Оглавление

Введение. 3

1. Основные   цели   и   структура   международного   валютного  фонда (МВФ). 5

2. Система управления МВФ. 10

3. Основные  источники  формирования и  направления   использования средств МВФ. 11

Заключение. 17

Литература. 18

Введение

Международные валютно-кредитные и финансо­вые отношения — составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых истори­чески идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации и глобализации миро­вого хозяйства увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие развитые страны (особенно «семерка»), которые выступают как партнеры-соперники. По­следние десятилетия отмечены активизацией раз­вивающихся стран в этой сфере.

Мировая валютная система – закрепленная международными соглашениями форма организации международных валютных отношений, которые сложились на основе развития мировой системы хозяйства.

Мировая валютная система включает в себя:

-       Резервные валюты, международные счетные единицы;

-       Условия взаимной обратимости валют;

-       Унифицированный режим валютных паритетов;

-       Регламентацию режимов валютных курсов;

-       Межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;

-       Межгосударственное регулирование валютных ограничений;

-       Унификация правил использования международных кредитных средств обращения;

-       Унификацию основных форм международных расчетов;

-       Режим мировых валютных рынков и рынков золота;

-       Международные валютно – кредитные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Европейский валютный институт).

Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Национальная валюта — денежная единица страны. Она существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Ее эмитентами являются национальные коммерческие и центральные банки.

Взаимная связь национальной и мировой валютных систем не означает их тождество, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования. Так, если национальная валютная система базируется на национальной валюте - денежной единице страны, то мировая валютная система базируется на одной или нескольких резервных валютах, или международной счетной денежной единице.

Между мировой и национальными валютными системами может действовать региональная (межрегиональная) валютная система, которая на основе развития межнациональных интеграционных отношений объединяет национальные валюты отдельных стран. Один из вариантов такого объединения может осуществляться на базе одной сильной национальной валюты. Например, процессы, происходящие в ряде стран Центральной и Южной Америки на основе американского доллара; другой аналог -объединение сильной экономики Федеративной Республики Германии с менее сильной экономикой Германской Демократической Республики на основе западногерманской марки. В качестве аналогичного шага рассматривается один из возможных вариантов объединения национальных валют России и Белоруссии на основе введения в обоих государствах единой рублевой зоны.

1. Основные   цели   и   структура   международного   валютного  фонда (МВФ).

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы. Подписание «Статей соглашения о МВФ», выработанных на валютно-финансовой конференции, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., ознаменовало создание в 1945 г. МВФ одновременно с учреждением МБРР. Соглашение об учреждении МВФ устанавливает основные правила, которые участвующие в нем государства обязуются выполнять в международных валютно-финансовых отношениях. Вся деятельность МВФ и его отношения со странами-членами должны соответствовать целям этой организации, изложенным в ст. I учредительного соглашения.

Перед МВФ поставлены следующие цели:

-       развивать международное валютное сотрудничество и служить постоянным органом сотрудничества и консультаций по международным валютным отношениям;

-       облегчать рост экономики и сбалансированный рост международной торговли, содействуя тем самым достижению и поддержанию высоких уровней занятости и реальных доходов и развитию производственных ресурсов всех стран-членов, как первоочередных целей экономической политики;

-       содействовать стабильности валютных курсов, стремиться, чтобы страны-члены поддерживали упорядоченные режимы валютных курсов и избегали конкурентного обесценения валюты;

-       содействовать установлению многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и устранению валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

-       внушать доверие к странам-членам, предоставляя в их распоряжение временно и с адекватными гарантиями общие ресурсы Фонда, давая им, таким образом, возможность исправлять неравновесия своих платежных балансов без использования мер, наносящих ущерб национальному или международному процветанию;

-       в соответствии с вышеизложенным сокращать длительность и уменьшать степень неравновесия платежных балансов стран-членов.[1]

В своей политике и принятии решений МВФ должен руководствоваться этими целями. Основной упор при этом делается на отмену валютных ограничений, что дает преимущественные выгоды развитым государствам, имеющим крупные заграничные инвестиции. Предоставляя кредиты, МВФ принуждает страны-заемщики устранять валютные ограничения по текущим операциям и открывать, таким образом, свою национальную экономику для внешнеэкономической экспансии, прежде всего развитых государств. В международном контексте отмена валютных ограничений по текущим операциям способствует развитию многосторонней, подлинно международной торговли. Поскольку экспортная выручка в валюте страны, отменившей валютные ограничения, может быть конвертирована в другие валюты, хозяйствующие субъекты получают возможность делать закупки в любой стране и использовать тем самым преимущества конкуренции не только на национальном, но и на международном уровне.

Вместе с тем открытие экономики через устранение валютных ограничений для ряда стран связано с ростом социальной напряженности, поскольку национальные производители в целом оказываются неконкурентоспособными по сравнению с производителями аналогичных товаров в развитых странах. С другой стороны, поскольку в текущие операции включены переводы процентов и дивидендов на вложенный капитал, устранение валютных ограничений стимулирует инвестиции в страны, устранившие валютные ограничения.

В поддержании стабильных валютных курсов также заинтересованы все страны. Около 70% стран-членов МВФ практикуют различные формы управления курсом валюты. Это порождает возникновение и увеличение отрыва валютного курса от покупательной способности. Курсы валют приобретают заниженный или завышенный характер, в результате чего дополнительные конкурентные преимущества за счет курсового фактора получают экспортеры тех стран, в которых более низкие темпы инфляции.

И, наконец, важнейшей целью МВФ является оказание финансовой поддержки странам, прежде всего для финансирования дефицитов их платежных балансов. При этом кредитная политика выступает наиболее эффективным рычагом воздействия на экономику стран, обращающихся к Фонду за финансовой помощью.

Для достижения своих целей МВФ располагает механизмом консультаций, крупными валютными ресурсами, машиной принятия решений и мер воздействия. При этом консультации для стран-заемщиков носят обязательный характер.

За более полувека существования МВФ превратился в универсальную по количеству участвующих стран организацию. Все эти страны заинтересованы в расширении международной торговли посредством стабилизации валютно-финансовой системы с помощью этой организации. Однако вступление в члены Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и его филиалов невозможно без участия в МВФ. Поэтому для многих стран участие в МВФ и МБРР обеспечивает реальную возможность получения внешних ресурсов.

Членами МВФ могут быть страны, разделяющие его устав. МВФ имеет статус специализированной организации ООН. Вступление в МВФ осуществляется в соответствии со сроками и на условиях, предписанных его высшим органом. На 1 января 1999 года членами МВФ были 182 страны. В МВФ не участвует лишь Куба, КНДР и некоторые малые государства. Местопребывание МВФ – г. Вашингтон.[2]

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался:

1.     в 1969 году с введением системы СДР;

2.     в 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;

-в ноябре 1992 года с включением санкции — приостановки права участвовать в голосовании — по отношению к странам не погасившим свои долги Фонду.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками.[3]

Полученное значение квоты обсуждается комитетом «Участников» (membership) Исполнительного совета.

После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию для Совета управляющих.

По завершении всех формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения.

На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот порядка 145,3 млрд. СДР.

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия:

1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов:

2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны.

При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова.[4]

На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд но подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-членов — до четырех лет. [5]

2. Система управления МВФ.

Управление в МВФ осуществляется согласно Статьям Соглашения. В структуру управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитет Развития, Исполнительный Совет, Управляющий, персонал. [6]

Совет Управляющих — высший руководящий орган МВФ, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.

Временный Комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга. Временный Комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету Управляющих об управлении и функционировании международной  валютной (monetary) системы.

Комитет Развития так же, как и Временный Комитет состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга, дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ.

Исполнительный Совет. Исполнительный Совет ведает широким кругом вопросов административного и операционного характера, а также занимается вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов.

Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ.

Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической компетентности.

3. Основные  источники  формирования и  направления   использования средств МВФ.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.

Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К временным специальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976 гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры нефти.

Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами.

Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976 - 1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны.

Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55 стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорционально их квотам:

3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена-по имени директора-распорядителя МВФ; время действия 1979 - 1984 гг. Цель этого фонда — предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого фонда получили 26 стран:

4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда дополнительного кредитования, функционировал в 19811992 гг. Цель фонда предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами их квот.

5) Фонд структурной перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл.;

6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет, как неиспользованных ресурсов фонда структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований.

Для осуществления расчетов в МВФ открыты два департамента: Общих ресурсов и Департамент социальных прав заимствования. Департамент общих ресурсов (General Department) включает четыре счета:

Счет общих ресурсов (The General Resources Account). На этом счете МВФ держит общие ресурсы и осуществляет большую часть своих сделок и операций. Сделки МВФ (Transaction of the Fund) – это обмен одних валютных активов на другие валютные активы. А операции Фонда (Operations of the Fund) – это платежи валютных активов Фондом и его поступления в них. Ресурсы этого счета включают валюты стран-членов, СДР и золото. Валютные ресурсы формируются за счет взносов стран, поступающих в порядке оплаты квот, позаимствований, процентов, взимаемых по кредитам из собственных средств МВФ, доходов от инвестиций и процентов, взимаемых по купленным Фондом у стран СДР в обмен на валюту. Главный источник средств счета общих ресурсов составляют квоты стран, оплачиваемые на 25% в резервных активах (СДР или валюты, приемлемые для Фонда). Позаимствования рассматриваются как временный источник, и МВФ имеет право заимствовать валюту любой страны-члена из любого источника. До сих пор, однако, МВФ заимствовал средства только от официальных источников, среди которых – правительства, центральные банки и Банк международных расчетов (БМР), хотя МВФ также имеет право привлекать частные ресурсы.

Счет заемных ресурсов (The Borrowed Resources Suspense Account). На этом счете МВФ держит заемные ресурсы, которые подлежат переводу на счет общих ресурсов для их использования в сделках и операциях.

Счет специального использования (The Special Disbursement Account). На этот счет поступают платежи основного долга и процентов по кредитам Доверительного фонда.

Счет инвестирования (The Investment Account). Счет должен служить для вложения средств, хранения ресурсов, используемых для инвестирования и получаемых от инвестирования. На этот счет средства должны поступать со счета общих ресурсов и счета специального использования. Счет инвестирования пока не функционирует. При согласии страны-члена МВФ может вложить ее национальную валюту в ценные бумаги. Такая возможность предусмотрена в уставе для укрепления финансового положения Фонда. Практически национальные валюты многих стран, внесенные в порядке оплаты квот, лежат на счете общих ресурсов мертвым грузом.

Международный валютный фонд – это, прежде всего, общий фонд средств, внесенных странами-участницами. Его финансовые ресурсы предназначены для оказания помощи государствам-членам, стремящимся преодолеть проблемы платежного баланса, а также для смягчения последствий политики стабилизации. Через МВФ таким образом осуществляется своеобразное коллективное финансирование на межгосударственном уровне стран, имеющих проблемы платежных балансов. Кредиты МВФ выдаются как со счета общих ресурсов, так и из льготных источников, управление которыми осуществляется раздельно. Выдача происходит после утверждения Директоратом и в большинстве случаев при условии, что страна-член обязуется принять меры по устранению причин, вызвавших неравновесие ее платежного баланса.

Кредиты со счета общих ресурсов предоставляются в форме покупки странами-заемщиками иностранной валюты или СДР в обмен на свою национальную валюту. В обусловленные сроки или досрочно – в случае улучшения состояния платежного баланса и резервной позиции страна-заемщица должна осуществить обратную операцию – выкупить свою национальную валюту у МВФ, то есть погасить задолженность, используя для этого СДР или валюты других государств-членов, предписанные Фондом. Льготные кредиты, выдаваемые МВФ, не носят форму продажи иностранных валют заемщику в обмен на его национальную валюту. Они предоставляются в виде ссуды под низкие проценты. Вся современная кредитная деятельность МВФ реализуется через три направления: обычное, специальное и льготное финансирование. Фонд использует для них термин «механизм».

Обычные механизмы (Tranche Policies). Обычное финансирование осуществляется следующим образом. Кредиты предоставляются в рамках так называемых кредитных долей квоты. Квота каждой страны состоит из двух частей: резервной доли, внесенной в СДР и резервной валюте, предписанной Фондом, и в национальной валюте. Если наличие валюты данной страны на счете общих ресурсов меньше ее квоты, то разница образует резервную позицию или позицию по резервной доле. При этом не принимаются в расчеты авуары в национальной валюте этой страны, которые отражают использование ею ресурсов МВФ. Обычные кредиты МВФ в рамках кредитных долей выдаются на различных условиях. Условия зависят от того, выдаются ли средства в рамках первой кредитной доли или в рамках верхних кредитных долей. Верхние кредитные доли представляют собой любую часть, превышающую 25% квоты (первую кредитную долю).

Специальные механизмы включают кредиты компенсационного финансирования, буферные кредиты, кредиты для финансирования дополнительных резервов и кредиты на непредвиденные случаи. В рамках компенсационного кредита (СФФ) средства предоставляются странам, которые испытывают потребность в финансировании дефицита платежного баланса, возникшего вследствие временного падения выручки от экспорта товаров и услуг и/или временного чрезвычайного увеличения расходов по импорту зерна в результате действия факторов, не зависящих от страны-заемщицы. Компенсационный элемент этого механизма финансирования используется в основном экспортерами сырьевых товаров.

Механизмы льготного финансирования. Льготное финансирование осуществляется через кредиты расширенного структурного финансирования (Enhanced Structural Adjustment Facility – ESAF). С помощью этих ресурсов МВФ осуществлял поддержку среднесрочных программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Источником льготного финансирования в рамках САФ служили средства Доверительного Фонда в размере около 2,7 млрд СДР. Цель САФ заключалась в том, чтобы помочь странам создать условия для устойчивого экономического роста, упрочения состояния платежного баланса, облегчения «дисциплинированных» отношений с кредиторами и снижения торговых и платежных ограничений.

Другие направления политики и подходы МВФ. В конкретных обстоятельствах, когда необходимая финансовая помощь не может быть обеспечена в рамках обычного и специального финансирования, Фонд оказывает ее посредством различных специальных процедур. К ним относятся механизм экстренного финансирования, поддержка фондов валютной стабилизации и экстренная помощь странам, сталкивающимся с трудностями финансирования платежного баланса вследствие неожиданных и стихийных бедствий или в постконфликтных ситуациях. Кроме того, на случай чрезвычайных обстоятельств предусмотрен особый ускоренный порядок, который позволяет утверждать предоставление финансовой помощи Фонда.

Поддержка фондов валютной стабилизации. Стабилизационный валютный фонд рассматривается как средство для укрепления на переходный период доверия к стратегии мер регулирования, основанных на обменных курсах. МВФ считает, что такой фонд может эффективно выполнять свою роль только при достаточно жесткой экономической политике и уровне инфляции, соответствующем намеченному «якорному» ориентиру валютного курса. В свою очередь, это соответствие позволяет свести до минимума или вообще устранить потребность в использовании фонда валютной стабилизации для интервенций на валютном рынке. По мнению Фонда, наиболее оптимальным валютным режимом, с точки зрения его поддержки фондом валютной стабилизации, является система привязки валютного курса с относительно узкими пределами рыночных отклонений или система заранее объявляемой скользящей привязки.[7]

Заключение

Под влиянием многих факторов функциониро­вание международных валютно-кредитных и фи­нансовых отношений усложнилось и характеризу­ется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для формирующейся в России и других странах СНГ рыночной экономики. Постепенная интег­рация России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ) и груп­пу Международного банка реконструкции и раз­вития (МБРР) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на миро­вых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

МВФ осуществляет наблюде­ние и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структур­ные принципы мировой валютной системы.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широ­кого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кре­дитных отношений, авторитетного центра междуна­родного кредитования, координатора межгосударст­венных кредитных потоков и гаранта платежеспособ­ности стран-заемщиц. Одновременно он начинает иг­рать важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым зве­ном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласова­ния национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирую­щим мировым валютным институтом, накопил боль­шой и полезный опыт.

Литература

1.                О валютном регулировании и валютном контроле : ФЗ РФ от 10.12.2003 г.  № 173.

2.                Бункина М. А. , Семенов А. В. Основы валютных отношений. – М. : ЮРАЙТ , 1998.

3.                Буклемишев О. В. Рынок еврооблигаций. – М. : Дело , 1999.

4.                Бюджетная система РФ / под ред. М. В. Романовского , О. В. Врублевской. – М. : Юрайт , 1999.

5.                Бюджетная система России : учебник для вузов / под ред. проф.                             Г. Б. Поляка. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

6.                Внешнеэкономический толковый словарь. – М. : ИНФРА-М , 2000.

7.                Ершов М. В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). – М. : ОАО «НПО «Издательство «Экономика» , 2000.

8.                Жук И. Н. ,  Киреева Е. Ф. , Кравченко В. В.   Международные финансы : учеб. пособ. / под общ. ред. И. Н. Жук. – Минск. : БГЭУ , 2001.


[1] Кузнецов В.С. МВФ и мирохозяйственные связи. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001., с. 25.

[2] Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. – М.: Финансы и статистика, 2003, с.56..

[3]  «Международные и валютно-кредитные финансовые отношения» Под ред. Красавиной Л. Н. М.: 2002, с. 35.

[4] Газета «экономика и жизнь» июль 2003 г. № 28. С.23.

[5] Журнал «Мировая экономика и международные отношения» № 7 июль 2003 г. С. 70.

[6] «Международные и валютно-кредитные финансовые отношения» Под ред. Красавиной Л. Н. М.: 2002, с. 28. 

[7] Самодурова Н.В. Всемирный банк, МВФ и ЕБРР: особенности кредитной деятельности // Банковское дело. – 2002. – № 9. – С. 36-40.