Содержание

1.  Форма государственного устройства: понятие, виды, признаки различных  форм государственного  устройства. 3

1.1. Унитарное государство. 3

1.2. Федерация. 5

1.3. Конфедерация. 8

2. Порядок выборов и прекращения  полномочий Президента. 10

3.  Семейный кодекс РФ – основной  источник  семейного права. 16

Список использованной литературы. 20

1.  Форма государственного устройства: понятие, виды, признаки различных  форм государственного  устройства.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными местными органами государственного управления , власти [1]. В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах , их разделение между составными частями государства .

Форма государственного устройства показывает:

-из каких частей состоит внутренняя структура государства ;

-каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения  этих органов ;

-как строятся отношения между центральными и местными государственными органами ;

-в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на этой территории .

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на  три основных группы :

 - унитарное ;

 - федеративное ;

 - конфедеративное .

1.1. Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.[2] Унитарное государство-форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличии от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают[3].

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

3. Составные части унитарного государства(области, департаменты, округа, провинции, графства)государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

4. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

7.Вподавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы(судебные округа)[4]

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то  Франция - четыре.

С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Различие же с централизованными государствами заключается в том, что они (централизованные) -это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

                                        1.2. Федерация

  Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. По мнению Хаффмана, федерализм-это такая форма организации правительства, которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль. [5]

Следует выделить ряд основополагающих принципов образования,фyнкциониpования федеративной системы, с позиции которых следует pассматpивать и оценивать любую, в том числе и pоссийскyю федерацию:

-добровольное объединение госyдаpств или госyдаpственных обpазований в федеpацию,

-pавнопpавие сyбъектов федеpаций независимо от величины их теppитоpии, численности населения, экономического потенциала,

-плюpализм и демокpатизм во взаимоотношениях сyбъектов федеpации междy собой и с гpажданами,

-шиpокие возможности гpаждан активно и беспpепятственно yчаствовать в федеpальных и pегиональных политических пpоцессах,

-соблюдение законности и конститyционных пpав, означает стpогое и неyклонное соблюдение федеpацией и сyбъектами федеpации, федеpативными и всеми остальными оpганами и оpганизациями обычных и конститyционных законов как в отношении дpyг с дpyгом, так и сгpажданами и фоpмиpyемыми ими паpтийными , пpофсоюзными и иными общественно-политическими оpганами и оpганизациями[6].

Федеpализм пpеследyет по кpайней меpе пять основных целей. Сpеди них:

-"пpимиpение единства и pазнообpазия";

-защита от тиpании центpальное пpавительство;-

создание yсловий для yчастия населения в политических пpоцессах на нескольких ypовнях власти;

-создание yсловий для повышения " эффективности пpоизводства чеpез pегиональнyю конкypенцию" и выстyпление в качестве фоpмы или пyти"к стимyлиpованию новатоpских идей в pегиональных пpавительствах". Главная же из целей-всестоpоннее обеспечение пpоцесса свободного pазвития pазличных национальностей и наpодностей, пpинцип плюpализма и демокpатизма, гаpантия пpав и свобод гpаждан[7]

Федеpальнyю системy госyдаpственного yстpойства можно pассмотpеть на пpимеpе Соединенных Штатов Амеpики: центpальным элементом амеpиканского федеpализма является наличие pеальной власти отдельных штатов опpеделять свою собственнyю политическyю стpyктypy, впpочем, как и самy политикy. Штаты сами опpеделяют "свой электоpат", yстанавливают обязательные тpебования "пpохождения паpтийных кандидатов на госyдаpственные посты не иначе как чеpез пpаймэpиз (пеpвичные выбоpы)". Дpyгие же штаты в отличии от федеpального законодательного оpгана могyт создавать однопаpтийный паpламент (штат Hебpаска), могyт пpинимать законы, в соответствии с котоpыми сyды и члены кабинета должны избиpаться (на федеpальном ypовне они назначаются) Отдельные штаты впpаве пpинимать законы о пpоведении pефеpендyмов.

Следует выделить наиболее общие чеpты, котоpые хаpактеpны для большинства федеративных государств:

1. Теppитоpия федеpации состоит из теppитоpий ее отдельных сyбъектов:штатов, кантонов, земель, pеспyблик и т. п.

2. В союзном госyдаpстве веpховная законодательная, исполнительная и сyдебная власть пpинадлежит федеpальным госyдаpственным оpганам. Компетенция междy федеpацией и ее сyбъектами pазгpаничивается союзной (федеpальной) конститyцией.

3. Сyбъекты федеpации обладают пpавом пpинятия собственной конститyции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и сyдебные оpганы.

4. В большинстве федеpаций сyществyет единое союзное гpажданство и гpажданство федеpальных единиц.

5. Пpи федеpальном госyдаpственном yстpоцстве в паpламенте имеется палата, пpедставляющая интеpесы членов федеpации.

6. Основнyю общегосyдаpоственнyю внешнеполитическyю деятельность в федеpациях осyществляют союзные госyдаpственные оpганы. Они официально пpедставляют федеpацию в межгосyдаpственных отношениях.

Федеpацию можно pазделить на национальную и территориальную. Основное pазличие междy теppитоpиальной и национальной федеpацией состоит в pазличной степени сyвеpенности их сyбъектов. Центpальная власть в теppитоpиальных федеpациях обладает веpховенством по отношению к высшим госyдаpственным оpганам членов федеpации. Hациональное госyдаpство огpаничивается сyвеpенитетом национальных госyдаpственных обpазований. Общенациональная госyдаpственная власть осyществляет лишь кооpдинацию интеpесов сyбъектов федеpации, обеспечивая их наиболее оптимальнyю внyтpеннюю и внешнюю деятельность. Сyбъекты национальной федеpации в сфеpе междyнаpодных отношений могyт yстанавливать дипломатические отношения с любым госyдаpством миpового сообщества, заключать политические, экономические и дp. договоpы. Hациональный пpизнак пpидает федеpации такие особенности, котоpые не могyт быть пpисyщи теppитоpиальномy федеpальномy госyдаpственномy yстpойствy

                                       1.3. Конфедерация

Конфедерация - форма государственного устройства, при которой государства, образующие  конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические)[8].

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств , созданный для обеспечения общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации  сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних делах . Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С., "государствен­ный союз государств". То есть ни одно из государств - членов кон­федерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную сис­тему, армию, полицию и т.д.

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для ре­шения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.)[9]. Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управле­ния; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все - таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она воз­никает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Аме­рике, что послужило началом Гражданской войны в США (1861-1865 годов ).

Однако существует мнение, что конфедерация может стать со вре­менем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация (и даже конфедеративное го­сударство ) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты феде­рации, такие, как СССР, Югославия."

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :

-конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , в отличии от федерации ;

-конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов , единого государственного бюджета ;

-сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во  временном союзе ;

-государства могут договориться о единой денежной системе ,  о единых таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.[10]

2. Порядок выборов и прекращения  полномочий Президента.

В настоящее время законодательство о выборах Президента РФ со­ставляют Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Фе­деральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и ряд других, регулирующих отдельные стороны избирательного процесса, под­законные акты.

Необходимо заметить, что Федеральный закон «О выборах Президента РФ, детально регламентирует сложную процедуру выборов главы государства, закрепляет ряд обязательных требований, предъявляемых к кандидатам на эту должность. В законе воспроизводятся содержащиеся в Конституции принципы и порядок проведения выборов Президента: всеобщее, равное и прямое из­бирательное право при тайном голосовании. Согласно ст. 1, участие граждан Российской Федерации в выборах Президента РФ — добровольно. Отказ от участия в выборах не может быть основанием для применения каких-либо сан­кций, что, несомненно, является гарантией свободных выборов[11].

Закон устанавливает, что административный, общественный, либо иной контроль за волеизъявлением граждан запрещается; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и голосуют за или против кандидата на должность Президента РФ непосредственно.

Граждане России, проживающие или временно находящиеся за ее пре­делами в период подготовки или проведения выборов Президента РФ, так­же обладают всей полнотой избирательных прав, как и граждане, находя­щиеся на территории РФ.

Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что воля народа должна находить свое выражение в «периодических и не­фальсифицированных выборах, проводимых при всеобщем и равном изби­рательном праве, путем тайного голосования, обеспечивающих свободу голосования. Положения Конституции РФ аналогичны положениям Всеоб­щей декларации относительно выборов Президента РФ.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 1 02 Конституции РФ, назначение выбо­ров Президента РФ относится к ведению Совета Федерации Федерально­го Собрания РФ.

Федеральный закон о выборах Президента РФ детально регулирует процедуру назначения выборов главы государства. В  соответствии  с Конституцией Российской Федерации выборы Президента   Российской   Федерации   назначает   Совет   Федерации Федерального  Собрания  Российской Федерации.  Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и  не  позднее чем  за  90  дней  до дня голосования.  Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в  котором  проводилось  голосование  на  предыдущих  общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому  назад был  избран  Президент  Российской Федерации.  Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию  в  средствах  массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.     В случае если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе или в третье воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.

Согласно ст. 81 Конституции РФ Президент РФ избирается сроком на четыре года. Строгая периодичность выборов является одним из обязательных прин­ципов избирательного права.

Согласно ст. 35 Федерального закона о выборах Президента РФ выд­вижение кандидата на должность Президента производится политическими партиями,  избирательным блоком.

С момента получения регистрационных свидетельств уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей вправе собирать подписи избирателей в поддержку кандидата на должность Президента РФ. До получения реги­страционных свидетельств проводить сбор подписей не допускается[12].

Кандидат,  выдвинутый  в  порядке  самовыдвижения,   обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не  менее  двух  миллионов  подписей избирателей.  При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более  50  тысяч подписей   избирателей,   место  жительства  которых  находится  на территории  данного  субъекта  Российской  Федерации.   Если   сбор подписей  избирателей  осуществляется среди избирателей,  постоянно проживающих за пределами  территории  Российской  Федерации,  общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.            

Политическая партия,  федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, а также избирательный блок, состоящий из тех же политических партий и иных общероссийских общественных  объединений,  что  и избирательный блок,  федеральный список кандидатов  которого  допущен  к  распределению  депутатских мандатов,  не  собирают  подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов.  Под федеральным списком кандидатов,  допущенным  к распределению  депутатских мандатов,  понимается федеральный список кандидатов,  допущенный к  распределению  депутатских  мандатов  на основании    официально    опубликованных   результатов   ближайших предшествующих  выборам  Президента  Российской  Федерации  выборов депутатов  Государственной  Думы  Федерального  Собрания Российской Федерации при  условии,  что  официальное  опубликование  указанных результатов   состоялось   раньше   представления   в   Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов, необходимых для регистрации кандидата.                                        

Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения  кандидата начинается  со  дня,  следующего за днем регистрации уполномоченных представителей   политической   партии,    избирательного    блока, выдвинувших   кандидатов,   группы   избирателей.   До  регистрации уполномоченных  представителей   сбор   подписей   избирателей   не допускается.                                              

При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, зани­маемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объедине­нием, избирательным блоком, кроме указанных данных в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избиратель­ному объединению, избирательному блоку.

Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от раз­личных политических партий, избирательных блоков или инициатив­ных групп избирателей, по только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также дату внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, име­ни, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяюще­го его удостоверения личности и уполномоченным представителем политической партии , избирательного блока, выдвинувших кандидата, с указанием тех же данных[13].

Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата может произво­диться как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Сбор подписей избирателей за границей производится, если это не проти­воречит законам и правилам страны пребывания.

Ставить свои подписи в подписных листах имеют право граждане, дос­тигшие 18 лет, кроме граждан, призванных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда (п.31 Разъяс­нений о порядке сбора подписей избирателей).

После окончания сбора подписей избирателей  уполномоченный представитель    политической    партии,    избирательного   блока, выдвинувших   кандидатов,   кандидат,    выдвинутый    в    порядке самовыдвижения,  или  его  доверенные  лица подсчитывают количество собранных подписей по каждому субъекту  Российской  Федерации,  где осуществлялся  их сбор,  количество собранных подписей избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации,  а  также общее  количество  подписей  избирателей.  По  результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается  уполномоченными представителями политической партии, избирательного  блока  либо  кандидатом,   выдвинутым   в   порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом.               

Граждане РФ, кандидаты на должность Президента РФ, политические партии, избирательные блоки, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию. Она начи­нается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по ме­стному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день вы­боров, и в предшествующий ему день, любая предвыборная агитация зап­рещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне по­мещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.

Голосование  проводится в установленный  день, в определенных помещениях.

Помещение  для  голосования  безвозмездно предоставляется в распоряжение    участковой    избирательной     комиссии     главой

соответствующего    муниципального    образования   (если   уставом муниципального   образования   должность    главы    муниципального образования   не  предусмотрена,  -  лицом,  уполномоченным  на  то представительным органом местного  самоуправления),  а  в  случаях,

предусмотренных   Федеральным   законом,  -  командиром воинской части,  капитаном судна,  руководителем полярной  станции, руководителем  дипломатического  представительства или консульского учреждения Российской Федерации.                                  

Подсчет  голосов  избирателей проводится открыто и гласно с оглашением  и  соответствующим  внесением   в   увеличенную   форму протокола  об  итогах  голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей  членами  участковой  избирательной  комиссии  с правом решающего голоса.  На основании  данных  протоколов  участковых  избирательных комиссий   об   итогах  голосования,  в  том  числе  переданных  по техническим каналам связи  из  участковых  избирательных  комиссий, сформированных  на  избирательных участках,  образованных на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных  местностях  либо  за  пределами  территории  Российской Федерации,    территориальная    избирательная    комиссия    после предварительной  проверки  правильности  составления  протоколов не позднее чем на третий день со дня  голосования  путем  суммирования всех  содержащихся  в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.  Суммирование  данных,  содержащихся  в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно  члены  территориальной  избирательной комиссии с правом решающего голоса.

На  основании  данных,  содержащихся  в  первых экземплярах протоколов  об  итогах  голосования,  полученных  из  избирательных комиссий   субъектов   Российской   Федерации,  из  территориальных избирательных комиссий,   Центральная  избирательная  комиссия  Российской  Федерации   после предварительной   проверки   правильности   составления   указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не  позднее чем  через  десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента Российской Федерации.  Содержащиеся в протоколах избирательных   комиссий  данные  суммируют  непосредственно  члены Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации  с  правом  решающего голоса.    

3.  Семейный кодекс РФ – основной  источник  семейного права.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодатель­ство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъ­ектов РФ. Это означает, что семейно-правовые акты могут принимать­ся не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Россий­ской Федерации. Это, с одной стороны, позволяет обеспечить едино­образие семейного законодательства, а с другой, — учесть местные обы­чаи и особенности, существующие в различных регионах.

Согласно ст. 3 СК РФ, семейное законодательство состоит из Се­мейного кодекса РФ и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ним, а также из законов субъектов РФ.

Помимо Семейного кодекса, ряд норм семейного права содержится в ГК РФ. Примером может служить ст. 256, регулирующая общую совместную собственность супругов. Поскольку гражданское законодательство относится к федераль­ной компетенции, а семейное — к совместной, гражданское законода­тельство рассматривается как законодательство более высокого уров­ня. Нормы, содержащиеся в СК, не могут ему противоречить и должны только развивать положения, включенные в ГК.

Основным источником семейного права является Семейный ко­декс РФ, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 г.

Кодекс состоит из следующих разделов: «Общие положения», «За­ключение и прекращение брака», «Права и обязанности супругов», «Права и обязанности родителей и детей», «Алиментные обязательства членов семьи», «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» и «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства». Раздел «Общие положения» содержит нормы, определяющие ос­новные начала семейного законодательства, предмет семейного права, состав семейного законодательства, осуществление и защиту граждан­ских прав и применение исковой давности к семейным отношениям. Эти нормы составляют общую часть семейного законодательства.

Обращает на себя внимание то, что эта общая часть почти не раз­работана. В ней практически не содержится общих понятий, применя­емых в других разделах. Это связано, во-первых, с невозможностью и нецелесообразностью законодательного определения ряда семейно-правовых понятий, таких как семья, родство, свойство и т.д. Во-вто­рых, близость семейного и гражданского права приводит к тому, что многие понятия, используемые семейным правом, заимствуются им из права гражданского. Это прежде всего категории правоспособности, дееспособности, сделки, договора, исковой давности, обязательства и многие другие.

Структура Кодекса существенно изменилась по сравнению с Кодек­сом 1969 г. Впервые выделены в общий раздел нормы, посвященные правам и обязанностям супругов, алиментные обязательства, правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. С дру­гой стороны, некоторые институты, существовавшие в предыдущем Ко­дексе, не включены в Семейный кодекс 1995 г. Так, большинство норм об опеке и попечительстве содержатся теперь в ГК (ст. 31—40). Право­вое регулирование регистрации актов гражданского состояния также перемещено из СК в ГК (ст. 47); действует специальный Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния». Расширилось и содержание регулируемых Семейным кодексом отношений. В нем впервые появились главы о брачном договоре, али­ментных соглашениях, правах детей, приемной семье.[14]

Большинство норм Семейного кодекса начинает применяться с момента введения Кодекса в действие и не имеет обратной силы. Это означает, что они применяются только к отношениям, возникающим после 1 марта 1996 г. В отношении длящихся правоотношений, возник­ших до этого времени и продолжающих существовать после 1 марта 1996 г., они применяются лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения Кодекса в действие.

Для некоторых норм предусмотрено исключение. Так, применение судебного порядка усыновления отсрочено до момента внесения соот­ветствующих изменений в гражданское процессуальное законодатель­ство. Это связано с тем, что действующее процессуальное законода­тельство не содержит положений, необходимых для судебного рас­смотрения дел об усыновлении.

Правило ст. 25 СК, устанавливающее, что моментом расторжения брака в суде является вступление решения суда в законную силу, применяется только в отношении решений суда, вынесенных после 1 мая 1996 г. К бракам, расторгнутым в судебном порядке до этой даты, будут по-прежнему применяться положения о том, что такой брак считается расторгнутым только с момента государственной регистра­ции развода в органах загса.

Нормы, регулирующие брачные договоры, обратной силы не имеют. Брачные договоры, заключенные с 1 января 1995 г. до 1 марта 1996 г. (на основании ст. 256 ГК), регулируются новым СК только начиная с 1 марта 1996 г. С этого момента их положения, противореча­щие СК, могут признаваться недействительными как не соответствую­щие требованиям закона.

Список использованной литературы.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации – М.: Проспект. 1997

Семейный кодекс РФ. – М., 2004

Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ О выборах Президента Российской Федерации "Российская газета" от 16 января 2003 г., N 6 (3120).

Федеральный Закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации

Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ О политических партиях "Российская газета", N 133, 14.07.2001

Научная литература

Антогольская  М.В. Семейное право. – М., 1997.

Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997

Венгеров А.Б. Теория государства и права - М.: Юрист, 1994

Григорян Л.  Почему не конфедерация  // Социальная законность.1990.№3.

Дмитриев Ю.А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. – Иркутск. 2001. – 511 с.

Институт выборов в истории России: источники, свидетельства современников / Ю.А. Веднеев. – М., Норма, 2001. – 774 с.

Козлова Е.И. Как избирают Президента // Человек и закон. 1996. №5. – С.48-55

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. – М., 1995.

Корнев В. Автономия, федерация, самоуправление: история и современность”.Советская юстиция.1993 . №10.

Кушнир А. Федерация или унитарное государство  //.Народный депутат 1992 №6

Нечаева А. Семейное право – курс лекций. – М.,  1998

Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова., А.В.Малько. Саратов, 1995.


[1] Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова., А.В.Малько. Саратов, 1995- С. 79.

[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права - М.: Юрист, 1994 –С. 98.

[3] Кушнир А . Федерация или унитарное государство  //Народный депутат 1992 №6 –С. 9.

[4] Венгеров А.Б. Теория государства и права - М.: Юрист, 1994 – С. 99.

[5]   Натан Р. , Хаффман Э. . Современный федерализм: сравнительные перспективы//Международная жизнь. 1991 N4 с. 35

[6] Корнев В.”Автономия,федерация,самоуправление:история и современность”.Советская юстиция.1993 . №10. – С.8

[7] Марченко М.Н. “Сравнительные исследования проблем федерации “// Вестник Московского университета.Право. 1993 . №1. – С. 14.

[8] Венгеров А.Б.“Теория государства и права”- М.: Юрист, 1994 – С. 96.

[9] Григорян Л.  Почему не конфедерация  // Социальная законность.1990.№3. – С. 23

[10] Григорян Л.  Почему не конфедерация .//Социальная законность.1990.№3. – С. 23.

[11] Ст. 1. Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ О выборах Президента Российской Федерации

[12] Козлова Е.И. как избирают Президента // Человек и закон. 1996. №5. – С.49

[13] Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997 – С. 352

[14] Антогольская  М.В. Семейное право. – М., 1997. – С. 14.