Содержание
Задание 1. Анализ использования рабочего времени водителя по
фотографии рабочего дня...................................................... 3
1.1. Исходные данные......................................................................... 3
1.2. Продолжительность каждой операции.......................................... 4
1.3. Индексация затрат рабочего времени и суммарные затраты времени
по каждому элементу..................................................................... 5
1.4. Определение относительной величины каждого элемента........... 6
1.5. Определение коэффициента использования рабочего времени... 7
1.6. Причины потерь и непроизводственных затрат и возможное
повышение производительности труда........................................ 8
1.7. Определение дневного заработка водителя.................................. 9
Задание 2. Анализ хронометражного ряда.............................................. 9
2.1. Исходные данные............................................................................ 9
2.2. Расчет коэффициента устойчивости хронометражного ряда..... 10
Задание 1. Анализ использования рабочего времени водителя по фотографии рабочего дня
1.1. Исходные данные
Элемент затрат |
Значение |
Пришел на работу |
8:10 |
Разыскивает автомобиль |
- |
Осматривает автомобиль |
8:13 |
Запускает двигатель |
8:16 |
Проходит медосмотр |
8:20 |
Получает путевой лист |
8:24 |
Движется на склад |
8:39 |
Ожидает погрузку |
- |
Погрузка |
8:55 |
Движется к объекту |
9:34 |
Ожидает разгрузку |
9:39 |
Разгрузка |
9:54 |
Маневрирование |
- |
Движется на склад |
10:30 |
Простаивание из-за поломки / Движется на склад |
- |
Ожидает погрузку |
10:32 |
Погрузка |
10:48 |
Движется к объекту |
11:26 |
Ожидает разгрузку |
- |
Разгрузка |
11:39 |
Движется на заправку |
11:47 |
Ожидает заправку |
11:57 |
Заправка |
11:57 |
Движется на склад |
12:26 |
Обедает |
13:11 |
Движется на склад |
13:20 |
Ожидает погрузку |
- |
Погрузка |
13:40 |
Маневрирование |
13:42 |
Маневрирование |
13:42 |
Разговаривает с прохожим |
- |
Движется к объекту |
14:20 |
Ожидает разгрузку |
14:22 |
Разгрузка |
14:37 |
Отдыхает |
14:50 |
Движется на склад |
15:27 |
Разыскивает кладовщика |
- |
Ожидает погрузку |
- |
Погрузка |
15:44 |
Движется к объекту |
- |
Ремонтирует автомобиль |
16:20 |
Движется к объекту |
16:55 |
Ожидает разгрузку |
- |
Разгрузка |
17:11 |
Оформляет документы |
17:18 |
Движется на АТП |
17:35 |
Сдает путевой лист |
17:40 |
Моет автомобиль |
- |
Ставит автомобиль на стоянку |
17:44 |
Норматив времени простоя под погрузку и разгрузку tп-р, мин. |
30 |
Класс водителя |
1 |
Марка автомобиля |
КамАЗ-5320 |
1.2. Продолжительность каждой операции
Чтобы определить продолжительность каждой операции нужно из времени операции вычесть время предыдущей операции
Элемент затрат |
Значение |
Продолжительность операции (мин) |
Пришел на работу |
8:10 |
|
Разыскивает автомобиль |
- |
|
Осматривает автомобиль |
8:13 |
3 |
Запускает двигатель |
8:16 |
3 |
Проходит медосмотр |
8:20 |
4 |
Получает путевой лист |
8:24 |
4 |
Движется на склад |
8:39 |
15 |
Ожидает погрузку |
- |
|
Погрузка |
8:55 |
16 |
Движется к объекту |
9:34 |
39 |
Ожидает разгрузку |
9:39 |
5 |
Разгрузка |
9:54 |
15 |
Маневрирование |
- |
|
Движется на склад |
10:30 |
36 |
Простаивание из-за поломки / Движется на склад |
- |
|
Ожидает погрузку |
10:32 |
2 |
Погрузка |
10:48 |
16 |
Движется к объекту |
11:26 |
38 |
Ожидает разгрузку |
- |
|
Разгрузка |
11:39 |
13 |
Движется на заправку |
11:47 |
8 |
Ожидает заправку |
11:57 |
10 |
Заправка |
11:57 |
0 |
Движется на склад |
12:26 |
29 |
Обедает |
13:11 |
45 |
Движется на склад |
13:20 |
9 |
Ожидает погрузку |
- |
|
Погрузка |
13:40 |
20 |
Маневрирование |
13:42 |
2 |
Маневрирование |
13:42 |
0 |
Разговаривает с прохожим |
- |
|
Движется к объекту |
14:20 |
38 |
Ожидает разгрузку |
14:22 |
2 |
Разгрузка |
14:37 |
15 |
Отдыхает |
14:50 |
13 |
Движется на склад |
15:27 |
37 |
Разыскивает кладовщика |
- |
|
Ожидает погрузку |
- |
|
Погрузка |
15:44 |
17 |
Движется к объекту |
- |
|
Ремонтирует автомобиль |
16:20 |
36 |
Движется к объекту |
16:55 |
35 |
Ожидает разгрузку |
- |
|
Разгрузка |
17:11 |
16 |
Оформляет документы |
17:18 |
7 |
Движется на АТП |
17:35 |
17 |
Сдает путевой лист |
17:40 |
5 |
Моет автомобиль |
- |
|
Ставит автомобиль на стоянку |
17:44 |
4 |
1.3. Индексация затрат рабочего времени и суммарные затраты времени по каждому элементу
Выполним группировку одноименных операций, выполняемых в течение дня, а также определим процент, приходящейся на каждую операцию. Получим:
Наименование затрат рабочего времени |
Индекс |
Суммарная продолжительность |
Движется к объекту |
26,13240418 |
150 |
Движется на АТП |
2,961672474 |
17 |
Движется на заправку |
1,393728223 |
8 |
Движется на склад |
21,95121951 |
126 |
Заправка |
0 |
0 |
Запускает двигатель |
0,522648084 |
3 |
Маневрирование |
0,348432056 |
2 |
Обедает |
7,839721254 |
45 |
Ожидает заправку |
1,742160279 |
10 |
Ожидает погрузку |
0,348432056 |
2 |
Ожидает разгрузку |
1,219512195 |
7 |
Осматривает автомобиль |
0,522648084 |
3 |
Отдыхает |
2,264808362 |
13 |
Оформляет документы |
1,219512195 |
7 |
Погрузка |
12,02090592 |
69 |
Получает путевой лист |
0,696864111 |
4 |
Пришел на работу |
0 |
0 |
Проходит медосмотр |
0,696864111 |
4 |
Разгрузка |
10,27874564 |
59 |
Ремонтирует автомобиль |
|
36 |
Сдает путевой лист |
|
5 |
Ставит автомобиль на стоянку |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
574 |
1.4. Определение относительной величины каждого элемента
Для определения относительной величины каждого элемента необходимо общую продолжительность каждой операции делить на общее проработанное время и умножать на 100%. Получим:
Элемент затрат |
Значение |
Продолжительность операции (мин) |
Относительная величина в % от общей продолжительности рабочего дня |
Пришел на работу |
8:10 |
|
|
Разыскивает автомобиль |
- |
|
|
Осматривает автомобиль |
8:13 |
3 |
0,52 |
Запускает двигатель |
8:16 |
3 |
0,52 |
Проходит медосмотр |
8:20 |
4 |
0,70 |
Получает путевой лист |
8:24 |
4 |
0,70 |
Движется на склад |
8:39 |
15 |
2,61 |
Ожидает погрузку |
- |
|
0,00 |
Погрузка |
8:55 |
16 |
2,79 |
Движется к объекту |
9:34 |
39 |
6,79 |
Ожидает разгрузку |
9:39 |
5 |
0,87 |
Разгрузка |
9:54 |
15 |
2,61 |
Маневрирование |
- |
|
0,00 |
Движется на склад |
10:30 |
36 |
6,27 |
Простаивание из-за поломки / Движется на склад |
- |
|
0,00 |
Ожидает погрузку |
10:32 |
2 |
0,35 |
Погрузка |
10:48 |
16 |
2,79 |
Движется к объекту |
11:26 |
38 |
6,62 |
Ожидает разгрузку |
- |
|
0,00 |
Разгрузка |
11:39 |
13 |
2,26 |
Движется на заправку |
11:47 |
8 |
1,39 |
Ожидает заправку |
11:57 |
10 |
1,74 |
Заправка |
11:57 |
0 |
0,00 |
Движется на склад |
12:26 |
29 |
5,05 |
Обедает |
13:11 |
45 |
7,84 |
Движется на склад |
13:20 |
9 |
1,57 |
Ожидает погрузку |
- |
|
0,00 |
Погрузка |
13:40 |
20 |
3,48 |
Маневрирование |
13:42 |
2 |
0,35 |
Маневрирование |
13:42 |
0 |
0,00 |
Разговаривает с прохожим |
- |
|
0,00 |
Движется к объекту |
14:20 |
38 |
6,62 |
Ожидает разгрузку |
14:22 |
2 |
0,35 |
Разгрузка |
14:37 |
15 |
2,61 |
Отдыхает |
14:50 |
13 |
2,26 |
Движется на склад |
15:27 |
37 |
6,45 |
Разыскивает кладовщика |
- |
|
0,00 |
Ожидает погрузку |
- |
|
0,00 |
Погрузка |
15:44 |
17 |
2,96 |
Движется к объекту |
- |
|
0,00 |
Ремонтирует автомобиль |
16:20 |
36 |
6,27 |
Движется к объекту |
16:55 |
35 |
6,10 |
Ожидает разгрузку |
- |
|
0,00 |
Разгрузка |
17:11 |
16 |
2,79 |
Оформляет документы |
17:18 |
7 |
1,22 |
Движется на АТП |
17:35 |
17 |
2,96 |
Сдает путевой лист |
17:40 |
5 |
0,87 |
Моет автомобиль |
- |
|
0,00 |
Ставит автомобиль на стоянку |
17:44 |
4 |
0,70 |
ИТОГО: |
574 |
100 |
1.5. Определение коэффициента использования рабочего времени
Заданны исходные данные:
tп-р = 30 мин
Коэффициент использования рабочего времени определяется по формуле: , где - сумма затрат рабочего времени по полезным элементам, мин.; - продолжительность смены (общее время наблюдений), минут.
Общая продолжительность смены составила 574 минут.
Норма обслуживания рабочего места составляет 2%, т.е 574 × 2% = 11, 48 минут.
Норма на отдых составляет 3%, т.е 574 × 3% = 17, 22 минут.
За рассматриваемую смену было выполнено 4 ездки. По плану на каждую ездку отводится 32 минуты. Т.е. на все 4 ездки отводится 128 минут.
Составим таблицу распределения времени по элементам:
Элемент затраты времени |
Общая продолжительность (мин) |
Что включает |
Подготовительно – заключительные работы (ПЗ) |
23 |
Осматривает автомобиль Запускает двигатель Проходит медосмотр Получает путевой лист Сдает путевой лист Ставит на стоянку |
Основная работа (ОР) |
303 |
Движется к объекту Движется на АТП Движется на заправку Движется на склад Маневрирование |
Вспомогательные работы (ВР) |
7 |
Оформляет документы |
Технологические простои (ПР) |
128 |
Погрузка Разгрузка |
По организационно-технологическим причинам |
36 |
Ремонтирует автомобиль |
Отдых и естественные надобности (ОЕ) |
58 |
Обедает Отдыхает |
Непроизводственные работы |
19 |
Ожидает заправку Ожидает погрузку Ожидает разгрузку |
Теперь рассчитаем полезные затраты по нормативу:
Затраты по нормативу |
|
Обслуживание рабочего места (2%) |
11,48 |
Время на отдых (3%) |
17,22 |
Затраты на 4 погрузки / разгрузки |
128 |
ПЗ по нормативу |
22,8 |
|
|
ИТОГО: |
179,5 |
Рассчитаем коэффициент использования рабочего времени:
1.6. Причины потерь и непроизводственных затрат и возможное повышение производительности труда
Определим возможное улучшение использования рабочего времени:
где - подготовительно-заключительное, время
- время простоя под погрузкой и разгрузкой
- время перерывов на организационно-технические причины
- на отдых и естественные надобности
- время нарушения трудовой дисциплины
- время непроизводительной работы
Возможное повышение производительности труда за счет устранения потерь рабочего времени:
1.7. Определение дневного заработка водителя
Класс водителя |
1 |
Марка автомобиля |
КамАЗ-5320 |
Часовая тарифная ставка |
11,06 |
Доплата для Хабаровска 50% |
5,53 |
Общее отработанное время составляет 574 – 45 = 529 минуты или 8 часов и 49 минут ≈ 8,8 часов.
Итого зарплата за день: (11, 06 + 5,53) × 8,8 = 145,99 рублей.
Задание 2. Анализ хронометражного ряда
2.1. Исходные данные
Хронометраж операций погрузки и разгрузки (П – погрузка, Р - разгрузка):
Номер наблюдения |
Продолжительность операций, мин |
|
погрузка |
разгрузка |
|
1 |
8 |
8 |
2 |
9 |
12 |
3 |
14 |
5 |
4 |
13 |
7 |
5 |
12 |
8 |
6 |
14 |
12 |
7 |
10 |
4 |
8 |
12 |
8 |
9 |
12 |
6 |
10 |
10 |
5 |
11 |
8 |
4 |
12 |
7 |
4 |
13 |
14 |
8 |
14 |
16 |
2 |
15 |
9 |
9 |
16 |
9 |
5 |
17 |
10 |
7 |
18 |
11 |
5 |
19 |
8 |
8 |
20 |
12 |
9 |
21 |
9 |
9 |
22 |
9 |
4 |
23 |
7 |
4 |
24 |
10 |
8 |
25 |
12 |
8 |
26 |
11 |
5 |
27 |
8 |
4 |
28 |
8 |
8 |
29 |
9 |
5 |
30 |
14 |
5 |
31 |
16 |
7 |
32 |
7 |
8 |
33 |
9 |
8 |
Тип производства |
Мелкосерийное |
серийное |
Характер работы |
Машинная |
ручная |
2.2. Расчет коэффициента устойчивости хронометражного ряда
Ряд хронометражный считается устойчивым, если рассчитанный для него коэффициент устойчивости меньше или равен нормативному коэффициенту устойчивости.
Нормативные значения коэффициентов устойчивости равны:
Тип производства |
Продолжительность операции |
Нормативный коэффициент устойчивости хронометражного ряда |
|
При машинной работе |
При ручной работе |
||
Серийное |
от 6 до 15 мин |
1,2 |
2,5 |
свыше 15 минут |
1,1 |
1,7 |
|
Мелкосерийное |
от 6 до 15 мин |
2,0 |
3,0 |
свыше 15 минут |
1,7 |
1,3 |
На основании исходных данных получаем
|
максимум |
минимум |
коэффициент устойчивости |
погрузка |
16 |
7 |
2,285714286 |
разгрузка |
12 |
2 |
6 |
Ряд не является устойчивым, так как полученные коэффициенты превышают нормативные:
Определим среднее время для погрузки и разгрузки. Получим:
Среднее время погрузки, мин |
10,51 |
Среднее время разгрузки, мин |
6,63 |
Исключим из исходного ряда замеры, наиболее отличающиеся от полученных средних. Получим:
Номер наблюдения |
Погрузка |
2 |
9 |
5 |
12 |
7 |
10 |
8 |
12 |
9 |
12 |
10 |
10 |
15 |
9 |
16 |
9 |
17 |
10 |
18 |
11 |
20 |
12 |
21 |
9 |
22 |
9 |
24 |
10 |
25 |
12 |
26 |
11 |
29 |
9 |
33 |
9 |
По этим данным коэффициент устойчивости равен .
Так как полученный коэффициент устойчивости не превышает нормативный коэффициент устойчивости (1,3), значит полученный хронометрический ряд является устойчивым.
Теперь откорректируем ряд для данных по разгрузке. Получим:
Номер наблюдения |
разгрузка |
1 |
8 |
3 |
5 |
4 |
7 |
5 |
8 |
7 |
4 |
8 |
8 |
9 |
6 |
10 |
5 |
11 |
4 |
12 |
4 |
13 |
8 |
16 |
5 |
17 |
7 |
18 |
5 |
19 |
8 |
22 |
4 |
23 |
4 |
24 |
8 |
25 |
8 |
26 |
5 |
27 |
4 |
28 |
8 |
29 |
5 |
30 |
5 |
31 |
7 |
32 |
8 |
33 |
8 |
По этим данным коэффициент устойчивости равен .
Так как полученный коэффициент устойчивости не превышает нормативный коэффициент устойчивости (2,5), значит полученный хронометрический ряд является устойчивым.
Составим итоговую таблицу:
Наименование операции |
Номер наблюдений и продолжительность |
Суммарная продолж. устойчивого хронометрич. ряда |
Кол-во учитываемых наблюдение |
Нормальная продолжительность |
Коэффициент устойчивости |
|
фактический |
нормативный |
|||||
Погрузка |
2, 5, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22 |
134 |
13 |
347 |
1,3 |
2,0 |
Разгрузка |
2, 5, 6, 12, 19, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33 |
187 |
14 |
219 |
2 |
2,5 |