План:
Введение
1. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности………………………………………….4стр.
2.Законодательная база по охране окружающей среды…………….6стр.
3. Системы стандартов безопасности труда………………………..10стр.
4. Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям………………………………………………..13стр.
5. Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности…………………………………15стр.
Заключение
6. Список используемой литературы……………………….……....20стр.
Введение.
Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.
Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и в законе РФ «О защите прав потребителей»
1. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.
Правовой основой обеспечения государственной безопасности являются целый ряд законов. Основные из них: Федеральные законы «О безопасности»; «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «Об обороне» и др.
Существующие правовые условия обеспечения безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным структурам организовывать противодействие противоправным посягательствам на государство, общество, человека.
На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом президента РФ от 17 декабря 1997г. № 1300 ( с изменениями и дополнением в новой редакции от 10 января 2000г. № 24). Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ. Вначале в ней рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития.
Важное значение придается национальным интересам России, представляющим совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, экологической и других сферах.
В Концепции рассмотрены и угрозы национальной безопасности России. Среди внутренних угроз выделяются угрозы экономики, которые имеют комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной деятельности, ростом внешнего и внутреннего долга и др.
Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов, среди которых можно выделить: стремление отдельных государств и международных объединений принизить роль существенных механизмов обеспечения международной безопасности; расширение НАТО и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз; притязания на территорию нашей страны.
В Концепции выделены основные задачи обеспечения национальной безопасности: реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны; подъем экономики страны; совершенствование системы государственной власти и др. указаны также важнейшие задачи и основные направления во внешне- и
внутриэкономической деятельности государства.
Также в Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.
Кроме обеспечения государственной безопасности можно выделить и такие направления, как охрана труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Законодательная база по охране окружающей среды.
Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Эта система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:
1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.
2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.
3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.
4. Юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда – объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Система экологического законодательства включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.
В природоохранное законодательство входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс и др.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 9, ч.1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст.42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного ему или его имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст.9, ч.2) Первая касается биологических начал человека, вторая – его материальных основ существования.
19 декабря 1991 года был принят Закон «Об охране окружающей природной среды».
Во-первых, этот Закон является главным законодательным актом, предметом регулирования которого служат природоохранные отношения. Регулируя эти отношения, он преследует цель решения трех задач: сохранение природной среды, предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, оздоровление и улучшение окружающей среды.
Во-вторых, основное направление Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов с приоритетом охраны здоровья и естественных прав человека на чистую окружающую среду. В качестве такого обоснования выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду. Превышение этих норм является экологическим правонарушением.
В-третьих, Закон формулирует требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду, т.е. к предприятиям и организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.
В-четвертых, центральная тема Закона – человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. В Законе человек рассматривается и как субъект воздействия на природную среду, несущий ответственность за свою деятельность, и как объект такого воздействия, наделенный гарантиями на возмещение причиненного вреда.
В-пятых, нормы Закона закрепляют механизм его исполнения, который состоит из системы, включающей экономическое стимулирование и меры административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний. Эффективность этого механизма зависит от уровня организационной деятельности органов надзора и контроля по охране природной среды, от финансового обеспечения природоохранных мероприятий, а также от экологической культуры общества.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека – конечная цель охраны окружающей природной среды. В этом смысле источником экологического права служит Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1991г.)
Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды – производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источником экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т.д.
Другим источником экологического права служат основы законодательства РФ об охране здоровья (август 1993г.). В целом они относятся к источникам административного права, так как регулируют административные отношения. Однако в них есть нормы, обеспечивающие экологические права граждан. Так, ст. 28 закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.
Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляет основу для охраны окружающей природной среды и обеспечения экологического законодательства.
3. Системы стандартов безопасности труда.
Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве включает законодательство о труде и охране труда. Основными законами, на основе которых осуществляется управление охраной труда, являются: Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999г. № 181-ФЗ; Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001г.; Гражданский кодекс РФ.
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. В данном Законе рассматриваются вопросы, связанные с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Нормы Закона распространяются как на работодателей, так и на работников, а так же на студентов и учащихся, проходящих производственную практику.
Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и на каждом рабочем месте обеспечить такие условия труда, которые соответствовали бы требованиям охраны труда. Рабочие места должны аттестоваться работодателем на соответствие их условиям труда.
В Трудовом кодексе РФ (далее ТК РФ) достаточно широко представлены вопросы охраны труда.
В ст. 41 ТК РФ установлено, что в коллективный договор включаются вопросы по улучшению условий охраны труда работников; по экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве.
В ст. 92 и 94 ТК РФ зафиксированы Требования сокращения продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда. Для них ст. 116-119 ТК РФ установлены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Перечни производств и профессий, которые дают право на дополнительный оплачиваемый отпуск утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
· государственное управление охраной труда;
· государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;
· содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
· расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда
Нормативные правовые акты по охране труда включают следующие документы: гигиенические нормативы (ГН); санитарные норма (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздрава России; Правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России; система строительных норм и правил (СНиП) Госстроя России; межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда РФ.
Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности Труда (ССБТ) Госстандарта России.
Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают с учётом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускаются). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).
ССБТ включает Следующие Подсистемы.
Стандарты подсистемы “0” устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологии в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.
Стандарты подсистемы “1” Устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов.
Стандарты подсистемы “2” устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.
Стандарты подсистемы “3” устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты подсистемы “4” устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности.
Стандарты подсистемы “5” устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.
Управление, контроль и надзор в области охраны труда регламентируются Трудовым кодексом РФ. Регулирование законодательства об охране труда осуществляется Трудовым кодексом, федеральными законами, Указами президента РФ и т.д.
Нормативно-правовые акты в области охраны труда всех ветвей государственной власти не должны противоречит Трудовому кодексу РФ.
4. Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям.
Правовую основу защиты в ЧС составляет отдельные разделы законов «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике, порядку действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В этом Законе определены общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан России, иностранных лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, воздушного пространства в пределах РФ и его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающее природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.
Постановлением Правительства РФ утвержден Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, который определяет основные задачи, формы и методы подготовки населения РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
Постановлением от 24 июля 1995 года «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций:
· Обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций;
· Обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
· Ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
· Подготовка учащихся образовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляемая в учебное время по образовательным программам защиты от чрезвычайных ситуаций.
5. Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности.
Основные направления действий по сохранению и укреплению здоровья работающего населения должны исходить из того, что решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по увеличению валового внутреннего продукта до 2010 года в два раза, созданию устойчивой финансово-экономической и ресурсной базы государства представляется возможным лишь при сохранении и укреплении трудового потенциала страны, как важнейшей производительной силы общества, определяющей ее национальную безопасность.
Реализация государственной социальной политики в этом направлении предполагает осуществление всего комплекса мер - политических, экономических, экологических, технологических, правовых, социальных, научных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, минимизацию воздействия вредных и неблагоприятных производственных, экологических, поведенческих и других факторов, сохранение и укрепление физического и психического здоровья работников, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности, достижение оптимального качества жизни, эффективности производственной и иной деятельности населения.
Приоритетными действиями в этом направлении на период 2004−2015 годов является подготовка и реализация Президентской Программы «Здоровье работающего населения России», включающей в себя следующие ключевые задачи:
В области совершенствования законодательно-правовой базы в сфере технического регламентирования условий труда и развития промышленных технологий, взаимоотношений "работодатель – работник – государство", охраны здоровья работающих и формирования системы медико-социальной защиты работающих и пострадавших на производстве:
Разграничение полномочий и координация функций субъектов управления на федеральном, региональном, муниципальном уровнях по обеспечению безопасности труда и охраны здоровья работающих.
Формирование системы и методологии технического регулирования в части разработки и применения требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению и перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, безопасных для здоровья и жизни работников с учетом минимизации риска причинения вреда.
Разработка организационно-правовых аспектов осуществления социального аудита на предприятиях крупного, среднего и малого бизнеса.
Совершенствование налоговой политики, призванной стимулировать работодателя к проведению мер по повышению эффективности производственной сферы, внедрению современных безопасных производственных технологий, улучшению условий и охраны труда, совершенствованию медико-санитарного обеспечения работающих и приведению его в соответствие с потребностью реформируемых производств и международными нормами и требованиями.
Формирование нормативно-правовой базы медико-санитарного обеспечения работающих на различных этапах медико-профилактической помощи с учетом профессиональных и иных рисков, возрастно-стажевых групп работников и организационно-правовых форм предприятий.
Совершенствование правил отнесения отраслей экономики к классу профессионального риска на основе оценки условий труда, медико-биологических и статистических показателей.
В области научного и научно-методического обеспечения мер по охране здоровья работающего населения:
Разработка научно-обоснованных подходов к оценке здоровья и управлению профессиональными рисками с учетом отечественного опыта и современных концепций ВОЗ, МОТ, директив Евросоюза.
Оценка условий труда работающих, их взаимосвязи с формированием профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.
Разработка научно-обоснованной стратегии по созданию условий для формирования здорового, социально эффективного жизненного стиля трудоспособного населения.
Разработка и реализация адекватных медико-организационных технологий по снижению негативного влияния условий труда и характера трудового процесса на здоровье работающих, своевременному выявлению и лечению профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, сохранению трудового потенциала.
Разработка медико-гигиенических подходов к сохранению репродуктивного здоровья работающих и критериев оценки риска его нарушения.
Разработка физиолого-эргономических аспектов улучшения здоровья работающих и медико-биологических требований к средствам коллективной и индивидуальной защиты.
В области создания здоровых и безопасных производственных технологий и условий труда на предприятиях различных отраслей хозяйственного комплекса и формирования контрольно-разрешительной системы на рынке труда:
Создание системы государственной экспертизы условий труда, включающей в себя все основные аспекты допуска к производственной деятельности, контроля за влиянием производственных факторов на состояние здоровья работающих.
Введение в действие системы сертификации работ по охране труда (ССОТ).
Усиление предупредительных мер, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках социального страхования от профессиональных рисков.
В области повышения качества жизни на производстве:
Осуществление мер по формированию здорового социально-психологического микроклимата в производственных коллективах, проведению психоэмоциональной разгрузки.
Создание медицинских учреждений нового типа (центров медицины труда, центров медико-социальной реабилитации и др.).
Создание условий для занятий оздоровительной гимнастикой.
Обеспечение работающих, особенно во вредных и опасных условиях труда, рациональным, в том числе лечебным питанием.
Формирование системы медико-социальной и профессиональной реабилитации работающих и пострадавших на производстве, включая:
1) формирование реабилитационной базы для оздоровления работающих (центров здоровья, санаториев-профилакториев, санаторно-курортных учреждений) и совершенствование их деятельности;
2) создание рабочих мест для использования остаточной трудоспособности пострадавших на производстве;
3) формирование системы переобучения иным специальностям лиц, пострадавших на производстве.
Разработка и реализация эффективной социальной защиты работающих подростков, женщин и инвалидов, и др.
Разработка отраслевых, региональных, местных инвестиционных проектов по реализации отдельных направлений федеральной и региональных программ «Здоровье работающего населения России на 2004−2015 годы» с привлечением к их обеспечению работодателей, государственных и общественных организаций.
Заключение.
Управление безопасностью жизнедеятельности включает законодательную, нормативную и организационную основу, свои руководители и контролирующие органы, которые осуществляют свои функции на различных уровнях.
В обеспечении безопасности участвуют международные организации, государство, граждане и общественные организации. На уровне национальной безопасности России система управления включает государственные органы и общественные структуры, законные силы и средства, обеспечивающие защиту национальных ресурсов и ценностей, а также общественные и личные интересы от внутренних и внешних угроз. Основными направлениями являются обеспечение охраны окружающей среды, охрана труда прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, правовую основу которых составляют законы и законодательные акты Российской Федерации.
6. Список используемой литературы.
1. Шлендер П.Э., Маслова В.М., Подгаецкий С.И. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 208с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М.: Изд. дом «Дашков и Ко», 2005г.
3. Русак О.Н., Маланян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Лань, 2004г.
4. www.uvao.ru