |
Да |
У1 |
Документы соответствуют требованиям |
16 |
Организован ли аналитический учет ОС, введутся ли инвентарные карточки ОС-6 |
Да |
У2 |
Учет налажен хорошо в бухгалтерской программе |
17 |
С какой периодичность сверяются данные аналитического и синтетического учета ОС |
Только при составлении годовой отчетности |
У4 |
Есть вероятность искажений в текущих периодах |
3.5. Программа аудита основных средств
Аудиторская проверка основных средств проводится на основе общего плана и сводной программы аудита. План аудита основных средств ЦПК «Персонал» приведен в таблице
При планировании аудита ОС прежде всего составляется рабочая программа., представленная в таблице .
Таблица
План аудита основных средств ЦПК «Персонал»
№/п |
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
Примечание |
1 |
Аудит наличия и сохранности основных средств |
Апрель-июль 2005года |
Карачева Т.И. |
Согласно сводному общему плану аудита ЦПК «Персонал» |
2 |
Аудит движения основных средств : проверка операций поступления, создания, списания, продажи и прочего выбытия основных средств |
Апрель-июль 2005года |
Карачева Т.И. |
|
3 |
Аудит правильности начисления амортизации |
Апрель-июль 2005года |
Карачева Т.И. |
|
4 |
Проверка правильности налогообложения по основным средствам |
Апрель-июль 2005года |
Карачева Т.И. |
Таблица
Программа аудита основных средств ЦПК «Персонал»
№ п/п |
Перечень аудиторских процедур |
Период проведения |
Исполнитель |
Источник информации |
Рабочие документы |
1 |
Аудит наличия и сохранности основных средств: |
Апрель 2005г. |
Карачева Т.И. |
||
1.1 |
Проверка создания комиссии по приемке ОС |
Апрель 2005г. |
Карачева Т.И. |
Приказы, распоряжения |
|
1.2 |
Проверка оформления договоров купли-продажи ОС |
Апрель 2005г. |
Карачева Т.И. |
Договоры, соглашения |
|
1.3 |
Проверка протоколов договорной цены |
Апрель 2005г. |
Карачева Т.И. |
Протоколы, соглашения, приказы |
|
1.4 |
Проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств |
Апрель 2005г. |
Карачева Т.И. |
Акты приемки-передачи, инвентарные карточки, журналы регистрации |
|
1.5 |
Проверка правильности отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, |
Апрель 2005г. |
Карачева Т.И. |
Проектно-сметная документация, приказы, акты инвентаризации |
|
1.6 |
Оценка организации синтетического и аналитического Учета ОС в бухгалтерии и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации ОС |
Апрель 2005г. |
Карачева Т.И. |
Первичные документы, учетные регистры, учетная политика |
|
1.7 |
Проверка и оценка действующего на предприятии учета затрат на ремонт основных средств |
Апрель 2005г. |
Карачева Т.И. |
Учетная политика, приказы, сметы, отчеты |
|
1.8 |
Проверка результатов переоценки ОС |
Апрель 2005г. |
Карачева Т.И. |
Приказы, акты, инвентаризационные ведомости, первичные документы, учетные регистры |
|
1.9 |
Проверка результатов последней инвентаризации ОС |
Апрель 2005г. |
Карачева Т.И. |
Инвентаризационные документы, первичные документы, учетные регистры |
|
1.10 |
Проверка обеспеченности бухгалтерии действующими нормативными документами |
Апрель 2005г. |
Карачева Т.И. |
Приказы, распоряжения |
|
1.11 |
Проверка отражения в отчетности наличия ОС |
Апрель 2005г. |
Карачева Т.И. |
Формы отчетности |
|
2 |
Аудит движения основных средств |
Май 2005г. |
|||
2.1 |
Проверка правильности отражения в учете взносов в уставный капитал |
Май 2005г. |
Карачева Т.И. |
Приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета |
|
2.2 |
Проверка правильности оценки вносимых в уставный капитал ОС |
Май 2005г. |
Карачева Т.И. |
Методики оценки, протоколы собраний учредителей |
|
2.3 |
Проверка фактического поступления в качестве вкладов в уставный капитал ОС |
Май 2005г. |
Карачева Т.И. |
Приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, баланс |
|
2.4 |
Проверка фактического выбытия ОС |
Май 2005г. |
Карачева Т.И. |
Протоколы, приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, баланс |
|
2.5 |
Проверка отражения в отчетности движения ОС |
Май 2005г. |
Карачева Т.И. |
Формы отчетности |
|
3 |
Аудит правильности начисления амортизации |
Май 2005г. |
Карачева Т.И. |
||
3.1 |
Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по ОС |
Май 2005г. |
Карачева Т.И. |
Справки, расчеты, регистры бухгалтерского учета, баланс |
|
3.2 |
Проверка объектов ОС, по которым не начисляется амортизация |
Май 2005г. |
Карачева Т.И. |
Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс |
|
3.3 |
Проверка объектов ОС, по которым начисляется ускоренная амортизация |
Май 2005г. |
Карачева Т.И. |
Справки, расчеты, регистры бухгалтерского учета, сметы |
|
3.4 |
Проверка документов по начисленной амортизации ОС, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал |
Май 2005г. |
Карачева Т.И. |
Решение учредителей |
|
3.5 |
Проверка срока, с которого начинается и с которого заканчивается начисление амортизации |
Май 2005г. |
Карачева Т.И. |
Протоколы, справки, регистры бухгалтерского учета |
|
3.6 |
Проверка правильности отражения в отчетности начисленной амортизации |
Май 2005г. |
Карачева Т.И. |
Формы отчетности |
|
4 |
Проверка правильности налогообложения операций с ОС |
Июнь 2005г. |
Карачева Т.И. |
||
4.1 |
Проверка правильности расчетов по НДС |
Июнь 2005г |
Карачева Т.И. |
Налоговый Кодекс РФ,гл.21, «НДС», книга продаж, книга покупок, декларации по НДС |
|
4.2 |
Проверка правильности расчетов по налогу на имущество |
Июнь 2005г |
Карачева Т.И. |
Налоговый Кодекс РФ,гл.30 «Налог на имущество»,регистры бухгалтерского учета, расчет среднегодовой стоимости, декларация по налогу на имущество |
|
4.3 |
Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль |
Июнь 2005г |
Карачева Т.И. |
Налоговый Кодекс РФ,гл.25 «Налог на прибыль»,регистры бухгалтерского учета, , декларация по налогу на прибыль |
|
4.4 |
Проверка правильности отражения в отчетности всех операций по учету ОС |
Июнь 2005г |
Карачева Т.И. |
Формы отчетности |
3.6. Типичные ошибки и нарушения в учете основных средств
В процессе аудиторской проверки можно выделить наиболее часто встречающие ошибки в учете основных средств, которые можно классифицировать как типичные:
· несвоевременное оприходование ОС;
· неправильное определение первоначальной стоимости ОС, что приводит к неправильному исчислению амортизации и искажению налоговой базы по налогу на прибыль и на имущество;
· реконструкция ( модернизация ) ОС отражена в качестве ремонта;
· начисление износа по полностью амортизированным объектам ОС;
· отсутствие дефектных актов и смет на проведение капитального ремонта;
· некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по поступлению и выбытию ОС;
· формальное проведение инвентаризации ОС;
· переоценка объектов ОС без наличия документов, подтверждающих реальность рыночных цен;
· неначисление амортизации в случае получения организацией убытка;
· начисление амортизации один раз в квартал ( нарушается принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности и искажается финансовый результат по месяцам);
· неточности в определении сроков начала и окончания начисления амортизационных отчислений;
· неправомерное ускоренное начисление амортизации ОС и др.
3.7. Анализ и обобщение аудита основных средств
В ходе аудита основных средств ЦПК было проверено:
1) обеспечение контроля за наличием и сохранностью основных средств (правильность отнесения объектов к основным средствам; правильность классификации основных средств; правильность оценки и переоценки основных средств; вопросы организации аналитического учета и материальной ответственности за основные средства; инвентаризация основных средств; соответствие данных отчетности, синтетического и аналитического учета);
2) документальное оформление и отражение в учете операций поступления и выбытия основных средств (использование унифицированных форм первичной учетной документации; отражение операций поступления и выбытия основных средств в регистрах синтетического учета; вопросы налогообложения операций при поступлении и выбытии основных средств);
3) начисление и отражение в учете амортизации основных средств (правильность установления срока полезного использования; правомерность и обоснованность используемых способов начисления амортизации; правильность применения единых норм амортизации; правомерность применения ускоренной амортизации; правильность расчетов амортизационных отчислений; правильность отражения амортизационных отчислений в учете);
4) отражение в учете восстановления основных средств - ремонта, модернизации и реконструкции (документальное оформление операций; способы проведения ремонта; правомерность отнесения затрат по ремонту на себестоимость; отражение операций по реконструкции и модернизации в учете).
С помощью аудиторских процедур осуществляется проверка достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. При обнаружении нарушений аудитор определяет их характер и суть, а также уровень существенности. При этом аудитор описывает аудиторские процедуры или методы обнаружения нарушений, порядок построения аудиторской выборки при ее применении, т.е. обосновывает достаточность аудиторских доказательств. По результатам проведенных аудиторских процедур аудитор может разработать рекомендации по устранению ошибок в бухгалтерском учете и совершенствованию системы бухгалтерского учета.
Список аудиторских процедур, используемых документов, выводы аудитора приведены в таблице.
Таблица
Рабочий документ «Аудиторские процедуры»
Содержание процедуры |
Используемые документы |
Выводы аудитора |
Проверка соблюдения положений учетной политики в отношении объектов ОС |
Учетная политика, документы 2-го уровня |
Применяемые методы в области учета ОС соответствуют положениям учетной политики |
Проверка соответствия отчетных показателей (ф. N N 1 и 5) соответствующим показателям в Главной книге, регистрам синтетического и аналитического учета |
Квартальный, полугодовой и годовой балансы, форма N 5, приложение к балансу, формы ОС - N N 6, 7, 8 |
Отчетные показатели соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета |
Проверка правильности определения первоначальной стоимости ОС |
Акты приемки - передачи, счета - фактуры, накладные |
Первоначальная стоимость ОС не во всех случаях соответствует составу данной стоимости в ПБУ 6/01 |
Проверка источников поступления ОС |
Накладные, счета - фактуры |
Источники поступления соответствуют источникам в счетах - фактурах |
Проверка правильности оформления приобретенных ОС |
Акты приемки - поступления, акты оприходования ОС |
Поступающие ОС в соответствии с нормативными актами оформляются актами приемки - передачи |
Проверка правильности выделения НДС при приобретении ОС |
Нормативные документы, счета - фактуры, данные по счетам 19 и 68 |
НДС в финансовых документах выделяется отдельной строкой |
Проверка правильности оформления документов при различных вариантах поступления ОС |
Нормативные документы, акты, учредительный договор |
Проверка учетных регистров показала отсутствие документов, составляемых при поступлении ОС от различных источников |
Проверка правильности использования типовых форм по учету ОС |
Учетная политика, нормативные документы, формы ОС - N N 6, 7, 8 |
В предприятии используются унифицированные формы отчетности |
Проверка правильности начисления амортизации по ОС |
Разработочные таблицы "Расчет амортизационных отчислений" |
Проверенные разработочные ведомости по амортизации ОС не содержат ошибок |
Проверка соответствия используемых методов начисления амортизации требованиям бухгалтерского учета |
Нормативные документы, учетная политика |
Используемый метод начисления амортизации ОС (линейный) соответствует требованиям законодательства |
Проверка правильности отнесения объектов ОС к соответствующим категориям |
Нормативные документы, справочная документация |
Объекты ОС отнесены к соответствующим амортизационным группам |
Проверка правильности оформления операций по выбытию ОС |
Акты на списание ОС (форма ОС - N 3) |
Проверенные акты выбытия ОС ошибок не содержат |
Проверка правильности уплаты налогов по реализованным ОС |
Журналы учета хозяйственных операций, акты на списание ОС, расчеты |
Аудиторская проверка не выявила существенных нарушений по уплате налогов по реализованным ОС |
Проверка правильности привязки объектов ОС к материально ответственным лицам |
Справочная документация, данные устных опросов, договоры материальной ответственности |
Аудиторская проверка выявила правильность привязки объектов к материально ответственным лицам |
Проверка правильности отражения в учете и отчетности операций по арендованным ОС |
Данные по счетам 01, 03, 08, 001, 76, 19; журнал хозяйственных операций |
Аудиторская проверка выявила отсутствие учетных документов по арендованным ОС |
Проверка правильности проведения переоценки ОС и результатов ее оформления |
Расчеты по переоценке ОС, журнал регистрации хозяйственных операций |
Проведенная экспертиза документов по переоценке не выявила искажений в учете |
Проверка правильности ведения учета ОС в условиях автоматизированной формы учета |
Учетная политика, руководство по работе с программами бухгалтерского учета |
В организации применяется современное программное обеспечение, соответствующее системе учета ОС |
Приведенный перечень аудиторских процедур, по существу, позволяет получить полную информацию о достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности ОС и СВК.
Проведенный аудит показал, что в ЦПК «Персонал» достаточно высокой уровень внутреннего контроля операций по учету основных средств, рабочие места в бухгалтерии оснащены современной компьютерной техникой, бухгалтерский учет автоматизирован, кадры бухгалтерской службы квалифицированы и постоянно повышают свой профессиональный уровень, в работе используется правовая информационная база «Консультант плюс» , все первичные документы и бухгалтерские проводки отработаны в программе «1С Предприятие». Все это позволяет вести бухгалтерский учет очень грамотно и практически без ошибок.
Выявленные в ходе проверки ошибки приведены в таблице
Таблица
Рабочий документ «выявленные нарушения по учету основных средств»
№ п/п |
Наименование документа, его номер, дата |
Краткая характеристика нарушения |
Нормативные документы, которые нарушены |
Рекомендации аудитора |
1 |
Счет-фактура № 258 от 12.12.04г. |
Плата за регистрацию в ГИБДД по автомашине «Соболь» ( инв. № 3169) в сумме 825 руб.отнесена на общехозяйственные расходы |
П.7 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» |
Регистрационные сборы формируют первоначальную стоимость, следует пересчитать первоначальную стоимость, амортизацию, налог на прибыль и налог на имущество. |
2 |
Счет-фактура № 197 от 21.11.04г., акт выполненных работ от 21.11.04г. |
Услуги организации по сборке шкафа для документов ( инв. № 3101) в сумме 540 руб.отнесена на прочие расходы |
П.7 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» |
Необходимо пересчитать первоначальную стоимость, амортизацию, налог на прибыль и налог на имущество. |
Как показывают приведенные данные, в целом можно сделать положительный вывод о функционировании системы внутреннего контроля и об уровне автоматизации бухгалтерского учета.
Таким образом, применение перечисленных аудиторских процедур, по существу, не выявило значительных нарушений действующего законодательства в области бухгалтерского учета ОС. Итоговым этапом аудиторской проверки является составление аудиторского заключения, которое необходимо представить руководству организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема дипломной работы « Бухгалтерский учет и аудит основных средств на примере ЦПК «Персонал» ОАО «ММК» выбрана не случайно.
Основные средства есть практически у каждой организации. Их учет – непростая задача. Особенно теперь, когда бухгалтеру приходится пробираться сквозь дебри нормативной неразберихи и противоречивых указаний в действующих документах.
В данной работе была выполнена поставленная цель: исследование организации бухгалтерского учета в ЦПК «Персонал» ОАО «ММК» и проведение аудита операций по учету основных средств.
Для этого в работе решены следующие задачи:
· исследована нормативная база по учету основных средств на современном этапе;
· изучена организация бухгалтерского учета основных средств;
· составлена схема документооборота по учету основных средств;
· исследована учетная политики организации в области учета основных средств;
· проведен аудит основных средств;
В работе достаточно подробно, доказательно и аргументировано исследованы и проверены операции с основными средствами в ЦПК «Персонал».
Бухгалтерская служба ЦПК «Персонал» централизованная и укомплектована квалифицированными работниками бухгалтерской службы, рабочие места оснащены современной компьютерной техникой и нормативной базой по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Первый раздел посвящен рассмотрению понятия, классификации, оценке и задачам учета основных средств. Здесь подробно рассматривается нормативная база, вопросы учетной политики предприятия и общие вопросы организации учета основных средств.
Изучение организации бухгалтерского учета на предприятии показало, что в целом учет основных средств организован правильно, в соответствии с ПБУ6/01, учетной политикой организации, основные средства закреплены за материально-ответственными лицами, на всех проставлены инвентарные номера, осуществляется контроль за сохранностью основных средств по местам их установки и хранения, в установленные руководством сроки проводится инвентаризация основных средств, которая своевременно оформляется первичными документами.
В ходе проведения аудиторской проверки ЦПК «Персонал» было проведено тестирование системы внутреннего контроля операций по учету основных средств, составлены и в ходе проверки выполнены план и программа проведения аудита основных средств, проанализированы типичные ошибки, выявляемые в ходе аудиторских проверок, составлены рабочие документы аудитора « Аудиторские процедуры» и «Выявленные нарушения», сделаны выводы аудитора.
Аудит основных средств в ЦПК «Персонал» показал, что в постановка учета основных средств осуществляется в соответствии с нормативными требованиями и положениями учетной политике, разработанной на предприятии. Автоматизация бухгалтерского учета позволяет оперативно в текущем режиме отражать все операции по движению основных средств с помощью унифицированных форм первичной учетной документации.
Все первичные документы и регистры бухгалтерского учета собраны по назначению и сшиты в папки согласно установленных правил.
Имели место незначительные ошибки при формировании первоначальной стоимости основных средств: не включены в стоимость услуги организации по сборке мебели и регистрационный сбор за постановку транспортного средства на учет, что было отмечено в рабочем документе аудитора и предложены мероприятии по их устранению.
В целом по результатам проверки можно сделать вывод, что учет основных средств в ЦПК «Персонал» соответствует требованиям, данные об основных средствах, отраженные в отчетности достоверны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список нормативно-правовых актов
1. Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996г. « О бухгалтерском учете» (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003г. № 86-ФЗ);
2. Гражданский Кодекс РФ.
3.
Положение по
бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденное
Приказом Минфина России от 30 марта
4.
Положение по
бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное
Приказом Минфина России от 9 декабря
5.
Положение
по бухгалтерскому учету « Учет договоров (контрактов) на капитальное
строительство" (ПБУ 2/94), утвержденное Приказом Минфина России от 20
декабря
6.
Положение
по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых
выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2000), утвержденное Приказом Минфина
России от 10 января
7.
Положение
по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ
4/99), утвержденное Приказом Минфина России от 6 июля
8.
Положение
по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденное
Приказом Минфина России от 6 мая
9.
Положение
по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное
Приказом Минфина России от 6 мая
10. Методические рекомендации по
учету основных средств ( ,утвержденные Приказом Минфина России от 13 октября
11. Положение о порядке начисления
амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве,
утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР,
Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29 декабря
12. Постановление Госкомстата России
от 21 января
13. Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля
14. План счетов бухгалтерского учета
финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его
применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября
15. Приказ Минфина России от 22 июля 2003г. N 67 н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" .
Список специальной научной литературы
16. Астахов В.П. Основные средства бухгалтерский учет и налогообложение .- М. 2004г. ИД ФБК – ПРЕСС .
17. Вещунова Н. Л. , Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет . – М. 2003г. Финансы и статистика 18. Кондраков Е. П. Бухгалтерский учет .- М . 2004 Инфра – М .
18. Верещагин С.А, Сазонтов С.Б. Основные средства : Бухгалтерский и налоговый учет.-М.2005г. Информцентр ХХI века.
19. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит.- Ростов н/Д: Феникс,2004г.
20. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка -практическое пособие.- М.2003г.Инфа
21. Александров О.А. «Аудиторские ведомости", N 1, 2002 « Аудит основных средств».
22. Зайцева О.П., Аманжолова Б.А. «Аудиторские ведомости", N 7, 2003 « Аудит основных средств: принципы формирования и основные процедуры проверки».