Оглавление
Введение.............................................................................................................. 3
Понятие нотариата........................................................................................ 4
Задачи и принципы нотариального производства....................................... 5
Нотариальная палата: понятие, структура, функции............................ 11
Заключение....................................................................................................... 19
Задача № 1........................................................................................................ 20
Задача № 2........................................................................................................ 21
Библиография.................................................................................................. 23
Введение
В последние годы в деятельности нотариата произошли определенные перемены. В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства, возникла необходимость реформирования нотариата. И в настоящее время российский нотариат претерпевает ряд существенных изменений, что делает выбранную мной тему актуальной. Ещё актуальность объясняется и тем, что уже давно назрела необходимость принятия Федерального Закона о нотариате. В этом законе хотелось бы увидеть определённый перечень сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, а также чёткий ответ на вопрос, касающийся ответственности нотариуса.
Целью данной работы является изучение и анализ деятельности нотариата в России.
Для достижения указанной цели задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- раскрыть понятие нотариата;
- исследовать историю становления нотариата в России;
- описать задачи и принципы нотариального производства;
- охарактеризовать нотариальную палату: понятие, структура, функции.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассказывается о истории нотариата и его мировом опыте.
Во второй главе рассматриваются такие вопросы как: задачи российского нотариата, которые ставит перед ним нынешняя действительность; права и обязанности нотариуса, а также гарантии нотариальной деятельности и место нотариата в системе государственных органов. И, кроме того, хотелось бы провести параллель (хотя это не является прямой целью данной работы) между государственным нотариатом и частным, который совсем недавно вновь занял место в системе государственных органов России; показать плюсы и минусы государственного и частного нотариата.
Понятие нотариата
Защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций в Российской Федерации возложена на различные органы, к которым относится и нотариат. Термин "нотариат" происходит от латинского "notarius", что означает писец, секретарь.[1] Во-первых, нотариат представляет собой систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, освидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнения других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Это не только государственные нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой, в эту систему входят и должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий; должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, которые совершают нотариальные действия на территории других государств; правом совершать отдельные нотариальные действия наделены главные врачи, их заместители по медицинской части, дежурные врачи больниц, других стационарных учреждений, а также директора и главные врачи домов для престарелых и инвалидов, командиры воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений и ряд других лиц. Должностные лица органов исполнительной власти могут совершать нотариальные действия в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.[2] По своему характеру и выполняемым функциям нотариат относится к числу органов государственного управления. Это обусловлено тем, что совершение нотариальных действий возможно только органом, обладающим определенными властными полномочиями (например, властное подтверждение в бесспорном порядке субъективных прав и обязанностей физических и юридических лиц, принятие охранительных мер путем наложения запрещений и ареста на имущество и др.).[3] Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность. И в первую очередь, деятельность нотариата в нашей стране организована в соответствии с требованиями Основ законодательства о нотариате. Однако не следует считать, что только названный Закон регулирует деятельность нотариуса. Круг законодательных актов, так или иначе организующих деятельность нотариуса или совершение конкретных нотариальных действий, достаточно широк.
Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является продолжением, детализацией функции Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции РФ. С другой стороны нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте.
Поэтому их деятельность тесно соприкасается - суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд; руководствуются нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др. В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на предупреждение гражданских нарушений в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер.
Итак, мы установили, что нотариат - это, прежде всего, система государственных органов, наделенных действующим законодательством правом совершать нотариальные действия, а также это отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность. Но характеристика этого понятия была бы не полной без экскурса в историю российского нотариата.
Задачи и принципы нотариального производства
Согласно законодательству о нотариате, нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.
Необходимость в обеспечении защиты прав и интересов, более точно в охране прав и интересов, важна для каждого. Это может быть убежденность в действительности приобретенных прав, например права на имущество, или в подлинности подписи на документе или самого документа. Эту социальную потребность и обеспечивает законодательство о нотариате и его деятельности.
Охрана прав осуществляется посредством совершения нотариусом заранее предусмотренных законом нотариальных действий. Основами законодательства о нотариате предусматривается 20 видов нотариальных действий (ст.ст. 35-36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Их количество и перечень не являются исчерпывающими. Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия. Нотариальные действия классифицируются по их целенаправленности:
нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорного права;
нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных фактов;
нотариальные действия по приданию долговым и платежным документам исполнительной силы;
охранительные нотариальные действия. К ним обычно относят: принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения и принятие документов на хранение.
Данная классификация в известной мере носит условный характер, так как все без исключения нотариальные действия в широком смысле являются правоохранительными.
Нотариальные действия, составляющие в совокупности предметную компетенцию нотариата, эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов в том случае, если эти действия применяются в соответствии с заранее установленными законом правилами их совершения. Между участниками нотариального производства возникают взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных процедурных или, более правильно, процессуальных правоотношений. Права и обязанности участников этих правоотношений, с одной стороны, гарантируют защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций при совершении нотариальных действий, а с другой - обеспечивают реализацию нотариальной функции.
Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением одинакова. Общими для них являются и правила совершения нотариальных действий, и правовая сила нотариальных актов. Следовательно, с появлением в законодательстве о нотариате в Российской Федерации нотариуса, занимающегося частной практикой, юрисдикционная природа нотариата в России не изменилась. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба Российской Федерации (ст. 2 Основ) и совершает все предусмотренные законом нотариальные действия от имени государства. В отличие от нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную имущественную ответственность по решению суда и в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречии с действующим законодательством (ст. 17 Основ). Такая ответственность вполне закономерна, поскольку источник финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, - денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера. После уплаты налогов и других обязательных платежей они поступают в собственность нотариуса.
Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является продолжением, детализацией функций Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации. С другой стороны, нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается: суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др.
В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер. Нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей участников сделки, время и место ее совершения и другие обстоятельства, официально зафиксированные нотариусом, являются очевидными и достоверными. Предмет нотариальной деятельности - дела, в которых отсутствует спор о праве гражданском. Если в ходе выполнения нотариальных действий такой спор возникает, то он должен быть рассмотрен в суде, а само нотариальное действие в этом случае приостанавливается.
Защита субъективных прав и охраняемых интересов граждан и организаций в Российской Федерации возложена на различные органы, к которым относится и нотариат (от латинского слова «nota» — «знак»). В Древнем Риме нотариусами называли писцов, составляющих проекты сделок и употреблявших для скорости записи стенографические знаки. Отсюда и notarius — нотариус, notarialis — нотариальный.
В повседневной жизни граждане, используя конституционные права, вступают в различные правоотношения друг с другом или с различными организациями. Эти отношения, как правило, оформляются путем заключения договоров. Чтобы создать гарантию соблюдения законных прав и интересов граждан и юридических лиц, государство установило, что некоторые виды договоров между, перечисленными субъектами приобретают силу только после удостоверения под страхом недействительности ряда гражданско-правовых сделок.
Для принудительного взыскания по некоторым документам бесспорного характера не требуется обращения в суд для вынесения судебного решения, достаточно получить на документе исполнительную надпись нотариального органа. Нотариальные органы принимают также меры по охране наследственного имущества. На них возложено совершение и других действий.
Нотариат представляет собой систему органов, которая охватывает:
• нотариальные конторы (государственные и частные);
• органы исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов;
• консульские учреждения.
По своему характеру и выполняемым функциям нотариат относится к числу органов государственного управления. Это обусловлено тем, что совершение нотариальных действий возможно только органом, обладающим определенными властными полномочиями (например, властное подтверждение в бесспорном порядке субъективных прав и обязанностей физических и юридических лиц, принятие охранительных мер путем наложения запрещений и ареста на имущество и др.).
Новые законы Российской Федерации, принятые в начале 90-х •годов, такие как о собственности, об аренде, о земле, об акционерных обществах, о ценных бумагах, о предпринимательстве, о приватизации и др., связанные с переходом страны к рыночным отношениям, позволили значительно усилить влияние нотариата на укрепление гражданско-правовых отношений, расширить круг совершаемых нотариальных действий, увеличить количество удостоверяемых договоров, соглашений, доверенностей и иных сделок, ввести в гражданский оборот неизвестные ранее виды юридических документов.
Нотариат является одной из составляющих правового механизма рыночной экономики. Существовавшая на территории Российской Федерации система государственных нотариальных контор не в полной мере соответствовала новым экономическим отношениям. Законом РФ от 11 февраля 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» ликвидирована монополия государственных органов на совершение нотариальных действий. Параллельно с существующей системой государственных нотариальных контор создан институт нотариусов, занимающихся частной практикой, который имеет некоторые особенности, обусловленные его положением в системе нотариальных органов. Деятельность нотариуса, занимающегося частной практикой, базируется не на бюджетном финансировании.
Нотариус, занимающийся частной практикой, самостоятельно организует свою работу, нанимает и увольняет работников, обеспечивает материально свою профессиональную деятельность.
В то же время государство сохраняет за собой решение некоторых вопросов по урегулированию деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой:
а) установление особого порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса;
б) наделение нотариуса полномочиями на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии;
в) контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами и др.
Нотариальные действия - действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, защите бесспорных прав, охране имущества и содействию в исполнении отдельных обязанностей.
Организация и деятельность нотариата в России регулируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) от 11 февраля 1993 г., Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденной Министерством юстиции РСФСР от 6 января 1987 г., Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденной Министерством юстиции РФ 19 марта 1996 г. и другими нормативными актами.
В Основах законодательства о нотариате (ст. 35, 36) предусматривается 20 видов нотариальных действий. Их перечень не является исчерпывающим. Законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия. Нотариальные действия классифицируются по их направленности:
- удостоверительные нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных прав и фактов;
- обеспечительные нотариальные действия по приданию долговым и платежным документам исполнительной силы, содействие исполнению отдельных обязанностей;
- охранительные нотариальные действия, к числу которых обычно относят принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества и принятие документов на хранение.
Эта классификация не имеет строгого критерия и служит не столько научному анализу нотариальных действий, сколько лучшему пониманию и запоминанию столь обширного их перечня.
Нотариальные действия от имени государства совершают:
- нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.
Государственные нотариальные конторы обладают максимально допустимой компетенцией по совершению всех видов нотариальных действий. Исключительную компетенцию государственных нотариальных контор составляет выдача свидетельств о праве на наследство и принятие мер к охране наследственного имущества (ст. 36 Основ).[4]
Частные нотариусы наделяются таким же объемом прав, что и государственные нотариусы, в отношении нотариальных действий, входящих в их компетенцию.
Помимо правил предметной компетенции существуют правила, разграничивающие компетенцию нотариусов территориально. Каждый нотариус, как правило, действует в пределах определенной территории (нотариального округа). Любое из предусмотренных законом нотариальных действий может быть выполнено любым нотариусом по месту обращения. Однако для отдельных нотариальных действий закон устанавливает строго определенное место совершения (ст. 36, 56, 62-64, 69, 70, 74, 75, 87, 96, 109 Основ).
В населенных пунктах, где нет нотариусов, их функции в определенных пределах совершают должностные лица местной администрации.
Эти лица вправе совершать только следующие нотариальные действия:
1) удостоверение завещания;
2) удостоверение доверенности;
3) принятие мер к охране наследственного имущества;
4) свидетельствование верности копий документов и выписок из них;
5) свидетельствование подлинности подписи на документах.
Законодательными актами Российской Федерации на указанных должностных лиц органов исполнительной власти может быть возложено совершение и иных нотариальных действий. Совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти (или распоряжением его руководителя) на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти (далее - должностные лица) только в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.
Должностные лица консульских учреждений Российской федерации вправе совершать 16 видов нотариальных действий. Они не могут совершать действий по удостоверению договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, по наложению и снятию запрещения отчуждения имущества, по передаче заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, по совершению морских протестов, по предъявлению чеков к платежу и удостоверению неоплаты чеков.
Между участниками нотариального производства возникают взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных процедурных, процессуальных по своей природе правоотношений.
Нотариальные действия совершаются при соблюдении условий и в порядке, указанных в законе, в заранее установленной последовательности и по строго регламентированным правилам, отступление от которых ведет к недействительности нотариального акта.
Некоторые нотариальные действия носят обязательный характер и не допускают никакой альтернативы под угрозой ничтожности (удостоверение завещаний, протест векселей, морские протесты и др.). Другие нотариальные действия (по удостоверению бесспорных прав и фактов) производятся по желанию лиц, обращающихся с просьбой об их совершении. Нотариальное действие придает фактам и документам характер неопровержимости обычными средствами доказывания и повышает уровень доверия к ним в гражданском обороте.
Нотариат в своей деятельности тесно связан с судами общей юрисдикции. С одной стороны, суд рассматривает жалобы на действия нотариусов либо на отказ в их совершении. С другой стороны, суд сегодня получил право совершать действия, направленные на принудительное осуществление отдельных бесспорных прав (выдача судебных приказов), в том числе и на основании нотариальных действий (нотариально удостоверенных сделок, протестов векселей). Кроме того, суды обеспечивают защиту прав там, где нотариус оказывается бессильным, поскольку нотариальный орган удостоверяет только бесспорные факты на основании личного восприятия либо на основании соответствующих документов. Если же отсутствуют документы, подтверждающие тот или иной юридический факт, он может быть установлен судом в порядке особого либо искового производства.
Нотариальная палата: понятие, структура, функции
Нотариальная палата является некоммерческой организацией, наделенной правами юридического лица после государственной регистрации. Она обладает обособленным имуществом, имеет печать со своим наименованием, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, заниматься производственной, хозяйственной и предпринимательской деятельностью, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах. Палата действует на основе самофинансирования, доходы направляются только на осуществление уставных целей.
Региональная нотариальная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате и своим уставом.
Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений, о чем соответствующий орган юстиции выдает свидетельство о регистрации устава общественного объединения.
Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.
Законодательством республик в составе Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.
Нотариальная палата организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, поскольку современный нотариус обязан быть специалистом очень высокой квалификации. Стажировка и учеба тем самым перестанут быть формальностью, превратятся в мощное средство подготовки новых нотариусов. Переподготовка нотариусов, занимающихся частной практикой, также возложена на нотариальную палату. Повышение квалификации нотариусов в значительной степени будет способствовать необходимой унификации нотариальных документов и формированию единой нотариальной практики.
Важный вопрос в деятельности нотариальной палаты - возмещение затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов. В связи с развитием частной собственности на землю, жилье, средства производства, договорной системы, с восстановлением вексельного и залогового права необходимость в проведении указанных экспертиз будет постоянно возрастать.
Кроме того, нотариальная палата проводит работу по кодификации законодательства, связанного с осуществлением нотариусами своей профессиональной деятельности, обобщает опыт работы нотариусов, подготавливает и издает рекомендации и иную необходимую справочно-информационную литературу.
Законодательством республик в составе Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие полномочия нотариальной палаты.
Организация деятельности региональной нотариальной палаты невозможна без руководящих органов нотариального самоуправления. Согласно ст. 26 Основ высший орган нотариальной палаты - собрание ее членов. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса - правом совещательного голоса.
В период между собраниями деятельностью нотариальной палаты руководят избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью нотариальной палаты осуществляет избранная собранием ревизионная комиссия.
Полномочия всех органов нотариальной палаты регламентируются ее уставом.
Собрание членов нотариальной палаты избирает правление, президента и ревизионную комиссию; утверждает смету доходов и расходов нотариальной палаты и ее штатное расписание на год; заслушивает отчеты правления, президента и ревизионной комиссии; рассматривает жалобы на постановления и решения правления; определяет размеры членских взносов и других платежей; вносит изменения и дополнения в устав нотариальной палаты; утверждает кодекс профессиональной этики нотариусов.
Правление нотариальной палаты избирается собранием членов нотариальной палаты из числа нотариусов, обладающих правом решающего голоса, по предложению президента. Правление избирается в определенном количественном составе и на определенный срок. Оно правомочно принимать решения при наличии кворума большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов рассмотрение вопроса переносится на очередное заседание правления с вызовом отсутствующих членов правления. Заседания правления проводятся не реже одного раза в месяц.
Правление нотариальной палаты созывает собрание членов нотариальной палаты; подготавливает вопросы, выносимые на рассмотрение собрания; организует выполнение решений собрания и требований устава нотариальной палаты; совместно с органом юстиции осуществляет контроль за исполнением нотариусами правил нотариального делопроизводства; организует проверки и осуществляет контроль за исполнением профессиональной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой; в предусмотренных Основами случаях заявляет в суд иски о лишении нотариусов права нотариальной деятельности; образует комиссии, секции и другие структурные подразделения нотариальной палаты для оказания помощи в выполнении возложенных на правление задач; подготавливает материалы по вопросам, отнесенным к компетенции собрания; организует мероприятия по повышению профессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой; осуществляет взаимодействие с Федеральной нотариальной палатой; распоряжается средствами нотариальной палаты в соответствии с утвержденной сметой; создает и ликвидирует в установленном законодательством порядке предприятия, а также учреждения и организации сферы социально-бытового комплекса, необходимые для выполнения уставных задач нотариальной палаты; рассматривает жалобы на действия нотариусов, занимающихся частной практикой; рассматривает дела о дисциплинарных проступках членов нотариальной палаты и налагает на виновных дисциплинарные взыскания; рассматривает по поручению членов нотариальной палаты другие вопросы, связанные с деятельностью палаты; совместно с соответствующим органом юстиции определяет численность нотариусов в регионе.
Деятельность правления нотариальной палаты осуществляется на основе коллегиального руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами нотариальной палаты и широкого привлечения нотариусов к работе нотариальной палаты.
Президент нотариальной палаты избирается из числа нотариусов, занимающихся частной практикой, собранием членов нотариальной палаты на определенный срок.
Президент нотариальной палаты руководит работой правления; представляет свою региональную нотариальную палату в Федеральной нотариальной палате, в международных организациях нотариусов, органах государственной власти, хозяйственных и общественных структурах, ведет от имени нотариальной палаты переписку; организует проверку жалоб и иных материалов о действиях нотариусов, занимающийся частной практикой, и вносит соответствующие предложения на рассмотрение правления; председательствует на заседаниях правления нотариальной палаты; является распорядителем кредитов и ведет финансово-хозяйственную деятельность в пределах утвержденной собранием членов нотариальной палаты сметы; осуществляет контроль за исполнением решений собраний и постановлений правления.
При большом объеме текущей работы в региональной нотариальной палате может быть избран вице-президент на тот же срок, что и президент нотариальной палаты.
Нотариальная палата, осуществляя контроль за профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой, в соответствии со ст. 28 Основ имеет право истребовать от нотариуса или лица, временно заменяющего отсутствующего нотариуса, представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности. В необходимых случаях нотариус или лицо, временно его заменяющее, обязаны дать личные объяснения в нотариальной палате. Это требование касается и случаев несоблюдения ими положений кодекса профессиональной этики нотариусов.
Нотариальная палата вправе передать полученную информацию страховым организациям в том объеме, в котором это необходимо для осуществления страхования профессиональной деятельности нотариуса.
Должностные лица аппарата нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий, которая им стала известна в результате исполнения своих служебных обязанностей, и не причинять нотариусу ущерба; в противном случае виновные должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так же, как региональные нотариальные палаты, Федеральная нотариальная палата - некоммерческая организация, наделенная правами юридического лица после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Но Федеральная нотариальная палата объединяет не физические, а юридические лица - региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате также является обязательным.
Федеральная нотариальная палата обладает правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью, т.е. имеет рублевые и валютные счета, круглую печать, бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные реквизиты, требующиеся для ведения финансовой и хозяйственной деятельности. Она вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности.
При возникновении необходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеет право вести предпринимательскую деятельность, создавать с этой целью различные предприятия и приобретать необходимое оборудование, при этом ее имущество не облагается налогом на имущество предприятий. Предприятия и учреждения Федеральной нотариальной палаты, обладающие правами юридического лица, имеют право полного хозяйственного ведения или оперативного управления на закрепленное за ними имущество.
Федеральная нотариальная палата осуществляет свою внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность в установленном законом порядке и в определенных ее уставом целях. Она имеет право приобретать, арендовать и отчуждать строения и имущество, приобретать акции и другие ценные бумаги, заключать договоры, получать и предоставлять кредиты, предъявлять и отвечать по искам в судах, в том числе арбитражных и третейских, представлять интересы палаты за рубежом, а также вести другую деятельность, не противоречащую действующему законодательству Российской Федерации и ее уставу.
Устав Федеральной нотариальной палаты принимается собранием представителей всех региональных нотариальных палат, входящих в ее состав, и регистрируется Министерством юстиции Российской Федерации.
Изменения и дополнения в устав вносятся исключительно собранием представителей нотариальных палат, если за них проголосовало не менее двух третей представителей.
Федеральная нотариальная палата может быть ликвидирована только по решению собрания. Оставшиеся после ликвидации палаты имущество и средства направляются на цели, предусмотренные ее уставом.
Важную роль в обеспечении самоуправления нотариата играет Федеральная нотариальная палата, полномочия которой определяются ст. 30 Основ и ее уставом.
В соответствии с действующим законодательством Федеральная нотариальная палата осуществляет координацию деятельности региональных нотариальных палат; представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов, а также страхование нотариальной деятельности; представляет интересы региональных нотариальных палат в международных организациях.
Кроме того, Федеральная нотариальная палата оказывает содействие нотариусам, являющимся членами региональных нотариальных палат, в юридической, социальной и материальной защите их профессиональных прав, улучшении условий труда, а также по другим вопросам, связанным с их нотариальной деятельностью. Каждому нотариусу, являющемуся членом региональной нотариальной палаты, предоставляется право обращаться по любым вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью, в исполнительные и контрольные органы Федеральной нотариальной палаты, которые обязаны обеспечить их оперативное и объективное рассмотрение.
Статья 31 Основ устанавливает, что высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание (съезд) представителей всех региональных нотариальных палат, а в период между собраниями ее деятельностью руководит правление.
Собрание (съезд) представителей нотариальных палат созывается не реже одного раза в год. Возможно проведение и внеочередных собраний. Собрание правомочно принимать решения, если в его работе участвуют представители не менее двух третей нотариальных палат. Оно созывается правлением Федеральной нотариальной палаты. Все решения принимаются простым большинством голосов. Порядок и форма голосования определяются непосредственно на собрании.
Внеочередное собрание представителей нотариальных палат созывается по инициативе правления или одной четверти региональных нотариальных палат.
Собрание представителей нотариальных палат может принимать к своему рассмотрению любой вопрос деятельности Федеральной нотариальной палаты, а к его исключительной компетенции относятся: определение приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты; избрание правления, президента и ревизионной комиссии; заслушивание отчетов правления, президента и ревизионной комиссии; рассмотрение споров и разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами; определение размера членских взносов и других платежей; прием в члены Федеральной нотариальной палаты; внесение изменений и дополнений в устав; принятие решений о прекращении деятельности и ликвидации Федеральной нотариальной палаты.
Исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты является правление, которое избирается собранием представителей нотариальных палат. Число членов правления также определяется собранием. Правление правомочно принимать решения, если в его работе принимает участие две трети избранных членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов правления. К компетенции правления Федеральной палаты относятся: созыв собрания представителей нотариальных палат; подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение собрания; определение конкретных путей реализации требований устава; организация выполнения решений собрания и требований устава; разработка предложений о внесении изменений и дополнений в устав Федеральной нотариальной палаты; образование комиссий, секций и других структурных подразделений Федеральной нотариальной палаты; подготовка материалов по вопросам, отнесенным к компетенции собрания; повышение профессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой; проведение проверок деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой; осуществление взаимодействия с Министерством юстиции Российской Федерации и региональными органами юстиции в решении вопросов организации нотариальной деятельности; организация взаимодействия с международными организациями нотариусов.
Высшей исполнительной властью обладает президент Федеральной нотариальной палаты. Он руководит работой правления. Президент избирается тайным голосованием собранием представителей нотариальных палат на пять лет. В его функции входит представление Федеральной нотариальной палаты в международных организациях нотариусов, органах государственной власти Российской Федерации, хозяйственных и общественных структурах, а также ведение переписки от имени палаты.
Для обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью правления и президента на собрании представителей нотариальных палат простым большинством голосов избирается ревизионная комиссия. Кандидаты в состав комиссии делегируются региональными нотариальными палатами по равной квоте, устанавливаемой собранием. Ревизионная комиссия контролирует выполнение уставных требований, оперативную деятельность исполнительных органов Федеральной нотариальной палаты и отчитывается о результатах своей работы перед собранием представителей нотариальных палат.
Все члены Федеральной нотариальной палаты имеют равные права по созданию выборных органов палаты и участию в их работе. Они имеют право участвовать в обсуждении любых вопросов деятельности палаты, обращаться во все ее выборные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в исполнительные и контрольные органы. Однако они обязаны соблюдать Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, закрепленные в них принципы создания и деятельности Федеральной нотариальной палаты, а также требования устава палаты. При голосовании каждый член Федеральной нотариальной палаты имеет один голос.
Средства Федеральной нотариальной палаты образуются за счет членских взносов, предусмотренных ст. 32 Основ, доходов от издательской и хозяйственной деятельности ее предприятий и организаций, дивидендов созданных ею акционерных обществ, процентных начислений на выданные кредиты, вклады и ценные бумаги, полученной арендной платы, благотворительных и социальных ассигнований и пожертвований, иных не противоречащих законодательству Российской Федерации поступлений.
Итак, нотариат не образует самостоятельной ветви власти. Его деятельность, осуществляемая от имени государства, может быть доверена не только лицу, состоящему на государственной службе, но и лицу, занимающемуся частной практикой. В последнем случае полномочия нотариусов реализуются не на принципах бюджетного финансирования, а на основе самоокупаемости. Правовое регулирование деятельности нотариата отнесено законодателем к совместному ведению Федерации и ее субъектов, которые в пределах своего ведения могут нормировать отдельные стороны этой деятельности. Кроме того, функции нотариата не имеют исключительного характера, они могут быть реализованы и иными компетентными органами и должностными лицами. Так, при отсутствии в регионе государственных и частных нотариусов, действия такого рода вправе совершать должностные лица исполнительной власти и консульских учреждений, а в отдельных случаях - лица, которым данное право предоставлено федеральным законодательством.
Заключение
Российский нотариат представляет собой, прежде всего, систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельств с документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой регулируются нотариальная деятельность.
История российского нотариата начинается с шестнадцатого века. У него были и времена взлета, и времена, когда он как институт переставал существовать в нашей стране (после Революции 1917 года) или его роль заметно уменьшалась в системе государственных органов. После принятия Положения о государственном нотариате в 1922 году в России на долгие годы утвердился государственный нотариат. Так было вплоть до 1993 года, когда были приняты Основы законодательства РФ о нотариате и в нашу страну вернулся частный нотариат, и он стал существовать наравне с государственным.
Вопрос о правовой природе нотариальной деятельности является сейчас особенно актуальным, так как, относя нотариат в публично-правовым институтам, государство обязано регулировать численность нотариусов в нотариальных округах, устанавливать обязательные размеры нотариальных тарифов и жестко контролировать их уплату, возложить на нотариат необходимость предоставления льготного обслуживания малообеспеченных граждан, определив при этом критерии малообеспеченности и т.д. С другой стороны, отнесение нотариата к частноправовым институтам должно сопровождаться прежде всего отменой обязательных нотариальных тарифов (предоставив рынку возможность регулировать их размер самостоятельно), отказом от оказания бесплатной нотариальной помощи льготной категории граждан и организаций (равно как и юридическое консультирование в процессе осуществления нотариального удостоверения должно быть платным), отменить законодательное регулирование численности нотариусов в каждом нотариальном округе, простимулировав таким образом развитие коммерческой конкуренции среди нотариусов и т.д.
10 декабря 2004 года прошло очередное собрание представителей нотариальных палат субъектов РФ, где была принята резолюция "Об основных направлениях развития нотариата", которая, приняла решение о подготовке нового федерального закона о нотариальной деятельности и обозначила его основные приоритеты.
Задача № 1
5 октября 1999г. в нотариальную контору было подано заявление Суржиковым С.П. о выдачи свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти Ермиловой А.П., последовавшей 10 апреля 1999г. В подтверждение наследственных прав Суржиковым С.П. было представлено завещание Сидоровой А.П., удостоверенное 6 января 1999г. администрацией поселка Кукарекова г. Екатеринбурга Свердловской области по реестру № 456.
Администрация поселка Кукареково не входит в систему органов исполнительной власти Свердловской области, а является муниципальным образованием, входящим в г. Екатеринбург. Поселок Кукареково является в соответствии со ст. 15 Устава г. Екатеринбурга частью Екатеринбурга.
Как должен поступить нотариус с заявлением Суржикова?
Составьте соответствующее постановление.
Ответ:
Согласно ст. 70 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.) выдача свидетельства о праве на наследство производится в сроки, установленные законодательными актами Российской Федерации.
На основании ст. 1163 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства.
На основании п. 7 ст. 1125 ГК РФ в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации, завещание может быть удостоверено вместо нотариуса соответствующим должностным лицом с соблюдением правил настоящего Кодекса о форме завещания, порядке его нотариального удостоверения и тайне завещания.
Следовательно, в данном случае нотариус должен выдать свидетельство о праве на наследство по завещанию.
Задача № 2
Трубачев М.Г. имел денежный вклад в Ленинском отделении Сбербанка РФ № 7624/2074 г.Екатеринбург на сумму 3 тыс.руб. После смерти Трубачева М.Г. его жена обратилась к нотариусу г.Екатеринбурга Толоконцевой Т.С. с заявлением о выдачи свидетельства о праве собственности.
Определите размер доли в указанном имуществе, причитающейся Трубачевой Н.Е., и составьте свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу.
Ответ:
На основании ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).
Следовательно, в данном случае Трубачева Н.Е. имеет право на 1,5 тыс. руб.
Свидетельство
о праве собственности на долю в общем
имуществе супругов, выдаваемое
пережившему супругу
г._______________ __________________ (дата прописью)
Я, ______________________________________________________, нотариус
____________________________ нотариальной конторы, удостоверяю, что
согласно Брачному контракту, заключенному между супругами, г-же ________
_______________________________________________________________________,
прож.:_________________________________________________________________,
являющейся пережившей супругой г-на ___________________________________,
умершего ___________________________________________, принадлежит право
собственности на 1/2 (одну вторую) долю в общем совместном имуществе
приобретенном названными супругами в течение брака.
Общее совместное имущество, право собственности на которое
удостоверяется в указанной доле настоящим свидетельством за
г._________________________________________________________, состоит из
автомобиля марки ____________________ модель __________________, выпуска
года, двигатель N__________, шасси N_________, кузов N__________, госу-
дарственный номерной знак ____________, по оценке _________________
_________ рублей, принадлежащего наследодателю по техническому паспорту
__________________ выданному _____________________ "___"________20___г.
На 1/2 долю автомобиля выдается свидетельство о праве на наследство.
Настоящее свидетельство подлежит регистрации в ГАИ.
________________________________
номер наследственного дела
М.П. Зарегистрировано в реестре за N________________
Взыскано государственной пошлины ______________
по квитанции N_________ от "____"________20__г.
Нотариус: подпись
Библиография
Раздел 1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.)
3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.). " Российская газета " от 20 ноября 2002 г. N 220
4. Соборное уложение 1649 года
Раздел 2. Литература
5. Арбитражный процесс: Учебник для юридических вузов и фак-ов. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. М.К.Треушникова. - М.: Спарк, 1997. - 253 с.
6. Большой юридический словарь. Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.крутских. Изд.2-е перераб. и доп. М.: ИНФРА-М,2001. - 704 с.
7. Гражданский процесс.: Учебник/Под ред. В.А.Мусина, Н.А.Чечиной, Д.М.Чечота. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 1999. - 472 с.
8. Гражданское законодательство и нотариат в России: проблема соответствия (Л.В. Щенникова, "Законодательство", N 11, ноябрь 2002 г.)
9. Михайлова Е.П., Таранина И.В. Справочник по нотариату. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Маркетинг, 2000. - 745 с.
10. Скитович В.В., Мальцева С.В. Нотариат и суд: грани взаимоотношений // Журнал российского права. 2004. N 7.
11. Позитивный потенциал Российского нотариата // эж-ЮРИСТ. 2004. N 50.,
12. Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства РФ о натариате. - М.: Инфра - М., Норма, 1998. - 296 с.
13. Справочник по нотариату / Михайлова Е.П., Таранина И.В. - Новосибирск: ЮКЭА, 1997. - 800 с.
14. Таранина И.В. Справочник по гражданскому процессу. - Новосибирск: ЮКЭА, 2000. - 750 с.
[1] Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: курс лекций. М., 1999. С. 4.
[2] Там же.
[3] Административное право. Учебник. М.: Юридическая литература, 1995. С. 489.
[4] При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение указанных нотариальных действий может быть поручено совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.